Доклад на тему фарфор в китае

Обновлено: 18.05.2024

Изделия из китайского фарфора – это предметы не только обихода, но они являются и произведениями искусства. Все изделия выполнены изящно и точно, формы и линии четки и плавны. Любой человек, увидев эти бесхитростные, но такие причудливые формы, не может пройти равнодушно мимо и не заметить их блистающую красоту, великолепие, величественность, изящность, богатую раскраску.Китайский фарфор и его образование Во времена эпохи неолита наши предки, люди первобытного общества, уже знали, как производить и пользоваться гончарными предметами.

Более 5000 лет тому назад во времена эпохи Шан на основе непрестанного совершенствования производства образовалась китайская специфическая керамика. Процесс обжига гончарных и фарфоровых предметов почти одинаковый. Первобытные фарфоровые предметы получались путем обжига каолина. Во времена эпохи Шан и Чжоу появилась глазурь. Сначала она была одноцветная (сине-голубая), т.к. растворителем являлся оксид кальция и использовался известняк. Но уже во время династии Хань (25–220 гг.) численность расцветок увеличилась, т.к. стали применяться и оксиды свинца. Технология производства керамики и фарфора получила большое развитие в период династии Тан (618–907 гг.). Знаменитый фарфор того времени обжигали гончарные печи (Юйяо – название группы гончарных печей) в Шаосин пров. Чжэцзян. Мастера-гончары строго соблюдали технологию производства (установленные нормы, правила, порядки) и добавляли необходимые компоненты, т.е. различные оксиды в определенном количестве.

Китайский фарфор и история его развития

Самые ранние предметы из фарфора сине-голубого цвета были обнаружены в регионах провинций Хэнань (Синьян), Чжэцзян (Шанюй), Цзянсу (Исин и Нанкин) при раскопках древних захоронений времен эпохи Восточной Хань, Троецарствия, династии Восточной и Западной Цзинь (25–420 гг.). Предметы хорошо сохранились и по ним с точностью можно определить, что стадия первобытного обжига уже давно ушла в прошлое. Все предметы из китайского фарфора привлекают внимание людей, но самое особое внимание уделяют яркой и уникальной расцветке глазури, которая при обжиге получается разноцветной в зависимости от добавок разных компонентов. Цвета, рисунки, изображения, узоры на фарфоровых предметах – это отражение своего времени.

В эпоху Южных и Северных династий (420–589 гг.) традиционные фарфоровые предметы обычно покрыты белой глазурью, но во времена династии Тан производство стало развиваться по двум направлениям, т.е. в основном стали выпускать изделия из белого и сине-голубого фарфора. В 1958 году, обнаруженные при раскопках, предметы времен династии Тан (местность Цзиньдэчжэн, Мэйтин) по качеству обжига уже почти равнялись современному стандарту.

Можно сказать, что времена династии Сун (960–1279 гг.) – это период созревания технологий и производства китайского фарфора. Знаменитые гончарные печи для обжига того времени выпускали продукцию, имеющую оригинальные узоры и цветную глазурь. К примеру, провинция Хэнань (уезд Юй) известна своими печами, т.к. выпускала свою продукцию, на которой, в отличие от других провинций, где преобладал сине-голубой и белый цвет, была в основном глазурь синего, красного и фиолетового цвета.

В истории развития китайского фарфора, времена династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) – это период расцвета. Раннее производство было налажено в естественном порядке. Но к этому времени оно уже было упорядочено, пополнились формы различных предметов, и обогатилась расцветка глазури. К примеру, Цзиндэчжэнь в период династии Мин на основании красной глазури серии Дяояо разработал красную глазурь Сюаньхун (т.е. предметы, покрытые глазурью такого цвета, используются при церемонии поклонения), а на ее основе разработана глазурь Ланъяохун, имеющая ярко-красный, рубиновый цвета. Но всех превзошли мастера гончарного искусства из Цзиндэчжэня, т.к. они уже умели производить очень тонкий полупрозрачный фарфор, через него можно было даже увидеть ноготок пальчика. Во времена династии Мин процесс производства шел в естественном порядке, но во времена династии Цин процесс производства непосредственно стал идти сознательно, под руководством мастеров-умельцев, которые уже приступили к прикладному искусству при изготовлении предметов из фарфора. К примеру, имитация дерева, бамбука, бронзы, жемчуга – это технические новшества в развитии китайского фарфора.

Знаменитые фарфоровые изделия династии Тан

Во времена династии Тан фарфоровые предметы назывались общим именем Тансаньцай. Преобладали белый, зеленый, желтый, синий и фиолетовый цвета, но в основном белый, желтый и зеленый. Эти предметы находили широкое применение в повседневной жизни (вазы, чайники, кувшины, тарелки, чашки и т.д.). Изготовлялись различные фарфоровые статуэтки (люди разного социального положения, возраста и пола, чиновники, военные, охраняющие могилы чудовища, зодиакальные знаки года рождения человека и т.д.).

Прекрасная глазурированная керамика, богатая раскраска, разнообразные изображения в полной мере отражали культуру китайского фарфора и высокое мастерство производства.

Китайский фарфор и его известные гончарные печи

1. Династия Тан

Фарфоровые изделия этого периода разделены на северный и южный стили.

Известные керамические заводы в истории:

-Гончарные печи Синьяо (в уезде Цю провинции Хэбэй), выпускали тонкий белый фарфор со светлой глазурью.

-Гончарные печи Юеяо (в районах Шаосинпровинции Чжэцзян) выпускали тонкий фарфор сине-голубого цвета. В связи с большим потреблением чая обычаями и привычками населения, среди знати правящих кругов постепенно возник большой спрос на специфические чайные и столовые сервизы. Это стимулировало керамическое производство страны в период династии Тан.

-Гончарные печи Цюняо (в уезде Цюнлай провинции Сычуань) производили фарфор сине-голубого цвета, на котором имелись коричневые, зеленоватые пятнышки, и на предметах явно просматривался колорит местности. В этот период фарфор в основном был белого или сине-голубого цвета, хотя уже появилась разноцветная глазурь, которую производили гончарные печи Чанша.

2. Династия Сун

В истории производства китайского фарфора это был период бурного развития, появились гончарные, известные своей продукцией, и образовались несколько направлений, имеющих свои технические особенности. Фарфоровые изделия назывались именами пяти известных гончарных печей того времени (Жуяо, Гуаньяо, Гэяо, Цзюньяо и Динъяо). Гончарные печи Динъяо находились на территории уезда Ян провинции Хэбэй. Керамические изделия Динъяо унаследовали особенности продукции Синьяо времен династии Тан и продолжали непрестанно совершенствовать технологию производства белого тонкого фарфора.

Фарфоровые изделия не только традиционно назывались именами гончарных печей, но и развивались по 6-ти направлениям, непрестанно улучшая свою технологию производства. Они подразделялись на северные (Динъяо, Цычжоуяо), на южные (Цзиндэчжэньяо, Лунцюаньяо) и центральные (Цзюньяо).

Известные гончарные печи этого времени:

-Гончарные печи Динъяо (в уезде Ян провинции Хэбэй) выпускали фарфоровую продукцию в основном белого цвета, но уже появилась черная, коричневая, зеленая глазурь. Легкие глиняные заготовки после обжига превращались в замечательные фарфоровые изделия, тонкие, но не прозрачные, с блестящей стекловидной глазурью. Технология производства Динъяо времен Сун унаследовала традиции, сохранившиеся со времен династии Тан, и продолжала совершенствоваться. Гончарные печи Пиндинъяо, Мэнсяньяо, Янчэнъяо (провинции Шаньси), Пэнсяньяо (провинции Сычуань) относились к этой категории производства.

-Гончарные печи Цзюньяо (провинция Хэнань), Дунгоуяо (провинция Хэнань) выпускали глиняные заготовки коричневого цвета, которые покрывались толстым слоем глазури. Следует отметить, что производилась и разноцветная глазурь, например, сквозь голубоватую синеву проглядывал алый цвет, подобно разливающей вечерней заре.

-Гончарные печи Цзиндэчжэнь находятся в г. Цзиндэчжэнь провинции Цзянси. Во времена династии Сун здесь были основаны казенные гончарни, производящие знаменитый сине-голубой и белый фарфор. Такие же фарфоровые изделия выпускали и Цзичжоуяо (провинция Цзянси), Дэхуаяо (провинция Фуцзянь). После обжига сквозь белизну фарфора проглядывал сине-голубой цвет, глазурь лежала блестящим тонким слоем.

3. Династия Мин

При династии Мин уже были известны многие гончарные печи. К примеру, Юнлэяо (в годы Юнлэ), выпускающие знаменитые фарфоровые изделия изумрудно-зеленого, красного цветов, Сюаньдэяо (в годы Сюаньдэ) – изделия Чэнхуаяо и Цзяцзинъяо, известные своими изяществом и цветами. Эти предметы главным образом применялись при церемонии поклонения.

Во времена династии Мин возникли Шиваньяо (провинция Гуанду, г. Фушань), их называли и Гуанцзюнь. Это были небольших размеров мастерские, где создавались предметы прикладного искусства, статуэтки различных животных и людей. Можно с уверенностью сказать, что это проявление художественного реализма древних времен.

В последние годы династии Сун появились печи для обжига Исиньяо, технология которых получила большое развитие в период династии Мин. Гончарные печи Исиньяо главным образом производили чайную посуду из песчанистой гончарной глины. Чай, заваренный в таком чайнике цвета пурпурного песка, не терял свои вкус, аромат и остывал очень медленно. Чайники и чашки были термостойкие, не давали трещин, когда наливали кипящую воду и не обжигали рук, т.к. их теплопроводность была очень малая. При длительном использовании чайники пропитывались ароматом настолько, что приятно пахли чаем даже тогда, когда его просто наполняли кипятком.

4. Династия Цин

Кроме вышеуказанных государственных гончарен, по всей стране были основаны и другие гончарни, имеющие свою специфику. К примеру, в провинциях Гуандун, Хунань, Сычуань. Фарфоровые предметы отличались не только богатой расцветкой, красивыми узорами, но имели практическое применение и производители уже умели использовать различную гончарную глину для выполнения разнообразных фарфоровых изделий, богатых по содержанию и раскраске.

Китайский фарфор и традиционная культура

Китайское керамическое искусство глубоко отражает нравы, обычаи народа, жизнь общества, проявляет человеческое отношение, эстетическое восприятие и стремление к прекрасному в жизни. Китайский народ во все времена и при любых обстоятельствах всегда стремился к счастью и согласию. Основная тема керамического искусства – изображение праздничных событий, эпизоды счастливой повседневной жизни.

Традиционные понятия о счастье, высоком общественном положении, здоровье, радости, дружбе отражалось на фарфоровых изделиях. К примеру, изображение дракона, льва и слона символизировало власть, силу и предзнаменовало счастье; изображение оленя символизировало высокое общественное положение; феникс означал богатство и почести, успех и верность в любви; белые аисты символизировали благородство и долголетие. Изображения скворцов, сорок, уток-мандаринок, орлов, карпов обозначали возвышение и богатство, верность и любовь. Изображения растений также имели разное значение: пионы означали богатство, лотос означал благородство и чистоту, орхидеи и чудотворная линчжи означали большое потомство и долголетие… Бамбук и цветы, абрикосы и сливы, гранаты и персики и пр. – все имели свои символические значения.

В художественных фарфоровых произведениях часто встречаются красавицы-фэйтянь, свободно летящие по небу и 8 святых, любимые персонажи из народных сказок, на которых народ возлагал свои надежды.

Китайский фарфор и его историческое значение

Изобретение и непрестанно совершенствование технологии производства фарфора в Китае стимулировали развитие керамического производства в мире. Это большой вклад в мировую культуру человечества.

Появление китайского фарфора во многих странах оказывало влияние на образование и развитие фарфорово-фаянсовой промышленности в этих регионах. В 18 веке, когда европейцы еще выясняли тайны керамики, путешественник Марко Поло, возвратившись на родину, в своем дневнике подробно описал китайский фарфор и технологию его производства.

В 1712 г. один из миссионеров-французов посетил Цзиндэчжэнь. Через 7 лет спустя он возвратился в Европу, увез с собой образцы заготовок, глазури, технический материал, относящийся к обжигу фарфора.

Знаменитая керамика династии Тан (Тансаньцай) в Корее стала основой возникшего цветного корейского фарфора, которую назвали Синьлосаньцай.

В середине времен правления династии Мин, японец (китайское имя У Сянжуй) прибыл в столицу фарфоровых изделий Цзиндэчжэнь для того, чтобы перенять мастерство производства китайского фарфора. Через 5 лет, в 1513 г., он возвратился на родину и организовал свое производство. На основании Тансаньцай возникла цветная японская глазурь, которую называли Найлянсаньцай. В 1223 г. японец, перенявший мастерство керамического производства в провинции Фуцзянь, через 5 лет возвратившись на родину, стал производить фарфоровые изделия, покрытые черной глазурью, которые имели большой спрос.

© Материалы, опубликованные на сайте, являются интеллектуальной собственностью и охраняются законодательством об авторском праве. Любое копирование, тиражирование, распространение
возможно только с предварительного разрешения правообладателя.
Информационный портал по Китаю проекта АБИРУС

Китай подарил миру немало удивительных и полезных вещей: компас, порох, бумагу и многое другое. Одним из достижений древних китайских мастеров был и удивительный по своим качествам фарфор. Долгое время технология изготовления фарфора была одной из самых важных государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Лучшие европейские разведки веками охотились за рецептом китайского фарфора. За пределами Китая не раз предпринимались попытки создать аналогичный по характеристикам материал, но долгое время они оставались тщетными

Несмотря на то, что на сегодняшний день все секреты фарфора из Поднебесной давно раскрыты, ещё никто не смог создать более совершенных изделий, чем китайские мастера.

История китайского фарфора

На протяжении веков технология приготовления фарфоровой массы, ассортимент изделий и особенности их раскрашивания менялись. Основные вехи развития фарфорового производства традиционно связывают со сменой императорских династий.

  • Археологические исследования показали, что изготавливать посуду из смеси глины и минерального порошка в Китае начали ещё 20 000 лет назад. Конечно, такие изделия ещё нельзя назвать фарфоровыми, но именно из этой древней технологии позже вырастет развитая фарфоровая промышленность.
  • Династия Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.). При императорах Хань был получен рецепт классической фарфоровой массы. Мастера изготавливали различную посуду, статуэтки и предметы быта.
  • Династии Суй и Тан (III — Х вв.). Мастера стали больше экспериментировать с материалом, например, обжигать его при разных температурах, что позволяло добиться различных цветовых тонов готовых изделий.
  • Династии Сун и Юань (X — XIV вв.). Расцвет фарфоровой промышленности. В эти века мастерские, специализирующиеся на изготовлении фарфора, возникают практически в каждом городе. Появляются региональные художественные школы, а также новые способы росписи и формы. Изделия стали украшать драгоценными камнями и позолотой.
  • Династия Мин (XIV — XVII вв.). В это время китайские мастера перенимают многие технологические приёмы, используемые на Ближнем Востоке. В частности начинают использовать для росписи своих изделий не минеральные краски, а эмалевые. Многие мастера сочетали два вида росписи: наносили минеральную краску прямо на фарфоровые стенки, покрывали их слоем глазури, а затем раскрашивали изделие эмалью. Тогда же китайские купцы начинают поставлять в Европу большие партии фарфоровых изделий. В начале XVI века рецепт изготовления фарфора становится известен в Японии. Японские изделия были более яркими и богато украшенными, однако, по своему качеству значительно уступали китайским.
  • Династия Цин (XVII — XX). При императорах этой династии весь мир узнал секрет китайского фарфора. Уже после того, как технология стала известна представителям французской разведки, одну из самых оберегаемых китайских тайн решил раскрыть сам император Цяньлун. Достаточно большой раздел в своих мемуарах он посвятил подробному описанию процесса изготовления фарфора. В это же время слегка меняется внешний вид фарфоровых изделий. В начале XVIII века был открыт способ окрашивания фарфора в нежно-розовый цвет. Поэтому большая часть посуды и статуэток, изготовленных после 1700 года, имеет розоватый оттенок, а до 1700 — зеленоватый или ярко-красный.

Технология изготовления фарфора

Классическую фарфоровую массу готовили из каолина — особой белой глины, добываемой в нескольких провинциях Китая, и мельчайшей минеральной пудры. Поскольку свежеприготовленная смесь не обладала достаточной пластичностью, перед использованием её ещё 10 лет выдерживали, а потом соответствующим образом отбивали. Каждое сырое изделие помещали в специальную керамическую ёмкость и только после этого отправляли в печь для обжига. Обжиг производили при очень высокой температуре — около 1300°С. Огонь в топке должен был непрерывно гореть не менее двух суток. На протяжении всего третьего дня раскалённая печь с фарфором постепенно остывала. И только на четвёртые сутки изделия можно было доставать, покрывать глазурью и раскрашивать.

Фарфор в Европе

В Венеции, Англии, Франции, Германии не раз предпринимались попытки начать производство собственного фарфора. Но изделия получались грубыми и непрочными. Долгое время ни в одной стране мира мастера не могли создать такого же тонкого, полупрозрачного и однородного материала как в Китае. Впрочем, эти неудачные попытки благотворно сказались на развитии химии, физики и некоторых других естественных наук. В конце концов, в начале XVIII века секрет китайского фарфора был разгадан саксонским химиком Иоганном Бётгером. Его открытие позволило создать в Саксонии большую фарфоровую мануфактуру.

Развитие европейского производства постепенно привело к упадку китайской фарфоровой промышленности, которая работала преимущественно на экспорт. Уже в ХХ веке власти КНР сделали очень многое для восстановления древних традиций и развития новых технологий изготовления фарфора. Сегодня китайский фарфор снова занял своё почётное место на мировых рынках.

Китайский фарфор

Ещё немного о названии

Первый образец китайской фарфоровой посуды – ажурную курильницу с рельефным декором привёз в Европу из долгих странствий по Азии венецианский купец Марко Поло. В 1291 году он вернулся на родину после двадцатилетнего пребывания в Поднебесной, захватив с собой немало редких ценностей, в том числе и красивую вещицу из неизвестного итальянцам материала.

Китайская фарфоровая курильница

История

Первые китайские керамические сосуды

Первые керамические сосуды

В 2012 году археологи Гарвардского университета обнаружили в пещере Сяньжэнь на территории провинции Цзянси (юго-восточный Китай) фрагменты керамики, изготовленной около 20 тыс. лет назад. Считается, что это старшейшие образцы гончарного производства в мире. Примечательно, что открытие сделано неподалёку от города Цзиндэчжэнь, который до сих пор называют не иначе, как фарфоровой столицей Китая. Местность здесь богата каолином особого качества, обладающим пластичностью, прочностью при спекании и редкой белизной. Конечно, первые глиняные изделия были выполнены на примитивном уровне – неровно вылеплены, плохо обработаны и обходились без декора.

Однако в эпоху среднего и позднего неолита (5 000 – 1500 гг. до н. э.) внешний вид керамики существенно изменился. Китайские мастера научились изготавливать высокие и вместительные сосуды для хранения риса, горшки для готовки на огне, плошки и так далее. С развитием земледелия и переходом на оседлый образ жизни, подобной посуды требовалось всё больше.

Фарфоровый сосуды Китай

Сначала использовалась техника наслаивания, когда длинные полоски глины укладывали по кругу друг на друга, а затем замазывали щели между ними. Примерно в 4 тыс. до н. э. появился гончарный круг, конструкция которого постоянно совершенствовалась. Равномерное вращение глиняных заготовок позволило изготавливать симметричные тонкостенные сосуды разной формы. Их украшали росписью, гравировкой, оттисками или лепным декором.

Для окраски применялись ангобы – смесь глины с жаростойкими красителями. Глазури на основе оксида металлов появились позже – во II тыс. до н. э. Они не только придавали посуде красивый блеск, но и существенно уменьшали водопроницаемость черепка. Главное внимание китайские гончары того времени уделяли обжиговым печам. От того, насколько равномерной и высокой была температура внутри камеры с гончарными изделиями, зависела их прочность, отсутствие деформаций и трещин.

Китайские керамические тарелки

Прото-фарфор

В V-III вв. до н. э. появились печи с новой конструкцией – Маньтоу. Они были протяжёнными с расположением камеры в стороне от топки. Через специальные отверстия отводились газы, что обеспечивало равномерный нагрев внутреннего пространства. Сырые изделия находились в специальных тиглях, что защищало их от разрушения и позволяло устанавливать штабелями. До сих пор некоторые частные мастерские Китая используют в своей работе именно Маньтоу.

Изменение формы и планировки печей позволило повысить температуру обжига до 1260-1300 °С. Примерно в тоже время по мнению некоторых учёных появился первобытный фарфор или как его ещё называют, прото-фарфор. Пока это были разрозненные экземпляры, изготовленные в разных частях страны и отличавшиеся процентным содержанием каолина в сырьевой массе, что зависело от места добычи глины.

Китайский прото-фарфор

В больших масштабах прото-фарфор стали производить во времена Империи Хань между 206 г до н. э. и 220 г. н. э. Историки уточняют, что максимально приблизиться к современной тонкостенной керамике гончары смогли в первой четверти I в. н. э. – период, известный как поздняя или восточная Хань. Центром производства стала провинция Чжэцзян на востоке Китая.

Керамика Китай

Династия Тан

В VI-X вв. китайская культура находилась на подъёме: эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе и гончарного дела. Одновременно изготавливаются обе разновидности керамики: низко- и высокотемпературная с широким диапазоном характеристик спечённого черепка.

Самой знаменитой в то время была мастерская Синчжоу, поставлявшая фарфор для императорского двора. Формы изделий отличаются изяществом и разнообразием. Помимо изысканной посуды, изготавливались статуэтки как ритуального, так и светского характера.

Приобретает популярность Sancai – декорирование глазурями трёх цветов:

  • охристым;
  • изумрудным или тёмно-зелёным;
  • кремовым.

Керамика Sancai

Династия Сун

Фарфор династии Сун

Китайские керамические горшки

Династия Юань

Монгольское правление 1271-1368 гг. ознаменовано сразу несколькими знаковыми для истории фарфора событиями:

Фарфоровые сосуды династии Юань

  1. Главным центром производства стала южная провинция Цзянси, а точнее округ Цзиндэчжэнь и прилегающие к нему территории, богатые каолиновыми глинами.
  2. Большое внимание уделяется подглазурной росписи, как цветной в арабском стиле, так и чёрно-белой Cizhou.
  3. Появляются первые образцы сине-белого фарфора с кобальтовыми узорами, который до сих пор считается лучшим, что создали китайские керамисты.
  4. Производство приобретает промышленные масштабы.
  5. Появляются функциональные печи овальной формы – Даньсин, многие из которых сохранились в Цзиндэчжэне до наших дней.
  6. Открыта формула твёрдого фарфора с преобладанием в составе каолина.

Династия Мин

Фарфор династии Мин

В самом Китае тоже идут поиски инновационных декоративных решений, что приводит к совершенствованию техники кобальтовой росписи и появлению надглазурных полихромных рисунков эмалью. Сюжеты усложняются, превращаясь из орнаментальных узоров в тщательно прописанные изображения пейзажей, батальных сцен или жанровых зарисовок. Одним из виднейших художников эпохи стал Хэ Чао-Цзун – автор искусных статуэток из молочно-белого фарфора, которые впоследствии неоднократно копировались мастерами Мейсена.

При императоре Ваньли (1572-1620 гг.) объёмы продукции, выпускаемой печами Цзиндэчжэня, увеличиваются, чтобы удовлетворить не только нужды населения внутри страны, но и завоевать новый европейский рынок. При этом появляется инновационный состав сырья, с включением фарфорового камня – горной породы, выступающей в роли плавня и придающей изделиям удивительную тонкость, прозрачность и белизну.

Фарфор Мин

Компонент также обеспечивал спекание черепка при более низких температурах, что было очень важно для огромных обжиговых печей. Они не могли нагреть до требуемых 1350°С расположенную на периферии керамику, но с применением фарфорового камня проблема теряла свою остроту. Фарфор династии Мин выше всего ценится западными коллекционерами. Он отлично сохранился и редко вызывает проблемы с атрибуцией.

Династия Цин

Фарфор династии Цин

Технические стандарты Цзиндэчжэня были в ту пору очень высокими, но к концу XIX века, они несколько снизились. В целом, эпоха династии Цин не внесла радикальных изменений в развитие фарфоровой промышленности и принято считать, что художественная ценность большинства сохранившихся предметов несравнима с предыдущим периодом Мин.

Все о китайском фарфоре

Китайский фарфор – это один из наиболее популярных материалов, из которого изготавливают большое количество посуды и других изделий. В данном материале мы рассмотрим историю возникновения фарфора и познакомимся с его основными характеристиками.



Немного истории

Китайский фарфор – это материал, который имеет довольно длительную, но в то же время интересную историю возникновения и развития. Согласно исследовательским данным первые упоминания о китайском фарфоре датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Однако в современном своем понимании материал появился гораздо позже, ведь он постепенно совершенствовался с развитием технологий. В VI-VII веках нашей эры китайские ученые стали заниматься производством качественного фарфора, который обладал большим количеством положительных и ценных характеристик: он был абсолютного белого цвета и очень тонким.




Основные трудности в его производстве были связаны с тем, что довольно сложно было найти подходящий сырьевой материал.

Китайцы пробовали использовать нефрит, глину, дерево и другие материалы, но ни один из этих вариантов не подошел. Со временем подходящее исходное сырье было найдено. Прародитель современного фарфора был изготовлен из необычной горной породы, которая представляла собой сплав слюды и кварца. Данный материал добывали на территории провинции Цзянси. Здесь же и появились первые старинные мастерские по изготовлению фарфора.



Интересным с исторической точки зрения является факт обнаружения древних осколков материала в ходе археологических раскопок. Благодаря необычной находке ученые сделали вывод о том, что материал использовался еще в период правления династии Тан.

После того как Китай наладил свои торговые отношения с другими странами, фарфор и его разнообразные разновидности (например, лепной фарфор) начали распространяться по всему земному шару. Материал быстро привлек внимание мировой общественности и завоевал любовь многих потребителей.


Плюсы и минусы

Китайский фарфор, как и любой другой материал, существующий в природе, не является идеальным. Разумеется, он обладает большим количеством положительных характеристик, благодаря которым он получил широкую распространенность и любовь потребителя. Но, помимо этого, фарфор обладает и негативными характеристиками.

Если говорить о преимуществах материала, то в первую очередь следует выделить его прочность и надежность. Все дело в том, что исходным сырьем для изготовления фарфора выступает смесь из глины, каолина, кварца и полевого шпата. Она обжигается при высокой температуре. В результате таких процессов получается прочный материал, который способен выдерживать целый перечень негативных внешних влияний.



Еще одна положительная характеристика материала – это его безопасность с точки зрения экологии. Изделия без опаски можно использовать в любых целях.

Эстетически привлекательный внешний вид – это то свойство, из-за которого посуде из данного материала отдает предпочтение большое количество домохозяек.

Однако, помимо перечисленного перечня положительных характеристик, материал из Китая обладает рядом недостатков. Среди минусов чаще всего выделяют высокую стоимость изделий, из-за которой фарфоровую посуду, а также другие предметы интерьера не могут позволить себе приобрести представители низших социальных слоев. Кроме этого, материал очень чувствителен к разного рода механическим нагрузкам и может с легкостью сломаться. В связи с такой характеристикой, он требует дополнительного ухода.



Разновидности изделий

Как известно, фарфор – это довольно популярный материал, из которого изготавливают большое количество изделий для самых разных целей, например, тарелки, наборы посуды, вазы и т. д. Если же обращаться к исторической справке, то важно знать, что первыми предметами, которые были изготовлены из данного материала, стали кувшины. Их поверхность была тщательно отполирована, а сами по себе они имели вытянутую форму. Кроме того, фарфор использовали для изготовления ваз (или селадон, как их называли в древнем мире), которые выполняли декоративную функцию.




Такие сосуды могли быть разной расцветки, причем наиболее популярными вариантами считались зеленые и голубые тона.

На сегодняшний день эти вещи считаются не только предметами быта, но и настоящими произведениями искусства. За ними охотятся многие коллекционеры, а также они выставляются во многих музеях по всему миру.

В период правления династии Тан, а затем и династии Мин широкое распространение начали получать изделия из фарфора, которые имели на своей поверхности различные тиснения: рисунки и узоры. На массовый поток было поставлено изготовление сосудов, которые расписывались с использованием 3-х цветов. Они покрывались глазурью и росписью. Именно такой фарфор, который изготавливался на промышленном уровне, впервые попал в Европу.

Читайте также: