Доклад методика обучения нападающего удара волейбол

Обновлено: 23.04.2024

В литературе отмечается, что перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар [3; 9].

Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.

Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.

Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.

После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.

Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:

1 .Разбег обычно выполняется в два-три шага.

2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.

З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди - внизу.

4. Первый шаг - короткий, обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.

6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед - вверх, описывая дуги.

7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.

8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.

9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.

10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.

11 .Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.

12.Удар начинается с движения плеча вперед.

13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.

14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной

ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.

15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.

16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз [15].

При выполнении нападающего удара возможны ошибки:

Ошибки при разбеге:

1. Недостаточная длина разбега.

2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.

3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.

4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.

5. Низкая скорость разбега.

6. Не хватает скоростных качеств.

7. Количество шагов не соответствует расстоянию.

8. Ранний разбег.

9. Поздний разбег.

10.Руки на старте опущены.

11.Размахивание или скрещивание рук при разбеге. Подготовительная фаза:

12.Нет вращения рук.

13.Вращение излишне согнутыми руками.

14.Высокое вращение рук.

15.Вращение прямыми руками.

16.Напрыгивание на две ноги одновременно.

17.Напрыгивание на носки.

18.Недостаточное стопорение правой ногой (короткий шаг) для правшей.

19.Левая нога приставляется поздно.

20.Левая нога ставится далеко вперед.

22.Излишне высокое напрыгивание.

24.Прыжок в длину.

25.Прыжок не в полную силу.

26.Не хватает прыгучести.

27.Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).

28.Низкая скорость взмаха руками.

29.Прогиб в пояснице.

30.Корпус завален влево.

31.Поворот боком к сетке.

32.Рука не зафиксирована в замахе.

33.Рука завалена влево.

36.Кисть не закреплена при замахе.

39.Не отведен большой палец.

40.При ударе нет посыла локтя вверх.

41.Удар согнутой рукой.

42.Не дорабатывает предплечье.

43.Не дорабатывает кисть.

44.Излишний уход руки назад после удара.

45.Излишний уход руки влево после удара. 45. Недостаточная скорость руки при ударе.

47. Удар поздно по ритму.

48. Удар чрезмерно круто вниз.

49. При обманном ударе нет имитации замаха.

50.При обманном ударе опускается локоть.

51.При обманном ударе заброшена кисть.

52.При обманном ударе расслаблены пальцы.

53.При обманном ударе излишнее сопровождение.

54.Обманный удар по низкой траектории.

55.Недостаточно резкий обманный удар.

56.Потеря высоты удара при переводе.

57.При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.

58.При ударе выше блока недостаточный накат.

59.Удар через сильнейшего блокирующего игрока.

60.Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.

61.Удар в зону сильнейшего защитника.

62.Удар в защитника.

63.Перевод в линию с узкой передачи.

64.Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).

65.Обманный удар в руки.

66.Нападение без плана.

67.Нападение без учета обстановки.

68.Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.

69.Необоснованный риск при выборе нападающих действий.

70.Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.

71.При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.

72.Приземление на одну ногу.

74.Игрок не готов к следующим действиям [15].

Подводящие упражнения для нападающего удара:

Обучение разбегу и прыжку:

1. Одиночные и серийные взмахи руками на месте.

2. Прыжок на месте с взмахом рук.

3. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

4. Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.

5. Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.

6. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке

7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку

- с низкого подбрасывания преподавателя (партнера) "в темп".

- с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).

- с собственного набрасывания.

Обучение ударному движению:

8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица.

Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

9.Взмах руками и постановка руки в замах:

10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:

- по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки

- по мячу в левой руке

- без мяча с опусканием руки

- пол - стена с руки

- пол - стена после подбрасывания

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:

11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):

12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.

п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:

- с низкого набрасывания преподавателя (партнера) "в темп"

- с высокого набрасывания преподавателя (партнера)

- с собственного набрасывания

13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.

При совершенствование нападающего удара рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах [11].

Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:

- следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;

- обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;

- тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;

- в любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;

- если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;

- откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок [35].

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Задачи исследований

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности обучения нападающему удару в волейболе.

2. Разработать методику педагогического контроля за эффективностью нападающего удара юных волейболистов.

3. Разработать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.

4. Экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.

2.2 Методы исследований

Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научных исследований:

1. Теоретический анализ и изучение литературных источников.

2. Метод наблюдения.

4. Метод оценки эффективности нападающего удара.

5. Педагогический эксперимент.

6. Метод математической обработки данных.

Теоретический анализ и изучение литературных источников применялся с целью изучения научно-методической литературы по проблеме технической подготовки в волейболе. Особое внимание уделялось анализу техники и тактики нападающего удара. Применение метода дало возможность проанализировать и систематизировать научно-методические взгляды по затронутой проблеме, и на этом основание сформулировать гипотезу, объект и предмет исследования,

В процессе работы было переработано 40 литературных источников, включая научные и методические статьи, монографии, авторефераты диссертаций, методические работы.

Наблюдение проводилось за организацией и методикой проведения учебных и секционных занятий по волейболу с юными спортсменами. Отмечались особенности применения подводящих и подготовительных упражнений в тренировке юных волейболистов, наиболее типичные ошибки при выполнении нападающего удара. Наблюдение проводилось по заранее разработанному плану с письменной фиксацией ошибок спортсменов.

Метод бесед использовался для фактического сбора информации по постановке учебно-тренировочной работы с юными волейболистами, а также методике обучения и совершенствования нападающего удара. По итогам бесед и наблюдений намечались конкретные пути совершенствования методики обучения нападающему удару.

Метод оценки эффективности нападающего удара применялся с целью определения эффективности овладения умениями и навыками игры в нападение нами использовалась апробированная методика регистрации количества и качества технико-тактических действий, разработанная М.Д. Ашибоковым [2]. В процессе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись следующие показатели, характеризующие эффективность нападающего удара.

1. Объем нападающих ударов (количество случаев атаки данным способом в партии).

2. Количественный показатель эффективности нападающих ударов (то количество атак в партии, после которых мяч попадал на площадку соперника, уходил от блока в аут или доигрывался).

3. Качественный показатель эффективности нападающих ударов (отношение количественного показателя эффективности нападающих ударов к объему нападающих ударов в процентном соотношении).

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № г. Воронежа с целью подтверждения выдвинутой гипотезы с волейболистками 12-13 лет. В экспериментальной группе (n=12) учебно-тренировочная работа проводилось с внедрением разработанной нами методики. В контрольной группе (n=13) применялась общепринятая методика. Эффективность разработанной методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Для получения достоверных результатов мы использовали методы математической статистики.

Для этого определялись следующие статистические величины:

1) средний результат в группе

где åVi- сумма результатов в группе эксперимента,

n - число волейболистов в группе.

2) среднеквадратичное отклонение

где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные результаты в группе;

К - коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпета;

s - среднеквадратичное отклонение.

3) средняя ошибка среднего арифметического

где s - среднеквадратичное отклонение;

m - средняя ошибка среднего арифметического;

n - число волейболистов в группе.

4) средняя ошибка разности

где Mэ - средний результат в экспериментальной группе;

Мк - средний результат в контрольной группе;

mэ – средняя ошибка среднего арифметического в экспериментальной группе;

mk - средняя ошибка среднего арифметического в контрольной группе;

t - средняя ошибка разности.

Если Р(t) > 0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными.

Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 95742
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Похожие работы

. вид постановки стоп был оценен как перпендикулярный. В количественном выражении это составило 47% от общего числа выполненных нападающих ударов волейболистами различной квалификации. Цель - изучить структуру разбега и отталкивания, а также эффективность нападающих ударов в зависимости от варианта постановки стоп. Задачи исследования: определить характеристики двигательных действий в структуре .



. известно, что большинство спортсменов знают и умеют гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях. 1.4 Специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет Результаты педагогического процесса в физическом воспитании и спорте находятся в прямой зависимости от качества учебно-воспитательной .

. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в дальнейшем в единстве с совершенствованием техники игры). 4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности [1, с.78]. 1.5 Тренажёры и тренировочные устройства в технической и физической подготовке волейболистов Физическая подготовка спортсмена составляет основу спортивной тренировки. В её процессе осуществляется развитие .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника выполнения: Нападающий удар — пожа­луй, одно из самых привлекательных в- технике игры в волейбол. Как бы ни устал игрок, но, когда выдается свободная минута, он всегда спешит к сетке выполнить нападающий удар. Напа­дающий удар вызывает восторг зрителей и дос­тавляет огромное удовольствие самим волейболи­стам.

Основной способ нападения — это прямой на­падающий удар по ходу, когда направление поле­та мяча совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

На рисунках показаны основные положения во­лейболиста при выполнении прямого нападающе­го удара. В последнем шаге разбега правая нога выставляется вперед с опорой на пятку, одновременно руки отводятся для замаха назад. Затем игрок приставляет левую ногу и, делая маховые движения руками, производит отталкивание. При замахе игрок прогибается в пояснице, рука, согнутая в локте, отводится назад, за голову, после чего туловище выпрямляется, рука при­ближается к мячу, при этом движении предпле­чье и кисть отстают. В момент удара рука вып­рямляется, игрок сгибается в пояснице. После удара рука продолжает движение вниз и игрок приземляется. Чем ближе к сетке передача и выше прыжок, тем энергичнее заключительное движение кистью руки при ударе по мячу. При ударе с далеких от сетки передач заключительное движение кистью выражено слабее, зато ха­рактерна активная работа туловища.

Самое сложное в этом техническом приеме со­стоит в том, что игрок должен очень точно рас­считать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара проис­ходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч. Часто игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движе­нием при ударе по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающе­го удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).

Методика обучения:

Задача 1 в методике обучения нападающему удару Создать у занимающихся спортсменов правильное представле­ние о технике.

а) Указать, какие удары бывают с различных исходных положений.

б) Показать правильную технику нападающего удара

в)Разобрать обучающие фильмы и фотографии (наглядно методические карточки)по технике нападающего удара.

Задача 2 в методике обучения нападающему удару, научить правильно выполнять разбег, выполнять взмах руками и замах, а так же удар по мячу, накрывая мяч сверху.

1.Изучение ритма разбега и прыжка с оттал­киванием двумя ногами: прыжок вверх толчком двух ног, прыжок вверх толчком двух ног с раз­ бега в один, два и три шага.

2.Удары кистью по мячу, стоя на коленях на I поролоновом мате (замах небольшой, рука вып­рямлена в момент удара), стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах.

3.Бросок теннисного мяча в прыжке с разбега через сетку, удары в прыжке по мячу на резино­вых амортизаторах (с места и разбега).

4.Нападающий удар до мячу в держателе, установленном у сетки.

5.Удар через сетку после разбега в два, три шага. Тренер подбрасывает мяч на 0,5 м над сет­кой. Удар выполняется в зоне 4, а затем в зоне 2.

6.Прямой нападающий удар с разбега в два, три шага из зоны 4, а затем из зоны 2. Тренер подбрасывает мяч на 1,5 м над сеткой.

7.Прямой нападающий удар с разбега в три шага из зоны 4 и зоны 2.Первую передачу вы­полняет игрок, а вторую для удара - тренер. Высота передачи — 1,5 м из зоны 3.

Задача 3 в методике обучения нападающему удару. Совершенствование техники удара.




1.Прямой нападающий удар в зону 1 с пере­дачи на столб. То же, но из зоны 2 в зону 5.Каждый нападающий 1-й и 2-й групп по­очередно выполняет нападающий удар, после чего падающему другой группы . Выполнив эти два действия, каждый игрок занимает место в конце противоположной группы.

2.После первой передачи из зоны 6 связующий выполня­ет передачу для удара нападающим зоны 4 или 2. На­ правление второй пе­редачи нападающим не известно.


3. Нападающие по­очередно выполняют удар после разбега влево от связующего сначала из зоны 4, а затем из зон 3 и 2.



4.Игрок с мяча­ми, стоящий за сет­кой, несложной пода­чей посылает мяч дважды через сетку на игрока зоны 6, кото­рый выполняет пооче­редно передачу сразу на удар нападающим зон 4 и 2. По указанию тренера иг­роки периодически ме­няются местами.


Методика обучения – специальная система методов и методических приёмов (иногда и форм организации соревнований), созданных для изучения конкретного двигательного действия с определённым составом занимающихся.

Методы обучения и воспитания – это способы передачи учителем и усвоения учащимися знаний, умений и навыков, воспитания физических и духовных сил человека.

Атакующий удар – наиболее эффективный способ завершающих действий команды. С технической точки зрения – это один из самых сложных приёмов игры. Он осуществляется выше верхнего края сетки.

По направлению атаки удары различают: по ходу, когда направление полёта мяча соответствует направлению разбега (прыжка) игрока, и удары с переводом – при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полёта мяча разделяют на силовые, кистевые и обманные.

Прямой атакующий удар расчленяют на 4 фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, приземление.

В свою очередь каждая из этих фаз состоит из микрофаз.

В фазе разбега волейболист решает две главные задачи: достижение наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности относительно скорости (траектории) полета мяча. По своей ритмической структуре разбег в свою очередь разделяют на микрофазы: начало, середину и прыжок.

В начальной микрофазе разбега с целью определения характера полета мяча (направление и траектория) волейболист выполняет один-два ступающих (поисковых) шага в медленном темпе. Во второй, подготовительной, он определяет траекторию полета и корректирует свое направление и скорость разбега.

Во второй фазе – прыжке – игрок выполняет широкий беговой шаг правой ногой на стопу с пятки, левую ногу приставляет к правой, руки отводит назад. Ноги сгибаются в коленях, а туловище в тазобедренных суставах. Затем руки делают взмах вперед-вверх, ноги разгибаются во всех суставах и отрываются от опоры, тело приобретает вертикальный взлет с незначительным наклоном туловища вперед. Одновременно со взлетом игрок выполняет замах правой рукой вверх-назад, левая рука задерживает движение на уровне плеча. Туловище прогибается в грудном и поясничным отделах позвоночника, ноги незначительно сгибаются в коленях. Важно, чтобы кисть бьющей руки заносилась не за голову, а была над плечом; выше плеча должен быть и локоть.

В зависимости от индивидуальных проявлений скоростно-силовых качеств спортсменов различают одновременную постановку ног (жесткое отталкивание) и поочередную (мягкое отталкивание). При этом стопы могут оставаться параллельны или быть развернуты носками наружу. Высота прыжка во многом обусловлена взрывным «характером сокращения мышц и максимальным наращиванием скорости маховых движений рук.

В третьей фазе – ударе по мячу – правая рука выпрямляется в локтевом суставе, вытягивается вверх-вперед. Удар осуществляется резким и последовательным сокращением мышц живота, груди и руки. При этом кисть бьющей руки накладывают на мяч сзади-сверху в естественном состоянии напряжения. Это состояние обусловлено тактическими задачами атаки и будет увеличиваться в сторону напряжения при необходимости повышения точности удара. Правильное ударное движение кисти – основа успеха в технике атакующего удара. Оно должно осуществляться вокруг вертикальной оси. На начальном этапе обучения и совершенствования техники атакующих ударов следует особое внимание уделять не силе удара, а его своевременности и направлению.

В четвертой фазе – приземлении – игрок приземляется на согнутые ноги, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.

В успешном завершении взаимодействий команды использование только прямого атакующего удара недостаточно. Поэтому все большее значение в современном волейболе находят применение удары с переводом мяча.

При ударе переводом с поворотом туловища все подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как при прямом ударе. [1]

Ошибки, которые встречаются при выполнении нападающего удара

Несвоевременный и неточный разбег. Волейболист не согласовы­вает свой разбег со скоростью и траекторией полета мяча и поэтому выбегает к сет­ке преждевременно или запаздывает. Спортсмен забегает под мяч или не добегает до него — в результате прыгает и бьет по мячу либо над собой, либо за головой, либо не дотягивается до мяча.

Упражнения. 1. В парах. Один игрок располагается с мячом около сетки, дру­гой находится в 3 м от нее. Игрок, стоящий около сетки, многократно подбрасы­вает мяч двумя руками снизу вверх на 1 м выше сетки. Волейболист, выполняющий удар, должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он прыгает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и забежал под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же на­падающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начнет, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом игрок подбирает для себя оптимальный разбег.

То же, что и в упражнении 1, но с передачи, выполненной партнером на 1 м выше сетки; сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

Упражнения 1 Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с пристав­лением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так. чтобы полностью погасить продвижение вперед.

То же, что и в упражнении 1, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

То же, что и в упражнении 2, но в прыжке выполнить имитацию нападающе­го удара.

III. Недостаточно энергичный мах руками перед прыжком. Иг­рок выпрыгивает не на максимальную высоту. В этом случае за счет махового дви­жения руками облегчается нагрузка на ноги и при активном их разгибании прыжок будет выше.

Упражнения. 1. Стоя на опоре как при стартовом положении пловца (ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад), волейболист энергичным махом руками вперед-вверх с последующим отталкиванием от опоры выпрыгива­ет вверх.

Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое поло­жение пловца и незамедлительно, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, пос­ле чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Обратить внимание волей­болиста на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на актив­ное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

IV Удар по мячу производится над или за головой, рука в мо­мент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз. В результате снижается си­ла удара и мяч часто летит за пределы площадки. Игрок ударяет рукой по сетке — это происходит за счет близкого отталкивания около сетки.

Упражнения. 1- Исходное положение — ноги на ширине плеч, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки игрок ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз

Игроки в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют уда­ры правой рукой по мячу, лежашему на ладони левой руки, выставленной вперед- вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание спорт­сменов на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему — другой.

Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60—70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой. Ударом правой руки мяч перебивается через сетку. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Пра­вая рука после удара без за­держки опускается вниз, сет­ку не задевать.

4. То же, что и в упражне­нии 3, но игрок левой рукой подбрасывает мяч, а правой перебивает его через сет­ку. Занимающиеся при вы­полнении нападающего удара могут подниматься на носки.

5. Тренажер закрепляется на сетке так, чтобы мяч был выше ее на 20 см и вынесен на 10 см. Игрок, нахо­дясь в 1 м от сетки, выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, выбивает мяч из тре­нажера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.

6. То же, что и в упражнении 5, но нападающий удар выполняется после раз­бега в 2—3 шага под углом 45° к сетке. [3]

Обучение разбегу и прыжку:

1. Прыжок на месте со взмахом рук.

2. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.

3. Разбег с 1–2 шагов, имитация верхней передачи в прыжке.

4. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера

5. Разбег с 1–2 шагов, верхняя передача мяча в прыжке:

а) в стену или через сетку;

в) с высокого подбрасывания партнера;

г) с низкого подбрасывания партнера.

Обучение ударному движению

1. Правая рука в положении замаха, левая рука впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.

2. Взмах руками и постановка руки в замах:

3. Из положения замаха выполнить нападающий удар:

а) по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки;

б) по мячу в левой руке;

в) без мяча с опусканием руки;

г) в пол, в стену с руки;

д) в пол, в стену после подбрасывания.

Обучение нападающему удару с разбега в прыжке

1. Разбег с 1–2 шагов, нападающий удар по мячу в держателе или с поддержкой партнера:

2. Имитация нападающего удара в прыжке с разбега с 1–2 шагов, затем нападающий удар по мячу:

Руководитель:
учитель физической культуры Агафонова А.Р.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.

1.2 Техника выполнения нападающего удара: разбег-прыжок-удар

1.3 Виды и характеристика нападающих ударов (прямой, ускоренный, медленный)

Глава 2. Практическая часть. Эксперимент

Заключение

Используемые информационные источники

Введение

В современном волейболе нападающий удар становится одним из решающих элементов игры большинства команд.

Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака. Именно в процессе атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков. Вся команда стремится создать момент для удачного исполнения этого эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения таких ударов, может придать ускорение мячу до 130 км/ч!

Поэтому понимание и применение принципов правильной техники нападающего удара является одним из приоритетных для волейболиста.

Гипотеза — специальные упражнения подготовят и скорректируют технику выполнения нападающих ударов, что положительно скажется на всем процессе обучения этой спортивной игре.

Предмет исследования — эффективность средств обучения и уровень обученности учащихся 7-х классов на уроках физической культуры.

Объект исследования — учебный процесс учащихся на уроках физической культуры по волейболу.

Цель — научить учеников 7 классов правильной технике выполнения нападающих ударов

  • Изучить литературу по данному вопросу
  • Разработать комплекс упражнений для обучения и корректировки технике нападающих ударов
  • Сделать выводы и практические рекомендации

Практическая значимость — разработанный комплекс упражнений может быть использован на уроках физической культуры и при самостоятельных занятиях волейболом

Глава 1. Теоретическая часть

Характеристика волейбола, как средства физического воспитания.

Техника выполнения нападающего удара

Нападающий удар — это технически сложный элемент волейбола

Нападающий удар выполняется игроком в прыжке после разбега и заключается в перебрасывании мяча одной рукой выше края сетки на сторону команды соперника. Все действия (усилия) волейболиста в этот момент сконцентрированы на достижение следующих целей: нахождение оптимальной точки для толчка, оценке направления полета мяча и совершение максимально высокого прыжка.

Амплуа нападающих в волейболе:

  • Центральный блокирующий — игрок первого темпа. Нападает, как правило, из 3-й зоны с коротких и скоростных передач. В команде центральные нападающие, обычно, являются самыми высокими игроками.
  • Доигровщик — нападающий второго темпа. Атакует с передней линии со 2-го или с 4-го номера, с задней — пайп.
  • Диагональный. Нападает в основном с задней линии с 1-го номера. В приёме подачи не участвует. Обычно самые результативные игроки в команде.

Виды и характеристика нападающих ударов.

Боковой и с переводом

Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков были направлены (или должны были быть) на подготовку его совершения. От того насколько точны и выверены были действия игроком при подготовке нападающего удара во много зависит, достигнет ли его выполнение своей цели. Это один из самых сложных элементов волейбола. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств.

Прямой нападающий удар

При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега — 2 — 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки — по дуге сзади -вниз — вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой. Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.

Глава 2. Практическая часть. Эксперимент

Нами было проведено 10 занятий. Ребята работали индивидуально, в парах и группах. Сначала отрабатывали разбег-прыжок- удар без мяча. Работали вдоль линии нападения и у сетки. Работали с набивными, теннисными и волейбольными мячами. Так же выполняли нападающие удары из 4, 3 и 2 зоны. Кроме этого, на разминке большое внимание уделяли прыжковым упражнениям

В начале эксперимента почти никто из ребят не смог выполнить нападающий удар через сетку. Ближе к концу эксперимента у некоторых ребят начало получаться.

Заключение

Нападающий удар один из наиболее сложных и в то же время наиболее красивых технических элементов. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков были направлены на подготовку его совершения. От того насколько точны и выверены были действия игроком при подготовке нападающего удара во много зависит, достигнет ли его выполнение своей цели. Обучение этому элементу требует много времени. Начатую работу нужно будет продолжить на дальнейших уроках физкультуры.

Используемые информационные источники

Приложение

Упражнения для изучения техники нападающего удара

Нападающий удар по ходу из зоны № 4 с высокой передачи из зоны № 3 направляется в зоны № 4,6,5.

Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

Имитация нападающего удара и обман.

Поочередное выполнение ударов

Нападающие удары с задней линии.

Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения технике нападающих действий.

Ошибки при обучении:

  • стопорящий шаг на носок;
  • остановка перед отталкиванием;
  • отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;
  • удар согнутой в локте рукой;
  • в момент удара опускание локтя вниз;
  • ранний или поздний разбег;
  • неправильный ритм или разбег;
  • неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;
  • медленное отталкивание;
  • недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
  • приземление после удара на прямые ноги.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара:

Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком.

Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитникам

Читайте также: