Доклад метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника

Обновлено: 04.07.2024

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное прочтение художественного текста, а формирование умения самостоятельно работать с текстом, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроке литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.

Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы:

Название этапа Деятельность учащихся и учителя
1. Планирование работы -изучение текста художественного произведения, исторических документов;

-выбор темы для проектной деятельности (тема должна быть интересной, значимой для учащихся, они должны быть заинтересованы в развитии проекта);

-обсуждение возникших идей;

-собирание информации, работа с различными источниками (словари, справочники, исторические документы, критическая литература, Интернет-ресурсы);

- подбор возможного зрительного ряда (иллюстрации, портреты героев, произведения живописи) к презентации или буклету;

Приложение 2. Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства".

Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования. Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации, готовности на выходе из школы к освоению программ высшего профессионального образования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". При изучении романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" большой интерес вызывает у школьников фигура Воланда. "За что Воланд наказывает человечество?" - так был сформулирован основной вопрос для групповой работы. Ученики провели большую поисковую работу по различным направлениям: текст, критическая литература. В результате черновой работы получилась таблица с интересными результатами, которые оформлены в виде презентации и буклета. Для эффективной организации проектной работы использую методические рекомендации по выполнению проекта. Это различные памятки, например, "Как работать в группе над проектом", "Как работать над проектом". Совместно с учащимися разрабатываем "Примерный план работы над проектом". После окончания работы подводим итоги с целью рефлексии (Памятка "Мы подводим итоги проектной деятельности")

Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся.

Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:

по участию в разработке
индивидуальные (рассчитаны на сильного ученика) парные групповые (дети учатся сообща решать сложные вопросы, делить обязанности, учатся руководить и подчиняться)
по времени исполнения
мини-проекты (укладываются в рамки одного урока) краткосрочные долгосрочные (выполняются во внеурочное время, могут быть рассчитаны на несколько лет)
по комплексности
монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета "Литература") межпредметные (выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания: "История", "Литература", "МХК")
по характеру координации проекта:
-проекты со скрытой координацией (учитель выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта) -проекты с открытой явной координацией (учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности)

по доминирующей деятельности учащихся:

-исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей, обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию);
-коммуникационные проекты
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных произведений)

Примеры межпредметных творческих проектов, реализованных в школе: "Россия- Япония: диалог культур" (МХК, география, литература), "Культура Древней Руси" (история, литература).

В своей работе большое внимание уделяю проектам, имеющим конкретное общественно-полезное значение. Часто эти проекты являются долгосрочными, ориентированными на создание системы: урок - внеклассная деятельность. Руковожу "Клубом юных журналистов". Результатом этого творческого практико-ориентированного проекта стала школьная газета "Ступени", освещающая вопросы, интересные для подростков. Газета выходит пять лет, три года - в электронном варианте.

Интересна для учащихся и такая форма проектной деятельности, как бал. Это погружение в 19 век, формирование основ русской культуры на литературном, историческом, культуроведческом материале. Старшеклассники с удовольствием примеряют на себя роли известных личностей, участвуют в инсценировании отрывков из произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поют романсы и танцуют.

  • помощь в определении школьником замысла проектной деятельности;
  • консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с текстом;
  • внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления, рассуждений и интерпретации, инициирование навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;
  • поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
  • участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать в коллективе, планировать работу индивидуально и в группе, учатся оценивать ситуации и принимать решения.

Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Компьютеры и мультимедиа стали неотъемлемой частью образовательного пространства. В работе использую компьютер как необходимое условие проведения современного урока. Сегодня техника позволяет представлять результаты своей деятельности ярко, логично, подбирать систему доказательств, иллюстраций к основным вопросам темы.

В процессе работы над проектом с использованием средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать и делать выводы.

Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.

Опыт может быть использован в массовой практике как форма индивидуальной, парной или групповой работы школьников. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем на основе внимательного изучения произведений русской классической литературы.

Приложение 1. Презентация по теме: "Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся".

Приложение 2. Проектная работа "А.С.Пушкин. Счастливая, невозвратимая пора детства" автор работы: ученица 10 класса Мануйлова Валерия.

Приложение 3. Клуб журналистов. Проект Школьная газета "Ступени" (компьютерная верстка Мануйлова Валерия).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Метод проектов как один из путей повышения компетенций школьника. Выбор темы, распределение поручений. Продукт проекта.

Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции , определяющие современное качество содержания образования".

Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

Составляющими элементами понятия "компетенция" являются:

знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы;

навыки - это владение средствами и методами;

способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;

стереотипы поведения - видимые формы действий;

усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

К ключевым компетенциям относят:

ценностно-смысловые компетенции - связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения;

общекультурные компетенции, т.е. духовно-нравственные основы жизни человека;

учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

информационные компетенции – владение современными средствами информации; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

коммуникативные компетенции – умение жить и работать в коллективе, взаимодействовать с окружающими, принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, нести ответственность за принятое решение, умение уходить от конфликтов, понимание социальных ролей (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель), уметь презентовать себя, итоги своей работы, умение задать вопрос, вести дискуссию;

компетенции личностного самосовершенствования - направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки ( умение оценивать свою работу, свои достижения . Здесь очень важен пример, который видит перед собой ребенок: на доступном пониманию младшим школьником тех или иных целей, формировать такие ценности, которые требуют развития на протяжении всей жизни, а именно осознание того, что человек должен учиться постоянно, чтобы самосовершенствоваться).

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Реализация проектной деятельности является одним из главных средств формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации. Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

У учащихся этого возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходимо не только желание, но и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в:

1) Наличие у детей ряда коммуникативных умений:

умение спрашивать , (то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

2) Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Это наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правила поиска и выбора темы исследования, как наиболее важного этапа всей работы.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению.

Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Проектная деятельность как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделенной между учеником и учителем-консультантом, а также внутри группы учеников, занятых выполнением одного проекта.

На начальной ступени обучения проектной деятельности особую роль, имеют групповые, личностные и коллективные практико - ориентируемые и практические проекты. Они способствуют развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формируют опыт проектной деятельности.

Этапы совместной работы:

-Определить состав группы;

-Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);

-Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;

-Каждый участник продумывает, каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;

-Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);

-Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);

-Из отдельных результатов получается один большой результат.

Правила совместной работы:

-Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

-Работать по плану (сверять дела с планом);

-Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

-Качественно выполнять работу;

-Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.

Презентация

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Костромина Маргарита Геннадьевна

учитель высшей категории истории и обществознания МОУ СОШ 97 г. Волгограда

© Copyright 2001-2007. Федерация Интернет Образования.

Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника

Экономика 11 класс

Презентации


Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительном изменяющемся мире постиндустриального общества, это и определяет его актуальность.

  • поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
  • выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компонентов (в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации):

  • самостоятельно учиться;
  • повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • быть способным быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • нарабатывать новые способы деятельности и трансформировать прежние с целью их оптимизации.

В данном контексте становиться необходимым:

  • уметь определять направление своих действий;
  • ставить цель, находить наиболее эффективные способы её достижения;
  • разбираться в меняющихся ситуациях, у4читыватьт свои цели и приоритеты;
  • владеть способами осуществления наученного познания: выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, обобщать и анализировать результаты деятельности.

Метод проектирования позволяет достичь желаемых результатов.
Особенно важен метод проектов на старшей ступени школы в условиях введения в старших классах профильн6ого обучения. Понимание значимости учебных проектов привело к тому, что в новом варианте Базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения наряду с элективными курсами специально предусмотрена проектная и исследовательская деятельность школьников.
Суть технологии стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний и, через проектную деятельность, предусматривающую решении е одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформулировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы Надь проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает, как исследовательские, так и личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания Ии развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром, говоря, что процесс важнее результата.
Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени.
Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

  • организационно-подготовительный.. на начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполнению проекта. Подготовка к работе над проектном включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения её необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средства; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование и моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).
  • поисково-исследовательский. Предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащих в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета и модели.
  • Итоговый. Является презентация и защита её финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчёта, а также устного выступления представителей микрогруппы и координаторов проекта на публичное его обсуждение. Одновременно пакет документов передается рецензорам и внешним экспериментам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновываются актуальность, значимость, новизну и логику и замечания, содержащиеся своего проекта, отвечают на вопросы слушателей в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершенной без анализа самим учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, как и результатов публичной защиты.

Основные этапы метода изложены в таблице в которой просматривается деятельность учителя и учащихся. Для наглядности обратимся к ней:

Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных; формирование группы.

Осознают цель, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задание

Объясняет тему, базовые данные, цель работы; мотивирует. Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Выдает и объясняет задание

Уточняют источники информации, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновываются критерии успехи.

Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся)

Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части работы в хозяйстве.

Выполняют исследование и работают по заданиям.

Наблюдает консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе)

Анализ результатов и оформление проекта

Участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад.

Консультирует, организует конференцию, готовит оценочные таблицы, инструктирует рецензентов

Защита проекта. Конференция. Выставки и т.п.

Защищают проект. Формулируют предварительную оценку работы.

Руководит проведением конференции

Оценка и коррекция

Проводят коллективную оценку, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу. Подводят итог

Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов

Технология проектного обучения в системе уроков

Этапы разработки проекта

Методика организации учебного процесса

I. Исходный: разработка проектного задания

II. Разработка проекта: планирование работы

Учитель задает план работы над проектом, организует его обсуждение, дети составляют план самостоятельно. План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного экрана выполнения проекта (каждым учащимся или группами).

III. Реализация проекта

Обучающиеся в соответствии с групповыми или индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность обучающихся и групп:
• литературу отбирает учитель и приносят учащиеся;
• источником информации может быть и сам учитель;
• учитель дает обучающимся рекомендации, как работать с литратурными источниками, в виде памяток, алгоритмов, действий, фронтального обсуждения;
• помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники, дает рекомендации по их проведению;
• учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении способов представления наглядно-графического материала;
• ведущий в группе, собрав воедино весь материал, обсуждает с членами группы и с учителем реализацию запланированного сценария презентации.

IV. Общественная презентация проекта

Пример уроков-проектов. Приложение 1.

1. Учащиеся разбиваются на группы по 4 – 5 человек.

2. Распределяются задания между группами и
вырабатывается план действий каждой группы.

К ключевым компетентностям относятся: (на слайде)

  1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
  2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
  3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
  4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
  5. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
  6. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
  7. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
  8. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Проектный метод обучения мы рассматриваем как дидактическую систему реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которого школьники применяют полученные ими знания и умения на практике. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, с тем чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работ

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Например, система "Международный бакалавриат" допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с "технологией работы в группах сотрудничества".

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определённого отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
  • Применение исследовательских методов при проектировании.
  • Структурирование этапов выполнения проекта.
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Хотелось бы определить, что такое учебный проект с точки зрения ученика и учителя.

С точки зрения учащегося-это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

При этом развиваются следующие умения и навыки:

  • способность к методичной работе и самоорганизации;
  • самодисциплина;
  • желание делать свою работу качественно;
  • умение работать с разного типа текстами;
  • коммуникативные навыки;
  • умение отбирать информацию из разных источников;
  • планирование своей работы и времени;
  • представление результатов своей работы (презентация);
  • анализ и рефлексия.

С точки зрения учителя-это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Как же учитель должен организовывать работу над проектом?

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1- погружение в проект;

2- организация деятельности;

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы

1 этап - погружение в проект

Учитель

Учащиеся

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

1)личностное присвоение проблемы;

2) цель и задачи

2)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 этап - организация деятельности

Учитель

Учащиеся

Организует деятельность, предлагает:

3) организовать группы;

3) разбивку на группы;

4)распределить роли в группах;

4)распределение ролей в группе;

5)спланировать деятельность по решению задач проекта

6)возможные презентации результатов.

6)выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3 этап - осуществление деятельности

Учитель

Учащиеся

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

7)консультирует учащихся по необходимости;

7)каждый в соответствии со своей ролью и сообща;

8)консультируются по необходимости;

9)даёт новые знания;

10)репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

10)подготавливают презентацию результатов

4 этап - презентация

Учитель

Учащиеся

11)обобщает и резюмирует полученные результаты;

11)понимание проблемы, цели и задач;

12)подводит итоги обучения;

12)умение планировать и осуществлять работу;

13)оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.;

13)найденный способ решения проблемы;

14)акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат.

14)рефлексию деятельности и результата;

15) дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Проанализировав эту таблицу, мы увидели, что степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Приведем далеко не полный перечень возможных выходов проектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса

Система школьного самоуправления

Мы хотим вам представить возможные подходы к организации проектной деятельности в начальной, средней и старшей школе нашей гимназии.

Одним из ключевых направлений деятельности кафедры начальных классов является привлечение учащихся 2-4 классов к проектной деятельности с последующим участием в юниорских реферативных чтениях.

3 победителя:

5 призеров:

На кафедре иностранных языков нашей гимназии используются разные типы проектов:

  • исследовательские (с методом экспериментальной работы);
  • творческие (сочинения, стенгазеты, альбомы);
  • ролево-игровые (спектакль, сценка);
  • практико-ориентированные (звукозапись, программа, проект закона, программа действий, игра);
  • монопроекты (тематические, связанные с поурочным планированием, презентацией);
  • межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время, могут объединять несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например проблемы окружающей среды, исследования творчества писателей, сравнения языковых явлений, традиций и обычаев стран изучаемого языка и т.д.).

На кафедре математики под руководством учителя М.В. Валиковой разработаны проекты по созданию тренажёров по решению тестовых задач.

При работе над проектами наши учителя разработали памятки для учеников и учителей, рекомендации для защиты проектов. Мы готовы поделиться своим опытом и разместить материалы семинара на сайте нашей гимназии.

Заключение

Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует ключевые компетентности учащихся, поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Литература:

Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: первое сентября, 2010. – 44 с.

Читайте также: