Доклад на тему археологические культуры

Обновлено: 15.05.2024

  • Археологи́ческая культу́ра — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, и имеют общие черты.

Обычно археологическую культуру называют по какому-либо характерному признаку, которым она отличается от других: по форме или орнаменту керамики и украшений (например, культура воронковидных кубков), обряду погребения (например, катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, днепро-донецкая культура).

Связанные понятия

Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных.

Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный ) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком.

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень), энеолит (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

Упоминания в литературе

В каждой группе однородных предметов можно выявить совокупность типов, имевших хождение на определенной территории в определенный археологический период. Подобная совокупность типов орудий, свойственная данной территории, обозначается как археологическая культура . Археология как раз и занимается изучением взаимодействия подобных культур.

Однако оно не является истиной в последней инстанции хотя бы потому, что никто из них в своих работах ни разу не коснулся вопросов этногенеза – это был не их научный удел. А без знания антропологии, расогенеза, этногенеза делать концептуальные заключения в истории неолита любого региона слишком самонадеянно и некорректно. Проще говоря, без понимания механизмов и хронологии образования народов и народностей в истории делать нечего. Археологи нашли из этого выход – они заменили названия этносов, создавших археологические культуры , на названия этих культур, соответствующих названиям близ лежащих населённых пунктов. Конечно, археологи являются немного и этнографами, но не этнологами, хотя постоянно пытаются ими быть. Во время Окладникова этнология не оформилась ещё в самостоятельную науку, да и сегодня её научные положения не являются общепринятыми из-за политического влияния.

Связанные понятия (продолжение)

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.

Культура боевых топоров, культура шнуровой керамики (нем. Schnurkeramik) — археологическая культура медного и бронзового веков, распространённая на обширных территориях Центральной и Восточной Европы и датированная 3200 г. до н. э./2300 до н. э. — 2300 г. до н. э./1800 г. до н. э.

Культура шаровидных амфор — археологическая культура, существовавшая в период около 3200—2800 годов до н. э. Занимала большинство территории прежней культуры воронковидных кубков, а в центральной части делила территорию с культурой шнуровой керамики. На юге и западе соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке с нарвской культурой. Название предложил археолог Густаф Коссинна в связи с характерной керамикой, шаровидными сосудами с 2—4 ручками.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Средний палеолит, или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.

Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) — мегалитическая культура (4000—2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита.

Археоло́гия Росси́и — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья (XVII век).

Стоя́нка — археологический термин для обозначения поселений (мест обитания) первобытных людей (эпох палеолита, неолита и бронзового века) или мест остановки кочевников.

Культура курганных погребений 1) археологическая культура среднего и позднего периодов бронзового века (1600—1200 гг. до н. э.), распространённая в Центральной Европе. Возможно являлась продолжением унетицкой культуры и занимала те же земли, за исключением Баварии и Вюртемберга. В конце бронзового века ей наследовала культура полей погребальных урн.2) археологическая культура эпохи раннего железа, распространённая на территории Японии в 4—6 вв. н. э.Эти культуры не следует путать с общим названием.

Культу́ра лине́йно-ле́нточной кера́мики (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространённая неолитическая культура Центральной Европы 5500—4000 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).

Среднеднепро́вская культу́ра (3200—2300 до н. э.) — археологическая культура бронзового века в Среднем Поднепровье (нынешние юго-восток Белоруссии, юго-запад европейской России и север Украины). Является ветвью культуры шнуровой керамики на её восточной границе.

Трипо́льская культура (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукуте́нь рум. Cultura Cucuteni, укр. Кукутені культура или кукутень-трипольская культура англ. Cucuteni-Trypillian culture) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.

Баденская культура, в Венгрии — пецельская культура — неолитическая (энеолитическая) культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600—2800 годы до н. э.). Как варианты баденской рассматриваются костолацкая и болеразская культуры, хотя они имеют ряд важных отличий.

Балка́нский неоли́т — общее название целого комплекса археологических культур Балканского полуострова, появившихся в результате миграции земледельческих народов из Малой Азии в VII тыс. до н. э. (через существовавший в то время Босфорский перешеек). Прекратил своё существование после индоевропейского вторжения с северо-востока в III тыс. до н. э. Одно из первых балканских неолитических поселений — Неа Никомедия.

Курганная гипотеза была предложена Марией Гимбутас в 1956 году, чтобы соединить данные археологических и лингвистических исследований для определения местонахождения прародины народов носителей праиндоевропейского языка (ПИЕ). Гипотеза является наиболее популярной в отношении происхождения ПИЕ. Альтернативные анатолийская и балканская гипотезы В. А. Сафронова имеют сторонников в основном на территории бывшего СССР и не соотносятся с археологической и лингвистической хронологиями.

Лу́жицкая культу́ра (нем. lausitzer Kultur, польск. kultura łużycka) — археологическая культура бронзового и раннего железного веков (XII—IV века до н. э.), распространённая на территории восточной Германии, Польши, Чехии, Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). Лужицкие древности входят в состав культурной общности полей погребальных урн.

Ра́нний (нижний) палеоли́т — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила своё название в честь места, где были найдены первые.

Ни́жний палеоли́т на террито́рии Росси́и условно датируется временем от около 2 миллионов до около 35 тысяч лет назад и отражает древнейшие следы присутствия человека на территории современной Российской Федерации. Нижний палеолит — самый ранний этап в истории человечества. Согласно двухчленной периодизации палеолита, он подразделяется на три эпохи: олдувайскую, ашельскую и мустьерскую; их абсолютная хронология остаётся неясной.

Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.

Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2-й половины III — середины II тыс. до н.э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.

Культура одиночных погребений (KGJ) — археологическая культура эпохи энеолита. Существовала на территории Ютландии, на северо-западе Германии и юго-западе Польши (Поморье, Великая Польша, Куявия) в период 2800—2300 гг. до н. э.

Культура накольчатой керамики, или Дунайская Ib культура (по классификации Г. Чайлда), или Среднедунайская культура (в составе дунайских культур) — наследник неиндоевропейской культуры линейно-ленточной керамики, крупный археологический горизонт неолита Центральной Восточной Европы. Культура существовала в период около 4600-4400 гг. до н. э. Памятники обнаружены в Восточной Германии, Австрии, Польше и Чехии. Одним из важнейших памятников является Гозекский круг.

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Бронзовый век на территории Европы последовал за европейским медным веком (западными археологами рассматривается как финальный этап неолита) в конце III тыс. до н. э. (поздняя традиция колоколовидных кубков). На большей части Европы бронзовый век почти полностью охватывал II тыс. до н. э., однако в Восточном Средиземноморье он закончился вместе с бронзовым коллапсом, когда погибли или пришли в упадок практически все цивилизации в регионе от Греции до Месопотамии, тогда как в Атлантической Европе.

Северокавказская культура пришла на смену Майкопской культуры, занимала всю её зону и частично зону Кура-Араксской культуры.

Сарматская культура (другое название прохоровская) — археологическая культура степей Евразии IV—II веков до н. э., для которой характерен комплекс курганов у села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской области, раскопанных С. И. Руденко.

Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.

Пра́жская культу́ра — археологическая культура древних славян (V—VII вв.), распространённая в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пра́жско-корча́кской (Prague-Korchak Culture).

Каменный век в Европе – самая длинная эпоха в истории древней Европы до начала летописной истории, начиная с нижнего палеолита. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия и оружие из дерева, вероятно, были самыми многочисленными у древнего человека в Европе, но дерево обычно не сохраняется.

Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.

Микролит (др.-греч. μικρός — малый, λίθος — камень) — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Микролиты были обнаружены по всей территории Европы и Азии.

Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.

Кельтеминарская культура — неолитическая культура оседлых фино-угорских народов рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры. Находки на плато Устюрт, ранее включавшиеся в состав кельтеминарской культуры, выделены в айдабольскую культуру эпохи мезолита и неолита.

Ымыяхтахская культура — археологическая культура Сибири эпохи неолита и бронзового века, существовавшая в интервале 2200—1300 гг. до н. э. Названа по поселению Ымыяхтах в Якутии, где была открыта.

Одомашнивание лошади — процесс приручения дикой лошади, начало её использования в хозяйственных, военных и продовольственных целях в качестве домашней лошади.

Авдеевская стоянка — стоянка позднего палеолита, расположенная близ деревни Авдеева Октябрьского района Курской области (около 40 км от Курска). Из-за сходства с костёнковскими стоянками в Воронежской области соответствующую археологическую культуру именуют костёнковско-авдеевской.

Упоминания в литературе (продолжение)

Конкретное проявление культурно-исторических связей может быть отслежено на фоне выявленных традиций, суть которых заключается в создании технологического стереотипа. Под технологическим стереотипом мы понимаем определенный набор и соотношение признаков, характеризующих материал, приемы и способы изготовления изделий в конкретной археологической культуре . На фоне традиций можно выявлять инокультурные воздействия (инновации).

Музеефикация археологических памятников Башкортостана нашла отражение в монографии и докторской диссертации И. Минеевой[89]. Автор анализирует методы сохранения и включения в современную культуру археологического наследия, уделяя особое внимание созданию археологических заповедников как оптимальному способу решения этой актуальной проблемы.

Летом 2009 года автор побывал на месте знаменитой Волосовской стоянки древних людей, у села Волосово, что находится в Нижегородской области, поблизости от города Навашино. Она датируется III тысячелетием до н. э. и дала название целой археологической культуре . Волосовская культура – это неолитическая культура конца III – первой половины II тысячелетия до н. э. с центром в бассейне реки Оки, ниже г. Рязани и в низовьях реки Клязьмы. Во II тысячелетии до н. э. эта культура распространилась далеко на север.

Археологические культуры России включают в себя несколько этапов развития. Каждый из них переходит из одного в другой. С учетом того, что территория страны довольно-таки большая, в одно и то же время на ней могли проживать племена, относящиеся к разным культурам, ведущие далеко не одинаковые образы жизни.

археологическая культура

Культура среднекаменного века

Такое понятие, как археологическая культура мезолита, по факту, отсутствует. В это время племена еще не разделялись между собой. Люди пытались выживать, и не было никакой разницы, как именно они это делали. Кто-то постепенно приступал к практике земледелий, кто-то продолжал охотиться, а кто-то приручал животных, задавал темп современному скотоводству. Однако данный промежуток времени откидывать полностью нельзя, поскольку именно он положил начало формированию многих цивилизаций.

На данном этапе появились первые виды археологических культур. Ученые и археологи не считают, что их необходимо разделять столь рано. Но зачатки были положены. Каждое племя отходило от своих бывших сородичей, отделялось по различным признакам, будь это образ жизни, этническая сторона вопроса или, например, способы захоронения умерших предков. Но рассматриваемый этап ни в коем случае нельзя недооценивать, ведь его изучение поможет ответить на вопросы, связанные с возникновением последующих культур.

Трипольская цивилизация

Трипольская археологическая культура датируется энеолитом (5-2 тысячелетия до н. э.). Свое название она получила от местности, где были обнаружены первые памятники. Это произошло в селе Триполье.

Обнаруженные артефакты позволили ученым прийти к выводу, что рассматриваемая археологическая культура была самой большой на территории России и Европы, численность ее населения в расцвете превышала 15 тысяч человек.

Что касается жизни этой цивилизации, то она проходила так же, как и в других местах во время каменного века. Ближе к концу периода люди начали осваивать глину, теперь она использовалась не только в бытовых целях, но и декоративных. Из нее производили статуэтки и другие гончарные продукты.

дольменная археологическая культура

Дольмены

Дольменная археологическая культура не особо сказалась на развитии племен, располагавшихся на территории современной России. Она зародилась в Индии примерно в 10-м тысячелетии до н. э., но народы начали свои путешествия в западную сторону намного позже. Случилось это в 3-м тысячелетии до н. э., дольмены тогда разделились на две части. Первая отправилась в сторону Кавказа, вторая – в Африку, преимущественно в Египет. На территории России в то время господствовала другая цивилизация, поэтому племена смогли лишь дополнить культурное наследие. Что касается развития в Египте, то именно здесь им удалось полностью раскрыться.

У дольменов было обнаружено обилие каменных и бронзовых изделий, эти материалы использовались не только для производства орудий труда и охоты, но и украшений. Многие из них были найдены непосредственно в могилах. Их, кстати, тоже называли дольменами, как и сами племена. Эти места погребений были похожи на египетские пирамиды. Большинство исследователей допускает тот вариант, что некоторые дольмены возводились в религиозных или культурных целях, а не похоронных. Это обусловлено тем, что сами строения зачастую имели больший возраст, чем найденные в них останки. Таким образом, вполне вероятно, что именно дольменная цивилизация заложила основу для пирамид, которые сохранились и восхищают многих по нынешний день.

Катакомбная культура

Катакомбная археологическая культура пришла на славянскую территорию с востока, она была впервые обнаружена в 19-м веке. Ее появление и расцвет датируются ранним бронзовым периодом. Некоторые источники утверждают, что появление катакомбных племен ориентировано вообще на медный век. Одним словом, указать точную дату возникновения культуры пока не удалось.

Племена не продвинулись дальше европейской границы, поэтому их влияние на развитие соседних цивилизаций является лишь поверхностным. Свое название данная археологическая культура получила благодаря способу захоронений, которые имели огромное количество отличий. К примеру, если сравнивать катакомбные и ямные племена, то у последних для похорон достаточно было вырыть небольшую яму. Глубина захоронения первых же располагалась на уровне 3-5 метров. Более того, эти курганы нередко имели несколько ответвлений, они уходили вглубь или просто в бока. Считается, что в таких катакомбах хоронились либо люди из одной семьи, либо одинаковые по рангу или статусу.

Бытовые приборы катакомбных племен тоже довольно-таки сильно отличались. Во-первых, они почти не имели плоского дна. Однако это можно объяснить тем, что племена еще не поняли всего удобства такого производства или же у них не было таковой возможности. Во-вторых, вся посуда имела приземистые формы. Даже если взять в руки кувшин, то его высота – очень маленькая. Присутствовал и примитивный орнамент. Как и у всех племен того времени, он выполнялся при помощи оттисков шнура. Украшалась только верхняя часть изделия.

Орудия выполнялись в основном из кремня. Этот материал использовали в производстве наконечников стрел, ножей, кинжалов и так далее. Некоторые искусные мастера в племенах применяли дерево для изготовления посуды. Бронзу же использовали только для производства украшений.

катакомбная археологическая культура

Культура России в бронзовом веке

К сожалению, археологическая культура бронзового века в России не смогла достичь наивысшего расцвета, однако в общем развитии нельзя не учитывать этот масштабный период. Он датируется 4-3-м тысячелетиями до н. э. Россияне того времени занимались земледелием. В большей степени преобладала обработка лесов, однако постепенно люди начинали осваивать возделывание менее плодородных земель.

Наблюдается небольшой скачок и в строительстве домов. Если раньше поселения возводили жилищные постройки только в долинах, то теперь они перебираются на холмы. Также начинается примитивное укрепление домов.

Ранняя археологическая культура бронзового века отличается майкопскими поселениями. Поздняя подразделяется на несколько разных комплексов. Наиболее обширными по занимаемым территориям являются срубная и андроновская культуры.

Майкопская культура

Майкопская археологическая культура датируется ранним бронзовым веком, она существовала в 3-м тысячелетии до н. э. на территории Северного Кавказа. Из найденных памятников и артефактов можно сделать вывод, что население занималось разведением скота и земледелием. Культура зародилась на северо-западе и в центре Кавказа. Отличительной чертой племен является архаичность в производстве орудий труда и бытовых предметов. Однако, несмотря на устаревший вид этих изделий, цивилизация постепенно развивалась. Кроме того, она ничуть не уступала остальным территориям с более современными для того времени орудиями труда.

Также благодаря находкам археологов можно сделать вывод, что майкопская археологическая культура во время своего расцвета не ограничивала свою территориальную принадлежность только Северным Кавказом. Есть ее следы в Чечне, на Таманском полуострове, вплоть до Дагестана и Грузии. Кстати, на границах с этими местностями две разные культуры (куро-аракская и майкопская) встречаются, наблюдается их переплетение. До приграничных находок ученые полагали, что рассматриваемые этапы происходили в разное время. И пока рационального объяснения относительно смешения культур нет.

археологические культуры россии

Срубная культура

Срубная археологическая культура датируется 2-1-м тысячелетиями до н. э. Территория рассматриваемых племен была довольно-таки широкой, она распространялась от Приднепровья до Приуралья, от Прикамья до берегов Чёрного и Каспийского морей. Свое название она получила благодаря обилию бревенчатых сооружений. Не остались без внимания и погребальные обряды, могильники, над которыми обычно и воздвигались срубы.

Поселения племен располагались непосредственно около рек, обычно на мысовых террасах. Нередко их укрепляли рвами и валами. Сами строения не укреплялись, но при хорошей внешней защите этого и не нужно было делать. Как указывалось, все постройки выполнялись из дерева, иногда строительство дополнялось глиняными смесями.

Срубная археологическая культура выделилась, как и многие другие, по способам захоронений. В отличие от предшественников, племена провожали покойников индивидуально, массовые могилы встречаются крайне редко. Захоронения производились группами, в одном месте по 10-15 насыпей. Имеется характерная черта расположения покойников – на боку, головой в северную сторону. Некоторые захоронения включают в себя кремированных умерших, а также расчлененных. Это могли быть либо вожди племен, либо преступники.

Во время срубной культуры использовалась толстая плоскодонная посуда. В первое время ее пытались украшать орнаментом. Позже делали обычные горшки или сосуды. Если и имелся орнамент, то он был зубчатым или гладким. Общая черта у любого украшения посуды – преобладание геометрических форм. Редко встречались непонятные знаки, которые большинство исследователей относят к примитивной письменности.

Вначале все орудия выполнялись из кремня и бронзы, но на позднем этапе отмечается добавление железа. Хозяйственная деятельность была скотоводческой, но больше распространено земледелие.

археологическая культура мезолита

Андроновская культура

Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг современного села Андроново (Красноярский край).

Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.

Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.

Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется - и завоевать их.

Ямная культура

ямная археологическая культура

По окончании бронзовой эпохи в силу вступает ямная археологическая культура. На территорию России рассматриваемые племена приходят с востока, и их отличительная особенность – раннее скотоводство. Многие народы начинали развиваться с земледелия, эти же сразу перешли к разведению животных. Свое название культура получила из-за погребальных ям. Они были простыми и примитивными, однако именно это их и отличало.

На данный момент ямная археологическая культура является наиболее изученной. Курганы располагались на вершинах плато, их старались максимально удалить от рек. Вполне вероятно, что когда-то поселение затопило во время половодья, поэтому люди стали более аккуратными. Редко обнаруживались захоронения непосредственно возле рек. Все могилы располагались вдоль течения, небольшими группами (примерно по 5 умерших). Расстояние от одного захоронения до другого могло быть совершенно различным, от 50 до 500 метров.

Бытовые приборы ямные племена производили из глины. Как и в прошлой эпохе, это были плоскодонные сосуды разных размеров. Встречались громадные амфоры, в которых, предположительно, хранились крупы и жидкости, а также небольшие горшочки. Орнамент на посуду наносился при помощи прочных шнуров, их оттиски и составляли весь декор.

Из кремня производили наконечники стрел, топоры и другие орудия. Надо отметить, что ямы не рылись человеком вручную, создавались примитивные установки для сверления, которые утяжелялись при помощи камней, если земля была твердой.

Племена использовали в производстве и дерево, из него они делали довольно-таки сложные для того времени конструкции. Это были носилки, сани, лодки и небольшие повозки.

В ходе исследования все ученые отмечали самобытность ямной культуры, племена ответственно относились к телам умерших, поэтому им приписываются не только материальные, но и духовные ценности. Более того, эти народности распространили свое влияние и на соседние поселения.

Вполне вероятно, что колесницы первоначально производились вовсе не для завоевательных целей. Поскольку андроновцы, как и множество других культур, были скотоводами, такие примитивные машины должны были помогать им в выпасе животных. Позже племена обнаружили продуктивность колесниц в военной сфере, чем незамедлительно воспользовались.

археологические культуры славян

Именьковская культура

Именьковская археологическая культура датируется ранним средневековьем (4-7-й века). Она располагалась на территории современного Татарстана, Самарской и Ульяновской областей. Также наблюдаются генетические связи с другими культурами, которые находились по соседству.

После того как на территорию культуры пришли булгары, большинство именьковцев ушли на запад. По прошествии некоторого времени они перешли на новый этап развития – положили начало волынцевскому народу. Оставшаяся часть смешалась с населением и со временем потеряла все свои культурные накопления и знания.

Именьковская археологическая культура занимает особое место в развитии славянского народа. Именно рассматриваемые племена первыми начали практиковать пашенное земледелие. Во время этого процесса они использовали примитивные плуги, на которых закреплялись металлические наконечники. Кроме того, в процессе сбора урожая именьковцы также использовали относительно современные для того времени орудия – железные серпы и косы. Хранение зерна ориентировано на вырытые ямы-кладовки, сродни современным погребам. Измельчение урожая проходило на жерновах в ручном варианте.

Именьковцы быстро развивались не только в рамках своих племен. Они обладали мастерскими, где плавили добываемые металлы, некоторые помещения предназначались специально для ремесленников. Они могли производить посуду, наконечники для плугов или, например, серпы. Положительное влияние племена оказали на соседние поселения, предлагая им свои знания, технологии ремесла, земледелия и скотоводства. Поэтому нельзя недооценивать культурное наследие именьковцев не только россиянам, но и соседним странам.

Как видно, многие археологические культуры славян приходили на территорию современной России с востока или запада. В первом случае люди учились новым формам и особенностям земледелия, осваивали навыки скотоводства. Западные племена же помогали в развитии охотничьего оружия и боевых машин. Одно можно сказать точно - каждая новая культура внесла громадный вклад в общее умственное продвижение целых народностей, независимо от того, какие именно новшества она даровала.

Определение термина и его соотношение с терминами "культура" и "материальная культура" в гуманитарных и социальных исследованиях. Археологическая культура как факт или как инструмент реконструкций обществ прошлого, проблемы отношения с этнической группой.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.12.2013
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

Курганский государственный университет

Кафедра всемирной истории и историографии

Письменная работа по археологии на тему:

Выполнила: студентка 101 группы

Федорова Светлана Владимировна

Маслюженко Денис Николаевич

История понятия археологическая культура

Функции понятия или в чем его смысл применения в археологии: археологическая культура как факт или как инструмент реконструкций обществ прошлого

Принципы выделения и наименования археологической культуры

Проблемы соотношения археологической культуры и этнической группы

археологическая культура материальная

Но стоит только сравнить разработки конкретных археологических культур, чтобы тотчас стало понятно, что единого и четкого представления об этом понятии нет у археологов, что под одним понятием каждый понимает что-то свое, его точка зрения сугубо субъективна. Впечатление еще более усугубляется, если вникнуть в суть теоретических споров об этом понятии.

Археологическая культура - термин, употребляемый для обозначения общности археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной территории. Обычно археологическую культуру называют по какому-либо отличительному признаку: форме или орнаменту керамики и украшений (например, Воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, Катакомбная культура) и т. д. или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, Днепродонецкая культура). Часто археологические культуры соответствуют конкретным группам древнего населения, в том числе этническим группам. Иногда удаётся связать определенную археологическую культуру с известными из письменных источников племенами. Однако не всегда сходство элементов материальной культуры отражает этническую общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географических условиях могли независимо возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племён. Отдельные элементы культуры могут также заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Изучение возникновения, распространения и исчезновения археологической культуры позволяет реконструировать историю племён и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит -- существовать.

Культура -- это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Функции понятия, или в чем смысл его применения в археологии: археологическая культура как факт или как инструмент реконструкции обществ прошлого

При таком понимании археологической культуры имеются два выхода: либо ввести полный произвол в распределении материала по культурам, либо отказаться от этого понятия вообще. Большинство американских археологов придерживается первого выхода.

Ни Чайлд, ни другие археологи не нашли иных путей обоснования объективности археологической культуры, кроме простого указания на очевидность фактов. Противники ссылались на не меньшую очевидность трудностей и неопределенностей в трактовке этих факторов, на явную свободу выбора.

Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что участники споров по поводу функций археологической культуры так и не пришли к единому и полному согласию. Поэтому с полной уверенностью ответить на вопрос о функциях археологической культуры нельзя.

Принципы выделения и наименования археологической культуры

Согласно Клейну здесь должны быть группы понятий, соответствующие ее разным формам, дифференцированным поаспектно:

а) по главной связи, легшей в основу выделения (хронологической, территориальной, стилистической, ковариационной, корреляционной, типокомплексной);

б) по охвату компонентов, их количественной и качественной оценке (одно дело взаимосвязь нескольких типов украшений, другое - основных фракций: керамики, металла, типов могил и жилищ и т.п. - с этим связан вопрос о культурах и вариантах);

в) по виду размещений (сплошным ли, замкнутым ли ареалом или рассредоточенным, с взаимопроникновением в другие ареалы);

г) по силе сопряженности (по плотности связей) и по интенсивности своеобразия, т.е. по степени отличия от других подобных ассоциаций; и так далее.

Что касается именно наименования археологической культуры, то нужно сказать, что название культуры дается согласно местам , где было найдено то или иное поселение, могильник и прочее.

Например, Абамшевская культумра -- археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до юга Башкортостана. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

Тагарская культура -- археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX--III в. до н. э.), названа по топониму -- острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Культура Злота была впервые выделена в археологии по раскопкам, проводившимся с 1920-х годов в районе гмины Злота (гмимна-- наименьшая административная единица Польши Пиньчувского повята Свентокшиского воеводства (в 1975--1998 гг. -- Келецкого) в Польше, близ города Сандомир. Культура получила название по месту раскопок.

Проблемы соотношения археологической культуры и этнической группы.

Проблема изучения древних этносов и этнической истории была и остается одной из актуальных задач современных археологических исследований. Методика этих работ, сложившаяся в советской науке, исходит из предположения, что каждой археологической культуре должен соответствовать определенный древний этнос, а предметом изучения служат некие "этнические признаки" (как правило, керамическая посуда, украшения и элементы погребального обряда). По мере развития этнологии стали отчетливо видны ее изъяны. Главная из них - сложный характер соотношения между этносом (этничностью древнего населения) и его отражением в древностях. Данная исследовательская проблема требует строгих и корректных процедур этнополитического моделирования и может быть решена только при использовании специальной этноархеологической методики.

В советской археологической литературе есть лишь несколько попыток подойти к общей проблеме выделения археологических культур, отталкиваясь от специального изучения группировки памятников конкретной культурной общности. Одна такая попытка, основанная на изучении катакомбных памятников бронзового века, принадлежит автору этих строк, Клейну. Вторая попытка осуществлена Генингом на материале пьяноборской культуры Прикамья; исследователь занят задачей отыскания объективной, содержательной основы для комплексного критерия выделения культур. Третью попытку предпринял Захарчук на материале культуры воронковидных кубов и, главным образом, трипольской культуры; его статья представляла собой интересную, основательную разработку стержневых вопросов общей проблемы определения культуры (Захарчук 1964).

Авторы всех трех исследований, специально посвященных проблеме археологической культуры, старались на протяжении почти всего текста своих работ обойтись если не без этого понятия, то, по крайней мере, без этого термина. Хотя вскоре обнаружилось, что за последние десятилетия материал не только количественно возрос, но и усложнился, и сильно обогатились исследовательские возможности и интересы. А набор классификационных понятий остался почти тем же, что в начале века. Далее в этих разработках оказалось, что вопрос выделения археологических культур не является ни терминологическим, ни инструментальным. Существование и разнообразие культурных общностей, таких как донецкой катакомбной, пьяноборской и трипольской, не вызывало сомнений ни у авторов, ни у коллег, ни у их оппонентов.

Более того, не вызывало особых забот даже проведение границ между всеми этими общностями, хотя уж тут-то в накопившихся результатах существовали некоторые неясности, недоделки, затруднения. Не везде границы были выявлены методически грамотно, обоснованно, с расчленением механически смешанных, переплетенных, но типологически разнородных ассоциаций. Не всегда и обособленность одних групп от других в самом материале была четкой - с резкими рубежами, с совпадением разных показателей. А при размытых границах, с плавными переходами от одних общностей к другим, далеко не во всех случаях условные границы были нарезаны рационально и осознаны как условные. И, тем не менее, все это меньше волновало исследователей.

Основной спор шел не о существовании общностей, не о реальности их границ (в пространстве и времени) и даже не о точности их проведения, а об их сравнении. К этому сводился на практике вопрос о выделении конкретных археологических культур, который в свою очередь делился на два вида:

Так в исследованиях Клейна конкретно-археологическая задача сводилась к следующему: выяснить, есть ли у катакомбных памятников своя специфика и в чем она состоит; подтверждается ли выявленная на глазок обособленность этой ассоциации при более строгом формальном исследовании; какова реальная группировка этих памятников - обнаруживаются ли некие более частные общности, и какие именно, примерно равного ранга или с иерархическим соподчинением, сколько их - словом, каковы реальные соотношения между группами комплексов в материале. Полученные соотношения сводились, прежде всего к тому, чтобы установить, следует ли рассматривать намечающуюся группировку как выявление вариантов в катакомбной культуре или как расчленение общности, принимавшейся за единую культуру, на несколько катакомбных культур - донецкую и другие. Собственно, это тоже не вполне теоретический вопрос. Он зависит и от конкретных соотношений катакомбных памятников нашей территории с памятниками отдаленных земель, от генетических связей отдельных катакомбных групп и тому подобного.

Таким образом, из всего сказанного выше следует сделать вывод о том, что у каждого археолога своя точка зрения на соотношения археологической культуры и этнической общности.

Подобные документы

Возникшая в начале третьего тысячелетия до н.э. в степях от Эмбы до Днепра скотоводческая культура. Культуры бронзового века. Археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Социальный строй племен катакомбной историко-культурной общности.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 22.11.2012

Археологическая культура железного века. Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Два варианта салтово-маяцкой культуры. Бескурганные катакомбные захоронения. Население салтово-маяцкой культуры.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 22.11.2012

Ледниковый период в восточной Европе и первые следы человека. Культура палеолитической и неолитической эпохи. Трипольская культура. Металлическая культура. Железная культура. Этнографическая принадлежность доисторических культур восточной Европы.

реферат [27,2 K], добавлен 16.10.2008

Соматологические, культурные, языковые и территориальные различия славян. Болгарская культура VII-XV вв. Культура сербских и хорватских княжеств. Полабские славяне и Поморские славяне. Социально-экономическое развитие и распространение христианства.

реферат [40,5 K], добавлен 19.01.2016

Племена Казахстана. Эпоха бронзы. Изобретение технологии получения бронзы – сплава меди и олова. Андроновская культура. Зарождается первое общественное разделение труда. Появление социальных слоев. Бегазы-Дандыбаевская культура. Кочевое скотоводство.

реферат [22,0 K], добавлен 05.02.2009

Особенности существования государства в период Золотой Орды, социальные и политические отношения. Период правления Тоглук-Тимура. Политическая и экономическая власть В Ногайской Орде, ее состав. Материальная и духовная культура в эпоху ханства Абулхаира.

эссе [17,5 K], добавлен 28.02.2014

Трипільська культура як один із феноменів, її відкриття та дослідження, проблема походження і періодизація. Житла й господарство трипільців, їх духовна культура та уявлення. Чи були трипільці пращурами слов'ян. Історія зникнення трипільської культури.

В. Ф. Генинг забыл лишь упомянуть такие признаки археологической культуры, как пространство и время, без которых даже самый полный набор элементов отнюдь не является археологической культурой.

Несомненно, что все предметы комплекса изготовлены индивидами, но индивидами, являвшимися членами каких-то коллективов, культурные традиции которых и аккумулировались этими мастерами. Были ли эти коллективы моно- или полиэтничны, или же в основе общих культурных традиций находились однотипные или очень близкие формы хозяйства, способствовавшие культурной нивелировке не однородного населения той или иной территории, судить по археологическому материалу очень трудно.

В силу всех этих причин закономерно встает вопрос насколько адекватна археологическая культура той, прошлой действительности, объективной реальности, которая проявлялась в качестве своеобразного культурного феномена конкретного социального организма. Однозначность ответа не вызывает сомнения — археологическая культура не тождественна прошлой действительности, она лишь более или менее полно отражает эту действительность, представления исследователей о ней будут относительны и неполны. Живая динамичная культура населения, сосуществование которой доказывается памятниками, оставленными этим населением, лишь отдаленно напоминало бы мертвую археологическую культуру. Связь между той и другой культурами чисто внешняя, но эта внешняя, материальная сторона культуры, вернее ряд ее элементов и признаков, могла быть и заимствованной. Целостность культуры обусловливалось, во-первых, совместным трудом коллектива, и, во-вторых, внутренней, духовной, культурой.

Ценность фактического знания имеет свои границы; дальнейшее его увеличение не всегда приносит новые знания 34 . Основная цель построения теории состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования 35 . Сущность, отличие теории от других форм рационального мышления, таких, как понятие, суждение, гипотеза, закон, заключается в том, что она дает связное, цельное представление об изучаемой области исследования 36 .

Археологами многих поколений накоплен достаточно солидный и богатый материал. Удалось решить многие вопросы в истории развития человека и общества. Наряду с этим возникли новые проблемы, поиски ответа на которые зависели уже не от количественного состояния эмпирического материала. На повестке дня современного этапа развития археологии стоит задача разработки и создания теории археологической культуры.

В этот день:

Дни рождения 1871 Родился Сергей Константинович Богоявленский — русский и советский историк, археограф и источниковед, археолог. Доктор исторических наук (1943), профессор (1922), член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. 1919 Родился Дмитрий Борисович Шелов — крупнейший исследователь в области античной истории и археологии Северного Причерноморья. 1945 Родился Алексей Владимирович Чернецов — главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии, специалист по археологии Древней Руси. доктор исторических наук

Читайте также: