Доклад на тему чтение как предмет в начальной школе

Обновлено: 01.05.2024

Роль чтения и книги

как средства образования, воспитания и развития

младшего школьника.

Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя. В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы- научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Почему кое-кто из учащихся, находчивый, сообразительный, любознательный в детстве, вдруг становится безразличным к знаниям, инертным. Потому, что он не умеет читать.Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

Многие годы большое внимание уделялось технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а осознанность чтения рассматривали на самом последнем месте. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.

Нынешние школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции. Особую озабоченность вызывает уровень навыков чтения в начальных классах. Лишь 80-85 % второклассников к концу учебного года достигают нормативных требований, то есть читают доступный текст бегло, сознательно, выразительно при норме 70 слов в минуту 2 класс и 90 слов в минуту 3 класс.

Успешная самостоятельность в учении детей немыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития. Поэтому чтением детей надо умело руководить. Каждому учителю помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

Отличительным свойством памяти является склонность к дословному пересказыванию книги, рассказа. Те дети, которые не освоили нормы техники чтения, предпочитают слушать, а не читать, так как, прочитав, сами не понимают смысла прочитанного. Трудности заключаются в том, что не умеют выделить главного в рассказе, их отвлекает описание деталей, и это требует активной деятельности со стороны учителя.

Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. С такими проблемами мы сталкиваемся при формировании навыков смыслового чтения. Работа учителя направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в его формулировке, на развитие понимания его смысла. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом. Многие обучающиеся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе. Их активное использование так же способствует формированию навыков смыслового чтения. Ребёнок имеет возможность самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в группе.

Одной из основных проблем чтения является узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для чтения выбирают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно-познавательной литературы. Коллективное посещение библиотеки, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия так же способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Когда ребенок вдумчиво читает, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он старается сам установить соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Мы тренируем и развиваем воображение на небольших текстах. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ; конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей. В своей работе используем и такие приемы, как инсценирование произведения.

Для преодоления проблем с чтением учитель на уроках использует различные приемы обучения детей смысловому чтению. В 1-4 классе мы учим медленному чтению художественного текста. Ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них, а также он должен уметь делать анализ прочитанного. Мы учим ребенка понимать чужие мысли, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В основе технологии лежит работа по предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

На втором этапе дети работают с текстом учебника, читают текст про себя. Затем читают вслух по предложениям с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание содержания частей текста, беседует с ребятами по содержанию в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание частей.

Выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию текста; предвидеть содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами), решать учебно-познавательные задачи, требующие полного и критического понимания текста, ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию.

Учителя СОШ 68 организуют исследовательскую работу учащихся так, что они сами находят решение ключевой проблемы урока и сами объясняют, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить лестницу личностного развития.

Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

В 1-4 классах необходимо научить своих учеников любить книгу. Во-первых, учить учеников видеть внешнюю красоту книги – красивый переплёт, глянцевые страницы, чудесные иллюстрации. Во-вторых, учить находить интересную и нужную информацию из текста.В-третьих, учить отличать полезную книгу от вредной.

Что предпринять для реализации поставленной перед собой задачи?

Проводить родительские собрание, в ходе которых выяснять роль книги, телевизора и компьютера в семье в целом и у ребёнка в частности.

Перед собранием проводить анкетирование детей по этой теме.

Проверку техники чтения во втором полугодии проводить ежемесячно.

После изучения всех букв начинать вести читательские дневники.

Еженедельно проводить уроки внеклассного чтения.

Проводить экскурсии в разные библиотеки – школьную, детскую, районную.

Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ с. Чал-Кежиг

Выполнила: учительница начальных классов Хоз-оол Л.А.

с. Чал-Кежиг 2015 год.

Чтение как универсальная деятельность младшего школьника.

В методике начального обучения чтению самыми распространенными определениями этого процесса являются следующие:

Чтение - процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, её понимание.

Чтение - вид речевой деятельности.

Чтение- учебный предмет в начальных классах. Современный словарь- справочник добавляет к этим ключевым позициям новое определение:

Чтение-обучение - это творческий, личностно- ориентированный вид деятельности, позволяющий читателю самостоятельно и целесообразно строить для себя один из важнейших формирующих его социумов, в котором роль ведущих собеседников выполняют книги, а читатель становится собеседником, способным осваивать предложенный ему книгой накопленный человеческим опытом с его помощью строить себя: просвещаться, воспитываться, развиваться. Перекодирование записанной речи чужой речи, т.е. начать с ним общаться, при этом совершенствовать себя- это действительно основа процесса чтения.

Первый этап освоения чтения- период обучения грамоте.

Исследователи отмечают самый легкий и естественный путь научения чтению- самообучение.

Новый звук характеризуется -( гласный- согласный, звонкий- глухой, твердый- мягкий) обозначается буквой, а затем происходит обратный анализу процесс синтеза: из букв рождается слог, слоги соединяются в слова, из слов рождаются словосочетания и предложения, которые составляют связный текст. Так протекает учебное чтение - период несовершенного , медленного прочитывания слов.

Самое сложное в период учебных читательских действий- освоить позиционный характер звукослияний при чтении слов.

Чтение целыми словами второй этап читательской деятельности- начальный. Это самый ответственный этап для формирования мотивации чтения.

На подготовительном и начальном этапах формирования читателя важно сохранить идею, что читатель - это игровая деятельность. С игрой тесно связана исполнительская деятельность, как еще одна разновидность творческого чтения:

Чтение как познавательная деятельность содержательна и многопроблемна. Актуализируют чтение проблемные вопросы: какую задачу мы решили, читая этот рассказ? Чем нам интересно это стихотворение? Почему полезно читать басни?

Какой урок добрым молодцам и красным девицам дает эта сказка?

Чтение как познавательная деятельность требует формирования умений делить текст на части, выделять главное в каждой из них и в соответствии с главной мыслью озаглавливать части словами из текста. Познавательное чтение - период освоения типовых читательских действий, типовых вопросов по любому тексту.

В третьем классе добавляется слово самостоятельное. Руководство чтением со стороны педагога становится менее очевидным. Позиция учителя меняется на позицию посредника между автором и учеником- читателем. Учитель- тот , кто обеспечит результативность типа правильной самостоятельной читательской деятельности. Самое распространенное упражнение по чтению а третьем классе- разговор с автором, поиски оригинальных авторских оборотов речи, ремарок о героях, чтение слов автора и персонажей по ролям. Чтение как общение с автором развивает речевые умения учащихся. Задача учителя- распределить постепенное включение аспектов читательской деятельности в урок, в той последовательности, которая уже апробирована как результативная, а именно: чтение как учебная речевая, познавательная, коммуникативная и эстетическая деятельность.

На основном этапе становления читателя пред младшими школьниками начинает раскрываться в полной мере значение чтения как эстетической деятельности. Опыт эстетического восприятия художественного произведения накапливается у учащихся в основном с подачи взрослых, но и в самостоятельном чтении после того, как научились выразительно читать доступную прозу, заучили несколько стихотворений и поучаствовали в конкурсах выразительного чтения. Эстетические чувства сопереживания героям, дискуссии об их поведении, подтвержденные цитированием, фантазирование своей версии сюжета, словесное рисование портретов персонажей, интерьеров и другое - такой выбор творческих заданий выражает возможности чтения как эстетической деятельности учащихся.

Если осуществлять поэтапное системное формирование читательских умений в начальных классах, то работа с книгой и текстом как учебным материалом может быть освоена на высоком и достаточном уровне.

Критерии оценки читательской деятельности младших школьников:

*наличие продуктивных способов и качественного навыка чтения

*сформированность программных читательских умений в работе с текстом:

*читательская самостоятельность в работе с книгой:

*полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно- познавательных текстов:

* наличие читательского кругозора.

Чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся есть прямая связь.

В освоении техники быстрого чтения важным является понятие навыка .Навык- это автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий .Освоив метод быстрого чтения, ученик будет читать всегда, каждый раз регулируя скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

В третьем классе можно начать работать над правилом быстрого чтения - читать без регрессий.

Это значит, что текст любой трудности надо читать только один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Это правило должно стать законом для ученика. Какой бы сложности ни был текст – глаза читающего бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз! И здесь очень важно не спешить, надо научить ученика читать правильно.

Текст усваивается лучше, если ученики читают про себя, без открытой артикуляции. Давно известно , что при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, схемами, целые группы слов- одним словом. Для того чтобы научиться читать молча, надо сократить артикуляцию: овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается информационными блоками. Помогает при формировании способа чтения без артикуляции такое упражнение, как чтение про себя с выстукиванием кистью руки ритма. Выстукивание ритма создает помехи для артикуляции. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцах правой руки, твердо, уверенно, четко всей рукой, а не кистью. Читать следует про себя! Для более успешного усвоения метода быстрого чтения рекомендуется провести занятия элективного курса.

Использованная литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.М.2010.

Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. М.1988

Светловская Н.Н. ,Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения- общения. М.2011.

Первова Г.М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

// Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга

Что такое чтение?

Чтение — это вид речевой деятельности, обеспечивающей детям общения с самыми разными, но непременно чем-то замечательными людьми через созданный ими текст, но не в звуковой, а в графически закодированной форме; это приобретение ребёнком способности как можно более полноценно осваивать этот чужой, но обращённый к нему текст, понимать, о чём, что, кто и как ему таким необычным способом говорит; и наконец, чтение — это формирование у ребёнка желания и умения выбрать себе собеседника (сначала книгу, потом автора или область познания) по собственным меркам, в расчёте на себя.

От качества читательской деятельности ребёнка, от его желания или не желания учиться читать, от умения найти свой круг чтения, во многом зависит успех его настоящего и его будущего, ибо без опоры на чужой благожелательный и в то же время беспристрастный опыт нельзя найти себя и своё место в жизни.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. В настоящее время традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей пришла другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

Что мешает чтению детей?

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению:

Чтение играет основную роль в жизни ребёнка. Его роль так велика, что её нельзя недооценивать. Хорошо читающий ребёнок прекрасно решает задачи, быстро ориентируется в выполнении упражнения, у него не возникают трудности в пересказе любого текста, в написании сочинений.

Но мало научить ребёнка читать, ему необходимо привить любовь к чтению. Одним из важнейших источников знаний для человека является книга. Подсчитано, что в раннем детстве человек задаёт окружающим до 500 вопросов в день. С годами их число значительно снижается. Это происходит не потому, что ребёнок получил ответы на все свои вопросы, а потому, что он привык слишком часто не получать их. Не секрет, что в современном обществе существует противоречие между значением самостоятельного знакомства с (научно-популярной, художественной) книгой и тем влиянием, которое приобретают другие средства информации (телевидение, видео, кино). Сегодня именно они, а также компьютерные программы заменяют подчас хорошую книгу. Как прямое следствие этого происходит:

1) недооценка книги как средства познания окружающего мира;

2) снижение интереса к самостоятельному чтению.

Интерес же к книге не появляется на пустом месте, без чтения книги.

Владение полноценным навыком чтения является важным условием существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком информации, расширением сфер применения компьютерной техники. Чтение выступает необходимым компонентом деятельности человека. Особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе, когда создаётся база для усвоения всех школьных дисциплин.

Встреча ребёнка с книгой происходит рано, ведь:

«Даже маленький ребёнок,

Не умеющий читать,

Только выйдет из пелёнок —

Просит книжку показать.

Большое значение придается рассматриванию иллюстраций в книге. Рассматривая картинки, дети много спрашивают, выясняют подробности, усваивают зависимости и причинно-следственные связи.

В 4-6 лет большинство детей готовы часами не шелохнувшись, слушать чтение взрослых: и волшебные сказки, и весёлые истории, и увлекательные рассказы о приключениях. Те дети, которым до начала учёбы в школе взрослые много читали, в своей решимости научиться чтению настойчивости, терпеливы, целеустремлённы.

Поначалу чтение — очень тяжёлый труд для малыша. Стоит только понаблюдать, как читают те, кто недавно начал постигать эту науку. Вот один, передвигая под строчкой палец, переступает с ноги на ногу. Другой почему-то трёт глаза. У третьего после 2-3 прочитанных слов выступают над верхней губой бисеринки пота. Сразу видно, что дело у него продвигается очень медленно. Это огорчает малыша. И нас тоже.

Как тут быть? Чем помочь? С чего начать? Главное — правильно выбрать первые книги. И дело не только в том, чтобы написаны они были крупными буквами. Сами книги должны быть большого формата. На каждой странице — картинка. Она занимает почти весь лист. Текста — три, пять строчек. Чтение такой книжки для малыша — одно удовольствие. Странички будто сами по себе перелистываются — всю книжку прочитал. Сам! Никто не помогал! Мама только рядышком сидела, слушала, похваливала за умение.

Что же ещё необходимо сделать, чтобы интерес к чтению не угасал?

1. Читайте не более 10-15 мин.

2. Прежде чем читать, проветривайте комнату, уберите со стола отвлекающие предметы, выключите телевизор.

3. Если ребёнок устал, сделайте физкультурную паузу.

4. Не бойтесь хвалить ребёнка.

— Понравилась ли тебе сказка?

— О чём в ней говорится?

— Кто из героев тебе больше всего нравится? Почему?

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей. Лучше познать жизнь. Особенно нравятся детям сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств ребёнка: не надо спешить утешать ребёнка, если он из жалости к собачке расплакался. Некоторые родители, утешая ребёнка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжках написано, а в жизни не так, что не стоит по этому поводу расстраиваться. Тем самым родители подрывают веру ребёнка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в таком случае привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрачиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться как могло случиться, что ребёнок ударил кошку, собаку.

Во время чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если ребёнок после чтения сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление.

Как обсуждать с ребёнком прочитанное?

1. Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.

2. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное? Чем?

3. Что нового узнал?

4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

5. Какие слова и выражения запомнились?

6. Чему научила книга?

7. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Нередко в семьях можно встретиться с таким явлением: ребёнок научился читать, а читать сам не хочет. Как тут быть. К умению читать надо добавить желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой. Эта радость будет тогда, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения: читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца; устраивают среди детей конкурсы чтения. Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи. Если же, попросив ребёнка почитать вслух, взрослые затевают разговоры, мешают, а то и вовсе уходят, ему бывает очень трудно понять, почему его не слушают. Ведь он так старается …

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ, сам всю книгу, с этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют, готовят обед..) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, выразительного чтения в совместных вечерних встречах особенно дорог малышу свой близостью сопереживания.

При чтении, особенно совместном, семья имеет возможность оказывать влияние на формирование у ребёнка культуры чувств, умения радоваться, печалиться. Для этого важно соблюдать возрастной подход при выборе книг для чтения детей, не разрешать читать книги не по возрасту. Ребёнок может не понять книгу и составить о ней неправильное мнение.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение.

Как избежать конфликта?

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье!

4. Характеристика программ и учебных материалов по чтению.

1. ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ

Чтение относится к письменным формам речевой деятельнос­ти, уроки чтения являются продолжением начатой в период обуче­ния грамоте работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения (правильности, беглости, сознательности, вырази­тельности), типа правильной читательской деятельности и само­стоятельности, а также работы по развитию речи детей: обогаще­нию, уточнению и активизации словаря, выработке умения вос­принимать чужую речь в устной и письменной форме и выражать свои мысли.

Дальнейшее совершенствование умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей вос­создающего и творческого воображения, ассоциативности мышле­ния, способности вести внутренний диалог с писателем, живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, пристально вглядываться в литературных героев, раздумывать над их поступками, рассуждениями, отноше­нием к окружающей жизни. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произве­дении.

Общеизвестна роль художественной литературы в воспита­нии ребенка. Она является богатейшим источником познания жиз­ни и инструментом воздействия на все стороны человеческой лич­ности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в ком­плексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овла­дение учащимися определенным комплексом знаний и умений, фор­мирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чув­ства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.

Современная система обучения чтению предполагает непре­менный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важ­ный раздел — внеклассное чтение, целью которого является фор­мирование у младших школьников знания детских книг, изби­рательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной са­мостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.

Тип правильной самостоятельной читательской деятельнос­ти — это есть сформированная у читателя способность к целе­направленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скуч­но, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторон­ней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.

Читайте также: