Доклад на тему читательская компетентность

Обновлено: 07.07.2024

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

  • владением техникой чтения;
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

  • Чтение с проговариванием слогов.
  • Шепотом.
  • Выделять посильные для себя части текста.
  • Хоровое чтение.
  • Групповое чтение.
  • Выборочное чтение.
  • Комментированное чтение.
    Отстукивание темпа.
  • Скандирующее чтение.
  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?
  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?
  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.
  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?
  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?
  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?
  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.
  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.
  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения
  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы ТРКМ

  • Прием “Чтение с пометами”
  • Прием “Толстые и тонкие вопросы”
  • Прием “Чтение с остановками”
  • Прием “Ассоциация”
  • Прием “Ключевые слова”
  • Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.
  • Прием “Составление кластера”
  • Прием “Перепутанные логические цепочки”
  • Прием “Синквэйн” и “Диаманта”
  • Прием “Цветопись”
  • Прием “ Пятиминутное эссе”
  • Метод “Шесть шляп критического мышления
  • Прием “Учебный мозговой штурм”
  • Прием “Письмо по кругу”
  • Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
  • Прием “Чтение с пометками и таблица INSERT”

Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, но в основном далёк от желаемого.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

И приобретения эти осуществляются в том числе на уроках русского языка и литературного чтения.

Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

  • коммуникативная способность;
  • коммуникативное знание;
  • коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Конечно, к моменту поступления в школу ребёнок уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности младших школьников весьма различен, но в основном далёк от желаемого.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

И приобретения эти осуществляются в том числе на уроках русского языка и литературного чтения.

Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование первоначальных основ читательской компетентности учащихся, которая определяется навыками беглого, осмысленного, выразительного чтения;

2. Формирование умений работать с текстами через использование различных методов и приемов;

3. Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

4. Развитие читательской активности обучающихся и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю.

Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая, коммуникативная и познавательная компетентности.

Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т. е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия произведений

Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.

Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и сформированностью читательских умений работать с художественными и научно-познавательными текстами.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется в следующих направлениям:

№ Направление Включает в себя Используемые приемы

1. Формирование навыка чтения • умение читать вслух и про себя

• игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания

• чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса

• работа со скороговорками и т. д.

2. Начитанность • знание изученных произведений,

• представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание;

• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и хрестоматиях для каждого класса.

• ведение Портфелей читателя, тетрадей по чтению,

• изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, рекламы книг

• литературные викторин и праздники

3. Умение работать с книгой • определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т. д.);

• знание элементов книги • работа со справочной литературой, словарями;

• посещение школьной и районной библиотеки

4. Собственно читательская деятельность • восприятие, интерпретация (истолкование)

• оценка художественного произведения как искусства слова

работа с текстом

• Чтение, деление на части. Составление планов картинного и цитатного.

• Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

• Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

• Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

• Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

• Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

• Чтение по ролям.

• Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

• Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

• Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

• Нахождение и чтение образных слов и описаний.

• Чтение, пометка непонятных слов.

• Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

• Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Главной задачей курса по литературному чтению является литературное развитие младших школьников, формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, совершенствование у детей навыка чтения.

В качестве механизма, посредством которого происходит приобщение к чтению выступает:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Этапы Виды работ

Первый этап: работа с текстом до чтения • антиципация (предугадывание предстоящего чтения)

• определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста

Второй этап: работа во время чтения текста

• выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного;

• выделение ключевых слов;

• ведение диалога с автором через текст;

Третий этап: работа с текстом после чтения:

• коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия;

• знакомство с писателем;

• работа с иллюстрациями;

• творческие задания, опирающиеся на сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, художественные формы).

Формы работы

Парная работа применяется при чтении стихотворений, диалогов, проверке заданий в печатных тетрадях.

Групповую форму на уроках чтения удачно можно использовать в инсценировании произведений. Группам раздаются отрывки из изучаемых произведений. Учащиеся самостоятельно готовят костюмы, выступление.

Методы и приемы

Создание проблемной ситуации,

настраивает детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приё мы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

В ходе работы было замечено, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляли высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Таким образом, своевременный и тесный контакт учащихся с родителями позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность при чтении художественных произведений формируется не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников в Портфеле читателя.

Что такое Читательский портфель?

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

- помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

Проблемные вопросы, которые ставятся автором издания, помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.

Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности включает также:

Конкурсы сочинений и рецептов блюд

Конкурсы чтецов стихотворений

Создание проектов различной направленности

Дискуссии по прочитанным книгам

Таким образом, проведенная работа по формированию читательской компетентности, дала свои результаты.

Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысился темп чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

1. Повысился уровень качества знаний учащихся по предмету

2. Расширился круг интересов в самостоятельном выборе книг

3. В досуговой деятельности возросло значение книги

4. Увеличилось число школьников, посещающих библиотеки

"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. – М. : Просвещение, 1997.

2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

3. Калашникова Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению. // Начальная школа. – 2005. - №7.

4. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М. : Просвещение, 2006.

5. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др. - – М. : Просвещение,2011.(Работаем по новым стандартам)

Прикреплённые файлы:

Развитие речи младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до Основная цель в Образовательной области "Развитие речи"- обеспечить современное и эффективное развитие речи как средства общения, познания,.

Формирование навыка чтения на английском языке у младших школьников To read, or not to read, that is the question. Читать или не читать – вот в чём вопрос. Обучение чтению является в образовании важным.

Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к итоговой аттестации Формирование читательской компетенции и способности осмысленно воспринимать текст в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Тема: Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Цель: Повышение своего профессионального.

Формирование вариативных форм в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые.


В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых читательских компетентностей. Уровни овладения учащимися ключевыми компетентностями определяются благодаря качеству образования по чтению в начальной школе.

Под ключевыми компетентностями в ФГОС НОО понимается способность к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях) [7, с.141].

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Таким образом, показателями читательского интереса младших школьников являются:

Книга должна заинтересовать, заинтриговать, привести в восторг, изумление, волнение.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Этап перечитывания текста и его анализ.

- Прочитаем сказку до конца и пронаблюдаем за тем, как ведет себя солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; посолил; попросил крупы; добавил крупы; посоветовал, что масло нужно добавить; добавил масла; стал есть кашу.

- Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый момент. Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент их действия (устное словесное рисование). Помогаем вопросами:

- На каком фоне происходит действие? (изба, обстановка в избе, печь и т.п.)

- Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем думает? Какое выражение лица?

Предлагаем описать старуху в разные моменты действия. Помогаем аналогичными вопросами.

- Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник? Какую иллюстрацию они бы нарисовали к этой сказке? Почему?

Большое внимание на уроках следует уделять словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Толковать значения слов можно через показ предметов, картинок, пословиц и загадок. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют дети должны объяснить сами, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно, либо обратиться к электронным справочникам, Интернету [6, с.800].

- Назовите действующих лиц сказки.

- Объясните значение слов бредет – идет медленно, с трудом. Врассыпную – в разные стороны. Обронил – уронил.

Чтобы повысить интерес детей к чтению, на уроках литературного чтения нужно использовать такой прием, как драматизация. Младшим школьникам особенно интересно принимать участие в небольших театральных постановках.

- За кого вы переживали в этой сказке? Кто оказался обманутым? Понравился ли вам финал сказки?

- Мы будем ставить с вами радиоспектакль. Кто-нибудь слышал по радио такие спектакли? Значит, нам на уроке необходимо научиться читать по ролям и в чтении передать чувства, намерения персонажей. Мы постараемся понять, почему тетереву удалось провести хитрую лису, и выразить ответ на этот вопрос в чтении. На уроке читать за героев сказки будут разные ребята.

Далее следует чтение и анализ сказки. Анализ сказки проходит как подготовка к выразительному чтению.

Диагностические цели. После урока ученики смогут назвать изменения в настроении героя; объяснить причины изменения настроения; проанализировать иллюстрацию к рассказу; объяснить, какие художественные средства помогли художнику передать настроение героя.

- Понравилась ли вам иллюстрация?

- А к какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? Найдите его.

- Скажите, какое настроение у мальчика?

- А какое настроение передал художник в иллюстрации?

-Посмотрите внимательно на позу мальчика. С помощью каких еще деталей художник передает одиночество героя?

- Скажите, соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода?

- Как вы считаете, противоречит ли как-нибудь это изображение, эта неточность, допущенная художником, авторской идее?

-Иллюстрация в вашем учебнике черно-белая, но если бы она была цветная, какие краски, какие оттенки цветов вы бы использовали?

- Скажите, а подойдет ли эта иллюстрация к эпизоду, когда Дениска уже держит на ладони светлячка?

- Давайте нарисуем иллюстрацию к этому эпизоду. Как продолжение первой. Представьте, как теперь сидит Дениска на скамейке? А какое выражение лица будет у Дениски? А что вы нарисуете на заднем плане? А каким будет воздух? Серым, как на предыдущей иллюстрации?

В целях формирования читательской компетенции можно предложить и такие виды работы, как литературные конкурсы, викторины на знание творчества того или иного писателя; ведение читательских дневников, в которых фиксируются главные герои произведения, выписывается их характеристика; создание классной библиотеки; уроки читательского мастерства; подготовка презентаций произведений; тесное сотрудничество со школьной библиотекой; проблемно- поисковые ситуации; семейное чтение.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, также в работе с родителями. На уроках литературного чтения учитель обязательно должен использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса; дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

  1. Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  2. Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
  3. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
  4. Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
  7. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

Основные термины (генерируются автоматически): читательская компетенция, иллюстрация, ребенок, урок, устное словесное рисование, чтение, какое настроение, литературное чтение, словесное рисование, читательская компетентность.

Читайте также: