Доклад на тему даргинцы

Обновлено: 05.07.2024

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана с численностью около 600-800 тыс. человек. Даргинцы расселены в центральной части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон. Районы с даргинским (или с преимущественно даргинским) населением – Акушинский, Левашинский, Кайтагский, Сергокалинский, Дахадаевский.

Многие археолого-этнические материалы и данные письменных источников свидетельствуют, что вместе с другими соседскими племенами Дагестана даргинцы входили в состав Кавказской Албании, а затем державы гуннов и Хазарского каганата.

По современной лингвистической классификации различаются диалекты даргинского языка: собственно даргинский, кайтагский и кубачинский. Собственно даргинский язык имеет ряд наречий, из которых наиболее значительные акушинское, урахинское (хюркилинское) и цудахарское.

Даргинское чувстве юмора, с тщательностью исследовал в своих книгах Абу-Бакар , которое отразилось в пословицах даргинского народа. Вот некоторые из них:

Даргинские ремесла

Именно среди даргинского народа зародился, развился до высочайшего технического и художественного совершенства и сохранился до наших дней такой культурный феномен, как Кубачи (см. далее).

У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Усишинская вышивка

Этот вид искусства распространялся лишь в двух селах Акушинского района: Усиша и Зилмук. Особенностью вышивки являются необычный геометрический орнамент, излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Возможно, усишинская вышивка, наравне с кайтагской сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства даргинцев.

Усишинские вышивки выделяются среди других даргинских вышивок своим необычным геометрическим орнаментом. Предпочтение в них отдаётся чёрному, красному, зелёному, редко и розовому цвету. Излюбленными элементами узора усишинских мастериц являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии . Многие составляющие орнамента, его композиционного ядра, повторяют нательные татуировки усишинских, зилмукских и гапшиминских женщин.

По прибытию невесты в новый дом жених снимал вышивку-покрывало с невесты и отдавал своей матери на хранение. Но значение вышивки не ограничивалось свадебным ритуалом. Ее клали на усопшего вышитой стороной к лицу. Усишинцы верили, что знаки-символы на вышивке имеют охранную и оберегающую силу и помогают в загробном мире вступить в бескомпромиссную борьбу с силами зла . Поэтому до настоящего времени эти вышивки почти не сохранились.

Сулевкентская керамика

Один из главных центров древнего керамического производства Дагестана находился на территории Дахадаевского района. Это аул Сулевкент. Ныне развалины этого некогда известного села находятся в труднодоступном живописном ущелье между Кубачи и Шири.

Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — S-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент.

В отличие от керамики Баолхара, изготавливают ее только мужчины.

Палеонтологический музей в Куппе

Автор в 2020 г. побывал в частном палеонтологическом музее в даргинском селе Куппа. В музее трудятся Исса Исаевич Омаров и его сын, Шамиль Исаевич.

У гостей музея есть возможность прикоснуться к древней истории края и к некоторым существам, обитавшем сотни миллионов лет назад в древнем океане Тетис на территории, которая впоследствии стала горным районом Дагестана. Ниже несколько экспонатов обитателей древнего океана Тетис.

Рукодельный народ

Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана. Они составляют 16,5 % от всего населения республики. Всего в России насчитывается около 590 тысяч представителей этого народа. За пределами Дагестана больше всего даргинцев – более 50 тысяч человек – живут в Ставропольском крае.

Происхождение и история даргинцев

Наряды даргинок. Фото: dargo.ru

Самоназвание народа – дарган, дарганти – по-видимому, происходит от слова "дарг". Понятие довольно трудно перевести на русский язык – это нечто внутреннее, то, что противопоставлено внешнему окружению. Формирование даргинского народа происходило на протяжении последней тысячи лет под влиянием военных усобиц проживавших в горах Дагестана племён, а также нашествий турецких и иранских армий. Впервые этноним даргинцы появляется в одной из летописей XV века.

Несмотря на существование общего литературного даргинского языка, сложившегося на основе акушинского диалекта, далеко не все даргинцы одинаково хорошо понимают друг друга: насчитывается около 17 диалектов, довольно существенно различающихся между собой. Письменный даргинский использует кириллический алфавит.

Вплоть до вхождения в 18 веке в состав российского государства земли, населенные даргинцами, находились под управлением союза сельских обществ Акуша-Дарго Кайтагского уцмийства. Во времена Кавказской войны даргинцы в большинстве своем поддерживали Шамиля, однако активного участия в военных действиях не принимали.

В советский период истории российского государства, когда была образована Дагестанская АССР, многие даргинцы переселилось из горных в равнинные районы республики.

Ремесла даргинцев

Кубачинский кинжал. Фото: NewAuction.ru

У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кубачинские мастера также издавна славились изготовлением кольчуг, шлемов, панцирей, налокотников, ружей и пистолетов. Парадное оружие (ножны, рукоятки шашек и кинжалов) даргинцы весьма умело оправляли серебром и позолотой и украшали узорчатыми пластинками из кости. Причем, искусство златокузнецов не забыто и в наши дни. К примеру, в Кубачах, каждый, от мала до велика, владеет ювелирным мастерством: оно передается в семьях из поколения в поколение. Помимо оружия, создают местные умельцы подсвечники, парадную посуду и, конечно, женские украшения. Работают с серебром, медью, костью и эмалью.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Кубачинские украшения. Фото: rus4all.ru

Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях.

Даргинки с самого раннего детства приобщались к искусству изготовления национальных костюмов. Особые умения девушкам требовались при производстве головных уборов, налобная кромка которых украшалась оригинальной цепочкой сложного плетения, с нанизанными по бокам монетками разной величины. Занимались даргинки и плетением нагрудных украшений: разноцветных ожерелий, состоящих из бусин и монет.

Даргинские женщины – признанные мастерицы ковроткачества, вязания и войлоковаляния.

Быт даргинцев

Быт даргинцев издавна регулировался традиционным правом - обычаями, принятыми в том или ином джамаате (сельской общине). Общины, в свою очередь, объединялись в более крупные сообщества, часть которых на протяжении долго времени составляла так называемую Акушимскую конфедерацию. Внутри общин жизнь даргинцев формировалась вокруг малых семей и их групп (тухумов), ведущих родство от одного общего предка.

Даргинский хинкал. Фото: disgustingmen.com

Как и у многих других кавказских народов, наиболее наглядно обычаи даргинцев проявляются в ритуале гостеприимства: в дом приглашался любой человек вне зависимости от его национальности, религиозной принадлежности, места проживания. Любой визитёр и до сих пор может быть уверенным в том, что в доме у радушного даргинца его ожидает богато уставленный кушаньями стол и комфортный ночлег. А за безопасность гостя в доме лично отвечает хозяин.

За даргинским столом о диетах лучше забыть сразу! В центр стола при каждом застолье обязательно выставляется национальная кулинарная гордость – чуду – что-то среднее между блинами с припеком и "закрытым" пирогом. Традиционные чудо-начинки - мясо, овощи, творог и горные травы. Столь же обязателен и хинкал (не путать с хинкали), рецепт которого свой у каждой хозяйки. Самые популярные супы - из пшеницы, гороха или фасоли. А запивать все это разнообразие полагается бузой – слабо- или безалкогольным квасом, который сами даргинцы называют напитком аксакалов.

Даргинцы — один из крупнейших народов Дагестана. Представители этого этноса имеют внешность кавкасионского типа европеоидной расы. Даргинцы на протяжении многих столетий хранят заветы и наставления предков, что очень заметно даже в современной культуре.

Большинство даргинцев проживает в горной местности, причём их селения отличаются особым колоритом из-за скученности домов. Такие особенности обусловлены влиянием ландшафта и истории — в прежние времена даргинским поселениям часто приходилось защищаться от нападения воинственных соседей, а горы служили своего рода прикрытием. Как же выглядят даргинцы? Что значит их название? И что интересного могут поведать история и культура горного народа?

Сложное название

Даргинцы — народ самобытный и яркий. Но прежде, чем знакомиться с его прошлым и настоящим, стоит обратить внимание на название. О происхождении этнонима ведётся немало споров. Одни исследователи считают, что название “даргинец” сравнительно молодое, ведь впервые это слово используется в источниках XV века.

Другие учёные склонны пристальнее рассматривать структуру названия. Его корнем является “дарг”, что в переводе с местного наречия означает “внутри”. Не исключено, что даргинцами (сами представители этого народа именуют себя “дарга”) в старину называли жителей “внутренних” районов Дагестана, то есть как раз горцев.

Историк П. К. Услар высказывает иное мнение — слово “даргинец” могло появиться под влиянием формирующихся политических объединений этого народа. В период становления этноса появляется немало групп, в названии которых имелось “Дарго” (например, Акуша-Дарго, Каба-Дарго).

Большинство таких государств развивались на основе ополчения или войска, а потому и этноним “дарга” вполне может быть связан с военным делом. Сегодня же даргинцы понимают слово “Дарго” как определение родной земли, родины предков.

Схематическая карта Дагестанской области / Е. И. Козубский

Схематическая карта Дагестанской области / Е. И. Козубский

О внешности, кинжалах и передниках

Как отличить даргинца от представителей соседних народностей? Это не слишком простая задача, ведь жители горных районов Дагестана имеют типичную кавказскую внешность. Это люди с волевыми, порой немного резкими чертами лица, у них прямой выдающийся нос, квадратный подбородок, тёмные волосы. Многие мужчины предпочитают носить бороды.

Пожалуй, главной “подсказкой” в определении даргинца станет национальный костюм. Традиционный мужской наряд состоит из длинной рубахи и штанов простого кроя. Поверх надевали бешмет, для которого использовали чёрную ткань. Важной деталью бешмета была тонкая самодельная тесьма. Из неё делали петли для пуговиц, а также обшивали воротник и полы одежды. Важнейшим мужским атрибутом в старину был кинжал.

Женский наряд включал в себя нательную рубаху, штаны, поверх которых надевалось цельнокроеное платье. Голову повязывали платком, а также использовали покрывало, называемое “каз”. В женском костюме важнейшим элементом был кушак, который оборачивали вокруг талии и бёдер. Его длина могла составлять 2-5 метров.

Не менее важной деталью был передник. Считалось, что он защищает свою обладательницу от сглаза и недугов. Для усиления защитной функции этого предмета гардероба на передник нашивали обереги.

Необычный ислам

В наши дни большая часть даргинцев является мусульманами-суннитами. Несмотря на приверженность исламу, многие языческие обряды и даже божества древних времён сохранились в верованиях народа Дагестана.

Например, и в наши дни даргинцы почитают Куне, доброго духа, покровителя дома. Его представляют в виде высокой статной женщины с красными волосами. Чтобы задобрить такого “домового”, хозяйки по пятницам смазывают горячую печь маслом.

Не менее почитаемым является и дух Луны — красавица Бадз, которую представляют в образе юной очаровательной девушки. Даргинцы любят рассказывать предание о любви Бадз и Берхи (Луны и Солнца).

Однажды Бадз так загордилась собой, что сказала возлюбленному, будто люди любуются ею чаще, нежели солнечным диском. Берхи обиделся и бросил в Бадз комки грязи, оставшиеся на её лице. Теперь оскорблённая Луна появляется на небе лишь ночью, а на её лике можно увидеть тёмные пятна. А вот несчастный Берхи всё пытается угнаться за нею, да только не может встретиться с любимой.

Женщина за расчесыванием конопли, с.Шиляги

Женщина за расчесыванием конопли, с.Шиляги

О мужском и женском

В старину у даргинцев существовало строгое разделение на мужские и женские обязанности. Защитником семьи выступал исключительно мужчина, в то время как его супруга выполняла функции хранительницы семейного очага, хозяйки и матери. Всего пару веков назад у даргинских мужчин не принято было садиться за стол с женщинами — они обедали и ужинали отдельно.

Зато существовали собрания, праздники и даже дома, куда могли приходить лишь представительницы прекрасного пола. Появление мужчины в таких местах было бы позором для него. Также отцу запрещалось на людях проявлять чувства к своим детям — он должен был оставаться сдержанным и строгим, даже если малыш плакал.

Несмотря на это, важные решения в судьбе дочери или сына принимал лишь их отец — мать могла лишь дать совет, однако последнее слово оставалось всё равно за мужчиной. В доме супруга она не имела право без разрешения мужа что-либо продать или обменять — её имуществом считалось лишь приданое, всё остальное принадлежало мужчине.

Конечно, в наше время многое изменилось. Даргинские женщины приобрели больше прав. Они нередко проявляют себя в политике, искусстве, спорте, науке. Тем не менее, основные роли (мужчина — защитник, женщина — хозяйка) в традиционном укладе сохранились по сей день.

Ещё в самом начале своего рассказа я отметила, что основные принципы даргинцев остаются неизменными. Это — уважение к старшим и женщинам, забота о своих близких, любовь к родному краю и стремление не опозорить свой род. Все эти ценности являются крайне важными для жителей Дагестана, а потому они стараются привить понимание этого своим детям, продолжая связь поколений.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Даргинцы. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназв.). Численность в Российской Федерации (вместе с кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Дагестане 280,4 тыс. чел. Живут также в Ставропольском крае (32,7 тыс. чел.) и Калмыкии (12,9 тыс. чел.). Общая числ. 365,0 тыс. чел. Коренное нас. Дагестана. Язык даргинский; важнейшие диалекты — акушинский, цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский, муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты.

Основу социальной организации Д. составляла сел. община — джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ, независимые или частично зависимые от знати. Союзы могли объединяться в конфедерации. Большая часть Д. входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Жизнь общины регулировалась нормами адата (наиболее известен кодекс Рустем-хана, кайтагского уцмия 17 в.) и шариата.

1. Бурный ручей до моря не доходит 2. Был бы мир пловом, а я - ложкой! 3. Где есть люлька, там не миновать и гробу 4. Думать надо головой, пока она целая 5. Если обидеть - и муравей кусается 6. Если ударить по уху - и осел уразумеет 7. Какой мост построишь, по такому и перейдешь 8. Красивая жена пусть у соседа будет 9. Кто летом не бегал - побегает зимой 10. Кто любит чабана, должен любить и его собаку 11. Не делай зла - не будешь знать страха 12. Один плясун не делает свадьбы 13. Одной рукой не поднять двух арбузов 14. Покорную овцу трижды доят 15. Слабый хватается за большой камень 16. Топор, построивший дом, за порогом стоит 17. У разбогатевшего бедняка в долг не проси 18. Щенок волка не поймает

Читайте также: