Доклад на тему электронное обучение

Обновлено: 05.07.2024

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / МАССОВЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-LEARNING EDUCATION / OPEN ELECTRONIC RESOURCES / MASS TRAINING COURSES / INFORMATIZATION / BLENDED LEARNING / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г.А., Нухулы А., Тесленко В.А.

Статья посвящена основным тенденциям развития электронного образования в системе формального и неформального образования в различных странах мира. В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики рынка электронного образования . Авторами приводятся основные причины, стимулирующие развитие электронного образования в системе высшего образования , а также факторы, тормозящие его внедрение. Авторы отмечают, что что спрос на электронное образование во всем мире со стороны различных групп пользователей будет подталкивать органы управления образованием и образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели. В большинстве университетов мира в ближайшее время будут приняты институциональные стратегии развития электронного образования .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Г.А., Нухулы А., Тесленко В.А.

Особенности использования массовых открытых образовательных электронных курсов в российских и зарубежных вузах

E-LEARNING: CURRENT STATE, TRENDS AND FUTURE PROSPECTS

The article is devoted to the main trends of development of e-learning in formal and non-formal education in different countries. The article discusses the main quantitative and qualitative characteristics of the market of e-learning education . The authors define main reasons the development of e-learning education in higher education . The authors note that the demand for e-learning by various groups of users will push the education authorities and educational institutions to develop different forms of e-learning and implement new business models of universities. In most universities in Europe and the United States adopted or will be adopted for the institutional strategy of development of e-learning.

RUDN Journal of Informatization in Education Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования

2017 Vol. 14 No. 3 371-377

DOI 10.22363/2312-8631-2017-14-3-371-377 УДК 37.02

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ И РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Г.А. Краснова1, А. Нухулы2, В.А. Тесленко1

1 Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации пр-т Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571 2 Павлодарский педагогический институт ул. Мира, 60, Павлодар, Республика Казахстан, 140000

Статья посвящена основным тенденциям развития электронного образования в системе формального и неформального образования в различных странах мира. В статье рассматриваются основные количественные и качественные характеристики рынка электронного образования. Авторами приводятся основные причины, стимулирующие развитие электронного образования в системе высшего образования, а также факторы, тормозящие его внедрение. Авторы отмечают, что что спрос на электронное образование во всем мире со стороны различных групп пользователей будет подталкивать органы управления образованием и образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели. В большинстве университетов мира в ближайшее время будут приняты институциональные стратегии развития электронного образования.

Ключевые слова: электронное образование, открытые электронные ресурсы, массовые учебные курсы, информатизация, смешанное обучение, высшее образование

Электронное образование является самым быстрорастущим сегментом мирового рынка образования. Несмотря на кризисные явления в экономике большинства стран мира рынок электронного образования с момента его появления показывает ежегодный рост, за последние 5 лет совокупный ежегодный темп его роста составил примерно в 7,6%, но отдельные страны и регионы мира показали даже более высокие темпы роста [8]. Это связано с тем, что рост рынка электронного образования в разных странах и регионах мира происходит за счет разных продуктов и сервисов в рамках электронного образования, отраслей экономики и групп потребителей. К примеру, в США — в основном за счет школьного и по-слешкольного обучения, в России — за счет корпоративного обучения, репетиторства и обучения английскому языку.

Темпы роста рынка обучения английскому языку будут расти во всем мире. В 2015 г. рынок оценивался 2,8 млрд долл. США, а 5-летний совокупный ежегодный темп роста составил 6,2%. Английский язык доминирует по целому ряду позиций: по количеству англоязычных пользователей — 26,3% от всех пользователей Интернета в мире [9], по численности MOOCs на английском языке.

Количество образовательных стартапов, реализующих различные формы электронного образования, растет по всему миру и в России. Кроме того, крупные Интернет-компании и социальные сети также входят в рынок электронного образования, что в ряде стран оказало критическое давление на рынок электронного образования [2]. Так, в Китае, рынок электронного образования фактически обвалился, когда о своих проектах в области электронного образования заявили три самые крупные Интернет-компании страны и мира: Baidu, Alibaba, Tencent.

В настоящее время электронное образование развивается более активно в рамках неформального образования. В 2016 г. рынок неформального электронного обучения оценивался в 46 674,7 млн долл. США. И хотя эксперты прогнозируют в течение ближайших 5 лет отрицательные темпы роста рынка (—6,4%), рынок самостоятельного электронного образования вне формальной системы останется большим. Общих причин, как таковых нет. К примеру, в Китае, где прогнозируется резкое падение доходов электронного обучения это связано с переизбытком предложений и завершением национальных программ в области электронного образования. В странах, зависящих от нефтяной промышленности, падение доходов от нефти привело к сокращению государственного финансирования образования и проектов по электронному обучению. В США снижение темпов роста эксперты связывают с ужесточением образовательного законодательства в области дистанционного обучения и частного образования, а также большим количеством бесплатных образовательных ресурсов [10].

Распространение открытых образовательных ресурсов, по мнению авторов доклада "The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition", является среднесрочной тенденцией, способствующей внедрению новых образовательных технологий в высшем образовании на протяжении следующих 3—5 лет [11].

Действительно, электронное образование меняет ландшафт высшего образования. Высшие учебные заведения по всему миру вынуждены реагировать на растущий спрос на электронное образование как в формальном, так и не в формальном обучении. По данным ЮНЕСКО, за десять лет с 2000 по 2010 гг. охват электронным обучением увеличился на 900%. И к 2019 г. эксперты ЮНЕСКО прогнозируют, что 50% аудиторных занятий будет осуществляться онлайн [5].

Тем не менее, о массовом распространении электронного образования в системе высшего образования пока говорить рано. В США образовательные организации более активно внедряют электронное образование и онлайн обучение, чем в европейских странах. В Европе различные исследования фиксируют, что институциональные стратегии электронного образования приняли чуть более половины образовательных организаций, а ввели его в учебный процесс даже менее половины. Вместе с тем дискуссии о преимуществах и недостатках электронного образования ведутся на институциональном уровне в европейских вузах практически повсеместно. Основные вопросы, которые поднимаются в рамках таких дискуссий, связаны с источниками финансирования разработки онлайн курсов, необходимостью инвестиций в процесс внедрения электронного образования, признанием результатов электронного обучения, эффективностью учебного процесса в рамках электронного образования, низким уровнем мотивации

профессорско-преподавательского состава к созданию и поддержке онлайн-кур-сов, повышению квалификации и переподготовке. Ситуация осложняется и тем, что правительства в условиях дефицита бюджетных средств также не спешат с заявлениями о широкомасштабной поддержке образовательных организаций в области электронного образования. В тех странах, где электронное образование поддерживается на национальном уровне, можно выделить следующие основные направления его развития: внедрение открытых стандартов, создание открытых образовательных ресурсов и развитие открытого образования в рамках стратегии развития всей системы образования. Национальные стратегии электронного обучения обычно горизонтальны, т.е., они не относятся только к высшему образованию. Несмотря на широкие дискуссии в европейских странах в отношении электронного образования и ряд инициатив частных и национальных фондов, вопрос о том, как национальные министерства могут наилучшим образом поддерживать цифровые инновации, остается открытым. До сих пор большинство стран Европы оставляли развитие и внедрение МООС8 на усмотрение университетов. Это может быть следствием провальных попыток создать централизованные структуры электронного обучения в высшем образовании ранее в рамках национальных проектов, которые были нацелены на использование определенных технологий. Но развитие технологий идет стремительно и при разработке национальных стратегий электронного обучения крайне сложно учитывать вектор их развития. Однако тот факт, что электронное обучение требует инвестиций, но не гарантирует немедленной отдачи, является еще одной причиной опасений национальных органов управления образованием, особенно в периоды экономического и финансового кризиса в странах. В отдельных странах при отсутствии дополнительного финансирования гибко используется существующее финансирование, а также разрабатывается и внедряется нормативно-правовая база, поддерживающая деятельность всех заинтересованных сторон: образовательных организаций, обучающихся и институциональных партнеров.

Вместе с тем, спрос на электронное образование во всем мире со стороны различных групп пользователей будет подталкивать органы управления образованием и образовательные организации развивать различные формы электронного образования и внедрять новые бизнес-модели. Уже в настоящее время большая часть образовательных проектов вузов реализуется в рамках государственно-частного партнерства с Интернет-компаниями и образовательными стартапами. Кроме того, появление новых цифровых технологий, таких как виртуальная реальность и искусственный интеллект, могут в корне изменить отношение к электронному образованию [1].

В большинстве университетов Европы и США приняты или будут в ближайшее время приняты институциональные стратегии развития электронного образования. Внедрение электронного обучения в рамках Европейского пространства высшего образования могло бы способствовать целям Болонского процесса в области международного сотрудничества, академических обменов и др. Тот факт, что некоторые европейские университеты начали признавать обучение с использованием МООС8 путем присуждения образовательных кредитов ECTS, служит

показателем того, что электронное обучение может способствовать не только институциональной интеграции, но и интеграции с более широкой аудитории внешних партнеров [7].

По данным Федеральной службы государственной статистики России, доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе образовательных учреждений, ежегодно увеличивается и в 2015 г. достигла 78,2% от общего их количества.

В целом, для российских вузов реализация электронного обучения позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни, обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования. Развитие электронного образования российским вузам также позволит более эффективно задействовать ресурсы специалистов предприятий, вовлекать практикующих специалистов, что повысит насыщенность образовательных курсов, в том числе и прикладного бакалавриата. Благодаря электронному обучению открывается возможность как для обучения лиц с ограниченными возможностями, так и повышения квалификации и переподготовки работников без отрыва от производства.

По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшие несколько десятилетий превысит возможности образовательных организаций, а именно, численность учащихся высших учебных заведений увеличится с 97 млн чел. в 2000 г. до более чем 262 млн чел. к 2025 г., в среднем ежегодный рост предполагается составит 1,4% [12]. Однозначно, что удовлетворение увеличивающегося спроса на высшее образование без внедрения новых образовательных технологий невозможно. Таким образом, и органам управления образования, и образовательным организациям во всем мире уже в настоящее время необходимо внедрять новые образовательные технологии, расширять использование инфор-

[1] Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 136.

[3] Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86—89.

[7] Gaebel M., Kupriyanova V., Morais R, Colucci E. E-learning in European Higher Education Institutions. European University Association. 2014.

[8] E-Learning Market Trends & Forecast 2014—2016. Docebo, 2014. Pp. 8.

[10] Sam S. Adkins. The 2016—2021 Worldwide Self-paced eLearning Market: The Global eLearning Market is in Steep Decline. 2016.

[12] The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. British Council. 2012.

© Краснова Г.А., Нухулы А., Тесленко В.А., 2017

Дата поступления в редакцию: 19 апреля 2017 Дата принятия к печати: 24 мая 2017

Сведения об авторах:

E-LEARNING: CURRENT STATE, TRENDS AND FUTURE

G.A. Krasnova1, A. Nuhuly2, V.A. Teslenko1

1 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation Prospekt Vernadskogo, 82, Moscow, Russia, 119571

2 Pavlodar Pedagogical Institute Str. Mira, 60, Pavlodar, Republic Kazahstan, 140000

The article is devoted to the main trends of development of e-learning in formal and non-formal education in different countries. The article discusses the main quantitative and qualitative characteristics of the market of e-learning education. The authors define main reasons the development of e-learning education in higher education. The authors note that the demand for e-learning by various groups of users will push the education authorities and educational institutions to develop different forms of e-learning and implement new business models of universities. In most universities in Europe and the United States adopted or will be adopted for the institutional strategy of development of e-learning.

Key words: e-learning education, open electronic resources, mass training courses, informatization, blended learning, higher education

[1] Badarch D., Tokareva N.G., Cvetkova M.S. MOOK:rekonstrukcija vysshego obrazovanija [MOOK: reconstruction of the higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2014. No. 10. Pp. 136.

[3] Grinshkun V.V. Podgotovkapedagogov k ispol'zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov [Training of teachers for use of electronic issuings and resources]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2007. No. 8. Pp. 86—89.

[7] Gaebel M., Kupriyanova V, Morais R., Colucci E. E-learning in European Higher Education Institutions [E-learning in European Higher Education Institutions]. European University Association. 2014.

[8] E-Learning Market Trends & Forecast 2014-2016. Docebo, 2014. Pp. 8.

[10] Sam S. Adkins. The 2016-2021 Worldwide Self-paced eLearning Market: The Global eLearning Market is in Steep Decline. 2016.

[12] The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020. British Council. 2012.

Стремительное развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия, приводит к тому, что с каждым годом они всё больше интегрируются в систему образования. В сложившихся условиях, обучение переходит от традиционных форм к электронной форме.

ВложениеРазмер
elektronnoe_obuchenie_v_sovremennom_obrazovanii.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.И. Воронко, студентка 4 курса ПИТ-б-о-111

А.А. Рыбакова, доцент кафедры информатики

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Стремительное развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия, приводит к тому, что с каждым годом они всё больше интегрируются в систему образования. В сложившихся условиях, обучение переходит от традиционных форм к электронной форме.

В современных исследованиях, электронное обучение определяют как процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии между обучающим и обучающимся и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ [8].

И.В. Роберт, под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с применением хранящейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей [ 5].

Использование современных технологий взаимодействия между участниками учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту и отличает электронную форму обучения от других форм обучения.

Необходимо отметить, что использование электронного обучения в образовательном процессе влечёт за собой изменение подходов к методам обучения, представления учебного материала, характера взаимодействия между учащимся и преподавателем, и, соответствующе, на методику проведения занятий в целом.

Наиболее существенными достоинствами электронного обучения являются:

  • свобода доступа - к электронным ресурсам, при наличии специального оборудования с выходом в Интернет;
  • экономия времени - получение образования дистанционно, в любом удобном месте, в пути с использованием мобильного Интернета;
  • экономия расходов - процесс обучения включает в себя обмен информацией через современные средства коммуникации;
  • масштабность - возможность одновременно проводить обучение больших групп, проводить корпоративное специализированное обучение в рамках одного курса;
  • компетентность – проведение обучения при участии целой команды специалистов;
  • гибкость обучения - учащийся сам выбирает последовательность и продолжительность изучения материалов, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;
  • последовательное изложение - исключаются возможные проблемы, связанные изложением одного и того же материала различными преподавателями;
  • совершенствование - пользователи электронных курсов повышают свои навыки и знания в соответствии с современными технологиями и стандартами;
  • легкая и быстрая корректировка - электронные курсы своевременно и оперативно обновляют свои учебные материалы;
  • архивность - возможность повторно изучить материал и более углубленно в удобное для себя время;
  • возможность определять критерии оценки знаний. [6].

В настоящее время для электронного обучения используется большой диапазон различных средств: [2].

Благодаря своей специфике, средства электронного обучения в разы повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится красочнее, ярче, динамичнее. Если традиционная наглядность обучения предполагает конкретность изучаемого объекта, то с использованием компьютерных технологий стала доступной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, понятий, теорий [9].

На сегодняшний день, средства электронного обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.

2. История развития дистанционных образовательных технологий.

В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся по почте получали письма с заданиями от педагогов, отправляли на проверку свои работы и получали комментарии.

В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы, функционировавшие посредством почтовой корреспонденции. В 1914 году такие школы появились в Великобритании, а вскоре распространились в Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education).

С появлением радио и телевидения начался новый этап удалённого обучения. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи. А в Австралии по радио существовала целая школа для жителей отдалённых районов. В определённые часы и дни на определённой частоте передавались уроки по программе начальной и средней школы.

Однако у радио и телевидения как источников знаний был значительный недостаток — отсутствие обратной связи.

В 1969 году был открыт первый университет дистанционного обучения – Открытый Университет Великобритании, вслед за которым подобные учебные заведения стали появляться по всему миру.

Настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета. Сначала email ускорил и упростил коммуникацию между преподавателями и студентами, а затем появились целые платформы для дистанционного обучения.

Следующим этапом в развитии дистанционного образования стало открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов.

Сегодня дистанционное обучение — это способ взаимодействия преподавателя и ученика на расстоянии. Учитель общается с детьми по видеосвязи, ребята делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.

В России дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Официально это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

В обычных массовых школах дистанционное обучение пока что является редкостью. Уроки по Сети иногда проводят для детей с инвалидностью и ребят, проживающих в отдалённых населённых пунктах.

Сейчас в нашей стране дистанционно можно учиться в нескольких ВУЗах: в Московском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Институте информационных технологий, Интернет-университете информационных технологий и некоторых других.

Гораздо чаще ДОТ используют дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Кто-то просто скачивает обучающие материалы в интернете, а кто-то полноценно занимается в виртуальной школе.

Технологии стирают границы и делают образование доступным. По прогнозам экспертов, в будущем дистанционное обучение станет ещё более интерактивным и можно будет учиться быстрее и эффективнее.

3. Виды и формы дистанционных образовательных технологий.

Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения.

1. Кейс-технология . Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

3. Интернет-обучение , или сетевая технология . Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Формы дистанционного обучения

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – это видеоконференция с применением ПК с возможностью быстрого Интернет-соединения, наличием микрофона и цифровой видеокамеры. При применении компьютерных телеконференций в дистанционном обучении используется двухканальное или многоканальное видео и аудио. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Видеолекция - в последнее время заменила традиционные лекции и стала неотъемлемым видом дистанционного обучения. Инновационные виды обучения предполагают использование видеолекций, хранящихся на индивидуальном электронном носителе или веб-сервере.

Основная цель видеолекции заключается в оказании на учащегося наибольшего эмоционального воздействия, плодотворном вовлечении его в учебный процесс.

Преимущество видеолекций перед учебными пособиями и традиционным видом лекций состоит в том, что студент может регулировать ее ход самостоятельно, а также возвращаться на предыдущие разделы либо сложные моменты объяснения материала.

Аудиоконференция — это вид электронной конференции, в ходе которой ее участники используют телефоны либо оборудование, специально разработанное для общения посредством голоса. Аудиоконференция может проводиться один на один с учеником, а также успешно применяться при работе с группой студентов. Аудиоконференция является достаточно доступным видом обучения, благодаря ее легкому регулированию и отсутствию сложностей в технической модификации. С помощью этого вида дистанционного образования можно организовывать практические занятия, семинары и проводить лекции.

Видеоконференции- представляет собой встречу или общение между людьми, которые находятся в различных местах и используют видеотехнологии в качестве основного канала связи. Видеоконференции специально разработаны с целью поддержания двусторонней аудио- и видеосвязи между преподавателем и студентами и интегрируются в программы по дистанционному обучению с их минимальной адаптацией.

В качестве технологии в видеоконференциях используется сжатое видео в цифровом формате. Главным преимуществом такой формы обучения является наличие визуального контакта в режиме реального времени. Видя друг друга, ученик и учитель могут убедиться в степени понимания предмета, а также удостовериться в заинтересованности путем вопросов и наблюдений за языком жестов.

4. Популярные платформы и сервисы для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в школе.

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей Фоксфорд. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Образовательная платформа Lekta предоставляет доступ к электронным учебникам, разработанным корпорацией Российский учебник, а также к тренажерам, в том числе к тренажерам по подготовке к ВПР, конструктору рабочих программ и инструментам управления работой учащихся. На сайте представлены интерактивные атласы по истории и географии

1С:Школа Онлайн - онлайн-доступ к электронным образовательным ресурсам: тренажеры, лаборатории, игры практикумы, тесты и многое другое. Бесплатный доступ онлайн на 90 дней.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и режим самоизоляции привели к настоящему ажиотажу в сфере электронного обучения (е-learning от англ. electronic learning). По данным платформы GetCourse, на которой размещают дистанционные курсы сотни онлайн-школ, уже во второй половине марта 2020 года продажи электронных курсов выросли на 20% по сравнению с первой половиной месяца. Так, если с 1 по 16 марта курсов было продано на 1,2 млрд руб., то с 17 по 31 марта – уже на 1,5 млрд руб.

Число пользователей, пытавшихся организовать собственные курсы, увеличилось при этом на 30%. Но даже в обычных условиях интерес к е-learning активно растет из года в год. Давайте попробуем вместе разобраться, с чем это связано, а заодно попытаемся ответить на главный вопрос: является ли электронное обучение данью моде или это наше прогрессивное будущее?

Зарождение e-learning началось почти триста лет назад, но до момента распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20-го века e-learning стали активно применять в университетах, а в 90-е годы оно вышло за их пределы и стало неотъемлемой частью образования и повышения квалификации во всех сферах человеческой деятельности. В первую очередь, это было связано с активным развитием цифровых технологий.

Зарождение e-learning началось почти триста лет назад, но до момента распространения электронно-вычислительных машин развивалось слабо. С середины 20-го века e-learning стали активно применять в университетах, а в 90-е годы оно вышло за их пределы и стало неотъемлемой частью образования и повышения квалификации во всех сферах человеческой деятельности. В первую очередь, это было связано с активным развитием цифровых технологий.

Первый документально зафиксированный пример массового дистанционного обучения (d-learning) – американский профессор Калеб Филипс (англ. Caleb Phillips) организовал заочные курсы стенографии через газету Boston Gazette.

Дистанционное обучение стало двусторонним – известный британский лингвист Айзек Питман (англ. Isaac Pitman), в то время школьный учитель в Бостоне, начал не только рассылать студентам задания (тоже из области стенографии), но и получать их назад для проверки.

Метод вырвался за пределы обучения стенографии – немец Густав Лангеншейдт (нем. Gustav Langenscheidt) и француз Шарль Туссен (фр. Charles Toussaint) создали первую школу дистанционного обучения иностранным языкам, оказавшуюся чрезвычайно успешной.

Патрик Суппес (англ. Patrick Suppes) и Ричард С. Аткинсон (англ. Richard C. Atkinson) из Стэндфордского университета провели эксперименты по обучению учеников младшей школы чтению и счету с помощью первых компьютеров.

В Великобритании открылся первый Открытый университет – высшее учебное заведение, полностью направленное на заочное обучение.

Специалисты Технологического института Нью-Джерси Мюррей Турроф (англ. Murray Turoff) и Старр Роксанна Хилц (англ. Starr Roxanne Hiltz) разработали электронную систему обмена информацией (EIES – Electronic Information Exchange System), которая позволила проводить сеансы конференц-связи.

Линда Харасим (англ. Linda Marie Harasim), профессор Школы коммуникации при Университете Саймона Фрезера, провела первый в мире онлайн-курс совместно с канадским социологом Дороти Эдит Смит (англ. Dorothy Edith Smith) на тему компьютерного образования женщин.

Майкл Часен (англ. Майкл ChaSen) и Мэттью Питтински (Matthew Pittinsky) разработали систему управления обучением Blackboard Learning Management System, основная цель которой администрирование онлайн-курсов.

На семинаре по компьютерному обучению (CBT Systems) в Лос-Анджелесе был впервые использован и введен в обиход профессиональной среды термин электронное обучение – e-learning.

В результате на сегодняшний день подавляющее большинство россиян считают, что электронное и дистанционное обучение – это аналогичные понятия, но на самом деле это не так, поэтому во избежание любых недопониманий мы начнем с того, что дадим определения этим понятиям.

Стоит отметить, что специалисты ЮНЕСКО не рекомендуют вместо термина и понятия e-learning использовать перевод на национальные языки, поскольку за этим термином закрепилось вполне конкретное содержание, не всегда адекватно передаваемое переводом.

Профессор Е. С. Полат определяет дистанционное обучение, как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий.

В целом дистанционное обучение и e-learning имеют общие точки пересечения, но все-таки это не синонимы. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, то, что учитель и обучающиеся находятся на расстоянии, при этом совершенно неважно, в каком виде используются (письменный или электронный) и каким образом доставляются учебные материалы (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). В свою очередь, e-learning не обязательно производится на расстоянии, но предполагает использование учебных материалов только в электронном виде, реализуемом посредством цифровых технологий. Е-learning может осуществляться при помощи персонального компьютера, смартфона, VR-тренажера и другими способами.

В последние несколько лет стали популярны и с каждым годом находят все более широкое распространение следующие тенденции в е-learning:

Адаптивное или персонализированное обучение – модель, основной идеей которой является подстройка под способности, знания, умения и даже настроение каждого обучающегося.

Микрообучение, которое основывается на следующих принципах: длительность каждой единицы контента от 1 до 15 минут, фокус на результате обучения, возможностью транслировать контент на любых платформах и устройствах. При таком обучении мозг обучающегося не перегружается, и учебный материал усваивается лучше.

Развитие гибких навыков (от англ. soft skills – мягкие навыки), таких как лидерство, креативность, ответственность, критическое мышление, дисциплинированность, работа в команде и другие. Ежегодно все больше задач автоматизируют, поэтому по оценкам Всемирного экономического форума уже к 2022 году 54% всех работников потребуют переподготовки. Профессиональные навыки (от англ. hard skills – жесткие навыки) уходят на второй план, и в будущем при устройстве на работу ключевую роль будут играть именно гибкие навыки.

Виртуальная реальность (VR от англ. virtual reality – искусственная реальность) – созданный техническими средствами мир, взаимодействующий с человеком посредством таких ощущений, как зрение, слух, осязание и другие. Основным преимуществом VR является производимый эффект погружения, который заключается в том, что обучающийся перестает ощущать себя внешним наблюдателем и начинает воспринимать виртуальный мир, как настоящий.

Дополненная реальность (AR от англ. augmented reality – дополненная реальность) — это технология добавления к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов с целью дополнения получаемых сведений и улучшения восприятия информации. Проще говоря, на изображения реального мира накладывается дополнительная информация. Использование систем дополненной реальности в образовательной деятельности позволяет воссоздавать невероятные процессы и явления, которые физически невозможно реализовать в реальной жизни.

Искусственный интеллект – свойство искусственно-созданных систем и программ выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Наиболее распространенным вариантом использования искусственного интеллекта являются чат-боты (от англ. chatbot) – программы, которые выясняют потребности пользователей, а затем помогают удовлетворить их.

Также в последнее время все большее применение находят технологии e-learning 2.0 (электронное обучение, основанное на технологии Web 2.0, когда контент создают сами пользователи с помощью блогов, wiki, подкастов и социальных сетей) и m-learning (обучение с помощью мобильных устройств).

Для лучшего понимания определения е-learning рассмотрим решения, которые сегодня наиболее часто используют учебные заведения при подготовке школьников и студентов, а также компании при обучении и переподготовке специалистов.

Первое место в этом рейтинге, несомненно, занимают электронные курсы, которые представляют собой тематически завершенный, структурированный учебный материал, включающий цели обучения, соответствующий им образовательный контент и инструменты итогового контроля. Популярность курсов обусловлена их небольшой стоимостью, простотой разработки и высокой эффективностью обучения. Для большинства из них не требуется даже наличие хорошего компьютера или Интернета.

Обучение на базе электронных курсов может проводиться в формате как online, так и offline. Причем, как показало исследование Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, на базе российских университетов эффективность форматов не различается.





На втором месте по популярности находятся видеоконференции и видеоуроки, которые представляют собой вид групповых телекоммуникаций между группой людей. В случае видеоконференций все участники видят и слышат друг друга, тогда как во время видеоурока участники видят и слышат только одного лектора, а он, при этом, видит и слышит всех обучающихся. Занятия на базе видеотрансляций сегодня используются повсеместно. Благодаря им можно научиться готовить или делать маникюр, выучить иностранные языки, позаниматься спортом с инструктором и многое другое.

Третье место в рейтинге е-learning solutions (англ. решение) занимают тренажеры и симуляторы. Именно благодаря им студенты и специалисты по всему миру могут отрабатывать практические навыки. Важным аспектом является то, что при обучении на тренажерах и симуляторах ученики практически не испытывают стресс, так как не бояться сломать дорогостоящее оборудование при прокатке металла, взорвать завод при перекачке нефтепродуктов или убить людей при управлении самолетом.





Наивысшая эффективность и незаменимость тренажеров при подготовке некоторых специалистов давно уже оценена учебными заведениями и компаниями всего мира. Существует множество примеров их успешного использования.

Например, в компании Hyundai Mobis после внедрения программы по управлению клиентами (CRM) многие новички из-за сложного интерфейса стали совершать ошибки при обработке заказов. Убытки компании доходили до нескольких миллионов долларов за неправильное действие. Для решения этой проблемы компания внедрила симулятор по работе с CRM.

В корпорации Boeing, которая является крупнейшим мировым производителем авиационной, космической и военной техники, инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Как отмечают в компании, это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок.

В связи с развитием торговли и сферы услуг многие компании сегодня применяют диалоговые тренажеры для обучения менеджеров отдела продаж правильным вариантам ведения бесед с клиентами.

Несмотря на огромные плюсы и успешные примеры, тренажеры и симуляторы распространены далеко не повсеместно. Причиной является их дороговизна. Не многие организации обладают достаточными ресурсами для покупки таких обучающих продуктов.

На сегодняшний день наибольшее количество потребителей е-learning решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран – в Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции.

Американцам уже недостаточно одного диплома, выданного 10-15 лет назад, поэтому многие студенты частных и государственных высших учебных заведений старше 25 лет. Рост конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места в сочетании с переходом на дистанционный труд и стремительным развитием технологий вынуждают их учиться постоянно.

Вместе с тем, по данным Министерства труда США, около 40 % работающих американцев меняют работу ежегодно. Вследствие этого резко возрастает потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала, и именно поэтому 85% ведущих американских корпораций выделяет средства на переподготовку своих сотрудников.

Для многих американцев традиционная форма подачи информации в виде лекций становится неприемлема. Они предпочитают интерактивные формы обучения и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Их целью является приобретение и развитие конкретных знаний, которые помогут им в дальнейшей работе. Вместо диплома многие из них предпочитают получить сертификат, подтверждающий знание конкретных дисциплин и методик. В связи с этим сейчас в мире особое внимание уделяется достоверности и качеству знаний, которые предлагают те или иные е-learning решения.

Еще одним аспектом развития е-learning в образовательной сфере является то, что мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. Учебным заведениям не хватает средств для развития своих материальных возможностей и увеличения численности студентов, поэтому они все чаще задумываются о переносе части своих программ в Интернет.

  • востребованность комплексных решений;
  • разработка единых требований и стандартов, особенно в области качества электронного контента;
  • развитие инструментов для быстрой разработки e-learning solutions (англ. решение);
  • снижение стоимости e-learning solutions.

Всего два десятилетия назад e-learning для большинства российских компаний и учебных заведений представлялся чем-то экзотическим и не всегда нужным. Такой вид обучения применялся только в крупных передовых компаниях, которые перенимали опыт зарубежных коллег, на отдельных факультетах высших учебных заведений, а также в некоторых школах, где были компьютерные классы.

В образовательной сфере e-learning также используется повсеместно, с каждым днем все больше ломая сопротивление консервативных преподавателей, которые поддерживают традиционные методы обучения. Однако есть множество и других барьеров, которые сильно замедляют этот процесс. Во-первых, отсутствует поддержка со стороны государства, как на законодательном уровне, так и с точки зрения инвестирования. Во-вторых, у персонала образовательных учреждений зачастую просто не хватает соответствующих навыков и умений, что приводит к низкой мотивации в использовании электронных систем и продуктов. В-третьих, в США и Европе давно укоренилась идея непрерывного, на протяжении всей жизни, обучения человека. Именно e-learning является неотъемлемым инструментом такого подхода к получению знаний. В России же эту концепцию разделяет сравнительно малая часть населения. Большинство россиян придерживаются стандартной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса при достижении какой-либо утилитарной цели (освоения профессии, получения диплома и т.д.).

Лидерами отечественного рынка e-learning, в том числе в сфере дистанционного обучения, являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Московский университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет, Moscow Business School и другие.

К другим причинам слабого развития е-learning в России можно отнести отсутствие хороших каналов передачи данных, а также недостаточную подготовку населения в области использования современных информационных технологий при прохождении обучения.

Читайте также: