Доклад мыть или не мыть руки

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

Моруга Элина Сергеевна

МОУ СОШ № 5, г. Муравленко

Моруга Татьяна Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №5

г. Обнинск, 2011-2012 учебный год

Почему нужно мыть руки?

Все взрослые часто напоминают детям о необходимости мыть руки, но мы не любим это делать. И часто забываем их мыть, или просто делаем вид, что моем. В своей работе я пытаюсь разобраться: зачем нужно мыть руки, и к каким последствиям может привести человека отсутствие простого гигиенического навыка . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий . Для ребят и родителей я предлагаю рекомендации, памятки. Надеюсь, что смогу убедить ребят в необходимости соблюдения навыков гигиены рук.

Почему нужно мыть руки?

Актуальность.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на наших руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования : культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Методы : анкетирование и эксперимент.

В начале своей работы я выдвигала гипотезу: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это поможет мне убедить ребят соблюдать правила гигиены рук . Я провела исследование, в котором мои одноклассники были непосредственными участниками эксперимента, смогли увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедились в необходимости защиты себя от бактерий. А это оказалось совсем несложно - приучить себя следить за чистотой своих рук.

I . Теоретическая часть …………………………………………………………… 7 - 9

1.1. Знакомство с терминами.

1.4. Средства защиты от бактерий.

II . Практическая часть ………………………………………………………… 10 - 13

Актуальность.

- А зачем нужно мыть руки?

- Что случиться, если руки совсем не мыть или мыть их просто так, без мыла.

Я решила узнать об этом.

Цель исследования: выяснить значение гигиены рук для здоровья человека.

1. Изучить литературу: собрать информацию о том, почему нужно мыть руки.

2. Провести опрос учащихся, узнать уровень осведомлённости сверстников по вопросам гигиены рук.

3. Провести эксперимент. Дать сравнительный анализ полученных результатов.

4. Доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

5. Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.

6. Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки.

Личная задача автора : получение первого опыта исследовательской деятельности.

Новизна : существует специальная литература, посвященная данной проблеме, но она предназначена для взрослых людей. Я предлагаю провести исследование, в котором мои одноклассники будут непосредственными участниками эксперимента, смогут увидеть результаты опытов, а, следовательно, и убедиться в необходимости защиты себя от бактерий.

Гипотеза: если я докажу , что грязные руки могут быть причиной размножения бактерий и как следствие болезней человека, то это мне поможет убедить ребят соблюдать правила гигиены рук.

Практическая значимость: в результате проведённой работы (исследования, представления полученных результатов) я буду знать, что нужно делать, чтобы бактерии на руках не размножались и не попадали в организм человека. Моя работа будет интересна самим ребятам и их родителям.

Предмет исследования: культурно- гигиенические навыки

Объект исследования : руки

Всякое исследование должно быть основано на фактах. Для своей работы я выбрала анкетирование и эксперимент. Анкетирование заключается в том, что испытуемым задаются заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые они письменно отвечают. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Затем мне необходимо было провести эксперимент. Эти методы я считаю более рациональными для своего исследования.

Теоретическая часть

Знакомство с терминами.

Так как мои познания в этой области недостаточны, я решила начать свою работу с изучения литературы. Для этого использовала разные источники информации. Сначала я решила узнать, что такое гигиена, личная гигиена, бактерии как и отчего защищать организм человека.

Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов. [2]

2. Что известно о бактериях.

Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Очень простые и примитивные, они, тем не менее, могут выполнять важнейшие функции, свойственные живым существам: питаться и воспроизводить себе подобных. Многие из них похожи на одноклеточные растения, грибы или животных, но отличаются малыми размерами и очень простым строением. Считается, что именно они были первыми живыми существами на Земле. Их много в воздухе, в почве, в воде, в растениях, в животных, они попадают на руки вместе с грязью. Многие из них нужны и полезны человеку. Однако существует много бактерий, вызывающих болезни человека. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект. Сами по себе бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий. [1, 4, 5]

Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. Численность токсинов и их ядовитость в отдельно взятой бактерии, как правило, не повторяются в другой. Бактерии различаются между собой размерами, развитием, строением, условиями размножения и жизнедеятельности. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки (стрептококк, менингококк, пневмококк). Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы (сибирская язва), спирохеты – удлиненные, спиралевидной формы (сифилис, тиф). [3]

Острые кишечные инфекции у детей были и остаются одной из актуальных проблем педиатрии. В мире ежегодно болеют ими более 1 млрд. человек, из которых 65—70% составляют дети. Острые кишечные инфекции характеризуются не только высокой заболеваемостью, частотой случаев, но и, к сожалению, высокой летальностью. Особенно высока летальность у детей 1-го года жизни.

Болезнетворные микроорганизмы отлично приживаются на дверных ручках, телефонных трубках, поручнях в транспорте, денежных купюрах, клавиатуре компьютера. Мухи способны переносить на своих лапках до 30 тыс. бактерий. Медицине известно более 30 опасных для здоровья инфекций. По мнению медиков, основная причина заражения – антисанитария, несоблюдение личной гигиены. Особенно чувствительны к подобным инфекциям маленькие дети и пожилые люди. Даже небольшое количество возбудителей может вызвать у них тяжелое заболевание желудочно-кишечного тракта, поразить нервную и сердечнососудистую системы, печень, селезенку и другие органы. [11]

Энтеробиоз - самый распространенный гельминтоз не только в России, но и во многих странах мира с умеренным и холодным климатом. Гельминтозами называются болезни, вызываемые паразитическими червями или, иначе, гельминтами. Дети составляют основную группу зараженных энтеробиозом - чаще всего болезнь настигает их в возрасте от 3 до 10-14 лет. Наиболее часто яйца остриц обнаруживают на постельных принадлежностях, игрушках, коврах, в ванных комнатах и туалетах. Привычка некоторых детей брать в рот пальцы и грызть ногти также приводит к возрастанию риска заражения энтеробиозом. [7]

Гепатит А (болезнь Боткина) – вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания, водой, предметами обихода. Возбудитель – кишечная палочка. Попадая в кишечник, вирус всасывается оттуда в кровь, током крови попадает в печень и внедряется в ее клетки. [8]

Дизентерия – острое или хронически заразное инфекционное заболевание человека, вызывающее поражение толстого кишечника. Возбудитель – дизентерийная палочка. Заражение происходит при контакте здорового человека с больным или бактерионосителем, употреблении зараженных пищевых продуктов или воды, из-за антисанитарных условий и несоблюдения правил личной гигиены. [10]

Сальмонеллез – острая кишечная инфекция, вызываемая бактериями сальмонеллами. Источник инфекции – больные животные, иногда человек. Заражение происходит через продукты животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца), нарушение правил хранения и приготовления продуктов, недостаточной термической обработки продуктов перед употреблением. [3]

Диарея — это учащенное опорожнение кишечника с выделением разжиженных, а в части случаев и обильных испражнений. Сразу отметим, что диарея не является самостоятельным заболеванием! Это симптом неполадок в пищеварительной системе! [9]

4. Средство защиты от бактерий.



Почему это важно?

Мытье рук – важный и эффективный способ предотвращения распространения инфекций.

Гигиена рук снижает на 31% распространение кишечных инфекций и на 21% передачу респираторных инфекций.

Передача инфекции часто происходит случайно, во время прикосновения к другому человеку. Мы постоянно касаемся чего-либо руками. Прикоснувшись к загрязненным предметам или поверхностям, а затем касаясь лица (рта, глаз и носа), мы переносим невидимые глазом микроорганизмы, подвергая себя риску инфицирования.

Гигиена рук поможет избежать распространения таких инфекций, как ОРВИ, грипп, норовирусная инфекция, стафилококковая инфекция, гепатит А, лямблиоз, дизентерия, заболеваний, вызванных гельминтами и других инфекций.

Важно правильно мыть руки


Правильно мыть руки — значит использовать мыло, растирать руки с мылом в течение определенного времени (не менее 20 секунд), а также промывать их под проточной водой.

Ношение перчаток не заменяет мытья рук.

Медицинские работники и представители некоторых других профессий, где работники подвергаются воздействию крови и некоторых других биологических жидкостей, используют специальные способы мытья рук.

Когда нужно мыть руки?


- После возвращения домой

- Прежде чем касаться глаз, носа, рта или лица.

- После пользования туалетом (включая смену подгузников или при уходе за лежачим больным).

- После сморкания или чихания.

- До и после приготовления пищи, до еды.

- После прикосновения к сырому мясу, птице или рыбе.

- После контакта с мусором, мусорными емкостями или контакта с загрязненными поверхностями.

- После посещения или ухода за больными людьми.

- Перед приемом лекарств.

- До и после самостоятельной обработки пореза или раны.

- Перед установкой и снятием контактных линз.

- После контакта и ухода за домашними животными.

Посещая торговые центры, рестораны, кафе, также необходимо регулярно соблюдать гигиену рук. Вымыть руки с водой без мыла неэффективно. Важно использовать мыло и мыть руки не менее 20 секунд.

Как правильно мыть руки?

  1. Снимите все кольца, часы или другие украшения.
  2. Тщательно намочите руки.
  3. Возьмите мыло (1-3 мл) и очень хорошо вспеньте не менее 20 секунд - убедитесь, что вы моете между пальцами, под ногтями пальцев, тыльную сторону рук, ладони, запястья.
  4. Тщательно промойте под чистой проточной водой.
  5. Вытрите руки чистым полотенцем (бумажным, тканевым) или используйте специальную сушилку для рук.
  6. Закройте краны бумажным полотенцем (чтобы вы снова не испачкали руки).
  7. Берегите руки от прикосновения к грязным поверхностям, выходя из ванной. Например, используйте то же бумажное полотенце, чтобы открыть дверь.

Когда ребёнок моет руки, стойте рядом, контролируйте его.


Какое мыло лучше?

Жидкое мыло в одноразовых емкостях не требующих долива мыла удобнее всего. Если используются многоразовые контейнеры, их следует вымыть и высушить перед повторным заполнением. При использовании куска мыла обязательно кладите его в мыльницу, которая позволяет воде стекать.


Антибактериальное мыло или обычное?

Обычное. Хотя оно не убивает микробы, оно вместе с водой прекрасно удаляет все загрязнения и микроорганизмы).

Антибактериальное мыло может быть полезно в больнице, где возможен повышенный риск передачи инфекции.

Если нет возможности вымыть руки в пути, имейте при себе антисептик (гель, спрей).

Некоторые из этих средств изготовлены с использованием этилового спирта, со смягчающими средствами для кожи. Это не замена мытью рук, но если нет возможности вымыть, - обработайте антисептиком или влажными салфетками с дезинфицирующим эффектом

Дезинфицирующие средства для рук на спиртовой основе должны содержать не менее 60% спирта. Дезинфицирующие средства не могут уничтожить всех микробов и все загрязнения, в том числе химическими веществами. Осторожно! Дезинфицирующие средства для рук могут иметь запахи, которые могут вызвать аллергическую реакцию.


Как пользоваться дезсредством?

Нанесите необходимое количество средства на ладонь одной руки. Разотрите руки.

Распространите средство по всей поверхности кисти, между пальцами. Дождитесь, когда руки высохнут.

Дети должны использовать антисептическое средство строго под присмотром взрослых.

Мытьё рук – лучший способ защитить себя и окружающих от передачи инфекции. Подавайте детям пример, мойте руки вместе.

Хрулева Галина Сергеевна

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

Задачи исследования:

-изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

- провести исследование микробов;

-проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Проектным продуктом являются:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа. 32.97 КБ
pochemu_nuzhno_myt_ruki.pptx 2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района

Почему нужно мыть руки

ученик 1-б класса

учитель начальных классов

Тогда я вооружился увеличительным стеклом и стал разглядывать все, что меня окружало дома и в школе. Вот только никаких микробов все равно не увидел. Учительница объяснила мне, что микробы настолько малы, что их можно разглядеть только под микроскопом.

Чтобы убедиться во всем, Галина Сергеевна предложила мне провести исследование. Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки и применяли эти знания на практике.

Цель исследования: узнать, действительно ли существуют микробы и так ли уж они страшны для человека.

-изучить имеющуюся литературу по этому вопросу;

- провести исследование микробов;

-проанализировать влияние болезнетворных микробов на организм человека.

Предмет исследования: ладони рук.

Приступая к исследованию, я предполагаю, что знание и соблюдение правил гигиены необходимы для сохранения здоровья.

- анализ полученных данных;

Проектным продуктом являются:

2.1. Кто такие микробы?

Микроб – ужасно вредное животное,

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт.

Залезет, и где ему захочется,

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

- Ну конечно через рот!

В течение тысяч лет своего существования человек не имел представления о том, что вызывает его заболевания. Первобытные люди имели своё объяснение этому – они считали, что болезнь вызывают злые духи, живущие внутри своей жертвы.

И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. И сегодня мы знаем, что микробы являются самыми опасными врагами человека. Они представляют собой мельчайшие одноклеточные организмы, видимые только под микроскопом. Некоторые из них настолько малы, что практически невидимы совсем. Микроорганизмы превосходят человечество в численности. Почти каждый эксперт по вопросам микробиологии уверен, что микробы присутствуют повсюду, нравится это человеку или нет. При этом существует лишь небольшое количество сред, по-настоящему чистых от них. В то же время существует некоторое количество мест, где концентрация микроорганизмов особенно высока. Микробы живут везде: в воздухе и в воде, на клавиатуре компьютера и на сотовых телефонах, на коврах, деньгах, грязных руках, на продуктах, шерсти животных, на игрушках и других предметах.

Микробы бывают полезные и вредные. Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро размножаться и вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Полезные микробы помогают при создании разных лекарств, при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.

- Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

- Да-да-да! У них ангина,

Малярия и бронхит.

Приезжайте же скорее

Добрый доктор Айболит!

Всем, конечно, как и мне знакомы эти строки из сказки Корнея Ивановича Чуковского. Эту сказку К. И. Чуковский написал для своей дочки, которая не любила мыть руки. Бедные детишки, сколько у них болезней! На самом же деле разных болезней ещё больше. Все их знает только доктор.

Большинство заболеваний – инфекционные. Ими можно заразиться от больного человека и даже от животного. Эти болезни вызываются мельчайшими организмами – микробами, вирусами или бактериями. Они попадают в организм человека и начинают быстро размножаться.

Да и не только личное это дело – помыл руки или не помыл. Возбудители кишечных инфекций поражают не одного человека, под угрозой становятся его близкие и знакомые. К сожалению, нет возможности подсчитать, скольким сотням тысяч или даже миллионов людей спасла здоровье такая простая мера профилактики, как мытье рук. Зато есть другие поучительные данные: микробы, помещенные на чисто вымытую кожу, в течение 10 минут погибают почти полностью. Микробы, помещенные на 10 минут на загрязненную кожу, сохраняются в 95% случаев. Конечно, совсем не обязательно вспоминать о результатах исследований всякий раз, когда моешь руки. Мытье рук должно войти в привычку, стать навыком.

Чтобы наконец-то узнать действительно ли на грязных руках скапливается огромное количество микробов, а в их наличие можно убедиться только при помощи микроскопа, мы решили окунуться в исследование.

На основании проведенного исследования я сделал вывод, что иногда глядя на руки, они кажутся нам чистыми, а на самом деле на руках находится огромное количество микробов, которые скапливаются на них вместе с частицами земли и пыли. Почесали грязной рукой глаз – и вот, пожалуйста, глаз покраснел, начал болеть, слезиться. А уж если грязные руки забрались в рот или схватили чистое яблоко – беду нужно ждать не сегодня, так завтра.

Я выявил, что пользуясь водой с мылом, мы только лишь смываем с рук грязь, пыль и руки становятся чище. Однако убить всех микробов со своих рук мы не можем, да это и не нужно. Как объяснила ГС, природа наделила организм человека иммунитетом, но это состояние не беспредельно и зависит от общего состояния человека, отношения к своему здоровью, уровня самодисциплины.

Предварительно, никого не предупредив, я с ГС решили понаблюдать за учениками нашей школы перед обедом, и были шокированы результатом! Из 51человека вошедшего в столовую 34 ученика не помыли руки вообще , 11 учеников – намочили руки, и только 6 – сделали это правильно! Я предложил, провести мини - опрос по данной теме среди учеников начальной школы которые обедали в тот самый день.

Я с учителем составили анкету, состоящую из 5 вопросов (Приложение 2). На следующий день вместе с учителем мы заходили в классы и задавали ребятам вопросы анкеты. Вот что у нас получилось.

В опросе приняли участие 51 человек.

На основании данных опроса можно сделать вывод о том, что практически все ребята знают о необходимости мытья рук, в каких случаях особенно не стоит забывать мыть руки и чем могут быть опасны грязные руки, но в то же время только самая малость школьников вспоминают об этой простой процедуре.

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём –

Перед каждою едою,

Так сколько же это, получается, нужно мыть руки в день. После сна и перед сном – 2 раза, после улицы – 2-3 раза, перед едой – 3-4 раза, после туалета – 5 раз. Ну, ещё пару раз на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье.

Закончив свою исследовательскую работу, я хотел бы предложить вывешивать возле столовой плакат, призывающий и напоминающий мыть руки.

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

Таким образом, проведя исследовательскую работу, я могу сделать следующие выводы:

  1. Причиной инфекционных заболеваний являются микробы;
  2. Необходимо обязательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы, после общения с животными, так как на них скапливается множество микробов;
  3. Необходимо соблюдать личную гигиену, так как грязные руки – один из легких способов попадания микробов в наш организм;
  4. Даже на чисто вымытых руках присутствуют микробы, но противостоит им наш иммунитет;
  5. Благодаря проведенной исследовательской работе, я всегда мою руки и призываю к этому своих одноклассников.

Очень важное средство от всех болезней – хорошее здоровье. Крепкий, закалённый человек лучше справится с любой инфекцией, холодом и жарой. А к слабому, изнеженному любая хворь пристанет.

Многие названия инфекционных болезней мне незнакомы. Я хочу продолжить свое исследование. Узнать, например, что такое гепатит или брюшной тиф.

Регулярное мытье рук — обязательная гигиеническая процедура, особенно в период эпидемий. Мы совершаем это простое действие по несколько раз в день по привычке, не задумываясь о его важности и значении. Дело в том, что по статистике причина каждого третьего случая заболевания желудочно-кишечными инфекциями — грязные руки.

Почему нужно чаще мыть руки

В чем опасность грязных рук?

Почему нужно мыть руки

Известно, что во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Есть достоверные сведения относительно того, какой эффект производит на микробов простое действие — мытье рук. Установлено, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А вот микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Даже не нужно ставить себе напоминание на мобильном телефоне для того, чтобы не забыть помыть руки. Попытайтесь сделать так, чтобы этот процесс был естественным, без лишних напоминаний. Выработайте у себя и своих близких навык, привычку. Если у вас в семье растет ребенок, постарайтесь привить ему с малолетства навыки личной гигиены рук. Обязательно объясните, что перед тем как сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки.

Что говорит статистика

По статистике, 80% всех инфекционных заболеваний передается именно через прикосновения.

Мытье рук с мылом поможет снизить заболеваемость острыми респираторными инфекциями на 23%. А также может быть критически важной мерой в борьбе с пандемическими вспышками респираторных инфекций.

Статистика показывает, что трое из десяти человек не моют руки с мылом. А на самом деле, один из десяти человек не моет руки в течение дня вообще.

Взрослые мужчины и мальчики чаще пропускают мытье рук, нежели девочки и женщины.

Всеобщая привычка мыть руки перед едой и после туалета могла бы на четверть сократить смертность от респираторных заболеваний и снизить уровень смертности от диареи наполовину.

Кроме вероятности заболевания болезнями вы должны понимать, что грязными руками нельзя прикасаться к лицу — очень легко можно получить кожное заболевание или раздражение. Помимо этого, увеличивается вероятность появления прыщей.

Да и вообще, грязные руки и ногти — это просто не эстетично и некрасиво. Это нужно понимать самому, что мыть руки нужно вовремя и тщательно и прививать чистоту своим детям.

Ученные установили, что мытье рук также способствует нормализации психологического состояния человека. Это позволяет настроиться на правильное, позитивное поведение, освободиться от негативной энергии, смыть невезение, чувство вины, сомнения.

Читайте также: