Доклад мордва в древности

Обновлено: 21.07.2024

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I—IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение — веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан. Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V—VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы — Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости : Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

Один из самых многочисленных и известных не славянских народов России имеет довольно любопытную историю.
Визуально, отличить мордвина от русского весьма сложно - их внешний вид, костюм и национальный характер очень похожи, но на деле народы имеют разное происхождение!

Мордва древнее славян

Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза

Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.

Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом "меря", дословно Merens и Mordens

История названия "мордва" довольно запутана, наиболее вероятно, что оно имеет иранские корни и является внешним названием, которое дали соседи - сарматы и скифы.
С иранских языков "мордва" переводится как "людоед" или "смертный муж", что дало повод отождествлять мордву с андрофагами-людоедами Геродота.
В любом случае, этноним "мордва" куда древнее первых упоминаний о славянах.

Мордва -два разных народа, имеющих разные имена

Традиционные ритуалы мордвы

Мордва - вообще не самоназвание и сами его носители не употребляют.
Этот народ состоит из двух частей: луговая и горная мордва, соответственно мокша и эрзя, которые резко контрастируют по языку и внешнему облику.
Русские просто обозначили общим названием комплекс местных народов, чтобы упростить их классификацию.
Мокша и эрзя друг друга отличают, до 20 века они старались не вступать в смешанные браки, имеют разные языки, национальные костюмы и обычаи.
Антропология показывает, что эрзя и мокша произошли от разных предков!

Мокшане - приземистые, широколицые, преимущественно балтидного антропологического типа, с признаками смешения с тюркскими народами.

Эрзя - рослые, стройные, узколицые, по многим параметрам схожие с ранними славянами и даже восточными германцами ( длинное узкое лицо,прямой нос, светлая пигментация глаз и кожи). Некоторые исследователи всерьез пытались обосновать происхождение эрзя от каких-то славянских групп, или даже готов Германариха.
При всем сказанном выше, обе ветви мордвы светловолосые и светлоглазые, с белой кожей и умеренно рослые, что часто делает их неотличимыми от белорусов или русских.
Но в составе обоих народов есть существенный процент людей имеющих темные глаза и волосы, черты туранидных типов - это следы контактов с тюрками и хазарами, которые принесли неевропейские компоненты в генофонд.
Кроме них, существуют еще мордва-шокша и мордва-каратаи, куда менее многочисленные.

Откуда произошла мордва?

Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника

Мордва, по крайней мере мокшане - коренные аборигены Восточной Европы.
Они прямые потомки кроманьонского населения, сохранившие его тип подвергшийся процессам бореализации.
Изначально это был очень крупный и рослый, светолопигментированный тип, который в условиях холодного климата Восточной Европы изменился в сторону укорачивания конечностей, расширения лица, склонности к быстрому накоплению жира в организме.
Из-за чего мордва имеет более низкий рост, чем русские или украинцы, при этом сложение массивное и крупное у обоих полов.
Ширококостность сочетается со склонностью к набору массы, жир откладывается в верхней части туловища и на лице у обоих полов, что определяет специфику их внешнего облика: круглое и широкое лицо, относительно короткие ноги и длинное туловище, широкие плечи.
Также на облик мокши повлияли контакты с тюркскими народами и даже сибирскими аборигенами, что придает им легкую монголоидность.

Атланто-балтийский тип (сверху)

Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.

Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров

Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много "наследили" в культуре эрзя.

В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.

После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.

Мордва занимает седьмое место по численности среди других народов России, после русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории – от Калининградской области до Дальнего Востока.

Всего по России проживает 1 117 429 человека (по переписи 1989 года) мордовской национальности.[1]

Мордва – крупнейший финноязычный этнос российской Федерации и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши.

Культура мордвы, как одного из крупнейших народов россии, представляет большой интерес и требует своего изучения.

1. Традиционные хозяйство и занятия мордвы.

Хозяйство мордвы с 1-го тыс. н. э. было ком­плексным. Ведущее место в нём зани­мало земледелие, в развитии которого выделяются два этапа: доплужный (1—6 вв. н. э.) и плужный (со 2-й пол. 1-го тыс. н. э.). О древности плуга свидетель­ствует наименование мордовского общинного праздника кереть-озкс (от кереть — плуг, озкс — моленье), посвящавшегося началу полевых работ. Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён.

Значительное место в хозяйстве мордвы принад­лежало скотоводству (свиньи, козы, ов­цы, крупный рогатый скот). Занимались так­же охотой, рыболовством, бортниче­ством.

Древней мордве были известны металлур­гия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Мордовские кузнецы владели способом обра­ботки металла в горячем состоянии, знали технику термической обработки. В кон. 1-го тыс. они выделились в общине, и ремесленная деятельность стала их основным занятием.

Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки — урт (морд. ур — белка). Беличья система валюты существовала и у сосе­дей мордвы, как финноязычных, так и тюрко-язычных, у славян. Металлические деньги у мордвы вошли в обращение к 10 в., когда платёжным знаком становится дирхем. К этому времени в торговле мордвы важное место заняли связи с арабским миром.

Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. мордва активно втягивалась в предпринима­тельскую деятельность. Значительные капиталы растущей мордовской торгово-промышленной буржуазии и наиболее крупные контингенты мордовского про­летариата концентрировались в лесной промышленности. Другой отраслью, имевшей боль­шое значение в капитализации экономики мордвы, являлся железнодорожный транспорт, и в первую очередь Москов­ско-Казанская железная дорога, проложен­ная в 90-х годах прошлого века по основной территории расселения мордвы.

В настоящее время промышленность Мордовии (электротехнич., приборостроительная, машиностроит., химич. и др.) распола­гает квалифицированными рабочими (св. 100 тыс. чел.). Агропромышленный комплекс Мордовии имеет животноводческо-зерновое направление и выделя­ется среди других республик Поволжья высоким удельным весом технических культур (конопли, сахарной свеклы) и кар­тофеля. В последние годы в сельском хозяйстве все шире распространяются раз­ные формы арендного подряда, фермерство.

2. Общественные отношения.

Каждое из древнемордовских племён вклю­чало несколько отцовских родов, в свою оче­редь состоявших из ряда патриархаль­ных семей, во главе которой обычно стоял куд-атя (кудо — дом, атя — старик). Родом руководил старейшина покштян (покш — большой, атя — старик), а пле­менем — выбираемый родовыми ста­рейшинами вождь, набольший — текш-гяй, тюштень, тюштян, тюштя (текш — верх, вершина, верхушка, макушка, атя —старик).

Ещё в 1-й пол. 1-го тыс. н.э. у мордвы довольно чётко замечается имуществен­ная, а затем и социальная дифференциа­ции. Во 2-й пол. этого тысячелетия они значительно возрастают, приводя к появлению в рамках разлагающегося первобытнообщинного строя патриар­хального рабства. Характерной чертой погребений родовой знати становится обилие в них вооружения, дорогих украшений из серебра, сплава золота с серебром.

Покупной брак создавал почву для развития полигамии. Состоятельный человек (морд. сюпав, эрьмев — бога­тый) мог приобрести несколько жён, и такими многоженцами выступают обычно главы больших семей, накопив­шие богатства. Полигинический брак на более поздних этапах, предшествовав­ших христианизации, трансформиро­вался в бигамию, двоеженство. По несколько жён имели представители господству­ющего класса (князья и мурзы).

В традициях мордвы был обычай, когда малолетних сыновей женили на взро­слых девушках. Некоторые исследователи считают, что цель подобной женитьбы была чисто экономической: богатый отец старался поскорее женить своего сына, чтобы взять в дом новую рабочую силу. Родители девушек, наоборот, в тех же целях старались как можно дольше держать своих дочерей при себе.

3. Поселения и жилища.

Характерные типы мордовских поселений в прошлом, судя по русским летописям, — сёла, погосты, зимницы и тверди. Пер­вые три типа поселений не имели укре­плений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности. Города на территории расселения мордвы стали появляться ещё до её вхождения в состав Российского государства. Так, в кон. 13 — нач. 14 вв. на р. Мокше, в южной части этнической территории мордвы, на месте мордовского поселения был построен город, названный монголо-татарами Мохши (Мухши), ставший центром северного улуса Золотой Орды. В русских летопи­сях он именуется Наручадыо (современный г. Наровчат Пензенской обл.). Другим золото-ордынским административно-военным центром на мордовской земле был г. Темников.

Большинство городов на территории рассе­ления мордвы было основано в 16—17 вв. в качестве городов-крепостей для защиты границы Российского государства. Русское правительство возво­дило эти города на засечных чертах, привлекая к их строительству поволж­ские народы, в том числе мордву.

Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трёхраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, трёхраздельный — из жилой избы (мокш. куд, арз. кудо), сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну.

Наиболее распространённым типом пла­нировки жилища у мордвы был среднерус­ский, по которому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, распо­лагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи.

Интерьер мордовской избы мало чем отли­чался от интерьера русского крестьянского жилища. Для него были характерны широкие пристенные неподвижные лавки. Боко­вая от входной двери лавка заверша­лась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. В избах мокши в простенке от печи до задней стены у двери помещался дощатый настил, напоминавший татар, нары. Под потолком находились полати, на которых спали, рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды (потмар), на стене у печи висела плетённая из иво­вых прутьев, из лыка или бересты, ино­гда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (пенч-керь).

Почти в каждом домохозяйстве име­лась баня с печью-каменкой и предбан­ником в виде загородки из плетня. На улице, напротив окон дома или рядом с ним строился подвал (виход) в виде полуземлянки, состоящей из двух камер, углублённых в землю. Здесь хра­нили, опасаясь пожара, особенно цен­ное имущество — одежду и зерно, летом могли спать.

В настоящее время традиционная обста­новка мордовской избы почти полностью исчезла. Современные избы часто разгорожены на несколько комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом на улицу. Много строится кирпичных домов. Кровель­ным материалом стали шифер, железо, реже щепа, тёс.

4. Традиционная одежда.

Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Будучи в основе своей единым, он подразделяет­ся, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою оче­редь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Расцветка мордовской вышивки включает чёрный цвет с синим оттенком и тёмно-красный как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Женскую рубашку носсили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался ракови­нами каури, цепочками, медными пуго­вицами, бляшками, снизками разно­цветного бисера праздничный пулай. Встречающийся только у эрзи, пулай, видимо, являлся реликтом какой-то чрезвычайно архаичной формы женской поясной одежды, превратившейся позднее в украшение.

Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, к-рая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруд­нику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисто­чек и монет, более кр. из к-рых распола­гаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

Украшения — серьги, браслеты, перс­тни, кольца изготовлялись из меди и её сплавов, реже из золота и его сплавов, из сплава золота с серебром.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твёрдой основе с длинной, спускавшейся на спину лопа­стью из холста, вышитой и украшенной блёстками, а для мокшанок — двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки. Причёски замужних мокшанок представляли собой два закрученных на висках пучка волос, которые также похо­дили на рога. На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гуси­ного пуха.

Кожаные сапожки мордовок имели наглухо закреплённые сборы и острые носы, верх их обшивался красным сафь­яном. Повседневной обувью служили, как правило, лыковые лапти. Мокшанки носят и теперь полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязанные из шерсти.

Традиционный костюм сохранился в насто­ящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки ещё довольно часто надевают его, имеют как буднич­ные, так и праздничные варианты оде­жды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам, на концерты художественной самоде­ятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Элементы мордовского народного костюма продол­жают сохраняться и развиваться в твор­честве мордовских модельеров.

5. Мордовская национальная кухня.

Традиционная пища состояла в основном из про­дуктов земледелия: кислый хлеб, выпе­ченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечеви­цы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпека­ются очень толстыми, пироги с различ­ной начинкой.

Напитки — квас, кислое молоко, берёзовый сок. В качестве хмельных напитков выступали пуре, изготовлен­ное из мёда, и поза. Её делали из ржаной муки или сахарной свёклы.

У мордвы имелось немало традиционных обычаев и обрядов, которые сопровождались при­уроченными к ним кушаньями. На кре­стины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал поже­лание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста или пшеничной муки с начинкой в 7—12 слоев.

6. Народное творчество.

Народное творчество мордвы многообразно: ювелирное искусство, вышивка, узор­ное ткачество, шитьё бисером, художественная обработка дерева, хореография, устное поэтическое и музыкальное искусство, сказки, посло­вицы и поговорки, загадки.

Древние ювелиры владели приёмами обработки металла, в ряду которых осо­бенно часто применялись литьё, пайка, расплющивание металлических листов, штамповка, чеканка, ковка; хорошо знали способы орнаментации ювелир­ных изделий (инкрустацию, эмалиров­ку, зернь и др.).

В древности обработкой металла, как и прядением, ткачеством, вышивкой, бисерным шитьём и лепкой глиняной посуды, занимались женщины, и только с первых веков 2-го тыс. н.э. кузнечное и ювелирное дело полностью стано­вится мужским занятием.

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праз­дничную. Она по своему виду напоми­нает ковёр, ибо благодаря плотно поло­женным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шер­стяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и краси­ли их, пользуясь растительными кра­сителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Декоративная резьба по дереву — традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари — свадебные сундуки, долбив­шиеся из толстых липовых брёвен, наличники, ткацкие станы, прялки и др. утварь. Народные традиции резьбы по дереву отразились в творчестве мордовского скуль­птора С.Д. Нефедова — Эрьзя (1876— 1959); в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии открыта художественная школа резьбы по дереву, руководимая народным умельцем заслуженным работником куль­туры РФ Н.И. Мастиным.

7. Духовная культура.

Верующие мордва – православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если во­время не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предпо­лагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились моли­твы (озномат) и совершались жертво­приношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с испол­нением того или иного комплекса маги­ческих обрядов. Моленья могли быть общественными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т.п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в др. — только женщины, в третьих — те и дру­гие вместе. Семейные моления соверша­лись старшими в доме, чаще хозяйкой дома, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи — инятят и иньбабат (от ине — великий, великая, атя — ста­рик, баба — бабушка). При произнесе­нии молитв обращались на восток. Для дохристианских верований и обрядов мордвы не было характерно поклонение идолам.

В заключении рассказа об одном из крупнейших народов России – мордве, хотелось бы сказать о возрождении в последнее время культуры мордвы. Интерес к своим традициям и обычаям проявляют не только профессионалы, но и обычные люди. Республика Мордовия, где проживает основное население мордвы, является одним из крупных культурных центров не только Поволжья, но и всей Российской Федерации.

1. Все о Мордовии. Саранск. 1998. С. 68.

2. Народы России. Энциклопедия. М. 1994.

3. Этнология. Народы России: история и современное положение. Под ред. Мастюгина Т.М., Перепелкина Л.С. М. 1997.

Этнические группы мордвы мокша и эрзя общей численностью 850 тысяч человек проживают в Республике Мордовия и в приграничных районах сопредельных субъектов РФ.

Представители двух мордовских этносов обладают этническим самосознанием, говорят на родственных языках мордовской подгруппы финно-угорских языков уральской языковой семьи, различаются антропологически и обладают культурными и бытовыми особенностями.

В III тысячелетии до н.э. на территории Волго-Окского междуречья обитали племена фатьяновской археологической культуры локального варианта культуры боевых топоров. Фатьяновцы принадлежали к числу северных индоевропейских племён и вели образ жизни оседлых скотоводов.

Во II тысячелетии до н.э. в восточном ареале фатьяновской культуры на территории Средней Волги и Вятско-Ветлужского междуречья выделилась индоевропейская балановская археологическая культура.

Балановцы первыми на Средней Волги перешли к земледелию и передали свои навыки соседним финно-угорским племенам. После угасания балановской археологической культуры поволжским финнам от балановцев достался развитый металлургический комплекс.

С VII века до н. э. по II век н. э. в Волго-Окском междуречье существовала финноязычная городецкая археологическая культура, вытесненная скифами с большей части Подонья на Оку и в Саратовское Поволжье.

На финальном этапе развития городецкой культуры в Поволжье начинают формироваться древнемордовская и древнемарийская археологические культуры .

Со II по IV век н.э древнемордовская общность с единым мордовским языком разделилась на две части: эрзян в бассейне Оки и мокшан в бассейне Суры. Переходная зона между двумя мордовскими племенами проходила по реке Алатырь и по правобережью среднего течения Мокши.

На севере своего ареала обитания древние мордовские племена контактировали с балтами, на западе со славянами, а на юге с ираноязычными и тюркоязычными племенами.

Во второй половине I тысячелетия н. э. в Волго-Окском междуречье происходит распад финноязычной общности. Формируются заметные культурные и языковые различия в среде родственных племен мари, мери, муромы, мокши и эрзя.

В начале XIII века между Окой и нижним течением реки Мокша в ответ на экспансию русских княжеств мордовские племена создали государственное образование, известное в русских летописях как Пургасова волость.

В 1236 году Мордовская земля была подтверждена нападению монголо-татарских войск и в 1242 году полностью покорена Монгольской Империей. При вторжении монголо-татарских войск в Мордовскую землю активное сопротивление захватчикам в отличие от мокшан оказывали представители племени эрзя.

До середины XVI века большая часть мордовских земель находились под властью Казанского ханства. После захвата Русским царством Казани вся Мордовская земля перешла под контроль русских властей.

В середине XIV века эрзяне попали под власть Нижегородско-Суздальского княжества и частично приняли православие. Не принявшие христианства эрзя отступили на юго-восток до Заволжья и Южного Приуралья.

По антропологическим признакам эрзя относятся к беломоро-балтийскому типу большой европеоидной расы. В составе эрзя выделяются две этнографические группы: шокша и терюхане.

По антропологическим признакам мокша относятся к субуральскому типу уральской расы, переходной между большой европеоидной и монголоидной расы. Среди мокшан выделяется этнографическая группа каратаи, проживающие на территории современного Татарстана.

В генофонде мордвы преобладают Y-хромосомные гаплогруппы, связанные с распространением индоевропейских языков. По митохондриальной ДНК мордвины ближе к прибалтийским и славянским популяциям, нежели к популяциям финно-угров и тюрок.

Из этнических популяций Волго-Уральского региона мордвины выделяются антропологически и генетически отсутствием признаков большой монгольской расы.

Дорогой, читатель! Мне важно твоё мнение о данной статье, здоровая критика в комментариях приветствуется. Спасибо за внимание.

Читайте также: