Доклад на педсовете в детском саду по патриотическому воспитанию

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

Во-первых, потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах формирования гражданственности и патриотизма решается на местах.

Во-вторых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 год объявлен Годом русского языка и Годом ребенка, 2008 – Годом семьи, что показывает отношение государства к детству, семье как важнейшим компонентам общества, 2015 год-год литературы).

В-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерских организаций, появление молодежных дружин…)

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, т.е. нравственно-патриотическое начало маленького гражданина. Именно в этом возрасте внутренний мир воспитанника – чистый лист, и его можно обогатить любовью, добротой, гармонией, раскрасить мир вокруг него разноцветной палитрой прекрасной классической музыки, затронуть нежнейшие струны его души лучшими образцами художественного наследия. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

  • формировать духовно-нравственное отношение, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом;
  • воспитывать любовь и уважительное отношения к труду;
  • формировать у воспитанника базовое представление о правах человека (сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем);
  • знакомить с государственными символами России – гербом, флагом, гимном;
  • воспитывать в детях толерантное отношение к традициям других народов;
  • развивать чувства гордости за достижения Родины

Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Формы взаимодействия с педагогами и специалистами образовательного учреждения:

  • Совместное проектирование музыкально – образовательной среды, планов работы по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей;
  • Составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении задач нравственно – патриотического воспитания;
  • Взаимное консультирование по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ;
  • Оказание помощи друг другу в организации и проведении досуговых мероприятий;
  • Совместная организация родительских собраний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников (совместная работа специалистов ДОУ обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса);

Основные принципы работы с дошкольниками:

  • От близкого к отдаленному (мой дом - моя улица – мой город -моя страна – моя планета).
  • От общего к частному (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
  • Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Систематичность (Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.)
  • Позитивный центризм (передача знаний с учетом формирования нравственных чувств);
  • Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы образовательной музыкальной деятельности :

  • Тематические, комплексные и интегрированные музыкальные занятия;
  • Беседы, встречи с интересными людьми;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Досуговая деятельность.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы: словесные, наглядные, практические и приемы.

Основными приёмами патриотического воспитания в возрасте от 3 до 5 лет выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
  • вовлечение семьи в образовательный процесс.

В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используем такие приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
  • чтение стихов, потешек, сказок. (Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Широко используем все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.)
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
  • знакомство с российской символикой;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • праздники и развлечения (Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.)

Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию целесообразно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

Какими же принципами мы руководствуемся при создании предметно-развивающей среды?

интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;

природосообразности – среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

гуманизации и партнерства - должна предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

культуросообразности – среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;

регионального компонента - должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Процесс нравственно-патриотического воспитания дошколькольников проходит более интересно и разнообразно с использованием технологий таких как:

  • Игровые;
  • Информационные;
  • Коммуникативные;
  • Проблемные;
  • Развивающего обучения;
  • Консультативные;
  • Визуальные;
  • Проектные;
  • ИКТ.

Для более эффективной реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходим тесный контакт с семьей, опора на ее традиции и опыты. Именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. Совместные прогулки с родителями, семейные игры и даже книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и монитор компьютера, а мультфильмы, которые любят смотреть наши дети, не всегда учат нравственности. Родители, чаще всего, озабочены подготовкой детей к школе

Результат нравственно-патриотического воспитания выпускника дошкольного образовательного учреждения

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.

Дошкольный возраст – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Из всего выше сказанного могу сказать, что патриотическое воспитание в детском саду организовано с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

- Воспитание у ребенка любви к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- Уважения к людям труда;

- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- Элементарных знаний о правах человека;

- Развитие интереса к русским и кубанским традициям и промыслам;

- Чувства ответственности и гордости за достижения Родины, Края;

- Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Расширение представлений о России, ее столице; - Расширение представлений о малой родине;

- Знакомство детей с символами государства и малой родине (герб, флаг, гимн)

- Вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

В решении поставленных задач мы руководствуемся:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в эти годы,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение –

средняя образовательная школа№3

г. Маркса Саратовской области им. Л.Г. Венедиктовой

структурное подразделение МДОУ д/с №1

Доклад к педсовету

Воспитатель I квалификационной категории

Сальникова Марина Викторовна

Д.С. Лихачёв. Российский ученый-литературовед и общественный деятель

Пристальное внимание нас, педагогов ,должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, мы можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду , своим обязанностям. Наша задача,– как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Литертура:
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.

2 Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003.

3 .С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007.

Краткое описание документа:

Д.С. Лихачёв. Российский ученый-литературовед и общественный деятель

Пристальное внимание нас, педагогов ,должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, мы можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду , своим обязанностям. Наша задача,– как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Литература:
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.

2 .Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003.

3.С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007.

(отчёт старшего воспитателя)

2. Вступительное слово по теме педсовета – Ануфриева И.В.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к государству, стране, городу (посёлку), где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает три основных направления: экологическое, историко-краеведческое, культурное.
Экологическое. Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё своё историческое прошлое, традиции. И наша задача знакомить детей с историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями народа мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, помогаем усвоить опыт наших предков.
Реализуется патриотическое воспитание в нашем д/с через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;

Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на высоком уровне…

На основе выше изложенного, предлагаю:
Работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.

8. Проект решения педагогического совета № 3.

2. Совершенствовать работу с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания, желательно в нетрадиционной форме по историко-краеведческому направлению.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года

9. Организационные вопросы.

Читайте также: