Доклад на тему этикет и культура речи

Обновлено: 06.05.2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4
2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7
3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10
4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12
5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………..19

Работа состоит из 1 файл

реф.DOC

Министерство образования и науки РФ

Факультет менеджмента (бакалавриат менеджмент)

Кафедра общественных наук

Дисциплина Русский язык и культура речи

Преподаватель Кочнова К. А.

1. Этикет. История возникновения речевого этикета………………………4

2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование………………………………………..7

3. Речевой этикет, как важный элемент национальной культуры…………10

4. Свойства и специфика речевого этикета………………………………….12

5. Функции речевого этикета…………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………………….. 19

Культура поведения, культура общения и жизнь общества, это все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально. Духовное возрождение общества не может идти вне активной борьбы за культуру во всем обширном ее понимании. Культура общения - неотъемлемая часть культуры поведения человека в обществе.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о роли речевого этикета. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо:

Изучение речевого этикета представляет большой интерес для лингвистических исследований, так как является одним из показателей межличностных отношений в языке. Речевой этикет является одним из важных элементов культуры, и неотъемлемой частью общей системы этикетного поведения человека в обществе.

Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

1. История возникновения речевого этикета

Итак, для начала, нам необходимо выяснить, что такое этикет. Как показывают примеры, это самые разнообразные словесные и несловесные знаки, оповещающие окружающих о принадлежности человека к той или иной, более широкой или более узкой, среде, группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил человек, выпадает из этой среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой.

Все мы сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, мы что-то советуем, кого-то приглашаем, о чем-то просим, учитывая и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что "так надо".

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании.

2. Основа, понятие и характеристика речевого этикета, факторы, определяющие его формирование

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.

Сферу употребления единиц речевого этикета как конкретизацию области его применения можно представить себе в виде совокупности ситуаций (экстралингвистика), обслуживаемых коммуникативными единицами, составляющими сумму тематических и синонимических групп (интралингвистика).

К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

- запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

Теперь выясним, какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование.

Речевой этикет строится с учётом особенностей и спецификой партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Речь – одна из главных характеристик, по которым можно определить степень образованности человека, его причастность к той или иной культуре. По тому как человек общается можно определить уровень его самооценки, понять, как он себя позиционирует в обществе, как относится к окружающим его людям. Подобная совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям (т.е. поведение в обществе, внешний вид человека, то как он обходится с другими, манеры и т.д.) называется этикетом. Именно этикет определяет то, как ведёт себя человек.

Общение является одной из наиболее важных сфер деятельности человека. Именно при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета, который незримо, но все же оказывает сильное влияние на наши жизни. Речевой этикет представляет собой выработанные правила речевого поведения, системы речевых формул общения.

При подготовке реферата моей целью было выяснить, какие именно формулы лежат в основе речевого этикета. Исходя из поставленной цели, я вывела для себя несколько задач:

- выявить какие факторы определяют формирование и использование речевого этикета;

- рассмотреть проблему культуры общения и обозначить основные формулы речевого этикета;

- подробно ознакомиться с видами речевого этикета.

Сегодня считается, что красивая грамотная речь не является обязательным атрибутом в жизни каждого из нас, поэтому проблему речевого этикета я считаю особенно актуальной в XXI веке, когда чтение книг и упражнения в красноречии становятся всё менее популярны.

Одним из важнейших достоинств быть человеком является возможность общения с себе подобными. Концепция культуры общения, культуры речевого этикета входит в состав понятия о культуре в целом.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, охватывающим все способы выражения доброжелательного отношения к собеседнику. Богатство языковых средств позволяет выбрать ту форму общения, которая наилучшим образом подходит для той или иной речевой ситуации, помогает задать дружеский или формальный тон беседы.

Выражение речевого этикета приятно каждому из нас так же как оскорбительно его несоблюдение. Но почему так происходит? Попробуем разобраться вы признаках речевого этикета, которые объяснят его социальную значимость:

1. Первый признак. Общество негласно требует исполнения предписаний этикета. Социальная заданность ритуалов вежливости воспитывается в людях с самого детства. А если человек хочет принадлежать к какой-либо социальной группе, ему следует примерить на себя модель поведения, обязательную для того или иного сообщества.

3. Третий признак. Некоторые действия невозможно выполнить молча. У человека получится без слов погулять или поплавать без слов, но пообещать, попросить или спросить что-то, не привлекая такой инструмент речи как язык, он не сможет.

4. Четвертый признак. Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Обходительность и почтительность нужно обязательно выражать, чтобы показать другому человеку ваше хорошее отношение. Для этого следует прибегать в речи, не забывая о речевом этикете. В противном случае, вся уважительность останется нереализованной.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование речевого этикета:

1. Особенности сотрудничества. В общении могут прослеживаться различия в речевом этикете у людей разных возрастов, социальных статусов и пр. Во внимание следует брать и национальность, и профессию, и религию, и характер собеседника.

2. Ситуация, при которой происходит общение. Это также влияет на формирование речевого этикета. Во каждой культуре имеется собственная структура нормативного общения. Речевой этикет – важный элемент культуры нации, он является составной части культуры поведения и общения. Являясь частью культуры, речевой этикет каждого народа несет в себе определенный национальный смысл.

Таким образом, речевые особенности учитывают факторы, определяющие формирование речевого этикета, которые, в своём большинстве, уникальны, но сходятся в одном – знания и соблюдения норм общения помогают установить с разными людьми одинаково тёплые дружеские или формальные отношения. Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры.

Формулы речевого этикета разделяют на три основные группы:

- речевые формулы, относящиеся к началу беседы, знакомства, приветствия;

- речевые формы основной части разговора;

- речевые формулы, завершающие беседу.

Часть 1. Начало беседы, знакомство, приветствие.

Согласно этикету, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины первыми приветствуют женщин.

https://pp.userapi.com/c851216/v851216941/e8384/LHZI2OC29go.jpg

Хорошие манеры – это отличительная черта умных людей. Но какие манеры хорошие, а какие плохие? Речевой этикет рассказывает о хороших манерах в речи, которые помогут уверенно общаться с людьми.

Речевой этикет – это советы по уважительному общению с другими людьми. Именно он рассказывает, как правильно общаться со старшими, коллегами, как отвечать на неловкие вопросы. Все правила сводятся к формулам речевого этикета.

Правила общения касаются встречи (знакомства), общения при разговоре и его завершении. Они применимы к устной и письменной речи, официальным и речевым обращениям.

Функции речевого этикета

Речевой этикет делает общение приятным. Он нужен для вежливой беседы, правильным обращениям к старшим и руководящим должностям. Функции речевого этикета зависят от формы общения:

  • Слова и выражения для приветствий и прощаний, слова вежливости;
  • Обогащение речи, исключение слов-паразитов, мычаний и пауз;
  • Решение конфликтов спокойной и вежливой беседой;
  • Умение слушать собеседника до конца, не прерывая его вопросами и своими доводами.

История

Речевой этикет появился давно, когда люди только собирались в племена. Уже тогда к главам поселений и лекарям применялись вежливые формы обращения. К вождям, лекарям, воинам, жрецам были свои обращения, которые сохранились и сегодня.

Первым речевым этикетом были приветствия. Племена танцевали перед другими племенами, наклонялись или делали другие жесты. В Китае и Японии наклонялись со сжатыми ладонями, на Руси делали наклоны, и чем глубже, тем больше уважения было в жесте. Сейчас люди по всему миру жмут руки, целуют друг другу щеки, обнимают и похлопывают по спине.

Правила

Соблюдать правила речевого этикета просто и нужно, красивая и правильная речь вызывает симпатию у собеседника.

Независимо от образования и возраста человека, знание речевого этикета и культуры речи помогает создать приятное впечатление, наладить связи и получить преимущества перед теми людьми, которые пренебрегают золотыми правилами воспитанного человека. Что же такое речевой этикет , какие его функции и роль, отличается ли культура речи в разных странах?

Под речевым этикетом понимаются

Этикет включает в себя правила поведения, которые приняты в обществе. Это манера общения, внешнего вида, переписка, то есть охватывается комплекс поведения культурного человека. В разных странах этот свод норм и правил отличается. Историки используют информацию об этикете конкретного исторического периода для более детального изучения ценностей по эпохам.

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Без речевого этикета невозможно представить полноценное общение с друзьями, в семейном кругу или в деловой среде. Так как освоение речевого этикета и культуры речи происходит постепенно, кажется, что это простой процесс – семья, детский сад, школа , на примерах или прямым обучением присваивают человеку необходимые нормы и правила общения. Но на самом деле обучение тесно пересекается с лингвистикой, историей, культурой и психологией .

Общая характеристика

Сфера речевой культуры включает в себя передачу информацию плюс языковые способы выражения эмоций, принятых у конкретного народа. Так если в одной культуре принято открыто делиться эмоциями, рассказывая о делах, то в других естественно быть сдержанным, оставляя личное дома.

Речевой этикет состоит из множества готовых формул, которые облегчают его изучение, делая простым и понятным, в какой ситуации, какой набор слов необходим.

Общение делится на три блока:

  1. Начало (знакомство/приветствие/вступление).
  2. Основа беседы (суть и причина обращения или общения).
  3. Финал (заключительная, итоговая часть).

Независимо от темы, правильная беседа должна быть такой, иначе собеседнику трудно будет настроиться на нужный лад, он может не понять, что хотят донести или забыть о главной мысли разговора.

Формулы включают в себя: слова вежливости, обращение приветствия, прощания, другое.

Уровни системы речевого этикета:

  • лексика, фразеология (формы обращения, специальные слова, выражения);
  • грамматика (Вы с большой буквы);
  • стилистика (использование всех резервов выбранной речи);
  • интонация (только спокойная);
  • орфоэпия (полные формы слов, никакого жаргона, сленга или сокращений);
  • психология (слышать собеседника, не перебивать, не мешать чужому общению).

Ценность культуры речи настолько важна, что ее соблюдают на всех уровнях общения, начина от лепета ребенка и взрослого, заканчивая деловой коммуникацией и даже уличной болтовней. Естественно, это будут разные формулы.

Не свойственные функции

Основная функция речевого этикета – коммуникативная. Способствовать наладить связь между собеседниками, выразить уважение во время разговора, задать соответствующий тон, эмоциональную окраску при помощи речевых инструментов. Но не стоит недооценивать и остальные, несвойственные функции.

Функции речевого этикета:

  • контактоустанавливающая – налаживание связь с собеседником, настроить беседу на нужный лад, подготовить к передаче информации;
  • апелятивная­ – обращение к собеседнику, функция привлечения и концентрации внимания на себе, призыв к общению;
  • конативная – использование подходящих речевых оборотов, в зависимости от социальной роли собеседника;
  • волюнтаимная – воздействие на участника беседы при помощи инструментов речи, например, просьбы, советы, предложения;
  • эмотивная – подбор необходимой речевой конструкции, в зависимости от эмоций и чувств которые вызывает человек, тема беседы или ситуация.

Сложно переоценить роль и возможности речевого этикета жителя мегаполиса. Людям из городов муравейников приходится ежедневно взаимодействовать с сотнями различных по близости, важности и социальному уровню людей. Использую корректные обороты, правильные формулы, человек получает мощный инструмент взаимодействия и воздействия на собеседников и повышает эффективность деятельности.

Назначение речевого этикета

Представить взаимодействие людей без использования норм и правил речевого этикета невозможно, будь то фамильярная болтовня уличных хулиганов, общение учителя и ученика , щебетание влюбленных или беседы деловых партнеров. Это подбор правильных местоимений, выбор необходимых конструкций, форм слов с необходимой информативностью и эмоциональной окраской.

Этикет речи предназначен для своевременной, правильной и приятной для собеседников передачи информации. Налаживание контакта, получение необходимого результата беседы – прямое предназначение правильно подобранных речевых конструкций. Эмоционально окрасить, сделать общение ярким, но при этом полезным и приемлемым для восприятия – важное назначение речевого этикета. Поэтому уровень владения культурой речи характеризует профессиональную пригодность человека, особенно на тех специальностях, где есть живое взаимодействие. Ведение переговоров, деловые беседы незаменимый инструмент успешного ведения бизнеса, не говоря уже о речевом этикете делового письма.

Какую роль в речевом этикете играют местоимения

Роль местоимений во время обращения, речевого взаимодействия важна, особенно для русской речи. Используя местоимения, человек, кроме того, что налаживает прямой контакт, показывает принадлежность того или иного объекта беседы кому-либо. Плюс сокращает сложные конструкции, заменяя целый словосочетания притяжательными местоимениями. Указательные и вопросительные дают возможность строить простые и понятные формулы.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Пословицы о речевом этикете

Важность этикета во время общения хорошо выражает народное творчество, например, пословицы .

Хорошее слово – половина дела.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Будешь следить за языком – он охранит тебя.

Слово не стрела, а в сердце язвит.

С умным разговориться, что мёду напиться.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

Красную речь красиво и слушать.

Сердечное слово до сердца доходит.

Каждая пословица несет вековую мудрость народа, позволяя изучать те или иные принципы полноценного общения и секреты успешных переговоров.

Важно прививать азы речевого этикета еще с первых дней жизни. Разговаривая с лепечущим малышом, следует использовать многогранные возможности речи, правильные формы обращения, сложные и простые конструкции. Это не только позволит ребенку раньше заговорить, это даст ему непроизвольный багаж знаний, который позволит быстрее сверстников осваивать новые контакты, получать нужную информацию, проще заводить знакомства и быть на лучшем счету в любом коллективе. Процесс изучения речевого этикета будет происходить естественно и без дискомфорта.

Читайте также: