Доклад на тему духовно нравственное воспитание дошкольников

Обновлено: 21.07.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Тема: «Роль духовно- нравственного воспитания в формировании

(из опыта работы)

воспитатель первой категории

Тихонова Виктория Викторовна

Свое выступление мне бы хотелось начать с высказывания Д. С. Лихачёва:

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно

расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и

Дошкольное детство - важный период в становления личности человека,

когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления об окружающем мире, обществе, культуре. В дошкольном

детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Его чувства -

это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме

непосредственного переживания. К концу дошкольного детства чувства чаще

становятся мотивами поведения ребёнка. Посредством чувств происходит

регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным

этическим, эстетическим требованиям общества. Дошкольник постигает значение

этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или

другим ребёнком. Эталоны выступают в качестве взаимосвязи добра и зла.

Нравственное развитие зависит от того, насколько развита у ребенка способность

соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст - возраст формирования основ личности. Для того

чтобы сформировать социальные чувства, надо научить ребенка быть

привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в любом своём маленьком

деле, видеть красоту вокруг себя. Базой патриотического воспитания является

нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание. В процессе

разносторонней деятельности зарождается основа гражданско-патриотических и

Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- расширение представлений о городах Крыма, России;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения

детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

В своей работе я основываюсь на следующих принципах:

• принцип личностно-ориентированного общения;

• принцип тематического планирования материала;

• принцип интеграции содержания образования;

• принцип патриотической направленности;

• принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;

• принцип сотрудничества детского сада и семьи.

- Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.

непосредственным наблюдением детей.

- Беседы с детьми о родном городе Симферополе, о Крыме, о России. -

репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).

- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок,

Подготовила воспитатель Асадуллина Гузалия Мидехатовна

«Мы не должны забывать о своем

культурном прошлом, о памятниках,

литературе, языке, живописи …

Национальные отличия сохраняются

и в ХХ1 веке, если будем озабоченны

воспитанием душ, а не только

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Ещё я думаю, что общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Духовно-нравственное воспитание - сложная и актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой. Одной из главных задач нашего детского сада является духовно - нравственное воспитание, закладывание основ духовно-нравственной личности.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников Не вызывает сомнения, что российское общество переживает в настоящее время не лучшие времена. Сложившееся положение является отражением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бельское дошкольная группа муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Выполнила: воспитатель Нуртдинова Г.М.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольной группе является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в дошкольной группе является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Православная педагогика обогащает педагогику светскую цельностью миропонимания, направляя воспитание на развитие гармоничной личности.

Условия возникновения и становления опыта.

Цель педагогического опыта.

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

5.Формирование духовно-нравственных качеств.

Разнообразие форм и методов работы.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность.

групповые родительские собрания;

дни открытых дверей;

Технология опыта

Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.

Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.

Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.

Познакомить с символикой России и Краснодарского края в современное и давнее время.

Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  • Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстнику, гуманное отношение к людям

Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Читайте также: