Доклад на тему экономическая психология

Обновлено: 05.07.2024

Современная психологическая наука затрагивает самые разнообразные сферы человеческой жизни. Сегодня довольно активно развивается такое направление как экономическая психология. Целый ряд событий в истории послужил началом для ее возникновения. Еще на стыке XIX и XX веков, появились первые работы которые были посвящены психологии маркетинга и рекламной деятельности (Т. Кенг, Д. Старч, К. Т. Фридлендер, У. Дж. Скотт) вопросам психологии управления и труда (Ф. У. Тейлор, Г. Мюнстерберг), психологическим проблемам экономики (Г. Тард). Во второй половине XX века, начали проводиться разнообразные экспериментальные исследования принятия экономических решений, экономического сознания, потребительского поведения. Примерно в тот же период времени стали появляться первые теории и модели, которые позволяли под новым углом взглянуть на потребительское поведение и социально-экономические процессы в обществе (Словик, С. Ли, А. Тверски, Ф. Ван Рай, Д. Канеман). В 2002 году, психолог Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за многолетнюю работу над вопросами принятия финансовых и экономических решений в условиях неопределенности и риска. Результат исследовательской работы Канемана заключается в утверждении о том, что всеми поступками людей (а значит и экономическими тенденциями всей историей человечества) руководит скорее глупость людей, чем их разум, так как большинство поступков, совершаемых людьми иррациональны.

Ошибки мышления

Д. Канеман, как и многие другие экономические психологи описали большое количество ошибок, которые характерны для людей в момент принятия решений. В частности, были отмечены следующие ошибки мышления:

  • эффект наглядности – переоценка вероятности запоминающихся и ярких событий;
  • эффект консерватизма – стремление использовать в новых условиях старые знания, недоверие к новым знаниям;
  • эффект репрезентативности – переоценка результатов и данных, полученных их малых выборок;
  • эффект Ирвина – недооценка вероятности нежелательного события и переоценка вероятности желательного;
  • эффект эгоцентризма – человек использует преимущественно свой собственный опыт при принятии решений;
  • эффект якоря – при количественной оценке какого-либо объекта наблюдается влияние заданной точки отсчета;
  • эффект Стоунера – при принятии групповых решений по сравнению с индивидуальными отмечается сдвиг к риску;
  • эффект Монте-Карло – наблюдается тенденция устанавливать некую связь между последовательными независимыми событиями при их оценке;
  • эффект края – переоценка возможности маловероятных событий и недооценка вероятных.

Одно из явлений, которое было описано экономической психологией заключается в том, что при достаточном (большом) количестве денег, которым обладает человек, они со временем теряют для него первоначальное значение, что приводит к проявлению сущностных этико-психологических характеристик человека в условиях широкого диапазона свободы выбора решений.

Парадоксы рациональности

Специалисты по экономической и хозяйственной психологии, на основании данных большого числа психологических экспериментов и ряда теорий, построенных на материале этих исследований, доказали, что в большинстве случаев представления о рациональном поведении и мышлении людей оказывается заблуждением (что очень важно для эффективного ведения экономической деятельности).

С точки зрения теории ожидаемой выгоды и логики, решение не должно зависеть от того способа подачи информации, который необходим для принятия решения. Лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Саймон в 1956 году провел ряд экспериментов, в результате которых доказал, что человеку не хочется принимать идеальное или оптимальное экономическое решение, исходя из полезности покупки, а хочется почувствовать радость и удовлетворение от ее совершения. Саймон говорил, что к тем ситуациям, которые люди оценивают эмоционально, они склонны приспосабливать свое поведение. Хотя подобные действия довольно далеки от того, что говорит нам теория рационального выбора.

Позднее, в 1977 году, Дж. Руссо, выявил, что различные способы представления цен (списком или за единицу продукта) существенно влияют на выбор потребителей.

А. И. Китов, основатель экономической психологической науки в СССР, со своими коллегами экспериментально доказали, что профессиональное мышление человека напрямую связано с типами экономической мотивации, а при отсутствии индивидуальной материальной заинтересованности в условиях плановой экономики коллективная деятельность оказывается неэффективной.

Теория перспективы

Теория перспективы

Рисунок 1. Кривая субъективной ценности в теории перспективы А. Тверски и Д. Канемана

А. Тверски, Дж. Куатрон, Р. Талер, Д. Канеман и др. доказали, что человеческие предпочтения зависят от, метода субъективного толкования условий, в которых производится выбор. Когда вариант выбора в субъективном понимании человека представляется ему потерей, то люди рискуют, так как значение ценности выбора снижается. Наоборот, когда вариант выбора кажется человеку приобретением какого-либо блага, то принимающий решение предпочитает не рисковать, так как величина ценности этого приобретения растет. То есть подавляющее большинство субъектов, демонстрируют тенденцию рисковать, когда предполагают потерю, и стараются избегать возможного риска, когда собираются что-то приобрести.

Однако, это не единственные интересные результаты, которые были получены при изучении процесса принятия решения. Так, было показано, что мероприятия, направленные на защиту от опасности людей, и субъективная оценка риска, в большинстве случаев зависят от того, каким именно образом рискующим и людям, отвечающим за их безопасность была представлена информация.

Многочисленные исследования, проводимые экономическими психологами, обнаружили множество научных проблем и вопросов, выходящих за рамки экономики и противоречащим фундаментальным научным знаниям о мышлении и поведении людей, которые были выработаны в направлениях психологии, изначально рассматривающих человека существом рациональным, обладающим уникальным разумом, ставящим его на ступень выше других обитателей живого мира.

Становление экономической психологии в нашей стране

Доктор психологических наук, профессор Ахмед Исмаилович Китов был основателем советской экономической психологии в нашей стране. Его работы и исследования были посвящены доказательству того, что сама плановая экономическая система Советского Союза и методы управления страной неэффективны ни в социальном плане, ни в экономическом, так как они не учитывают природу людей, их потребности, мотивацию и иррациональность мышления.

Условия, в которых проводил свои исследования А. И. Китов, не позволяли ему открыто говорить о своих взглядах на проблемы экономической психологии, например, на съездах или конференциях. Поэтому, свои идеи профессор был вынужден излагать на лекциях, которые он читал для руководителей высшего административного уровня в академии МВД СССР и АНХ при Совете министров СССР. Большинство крупных руководителей принимали идеи Китова и понимали всю необходимость перемен в системе управления экономическим сектором страны.

А. И. Китов, и многие его коллеги, талантливые российские ученые – психологи и экономисты, сыграли ведущую роль в создании психологических условий для перехода к новому общественному строю нашей страны.

Читайте также: