Доклад на тему авторитет педагога

Обновлено: 02.07.2024

Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

Оговоримся, что мы ведем речь не об авторитарности, а об авторитете. Хотя, стоит отметить, что зачастую современные отношения педагога и ученика строятся скорее на авторитарности. К сожалению, это и может оказаться одним из корней обсуждаемой проблемы. Многие педагоги действуют не сообразно тому, что вызывает ответную реакцию уважения, а наоборот - реакцию отвержения учителя, создавая псевдоавторитет, основанный на страхе учащихся перед учителем. Порой не учат, а поучают. Стараясь получить от учеников послушание, а не желание познавать. И некоторые аспекты такого поведения можно понять, иногда это проявляется неосознанно на фоне эмоционального состояния.


Авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни. Нельзя отрицать тот факт, что отношения, построенные на позитивной волне, в рамках взаимного уважения, способствует ответной реакции. А что может быть ответом учащегося на взаимоотношения с учителем как не интерес к обучению. Ученик, который принимает авторитет учителя, старается показать ему это, тянется за ним, испытывает желание заслужить его одобрение, учиться.


В начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется.

А дети остаются детьми. От учителя с 35-летним стажем, можно услышать, что и 30 лет назад ученики были такими же: те же проблемы, те же успехи, а вот родители другие. Бесспорно, дети – отражение своих родителей, они все поглощают и воспроизводят.

Испокон веков люди принимали учителей, врачей как людей обладающих умениями, опытом, сверхзнаниями, не доступными значительному большинству, им доверяли, и это налагало на профессионалов ответственность. Они знали, что - значимы, авторитетны, в них верят, и в ответ им хотелось подтверждать эти мысли, соответствовать и расти над собой, давать то, на что они способны, становясь лучше и искуснее.


Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы. Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого, в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.


Педагогическая деятельность — есть особый вид общественно полезной деятельности в которой достижение результата зависит от характера отношений между участниками. Решающее значение в успешном решении ответственных задач обучения и воспитания имеют личностные качества педагога, его нравственные позиции, профессиональное мастерство.

Педагог дополнительного образования и его ученик — это две главные фигуры в педагогической деятельности. Две личности, взаимоотношения которых в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования напрямую имеют влияние на учебно-воспитательный процесс и определяют его успех. Именно этот фактор и обуславливает создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимопонимания в учреждениях дополнительного образования.

Влияние педагога дополнительного образования в становлении личности обучающегося во многом зависит от авторитета педагога. Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося. В тех случаях, когда педагог является авторитетом для своего ученика, ему приписывается компетентность в различных областях и авансируется успех в любых начинаниях. Авторитет педагога — это сложное явление, которое является качественным показателем отношения к педагогу. К авторитетному педагогу отношения обучающихся имеют эмоционально положительную окраску. Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки, основы которых дает педагог, тем обоснованнее кажутся ученикам его требования, тем справедливее сделанные замечания и тем весомее каждое его слово.

Характер педагога дополнительного образования, его личностные качества является мощным педагогическим фактором в организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Слишком твердый характер, большая общественная активность педагога приводит к подавлению спонтанности детей, что делает их равнодушными, безынициативными зрителями в учебно-воспитательном процессе. С другой стороны, слишком мягкий характер педагога приводит к отсутствию элементарного порядка на занятиях. Отсутствие глубоких знаний в области педагогики и психологии, отсутствие желания преодолевать себя дают простор эпизодическим проявлениям натуры, таким как вспыльчивость, жестокость или же наоборот, бесхарактерности и нетребовательности. Во избежание подобных ситуаций необходимо четко понять, что определяет характер воспитательных отношений.

Педагогическая деятельность предполагает такие формы проявления и развития дисциплины и демократии в воспитательном процессе, которые могут быть реализованы только специально подготовленной личностью, обладающей педагогическим авторитетом. Учащиеся охотно следуют за тем педагогом, вызывает у них уважение. В иных случаях взаимоотношения между педагогом и обучающимися держатся на формальных основаниях, требованиях. Такие отношения в педагогике оказывают негативное влияние и теряют свой позитивный воспитательный смысл.

Подлинный авторитет педагог может только заслужить упорным и честным трудом. Есть мнение, что сама должность педагога способна обеспечить ему авторитет среди обучающихся. Но это не так. В наше время должностной авторитет замещен авторитетом личностным. В связи с этим стоит различать авторитет власти, и власть авторитета. Если авторитет власти дан педагогу в связи с занимаемой им должностью, его профессиональной деятельностью, то власть авторитета приобретается педагогом в результате длительных взаимоотношений со своими обучающимися. Авторитет, данный педагогу занимаемой должностью, не может быть длительным, если он не подкреплен властью самой личности, которая влечет за собой добровольное признание обучающимися профессионализма учителя.

Стремление каждого педагога — завоевать авторитет. Но, не работая над собой, некоторые педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. А это, неизбежно ведет к приобретению ложного авторитета. Ложный авторитет имеет множество разновидностей. Ложный авторитет — это такое отношение обучающихся к педагогу, которое дает им основание быть активными или пассивными потребителями готового опыта. Основной целью ложного авторитета является стремление педагога добиться послушания от обучающегося, при этом, дети, проявляя послушание, развивают в себе такие качества, которые абсолютно противоположны главным целям обучения.

Наиболее часто у педагога можно встретить следующие виды ложного авторитета:

Авторитет подавления, который педагог стремится завоевать путем демонстрации превосходства в правах удерживать учеников в страхе перед наказанием. Авторитет расстояния. Он достигается путем стремления педагога держать учащихся на дистанции, вступая с ними только в официальный контакт. Авторитет педантизма. Педагог постоянно придирается к обучающимся, так как у него существует целая система своих никому не нужных мелочных условностей. Авторитет резонерства состоит в том, что педагог постоянно поучает своих учеников, считая, что главное средство воспитания — это нотации. Авторитет мнимой доброты чаще всего встречается у молодых педагогов, которые считают, что учащиеся оценят их доброту и ответят вниманием и послушанием.

Но, лишь истинный авторитет педагога способен показать реальное отношение обучающихся к своему наставнику. Именно он способен побуждать учащихся участвовать вместе с педагогом и под его руководством в улучшении жизни.

Педагогу необходимо знать, чем интересуются его ученики, а для этого необходимо лишь немного внимания к их жизни вне образовательного учреждения. В жизни каждого ребенка бывают ситуации в которых он не может разобраться сам и нуждается в помощи. Но лишь в том случае, если педагог является для ученика авторитетом, ученик обратится к нему за советом. При этом, ребенок будет чувствовать заботу педагога, но в тоже время, он будет осознавать, что педагог не собирается снять с него ответственность и будет кое-что от него требовать.

Авторитетный педагог обязательно должен обладать моральной чистоплотностью. Любая из сторон общения педагога с учениками пронизана нравственными отношениями. Любой поступок, не важно, плохой он или хороший, всегда имеет нравственный аспект. В тех случаях, когда любая просьба педагога выполняется учениками без пререканий, свидетельствует о высоком авторитете педагога.

Следовательно, первоочередной задачей педагога является самовоспитание. Оно должно быть направлено на формирование таких качеств, без которых завоевать высокий авторитет невозможно. Для выполнения этой задачи необходимо выявить те качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать твердую установку самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому педагогу.

Успех педагогической деятельности, зависит от основных, ведущих качеств личности, которые предают определенный стиль поступкам и действиям педагога. Основные компоненты авторитета педагога, которые мы рассмотрим, условно можно разделить на личностный и профессиональный.

Ключевое значение в профессии имеет любовь человека к своему делу. Педагог же должен любить не только свою профессию, но и любить детей. Любовь к детям — это предъявление к ним определенных требований, без которых ни воспитание, ни обучение невозможны.

Каждый взрослый испытал на себе, насколько тонко чувствуют отношение к себе дети. Как болезненно они переживают проявление недоверия к их словам и поступкам. И тот педагог, который не может разглядеть в своих юных учениках личность, не вправе ожидать от них ничего кроме замкнутости, обиды и даже открытой враждебности. Такой педагог вряд ли стремиться завоевать авторитет и любовь учеников, ведь для него не представляет никакой ценности их мнение о нем — они ему не интересны. Даже опытному педагогу бывает трудно признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников. Сложно всегда и во всем соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем к детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а то и представление о самой роли педагога как о гарантии от любых ошибок. Но, если педагогу удается преодолеть данные препятствия, педагогический успех не заставит долго ждать.

Немаловажное значение для педагога — это умение держать себя в классе. Положительными качествами являются его выдержка, спокойствие. Хождение педагога по классу, его чрезмерная жестикуляция рассеивает внимание обучающихся, они хуже усваивают объясняемый материал.

Недостаточность личностного развития педагога, его низкая речевая культура подрывает его авторитет и снижает качество педагогической работы.

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм. Отзывчивость педагога по отношению к обучающимся у такого педагога сочетается требовательностью, которая педагогически оправдана, и проводится в интересах самого ученика.

Рассмотрим теперь более подробно профессиональный компонент педагогического авторитета. К нему относятся такие качества, как профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия педагога и учащихся.

Первое, что стоит выделить, авторитетный педагог знает свой предмет. Он хорошо владеет методикой предмета. Учащиеся любят тех педагогов, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести. Для этого педагогу необходимы знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Знание этих наук помогают разобраться в закономерностях педагогического процесса и сделать его организованным и целенаправленным. Знания в области указанных наук помогаю педагогу правильно оценивать поступки учеников и изучать коллектив в целом и каждого в отдельности.

Педагог не может использовать шаблонами и опытом других педагогов при разрешении воспитательных и учебных вопросов. Он обязан обладать педагогическим тактом, а это не что иное, как проявление творческих способностей. Педагогический такт — это мера педагогической целесообразности и полезности поступков педагога, его слов, средств взаимодействия с обучающимися. Нарушением педагогического такта — это все то, что выходит за рамки педагогической целесообразности. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы в конкретной обстановке, а также с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся.

Компоненты педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов педагогического процесса в зависимости от их возраста. Для младших школьников большее значение имеет личностный компонент авторитета. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент.

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента, которые должны сопровождаться индивидуальным творчеством педагога.

Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Основным условием формирования педагогического авторитета является правильный выбор профессии и овладение педагогическим мастерством.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, дополнительное образование, ложный авторитет, педагогический такт, авторитет педагога, педагогическая деятельность, педагогический авторитет, ученик, авторитетный педагог, учебно-воспитательный процесс.

Доклад на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Доклад на тему "Авторитет преподавателя. Это то, что на самом деле важно"

Доклад на тему

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Гост

ГОСТ

Авторитет педагога – это эффективное средство воспитательного воздействия на ребенка.

Впервые вопрос авторитета педагога был изучен А.С. Макаренко, именно он разделил его на два вида – истинный и ложный. Истинный авторитет один, ложный авторитет имеет несколько видов.

Понятие истинного авторитета педагога

Авторитет – в общем виде, это общественное признание и значимость человека в обществе, его идей, высказываний, а также уровень доверия со стороны окружающих, проявление уважения и доверия.

Истинный авторитет педагога предусматривает успешное взаимодействие участников педагогического процесса, положительно влияет на мотивацию детей к обучению.

Истинность педагогического авторитета невозможно подделать или симулировать, это связано с тем, что дети остро чувствуют личность педагога и его отношение к ним.

Формирование истинного авторитета педагога возможно только в том случае, если он искренен с детьми, открыт перед ними, его моральный облик чист. В противном случае педагог не только не сможет завоевать авторитет среди детей, но и утратит уважение.

Сущность истинного авторитета педагога заключается в том, что ему необходимо постоянно развиваться как личности (человеческой, творческой, подлинной духовной и интеллектуальной).

Изначально практически все дети относятся к педагогу уважительно, авансируя его авторитет. Со временем ситуация может измениться, исходя из личностных и профессиональных качеств личности педагога.

Истинный авторитет нельзя получит каким-то обходным путем, его можно только заслужить упорным и честным трудом. Считается, что должность учителя сама по себе предусматривает определенный авторитет среди учащихся, однако это не так, особенно в настоящее время. Исходя из этого, авторитет принято делить на две части:

  • Авторитет роли, то есть власти
  • Власть авторитета

Если первый дается должностью педагога, то второй необходимо заслужить и постоянно подкреплять властью личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый педагог стремиться завоевать авторитет среди учащихся и коллег, но не каждый работает над этим и порой использует ложные пути, что приводит к завоеванию ложного педагогического авторитета.

Понятие ложного авторитета педагога

Ложный авторитет педагога – это такое отношение детей (учащихся или воспитанников) к педагогу, при котором они выступают потребителями готового опыта.

Ложный авторитет педагога имеет несколько видов, в основе каждого из видов лежит стремление добиться слепого послушания со стороны детей.

В настоящее время выделяют пять видов ложного авторитета:

  1. Подавление – основано на том, что педагог открыто демонстрирует свое превосходство над детьми. В процессе общения такой педагог может повысить тон, применить различные виды наказаний, при всем коллективе высмеять неуспешность учащегося в учебе. В результате чего у детей возникает безотчетный страх и боязнь провиниться перед таким педагогом.
  2. Расстояние – в основе его лежит установление дистанции между педагогом и учащимися. Педагог допускает только официальное общение, в рамках педагогического процесса. Такое взаимодействие создает педагогу определенные привилегии перед детьми.
  3. Педантизм – основан на созданной педагогом системе ценностей, условностей и традиций. Педагог требует от учащихся беспрекословного соблюдения установленных принципов, часто придирается по мелочам. В результате такого общения дети теряют уверенность в себе, становятся замкнутыми, скованными и напряженными. Однако данные установки со стороны педагога, могут принести противоположенный результат, когда дети специально грубо нарушают установленные правила и принципы.
  4. Резонерство – в основе лежит метод нотаций. При помощи нотаций педагог воздействует на детей. Но как показывает практика, дети очень быстро привыкают к нотациям и нравоучениям, в итоге они их раздражают, что провоцирует плохое поведение.
  5. Мнимая доброта – основана на попустительстве педагога. Применяя такой метод, педагог рассчитывает на любовь, уважение и послушание со стороны детей. Со временем дети и вовсе игнорируют требования, которые к ним предъявляет педагог.

Педагогические условия формирования авторитета педагога

Формирование авторитета учителя характеризуется тем, что требует достаточно длительного промежутка времени и сил со стороны педагога. Условия формирования авторитета учителя, обусловлены определенной логикой и этапностью:

Первый этап – на данном этапе осуществляется выбор педагогической профессии. Будущий педагог определяет, может ли он эффективно применять имеющиеся у него задатки. С этой целью многие устраиваются в летние лагеря вожатыми и пробуют себя в работе с детьми.

Второй этап. Вторым этапом становления истинного авторитета учителя является овладение педагогическим мастерством:

  1. овладение слагаемыми педагогического мастерства
  2. получение достаточного количества теоретических знаний, умений и навыков в области педагогики и смежных с ней наук

Третий этап является заключительным, на нем происходит совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, получение первого педагогического опыта, а также опыта установления взаимодействия с детьми

В утверждении педагогического авторитета ответственную роль играет первичная самопрезентация, когда педагог предстает как должностное лицо, наделенное определенными властными полномочиями, а дети - как его ученики и воспитанники. При первой встречи с детьми (особенно подростками) необходимо тактично убедить их, что не только из-за диплома в кармане и возраста, а благодаря обширным знаниям и высокой культуре человек получил право возглавить коллектив, стать учителем. Первая встреча с воспитанниками должна быть праздником, фейерверком.

Не секрет, что в настоящее время у многих детей нет авторитетов даже на уровне института семьи, что уж говорить о социальном институте образования. И это не удивительно, ведь одно вытекает из другого. Человек начинает свой жизненный путь в семье, в ней формируются первичные ценности, устанавливаются основы взаимоотношений, на базе чего в дальнейшем он будет воспринимать мир и взаимодействовать с ним.

Оговоримся, что мы ведем речь не об авторитарности, а об авторитете. Хотя, стоит отметить, что зачастую современные отношения педагога и ученика строятся скорее на авторитарности. К сожалению, это и может оказаться одним из корней обсуждаемой проблемы. Многие педагоги действуют не сообразно тому, что вызывает ответную реакцию уважения, а наоборот - реакцию отвержения учителя, создавая псевдоавторитет, основанный на страхе учащихся перед учителем. Порой не учат, а поучают. Стараясь получить от учеников послушание, а не желание познавать. И некоторые аспекты такого поведения можно понять, иногда это проявляется неосознанно на фоне эмоционального состояния.


Авторитет учителя выражается в отношении учеников к педагогу, данное отношение способствует успешному совместному участию в улучшении жизни. Нельзя отрицать тот факт, что отношения, построенные на позитивной волне, в рамках взаимного уважения, способствует ответной реакции. А что может быть ответом учащегося на взаимоотношения с учителем как не интерес к обучению. Ученик, который принимает авторитет учителя, старается показать ему это, тянется за ним, испытывает желание заслужить его одобрение, учиться.


В начальных классах дети принимают учителя как некий авторитет, но скорее в силу его ролевой позиции. И если профессиональный авторитет учителя не был закреплен как что-то неотъемлемое, то по мере взросления ученика понятие авторитета педагога растворяется.

А дети остаются детьми. От учителя с 35-летним стажем, можно услышать, что и 30 лет назад ученики были такими же: те же проблемы, те же успехи, а вот родители другие. Бесспорно, дети – отражение своих родителей, они все поглощают и воспроизводят.

Испокон веков люди принимали учителей, врачей как людей обладающих умениями, опытом, сверхзнаниями, не доступными значительному большинству, им доверяли, и это налагало на профессионалов ответственность. Они знали, что - значимы, авторитетны, в них верят, и в ответ им хотелось подтверждать эти мысли, соответствовать и расти над собой, давать то, на что они способны, становясь лучше и искуснее.


Возможно, если бы авторитет профессии педагога по умолчанию существовал в полной мере и по сей день, многих проблем, связанных с образованием, не было бы. Сегодня остается на личном уровне видеть в учителе опытного мастера своей области, его мудрость, ответственность, в ученике – человека, достойного уважения и доверия, старательного и обучаемого, в родителях – переживающих, любящих людей. Все зависит от всех и лично от каждого.

Читайте также: