Доклад как форма контроля

Обновлено: 25.06.2024

Современная образовательная система в России переживает сложный период изменений. Причем речь идет не только о многочисленных (и далеко не всегда продуманных) реформах нашего правительства, но и о влиянии общемировых цивилизационных процессов, в которые вовлекается наша страна. Сейчас трансформация российского образования – не только образовательной системы, но и самой сути образования, как межпоколенной передачи социального опыта – обусловлена целым рядом факторов [1]. Наиболее значимые из них: интеграция в мировую образовательную систему; развитие в России информационного общества; политическая и социально-экономическая трансформация в стране; изменения в экологическом мировоззрении и глобальный сырьевой кризис; обострение межнациональных противоречий и террористической угрозы; изменения в требованиях к профессиональным качествам специалистов, вызванные углубляющейся специализацией ведущих научно-производственных отношений с одной стороны, и снижением требований к большинству профессий с другой стороны.


Самый же большой, можно даже сказать принципиальный, недостаток экзаменов и тестов заключается в том, что они являются абсолютной противоположностью требованиям жизни. Во время стандартных экзаменов или тестов перед учеником ставятся заранее известные вопросы на которые необходимо дать стандартные, заранее известные ответы. При этом пользоваться какими-либо дополнительными материалами не разрешается. В реальности же требования к специалисту совершенно противоположные. Перед ним ставится новая задача, ответа на которую не существует. Необходимо пользоваться всеми доступными средствами и применять какие угодно методы, чтобы найти подходящее решение. И решение на реальные жизненные задачи в большинстве случаев является не абсолютным, а компромиссным.

В сложившейся ситуации нам кажется разумным обратить внимание на несколько забытый вид работы учащихся – реферат. В качестве метода контроля знаний этот вид работы обладает целым рядом преимуществ по сравнению с тестами и экзаменами. В своей работе мы проанализировали особенности, преимущества и перспективы применения реферата в качестве главного метода контроля знаний. Требования к реферату в максимальной степени соответствуют профессиональным требованиям к специалисту, т.к. предполагает постановку оригинальной проблемы, нахождение оригинального решения при использовании любых доступных средств и методов. В реферативной работе, как и в реальной жизни, важен именно конечный результат. Кроме того, человек изначально учится излагать свои мысли и конечные результаты работы в простой и доступной письменной форме, оформленные по строго определенным правилам.

Реферат является высоко индивидуализированным видом работы, поскольку учащийся сам выбирает тему исследования, сам формулирует проблему исследования, выбирает методы и источники, самостоятельно осуществляет работу и формулирует выводы. Благодаря этому реферативная работа развивает творческие способности учащихся как ни один другой вид работы. Суть реферативной работы заключается в постановке проблемы, изучении и анализе существующих авторитетных мнений по данной проблеме и формулировании на их основе собственного оригинального мнения, что подразумевает обширное изучение источниковой базы. Благодаря этому реферативная работа не только позволяет разносторонне изучить предмет, но и развивает навыки поиска информации и ориентации в современных информационных системах. А умение ориентироваться в современном информационном пространстве и располагать актуальными сведениями является одним из главных требований к современному успешному специалисту [3]. Реферат развивает очень важное для любого профессионала умение делать по образцу, в соответствии с существующими требованиями и стандартами. Причем речь идет как о стандартах оформления реферата, так и стандартных методах работы над рефератом. Естественно, что для этого необходимо наличие соответствующих требований, стандартов и методических пособий.

Реферативная работа является прекрасным средством для развития логического мышления учащихся. Причем не на абстрактных логических задачах, а в процессе реальной практической работы. Хотя реферат и не является в полном смысле научной работой, так как не подразумевает новизны, он развивает навыки научной работы, включающие в себя формулирование проблемы, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета исследования, выбор методов. Поэтому в реферате, как и в любой другой научной работе, необходимо строгое логическое соответствие темы, проблемы, объекта и предмета исследования, цели, задач, методов, структуры текста и выводов. Подобная работа является одним из лучших уроков логики для учащихся [4].

Важным условием усвоения любой дисциплины является интерес к ней учащегося. Безусловно, решающее значение здесь имеют мотивация самого учащегося и личность учителя. Но реферат может помочь и здесь, поскольку тема и характер работы выбираются учеником исходя из собственных интересов, что, безусловно, способствует увлеченности предметом и более глубокому его изучению. По этой же причине реферат позволяет в максимальной степени раскрыть потенциал ученика, т.к. соответствует его склонностям и способностям. Реферативная работа является так же лучшим способом осуществления индивидуального подхода к каждому конкретному ученику и способствует развитию личностного отношения к выбранной теме и к предмету в целом.

В отличие от экзаменов и тестов реферат представляет собой гибкий инструмент в задании трудности работы и параметрах ее оценки. На начальных этапах обучения к рефератам можно предъявлять чисто формальные требования к оформлению работы. В дальнейшем ключевым можно добавлять требования к используемым источникам. На более высоких уровнях вводить требования научной работы: формулирование темы и проблемы, определение объекта и предмета, выделение цели и задач. На высшей стадии можно требовать от учеников оригинальности исследования и его практического применения.

Одним из важнейших требований образования всегда была его связь с практикой. Ученик (особенно это касается студентов ВУЗов) должен иметь опыт практической работы для того, чтобы стать настоящим специалистом. Если же учесть, что будущее образование в основном будет ориентироваться на подготовку специалистов среднего уровня, ориентированных на практическую работу, а не теоретические исследования [5], то реферат, как средство контроля, подходит здесь лучшим образом. С одной стороны, он представляет собой обобщение теоретического опыта и методологический обзор по исследуемой проблеме, а с другой стороны может включать в себя отчет о практической работе ученика и ее подробный анализ.

Вообще с нашей точки зрения идеальным вариантом для образования на всех его уровнях было бы выполнение квалификационной работы как главного показателя качества специалиста. Хотя в вузах и так предусмотрены рефераты, курсовые и диплом – отношение к ним во многом формальное. А ведь именно умение выполнять подобные работы и являются конечным продуктом образовательной системы (в идеальном случае). Кроме того, диплом и курсовые работы предусмотрены только по основным специальностям и как самостоятельные работы. Это безусловно правильно, но мы считаем, что и по остальным предметам в качестве конечного результата обучения, за который выставляется оценка, должна быть квалификационная работа, а не тест и не экзамен. И лучшим кандидатом на роль такой работы является реферат.

Как мы видим, в условиях кризиса и потери пути современного образования, усугубляемого системным кризисом российского общества, остро встает вопрос о путях развития учебных заведений. Одним из важнейших вопросов в этой ситуации становится вопрос о методике подготовки специалистов и их адекватной квалификационной оценке. С нашей точки зрения в современных условиях необходимо обратить пристальное внимание на реферат, который обладает рядом несомненных достоинств, заставляющих по-новому взглянуть на его значение для современного образования.

1. Розанов Ф.И., Игнатьев В.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. – 2008. №2. С. 76 – 86.

3. Розанов Ф.И. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современных студентов. // Социология. – 2008. (Готовится к публикации).

2) создание учебной ситуации с помощью специальных учебных задач, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи. Именно в процессе решения задач происходит реализация фундаментальности и метапредметности;

3) обеспечение учебной рефлексии;

4) обеспечение контроля результатов обучения.

Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.

Во ФГОС сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

Контроль результатов обучения является составной частью процесса обучения. Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т. п.).

Все это налагает определенные требования к организации и проведению контроля. Контроль должен быть результативным, т. е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Это будет тогда, когда проверочные задания будут соответствовать целям и задачам обучения.

Контроль должен быть всесторонним, т. е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др.

Контроль должен быть систематическим, т. е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов.

Контроль должен быть объективным, т. е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев.

Контроль должен быть гласным, т. е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула.

В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.

В общем, контроль включает в себя три составляющих:

  1. Проверка — это процесс, в ходе которого устанавливается факт наличия или отсутствия знаний и умений и уровень их овладения;
  2. Оценка — это процесс и результат, в ходе процесса устанавливается соответствие между достигнутым результатом и желаемой целью, а результат фиксируется в форме окончательного суждения о качестве и степени овладения знаний и умений или выражается в форме отметки или баллов;
  3. Учет — это фиксация результатов оценочной деятельности в соответствующих документах (классном журнале, дневнике учащегося, учетной тетради учителя).

Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой.

Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда.

Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.

Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели;

Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах;

Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Проверка несет в себе три основные функции:

  • контролирующую, суть которой в выявлении состояния (наличие, отсутствие, степень усвоения) всех видов результатов обучения.
  • обучающую, состоящую в умении учителя таким образом организовать проверку, чтобы она принесла пользу каждому обучающемуся.
  • воспитывающую, состоящую в приучении учеников к систематической работе. Проверка дает возможность выработать критическое отношение к своей работе, помогает верно провести оценку своих сил, воспитывает силу воли, ответственность, трудолюбие и др., умение организовать свое время.

Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще — в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.

Виды проверки:

  1. Предварительная — проверка начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него ЗУН, связанных с предстоящей деятельностью.
  2. Текущая проверка — это систематическая проверка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях
  3. Тематическая проверка осуществляется по итогам пройденной темы в целом.
  4. Рубежная — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
  5. Итоговая проверка проводится в конце изучения дисциплины или учебного года и служит для проверки результатов обучения в целом и позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимся предметных ЗУН.

Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.

Классификация форм контроля по традиционной технологии обучения

Классификация современных форм и методов контроля

Портфель обучающегося.

Инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности. Это — комплекс документов разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом:

1. Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если обучающийся принимает решение проследить свои успехи в отдельном учебном предмете, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности в этой области. Его задача — тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчет самооценки: что, на его взгляд, ему удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует на что следует обратить внимание. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, родителей, группы, в которой он работал. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой, собственно, и и используются данные технологии.

Устная контрольная работа.

Обучающимся раздается 5 — 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.

Инновационный диктант.

Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные обучающимися отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у преподавателя).

Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.

Дифференцированная проверочная работа.

Отгадывание кросснамберов.

Разгадывание кросснамберов следует предлагать обучающимся для проверки их знаний по определенной теме. Предлагаемая карточка содержит кросснамбер, разгадать который можно, решив ряд задач. При этом работа интересна, нестандартна и не вызывает психического напряжения. В каждую клеточку вписывается по одной цифре. Правильность решения проверяется сразу: цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали, должны совпадать.

Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся

Основное преимущество бригадного способа зачета — четкая схема опроса: понятно кто и кого должен опрашивать. Кроме того, менее успевающие обучающиеся имеют возможность прослушать отчет бригадира и одной-двух пар. При этом обучающиеся опрашивают даже строже, чем преподаватель.

Тестовые задания.

Отличие тестов от других видов контроля в объективности измерения результатов обучения, так как они зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости.

Недостатки: Если результатом своей работы обучающийся представляет только номера ответа, педагог не видит хода решения — мыслительная деятельность обучающегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у обучающегося знаний нет;

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений обучающегося.

Виды тестов и функции теста

Тесты 4 и 5 более сложные для работы обучающихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для обучающихся видами деятельности, для преподавателя — наполненностью содержания.

Проведение текущего контроля в инновационной форме

Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, редакционные задания, контрольные, позволяющие установить уровень знаний обучающегося, стабильность выполнения им учебного графика, его активность. Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных учеником заданий в процессе изучения им данного предмета.
После аттестации и в конце четверти каждому ученику выставляется его итоговое ранг-место и итоговая оценка.

Рейтинговыми показателями можно пользоваться при распределении на практику.

Для контроля знаний, полученных при изучении теоретических модулей, используются контрольные вопросы. Формой контроля может быть опрос или тест.

Для контроля умений, полученных при изучении практических модулей, используются контрольные задания.

Контрольные опросы и задания должны быть предусмотрены в конце каждого блока, агрегирующего несколько модулей. Наличие контрольных вопросов и заданий по каждому модулю и блоку позволяет внедрить систему непрерывного контроля знаний и умений в учебный процесс.

Защита проекта, деловые игры

Современные и актуальные формы проверки знаний. Они позволяет проверить не только предметные знания, но и оценить развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

С введением ФГОС второго поколения поменялось отношение к системе оценки результатов обучения учащихся. Оценке подвергаются не только предметные знания и умения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Важным моментом в оценке результатов обучения является критериальность, то есть для оценивания достижений ученика разрабатываются четкие критерии, позволяющие отразить уровень его развития на момент проведения контроля. Важной частью контроля является то, как он будет проводиться, то есть это методы и формы проверки знаний. Форм проверки знаний существует огромное количество и поэтому учитель может выбрать те, которые актуальны для его дисциплины. При выборе формы проверки знаний нужно учитывать возраст обучающихся.

Информатика — это дисциплина, которая тесно связана практически с любой отраслью знаний, поэтому для нее можно применять разнообразные формы проверки знаний.

referaty

Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • В чем заключаются функции учебного контроля?
  • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
  • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
  • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

Функции учебного контроля

Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

  • Диагностическая. Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
  • Контролирующая. В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
  • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
  • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
  • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
  • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
  • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

Разнообразие видов контроля

Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль, который, в основном, является частью урока.

В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения ( начальной, основной школы) проводится итоговый контроль. Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

Формы контроля знаний и умений учащихся.

В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

  • Фронтальная. Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
  • Групповая. Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
  • Индивидуальная. У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
  • Комбинированная. Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Типы контроля

В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

  • Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
  • Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
  • Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

Средства контроля

Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся ( конечно, за отдельную отметку ). Тестовые вопросы могут быть:

Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Гост

ГОСТ

Контроль в обучении и его педагогическая значимость

Контроль в обучении – это проверка итогов реализации учебно-воспитательной работы, включающая оценку качества образования и достижения учащимися уровня освоения образовательной программы, соответствующего определенным критериям и стандартам.

Контроль в обучении ориентирован на построении обратной связи между учащимися и педагогом. Педагог дает учащимся знания, которыми владеет сам, учит выполнению определенных навыков и желает получить положительный ответ на приложенные им профессиональные усилия.

Итоги контроля позволяют педагогу оценить эффективность его деятельности и внести поправки в методы, формы образовательной работы, скорректировать направления образовательной деятельности.

Педагогическая значимость контроля заключается в следующем:

  1. Демонстрация плодотворности работы педагога;
  2. Демонстрация учащемуся его успехов и неудач, определение его сильных и слабых сторон в познании;
  3. Развитие дисциплины в коллективе;
  4. Приучение учащихся к определенному ритму образовательной деятельности;
  5. Воспитание волевых качеств личности;
  6. Мотивация к познавательной деятельности;
  7. Мотивация к саморазвитию педагога;
  8. Формирование адекватной самооценки учащимися.

Педагогический контроль может носить индивидуальный, групповой и фронтальный характер. Он может проводиться регулярно, иметь периодический характер, а также быть ориентированным на подведение итогов реализации образовательной деятельности за определенный временной период или итогов освоения курса обучения, конкретной темы и т.д.

Рисунок 1. Формы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Перед началом обучения проводится предварительный контроль, демонстрирующий уровень развития учащихся, знания и навыки, которыми они уже владеют. Он необходим для построения образовательного процесса, выбора оптимальных методов и средств его реализации.

Рисунок 2. Методы контроля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Также, после прохождения обучения может быть использован отсроченный контроль. Такой контроль предполагает проведение оценки наличия знаний и навыков через какое-то время после завершения обучения т.е. какие знания отложились в долгосрочную память в качестве устойчивых.

Устный опрос как метод контроля знаний

Устный опрос используется в качестве метода контроля знаний при его организации в индивидуальной или фронтальной форме. Фронтальный опрос ориентирован на опрос всего классного коллектива и оценку их знаний. Такой опрос необходим для решения следующих контрольных задач:

  1. Оценка готовности учащихся к восприятию и изучению новой темы.
  2. Выявление уровня сформированности понятий и категорий учащимися.
  3. Проведение контроля выполнения домашнего задания.
  4. Проверки восприятия новой темы, которая была рассмотрена на уроке.
  5. Подготовка к лабораторной работе, выполнению проекта.

Как правило, устные опросы проводятся на каждом учебном занятии. Они помогают оценить уровень освоения учебной программы каждым учащимся и сфокусировать их внимание на важных аспектах темы урока.

Нетрадиционные виды контроля

В настоящее время используются не только традиционные опросы в качестве метода контроля или письменные практические работы, но и применяются современные методы, позволяющие дать быструю оценку знаний учащихся. К таким видам контроля относятся:

  • Кроссворд. Он основывается на ключевых понятиях и терминах, относящихся к конкретной теме изучения или разделу школьной программы. Они помогают оценить базовые знания учащихся по блокам учебного материала, а также оценить самостоятельную работу: изученность понятий и тем, предоставляемых на самостоятельное рассмотрение. Кроссворды увлекают учащихся и тренируют их память. Однако, данный метод не позволяет оценить глубину знаний, осознанность восприятия конкретной темы;
  • Викторина. Она представляет собой совокупность вопросов по конкретной теме, на которые требуется дать краткий ответ. Викторины проводятся не более пяти минут. Они включаются в начало занятия для актуализации знаний и подготовки к изучению новой темы, а также на заключительном этапе, в качестве средства подведения итогов и закрепления основных положений темы;
  • Ребус. Он представляет собой представление какого-то понятия или термина в виде картинок в сочетании с цифрами, буквами и иными символами. Разгадывание ребусов активизирует логическое мышление и воображение. Они, также, включаются в учебное занятие на начальной или заключительной стадии и не позволяют оценить глубину познания учащихся.

Педагогические требования к организации контроля

Проведение контроля качества обучения и знаний учащихся реализуется на основании соблюдения следующих условий:


В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выяснить, знают ли обучающиеся изучаемый материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т.е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием обучающихся.

Это также дает возможность применять различные методы и формы контроля знаний.

Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение обучающимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Я выделила следующие методы контроля знаний, которые применяю в своей практике: наблюдение, устный контроль, письменный контроль, практический контроль, компьютерный контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

Общее значение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между обучающимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как обучающиеся воспринимают и усваивают учебный материал.
Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Т олько комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений обучающихся.

Наблюдение позволяет мне составить представление о том, как обучающиеся воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Результаты не фиксируются в официальные документы, но учитываются в общей итоговой оценке.

Устный контроль применяется на всех этапах обучения и помогает мне поддерживать контакт с обучающимися, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы и осуществлять дифференцированный подход.

Письменный контроль дает возможность одновременно выявить результаты всей аудитории обучающихся, обеспечивает более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправ­ленности.

Письменный контроль приучает к точно­сти, аккуратности, вниманию.

Практический контроль используется для проверки уме­ний и навыков учащихся в применении своих знаний на практике.

Машинный (программированный) контроль на уроках мною не применяется, но очень часто используется во внеаудиторной работе

Взаимоконтроль широко применяю в процессе текущего контроля. При взаимном контроле усиливается и воспитывающая его функция, повышается интерес к знаниям.

Самоконтроль предполагает самостоятельный поиск, допущенных ошибок, неточностей и устранение обнаруженных пробелов. Это то, что сейчас считается очень актуальным.

Чтобы полноценно проанализировать процесс контроля выделю формы контроля, которые я применяю в своей деятельности:

Формы контроля знаний и умений – это многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый педагог вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими контрольные задания.

Сначала я систематизировала применяемые мною формы следующим образом:

Контрольные, самостоятельные работы, зачеты и экзамены проводились всегда. Около 20 лет назад мы разрабатывали тесты, а 8 лет назад практические работы. Теперь их относят к традиционным формам. У меня, также, как и у всех имеется полный комплект котрольно – измерительных материалов, в котором в наличии весь материал для осуществления контроля.

Все практические работы связала с либо с Ростовской областью, либо с городом, либо с техникумом. Сочетая вместе требования программы, особенности местности, такие работы заставляют задуматься об окружающем мире, выявлять проблемы, делать прогнозы.

О каждой из этих практических работ я могу говорить много, потому что это авторские работы, которые на мой взгляд получились удачными, выполняют кроме основной цели еще воспитывающую и развивающую. И нет ни одного человека. который бы получил за выполненную работу неудовлетворительную оценку. Выполняют их дети с удовольствием.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся, расширение знаний по сравнению с базовым уровнем изучаемого материала.

В этом году мы вышли на более высокий уровень: на сайте Профобразование несколько студентов участвовали в олимпиаде по экологии самостоятельно. Это аналогично, как мы с вами все участвовали в педагогической олимпиаде в прошлом году. Согласитесь, не все было просто. Но дети достойно справились.

Далее я систематизировала методы и формы, которые применяю на своих уроках и у меня получилась следующее:

Читайте также: