Доклад мастера производственного обучения на методическом объединении швея

Обновлено: 04.07.2024

Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество л качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений.

1. Формы производственного обучения :

урок (вводный, текущий и заключительный

инструктаж); производственная практика.

2. Методы производственного обучения :

• показ приёмов трудовых действий;

• упражнения и самостоятельная работа;

• обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы.

издание, Москва. 1999г.

2. Ю. Р. Вытев «Оценка профессиональной

Основными проблемами производственного обучения, как и обучения в целом, являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Не принижая значимости какой-либо проблемы учебного процесса, отметим, что важнейшей из них являются формы и методы обучения, влияющие на творческую активность обучающихся. Именно от их эффективности при любых других условиях и факторах, в конечном итоге зависит количество и качество получающих обучающимися знаний, навыков и умений.

Самой распространенной формой производственного обучения является урок производственного обучения (занятие в учебных мастерских). На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день - шесть учебных часов).

Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых её можно выполнить; б) ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда; в) объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных её частей (приёмов, операций и т. д., г) предупреждение обучающихся о возможных затруднениях, ошибках; при необходимости показ способов самоконтроля за выполнением операций.

Активизация познавательной деятельности в ходе вводного инструктажа способствуют актуализация ранее полученных знаний, практических навыков и умений, показ практической значимости изучаемого материала для профессиональной деятельности.

Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы. Он, как правило, является индивидуальным или групповым. В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группе на наиболее эффективных приёмах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и т. д.

Успех деятельности мастера во многом зависит от

умения организовать целенаправленное,

дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого обучающегося. Активизация группы достигается введение элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом.

Степень самостоятельности обучающихся при выполнении производственного задания повышается, если мастер по ходу текущего инструктажа комментирует работу обучающихся, приводит примеры из опыта работы новаторов производства, работающих на базовом предприятии и т. д. Важно подчёркивать вопросы экономики производства (использование материалов, электроэнергии, сокращении затрат труда при выполнении той или другой операции).

В отдельном случае текущий инструктаж может носить групповой характер. Например, если в ходе наблюдения за работой обучающихся обнаружены типичные недостатки, или, наоборот, у отдельных обучающихся - ценные находки, то мастер принимает решение ознакомить с ними всех обучающихся.

Активизация группы достигается постановкой перед обучающимися производственных проблем, созданием соответствующих производственных ситуаций.

Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе, выявление обучающихся передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчётов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т. д. Правильно построенный заключительный инструктаж оказывает большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.

На современном уроке производственного обучения сочетаются две формы обучения : групповая и индивидуальная. При групповой форме обучения все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, одинаковые учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий, коллективный и заключительный инструктажи и значительно облегчает руководство индивидуальной работой обучающихся. При этом создаются наиболее благоприятные условия для систематического изучения учебного материала.

В зависимости от цели и содержания изучаемого материала различают следующие типы уроков производственного обучения :

- уроки по изучению трудовых приёмов или операций, цель которых - дать обучающимся производственно технические знания, первоначальные навыки и умения для выполнения изучаемых приёмов или операций;

- уроки по выполнению комплексных работ, цель которых - ознакомить обучающихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планирование технологического процесса, совершенствование и

закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях.

Производственная практика обучающихся представляет

собой заключительный этап их профессиональной

подготовки и проводится в последние месяцы обучения. К

задачам, решаемым в процессе производственной практики,

относятся: совершенствование и конкретизация

профессиональных знаний, навыков и умений;

специализация по избранной профессии; накопление опыта

самостоятельной работы при выполнении сложных

производственных работ; освоение прогрессивной

технологии, современного оборудования, средств

механизации и автоматизации; овладение

высокопроизводительными инструментами и

приспособлениями, опытом передовиков и новаторов производства; изучение технической и технологической документации, вопросов научной организации труда на рабочем месте; применение ранее полученных знаний и умений на практике, решать сложные производственные задачи.

В период производственной практики важно ставить и решать задачи формирования профессионально ценных качеств будущих рабочих, таких как быстрота реакции, координированность движений, быстрота внимания, наблюдательность, умение определять на слух неисправность в работе оборудования и инструментов, развитие глазомера и т. д.

Критерием выбора методов является соответствие их

избранным формам организации учебного процесса, т. к.

общегрупповые, бригадные и индивидуальные формы

работы потребуют различных методов обучения. В этой

связи хотелось бы рассмотреть отдельные методы

производственного обучения : показ приёмов трудовых

действий, упражнения, самостоятельные наблюдения

обучающихся, письменное инструктирование, методы

обучения обучающихся передовым

Показ приёмов трудовых действий. Этот метод имеет целью создание в сознании обучающихся точного и чёткого зрительного образа трудовых действий, с которыми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по обработке соответствующих приёмов и способов работы.

Для того чтобы обучающиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь. Поэтому мастер выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя приём или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание обучающихся не только па конечных, но и па промежуточных моментов действия.

Воспринимая показ трудовых приёмов, обучающиеся должны не только понять, но и запоминать во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приёмов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.

Производя показ приёмов, нужно ясно представлять служебную роль методических приёмов показа. Обучающийся в конечном итоге должен чётко воспринять целостное трудовое действие. Поэтому показ трудовых приёмов всегда должен начинаться и завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.

Навыки и умения, как и их компоненты, формируются путём упражнений, являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнением понимаются многократные повторения определённых действий в целях их сознательного совершенствования.

Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, формирование профессиональной самостоятельности, достижения определённой скорости в работе, наконец, творческого отношения к труду.

Эти цели должны постепенно и постоянно повышаться по сложности и степени достижимости, находится в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное движение обучающихся в освоении основ профессионального мастерства.

Весь процесс можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у обучающихся профессионального мастерства. В этой связи вполне оправданное утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения.

Вначале, при изучении приёмов и операций - это

отработка правильности трудовых действий, далее

достижение точности, скорости, сноровки; при выполнении

работ комплексного характера новыми целями

производственного обучения т. е. системы упражнений,

являются достижение заданной скорости, темпа, ритма

работы, освоение различных вариантов сочетания

технологических операций в реальном технологическом

процессе, типичных различных и специфических способов

использования инструментов, приспособлений.

Постоянными, сквозными, всё более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего

безграничное множество своих специфических проявлений уровней.

Упражнения и самостоятельная работа.

Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь

чёткое представление о соотношении понятий

эти термины часто употребляются рядом, что

самостоятельную работу относят в раде случаев к

самостоятельному методу производственного обучения.

Самостоятельную работу обучающихся следует

рассматривать так же как упражнения, характерные для

периодов производственного обучения, когда деятельность

обучающихся носит в значительной степени

самостоятельный (т. е. независимый от мастера) характер.

Ведущей дидактической целью при этом является

отработка, формирование профессиональной

самостоятельности обучающихся в различных её проявлениях. Таким образом, (упражнения) и (самостоятельная работа) обучающихся соотносятся как целое и часть.

Применение этого метода связано с использованием на

уроках производственного обучения различных

инструктивных учебных документов, являющихся

самостоятельными источниками информации. В

производственном обучении наибольшее применение

находят инструкционные, технологические

(инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций; они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приёмов и операций.

Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера; они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ. Учебные алгоритмы применяются при обучении обучающихся обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей; они содержат чёткие правила выполнения работ в типичных различных ситуациях.

Наличие такой документации письменного инструктирования позволяет каждому обучающемуся многократно, по мере необходимости, обращаться в процесс выполнения учебно-производственных работ к указаниям, содержащихся в ней, в любых условиях. Это обеспечивает возможность обучающимся постоянно осуществлять самоконтроль, расширяет возможности по управлению процессом производственного обучения. Наибольший эффект даёт такая организация использования письменных инструкций, когда они имеются у каждого обучающегося на его рабочем месте.

Полная активность в процессе учебно-производственных работ - это активность мыслительная, сознательная, творческая. Она проявляется в сознательном корректировании обучающимися собственных действий в соответствии с показанным образцом, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, приводящих к положительным результатам, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок.

Более высоким уровнем решения производственно-технических задач является выполнение заданий творческого характера, например:

- выбор наиболее рационального технологического процесса выполнения учебно - призводственных работ из нескольких предложенных мастером или самостоятельно разработанных обучающимися;

- разработка предложений по экономии рабочего времени, материалов, энергии и т. д.

Наиболее характерными учебно-производственными задачами, широко применяемыми в процессе производственного обучения, являются задачи по разработке технологии выполнения учебно-производственных работ. Такие задания обучающиеся выполняют обычно в порядке домашней работы с последующим коллективным обсуждением в группе. Умения разрабатывать технологические процессы представляют собой довольно высокую степень абстрактного мышления, поэтому формирование таких умений необходимо проводить в определённой системе, опираясь на производственный опыт обучающихся. Обучение наиболее целесообразно начинать с разбора технологических карт или алгоритмов вначале на простые, а затем более сложные работы. При разборе технологических карт особый упор делается на объяснение, почему работа должна выполняться в такой, а не в иной последовательности.

Следующим этапом являются словесные или письменные описания обучающимися процессов обработки изделий, выполняемых в ходе производственного обучения. Это способствует формированию у обучающихся мысленных представлений о технологическом процессе в целом, умению расчленять его на отдельные элементы.

Основная их цель - формирование и отработка отдельных умений действовать в чётко определённых ситуациях. В ходе проведения деловых игр, обучающиеся в специально смоделированных условиях обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия и принимать оптимальные решения, вести поиск неисправностей на основе заданных параметров, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс, решать экономические проблемы и т. д.

Обучение обучающихся передовым высокопроизводительным приёмам и способам работы. В практике производственного обучения сложились следующие наиболее эффективные способы обучения обучающихся высокопроизводительным приёмам и методам труда :

- личный показ и пояснением мастером производственного обучения передовых приёмов и способов труда;

- организация специальных упражнений обучающихся по отработке передовых приёмов труда на своих рабочих местах;

- широкое привлечение обучающихся к рационализаторской деятельности, самостоятельному совершенствованию применяемых трудовых приёмов и способов с коллективным обсуждением предложенных решений;

- использование материалов школ передового опыта, дополнительной информации журналов мод, технологических карт и т. д.

Все выше перечисленные формы и методы производственного обучения несомненно являются важными звеньями учебного процесса в целом, влияющими на мыслительную и творческую активность обучающихся.

Нетрадиционные методы обучения рисованию

Нетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.

Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приёмы обучения дошкольников Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.

Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.

Оценить 1308 0

МОКУ «Падунская общеобразовательная школа интернат


ДОКЛАД ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Составила: Краснопевцева Н.А.


Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида должен быть способным:

работать самостоятельно без помощи руководства,

брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,

проявлять инициативу, принимать решения,

осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,

адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Для того чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции я определила следующую цель своей работы - формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках швейного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:

обучение учащихся навыкам планирования работы,

обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия.

работа над выполнением проекта

работа по инструкционным и технологическим картам

работа по образцу изделия

Для того чтобы сформировать у учащихся необходимые компетенции большое значение уделяется развитию самостоятельности у учащихся на уроках профессионально-трудового обучения.

Самостоятельное выполнение практических заданий на уроках швейного дела представляет большую трудность для учащихся. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и описании процесса выполнения изделия.

Важным фактором в воспитании, у учащихся, самостоятельности в труде является привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.

Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники специальной (коррекционной) школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:

разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;

знать контурные срезы изделий и их названия;

выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.

Важным и необходимым условием является знание учащимися технологических особенностей материалов, оборудования, швейных машин. Несмотря на то, что учащиеся усваивают эти знания, применение полученных знаний, умений, навыков для них представляет значительные трудности.

Для решения этой проблемы необходимо построить обучение таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

Работа, направленная на повышение активности и самостоятельности учащихся на уроках профессионально- трудового обучения состоит из нескольких этапов:

1. Вовлечение учащихся в практическую деятельность.

2. Формирование мотивации к изучению данного предмета.

3. Постепенное усложнение заданий.

В процессе работы используются следующие методы и приемы:

2. Наглядные методы (демонстрация приемов работы, показ образцов и моделей, анализ условных изображений).

3. Практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы).

4. Метод проектов (творческие проекты учащихся). В моей практике проектов было два, их выполняли ученицы которые наиболее способные, хорошо умеющие ариентироваться в учебнике и добывать самостоятельно информацию. Чаще использую мини проекты. При изучении какого-либо изделия предлагаю выполнить рисунок, указать ткань, назначение, отделку, применяемые швы и т.д. по плану проекта. Что такое проект я представляла в прошлом году на методическом объединении.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности учащихся.

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и понятий.

Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо усвоить учащимся не должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей учащихся.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.

Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.

Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Принцип сознательности и активности. Понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в навыки.


Работа по развитию у учащихся самостоятельности и активности на уроках швейного дела ведется по следующим направлениям:

1.Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе, после выполнения задания. Рассказать о способе выполнения предстоящей работы.

2.Усвоение навыков составления плана выполнения задания (устно и письменно).

3.Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).

Приучаю учащихся сознательно подходить к выполнению заданий. В начале каждой темы на первом уроке объясняю способ выполнения задания, способы обработки, применение. Затем предлагается проанализировать последовательность выполнения, составляется коллективный план работы. После этого учащимся предлагается приступить к выполнению задания. Следующий этап – составление отчета о проделанной работе. Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, использую наглядный план.

Четкой организации практических работ повышению самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий способствует использование технологических карт. В технологической карте представлена поэтапная технология изготовления изделия, с описанием всех этапов работы.

Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи. Анализируемый предмет учащиеся рассматривают вблизи, осматривают со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то формулирую вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.

Для успешного выполнения учащимися практической работы, считаю необходимым анализ образца и предварительное планирование. Учащимся необходимо представить,

какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения объясняю выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем учащиеся обретают умение планировать ближайшую операцию.

В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. Впоследствии, сокращаю свою помощь на уроке, лишь стимулируя планирование.

Для работы по всем этим направлениям применяю следующие упражнения:

Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не

хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть, работая с карточкой "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку изделий.

Для закрепления и повторения программного материала использую карточки, тестовые задания.

работы с измерительными инструментами, выполнению качественной работы, формирует и развивает навыки самоконтроля.

С первых дней работы в швейной мастерской задается определенный ритм работы. Учащиеся обязаны приходить в мастерскую организованно со звонком. Необходимо добиться, чтобы ни одна минута не проходила зря. Для каждого занятия отводится специально отведенное время, и девочки учатся укладываться в это время. Учащиеся работают в четком графике, все это пригодится им для работы на предприятии, в частных фирмах, где от них потребуют соблюдения правил техники безопасности при работе. Начиная с 5-го класса, ученицы записывают в тетради правила работы с инструментами (ножницами, иглой), утюгом, на швейной машине. Эти правила изучаются изо дня в день, из года в год. А в 9-х классах эти записи помогают при подготовке к экзаменам, а знания закрепляются на практике.

Результативность работы.

Результатом своей работы считаю хорошую успеваемость по швейному делу и результаты экзаменационной работы выпускников.


Учащиеся успешно сдают экзамены, показывая хорошие знания, как в теоретической, так и практической части итоговой работы.

В своей статья я хочу рассказать о,используемых мною, активных форм проведения занятий учебной практики для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Автор: Чернова Наталья Николаевна

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

Фурмановский технический колледж

Мастер п /о Чернова Н.Н.

Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества

Поэтому передо мной стоит задача создать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, чтобы сам искал способы решения поставленных задач, сам стремился к получению знаний и умений. Традиционный урок не отвечает современным требованиям, поэтому меня заинтересовали активные формы проведения занятий . Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности, способной и умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Познавательному, творческому развитию студентов, их саморазвитию способствуют различные деловые игры .

Время, отводимое на игру , может быть различным, в зависимости от изучаемой темы и поставленной цели, что способствует творческому саморазвитию личности. Стараюсь чтобы деловая игра обычно развивалась по такому сценарию: постановка задачи и введение обучающихся в игру, формирование команд распределение заданий им, изучение ситуац ии и уя снение правил игры, подведение итогов игры и оценка деятельности команд, разбор оптимального варианта, заключение и награждение победителей.

Позиция мастера в процессе игры многогранна: до игры он - инструктор, в процессе игры - консультант, а при подведении итогов - судья и руководитель дискуссии.

Включение игры в занятия учебной практики создает объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает управляемость учебного процесса. На занятиях учебной практики приемлемо организовывать обстановку, приближенную к производственным условиям предприятия. Приведу пример организации уроков учебной практики по моей профессии.

- Технолог швейного производства. На эту должность назначается обучающаяся, которая хорошо знает теорию технологии изготовления швейных узлов и имеет хорошие навыки их выполнения. Технолог будет следить за процессом изготовления изделий в бригадах, помогать, поправлять, объяснять.

- Бригадир. В обязанности бригадира будут входить выполнение операций по изготовлению швейных узлов вместе с другими членами его бригады, а также следить за качеством выполненных полуфабрикатов.

- Работник влажно-тепловой обработки выполняет операции влажно-тепловой обработки полуфабрикатов на утюге, на парогенераторе.

- Швея. Оставшиеся девушки разбиваются по бригадам швей.

Технолог между бригадами распределяет крой изделий, например , первая бригада заготавливает воротники и манжеты, вторая бригада — соединяет кокетки со спинками и планки с подбортами , третья — стачивает плечевые срезы и втачивает рукава в проймы и т. д. Процесс изготовления изделий происходит параллельно. Все участники вовлечены в работу, от каждого зависит, насколько быстро и качественно их бригада выполнит задание. Если одна из бригад по каким-то причинам будет работать медленно, другие бригады вовремя не будут получать полуфабрикаты, а, следовательно, работа

Моя задача в этой игре: 1) подготовить необходимую материальную базу; 2) провести инструктажи по технике безопасности; 3) ознакомить обучающихся с функциональными обязанностями должностных лиц; 4) обеспечить необходимыми инструкциями обучающихся; 5) контролировать процесс ведения игры.

Цель мастера в организации рассматриваемого урока-игры — ознакомление обучающихся со структурой швейного предприятия, процессом организации производственных потоков, процессом изготовления швейных изделий в производственных потоках, развитие профессиональных компетенций. Использование данных игровых приемов обучения способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу и к получаемой профессии, одновременно развивая чувство ответственности, самоконтроль, сообразительность, находчивость, а особенно творчество. Даже маленький элемент игры на уроке оживляет учебный процесс, создает атмосферу раскованности, свободы мышления. В работу вовлекаются все обучающиеся, даже самые пассивные. И, как правило, удивляют те обучающиеся, от которых мы этого не ждем .

На уроках учебной практики и технологии учащиеся прошли обработку женских брюк, поэтому двум командам было дано домашнее проектное задание: на основе обработки кармана с отрезным бочком в шве передних половинок брюк разработать и представить проект альтернативного способа обработки кармана в женских брюках.

По окончании работы учащиеся внесли свои предложения по оптимизации предложенного метода обработки. Также в каждой команде работали контролеры качества, в конце занятия они подвели итоги работы, заполнили дефектные листы, а также работали инспектора по ТБ, они подвели итоги работы.

В конце занятии учащиеся пришли к выводу - чтобы стать профессионалом нужно много учиться, не останавливаться на достигнутом, без знаний не возможно сшить красивую, модную вещь. Полученные знания и практические навыки будут необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности.

Соревнование проходилось в шесть этапов :

– разминк а ( повторение ранее изученного материала)

- толкователь (необходимо было по образцу рассказать последовательность обработки узла и мотивировать выбор метода обработки),

- дело мастера боится, для умелой руки все работы легки (рассказать последовательность подготовки различных изделий на примерку),

- советы стилиста (домашнее задание),

- анализ производственных ситуаций

- выполнение производственного задания.

За каждое правильно выполненное задание бригаде выдавалась красная фишка, за ошибки в ответе - желтая. Также в ходе занятия заполнялись оценочные листы, оценивалась работа каждого учащегося, в конце занятия были подведены итоги работы всей бригады, выявлены победители, т.е. от результатов работы каждого учащегося зависел результат работы всей бригады.

Применение технологии презентаций повышает интерес к предмету, приобщает учащихся к использованию современных информационных технологий. При подготовки презентаций учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по дисциплине , а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам обучающиеся могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.

Использование на уроках средств мультимедиа позволяет обеспечить наилучшую по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствует закреплению знаний и практических умений.

Итак, п рименение активных форм обучения на уроках учебной практики:

позволяет внести разнообразие в

способствует развитию личности;

дает позитивный результат в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков;

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие сведения Общие сведения 2. Официальные документы Официальные документы 3. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе и ИКТИспользование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе и ИКТ 4. Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период 5. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта 6. Непрерывное профессиональное саморазвитие и самообразование Непрерывное профессиональное саморазвитие и самообразование 7. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность 8. Воспитательная работа Воспитательная работа 9. Участие в общественной жизни техникума Участие в общественной жизни техникума 10. Перспективы в работе Перспективы в работе

4 Документы об образовании

8 4. Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период Мониторинг результативности учебной деятельности Учебный год Общая успеваемость (%) Качество успеваемости (%) Средний балл ,23, – ,33, ,44,2 Динамика качественной успеваемости

10 Результаты участия обучающихся в конкурсах

17 Свидетельства о публикациях

19 Свидетельства о курсах повышения квалификации

20 Ведение личного сайта Личный сайт Сайт мастера производственного обучения Красавиной Л.А Участие в сетевом профессиональном сообществе Интернет –издание профобразование btb1bbcge2a.xn--p1ai/ btb1bbcge2a.xn--p1ai/

23 8. Воспитательная работа Гр.32: Овари А., участие в спартакиаде техникума, 2012 г. Гр.32: Радобеда А., участие в спартакиаде техникума, 2013 г. Гр.48, тур слёт, 2014 г. Гр.48,40: Караваева В. Непряхин Н. Осенний бал, 2014 г. Гр.32:Акимкина Ксения Выступление на праздничном концерте, 2014 г Участие обучающихся в мероприятиях

26 9. Участие в общественной жизни техникума Лыжня России, 2014 г Спартакиада педагогических работников, 2014 г Спортивное ориентирование, 2013 г Школа выживания, 2014 г

Читайте также: