Доклад на 5 минут с презентацией

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Доклад для проекта Часы и время.docx

Проект на тему: "Часы и время"

Выполнила: Ельникова Мила, ученица 4 "А" класса, МОУ Юровской СОШ

Руководитель проекта: учитель начальных классов Дрожжина А.В.

В своей работе я хотела узнать:

- как люди научились измерять время;

- как выглядели первые часы;

- узнать, умеют ли люди ценить и беречь время.

Для этого прочитала книги о времени, посмотрела заметки в сети интернет, провела с одноклассниками исследование.

Существует много определений времени, но наиболее понятное для меня это такое:

" Время – это необратимое течение, протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее. Время вспять не повернуть и не остановить.

Оно идет своим чередом."

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ,

1) солнечные часы

В Древнем Риме посреди круглой площадки стоял столб. Солнце двигалось от восхода к закату, передвигало и тень от столба, которая служила стрелкой солнечных часов. Но такими часами можно было пользоваться только в ясную, солнечную погоду и в дневное время суток.

2) Огненные часы.

3) Клепсидры.

Древнегреческий механик Ктезибий , живший 2100 лет назад , придумал автоматическую клепсидру.

Такие часы использовали и для измерения времени выступающих ораторов. Когда заканчивалась вода, говорили: "Ваше время истекло".

4) Песочные часы.

Упоминание о первых песочных часах относят ещё ко временам Архимеда.

Широкое распространение они получили в Европе в средние века. Упоминаются они с 1339 г. (найдены во Франции). Песочные часы состоят из двух сообщающихся сосудов закрепленных в деревянной оправе. Работа песочных часов основана на пересыпании точно откалиброванного речного песка из одного сосуда в другой через узкое отверстие, в одну песчинку в одинаковые промежутки времени, принцип работы идентичен водяным часам но из сосуда в сосуд бежит не вода а песок. Пользуемся до сих пор.

5) Механические часы.

Механические часы, по своему устройству напоминающие современные, появились в 14 веке. Это были огромные тяжеловесные механизмы башенных часов, которые приводила в действие гиря, подвешенная на канате к ведущему валу механизма. Регулятором хода этих часов был так называемый шпиндель, представляющий собой коромысло с тяжелыми грузами. Для дальнейшего усовершенствования часов огромное значение имело открытие законов колебания маятника, сделанное Галилеем, которому пришла в голову идея создания механических маятниковых часов. Реальная конструкция таких часов появилась в 1658 году благодаря талантливому голландскому изобретателю и ученому Христиану Гюйгенсу (1629-1695гг). Он же изобрел балансовый регулятор, позволивший создать карманные и наручные часы.

6) Атомные часы

Новый толчок в развитии устройств для измерения времени был дан физиками-атомщиками. В 1949-м были построены первые атомные часы.

В атомных или молекулярных часах в качестве маятника выступают атомы, что и обеспечивает точность хода.

Атомные часы – самые точные , имеют погрешность в 1 секунду за 6 000 000 лет.

2. КАК ПОЯВИЛИСЬ ЧАС, МИНУТА И СЕКУНДА.

На протяжении тысячелетий люди придумывали разные приспособления для измерения и слежения за временем. Так были созданы огневые, солнечные, водяные и песочные часы. Но с развитием общества потребовалось упорядочить деление времени на определенные отрезки

Древние египтяне делили ночь на двенадцать временных промежутков, каждый из которых начинался с восходом одной из двенадцати звезд. Кстати, на столько же промежутков делили египтяне и день. В Ассирии и Вавилоне, примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, жрецы, для упорядочения исполнения религиозных ритуалов, также выделили в сменяющих друг друга днях часы. Это были 24 равных промежутка, в целом составляющие сутки. Так были определены часы, 12 составляли день, 12 – ночь. Почему появилось именно это деление, на 12 частей? Число двенадцать равнялось количеству лунных циклов в году, оно имело огромное, порой мистическое значение во многих древних культурах. Каждый час был также поделен - на 60 минут, а каждая из них - на 60 секунд, что тоже не случайно. Число 60 пришло из древней шумерской культуры. Эта шестидесятеричная система была создана примерно четыре тысячи лет назад, и имела колоссальное значение, не меньшее чем изобретение алфавита.

Однако, с точки зрения спикера, пятиминутные презентации являются наиболее сложными для создания и защиты. Сколько информации вы можете втиснуть в эти пять минут? Получится ли у вас раскрыть тему полностью? И сможете ли вы донести наиболее важную информацию до аудитории?

Что можно сделать за пять минут?

Если вы думаете, что пять минут это очень мало, то вы ошибаетесь. Вы можете сделать за 5 минут гораздо больше, чем думаете.

Например, Аврааму Линкольну потребовалось менее 5 минут, чтобы произнести свою бессмертную Геттисбергскую речь.

А другой американский политический деятель Мартин Лютер Кинг за пять минут произнес со сцены речь, которая вошла в историю и помогла чернокожим американцам бороться за свои права.

Пять способов создать успешную пятиминутную презентацию

При создании пятиминутной презентации вам может потребоваться намного больше времени и креатива, чем при разработке выступления неограниченного во времени. А эти пять техник помогут вам создать такую работу, которая привлечет и удержит внимание аудитории.

1. Исследования . На выступление у вас есть всего 5 минут или точнее 300 секунд. Поэтому при подготовке презентации вам придется потратить намного больше времени и провести подробное исследование для того, чтобы собрать достаточное количество весомой информации для раскрытия своей темы.

2. Выберите одну важную концепцию . Одной идеи, концепции или точки зрения будет более чем достаточно, чтобы произвести впечатление и завоевать аудиторию. Это должен быть самый важный момент, который вы должны рассказать своей аудитории.

3. Репетиция . "Прогон" и репетиция своей речи имеет решающее значение при подготовке подобной презентации. Во время выступления у вас не будет времени на то чтобы остановиться и подумать. Чтобы ваши слушатели внимали каждому вашему слову придется быть серьезным, последовательным и твердым в своих высказываниях. Когда вы репетируйте старайтесь не просто перечитывать материал. Практикуйте свою интонацию, манеру речи и язык тела перед зеркалом.

4. Сразу же выскажите свою позицию . Во время короткой презентации подводить аудиторию к выводам и умозаключениям не будет времени. Рекомендуем в начале презентации сразу же озвучить свою точку зрения или основной вывод, чтобы аудитории было проще ориентироваться в ограниченном количестве информации.

5. Расскажите историю . Доказано что лучше запоминаются те презентации, которые рассказывают историю. В этом случае вам придется отказать от всех данных и цифр, особенно если они не имеют прямого отношения к тому, о чем вы рассказываете.

Еще один совет. Перед подготовкой презентации оцените свою аудиторию. Кто будет вас слушать, их интересы и боли. Так вы лучше поймете желания и потребности своих слушателей и вам будет проще подстроить повествование под свою аудиторию. Особенно это актуально, когда вы создаете короткую рекламную или продающую презентацию.

Если вас попросили выступить с короткой презентацией, вам нужно сделать это энергично. Так, чтобы аудитория запомнила это.

Также вам могут дать очень мало времени на подготовку вашей презентации. К счастью, за несколько простых шагов вы можете сделать процесс создания презентации быстрым и плавным.

Вы можете думать, что короткую презентацию проще создать и выступать с ней, чем с длинной.

Вы готовы создать 5-минутниую презентацию? (источник изображения)

Также важно выбрпть правильную тему для 5-минутной презентации. Если выбранная тема слишком сложная, и её нельзя упросить, это может смутить вашу аудиторию.

В этом туториале мы представим несколько быстрых идей и полезных советов, чтобы делать быстрые презентации.

Вы знаете, как подготовить прекрасную краткую презентацию, выбрать подходящую тему, привлечь внимание аудитории и не выходить за временные рамки.

Нужна помощь? Загрузите нашу электронную книгу по созданию отличных презентаций (бесплатно)

У нас также есть полезное дополнение к этому уроку. Загрузите нашу бесплатную электронную книгу: Полное руководство по созданию отличных презентаций - она поможет вам написать, оформить и выступить с идеальной презентацией. Скачайте ее по-быстренькому, перед тем как продолжить читать дальше.

Free eBook PDF Download Make a Great Presentation
Free eBook PDF Download Make a Great Presentation
Free eBook PDF Download Make a Great Presentation

Теперь давайте перейдем к сегодняшнему уроку:

Шаг 1: Хорошенько изучите свою аудиторию

Если у вас есть только 5 минут на презентацию, не стоит терять время, рассказывая о том, что слушателя уже известно. А чтобы представить понятный и уместный материал, нужно изучить свою аудиторию как можно лучше.

Если вы не понимаете свою публику, будет сложно удерживать её интерес. Как можно лучше изучите своих слушателей. Самый краткий путь для этого – узнать подробнее о своей аудитории у организации или человека, которые вас пригласили провести презентацию.

Как только вы изучили свою публику, пришло время выбрать тему презентации.

Шаг 2: Выберите подходящую тему

Выбор темы очень важен для короткой презентации. Некоторые темы просто не подойдут, потому что они слишком сложные.

Вот несколько ключевых пунктов, которые стоит учесть при выборе темы для 5-минутной презентации:

  • Выберите тему, которая вам уже знакома. Так вы потратите меньше времени на её изучение.
  • Придерживайтесь простоты. Избегайте сложных тем, которые требуют множества пояснений. Если вы все же выбрали сложную тему, остановитесь на одном простом аспекте, вместо того чтобы пытаться объять необъятное.
  • Придерживайтесь одного-двух ключевых пунктов. Также ограничьте количество подпунктов до минимума. Если время вашей презентации ограниченно, вам вряд ли хватит его на большее.
  • Не забывайте о том, кто ваша публика. Не могу не повторить: чтобы создать захватывающую презентацию, нужно знать свою аудиторию.

А теперь напишите черновик:

Когда ваш черновик будет готов, настанет время подумать о том, как будет выглядеть ваша презентация.

Шаг 3: Используйте профессиональный шаблон презентации

Даже короткие презентации должны хорошо выглядеть. Шаблон поможет вам сэкономить кучу времени.

С шаблоном ваша презентация будет выглядеть профессионально, а вам не придётся тратить деньги, Чтобы нанять профессионального дизайнера, или время, чтобы самому создать дизайн презентации. В большинство шаблонов презентаций нужно лишь вставить необходимую информацию в нужном месте и добавить свои картинки. А потом - удалить ненужные слайды.

Вы найдёте широкий выбор профессиональных шаблонов для презентаций на GraphicRiver или Envato Elements.

Чтобы понять, как поменяется ваша презентация при использовании профессионального шаблона, посмотрите на красный шаблон Simplicity PowerPoint с GraphicRiver:

Профессиональный шаблон поможет вам сэкономить кучу времени

В шаблоне Simplicity PowerPoint есть варианты дизайна для различных размеров экрана. Можете выбирать из 15 разных цветов и нескольких макетов слайдов. Также можно выбрать шаблон с анимацией или без.

В этой статье вы найдёте ещё больше чудесных профессиональных шаблонов для Microsoft PowerPoint:

Шаг 4: Начните с того, что сразу привлечет внимание публики

Так как у вас короткая презентация, вам стоит уделить больше внимания её началу. Скорее всего, у вас не будет времени на видео или сложные анимации. Возможно, у вас даже не будет времени проиграть аудиотрек.

Это не страшно. Есть и другие способы привлечь внимание аудитории. Вот что лучше всего подойдёт для коротких презентаций:

  • Истории
  • Опрос аудитории
  • Упомяните поразительные данные статистики
  • Покажите красивое изображение

В короткой презентации также стоит упомянуть о важных пунктах в самом начале. Так вы не пропустите главного, если случится одна из следующих вещей:

  1. У вас закончится время
  2. Ваша публика потеряет интерес

Теперь ваша презентация начала обретать форму, но она не будет готова без следующего пункта.

Шаг 5: Достичь идеала можно с помощью практики

Для короткого выступления практика имеет решающее значение. Чтобы понять, сколько времени займёт ваша презентация, нужно правильно рассчитать время. Чем короче ваша презентация, тем точнее нужно рассчитывать время.

Практика по-настоящему полирует вашу презентацию. Сосредоточьтесь на том, чтобы звучать уверенно и убедительно. Позаботьтесь о том, чтобы избавиться или уменьшить те привычки, которые отвлекают внимание. Многим ораторам помогает, чтобы кто-то ещё послушал их презентацию, пока они тренируются.

Потренируйтесь выступать со своей 5-минутной презентацией перед коллегами или друзьями. (источник изображения)

В идеале нужно выступать с презентацией, не читая свой материал дословно (это звучит напыщенно и неестественно). Так что практикуясь, вы запоминаете свой материал.

Как только вы почувствуете себя уверенно, выступая с презентацией, засеките время. Попросите коллегу или друга помочь вам отследить, сколько времени занимает ваша речь. Или используете устройство для записи или любой другой электронный таймер.

Если вы заметите, что не укладываетесь в 5 минут, уберите не самые важные пункты в конце. Только аккуратнее. Многие ораторы нервничают, и поэтому на самой презентации говорят быстрее, чем обычно.

Если ваша презентация короче 5 минут, добавьте ещё один краткий пункт или подведите итог того, о чем вы говорили.

Вот вы и готовы выступить со своей 5-минутной презентацией. Но вам стоит знать ещё кое о чем.

Продумайте длину своей презентации

Когда вы создаете презентацию на определённое количество минут, часто возникает вопрос: сколько слайдов PowerPoint для этого понадобится?

Ответ зависит от многих обстоятельств. На конкретное время может понадобиться разное количество слайдов.

Не все слайды одинаковы. Некоторые касаются более сложной информации, и о них вы будете говорить более подробно. О других слайдах, таких как изображения, и вовсе, возможно, не стоит говорить. Кроме того, каждый оратор выступает со своей скоростью. Тому, кто говорит быстро, вероятно, понадобится больше слайдов, чем тому, кто говорит медленнее.

Именно поэтому нужно правильно рассчитать время своей презентации перед выступлением.

Важно сопоставить время выступления со слайдами презентации. (источник изображения)

Тем не менее, не забудьте, что, если вы нервничаете, вы можете говорить быстрее, чем обычно. Так что постарайтесь не торопиться. Короткая пауза всегда поможет вам собраться с мыслями.

Самая распространённая ошибка в презентациях - слишком много слайдов. Это вызывает различные трудности:

  • Вам, как оратору, сложнее уследить за всем этим материалом. Скорее всего, вы просто начнёте читать свою презентацию.
  • Вашей публике будет сложнее запомнить всю эту информацию. Ваша основная мысль может просто затеряться.
  • В короткой презентации вам может запросто не хватить времени.

Я не скажу вам точно, сколько слайдов вам понадобится для 5-минутной презентации PowerPoint, но я могу дать вам общие ориентиры, которые подойдут большинству ораторов. Используйте их, чтобы составить план своей презентации, и изменяйте их по своему усмотрению.

Руководство по выбору слайдов для презентаций различной длины

Даже эксперты спорят по поводу того, сколько времени нужно уделять каждому слайду. И не все слайды в презентации требуют одинакового количества времени. Тем не менее, есть несколько способов понять, сколько слайдов вам понадобится.

Сперва разделите свою презентацию на два типа слайдов:

  1. Простые. Простые слайды не требуют много пояснений. Например, это титульный слайд или картинка, которая говорит сама за себя. Многие эксперты согласны, что, за исключением титульного слайда, на один слайд должно уходить меньше 30 секунд.
  2. Сложные. Эти слайды требуют пояснений. С их помощью вы сообщаете свой посыл. Большиство экспертов согласно, что на каждый из них стоит отвести от одной до трех (не более) минут. Если, рассчитывая время на свою презентацию, вы обнаружите, что слайд занимает более трех минут, разделите его на два слайда.

Когда вы будете репетировать презентацию, обратите внимание, сколько времени занимают слайды каждого типа. Если для вас такие выступления не впервой, вам это уже может быть известно. Если же вы новичок, то во время тренировки вы это определите.

Вот основные принципы для презентаций разной длины:

  • 1-минутная презентация. Сосредоточьтесь на основной идее. Придерживайтесь простоты. Вам может хватить и одного слайда, но в общем лучше использовать не больше двух, и на одном из них должно быть указано название компании и название презентации, которые не требуют обсуждений. По возможности, титульный слайд должен быть на экране еще до начала презентации. Пусть он там будет, пока вы делаете вступление о презентации (около 15 секунд). Второй слайд должен касаться очень просто изложенного основного пункта (отведите на его обсуждение 45 секунд). Поскольку это очень короткая речь, у вас может не быть подпунктов и обсуждений.
  • 3-минутная презентация. Опять же, придерживайтесь 1-2 основных идей. У вас может быть несколько простых подпунктов. В качестве вступительного слайда используйте слайд с названием компании (15 секунд). Если вы затрагиваете сложную тему, вы можете потратить все три минуты на один слайд. Если у вас простая тема, у вас может получиться меньше минуты на каждый слайд, и в общем вам может понадобиться до 6 слайдов.
  • 5-минутная презентация. Эта презентация уже немного дольше, вы можете затронуть несколько очень простых пунктов или одну сложную тему с несколькими подпунктами. Отведите на титульный слайд до 30 секунд, в течение которого вы можете пошутить или еще как-то привлечь внимание публики. Если ваша презентация касается сложной темы, у вас может уйти на один слайд и три минуты, и тогда еще полторы останется на два подпункта - всего 4 слайда. Если же тема простая, вам может понадобиться до 10 слайдов.
  • 15-минутная презентация. Выступая с более длинной презентацией, подобной этой, отведите несколько минут на паузу примерно через 7 минут после начала презентации. Это время можно посвятить вопросам и ответам либо просто позволить публике немного передохнуть. После паузы вам понадобится снова привлечь внимание публики. У вас также есть время на что-то, наподобие видео или анимации. Вам может понадобиться от пяти до 20 слайдов, в зависимости сложности материала.
  • 30-минутная или более длинная презентация. Более длинные презентации позволяют осветить более сложный материал. И вы, скорее всего, будете использовать больше слайдов. Создавая более длинную презентацию, не забудьте, что у публики есть свои человеческие нужды. Вам нужно будет запланировать несколько пауз. Кроме того, большинство экспертов утверждает, что как минимум раз в час стоит делать перерыв на поход в туалет. После этого вам снова нужно будет привлечь внимание аудитории. Для очень долгих презентаций вам может понадобиться перерыв на обед или перекус.

Внимание: Помните, что это общие принципы и что в каждом правиле есть свои исключения. В конце концов, определяя, сколько времени нужно отвести на каждый слайд, учитывайте количество отведенного вам времени и то, насколько хорошо у вас получается удерживать внимание публики.

Если вы не подсчитаете, сколько времени у вас уходит на презентацию, вы не поймёте, как именно стоит следовать этим принципам. По ходу практики вы можете решить, что нужно немного отойти от этих принципов, добавив или убрав один из слайдов. Либо, если у вас уходит слишком много времени на один слайд, вам может понадобится сузить свою тему.

Пример презентации

Ниже я включила слайды из шаблона Simplicity PowerPoint с GraphicRiver. Это пример быстро составленной короткой презентации.

Из своего опыта я знаю, что такая презентация займёт примерно 2 минуты. Вот первый - титульный - слайд:

Этот вступительный слайд занимает примерно 15 секунд.

Для этого слайда нужно будет упомянуть имя выступающего, название презентации и название компании. Обратите внимание, что на слайде нет всего, что говорит оратор. Этот титульный слайд занял у меня 15 секунд. У вас может быть по-другому.

Вот следующий слайд:

На этот простой сла требуется примерно 30 секунд.

Этот слайд по сути представляет компанию. Опять же, на нём нет всего, что я собираюсь сказать. На этот простой слайд у меня ушло 30 секунд.

Вот второй пример 30-секундного слайда:

Этот слайд также занял у меня 30 секунд.

Заключительный слайд этой очень короткой презентации немного сложнее остальных, но все равно у меня на него ушло только 45 секунд.

На этот слайд у меня ушло 45 секунд.

Ваша презентация должна быть гибкой

Многих профессионалов снова и снова просят по-разному представить одну и ту же презентацию. Например, специалистам по продажам могут пригодиться длинные и короткие версии презентаций на одну и ту же тему.

Если это касается и вас, примите во внимание пункты выше. Лучше всего сперва создать и сохранить длинную версию презентации, а затем отредактировать её, сделав короче и сосредоточившись на чем-то одном. Сохраняя более короткую версию, будьте внимательны, чтобы не ошибиться и сохранить ее как отдельный файл.

Вам будет проще, когда вы проделате это несколько раз.

Загрузите нашу новую электронную книгу по созданию отличных презентаций (бесплатно в формате PDF)

У нас есть прекрасное дополнение к этому уроку, и оно проведёт вас через весь процесс создания презентаций. Узнайте, как написать свою презентацию, сделать для нее профессиональный дизайн и подготовиться к мощному выступлению.

Загрузите нашу новую электронную книгу: Полное руководство по созданию отличных презентаций. Вы её получите бесплатно, подписавшись на бизнес-рассылку от Tuts+.

Free eBook PDF Download Make a Great Presentation
Free eBook PDF Download Make a Great Presentation
Free eBook PDF Download Make a Great Presentation

Теперь вы готовы провести великолепную 5-минутную презентацию

Можно создать эффектную презентацию на любое количество времени, если знать как. Правильно все распланировав, вы сможете быстро составить живую 5-минутную презентация с подходящим количеством слайдов.

Создавая короткую презентацию, помните, что важно хорошо знать свою публику. Также очень важно выбрать подходящую и простую тему.

И самое главное: не забудьте потренироваться и просчитать время своей презентации. Только так вы поймёте, сколько времени она у вас займёт. Учтите, что на самом выступлении вы можете начать говорить быстрее.

Теперь вы знаете, что делать, и готовы создать свою 5-минутную презентацию. Удачи!

Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.

Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.

1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.


2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.


Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.

3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.


Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.

Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.


Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.

Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.

Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.


Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.


4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.

Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.

Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.

Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.


5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.



Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?

Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.


Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.


6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.

Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.

Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.

7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.

Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.

На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.

Каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда нужно подготовить презентацию за пару часов — для срочного питча клиенту, выступления перед к.

crello presentation tips title

Каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации, когда нужно подготовить презентацию за пару часов — для срочного питча клиенту, выступления перед коллегами или незапланированного совещания. Даже если времени мало, нет повода паниковать. Соберите основную информацию, которую нужно донести, разделите ее на логические фрагменты, структурируйте и упакуйте в подходящие шаблоны для презентации.

Вот шесть основных правил, которые помогут сделать отличную презентацию быстро и без стресса.

1. Сценарий


2. Шаблоны

Собирать презентацию с нуля сложно. Если вы не дизайнер, высок риск того, что не угадаете со шрифтами, расстоянием между элементами, архитектурой слайда и цветовой гаммой.
Чтобы неудачно выбранный шрифт не испортил впечатление или не пришлось по пятому кругу перегруппировывать элементы, используйте шаблоны для презентации из VistaCreate, созданные профессиональными дизайнерами.
Отталкиваясь от темы, содержания и стиля презентации, выберите подходящий дизайн. В каждом из шаблонов для презентации в VistaCreate несколько готовых слайдов — их можно дублировать или добавлять свои в том же стиле.
Идеального количества слайдов для презентации не существует. Все зависит от ситуации, темы, темпа и задач. Рассуждая о том, как сделать презентацию, известный венчурный капиталист и автор книг Гай Кавасаки предложил формулу 10/ 20 /30: 10 слайдов за 20 минут, с текстом, набранным 30-м кеглем.



3. Минимум текста


4. Акценты

Прежде чем создавать презентацию, определитесь, что в ней главное — какие цифры и выводы основные. Ключевых точек не должно быть много. Цель — не подчеркнуть все, а выделить главное.


Крупный кегль и иллюстрации помогут привлечь внимание к значимым элементам даже на экране с большим количеством текста и графики. Но чтобы не было визуального конфликта, важные цифры и надписи размещайте на слайде без отвлекающих объектов. Фон для презентации тоже лучше сделать нейтральным. Больше воздуха — проще сфокусироваться.


5. Юмор

crello presentation tips 08

Скриншот видео с фрагментом презентации Apple

6. Призыв к действию

Цель любой презентации — рассказать людям историю и подтолкнуть их к действию. Оно может быть сложным и требующим усилий — например, куда-то пойти или пожертвовать 100 долларов. А может простым — позвонить, посмотреть, познакомиться с другими работами или подписаться в Instagram. Как бы там ни было, скажите людям, что именно делать после получения этой информации.

Обычно призыв размещают в конце презентации или в конце каждой смысловой части. Оставьте минимум один слайд для просьбы, еще один — для благодарности аудитории. Или совместите их.
Еще можно добавить бонус — в виде списка полезных книг или топ-5 сервисов по теме.

В заключение

Любая графическая презентация — только вспомогательный инструмент для живого выступления. Не нужно вкладывать все силы и время в подготовку мощного оформления, если содержание не до конца проработано. Если с ним все в порядке, тем более не тратьте время на графику — просто найдите подходящий шаблон в VistaCreate и выделите вечер, чтобы сделать презентацию онлайн.
Надеемся, что наши простые советы для подготовки презентации вам помогут — и на нее уйдет всего несколько часов, а не целые сутки. Освободившееся время лучше потратить на репетицию и хороший сон перед важным днем.

Читайте также: