Доклад на тему этимология на службе орфографии

Обновлено: 04.07.2024

Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –
В огромном море - море слов купаться ежечасно!
А. Шибаев
Язык - это одно из самых важных и самых древних общественных явлений.
Язык изучает специальная наука - языкознание, или лингвистика. Язык, как и
слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической,
синтаксической, стилистической и т.д.
Лётчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном), паровоз
(пар и возить).
Слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены так же просто.
Объяснением происхождения слов занимается специальная наука - этимология.

Пример:
Древняя форма заутра в современном русском языке звучит как завтра.
заутра – завтра – это время, которое последует за утром.
Не менее важную роль играют приставки и суффиксы, с помощью которых
образовано слово. Возьмем слово мешок. Выделяем в суффикс - ок (-ек). Находим
ряд слов с тем же суффиксом: смешок - смех, пушок - пух и т.п.
Мешок - мех

Авторами детской этимологии являются дети. Они, изменяя слова, стремятся
привести их в соответствии с существующими у них представлениями о мире вещей
окружающих их.
Кластырь (вместо пластырь);
Копатка (вместо лопатка);
Плюнки (вместо слюнки);
Варюля (вместо кастрюля).

Этимологический словарь
Этимологические словари русского языка являются лексикографическими
изданиями, основная цель которых – информировать о происхождении слов.
Современные этимологические словари можно разделить:
- по их целевым установкам;
- по ориентированности на предполагаемого адресата;
- по характеру разработки: на научные и научно-популярные.

На смену бездумной зубрежке непроверяемых слов приходит запоминание с
пониманием, что этимология удовлетворяет естественную потребность проникнуть в
тайну слова, пробудить интерес к русскому языку.
Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще
будет притягивать к себе тех, кто интересуется его историей, стремиться понять и
объяснить те объяснения, которые в нем происходят.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Аннотация.doc

Цель работы: исследование влияния этимологии слова на его правописание.

Школьнику гораздо легче понять, что в слове береза пишется е потому, что оно является исторически родственным прилагательному белый , а буква а в слове малина проверяется словом малый , так как эта ягода как бы состоит из множества маленьких ягодок. Учащиеся легко усваивают историческую взаимосвязь слов коньки и конь, солдат и сольдо. Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать слова проверяемыми.

Руководитель : Санникова Г.В. , учитель-логопед высшей квалификационной категории

Умение четко и понятно излагать свои мысли, а также грамотная письменная и устная речь – отличительные черты успешного человека. Если острая необходимость во владении этими навыками возникает в более взрослом возрасте, то их фундаментальное формирование осуществляется еще в детстве, в период обучения в начальной и средней школе.

Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Для того, чтобы обучение было успешным, нужно учитывать то, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний, тем самым неинтересной. Этимологический анализ слов способствует улучшению грамотности, углубляет знание языка, повышает интерес к нему. Нашей задачей методом анализа стало создание удобного орфографического пособия на этимологической основе , потому что даже в лучших этимологических словарях, к сожалению, не ставится цель, чтобы учитель и тем более ученик мог быстро получить справку, поясняющую правописание.

Выбранный для просмотра документ Минисловарь.doc

Личина – старослав., производное от ликъ (изображение лица).

Румяный - общеслав., производное от той же основы, что и руда, рдеть.

Этимология на службе орфографии

С.Бабка, 2012

Слова с проверяемой безударной гласной в корне

Слова с непроверяемой безударной гласной

(словарные слова)

Геология – заимств. из немецкого языка, где Geologie – учёное новообразование на базе греч. Ge – земля и logos – учение.

Жилет – заимств. в 19 веке из франц. языка, от собственного имени шута Gill, который первым надел этот вид одежды.

Малина – общеслав., от прилагательного малый (маленькие части плода).

Насекомое – от одного корня рус. секу и лат. seco. Животное получило своё название по насечкам, которые отделяют один членик от другого.

Выбранный для просмотра документ Этимология.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Частинский муниципальный район

Учебно-исследовательская работа по теме

Работу выполнили:

учащиеся 6 класса

Руководитель:

Санникова Галина Владимировна,

высшей квалификационной категории

Глава I. Кратко об этимологии …………………………………………………….. 4

Глава II. Справка об этимологических словарях ……………………………. … 6

Глава III. Этимологическое исследование …………………………….…………. 8

Русский язык — сложное и многогранное, а потому и очень интересное явление: можно потратить целую жизнь и все-таки не узнать всех его тонкостей, всех особенностей и правил. Ведь язык постоянно развивается и изменяется.

В течение многих десятилетий учёные и учителя старались найти оптимальные методы и приёмы, позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остаётся животрепещущей, поскольку, как показывает практика, больше всего орфографических ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного. В результате анализа работ одноклассников мы выяснили, что 58% слов, в которых были допущены ошибки, это слова на безударную гласную.

Нами была выдвинута гипотеза , которая позволяет утверждать, что этимология слова помогает не только узнать его происхождение, но и часто обосновывает его правописание.

Предметом исследования стали слова с непроверяемой безударной гласной (словарные) и слова с проверяемой гласной в корне.

Целью нашей работы является рассмотрение влияния этимологии слова на его правописание.

Для ее решения были поставлены следующие задачи:

Произвести анализ слов, в которых одноклассники допускают наиболее частые ошибки на безударную гласную.

Изучить и кратко освятить сведения о науке этимологии, разнообразии этимологических словарей.

Систематизировать слова с точки зрения их происхождения.

Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.

Разработан план действий:

С помощью учителя составить список слов, в которых одноклассники допускают наибольшее количество ошибок.

Собрать сведения по теме из различных информационных источников (Интернет, книги).

Составить этимологический минисловарь для шестиклассников.

Представить свою работу учащимся 5-7 классов, учителям.

Наша работа практически значима для учащихся 6 классов, учителей русского языка и учителей-логопедов.

Глава I. Кратко об этимологии

Обычно слово этимология употребляется в двух различных значениях, которые нельзя смешивать.

Когда мы говорим, например, что этимология слова беляк не вызывает особых затруднений, мы имеем в виду этимологию как установление происхождения слова.

«Практически это двойное словоупотребление не вызывает особых затруднений. Древнегреческое слово etymologia [этимология] впервые встречается в сочинениях древних философов - стоинов. Происхождение этого слова, его этимологию можно установить без какого либо труда: греческое etumos [этюмос] означает “истинный”, “верный”, а logos [логос] – “смысл”, “значение”. Таким образом, этимология стремится к отысканию ”истинного значения слова”, почему называют что- либо так, а не иначе”.

Этимология как наука сформировалась в XIX веке.

«Переделка и переосложнение заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе чисто внешнего, случайно звукового совпадения без учета реальных фактов их происхождения называется народной этимологией . Например: гульвар вместо слова бульвар (сопоставление с гулять), мелькотоп вместо слова микроскоп. «Народная этимология обычно связана с потерей словом своих подлинных этимологических связей вследствие либо видоизменения его звуковой формы, либо выделения корневого состава из словарного состава языка. Примерами служат имена существительные: вилка (утрачена связь со словом вилы), мешок (сравни: мех); имена прилагательные: голубой (утрачена связь со словом голубь), красивый (сравни красный).

От народной этимологии нужно отличать ложную этимологию, которая требует осмысления иноязычного, а иногда устарелого или диалектального слова посредством произвольного сближения его с другими, похожими по звучанию словами, например,

В одних случаях ответить на вопрос об их происхождении, о мотивированности отдельных названий можно без особого труда, а в других случаях происхождения этих названий совершенно непонятно. Например, каждому знающему русский язык ясно, как произошли слова летчик (летать), свисток (свистеть), подоконник (под окном).

Но вот слова луна, лопата или ложка не могут быть объяснены также просто, ни один из них не имеет достаточно очевидных связей в русском языке - как, например, в случае летать - летчик.

Глава II. Справка об этимологических словарях

Время появления слов в языке не всегда можно указать с желательной точностью, а нередко — указать вообще. Поэтому приводится в основном приблизительная дата появления слова в русском языке. Как правило, это бывает достаточно, для того чтобы ориентировать читателя, пользующегося этимологическим словарем, на тот или иной период в истории языка.

Если в статье при описании источников заимствования слова встречаются названия таких языков, как индоевропейский, общеславянский, старославянский или древнерусский, то оно (слово) должно быть отнесено к исконным. Индоевропейский язык считается предком многих языковых семей; от общеславянского (называемый некоторыми исследователями праславянским) языка произошли все ныне существующие славянские языки (начало их разделения датируется первой половиной VI в.). Точное написание и произношение слов, пришедших из данных языков, восстановить невозможно, поэтому приводятся лишь приблизительные варианты их прежнего фонетического оформления. При написании данных слов использовались одновременно буквы русского и латинского алфавитов.

Русский язык настолько богат и разнообразен в лексическом плане, что ни один словарь не может вместить в себя всех более или менее известных слов.

Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?

  • Каково происхождение слова?
  • Из какого языка заимствовано слово?
  • Из каких языков сейчас заимствуются слова?
  • Как лексика помогает нам открывать мир?
  • Через какую морфему полнее всего выявляется лексическое значение слова?
  • Почему надо знать историю языка?
  • Как знания по географии и истории помогают в осмыслении и грамотном написании слов?
  • Как знание иностранного языка помогает в осмыслении заимствованного слова?
  • Формирование навыков грамотного письма на основе этимологического анализа слова.
  • Формирование навыков самоконтроля или ожидаемого прогнозируемого результата на основе знаний по истории , географии и иностранным языкам
  • Повышение внутренней мотивации в изучении русского языка, истории, географии, иностранных языков.
  • Понимание школьником причинно-следственных связей при изучении темы “Этимология”.
  • Приобретение учащимися опыта логического мышления.
  • Повышение уровня речевой культуры учащегося.
  • Повышение уровня общей его культуры.


Лексическая наполняемость урока.

В начале урока на этапе мотивации учитель предлагает вопрос:

Как связаны по смыслу слова “пол как нижний настил в помещении” и “пол как совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение”, если оба слова русского происхождения? Высказываются версии.

Правильный ответ: Оба этих слова восходят к древнему слову “половина”. Полы в древности делали, разрезая бревно вдоль и укладывая его выпуклой частью внутрь; и получается, пол – это половина бревна. А пол мужской или женский тоже восходит к слову “половина”, например, есть выражение “найти свою половинку”.

Затем учащиеся, работая в паре или группах, объясняют происхождение слов на основе знаний по русскому языку, истории, географии, иностранным языкам и логических причинно-следственных связей.

Слово “подражать” произошло от слова “драга”, то есть дорога; подражать – это значит идти по одной драге, или дороге.

Слово “трущоба” произошло от слова “труха”, то есть речь идёт о тех строениях, которые превратились в труху. Это объясняет написание слова, где этимологически присутствует суффикс ОБ. Сравним слова: чащОБа – от “чаща” и трущОБа от “труха”.

В слове “чересчур” выделяется древнеславянский корень ЧУР – название языческого божества, которое охраняло дом человека и всю его собственность. Становится понятным написание слова, где ЧЕРЕС – это приставка.

Слово “подлинный” происходит от слов “под лином”, где “лин” - это кнут, которым били людей, стремясь получить под-лин-н-ые сведения.

Слова “врач” и “ворожить” - соответственно старославянского и древнерусского происхождения ; и отсюда становится понятным происхождение глагола “врать”.

Слово “негодяй” первоначально означало “негодный к воинской службе”.

Интересно происхождение слова “человек”. Когда-то в летописях оно писалось так: словек - цловек – чловек – человек. Мы видим лексическую связь таких понятий, как “человек” и “слово”. Кстати, слово “славяне” в древности писалось как “словене”. Может быть, от этого слова и возникло первоначальное “словек”.

Слово “космос” пришло к нам с древнегреческого и означает “красота”. Именно Пифагор назвал мир космосом, то есть красотой.

Некоторые слова не требуют работы с этимологическим словарём, а объясняются логически просто:

Слово “поБЕДа” происходит от слова “беда” - без беды нет и победы.

ПриРОДа – то что было при рождении мира, при РОДах мира.

СТОЛица – город пред СТОЛом Всевышего.

Вспомним слова, обозначающие членов семьи, например:

Невеста – от “не ведаю, не знаю”, то есть новый человек в семье.

Свекровь – от “своя кровь”, то есть близкий, родной человек.

Брат – от глагола “брать”, древнее приветствие отличалось от современного; жест был более широкий, чем рукопожатие: руки пожимались в области предплечий – настоящие братания.

А слово “наследство” происходит от “наступать на след, идти по следам”, то есть мы видим, что быть наследником – это очень ответственно.

Интересна топонимика (раздел этимологии) Донского края. Например, реке Дон - около 20 миллионов лет, и поэтому названия она имела разные:

Река Амазонок (у Плутарха) - Танаис (древние карты) - и наконец, Дон, что по-осетински значит “вода”. Территория современной Ростовской области когда-то входило в состав Хазарского царства, и один из народов его – аланы (древние осетины) дали название нашей реке. И географические названия – Аксай, Батайск, Азов – несомненно, тюркского происхождения.

В конце урока учащиеся смотрят документальный фильм Михаила Задорнова “Вещий Олег”.

На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словами, написание которых нельзя объяснить, оперируя фактами только современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon , (истина), и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.

Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.

Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками, например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).

Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких слов могут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.

Во многих случаях помогает сопоставление трудных в орфографическом отношении слов с однокоренными словами других языков. Например, аромат – арома (болгарское – запах), оранжевый - английское и французское оранж – апельсин (отсюда и оранжерея).

Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестник , честность , тростник , местный , солнце , гигантский и т.д. Но из этой группы выделяются слова, написание которых следует запомнить: наперсник , ровесник , сверстник , яства, окрестность .

С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Яства – заимствовано из старославянского языка, где образовано с помощью суффикса - тва - от глагола ясти – принимать пищу, кушать. В современном языке родственным слову ясти является есть .

Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг . По происхождению связано со старославянским словом крест.

Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.

Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.

Как правило, интерес вызывает исследование пары слов: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками; прокомментировать орфограммы:

Можно предложить и такое задание: распределите на группы слова, включающие два типа иноязычных элементов - ман - (греч. манус - рука); - мон – (греч. моно - один):

м а нера, м о нархия, м а никюр, м а нжета, м о нограмма, м а нускрипт, м о нолог, м а нипуляция, м а нифест, м о нолит.

Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.

корабль, корыто, корица и короб

медведь, невежда, невежливый

капитан и капуста

Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).

Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.

Список литературы

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002

Шанский Н.М., Боборова Т.А Снова в мире слова. Пособие для учителя – словесника.- М., 2001

Читайте также: