Доклад к педсовету здоровьесберегающие технологии
Обновлено: 04.07.2024
Оценить 1489 0
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида
на педагогическом совете в
«Современные здоровьесберегающие технологии,
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
беседы по вылеологии;
спортивные развлечения и досуги;
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Наверное будет не лишним напомнить
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ
Динамические паузы
(физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах
Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.
Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др
Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ
Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Все педагоги ДОУ, логопед
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги ДОУ
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Все педагоги ДОУ
Гимнастика пробуждения
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
Оздоровительный бег
Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.
Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Психолог, педагоги ДОУ
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Психолог, педагоги ДОУ
1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Педагоги ДОУ, психолог
Технологии коррекции поведения
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Педагоги ДОУ, психолог
Сказкотерапия
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Педагоги ДОУ, психолог
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Список литературы
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития.
Среди подростков 15–17 лет на первом месте – болезни органов дыхания, на втором – болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем – болезни костно-мышечной системы. Отмечается рост онкологической заболеваемости у детей до 14 лет на 26,2%, среди подростков 15–17 лет – на 83,3%. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте по злоупотреблению ненаркотическими средствами в 4 раза и алкоголем – в 3 раза.
Болезнь – это медицинская категория. А здоровье – мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?
Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
Второй фактор, губительный для здоровья, : закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие – раннее формирование шизоидно-психической конституции.
Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:
Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.
Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга; после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безвольных людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.
Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.
Бесконечные смены содержания образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.
В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
строгая дозировка учебной нагрузки;
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Как подобрать здоровьесберегающие средства?
Важна правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:
1) Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.
2) Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание класса (кабинета): частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.
3) Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
4) Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).
5) Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.
6) Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.
7) Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.
9) Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
10) Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения (моторно-координаторных тренажей) и др.
11) Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.
12) Благоприятный эмоциональный настрой.
13) разнообразие форм учебной деятельности.
В заключение хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.
Это наши малыши-карандаши, всегда веселые, озорные мальчишки и девчонки, со звонкими голосами, наши неугомонные затейнички.
Мы стараемся поддерживать инициативу в различных видах деятельности, которая необходима для развития детей.
И наша задача, задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Задачи важная и вместе с тем сложная.
В нашей группе ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности.
Этому способствует созданная в группе доступная и безопасная предметно-развивающая среда, т. е. зоны двигательной активности, оборудованные физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками, дорожками здоровья.
Для формирования у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни человека я использую следующие задачи:
- развить познавательный интерес к своему организму и его возможностям;
- развить готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.
- воспитать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
День наш начинается с утренней гимнастики, которая помогает настроить организм ребенка на действенный лад; стимулирует работу внутренних органов и органов чувств; способствует формированию правильной осанки, хорошей, походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
В процессе организованной образовательной деятельности включаются игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами.
Также в процесс организованной образовательной деятельности включены следующие формы оздоровительной работы :
1. Дыхательная гимнастика - от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
2. Артикуляционная гимнастика.
Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
3. Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Дети с гораздо большей охотой делают её, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Гимнастика для глаз в стихах помогает настроить ребенка на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день.
физкультминутки для дошкольников-это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы чудесные подвижные физкультурные минутки.
5. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после пробуждения помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
7. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка- дошкольника.
8. Один из самых важных режимных моментов - это прогулка. Во время прогулки дети активно двигаются, что немало важно.
Также в своей работе активно применяю сюжетно-ролевые игры, настольные, дидактические игры.
Следующая форма – это формы взаимодействия с семьей, тесное сотрудничество с родителями, которые являются нашими первыми помощниками.
В заключение хочу сказать: "Здоровым быть- здорово!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!"
Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, поступает так же глупо, как человек, который пытается молчанием усовершенствовать свой голос.
Сегодня большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. От эффективности этих мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребенка, его здоровье, физическое и психическое развитие, возможность получения полноценного образования. Состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы учебно-воспитательные программы в ДОУ и школе. Таким образом, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.Технологии обучения ЗОЖ;
Мероприятия, направленные на повышение защитных сил организма, являются важным, обязательным разделом любой оздоровительной программы, однако только эти мероприятия, не подкрепленные активным воздействием на образ жизни ребенка, не приводят к существенному снижению заболеваемости. Данное положение еще раз свидетельствует о необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной работы.
Комплексный подход предполагает:
• научно-методическое обоснование оздоровительной программы;
• использование для оздоровления детей только хорошо изученных, апробированных в педиатрической практике профилактических методик;
• четкую организацию оздоровительных мероприятий;
• индивидуальный подход к каждому ребенку – учет и соблюдение имеющихся противопоказаний и сроков медицинских отводов;
• организацию и проведение врачебнопедагогического контроля;
• оценку эффективности оздоровительной программы.
Суммируя вышеизложенное, можно констатировать следующее: первоочередная задача МБДОУ — создание оптимальных условий для роста и развития ребенка:
• индивидуальный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья и уровня психического развития;
• доброжелательное отношение к ребенку, проведение всех мероприятий на положительном эмоциональном фоне;
• строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (в том числе оптимальный температурный режим и рациональная одежда в помещении и на улице);
• рациональное питание с заменой продуктов аллергенов детям-аллергикам;
• оздоровительные мероприятия в рамках режима дня с соблюдением медицинских отводов (в том числе закаливание с использованием оптимальных схем и методов);
• физкультурные мероприятия с соблюдением ограничений по состоянию здоровья и сроков медицинских отводов;
• мероприятия, направленные на укрепление иммунитета, повышение защитных сил организма (фито- и физиотерапия, медикаментозные средства).
Охрана и укрепление здоровья детей является важнейшей задачей дошкольных учреждений с момента создания системы дошкольного образования. Дошкольные учреждения, где ребенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные возможности для проведения профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке, являются оптимальной базой для организации оздоровительной работы.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка. На музыкальных занятиях дети выполняют движения согласно музыкальному произведению (медленные, плавные, ритмичные)
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 15 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает МБДОУ. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета
Оздоровительные силы природы — проведение занятий в летний период на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.
Гигиенические факторы — выполнение санитарно — гигиенических требований, соблюдение режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Активный отдых . При проведении массовых оздоровительных мероприятий (Неделя здоровья, досугов, спортивных праздников) дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Читайте также: