Доклад на тему экспериментирование в младшей группе

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурным формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.

В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке

В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседуем с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

Ø приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

Ø разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Ø природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

Ø бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

Ø технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;

Ø разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Ø красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Ø медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Ø прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

Ø безопасность для жизни и здоровья детей;

Ø доступность расположения.

Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

· В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

· живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);

· неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

· человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).

Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.

В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.

Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

В данном докладе подробно раскрываю понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание и материалы центра экспериментирования в группе детей младшего дошкольного возраста. Рекомендую интересные игры - эксперименты с водой, песком, воздухом и солнечным светом. Делюсь опытом работы с родителями по данной теме. Сообщаю результаты и перспективы дальнейшей работы по данной теме.

ВложениеРазмер
detskoe_eksperimentirovanie.docx 22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

городского округа город Уфа

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важные черты детского поведения.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном детстве оно является ведущим.

Детское экспериментирование - это активная деятельность. В этой деятельности ребёнку даётся возможность саморазвития и самореализации, возможность быть самим собой.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания ;

- идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы ;

- происходит накопление запаса умственных умений ;

- развивается эмоциональная сфера ребёнка ; формируются творческие способности и трудовые навыки ; укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Современное общество диктует свои требования , которые в дальнейшем формируют у детей активную социальную позицию: умение пользоваться бытовыми приборами, умение обращаться с химическими веществами и т.д.

Одним из эффективных приёмов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Чем активнее ребёнок проявляет интерес к сравнению и экспериментированию, исследованию, наблюдению, рассуждению, сравнению, - тем быстрее развиваются его познавательные способности и социальная адаптация .

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать центр экспериментирования.

Цель нашей работы - создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

- Расширение представлений детей об окружающем мире ;

- развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов;

- развивать умение наблюдать , анализировать, сравнивать, выделять характерные , существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- привлечь родителей к экспериментально - исследовательской деятельности детей.

В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы :

- природные ( шишки. жёлуди, листья или гербарии , небольшие камни и т.д)

-бросовые (пробки, трубочки для коктейля и т.д)

-неструктированные (песок, вода, опилки и т.д)

-сенсорные игры и пособия ;

-оборудование (совочки, сито , мельница, ёмкости для игр с водой . песком, снегом)

Манипулирование предметами - это форма экспериментирования, которая возникает в раннем детстве.

Дети младшего дошкольного возраста, играя в центре экспериментирования,совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения свойств предметов , следовательно, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, не связанных в систему. Это период любопытства детей.

Организуя экспериментальную деятельность , необходимо придерживаться определённых правил:

- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.

- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребёнка.

-Воспитывать веру ребёнка в свои силы.

- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

- Самое главное правило - подводить итоги эксперимента.

В своей практике при планировании эксперимента мы используем

важную последовательность действий работы с детьми - создание проблемной ситуации.

С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие проблемные ситуации : Утонет ли резиновый мяч? Почему нельзя есть снег?

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы .Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности, можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, - на усмотрение воспитателя с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей. Эксперименты и опыты проводятся круглый год, т.е. в течение года. Особенно много опытов можно проводить в летний период, на свежем воздухе во время прогулок. Это связано с тем, что летом не проводим основных занятий, и достаточно времени проводить несложные и интересные опыты и исследования.

Длительность проведения опытов чётко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В своей работе с детьми мы используем следующие приёмы руководства опытами и экспериментами :

- работа руками детей при помощи воспитателя;

- совместная работа воспитателя и детей;

- помощь воспитателя детям.

При оборудовании центра экспериментирования мы учитывали следующие требования :

- безопасность для жизни и здоровья детей ;

- соответствие накопленного материала возрасту.

Материалы для опытов и экспериментов хранятся на полочках, в коробках и закрытых контейнерах.

В нашей второй младшей группе в центре экспериментирования мы разместили коллекции: ракушек, камней, шишек, семян.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, подготовку к экспериментированию и проведению опытов мы начали проводить с первой младшей группы.

При наборе группы детей 2-4-хлетнего возраста в начале учебного года первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, - это адаптация к условиям детского сада. Одна из главных задач воспитателя в период адаптации - заинтересовать, увлечь ребёнка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребёнка?

В своей практике мы убедились, что игры с водой обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие.

Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребёнка позволит его успокоить, развеселить, переключить внимание.

Мы провели эксперименты и опыты с водой:

Нами проведены опыты с песком:

Опыты с воздухом.

Опыты с природным материалом.

Рекомендуем опыты с природным материалом:

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы : воды, солнечных лучей, льда, снега. Узнают об источниках света, - о том, что если светить на предмет, то появится тень ; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки , и др.

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности , - следовательно, развиваем исследовательскую активность детей.

Воспитательно - образовательную работу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребёнка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.

На начальном этапе мы привлекли родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала , к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Совместно с родителями и детьми собраны : наглядный материал о живой и неживой природе, коллекции семян, камней, ракушек, шишек.

Многие дети с удовольствием рассказывают дома о том, что мы делали в саду, проводят интересные опыты дома с родителями .

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведётся не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·.


Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"


Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к.


Приложения к опыту работы "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

приложения содержат познавательный материал как дополнение к опыту работы.

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен.

Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный .

Для ребёнка мир, который его окружает, полон тайн и чудес. Он хочет их раскрыть и тщательно изучить, поэтому задаёт бесчисленное множество вопросов. Ещё бы, ведь вокруг столько всего увлекательного и так хочется поскорее во всём разобраться. Особенно маленького исследователя интересует, откуда что берётся. Ведь любознательный ребёнок интересуется самыми различными вещами и самыми разными темами.

Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии и становлении личности каждого ребёнка. Он познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребёнка. Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами. [2, 4]

Экспериментальная деятельность даёт детям возможность выступать непосредственно в качестве исследователя, учит самостоятельно находить решения, подтверждать или опровергать собственные предположения и убеждения.

Ребёнок воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. [7]

Экспериментирование, побуждает ребёнка к открытию новых знаний и способов познания мира. Задачей воспитателя является помощь воспитаннику в реализации любознательности, направление её в нужное русло. В младших группах работа направлена на создание условий для сенсорного развития с явлениями и объектами окружающего мира.

Применение технологии экспериментов в образовательной деятельности помогает воспитателю найти подход к каждому отдельному ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности и черты характера. Для организации исследовательской деятельности широко используются такие методы как: беседы, опыты, наблюдения, эксперименты, дидактические игры. [1]

Выбранная тема является весьма актуальной и познавательной для детей младшего дошкольного возраста, ведь с помощью воды можно окунуться в волшебный мир занимательной лаборатории.

Вода является ценным ресурсом, экологические бедствия, происходящие, на нашей планете заставляют нас всё чаще задумываться о рациональном её использовании. На практике, дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в неё предметы; что вода может литься, а может и брызгать. Во время эксперимента дети получат знания, что вода жидкая; что она не имеет цвета, но её можно покрасить; что некоторые вещества меняют её вкус и запах. [6]

Планируя экспериментальную работу, педагог отталкивается от способностей и умений детей, от их познавательных интересов. Цель педагога в данной работе – формирование познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.

В данной разработке занятия был поставлен ряд программных задач:

Образовательные (познакомить детей с основными свойствами воды; учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой);

Развивающие (развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь);

Воспитательные (воспитывать бережное отношение к воде).

С воспитанниками группы проводилась предварительная работа (наблюдения на прогулке за таянием снега; беседы по водной тематике; чтение сказок и стихотворений о воде).

III Динамическая пауза (этот этап необходим на занятиях для предотвращения детской утомляемости, так же целенаправленный систематический курс двигательных упражнений, игр в сочетании с сопровождающим стихотворным текстом даёт возможность снять мышечное напряжение и предотвратить физическое утомление). [3]

IV Экспериментирование с водой (целями на данном этапе были расширение представлений детей о воде, накопление у детей конкретных представлений о свойствах воды; развитие познавательных способностей детей, логическое мышление, воображение; умение работать в коллективе).

В НОД были включены следующие эксперименты:

В этом опыте ребята убеждаются что вода является жидкостью, её можно переливать и она принимает форму любого сосуда.

Здесь дети с помощью тактильного контакта убеждаются в том, что вода бывает разной температуры.

С помощью камней и бумажных корабликов дошкольники убедились, что разные предметы в зависимости от их веса могут тонуть в воде, а другие же наоборот из-за легкости остаются на поверхности воды.

Здесь дети определяют, что вода сама по себе бесцветная, но с помощью красок она может приобретать любой цвет.

С помощью этого эксперимента ребята узнают, что вода может приобретать вкус в зависимости от веществ которые в нее добавляют (сладкая, солёная или кислая). [5]

V Заключительный (здесь происходит рефлексия всего, происходящего процесса на занятии, дети отвечают на вопросы; делают выводы; отмечают какие моменты занятия им понравились больше всего и почему; дают оценку всему занятию в целом).

Детское исследование – это особая форма деятельности дошколят, здесь они проявляют собственную активность, которая направлена на получение новых знаний и сведений. Главным достоинством экспериментирования является контакт ребёнка с предметами или материалами, что позволяет дать реальное представление об объекте, его свойствах и качествах. Благодаря этому происходит развитие воображения, мышления, развиваются коммуникативные навыки и идет расширение кругозора, формируются элементы научного мировоззрения.

1. Занятие в детском саду : современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий / авт. – сост. Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова. – Изд. 3-е. – Волгоград : Учитель, 2014. – 131 с.

2. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ. - №4. – 2004.

3. Игровые здоровьесберегающие технологии : психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки / Н. А. Деева. – Волгоград : Учитель. – 61 с.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 336 с.

6. Проектная деятельность в детском саду : организация проектирования, конспекты проектов / авт. – сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград : Учитель. – 135 с.

7. Савенков, А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А. И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004.

8. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 232 с.

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цели экспериментирования:

(Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

(Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

(Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

(Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

(Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Положительные стороны демонстрационного метода:

1. Практически исключены ошибки при проведении опытов.

2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.

3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.

4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

5. Проще решаются вопросы гигиены.

Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны:

1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.

2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.

3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.

4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.

5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.

6. Сведена до минимума инициатива детей.

7. Затруднена индивидуализация обучения.

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:

- хорошо видеть мелкие детали;

- рассмотреть объект со всех сторон;

- использовать для обследования все анализаторы;

- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.

- эмоциональное воздействие фронтальных игр, экспериментов намного выше, чем демонстрационных;

- процесс обучения индивидуализирован.

Слабые стороны фронтального метода:

1. Труднее найти много объектов.

2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.

3. Труднее установить контакт с детьми.

4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

5. Повышается риск ухудшения дисциплины.

6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду – в льдинки. С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то ее можно пить, а из лужи вода для питья не подходит.

Для реализации работы в ДОУ должна быть создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Большой акцент уделяется на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Задача педагога– помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах, должны быть оборудованы и постоянно оснащаться детские мини-лаборатории, уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. Дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.
При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

  • Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас и магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.

Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.


Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Что же такое опытно-экспериментальная деятельность?

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Когда использовать экспериментальную деятельность?

Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка

Этапы развития экспериментальной деятельности

Методы и приёмы экспериментальной деятельности

В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности:

Проблемно-поисковый метод. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду

Наблюдения за объектом. Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников

Опыты и эксперименты. Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

– Видеть и выделять проблему

– Принимать и ставить цель

– Анализировать объект или явление

– Выделять существенные признаки, связи

– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

– Отбирать материал для самостоятельной деятельности

С какого возраста предполагается начинать экспериментировать в детском саду?

В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты при помощи сенсорики: размазывание краски по листу, пробование на вкус, испытание на прочность (укусить, бросить), извлечение звука (хлопнуть ладошками, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений исследования становятся интереснее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется.

Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.

Дети 5-7 лет в экспериментальной деятельности вполне могут обойтись без помощи взрослого. И если воспитанников старшей группы нужно стимулировать на самостоятельное проведение экспериментальных действий, то в подготовительной группе дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты. Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду прослеживается на протяжении всего периода обучения.

Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности?

Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов используют природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т.д. В группе отводят место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.

Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с.
  3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная деятельность, ребенок, детский сад, опытно-экспериментальная деятельность, проведение опытов, эксперимент, наблюдение, окружающий мир, проблемно-поисковый метод, самостоятельная деятельность.

Читайте также: