Доклад модульно рейтинговая технология обучения

Обновлено: 07.07.2024

Создание и апробация модульно-рейтинговой системы оценки знаний учащихся, при изучении информатики на базовом уровне в среднем звене.

  • Изучение теоретического материала по данной теме
  • Изучение опыта коллег в рамках данной темы
  • Адаптация и применение МРТ для УМК Семакина А.Г.
  • Анализ результатов, выводы о теоретической и практической значимости эксперимента.

Система контроля знаний в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке выпускника. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе учащихся, и имеет своим результатом непрочные знания. Традиционные системы контроля и оценки знаний и умений учащихся "грешат", одним существенным недостатком. Этот недостаток состоит в том, что все "нити" контроля и "рычаги" управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Отсюда "ученики-любимчики", усредненные "отличники" и зарождающиеся у детей уже со школьной скамьи сомнения в существовании справедливости. Пытаясь устранить эти недостатки, можно прийти к выводу о необходимости применения рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений в технологии проблемно-модульного обучения. Основная ее особенность заключается в передаче "нитей" контроля от преподавателя к учащемуся.

Предполагаю, что МРТ система оценки знаний учащихся позволит повысить качество обучения информатики в среднем звене и степень обученности каждого учащегося. А также возрастет уровень самостоятельности учащихся и их ответственности за свой труд.

Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20 - бальной или 100 - бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения.

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых вузах нашей страны.

В этой системе не существует "отличников", "ударников" и т. д., а есть первый, второй, десятый, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Рейтинговая оценка как одна из личностно развивающих форм контроля знаний. Переход современного образования в режим образования должен сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способствовать оценке учебного труда школьников. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса.

Если оценочную деятельность учителя рассматривать с позиции личностно ориентированного обучения, то она заключается в сравнении результатов, умений каждого учащегося, с его же прошлым результатом, в определении, таким образом, его интеллектуальное развитие.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как одна из возможных, отвечающих поставленным задачам. Настоящая система позволяет получить:

  • Возможность определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;
  • Возможность получить объективную динамику образования учащегося не только в течении учебного года, но и за все время обучения в школе;
  • Возможность корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и учащемуся, тем самым, ставя его позицию субъекта учебного процесса;
  • Планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования по предмету;
  • Дифференцировать значимость оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы(самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, домашняя, творческая и др.);
  • Отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
  • Повысить объективность оценки знаний;
  • Возможность и перспективы развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения;
  • Влияния качества образования на социальное поведение школьников;
  • Мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьников к учению.

Рассмотрим основные принципы системы.

  • Рейтинговая система реализуется на основе модульного построения материала учебного материала, определение образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений.
  • Общее количество баллов по теме определения в зависимости от отведенного на ее изучения часов, а также значимости данной темы по сравнении с другими.
  • Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, расчетно-графических заданий, курсовых работ, сдача отчетов, решение задач и т.д; дополнительные баллы рекомендуются использовать для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий(написание рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решение задач повышенной сложности), дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в различного рода занятиях.
  • Итоговый рейтинг – это сумма промежуточных рейтингов учебных аттестаций.

Дата проведения итогового рейтинга по теме должна быть известна в начале изучения данной темы.

  • Предусмотрена шкала соответствия рейтинга итоговой оценке.

Методика использования МРТ

  1. Определить основные темы (модули) изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;
  2. Произвести разбалловку по всем видам отчётностей;
  3. Разработать дидактический материал по каждому модулю;
  4. Разработать компьютерную интерпретацию отслеживания результатов.

Модульно-рейтинговая технология обучения и система рейтинга базируется на системных принципах. Для успешного её функционирования необходима адекватная целям МРТ модель учебной системы знаний, включающая модульные структуры знаний по отдельным разделам дисциплины, а также системные описания модулей, содержание постановки целей каждого модуля, поддающиеся контролю. Подсистема контроля МРТ проводится по многобалльной шкале. Сумма баллов, заработанная обучаемым при измерении знаний равна его индивидуальному рейтингу.

Максимальную сумму баллов (максимальный рейтинг - Р мах ) нужно распределить по всем видам отчетностей, включая текущий контроль по каждому модулю, рубежный контроль после группы модулей и итоговый контроль в конце курса. Затем баллы, отведенные на контроль, распределяются по отдельным заданиям, этапам и т.д. Часть баллов можно отвести на экспертную оценку.

Принцип рейтинга – центральный принцип МТР. Рейтинг обучаемого по отдельной дисциплине равен сумме баллов, заработанной обучаемым к этому моменту за все прошедшие контрольные мероприятия.

Практическое применение данной методики:

Итак, разбив учебный материал на модули имеем следующую структуру(в качестве примера приводится учебный материал 7 класс, начало изучение предмета на базовом уровне):

Модуль1 . Введение в предмет. Понятие информации: виды, действия, измерение, системы счисления

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

«Модульно-рейтинговая технология обучения

как фактор повышения качества образования

Сущность модульного построения учебного процесса………………….4

Значение модульно-рейтинговой технологии……………………. 4

Список использованной литературы………………………………………. ….7

Проблемы качества подготовки специалистов являются одним из ведущих направлений деятельности учебных заведений России.

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, существенно отразились на системе российского образования и привели к необходимости ее реформирования. Перемены в системе образования неизбежны, и они будут осуществляться, так как этого требуют изменившиеся социально-экономические условия, необходимость вхождения страны в единое мировое образовательное пространство. При этом важно, чтобы предполагаемые изменения не носили революционного характера, а основывались на богатейших традициях отечественного образования, до сих пор по праву считавшегося одним из лучших в мире.

Качество образования определяется качеством результата образовательного процесса и образовательной системы в целом: контингентом студентов, квалификацией преподавательского состава, методическим обеспечением учебного процесса и эффективностью педагогических технологий. Повышенный образовательный уровень подготовки будущих специалистов является предпосылкой для внедрения новых педагогических технологий в уже существующий процесс профессиональной подготовки.

Педагогические технологии, предназначенные для внедрения преподавателями, должны включать использование эффективных методов обучения и воспитания студентов, иметь учебно-методическое обеспечение. Чтобы определить соответствие методики преподавания современным требованиям, а также выявить тенденции развития процесса обучения, необходима регулярная оценка качества производимой деятельности. Наибольший эффект достигается в результате разветвленного контроля: устный опрос, контрольная работа, тестирование и т.д., – позволяющего определить не только уровень и качество усвоения учебной информации, но и выявить степень и причины незнания каждой конкретной, наиболее значимой темы курса.

В настоящее время в учебном процессе в основном используются такие виды перспективных технологий, как модульная, модульно-рейтинговая, игровая, проектная и др.

Сущность модульного построения учебного процесса

Суть модульного построения учебного процесса заключается в том, что за единицу и основу планирования изучения дисциплины берется модуль. Точнее, весь изучаемый материал разделен на модули. Учебный процесс организуется как последовательное продвижение по модулям, а значимость – трудоемкость и важность той или иной темы – определяется количеством баллов.

Рейтинг студента как комплексная мера качества подготовки специалистов представляет собой сумму баллов, полученных учащимся в процессе обучения. Формирование рейтинга студента учитывает все стороны учебной деятельности: посещение и активность на учебных занятиях; ритмичность и качество выполнения курсовой работы, объем и качество усвоенных знаний.

Значение модульно-рейтинговой технологии

Обучение и контроль знаний с применением модульно-рейтинговой технологии позволяет организовать ритмичную работу студентов, что повышает качество подготовки специалистов.

Во-первых, это непрерывный контроль знаний, стимулирующий студента к регулярной и качественной учебной работе и формированию мотивации продуктивной учебной деятельности, – мотивационная составляющая структуры МРТ.

Во-вторых, оценка активности учебной работы и творческого блока модуля (курсовая работа), являющиеся творческой составляющей.

И, наконец, использование рейтинговой системы оценки качества знаний – качественная составляющая.

Итак, с психолого-педагогической точки зрения модульно-рейтинговая технология представляет собой технологию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания. Также при условии, что при организации и внедрении в систему обучения модульно-рейтинговой технологии преподаватель учел все факторы, которые могут повлиять на процесс обучения студентов (их возрастные и психологические особенности, уровень знаний и сплоченность коллектива и т.п.), эта технология способствует развитию мышления, воображения, внимания, памяти, способности к самоанализу, к организации самостоятельной работы обучаемых; сплочению коллектива.

Список использованной литературы

Ерников С, Лобовая Т., Филиппов С. и др. Опыт использования рейтинговой системы / / Среднее профессиональное образование в России. – 2013 г. - №1.

Тычина И.И. Модульная организация учебного процесса. Рейтинговая система контроля успеваемости студентов. - К.: УГПУ, 2011г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет мастерам производственного обучения и преподавателям в организации учебного процесса, в методической работе.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

КАРАГАНДИНСКИЙ АГРТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Подготовила:

Преподаватель

Галунова А.В

Перестройка современного производства требует специалистов с конкурентоспособным уровнем квалификации. Следовательно, необходимо коренным образом менять технологию их обучения.

Достичь новых целей можно лишь на основе новых педагогических технологий. Новая технология должна мгновенно реагировать на изменения ситуации на рынке труда и корректировать модель специалиста, т.е. быть не громоздкой, подвижной. Во-вторых, эта технология должна быть демократичной в своих принципах, содержании, организации учебного процесса. В-третьих, новая технология должна обеспечить индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов.

Существующая традиционная технология обучения плоха уже тем, что ориентируется на коллективные методы работы с так называемым средним студентом. В-четвертых, новая технология должна изменить самого преподавателя – ключевую фигуру образования, поднять его педагогическую культуру, развить потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.

В основу модульно-рейтинговой технологии положены следующие принципы:

расчленение материала на небольшие дозы;

отход от коллективного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов;

изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение, его в преподавателя-консультанта;

отход от традиционных форм контроля знаний и внедрение рейтинговой системы оценок, в которой резко возрастает роль текущего, обобщающего и итогового контроля.

Модульно-рейтинговая технология использует свои элементы в контексте педагогики сотрудничества. Этот гуманизирует педагогический процесс. Вместе с тем на этапе перехода на новую технологию обучения на 20-25 % увеличивается нагрузка на преподавателя работа над учебно-методической документацией, дидактическим обеспечением модулей, индивидуальные консультации, проверка выполнения заданий и т.д. Часто этот дополнительный труд вовсе не оплачивается, либо оплачивается несоразмерно его трудоемкости. Есть и еще одна проблема с внедрением ТМО. Эту технологию трудно перенести из одного учебного заведения в другое, позаимствовать где-то учебно-методическую документацию. Преподаватель сам должен освоить принципы ТМО, сам уметь составить модульную программу, сам разработать комплект задач, упражнений, тестов и т.д.

Работа над методическим обеспечением модульно-рейтинговой технологии должна начинаться со структурного анализа программы. Анализ позволит объединить логически связанные между собой темы программы в укрупненные модули.

В состав модулей включены, кроме лекционных занятий, индивидуальные задания студентам, выполняя которые, студены должны использовать дополнительную литературу, публикации в специальных журналах, справочники, каталоги и т.д. Литературу подбирает и рекомендует преподаватель. Индивидуальные задания выдаются студентам на первой лекции по каждому модулю, а выполнены они должны быть с семинарскому занятию этого модуля. При несвоевременном исполнении задания в оценке его вводятся понижающие коэффициенты 0,8 – 0,5. Индивидуальное задание последнего 6-го модуля наиболее емкое и требует знаний по всему курсу предмета, оно является как бы обобщающим. Семинары включены в состав каждого модуля, выполняя функцию рубежного контроля знаний, а также позволяя в беседах, в дискуссиях выявить вопросы, которые не получили должного понимания у студентов.

Методика проведения семинарских занятий может быть различной:

1.Дискуссия – обсуждение вопросов, обмен мнениями. Ее задача – обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми. Обычно в форме дискуссии обсуждаются вопросы технологии и применения материалов.

2.Деловая игра /ДИ/ - это имитационная игра, в которой воспроизводится настоящая деятельность конкретных работников. ДИ используется при проведении семинара по модулю 5. На ДИ выносится обсуждение технологических схем изготовления сборного железобетона и применения строительных материалов на основе минеральных вяжущих веществ в конкретных ситуациях.

4.Коллективная мыслительная деятельность /КМД/ - эта работа малыми группами над подготовкой к ответам на предложенные вопросы. Преподавателем оценивается работа каждой группы и выдается на группу сумма заработных ею баллов. Персональную оценку каждого определяют студенты внутри малых групп.

Контроль знаний студентов по каждому модулю заканчивается обобщающей контрольной работой для чего разработаны программы итогового контроля по 6 модулям. Работа тестовая состоит из 30 вопросов, которые составлены так, чтобы охватить все разделы и темы модуля. Контрольная работа оценивается 0-30 баллами (приложение 1).

студента ______________________________________________________________________ группа ____________

Три пути ведут к знанию
Путь размышления – это путь самый благородный.
Путь подражания – это путь самый лёгкий.
Путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.

    Системообразующий фактор (цели и результаты)

Создание условий для проектирования, движения, корректировки, оценки индивидуального пути освоения учеником учебного предмета. Сопоставление полученных результатов с результатами своими и сверстников.

а) общие – разработка модели технологической системы, приемлемой как для городской, так и для сельской школы;

б) специфические – системное применение требует наличие определённых материальных ресурсов (компьютера с программным обеспечением и выходом в интернет, принтера, ксерокса);

в) временные – 8–11-й класс.

3. Структурные компоненты

а) система управления (управляемая и управляющая системы)

Ученик – равноправный, активный субъект в структуре со – самоуправления своим учебно – познавательным процессом (от целеполагания до оценки и коррекции).

Учитель – организатор процесса овладения технологическими приёмами познавательной деятельности; координатор само и соуправления обучающихся.

б) содержание (направления)

приоритет технологического (научение приёмами работы с модулем, рефлексии, рейтингом), психологического (формирование адекватной самооценки личности, умения выстраивать модель личностного развития).

в) средства, формы, методы

рабочая тетрадь, компьютер, интернет – ресурс;

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная формы работы;

Целеполагание (внешнее и внутреннее) каждого этапа, компонента познавательного процесса, анализ уровня деятельности и результатов процесса, проектирование развития. Рефлексия личностная и групповая.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Применение на практике разработанных модулей, а там, где модули ещё не разработаны, по – возможности, использование отдельных технологических приёмов. Отработка применения на практике элементов и всей системы рейтинга.

2009 – 2010 уч. г - применение системы в практике преподавания химии 10 класса.

2010 – 2011 уч. г. – применение системы в практике преподавания химии 8 – 11 кл.

2011 – 2012 уч. г. – применение системы в практике преподавания биологии 8 – 11 кл.

ИННОВАЦИОННАЯ, ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:

2009 – 2010 уч. г - разработка модулей, разработка положения рейтинговой системы, практическое использование разработанных материалов, их корректировка в преподавании химии 10 класса, теоретическая разработка данных вопросов по курсу химии 8, 9, 11 кл.

2010 – 2011 уч. г. – практическое применение системы в практике преподавания химии 8 – 11 классов, разработка модулей, рейтинговой системы по курсу биологии 8 – 11 кл.

2011 – 2012 уч. г. – применение системы в практике преподавания химии и биологии, корректировка материалов, обобщение наработанного опыта.

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ: Детальная проработка всей доступной литературы по данным вопросам. Написание необходимых технологических материалов, научно - методических обоснований действий системы. Документальное оформление работы и её результатов.

ЦЕЛЬ – СОЗДАНИЕ МОДУЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
(КУРС ХИМИИ И БИОЛОГИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ).

Как любая деятельность, нацеленная на конечный результат, работа над данной темой началась с рефлексии своей деятельности:

- вижу проблему…- предлагаю решение…- могу решить сам…

- могу оказать помощь…- кого и что могу привлечь для достижения результата…

актуальное я – ретроспективное я – идеальное я – рефлексивное я –

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ
(анализ теоретического материала)

Мысль о том, что человека трудно научить вопреки его желанию, а если и есть желание, то, как это сделать с учётом требований сегодняшнего дня, как помочь стать успешным в любой деятельности и побудила меня обратить своё внимание на модульную технологию.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс именно модульной технологии являются: гарантированность достижения результатов обучения, паритетность отношений учителя и ученика, возможность работы в парах, с учителем индивидуально, возможность выбора уровня обучения, возможность работать в индивидуальном темпе, раннее предъявление конечных результатов, “мягкий” контроль в процессе освоения материала.

Суть модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей (поставленных перед собой), т. е. обучается по целевой программе учебно – познавательной деятельности, определяя систему ученического самоконтроля, самооценки, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный процесс работы с модулем.

Модульное обучение строится на трёх “китах”:

- идея развивающего обучения: школьник выполняет задания, находясь в зоне своего ближайшего развития, получая дозированную, дифференцированную помощь учителя и одноклассников; в начале работы с модулями ученик обращается за помощью, в процессе освоения, он становится способным выполнять сам, переходя в зону актуального развития, причём этот процесс разделён на содержательные и технологические элементы, отработка одного ведёт к работе и освоению другого.

- принцип активной деятельности: учитель систематически мотивирует ученика на принятие, способность самому ставить перед собой цели, планировать и осуществлять по намеченному плану процесс своего обучения, постоянно осуществляя самоконтроль, самооценку, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

- принцип программированности процесса обучения: модуль имеет чётко структурированную форму, предоставляющий возможность активно, самостоятельно, с индивидуальным темпом работы, регулярной проверкой, рефлексией своей деятельности осуществлять процесс самообучения, т. к. помощь учителя и учеников строго индивидуальна.

  • Конструирование учебного материала, обеспечивающее достижение каждой поставленной перед учеником или им самим цели (содержание)
  • Вариативность подходов и приёмов овладения содержанием, реализация поставленной цели (методы)
  • Паритетность самостоятельности усвоения знаний учащимися
  • Принцип обратной связи коррелируемой обозначенным целям.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний как средства успешного усвоения различных дисциплин очевидны, они позволяют педагогу действовать максимально эффективно, а ученику видеть перспективу своего развития и получать наиболее объективную оценку своих знаний, умений.

    Стимулируется интерес учащихся к конкретной теме и дисциплине в целом
  • Максимальный охват учащихся активной деятельностью, она проявляется более продуктивно, с проблемно – поисковыми приёмами, причём контроль более активно идёт со стороны одноклассников
  • Дух соревнования проявляется в “мягкой” форме
  • Развивается мотивация, самоанализ, рефлексия, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные высокой мотивацией
  • Проявляется дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за разные виды работ и отражение итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей
  • Имеется официальная возможность улучшить полученный результат.

Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации, как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности, позволяющем присвоить персональный рейтинг. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку. С точки зрения учителя и руководителя должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процессом в рабочем режиме.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Применение модульной технологии я начала с теоретической проработки вопроса. Первым шагом практической реализации была отработка умений учащихся ставить цель перед собой на конкретный урок и составление плана урока, привитие умений использования различных видов и форм рефлексии своей деятельности.

С начала учебного года я перешла на системное использование данной технологии в практике преподавания химии в 10 классе. Весь курс разбит на модули. Модуль может включать в себя 1 тему, на проработку которого отводится 1 – 4 уроков.

У учащихся 2 тетради: тетрадь модулей и проверочных работ. Рабочая тетрадь пополняется листами модулей по мере изучения материала (заранее, за 2 урока). Тетрадь проверочных работ (листы) выдаётся на полугодие. Листы, выдаваемые учителем, подшиваются в тетради (папки).

Модули заполняются как на уроке, так и отдельные учебные элементы идут в качестве домашнего задания. Работа над модулем осуществляется как индивидуально, так и в паре, коллективно и с помощью учителя. Целеполагание модуля осуществляется учителем, особенно на первых этапах освоения технологии, а затем учащимся даётся только ключевые позиции, которые они должны знать и уметь по данной теме. А цель конкретного модуля они определяют для себя сами. Каждый учебный элемент заканчивается либо отметкой ученика, либо рефлексией. Причём начало модуля, и окончание обязательно сопровождаются рефлексией. Системная рефлексия – отметка уровня своих знаний по конкретной теме на рефлексивной линейке, в конце модуля также используются различные формы оценочных содержательных рефлексий. Дифференцированный подход осуществляется за счёт разноуровневых заданий проверочных работ и заданий учителя.

В качестве примера приведу схему модуля по теме:

Модуль № 14.
АЛЬДЕГИДЫ и КЕТОНЫ (см. таблицу).

П – повышенный уровень.

Каждый учебный элемент (УЭ) является самостоятельной структурной единицей модуля.

Использование модульной технологии позволяет без особых затруднений применять рейтинговую систему контроля знаний, умений учащихся.

Первый шаг в рейтинговании результатов работы учащихся заключается в определении контрольных точек, баллов за определённые формы работ.

  • Контрольная работа – за каждое задание определено максимальное количество баллов, которые ученик может получить; всего - 50 баллов.
  • Проверочная работа – каждое задание “оценено” баллами, всего 15 - 30 баллов, причём они могут быть выполнены как дома, так и на уроке.
  • Самостоятельная работа – максимум – 15 баллов.
  • Домашнее задание – максимум – 5 баллов.
  • Реферат, доклад, участие в конференциях…..максимум – 10 баллов.
  • Подготовка дополнительного материала к уроку, в том числе презентаций - 7 б.
  • Выполнение практической работы по теме – 3 балла.
  • Решение проблемных задач – 5 баллов.
  • Устный ответ – 5 баллов.
  • Активность на учебных занятиях – 5 баллов.

Результаты фиксируются в течение всего процесса обучения, являются открытыми, возможность повысить баллы в контрольных точках учащиеся имеют постоянно.

Если учащийся набирает максимальное количество баллов, то отметка выставляется без зачётного задания. Если же учащийся желает повысить свою отметку, то выполняет зачётное задание.

Кроме конкретных знаний, умений, навыков учащихся по темам учебного курса, рейтингу подвергается и определённая группа общеучебных умений и навыков:

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология освоения им. Модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология освоения им.

Рейтинг – это числовая оценка значимости , популярности какого-либо лица относительно других аналогичных лиц Рейтинг – это числовая оценка значимости , популярности какого-либо лица относительно других аналогичных лиц

Модульно-рейтинговая технология возникла как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Модульно-рейтинговая технология возникла как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени.

Цель модульно-рейтинговой технологии - обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки Цель модульно-рейтинговой технологии - обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки

Сущность модульно-рейтинговой технологии состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем. Сущность модульно-рейтинговой технологии состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объем знания, но и на уровень его усвоения

Модульно-рейтинговая технология - система, которая позволяет, сохраняя количество часов на изучение темы, менять способ подачи учебного материала, и контроль усвоения с учетом методических, педагогических и психологических требований Модульно-рейтинговая технология - система, которая позволяет, сохраняя количество часов на изучение темы, менять способ подачи учебного материала, и контроль усвоения с учетом методических, педагогических и психологических требований

Система позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Система позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Принципы модульно-рейтинговой технологии ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности, стимулирование познавательной активности; максимально эффективное использование учебного времени за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационных технологий; изменение роли преподавателя, связанное с приоритетами осуществляемых им функций: проектирование учебного процесса, консультирование обучаемых и коррекция знаний и методики обучения.

Эффективность достигается перераспределением бюджета учебного времени с целью сокращения монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Эффективность достигается перераспределением бюджета учебного времени с целью сокращения монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Таким образом обычная схема Таким образом обычная схема Информация – опрос - оценка Переходит в схему Информация – усвоение – коррекция - оценка

Основные этапы работы над темой: 1.Мотивация изучения темы (задание, план и формы работы) 2. Проверка итогов предыдущей работы. (собеседование) 3. Презентация нового материала (обобщающая таблица) 4.Практика под руководством учителя (практикум) 5.Независимая самостоятельная практика учащихся 6. Самоконтроль и самооценка (практикум) 7 Специальное повторение (консультация) .8. Контроль усвоения знаний учащихся. (зачетный урок) 9 Подведение итогов темы (определение рейтинга )

На всех этапах работы, учитель организует и направляет деятельность учащихся, фиксируя при этом их успехи и неудачи и помня что: На всех этапах работы, учитель организует и направляет деятельность учащихся, фиксируя при этом их успехи и неудачи и помня что: Дети на ошибках не учатся, они учатся на своих успехах и достижениях. Дети развиваются, прибавлением положительного, а не вычитанием – отрицательного.

Зачет по теме проводится, в несколько этапов: Зачет по теме проводится, в несколько этапов: проверка знания формул работа с графиками работа с тестами решение качественных задач объяснение опытов выполнение практических заданий решение расчетных задач.

Читайте также: