Доклад на тему цивилизации тропической африки и америки

Обновлено: 02.07.2024

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной современного человека. Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь — человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV—III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина — высотой около 15 м — для снабжения города Мемфиса водой. Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений — городов. В V—III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица — Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III—I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Из древних цивилизаций на этой территории продолжала существовать цивилизация в Эфиопии. Там в IV в. было принято христианство, и средневековая Эфиопия была христианской страной. Это государство было монархией с сильной властью правителей. Из-за усобиц оно на некоторое время распалось, но затем было восстановлено.

Остальные цивилизации Тропической Африки возникли только в средневековье. Эти цивилизации представляли собой как бы островки иной жизни людей, чем та, которой жили окружающие их отсталые племена, занимавшиеся охотой, собирательством, скотоводством.

Государства в средневековой Африке сформировались на территориях по течению рек Нигер и Конго, возле озера Чад. Главным занятием населения африканских государств было земледелие. Оно было мотыжным, а не плужным, потому что плуг на этих землях применять было нельзя – он разрушал тонкий слой плодородной почвы.

Крупнейшими в Тропической Африке были государства, расположенные по течению реки Нигер: Гана, Мали, Сонгай. Они вели активную торговлю с арабами Северной Африки. От арабов поступала соль, а назад арабские купцы увозили золото. Соль стоила в Африке очень дорого, и арабские купцы ради больших прибылей отваживались на большой риск, отправляясь в долгое путешествие по знойной Сахаре.

В ХI в. арабы-мусульмане завоевали Гану. Их скоро изгнали, но с тех пор в Гане, а потом и в Мали, и в Сонгайском государстве стал распространяться ислам. Но большинство населения Африки продолжало верить во много богов, которые олицетворяли Солнце, Луну, природные силы.

Феодальные отношения в африканских государствах не сложились. Зависимость населения от правителей состояла в том, что землевладельцы отдавали им часть урожая или обрабатывали их поля.

2. Американские цивилизации. В средние века цивилизации существовали только в Центральной и Южной Америке. Индейцы Северной Америки не имели своих государств. В Центральной Америке свои государства создали майя и ацтеки, а государство инков растянулось узкой длинной полосой с севера на юг по южноамериканскому побережью Тихого океана.

Главным занятием населения этих государств было земледелие. Причем жители Америки выращивали неизвестные тогда на других континентах кукурузу, помидоры, табак, картофель. Они не знали колеса, не занимались разведением домашних животных. Орудия труда и оружие изготавливались из бронзы.

Жители американских цивилизаций сооружали огромные ступенчатые пирамиды. Но это были не гробницы правителей, как в древнем Египте, а храмы. Сходство формы с египетскими пирамидами объясняется просто – первые большие постройки людей не могли быть другой формы, они просто бы развалились, если бы их попытались строить не зная архитектурных пропорций зданий. Но ацтеки умели уже строить и здания в несколько этажей, которых было много в их столице (на месте современного города Мехико). Ряд улиц этого города представлял собой каналы, по которым люди передвигались на лодках. Остальные улицы были вымощены камнем.

Отношения между людьми в средневековых государствах Америки были похожи на те, которые существовали на древнем Востоке. Во главе государства стояли правители с неограниченной властью над всеми своими подданными. Они управляли с помощью множества чиновников, которые собирали налоги, заставляли крестьян работать на полях, творили суд и расправу. Особенностью государства инков было то, что сами инки, покорившие соседние племена, не трудились, а составляли господствующий слой общества (чиновники, воины).

Майя создали свою письменность, расшифровать ее удалось только несколько десятков лет назад. У майя была своя система счета – не десятиричная (которой мы сейчас пользуемся), а двадцатиричная. Ливни, тайфуны, засухи часто приносили страшный ущерб жителям американских цивилизаций. Для того, чтобы быть готовыми к ним, жрецы вели постоянные наблюдения за небом, создали точные календари.

Американские ремесленники изготавливали восхитительные изделия из золота, удобную посуду, великолепно владели техникой резьбы по камню.

Жители американских цивилизаций верили во множество богов. Особенно почитались Солнце и грозные боги стихий природы. Ацтеки верили, что богов следует постоянно кормить человеческой кровью, иначе они обидятся на людей и принесут им страшные беды. Поэтому часто совершались человеческие жертвоприношения.

Особенностью средневековых цивилизаций Америки было то, что они развивались без всяких контактов с цивилизациями других континентов. А появление в Америке в самом конце средневековья европейцев положило конец самостоятельному развитию цивилизаций коренного населения Америки.


Общественные отношения в средневековье в ААА.

Единого мнения нет об общественных отношениях в ААА.

Поэтому для определения характера социальных отношений в цивилизациях Азии, Аф­рики и Америки следует обра­тить внимание на

Средневековые цивилизации Азии .

Главное от­личие в поземельных отношениях Западной Европы и азиат­ских цивилизаций - существова­ние в последних государственной собственности на землю. Верховным собственником земель выступало государство в особе верховного правителя.

Классическим примером является Китай.

Еще в Раннем средневе­ковье здесь утвердилась государственная надельная система. От имени государства (императора) все трудоспособные кре­стьяне были наделены одинаковыми участками (эти наделы время от времени перераспределя­лись).

За пользование землей крестьяне должны были выпол­нять повинности — отдавать часть уро­жая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах.

Большие земельные наделы с тру­дившимися на них крестьянами получили знать и многочис­ленные чиновники. Крестьяне на таких землях отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были собственностью — они давались на время службы и также считались государственной собственностью.

С течением времени боль­шая часть земель перешла в руки землевладельцев, однако императорская власть обязала крестьян отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну. Таким обра­зом, государству и в этом случае принадлежала роль главного распределителя доходов.

В Китае не существовало феодальной вотчины в ее классическом западноевропейском виде. Не существовало разделения земли на барскую и крестьянскую запашку, практически не было барщины.

Арабский халифат.

Верховным собственник земли - халиф. Крестьяне-общинники, сидевшие на госу­дарственных землях, выплачивали за пользование ими пода­ти в казну. Значительная часть земель с крестьянами была пожалована воинам на правах икта. Икта была временным владением, дававшимся на период службы. Владельцы икта получали право взимать подати с крестьян в свою пользу.

Такая форма условного землевладения достигла своего рас­цвета в Османской державе. Турецкие воины получали за свою службу от властей в наследственное владение земельные наделы с местными крестьянами — тимары. Правда, наслед­ственными тимары считались только при условии продолже­ния воинской службы наследником владельца. Владельцы тимаров не могли увеличить объем податей с крестьян, который четко фиксировался государством.

Владельцы тимаров, икта, равно как и крупные землевла­дельцы в Китае, не имели прав иммунитета в таком объеме, как западноевропейские феодалы. Например, владельцы икта не имели права судить своих крестьян, это делали судьи, назначенные властями. Китай, исламские государства не зна­ли таких отношений сюзеренитета-вассалитета, как в запад ноевропейском обществе. Верховным сюзереном для всех был правитель государства (император, халиф, султан).

С X в. Японии преобладали частные поместья. Они находились в наследст­венной собственности, их владельцы присваивали себе широ­кие права иммунитета вплоть до запрета государственным чиновникам вступать в их владения. Владельцы мелких поме­стий становились вассалами крупных землевладельцев. Военно-служилые люди (саму­раи), получившие наделы от князей, также становились их вассалами, и главной их обязанностью было верно служить своему господину-сеньору.

В ряде цивилизаций Азии сложилась своеобразная иерар­хия общества.

В Китае она была гораздо более многосту­пенчатой и строгой, чем в Европе,— чиновник низшего ранга мог обращаться только к своему начальнику (рангов чиновников было 9), кресть­янин — только к своему ста­росте и т. д. Обосновывалось это конфуцианством с его идеей подчинения младшего старшему, низшего высшему.

В Китае государственный аппарат контролировал жизнь населения во всех сферах. Он был строго централизован, во главе его стоял император — посред­ник между небом и земным миром. Палаты, ведомства, управления отвечали за сбор налогов, охрану порядка, выпол­нение норм поведения, судопроизводство и т. д. Работа всех чиновников контролировалась особой палатой инспекто­ров, подчинявшихся только императору и своему на­чальству.

В Индии и в средневековье со­хранилось разделение на кас­ты. Принадлежность к той или иной касте была наслед­ственной, она определяла род занятий человека, его место в обществе. Высшими были касты брахманов и воинов-землевладельцев, затем шли касты купцов, ремесленников, земледельцев. Переходы из одной касты в другую запре­щались. Соблюдались строгие нормы отношений как между кастами, так и внутри их. Все это обосновывалось индуист­ской религией.

Кастовое устройство индийского общества и устойчивость самоуправляемой земледельческой общины делали ненужным существование громоздкого государственного аппарата, как, например, в Китае.

В Арабском хали­фате было слияние в нем религиозного и политического начал. Халиф был одновременно и высшим светским правителем, и духовным владыкой всех мусульман. Все мусульмане счи­тались принадлежащими к умме — религиозной общине во главе с халифом. Только они имели полные права. Иноверцы были урезаны в своих правах — они, например, платили больший поземельный налог и особый налог за то, что не являются мусульманами, их обычно не допускали на госу­дарственные должности.

В средневековых исламских государствах монарх имел полную власть над всеми подданными, особенно в Османской империи. Любого из своих подданных султан мог лишить жизни по своей прихоти, независимо от того, был ли это первый министр или простой крестьянин. С той же легкостью султан мог возвысить любого человека на важнейшие госу­дарственные должности. Вообще, в Турции не придавалось такого значения родовитости, знатности происхождения, как в Европе.

Цивилизации Тропической Африки и Америки.

Государст­ва в Тропической Африке представляли собой начальную форму государственности. Развитого админи­стративного аппарата для управления страной в большинстве из них не существовало. Структура общества была довольно примитивной со множеством первобытных пережитков. Весь­ма существенную роль играло рабовладение.

Основной ячейкой была община земледельцев, совместно владеющих землей.

Зависи­мость крестьян-общинников от правителя государства выра­жалась в том, что они либо отдавали ему часть урожая и ремесленных изделий, либо обрабатывали специально выде­ленные для правителя поля.

Низший слой общинников со­ставляли рабы, совместно с крестьянами обрабатывавшие поля. Рабы также трудились на полях правителя, знати, воинов. Положение рабов в Африке имело свои особенности — обычно потомки рабов через несколько поколений станови­лись лично свободными.

Власть африканских монархов ограничивалась советом знати из их родственников или племенных вождей. Нередко престол передавался по женской линии (например, в Гане, Конго), т. е. не от отца сыну, а сыну сестры царя. Сестра или мать правителя иногда имели власть, не меньшую, чем он сам.

В африканских цивилизациях не сложилась иерархия, подоб­ная на отношения сюзеренитета вассалитета в Европе. Од­нако в ряде стран, где был принят ислам, и в христианской Эфиопии, существовали пожалования земель с людьми знати, а также за службу воинам и чиновникам. Они, как правило, не были наследственными.

Проблема общественного строя американских цивилиза­ций эпохи средневековья является спорной среди историков. Во многом это вызвано недостаточным количеством сохра­нившихся сведений. Тем не менее многие ученые считают, что американские государства были весьма похожи на ранние государства Древнего Востока.

Во главе государств американских индейцев стоял монарх, обычно обожествлявшийся и выполнявший, кроме функций правителя страны, обязанности верховного жреца. Монарх в управлении страной опирался на большой бюрократический аппарат из чиновников. Завоеватели (ацтеки, инки) составля­ли высший слой общества. Основную же массу населения составляли земледельцы-общинники. Покоренное население было обложено тяжелой данью. Существовало и рабство, по крайней мере, у ацтеков были рынки, где велась работор­говля.

Вопросы и задания

Средневековые цивилизации Азии. Одним из главных отличий в поземельных отношениях Западной Европы и азиатских цивилизаций периода Средневековья было существование в последних государственной собственности на землю. Верховным собственником всех земель выступало государство в лице верховного правителя.

Классическим примером господства государственной собственности на землю является Китай. Еще оаннем Средневековье там утвердилась государственная надельная система. От имени государства (императора) все трудоспособные крестьяне были наделены примерно одинаковыми земельными участками (эти наделы время от времени перераспределялись). За пользование землей крестьяне должны были выполнять в пользу государства повинности — отдавать часть урожая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах. Большие земельные наделы вместе с трудившимися на них крестьянами получили знать и многочисленные чиновники. Крестьяне, работавшие на этих землях, отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были собственностью — они давались на время службы.

При такой системе поземельных отношений крестьяне обеспечивали своим трудом как отдельных представителей верхушки общества (знать, чиновников), так и всю ее целиком в лице государственной власти, которая распоряжалась доходами от крестьянских наделов. С течением времени большая часть земель перешла в руки крупных землевладельцев, однако императорская власть обязала крестьян, обрабатывавших эти земли, отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну. Таким образом, государству и в этом случае принадлежала роль главного распределителя доходов.

В средневековом Китае, как и в других странах Азии, не существовало феодальной вотчины в ее классическом западноевропейском виде. Как правило, не существовало разделения земли на барскую и крестьянскую запашку, практически не было и барщины. Крупные землевладельцы фактически имели не столько право на землю, сколько право на получение части дохода от обрабатывавших ее крестьян.

В Арабском халифате верховным собственником земли считался халиф. Крестьяне-общинники, сидевшие на государственных землях, за пользование ими выплачивали подати в казну. Значительная часть земель с крестьянами была пожалована воинам на правах икты. Икта была временным владением, давшимся на период службы. Владельцы икты поучали право взимать подати с крестьян в свою пользу.

Такая форма условного землевладения достигла своего расцвета в Османской державе. Турецкие воины получали за свою службу от властей в наследственное владение земельные наделы с местными крестьянами — тимары. При этом наследственными тимары считались только при условии продолжения воинской службы наследником владельца. Владельцы тимаров не только не вели собственного барского хозяйства, но и не могли увеличить объем податей с крестьян, который четко фиксировался государством.

Владельцы тимаров, икты, как и крупные землевладельцы в Китае, не имели прав иммунитета в таком объеме, как западноевропейские феодалы. Например, владельцы икты не имели права судить своих крестьян, это делали судьи, назначенные властями. Китай, исламские государства не знали таких отношений сюзеренитета-вассалитета, как в западноевропейском обществе. Верховным сюзереном для всех был правитель государства (император, халиф, султан).

Несколько иные отношения сложились в Японии после краха господствовавшей там в раннем Средневековье государственной надельной системы. С X в. в Японии преобладали частные поместья. Они находились в наследственной собственности, их владельцы присваивали себе широкие права иммунитета вплоть до запрета государственным чиновникам вступать в их владения. Владельцы мелких поместий становились вассалами крупных землевладельцев. Военно-служилые люди (самураи), получившие наделы от князей, также становились их вассалами, и главной их обязанностью было верно служить своему господину-сеньору.

Кастовое устройство индийского общества и устойчивость самоуправляемой земледельческой общины делали ненужным существование громоздкого государственного аппарата, как, например, в Китае.

В Китае же в Средневековье был создан сложный, но эффективный государственный аппарат, который контролировал жизнь населения во всех сферах и на всех уровнях. Он был строго централизован, во главе его стоял император — посредник между Небом и земным миром. Палаты, ведомства, управления отвечали за сбор налогов, охрану порядка, выполнение норм поведения, судопроизводство и т.д. Работа всех чиновников контролировалась особой палатой инспекторов, подчинявшихся только императору и своему начальству.

Особенностью государственного устройства Арабского халифата являлось слияние в нем религиозного и политического начал. Халиф был одновременно и высшим светским правителем и духовным владыкой всех мусульман. Все мусульмане считались принадлежащими к умме — религиозной общине во главе с халифом. Только они имели полные права. Иноверцы были урезаны в своих правах, например платили больший поземельный налог и особый налог за то, что не являются мусульманами, их обычно не допускали на государственные должности.

В средневековых исламских государствах монарх имел полную власть над всеми подданными, особенно в Османской империи. Любого из своих подданных султан мог лишить жизни по своей прихоти, независимо от того, был ли это первый министр или простой крестьянин. С той же легкостью султан мог назначить любого человека на важнейшие государственные должности. Вообще в Турции не придавать такого значения родовитости, знатности происхождения, как в Европе.

Цивилизации Тропической Африки и Америки.

Царства в Тропической Африке представляли собой начальную форму государственности. Сколько нибудь развитого административного аппарата для управления страной в большинстве из них не существовало. Структура общества была примитивной, со множеством первобытных пережитков. Весьма существенную роль играло рабовладение.

Основной ячейкой африканских цивилизаций была большая община земледельцев, совместно владеющих землей. Зависимость крестьян-общинников от правителя государства выражалась в том, что они отдавали ему часть урожая и ремесленных изделий либо обрабатывали специально выделенные для правителя поля. Низший слой общинников составляли рабы, совместно с крестьянами обрабатывавшие поля. Рабы также трудились на полях правителя, знати, воинов. Положение рабов в Африке имело свои особенности — обычно потомки рабов через несколько поколений становились лично свободными.

Власть африканских монархов ограничивалась советом знати из их родственников или племенных вождей. Нередко престол передавался по женской линии (например, в Гане, Конго), т.е. не от отца сыну, а сыну сестры царя. Сестра или мать правителя иногда имели не меньшую власть, чем он сам.

В африканских цивилизациях иерархия, подобная на отношения сюзеренитета-вассалитета в Европе, не сложилась. Однако в ряде стран, где был принят ислам, и в христианской Эфиопии существовали пожалования земель с людьми знати, а также за службу воинам и чиновникам. Они, как правило, не были наследственными.

Проблема определения общественного строя американских цивилизаций является спорной среди историков. Во многом это вызвано недостаточным количеством сохранившихся сведений. Тем не менее многие ученые считают, что американские государства были весьма похожи на ранние государства Древнего Востока.

Читайте также: