Доклад критическое мышление на уроках истории

Обновлено: 07.07.2024

Критическое мышление как мышление самостоятельное. Основная идея и цель технологии развития критического мышления. Исследовательские методы и приемы, используемые в процессе обучения критическому мышлению. Примеры их применения на уроках истории.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 22.10.2017
Размер файла 354,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

по теме самообразования

Королёва Мария Васильевна

Данная тема выбрана мною не случайно. Я заметила, что на своих уроках ставлю цель - рассуждать, размышлять, давать оценку событиям или личностям. В своей работе я использую элементы технологии критического мышления и планирую её дальнейшее изучение и реализацию на уроках.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, анализируют, высказывают собственные суждения, опровергают, доказывают. Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

В процессе критического мышления используются исследовательские методы в обучении: ученик не присваивает готовое знание, а конструирует своё, которое рождается в процессе обучения. Данная технология дает возможность организовать коллективную, парную, индивидуальную самостоятельную деятельность на уроках.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное

Когда занятие строиться на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.

В своем докладе я раскрою некоторые приёмы и методы технологии критического мышления, которые использую на уроке и которые еще не использую, но планирую включить в учебную деятельность.

I стадия вызова

Данный приём направлен на работу с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

Например: 7 класс тема: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века

Формирование системы профессионального образования

Введено ношение европейской одежды, налог на ношение бороды

А крестьяне носили европейскую одежду?

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Верите ли вы, что несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию науки? Верите ли вы, что на фронт уходило тысячи писателей и поэтов?

Учащиеся обосновывают свой ответ. А дальше, чтобы ребята смогли уточнить свои высказывания, работают с учебником.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Сначала ребята записывают в тетради, а затем зачитывают.

- На доске рисунок корзины. В неё будем собирать всё, что мы знаем по этой теме. Расскажите, все что вы знаете о географических открытиях, даты, имена, факты, предположения, понятия, идеи?

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

· Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения

· На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

II стадия осмысления

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

- Вы получаете два предмета (одна команда желуди, другая вилку).

-Подумайте, какое значение они имели или не имели в Средние века?

-Представьте, что вы решили открыть своё дело, свой бизнес ( фирма, кафе, магазин и т.д.)

- Ваша задача будет следующая: напишите на листочках

1. Название вашей предпринимательской деятельности

2.Этапы создания вашей предпринимательской деятельности

В течении пяти минут ребята выполняют задание

- А теперь юные бизнесмены я хочу заслушать ваши задумки в развитии предпринимательства.

Ученики зачитывают свои бизнес -планы.

Значение приемов и методов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания

Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет развивать следующие качества:

· вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

· появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

· обостряется любознательность, наблюдательность;

· ребята учатся сотрудничать, слушать друг друга

· развитие устной и письменной речи

· позволяет выделять причинно-следственные связи

Задача учителя обеспечить возможность для становления и развития личности. Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, сотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда мы мыслим критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог - критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

1. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И. Сечина и др.- Волгоград: Учитель, 2015

3. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001

Подобные документы

Роль формирования критического мышления в период расширения информационного пространства. Место критического мышления в педагогической среде. Применение модуля "Обучение критическому мышлению" для развития у учеников навыков критического мышления.

доклад [111,2 K], добавлен 23.02.2014

Критическое мышление как философско-психологическая категория. Формирование основных групп компетентностей на уроках русского языка с использованием технологии критического мышления. Анализ методики развития критического мышления старшеклассников.

дипломная работа [181,3 K], добавлен 17.07.2017

Анализ понятия "мышления", его сущностные характеристики и виды. Особенности развития критического мышления школьников в процессе обучения через чтение и письмо. Специфика развития критического мышления школьников на уроках географии в 6 классе.

дипломная работа [821,8 K], добавлен 18.07.2011

Понятие "педагогическая технология". Основные особенности, задачи, приемы и технологии "Развития критического мышления" (РМК). Возрастные особенности пятиклассников. Особенности преподавания и применения технологии РМК на уроках литературы в 5 классе.

дипломная работа [80,5 K], добавлен 02.06.2010

"Критическое мышление" и его характеристики. Педагогическая технология развития критического мышления, ее основные признаки, основания и механизмы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Учебная среда процесса обучения.

курсовая работа [134,9 K], добавлен 23.08.2011

Сущность понятия "критическое мышление" как необходимого качества личности современного общества. Исследование главных форм и методов, используемых в процессе развития критического мышления на уроках английского языка в современной школе, эффективность.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 21.10.2014

Понятие, этапы и способы формирования критического мышления. Изменения в современной школе в связи с "информационным взрывом". Физика как основа для развития мышления. Тематический план спецкурса по развитию критического мышления, содержание уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Мышление развивается в проблемной ситуации,


Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.


Данная технология представляет собой систему элементов, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.


Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:

развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

формирование умения использовать знако - символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

получение новых знаний по конкретному предмету и т.д..

И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.


Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

Первая стадия – вызов.

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:

3 стадия – Рефлексия.

На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено и выражено своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Приемы, которые использую на этой стадии:

- написание творческих работ ( синквейн)

- можно использовать кластер.


Я приведу примеры некоторых элементов технологии, которые я использую в своей работе.


Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо”. Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.


Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.


Стратегия ЗХУ в лекционной форме

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

“Х” Хотим узнать

Фаза вызова.

Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.

Фаза реализации смысла

Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

Сопоставление нового и старого знания. Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.


Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.


Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу

Работа может проводится индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем и их комплексный характер.


Пример.

1 строка - одно слово (существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь в синквейне;

2 строка – 2 прилагательных, описывающих признаки объекта;

3 строка – 3 глагола, описывающих характерные действия;

4 строка – фраза из 4 слов на эту тему;

5 строка – суть предмета или объекта (Одно существительное или фраза)


Пример

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.


Развивать мышление – значит развивать умение думать. Благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Мыслительные навыки необходимы не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Поэтому использование технологии развития критического мышления в начальных классах является актуальным в настоящее время.


Спасибо за внимание! Успехов в работе!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на ШМО

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Что такое критическое мышление?

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.

Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Я хочу показать те стратегии РКМ, которые использую на своих уроках .

Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” . Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: я предлагаю учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, даю задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Стратегия ЗХУ в лекционной форм ).

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

Пример: Урок истории в 9– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.

Фаза вызова.

Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.

Фаза реализации смысла

Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

Сопоставление нового и старого знания . Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками нформации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт” ).

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.

После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи” . Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.

Пример: Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Прием “Кластеры” )

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Пример. Урок обществознания в 10 классе по теме: “ Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.

Цель: Создать условия для формирования знаний о видах социальных норм и отклоняющемся поведении.

На этом уроке учащиеся могут сами, без затруднений, сформулировать тему урока.

Я добиваюсь этого, задав ученикам несколько простых вопросов.

После приветствия, когда дети сели, я спрашиваю:

– Почему, когда я вошла, вы встали? (Это норма.)

– Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)

– Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются.)

– Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм? (Отклоняющееся.)

Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Так, с моей помощью, учащиеся сформулировали тему урока.

После объявления темы и цели урока я говорю, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.

Первый этап урока . Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.

Второй этап урока . Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

Третий этап урока . Защита кластеров.

Четвертый этап урока . Оценивание работы в группах и подведение итогов.

Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

Другим графическим способом представления изученной информации является прием “Фишбоун” .

Данный пример позволяет выявить причинно– следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Пример: Урок истории в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность на Руси”.

Цель урока: создать условия для усвоения сущности, причин и последствий феодальной раздробленности на Руси.

Схему фишбоуна заранее раздаем ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняем шаблон фишбоуна. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.

В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ ).

Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Пример: урок истории в 9 (11) классе по теме “Политические партии России в начале ХХ века”.

Цель урока: создать условия для формирования знаний о видах политических партий России в начале ХХ века и их политических программ

Работая с текстами программ политических партий, необходимо не просто выделить их сильные и слабые стороны, а предположить реакцию общества в случае воплощения данной политической программы в жизнь.

Пример: урок экономики в 9 классе по теме “Типы экономических систем”.

Цель урока: создать условия для формирования представления о типах экономических систем и экономической культуры учащихся.

После объявления темы и цели урока я говорю, что изучать новую тему учащиеся будут самостоятельно, проводя при этом SWOT – анализ. Класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной).

Первый этап урока . Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем.

Второй этап урока . Заполнение матрицы SWOT– анализа.

Третий этап урока . Выступление групп.

Четвертый этап урока . Оценивание работы в группах и подведение итогов.

На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком с следующему уроку. Учащиеся сделали вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.

Стадия Рефлексия

Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать т аблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

Позитивный характер

Негативный характер

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Пример. Урок по теме: Научно– технический прогресс. (11 класс. Обществознание. Урок 3 в теме: Современный этап мирового цивилизационного развития), учебник Л.Н. Боголюбова “Обществознание”, ч. 2. – М.: Просвещение, 2012 г.

Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о НТП и его положительной и отрицательной роли для человечества.

На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме я обсуждаю с учащимися ряд вопросов (фронтальная работа):

– Когда впервые в обществе стали говорить о НТП?

– Какие вы знаете примеры проявления НТП?

– В чем положительное и отрицательное значение НТП? Докажите, что НТП имеет противоречия?

– Все ли вы знаете о НТП?

На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

1-я строка – существительное, тема диаманты
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму
6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)
7-я строка – существительное, антоним теме.

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:

– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.


Технологии развития критического мышления на уроках истории.

Подготовил: Балашов А.О.

на заседании ЦМК

Председатель __________Балашов А.О.


АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях.

В настоящее время в образовательную практику образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3) Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить обучающихся:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Каким же образом происходит организация учебного процесса? Главная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль преподавателя – в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

1.2 Рассмотрим фазы технологии критического мышления. ( слайд 5) Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:

Вторая стадия называется осмысление содержания (получение новой информации). Преподаватель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации. А обучающиеся со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Задачи стадии реализации смысла:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал,
- помочь соотнести старые знания с новыми.

Давайте подробнее разберём некоторые из приёмов работы с текстами, и рассмотрим возможность их применения на уроках истории.

Глава II. Опыт использования приёмов и методов технологии развития
критического мышления на уроках истории
2.1 На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы ТРКМЧП. Одним из них является составление КЛАСТЕРА. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

1) инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа обучающихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности

Существуют определённые правила написания синквейна:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Процесс написание синквейна Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся понять самое важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка.


Развитие критического мышления у учащихся необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех уроках, с учетом специфики каждого предмета. На уроках истории это должно быть одной из важных целей. Мало знать исторические факты, важно уметь оценивать их историческое значение для судеб страны, народа. Человек, мыслящий критически, не принимает догм и стереотипов. В основе его мышления лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание.

Процесс развития критического мышления на уроках истории немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся с документами, источниками, мемуарами, высказываниями историков, философов, социологов. В нашем общеобразовательном учреждении используются различные методы развития критического мышления. Мы работаем с учетом принципов личностно ориентированного подхода, который предполагает возможность раскрытия интеллектуального потенциала каждого школьника. Систематически проводится работа в малых группах сотрудничества при подготовке, например, к дискуссии. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Развитие критического мышления при изучении истории древней Греции

Первый урок отводится на научно-исследовательскую работу.

Участники интернет-группы работают в медиатеке. Их задача — дополнять ответ участников остальных групп по рассматриваемым проблемам, находить альтернативный вариант ответа или подбирать материал по просьбе участников других групп. В медиатеке ученики распределяют задание между собой, и каждый ищет интересный материал на своем сайте. Они обмениваются мнениями о значимости найденных материалов, и все вместе решают, насколько тот или иной материал стоит выносить на всеобщее обсуждение. Эта работа требует использования умений критического мышления.

На первом уроке не только интернет-группа, но и любая другая группа имеет право уйти в медиатеку, чтобы воспользоваться дополнительными материалами по своему направлению. Это касается и группы культурологов-художников. Им необходимо сделать зарисовки; подготовить фрагмент из видеофильма; принести и показать иллюстрации из книг и альбомов. В группе собираются любители-художники, которые знают и ценят искусство, разбираются в стилях, знают культуру цивилизаций.

Группа политологов занята исследованием по следующим вопросам:

Группа экономистов отвечает на следующие вопросы:

Группа юристов рассматривает проблему с точки зрения права, отвечая на проблемные вопросы:

Исследование культурологической группы имеет творческий характер. Учащиеся рассказывают об искусстве, стилях, поэмах, трагедиях. Художники показывают свои зарисовки, отрывки из видеосюжетов, объясняя и комментируя их. Выступление они строят в соответствии с полученными ранее вопросами:

Что в человеке в первую очередь интересовало греческих поэтов-лириков? Какой смысл вкладывали авторы трагедий в заключительные сцены гибели своих героев? Почему трагедия всегда заканчивалась смертью главного героя? Какие изменения в культуре Греции произошли в период эллинизма?

Последними о проделанной работе отчитываются философы. При подготовке эта группа использует документы, приведенные в учебнике. Возможно проведение дискуссии по вопросам:

Каковы результаты?

Таким образом, каждая группа самостоятельно и творчески, используя исследовательские навыки в работе, рассматривает определенные вопросы, проблемы, знакомя с результатами своей работы всех учащихся. Аналогичная деятельность продолжается и по другим темам в течение всего учебного года. За это время накапливаются знания учащихся по различным сферам жизни общества в прошлом, обогащаются их умения определять круг источников информации; находить нужные сведения; преобразовывать их под углом зрения поставленной проблемы, рассматриваемого аспекта; оформлять полученные результаты и предъявлять их своим одноклассникам.

Каждая группа занимается той проблемой, которая интересна им в познавательном плане. Это важный шаг в направлении будущей профилизации.

Итогом годовой работы в избранном направлении становится подготовка группой реферата, сборника исследовательских материалов. Работа групп обязательно должна оцениваться.

Критерии оценки: умения найти ответ на поставленный проблемный вопрос; правильно использовать термины; интересно преподнести материал; дать развернутый анализ проблемы, темы, философского взгляда.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объемом информации. Указанные направления даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину рассматриваемого сюжета.

Созданию такой картины помогает проведение итоговой дискуссии, на которую отводится сдвоенный урок, поскольку невозможно за один урок выслушать каждого, обменяться мнениями, прийти к общему выводу. Каждая сторона пытается не только определиться со своей позицией, но и найти для нее достаточно веские аргументы. Учащиеся подкрепляют свои суждения положениями и оценками видных ученых, историков, ссылками на исторические документы.

Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, ее результатах, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Раскрываются познавательные, мыслительные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно и для развития толерантности у детей. Дискуссии на уроках истории должны помочь учащимся определиться в своих взглядах, развить их критическое мышление. Противоречия должны рождать умение думать, делать выводы и применять их к современной общественной ситуации, правильно и самостоятельно ее анализировать.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, материал, проблема, проделанная работа, работа, умение.

Похожие статьи

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших. критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа.

Формирование исторического мышления на уроках истории

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал. Формирование локальных представлений учащихся в основной.

Развитие критического мышления у школьников на примере.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа. Практические подходы к реализации норм ФГОС.

Применение технологии критического мышления на уроках.

– повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; – умение критически мыслить

Технология развития критического мышления.

критическое мышление, учащийся, иностранный язык, проблема, ученик, текст, стадий вызова, английский язык, группа, информация.

Использование рефлексивных технологий в развитии. критическое мышление, рефлексия, умение, технология развития, ученик.

Интерактивная карта как средство развития. | Молодой ученый

Использование интерактивных карт на уроках истории активизирует познавательную деятельность у учащихся и более активную работу на уроке.

И карта является не только источником знаний, но и средством развития критического мышления учащихся.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших.

Развитие критического мышления как актуальная проблема.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках.

критическое мышление, урок, внешний круг, учебный материал, Учащийся, группа, POWERPOINT, мозговая атака, внутренний круг, предложение.

Похожие статьи

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших. критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа.

Формирование исторического мышления на уроках истории

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал. Формирование локальных представлений учащихся в основной.

Развитие критического мышления у школьников на примере.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа.

Развитие внимания учащихся 5-х классов на уроках истории.

критическое мышление, Древняя Греция, группа, урок истории, учащийся, проблема, работа, умение, материал, проделанная работа. Практические подходы к реализации норм ФГОС.

Применение технологии критического мышления на уроках.

– повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; – умение критически мыслить

Технология развития критического мышления.

критическое мышление, учащийся, иностранный язык, проблема, ученик, текст, стадий вызова, английский язык, группа, информация.

Использование рефлексивных технологий в развитии. критическое мышление, рефлексия, умение, технология развития, ученик.

Интерактивная карта как средство развития. | Молодой ученый

Использование интерактивных карт на уроках истории активизирует познавательную деятельность у учащихся и более активную работу на уроке.

И карта является не только источником знаний, но и средством развития критического мышления учащихся.

Развитие критического мышления на уроках истории в старших.

Развитие критического мышления как актуальная проблема.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках.

критическое мышление, урок, внешний круг, учебный материал, Учащийся, группа, POWERPOINT, мозговая атака, внутренний круг, предложение.

Читайте также: