Доклад на конференцию учителя начальных классов

Обновлено: 23.04.2024

самостоятельно применяли эти знания в решении разнообразных проблем:

познавательных, учебно - практических, жизненных. Мне пришлось переосмыслить свой

немалый педагогический опыт и по - новому ответить на вопросы: как обучать, как

сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться,

притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные

действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере,

тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не

должна была, без технологии системно - деятельностного метода обучения.

Системно - деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Он даёт

возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать

информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретичес ких знаний, будут

обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут

способны принимать решения на основе проведённого анализа. Учени к теперь главный

деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная

деятельность ученика, активная и как можно более с амостоятельная.

Целая система дидактических принципов обеспечива ет реализацию технологии системно -

деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности,

непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологичес кой

комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание и уже с давне го времени я

уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение

детей. Ведь очень важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно

при этом и то, чтобы ни один ребёнок не был пере гружен как в умственной сфере, так и в

стандарта. Можно сказать, что у меня в классе каждый ученик выбирает собс твенную

дорогу: кто - то из ребят только минимум, а другим надо больше.

Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от

учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому

знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь на правляю

деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно -

познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на

уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд,

а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуаци ей, захотеть решить

проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в нача ле урока и

на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1 - ом классе я использую,

конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные

упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую

и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание,

увеличивают объём памяти за счёт искусственных асс оциаций.

Чтобы мотивировать детей на уроке чтения я пользовалась такими пр иёмами: чтение слов

обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного

пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное

интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение

к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и

Опубликовать и скачать доклады по НОО педагога начальной школы по обучению.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.






В своём докладе я хочу поделиться опытом работы по использованию современных образовательных технологий в учебном процессе в свете ФГОС. Невозможно представить сегодняшнюю школу без компьютерного класса и трудно представить без использования компьютерны .






Использование современных образовательных технологий.

Каждый учитель ищет наиболее эффективные пути образовательного процесса, ищет возможности повышения заинтересованности учащихся. Если ребёнок скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может. Моя задача - не преподносить готовые знания учен .






Развитие речи в учебной деятельности через журналистику

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно стро .






Развитие речи во внеурочной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно стро .






Отчет об использовании современных образовательных, информационно- коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителем начальных классов Дадаевой Марьям Касумовной

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребёнком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и .






Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий

На современном этапе развития образования огромное внимание уделяется проблеме овладения коммуникативной компетентностью как ключевой компетентностью. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагога на необходимость обеспечения р .






Статья "Особенности восприятия времени у младших школьников"

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы п .






Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня

Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. Цифровая начальная школа: реалии сегодняшнего дня. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ. КОМФОРТНОСТЬ






РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствов .






Развитию познавательного интереса могут способствовать интерактивные методы обучения, которые получили в последнее время широкое применение в образовательном процессе. Использование их в обучении решает множество задач: активизируют учебную деятельность у .






Статья Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ. Одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно- психическом и речевой развитии детей, подготовка выпускника, обладающего необходимым набором знаний , умений и каче .






Метод проектов

Что даёт для учеников нашей школы такая работа над проектом? Основной особенностью метода проектирования является то, что детям не даются готовые понятия, связи между ними. Дети сами их открывают в процессе самостоятельного исследо .






Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС

Презентация по теме :"Здоровьесберегающие технологии в рамках ФГОС". В настоящее время уделяется большое внимание здоровью школьников, поэтому хочется поделиться используемыми здоровьесберегающими технологиями на уроках в начальной школе.






Развитие логического мышления в начальной школе

1.1. Логика как наука. Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики .






Повысить общий уровень учебного процесса, усилить мотивацию обучения и познавательную активность учащихся в моей работе помогают информационно-коммуникативные технологии (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного мате .






Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов "Способы формирования творческих способностей учащихся."

В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляюще .






СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






Преемственность детского сада и школы в формировании интеллектуальных способностей через курс "Юным умникам и умницам"

Обобщение опыта по использованию курса "Юным умникам и умницам" при подготовке детей дошкольного возраста к школе и дальнейшее применение его в начальной школе в рамках внеурочной работы курса "Интеллектуальный час"






Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из ос .






В современном мире мало кто задумывается о том, где найти ответ на тот или иной вопрос. Сотовые телефоны и всемирная сеть Интернет являются самыми распространенными средствами обмена идеями ХХ века, которые не только не прекратили своего стремительного ро .

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования.

2. Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, вытекать из анализа полной и достоверной информации о закономерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются разнообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

3. Применение новых информационных технологий для

совершенствования процесса обучения в начальной школе

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Учитель, преподающий одновременно русский язык, литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д., как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное обеспечение. Различные объективные причины (старые традиции, требования программы и т. д.) мешают учителю изменить себя.

Информатизация начальной школы решает следующие задачи:

1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.

2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе; максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.

Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе. Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение:

- стабильно высокой мотивацией учения за счет игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенной реакции компьютера на правильность их выполнения;

- возможностью дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;

- расширением спектра способов предъявления учебной информации за счет использования различных мультимедийных средств;

- изменением форм организации учебной деятельности за счет применения электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроке и во внеурочное время;

- возможностью гибкого управления учебным процессом за счет объективно текущего и итогового контроля деятельности учащихся.

Кроме того, можно прогнозировать, что применение новых информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого–педагогических особенностей школьников.

Применение информационных технологий следует считать приоритетным, поскольку именно оно соответствует эволюционной логике развития информатизации образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса. Компьютер, современные цифровые технологии, созданные на его основе, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения и должны использоваться при изучении предметных областей.

На мой взгляд, внедрение предмета информатики в начальной школе с пропедевтической целью может быть обусловлено не столько техническими возможностями школы, сколько особенностями социокультурной среды, частью которой является учреждение образования. Оптимальным представляется вариант, когда учитель начальных классов формирует информационную грамотность учеников в процессе изучения традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование возможностей современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы будет способствовать формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Содержимое разработки

Доклад для ШМО учителей начальных классов

Подготовили: Конева Е.П.

Сидоренко Е. В.

Топорова С. А.

Тема: Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

По мнению международных специалистов обучающиеся российских школ в своем большинстве не умеют:

- работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

- составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

- использовать разные типы чтения: ознакомительный, поисковый, аналитический;

- ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

- учесть точку зрения или знания адресата;

- определить замысел и цели автора текста.

Есть над чем задуматься.

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Хотим мы этого или нет, но новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.

Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Каждому педагогу предстоит использовать на уроке различные комбинации приемов, которые помогут обучающимся воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Таки образом, выделяют три основных этапа работы над произведением.

Первый этап – работа с текстом до чтения.

На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На данном этапе уместно использовать прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Данный прием имеет несколько разновидностей:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Прием антиципация является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это называется смысловой догадкой. Такой приём существенно ускоряет темп чтения.

Второй этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Его цель - выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Анализ текста предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.

Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Третий этап - работа с текстом после чтения.

Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.

При подготовке сегодняшнего выступления нами был проработан большой объем информации из различных источников. Мы обобщили собственный опыт и выбрали самые актуальные и продуктивные, на наш взгляд, варианты приёмов работы с текстом, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.

Предлагаем более подробно разобрать несколько наиболее интересных, на наш взгляд, приемов работы с текстом на уроках в начальной школе.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for ( система ).

E — effective ( для эффективного ).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Это маркировка текста. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях или на полоске бумаги, чтобы не пачкать учебник:

Читайте также: