Доклад интеграция истории в курсе орксэ

Обновлено: 18.04.2024

Автор: Пьянкова Елена Юрьевна

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Калачёво

В статье рассматриваются возможности использования технологии интегрированного обучения младших школьников на уроках орксэ.

The article deals with the possibility of using the technology of integrated teaching of primary school students in the lessons of orcse.

Ключевые слова: интегрированное обучение, духовно – нравственное воспитание, интеграция уроков орксэ.

Key words: integrated education, spiritual and moral education,

integration of orcs lessons.

Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием,

— это творение будущего и взгляд в будущее.

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

С введением в ФГОС преподаватель вынужден рассматривать межпредметные связи как важное условие в обучении младших школьников.

1. создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире;

2. это нахождение способов объединения предметных знаний.

Интеграция обучения ставит перед собой цель заложить основы целостного представления об окружающем мире и сформировать личное отношение к законам их развития начиная с начальной школы. Именно поэтому ученикам начальной школы необходимо смотреть на предметы и явления действительности с разных сторон.

Нужно учитывать тот факт, что и у интеграции на начальном этапе обучения существуют как положительные, так и отрицательные стороны.

система образования не готова строить интегрированный курс

нехватка материальной и технической базы школ

на всех ступенях школьного образования отсутствует система интегрированного обучения.

интегрированные занятия в начальной школе постепенно вытесняют отдельные предметы, и тем самым, снижают перегрузку учащихся;

развивают научный стиль мышления;

формируют комплексный подход ко всем учебным предметам;

повышают и развивают интерес учащихся к обучению

помогают более осознанному усвоению программного материала.

Интеграция в современной школе ведется по нескольким направлениям и на разных уровнях. Это внутрипредметный и межпредметный уровни.

Внутрипредметная интеграция представляет собой:

интеграцию, которая содержит отдельный фрагмент урока, на котором необходимы знания из других изучаемых предметов предметов – это фрагментарная интеграция

интеграцию, когда на протяжении всего занятия учитель опирается на знания из других областей науки, создавая тем самым необходимое условие усвоения нового материала – узловая интеграция

Межпредметная интеграция - объединение знаний разных наук для того, чтобы раскрыть тот или иной вопрос.

В начальной школе интегрированный урок можно применять как одну из форм работы. Цель таких уроков - объединение знаний из различных областей знаний, позволяющее добиться целостного восприятия учащимися изучаемого вопроса, сочетающее в себе методы различных наук, имеющее практическую направленность.

Интегрированные уроки требуют большой подготовки как учителя, так и обучающихся. Поэтому их часто проводить нельзя, так как они теряют интерес и новизну.

Интеграция может применяться на различных учебных предметах гуманитарного цикла. Мне хотелось бы поделиться опытом работы интегрированного обучения младших школьников на примере уроков ОРКСЭ. С использованием нестандартных форм работы, диспуты, встречи, интегрированные уроки процесс воспитания и образования способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, его всестороннему развитию, воспитывает такие важные качества личности, как милосердие, доброту, умение выражать свое мнение, слушать и слышать других. Такие уроки вызывают желание больше узнать о героическом прошлом своего народа и стать достойным продолжателем его традиций, настоящим патриотом своей великой Родины.

- создать на уроках условия для активной и сознательной деятельности учащихся, основанной на установлении межпредметных связей;

- формировать комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему;

- расширить кругозор учащихся;

- повысить интерес к предмету.

На таких уроках учащиеся наиболее работоспособны, проявляют интерес к изучаемому материалу, работают легко, с интересом

Я считаю, что интегрированное обучение увеличивает тягу к знаниям, укрепляет интерес к предмету, расширяет заинтересованность, формирует комплексный подход к учебным предметам - учащихся могут изучать с пониманием более сложный материал в сравнении с тем, который представлен в учебнике. Привлекает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, приходим к выводу, что при организации интегрированного обучения у учителя появляется возможность показать весь мир во всем его многообразии, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка.

Литература

Преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории в начальной и основной школе (личностный аспект)

  • Изучение культурных и религиозных традиций народов России и мира
  • Формирование навыка ведения конструктивного диалога
  • Освоение базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм

Поскольку отличительной чертой курса ОРКСЭ является приоритет личностных результатов обучения над предметными и метапредметными, целесообразно рассмотреть в данной статье преемственность именно в личностном аспекте, т.е. с точки зрения освоения базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм.

Несомненно, главным критерием успешности освоения человеком определенных ценностей является то, что человек ведет себя в соответствии с освоенными ценностями в повседневной жизни, а также выносит суждения о поведении других людей в соответствии с ними.

Курс истории в основной школе, в частности, в 5—6 классах, дает подростку богатый материал для подобной работы над собой. Задача учителя – помочь ученикам увидеть и осмыслить нравственное содержание в деятельности исторических персонажей, использовать исторические знания для разрешения сложных ситуаций в повседневном общении подростка с самыми разными людьми. Остановимся на некоторых возможных методических приемах.

Одна из проблем младшего подросткового возраста – стремление во чтобы то ни стало доказать свою правоту, неумение в пылу конфликта отделить главное от второстепенного, простить обиду, понять своего обидчика.

Умение делать осознанный выбор между добром и злом в различных жизненных ситуациях и, главное, нести ответственность за свой выбор – отличительная черта зрелой, взрослой личности. Разумеется, 10—12-летним детям крайне трудно, но необходимо это понять.

Таким образом, преемственность в изучении курсов ОРКСЭ и истории с целью достижения позитивных личностных результатов можно выстроить, руководствуясь следующими принципами:

  1. Освоение базовых общечеловеческих ценностей и нравственных норм осуществляется в процессе активной познавательной деятельности (анализ исторических ситуаций, работа с текстом, дискуссии, решение познавательных задач исторической тематики, но с нравственным содержанием).
  2. Вместо назидательности – создание дидактических условий для формулировки самостоятельных суждений подростков в соответствии с определенными ценностями и нормами.
  3. Связь ценностного содержания исторического материала с актуальными задачами развития подростков.

Все методические приемы, приведенные в данной статье, апробированы автором на уроках в 5–6 общеобразовательных или гимназических классах в 1996–2012 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

роль МПС в обучении активизируют познавательную деятельность учащихся; побуждают мыслительную активность; помогают формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делают знания практически более значимыми и применимыми; использование информации из смежных предметов, технических средств на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями.

Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.



Связь истории с другими науками +русский язык и литература Новые термины, понятия их этимология, грамматика. Анализ исторических документов, фрагменты из художественных произведений, характеристики, оценки событий, исторических деятелей и т.п. Речевая деятельность (грамотность, лаконичность) Составление плана (простого, сложного), сравнительной характеристики, эссе и т.д. Воздействие на эмоциональную сферу восприятия через литературный материал.

Связь истории с другими науками

+русский язык и литература

Новые термины, понятия их этимология, грамматика. Анализ исторических документов, фрагменты из художественных произведений, характеристики, оценки событий, исторических деятелей и т.п. Речевая деятельность (грамотность, лаконичность) Составление плана (простого, сложного), сравнительной характеристики, эссе и т.д. Воздействие на эмоциональную сферу восприятия через литературный материал.

Связь истории с другими науками + география Географическое положение, природные условия, социальная структура. Статистический, табличный, картографический материал.

Связь истории с другими науками

+ география

Географическое положение,

природные условия,

социальная структура.

Статистический, табличный,

картографический материал.

Связь истории с другими науками + информатика Использование в обучении текстовой, звуковой, графической, видеоинформации. Ориентация учащихся в бурном потоке информации, выделение главного, систематизация и обобщение. А также помогает в создании творческих проектов по курсу. Работа в различных программах позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся

Связь истории с другими науками

+ информатика

Использование в обучении текстовой, звуковой, графической, видеоинформации. Ориентация учащихся в бурном потоке информации, выделение главного, систематизация и обобщение. А также помогает в создании творческих проектов по курсу. Работа в различных программах позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся

Связь истории с другими науками

+ биология

 Связь истории с другими науками + математика Древний мир 21 10 0 Средние века 5 Новое время 15 Новейшее 20 Перевод арабских цифр в римские для обозначения веков, понимание счета лет до нашей эры и в нашу эру. Определение событий произошедших раньше и позднее. Измерение мер длины. Решение задач по истории

Связь истории с другими науками

+ математика

Перевод арабских цифр в римские для обозначения веков, понимание счета лет до нашей эры и в нашу эру. Определение событий произошедших раньше и позднее. Измерение мер длины.

Решение задач по истории

Связь истории с другими науками + физика + химия Изучение истории с элементами физических явлений улучшает восприятие учебного материала. Так, конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона и т.п., атомные открытия, если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование материала с историческим содержанием, исторических картин, фотографий и т.п.

Связь истории с другими науками

+ физика + химия

Изучение истории с элементами физических явлений улучшает восприятие учебного материала. Так, конкретнее звучит материал, связанный с исследованиями Дж.Бруно, Г.Галилея, И.Ньютона и т.п., атомные открытия, если одновременно вспоминаются тогдашние общественно-политические условия, хронология, связь с другими событиями. Позитивные результаты дает также использование материала с историческим содержанием, исторических картин, фотографий и т.п.

роль МПС в обучении активизируют познавательную деятельность учащихся; побуждают мыслительную активность; помогают формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делают знания практически более значимыми и применимыми; использование информации из смежных предметов, технических средств на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями.

роль МПС в обучении

Таким образом … межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения истории. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс из истории.

Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения истории. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс из истории.

Нормативные документы, регламентирующие ведение курса ОРКСЭ и ОДНКНР.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образование - это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Если получение знаний не будет сопровождаться воспитанием личности, то школа не сможет решать задачи, которые перед ней стоят. Мы должны отстаивать свои ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции.

История появления ОДНКНР в школе. ФГОС признан, воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение - это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученные за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.

Новизна содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

ОРКСЭ - это учебный предмет в четвертом классе (по 1 часу в неделю), введенный с сентября 2012 года в школах России, после апробации 2010- 2012 годов. Предмет состоит их шести модулей, четыре модуля - об основах традиционных для России религиозных культур - православия, ислама, буддизма и иудаизма, один модуль об основах светской этики и один об основах мировых религиозных культур в целом.

ОДНКНР - это предметная область, логическое продолжение ОРКСЭ, обязательный элемент учебного плана российской школы на уровне основного общего образования (5-9 кл.) - вводится с сентября 2015 г. Обе предметные области являются системным нововведением, соответствующим целям образования, сформулированным в федеральных государственных образовательных стандартах.

Содержание предметов - культуроведческое, обустроенное как постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Культуры как возделывания себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Религии как связи, единения верующего с Богом, и веры как образа особой духовной жизни. Методика постижения содержания новых предметов - диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

Преемственность образовательного процесса может осуществляться в комплексе:

Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных уровнях развития.

Психологическая – совершенствование форм организации учебно‑воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей.

Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Методическая - взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения.

Административная – хорошо отработанная нормативно‑правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на детей и сотрудников.

ОПК - исключительно культурологический предмет. Предназначение данного курса:

- воспитание порядочного, терпимого, честного гражданина, который с интересом относится к окружающему миру, с уважением к взглядам и убеждениям своих сограждан;

- формирование достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и др. законы страны;

- формирование у учащегося мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;

- воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества.

Мотивация учебного процесса способствует нетрадиционным формам урока. Например, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок-инсценировка, театрализация. Эффективность занятий обеспечивают и различные виды деятельности обучающихся: составление проектов; участие в сюжетно-ролевой игре, дискуссии; опережающие задания; написание сочинений - миниатюр, рассказов.

Активные формы и методы работы, используемые в процессе преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, направлены на освоение учащимися личностных результатов, связанных с чувствами гордости за свою Родину, понимания и уважения к духовным ценностям родной культуры. Способностью учащихся соотносить поступок с моральной нормой, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, умение применять правила делового сотрудничества.

Православная культура позволяет воспитать в детях чувство подлинного патриотизма, любви к своему Отечеству. Она учит уважению к родителям и старшим, дает чувство ответственности и трудолюбия. Важным является и то, что именно причастность православной отечественной традиции прививает детям иммунитет против угроз нашего времени - наркомании, алкоголизма, терроризма. Преемственность в содержании предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР обеспечивает реализацию главных воспитательных задач, способствует приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, традициям мировой культуры.

Список литературы

Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014

Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.

Читайте также: