Доклад коррекционная работа на уроках сбо

Обновлено: 29.06.2024

Одной из основных задач учреждения является коррекция отклонений в развитии умственно отсталых воспитанников в процессе образовательной и трудовой подготовки.

Говоря о значимости трудовой подготовки в социальной адаптации умственно отсталых учащихся, рассмотрим такое понятие как труд.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

  1. осознанностью действий.
  2. целесообразностью действий.
  3. результативностью действий. Любая деятельность завершается определенным результатом, но труду свойствен не просто результат, а общественно-полезный результат, потому труд должен обладать также свойством, указанным далее;
  4. общественной полезностью действий. Люди производят блага не в одиночку, не изолированно друг от друга, а сообща, объединившись в трудовые коллективы или на основе более или менее прочных контактов между собой. Они производят эти блага для себя и для общества;
  5. энергозатратностью действий. Это проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается определенная физическая и умственная энергия.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по разным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Для этого проводятся экскурсии в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Традиционно в мае месяце посещаем городскую службу занятости населения, где учащихся знакомят с востребованными в городе рабочими специальностями.

На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, "Квартплата", "Оформление на работу" и т.п.) проводим практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций.
Занятия по СБО должны способствовать усвоению морально – этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса. Проводим сюжетные, ролевые игры, в которых разбираются, проигрываются жизненные различные ситуации.

Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).
В кабинете устанавливаем поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков организуем соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги подводим в конце занятия.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида

Муниципальное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

Учитель технологии и СБО:

Лапковская Инна Геннадиевна

Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках СБО в коррекционной школе VIII вида.

Эффективная организация учебного процесса, в том числе и на уроках СБО, зависит от многих факторов. Знание закономерностей, определяющих и организующих обучение, позволяет педагогу работать эффективно. И, наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости процесса обучения, малой его эффективности.

Помимо общедидактических принципов организации обучения: научности, доступности; системном подходе, последовательности, связи с жизнью, мы подробно рассмотрим коррекционно-развивающий аспект планирования работы на уроках СБО.

Коррекционно-развивающее сопровождение учебного процесса – это организация и проведение всех занятий, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Обучение в коррекционной школе не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Планируя обучающий процесс, педагог во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями.

Коррекционное воздействие – это специально разработанная система:

Оформления окружающей среды;

Разработки коррекционно-развивающих упражнений.

Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие.

Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Иначе говоря, задача урока СБО (например, познакомить с правилами поведения в транспорте) должна быть предъявлена учащимся в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их и использовать в повседневной жизни).

Однако наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация. Что делать?

Другими словами, работа педагога должна быть ориентирована не на тренировочные упражнения, многократное повторение догм и истин поведения, а на развитие мышления, памяти, внимания и речи и т.д. именно на акцент в развитии различными методами и приемами высших психических функций в ходе каждого занятия позволит нам не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.

Одно-два задания вводились на каждом уроке СБО, и ученики постепенно приучились к мысли, что сразу после объяснения, демонстрации схемы, анализа задачи и т.п. они сами будут выполнять похожее задание, но у каждого будет свое.

Уроки планировались так, чтобы обработка учебной информации осуществлялась различными комбинациями анализаторов, чтобы учащиеся могли осмысленно оперировать учебным материалом. Сегодня у педагогов нашей школы накоплен большой материал заданий, оформлены картотеки коррекционно-развивающих упражнений.

Увеличился объем учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке. Все это в целом способствовало формированию оперативно-действующей системы навыков учебного поведения. Приведем образцы некоторых из коррекционно-развивающих упражнений, используемых на различных этапах уроков СБО.

Учитель показывает ряд различных предметов на столе и виде картинок на доске. Дети запоминают порядок расположения; затем они закрывают глаза, а учительперекладывает предметы – дети должны восстановить прежний вариант.

Эффективное задание, так как здесь включаются в работу сразу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, речевой.

Учитель называет фамилии и имена детей, путая то фамилии, то имена. Дети окликаются тогда, когда и то и другое, названы правильно.

Например: Сядет тот, кто угадает, какая картина в его конверте. На каждом конверте нарисованы значки. Дети, глядя на ключ-подсказку, расшифровывают слова, после чего достают из конверта картинку и ставят ее на доску.


В соответствии с основными законодательными актами в области специального образования перед специальными педагогами стоят глобальные задачи в отношении детей с особыми образовательными потребностями: создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации и реабилитации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

Одной из актуальных проблем современного специального образования была и остается проблема коррекции дефекта новыми эффективными методами и приемами обучения, которые учитывали бы реальные возможности детей. Современные условия развития специального образования обусловливают использование инновационных технологий по созданию коррекционной и развивающей среды на уроках социально-бытовой ориентировки, основанных на современных достижениях специальной педагогики и психологии.

По мнению многих авторов, инновационная технология — это продуманная во всех деталях система обучения, направленная на достижения основных целей образования.

Главными направлениями инновационных преобразований в специальном образовании является теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели, результаты).

В целом в развитии системы специального образования можно выделить два основных направления:

2. Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-поисковой, исследовательской деятельности; обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности.

Соответственно изменились и формы организации учебных занятий: происходит переход от урочной к индивидуальной системе работы, формированию групп, проводящих самостоятельные исследования на доступном уровне.

Организуя процесс обучения у учащихся с особыми образовательными потребностями, ориентируясь на достижения современной педагогической мысли, в последнее время особое внимание уделяется активному внедрению в коррекционно-развивающий процесс инновационных технологий, способных максимально корригировать дефекты развития и формировать навыки жизненной компетентности. Практика работы показывает, что наиболее эффективными с точки зрения коррекционной направленности являются элементы проблемного обучения и технология моделирования реальных ситуаций.

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых выводов. Система методов построена с учетом понимания целей и принципа проблемности. Таким образом, под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, которое порождается несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной. Однако постановка проблемы не всегда приводит к возникновению проблемной ситуации. Важно понять, что интерес новизны возникает только там, где новое может опираться на имеющийся опыт. Главное условие возникновения проблемной ситуации — это видение учителем новой проблемы в зоне ближайшего развития учащегося с ОВР, чтобы ее решение опиралось на известные ему знания, способы мышления и методы решения.

Чтобы проблемная ситуация порождала процесс мышления, поиск путей ее решения должен быть посилен на данном этапе, учащиеся должны быть подготовлены к необходимой деятельности.

Проблемное обучение включает в себя несколько этапов:

- Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему.

- Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный момент и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми.

- Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.

- Процесс решения проблемы.

- Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его правильности.

Опыт работы показывает, что самым трудным и важным этапом проблемного обучения учащихся с особыми образовательными потребностями считается этап создания проблемной ситуации. Мы полагаем, что следующая последовательность работы по созданию проблемной ситуации является наиболее оптимальной при обучении учащихся с особыми образовательными потребностями.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения

- Столкнуть противоречия в практической деятельности

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- Предложить учащимся рассмотреть проблему с различных позиций

- Побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, составлять факты

- Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения

- Предложить проблемные теоретические и практические задания

- Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибчными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения)

Таким образом, в результате осуществления проблемного подхода учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями.

В организации обучения учащихся с особыми образовательными потребностями широко используется технология моделирования реальных ситуаций. Моделирование реальных ситуаций — это воссоздание тех или иных условии, обстоятельств, а вместе с ними — отношений, обстановки, положений. Моделирование реальных ситуаций предполагает распределение ролей между участниками, которые вступают в определенные отношения между собой, что находит выражения в действиях и репликах. Разыгрывая и разбирая различные реальные ситуации на уроках, учащиеся в некоторой степени расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные знания и умения, а, следовательно, расширяют свои знания в различных сферах жизни и быта людей, накапливают практический опыт их использования.

Участие в разыгрывании ситуации имеет большое значение для развития у школьников с ОВР навыков общения, умения строить отношения с другими людьми. Учащиеся с особыми образовательными потребностям, как правило, не умеют в должной мере анализировать обстановку, в которую они попали. Создание специальных ситуаций, участие в них, позволяют формировать у учащихся привычку обдумывать условия, в которых приходиться действовать и находить верное решение.

Моделирование реальных ситуаций применяется в специальной коррекционной школе особенно продуктивно на уроках СБО. По каждой учебной теме может быть подобрано большое количество сюжетов в соответствии с содержанием программы.

Моделирование реальных ситуаций, конкретные модели предлагаемые учащимся, должны различаться не только содержанием, но и степенью сложности. Можно выделить ситуации трех степеней сложности:

1. Ситуации с участием двух человек, выполняющих одно, два простых действия, почти без реплик.

2. Ситуация, в которой участвуют несколько человек, выполняющихнесколько действий и произносящих реплики.

3. Ситуации с выбором решения, в которой участвуют несколько человек, произносящих реплики и выполняющих действия.

Моделирование реальных ситуаций дает большой положительный эффект в том случае, если их разыгрыванию будет предшествовать достаточная подготовительная работа, а затем со стороны учителя будет осуществлено руководство игрой.

Использование технологии моделирования реальных ситуаций в процессе учебной деятельности позволило нам определить последовательность обучения.она может быть следующей:

1. Предварительное до занятия разучивание с учителем всех ролей. Учитель руководит действиями всех учащихся во время игры.

2. Предварительное разучивание отдельных ролей. Учитель руководит действиями учащихся во время игры.

3. Игра идет без предварительного разучивания ролей.учитель руководит действиями учащихся

4. Самостоятельное разыгрывание учащимися ситуаций на заданную тему.учитель помогает в случае необходимости.

Таким образом, при применении данной технологии происходить накопление социального опыта у учащихся с особыми образовательными потребностями, строятся отношения с другими людьмии, соответственно,приобретается навыки культуры общения. Включение в процесс обучения специальной коррекционной школы данной технологии помогает учащимся лучше воспринимать, усваивать и закреплять знания социально-бытового характера.

Показателем эффективности внедрения инновационной технологий в учебный процесс специальной коррекционной школы является оптимальность усилий, средств и времени, затрачиваемых для достижения поставленных учебно-воспитательных задач; рациональность способов и приемов деятельности учителя и учащихся в их единстве и взаимозависимости; конкретность действий, их соответствие характеру активной деятельности учащихся, обусловной установкой учителя; перспективность; актуальность; активность и самостоятельность учащихся.

1. Бейсенбаев А. А. Мендыгалиев Г. К. Теоретические основы интеграции науки и практики в инновационных типах школ. Алматы, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, ситуация, учащийся, проблемное обучение, специальное образование, потребность, специальная коррекционная школа, учебный процесс, инновационная технология, социально-бытовая ориентировка.

Похожие статьи

Современные технологии коррекционного обучения на уроках.

задание, коррекционная школа, урок математики, ученик, учебный процесс, учащийся, технология обучения, ребенок, педагогическая технология, игра, задача, VIII.

Инновационные коррекционные педагогические технологии

Работая в специальном (коррекционном) классе VIII вида всегда старалась находить различные формы

- Здоровьесберегающие технологии. - Технология дифференцированного обучения.

Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Развитие творческих способностей детей на уроках.

СБО — социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

Проблемы применения инновационных технологий.

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе. Автор: Латипова Зилола Мухторалиевна.

В настоящее время в образовательных учреждениях в учебном процессе (преимущественно в высших и средних специальных учебных.

Проблемная ситуация как условие развития познавательной.

Рубрика: Образование и обучение.

Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях.

− в-четвертых, технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся. − в-пятых, проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций.

Актуальные проблемы современного школьного образования.

Все шире в школьную практику внедряются инновации, суть которых — пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся, реализация принципов педагогики сотрудничества. Однако развитие школы, ее.

Технология проблемного обучения и самостоятельная.

Технология проблемного обучения и самостоятельная деятельность обучающегося. Автор: Радостева Светлана Александровна.

Выбирая оптимальные методы и приёмы для изучения конкретной темы на основе знания специальной педагогики и психологии и понимания.

К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей.

Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность.

 Специальная архитектурная среда из учебного и внеучебного пространства

Войти через uID

Войти через uID

Конспект урока социально-бытовой ориентировки по теме "Культура поведения", 7 специальный класс специальная (коррекционная) школа-интернат II вида.


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


13.04.2011

Презентация к уроку социально-бытовая ориентировка, 8класс, тема "Экономика домашнего хозяйства". Данная презентация может быть использованы на протяжении нескольких уроков.


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


25.04.2011


Презентация - тест применяется на уроках СБО с учащимися 6-7 классов с целью проверки имеющихся знаний по теме, активизации знаний учащихся при изучении раздела "Гигиена", на внеклассных мероприятиях и т.д.


Гусева Марина Юрьевна (Мари--шка)


18.12.2011

Данная презентация может быть использована на уроке социально-бытовой ориентировки в 9 специальном классе при изучении темы "Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Практическая работа по заполнению бланка почтового перевода".


Грызлова Татьяна Николаевна (таня007)


04.12.2011

Конспекты уроков составлены в соответствии с темами рабочей программы 5 класса курса "Социально-бытовая ориентировка" для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Главной задачей обучения является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.


Иксанова Людмила Германовна (Lyudmila1913)


28.10.2013


В презентации представлена классификация бытовой техники для кухни. Учащимся предлагается определить по иллюстрации название техники и рассказать о ней несколько предложений. Ссылки на различные виды бытовой техники позволяют лучше ориентироваться в презентации. Задания в конце помогают определить, как усвоен материал.


Сенникова Екатерина Николаевна (ЕкатеринаСен)


03.05.2014


Шамова Наталья Владимировна (НАТАЛИ1819)


27.09.2011

Готовый методический материал для проведения урока по истории, домоводству с учащимися коррекционной школы VIII вида по теме "История хлеба и хлебопечения
(история). Бутерброды, их виды, правила приготовления (домоводство).


Касаткина Т.В., Фоменко Н. Ю. (Натали1973)


24.03.2011


Магарамова Светлана Николаевна (magaramova)


11.01.2012


Представленный материал включает: подробный конспект урока по теме "Органы чувств - окно в большой мир" и презентацию к уроку, на которую имеются ссылки в конспекте.


Жерело Любовь Валентиновна (ЛюбовьЖерело)


03.04.2012


Гофман Галина Петровна (Gala-52)


30.08.2014

Внеклассные развлекательные мероприятия по швейному делу в 5 классе и сельскохозяйственному труду в 6-7 классе.


Малюкова Анна Сергеевна (Анюта5407)


18.11.2013


Потапова Наталья Евгеньевна (Екатерина_Пашкова)


24.10.2013

В презентации даются общие понятия о вирусах гриппа и ОРВИ, способы заражения гриппом, симптоматика заболевания, чем оно опасно. В словаре терминов на полях презентации даются пояснения , расшифровки, уточнения медицинских понятий.
Вторая часть презентации посвящена профилактическим мерам и правилам ухода за больным, а также правилам поведения в доме, где есть заболевший гриппом.
Данную разработку можно использовать на уроках СБО, ОБЖ, во внеклассных мероприятиях (профилактических беседах), на родительских собраниях.


Авдонина Ольга Александровна (Лелис)


18.12.2012

Данная презентация использовалась на уроке социально-бытовой ориентировки в 5 классе коррекционной школы 8 вида (для умственно-отсталых детей). Тема урока- "Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя", этап - закрепление.
Рекомендуем использовать эти материалы для учащихся 4-7 классов, так как презентация создана как самостоятельное пособие, является интерактивной игрой, повышает мотивацию к обучению и доступна младшему и среднему школьному возрасту.
Если на уроке учащиеся получили знания о правильных положениях тела человека, то презентация способствует закреплению материала. Если игра используется как самостоятельное пособие, то дети могут вместе с учителем решать предлагаемые проблемные ситуации по ходу выполнения задания.


Пекная Галина Ивановна (Сатори)


11.06.2011


Данный тест можно проводить на разных этапах урока. Например, в начале изучения темы с целью уточнения имеющихся знаний и как итоговое тестирование. Мои ученики с удовольствием применяют такие тесты.


Филинкова Татьяна Игоревна (филипок9096)


01.12.2014

В данном уроке предусмотрены не только обычные формы и приемы, рекомендуемые традиционной коррекционной педагогикой, но и лабораторная работа, и работа с тактильными тренажерами (авторская разработка). Можно использовать не только в работе педагога коррекционной школы, но и воспитателям, родителям детей с ОВЗ. Две части урока (теоретическая и практическая части) обеспечивают качественное усвоение программного материала, способствуют формированию общей социальной компетентности учащихся.


Вахрамеева Светлана Владимировна (vsv)


17.04.2011

Цель:
- Совершенствовать речевые навыки и умения учащихся, активизировать речевую деятельность.
- Обогатить речевую практику новым речевым материалом.
- Обогатить представления учащихся об окружающем мире.
- Развивать внимание и интерес к законам общественной жизни.
- Развивать образное, понятийное мышление.
- Совершенствовать навыки чёткого произношения звуков.
- Закрепить умение вести переписку.


Мирошниченко Надежда Николаевна (nikolaeva)


10.11.2011


Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна (Kengibaeva_A)


20.03.2012


Лукьянченко Анна Александровна (Рюта)


25.11.2013


Цель: прививать навыки культурного поведения.
Задачи: обобщить и углубить знания по социально-бытовой ориентировке, а именно – по правилам поведения за столом; воспитать интерес к предмету; развивать стремление к самостоятельной познавательной деятельности. Учитель может использовать материалы данной викторины на уроке, чтобы сделать его глубже и интереснее, как подспорье при изучении новой темы, для постановки проблемных заданий. Также данная викторина позволяет проверить усвоение материала учащимися и разнообразить процесс обучения на этапе контроля и оценки знаний. Можно проводить как внеклассное мероприятие в неделю социально-бытовой ориентировки.


Кузнецова Ольга Витальевна (kuzolvit)


30.10.2014

Конспект занятия СБО "Знакомьтесь - профессия повар" разработан для детей с ограниченными возможностями. Реализация коррекционно-развивающих задач способствует развитию социальной адаптации "особого" ребенка.


Забродина Людмила Борисовна (borisovna@)


20.10.2011



Макарова Наиля Фаридовна (наиля57)


23.10.2011

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке, 5 класс. Предназначена для учителей коррекционных школ.


Половинкина Елена Анатольевна (Ee8na)


30.08.2013

Презентация "Приготовление пиццы" составлена для учащихся 5 класса. Данная презентация представляет собой пошаговую инструкцию приготовления пиццы. Данную презентацию можно использовать в разделе питание, по теме "Горячие бутерброды".


Ивановская Надежда Васильевна (надя5)


09.03.2013


Материалы урока по теме "Что такое лес?" могут быть использованы учителями на уроках окружающего мира, устной речи, СБО, природоведения в работе с учащимися разных возрастов как в коррекционной, так и в начальных классах общеобразовательной школы.


Салагаева Любовь Михайловна (SalagaevaLM)


02.04.2012

Разработка направлена на коррекцию коммуникативных и социальных навыков учащихся, позволяет развивать способность анализировать высказывания и поведение героев, относиться к ним критически. Ироничные стихотворные тексты, которые служат ресурсным материалом заданий, позволяют развивать эмоциональную сферу учащихся, в том числе, чувство юмора.


Гофман Галина Петровна (Gala-52)


30.08.2014


Бабина Наталья Александровна (BabinaNA)


14.12.2012

Рабочая программа разработана в соответствии со стандартом по социально-бытовой ориентировке ГКОУ РО школы-интерната VIII вида, возрастных особенностей обучающихся, воспитанников и дает распределение учебных часов по крупным разделам курса.


Васильева Лейла Атабала-гызы (Узор)


11.11.2013

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: