Доклад кадровика о проделанной работе за год

Обновлено: 18.05.2024

Юлия Жижерина, бизнес-консультант по управлению персоналом и трудовому праву, рассказывает, какие дела должен успеть сделать кадровик до 31 декабря.

К концу года объем работы у специалиста по кадрам только увеличивается. Чтобы успеть сделать все дела и с чувством выполненного долга отдохнуть в новогодние каникулы, нужно тщательно спланировать все задачи до 31 декабря и приступить к их выполнению уже сейчас. Итак, что же нужно успеть сделать.

Утвердить график отпусков

График отпусков – не только инструмент, который оптимизирует процесс предоставления отпусков, но и обязанность работодателя. При проверке инспектор труда обращает внимание на наличие и правильность составления графика и при выявлении нарушений привлекает работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.06.2016 г. по делу № 33-24131/2016).

График отпусков работодатель обязан утвердить не позднее, чем за две недели до наступления года, на который он составляется (ст. 123 ТК РФ). Так, график отпусков на 2018 г. должен быть составлен и утвержден до 16 декабря 2017 г.


Для определения продолжительности отпуска необходимо учесть стаж работы сотрудника в компании (ст. 121 ТК РФ). Если в течение года отпускной стаж не прерывался, в графике отпусков нужно предусмотреть 28 дней ежегодного основного отпуска (ст. 115 ТК РФ), а также необходимое количество дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 120 ТК РФ).

Обязательная форма для графика отпусков законодательством не предусмотрена. Работодатели могут использовать как обязательную до 01.01.2013 г. унифицированную форму № Т-7 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1), так и форму, разработанную в компании. Однако в этом случае необходимо помнить про обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Обновить штатное расписание

В трудовом договоре работодатель обязан указывать должность, профессию или специальность работника в соответствии с данными штатного расписания (ст. 57 ТК РФ). По мнению Роструда, такое соответствие должно быть строгим. Принимать работника на должность, которой нет в штатном расписании, нельзя (Письмо от 21.01.2014 г. № ПГ/13229-6-1).

Поэтому любые изменения должны быть зафиксированы. Их можно вносить в штатное расписание в любое время приказом работодателя, специальных сроков для этого законом не установлено. Однако работодатели часто утверждают новое штатное расписание в конце года.

Для составления и утверждения штатного расписания можно использовать унифицированную форму № Т-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1) либо форму, разработанную и утвержденную в компании.

Утвердить план и приказ по воинскому учету

Ведение воинского учета обязательно для всех. До конца декабря каждая компания должна утвердить план работы по воинскому учету на следующий год и приказ об ответственном за ведение этого направления. В приказе, кроме Ф.И.О. и должности ответственного, необходимо указать данные его заместителя.

Обязательные формы указанных документов приведены в Методических рекомендациях Генерального штаба (Приложение № 4 и Приложение № 17). Если документы не будут соответствовать данным формам, военкомат вернет их на доработку.

Перед предоставлением приказа и плана работы в военкомат необходимо получить обновленную справку о бронировании в местных органах власти.

Подготовить статистическую отчетность

Формы, по которым нужно предоставлять отчетность, утверждены Приказом Росстата от 24.09.2014 г. № 580:

  • До 20 января предоставляются сведения о численности и заработной плате работников по форме 1-Т. Отражаются наименование вида экономической деятельности, среднесписочная численность работников, фонд зарплаты внешних совместителей и работников списочного состава, а также начисленные им выплаты.
  • До 15 числа предоставляются сведения о численности и заработной плате работников по форме П-4:
    • если средняя численность работников превышает 15 человек — ежемесячно после отчетного периода;
    • если средняя численность работников меньше 15 человек, включая работающих по совместительству, — ежеквартально после отчетного периода.
    • работавших неполное время или находившихся в простое;
    • принятых, уволенных и планируемых к увольнению;
    • получивших отпуска без сохранения зарплаты по их просьбе.

    Изучить план проверок госорганов на следующий год

    Чтобы проверка компании государственными органами не стала сюрпризом, проконтролируйте, нет ли ее в списках плановых проверок на сайте Генпрокуратуры РФ. Кадровикам нужно особое внимание уделить возможностям проверок инспекции труда и службы занятости.

    Если компанию планируют проверить, проведите кадровый аудит, чтобы привести все документы в соответствие требованиям законодательства и избежать санкций.

    Провести кадровый аудит

    В первую очередь проверьте:

    • Наличие и актуальность локальных нормативных актов:
      • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ);
      • локальный акт об оплате труда (например, Положение об оплате труда (ст.135 ТК РФ));
      • локальный акт о защите персональных данных (ст. 87 ТК РФ);
      • график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
      • штатное расписание (Письмо Роструда от 15.05.2014 г. № ПГ/4653-6-1);
      • должностные инструкции (не являются обязательными локальными нормативными актами, но их применение удобно для поддержания дисциплины);
      • другие локальные нормативные акты (например, если работники ездят в командировки, то обязательным будет Положение о командировках (ст. 168 ТК РФ)).
      • Если какие-либо локальные акты отсутствуют или неактуальны, то разработайте и утвердите их или актуализируйте.

      Также проверьте наличие и правильность оформления следующих документов:

      • приказы о приеме, увольнении, переводе;
      • приказы о предоставлении отпусков и заявления к ним;
      • табели учета рабочего времени;
      • личные карточки Т-2;
      • документы по трудовым книжкам:
        • приказ о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек;
        • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них;
        • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
        • трудовые книжки;

        Проверьте, все ли оформлено в отношении беременных и находящихся в отпуске по уходу за ребенком сотрудниц, осуществляется ли квотирование в отношении инвалидов и молодёжи и т.д.

        Подготовить документы к сдаче в архив

        Сдавать в архив нужно документы со сроком хранения более 10 лет через год после завершения по ним дел в делопроизводстве. Сроки хранения документов можно определить, используя Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. № 558.

        Подготовить внутренний отчет отдела кадров

        Чаще всего внутренняя кадровая отчетность включает следующие отчеты:

        • количество приемов и увольнений;
        • текучесть кадров;
        • наиболее эффективные инструменты подбора персонала.

        Если в компании такие отчеты делаются чаще раза в год, сведите все данные в один отчет. Если руководство не требует составления отчетности (обычно такое бывает в небольших компаниях), все равно подготовьте эту информацию. Такой отчет может охарактеризовать работу отдела в лучшем свете. Отразите в нем основные показатели, такие как количество кадровых операций: число приемов, увольнений, переводов, оформленных отпусков и командировок, количество оформленных или доработанных локальных актов, количество успешно решенных трудовых конфликтов и т.д.

        Составить номенклатуру отдела кадров

        При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 г. № 526. Для этого нужно проанализировать направления работы отдела и готовящиеся виды документов. По результатам анализа внести изменения в номенклатуру дел, добавив или удалив нужные разделы и строчки.

        Если же в составе формируемых документов и дел ничего не изменилось, новую номенклатуру дел на 2018 год все же следует утвердить.

        Читайте также: