Доклад иллюстрированный путеводитель по страницам романа евгения онегина

Обновлено: 23.04.2024

страшной реакции после восстания декабристов.

Главный герой романа — Евгений Онегин. Почему П. обратил на него внимание? Я думаю, что такие люди как Онегин окружали его. Чем-то они отличались от него, чем-то были похожи. Вспомним воспитание Евгения:

Monsieur L` Able , француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя …

Но дней минувших анекдоты

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей…

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик …

Поднимаются люди, у которых есть дела, а Онегину некуда спешить он все еще в постели:

Забав и роскоши дитя,

Проснется за полдень, и снова

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

До утра жизнь его готова

Однообразна и пестра …

Ему наскучил свет и шум.

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил …

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной

Отповедь Онегина на первый взгляд очень благородна. Но если задуматься герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладится любовью Татьяны, но он не обычный светский денди, он все-таки выше этих людей, поэтому и говорит Татьяне:

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел…

То верно кроме вас одной

Невесты не искал иной…

В этих строках больше возможности для понимания Онегина. Значит именно такая девушка как Татьяна была когда-то идеалом Евгения, но свет убил в нем все идеалы. Главная трагедия Онегина в том, что он не может обновить своей души, испорченной светом. Убийство Ленского тоже дает нам большие возможности для понимания характера героя: ведь он умнее, мудрее Ленского. Казалось бы, он должен остановить дуэль, объяснить все другу, но Онегин, который вроде бы выше окружающего его общества в то же время является пленником этого общества. Его пугают хохот и пересуды глупцов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Последняя сцена в романе вызывают у нас удивительно трогательное щемящее чувство. Сердце героя наглухо закрытое возрождается к жизни:

Сомнений нет: увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен

Теперь мы вспомним, что Таня действительно была его идеалом. Страдающий герой становится нам ближе и понятней. И этот новый Евгений хотел мучения Татьяны, так как и сам он, иссушен, измучен безответной любовью. Но нет, он узнает, что любим, любим благороднейшей из женщин и это доставляет его страдать. Вот в такую трудную злую минуту и оставляет его Пушкин.

Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масленица".

Важно в классе создать неповторимую атмосферу: обязательно в оформлении должны присутствовать элементы убранства русской избы-светелки. На доске портрет А.С. Пушкина и его слова: "Народность в писателе есть достоинство, которое может быть оценено одним соотечественником - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. "; "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь. народу" (А.С. Пушкин. "О народности и литературе").

ВложениеРазмер
literatura-po_stranitsam_romana_evgeniy_onegin-urok-sv.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ-по страницам романа "Евгений Онегин"

Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масленица".

Важно в классе создать неповторимую атмосферу: обязательно в оформлении должны присутствовать элементы убранства русской избы-светелки. На доске портрет А.С. Пушкина и его слова: "Народность в писателе есть достоинство, которое может быть оценено одним соотечественником - для других оно или не существует, или даже может показаться пороком. "; "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь. народу" (А.С. Пушкин. "О народности и литературе").

Урок начинается с вступительного слова учителя.

Почти с юношеского возраста Пушкин обратился к собиранию, изучению и широкому всестороннему использованию народного поэтического опыта. Уже "Руслан и Людмила" - его первая поэма обратила на себя внимание прежде всего связью с народными песнями и сказками, что вызвало горячее одобрение одних и негодование других. Эти другие уподобляли автора гостю "с бородою, в армяке, в лаптях", который "втерся" бы в Московское благородное собрание и "закричал бы зычным голосом": "Здорово, ребята!". "Неужели бы стали таким проказником любоваться?" - задавал критик риторический вопрос, считая, что подобное творчество "хоть кого выведет из терпения". Интересно, как Пушкин отнесся к этой статье - он перепечатал ее в предисловии ко второму изданию поэмы, видя в поэме точное определение своей творческой позиции. Размышляя о самостоятельном пути русской литературы, записал: "Есть у нас свой язык: смелее! - обычаи, история, песни, сказки и прочее". С годами интерес к народному творчеству у поэта рос и углублялся. Впервые в русской литературе Пушкин ввел живое фольклорное слово. В речи его героев зазвучали прямые и скрытые песенные цитаты, пословицы и поговорки, и все увидели в них подлинную народную мудрость. В своих произведениях он коснулся всех жанров русского фольклора. Сказочная и несказочная проза, календарные и семейные обряды, лирические песни, пословицы и поговорки - все это так или иначе нашло отражение в его художественной практике, в письмах, критических статьях. Он один из самых первых вышел за писывать фольклор на ярмарку, в народное многолюдство.

Была у Пушкина, как у всякого русского человека, внешняя скромность. Но он знал себе истинную цену и через всю жизнь пронес верность девизу лицейской юности. А девиз тот был: "Для общей пользы".

Ученик: Для общей пользы откроем еще раз любимые страницы "Евгения Онегина": не зря этот роман назван "энциклопедией русской жизни".

Они хранили в жизни мирной

Привычки мирной старины,

У них на масленице жирной

Водились русские блины,

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

- На пороге весны в деревнях отмечали веселый праздник - масленицу. Название праздника - масленица - не случайно. В последнюю неделю перед постом уже не разрешалось есть мясо, а молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины - главное праздничное блюдо, еще не были под запретом. Масленицу праздновали целую неделю, которая так и называлась - масленичной или сырной. Каждый ее день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомки, четверг - разгул, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки и, наконец, воскресенье - проводы масленицы, прощеный день. Думаю, в этот день Александр Сергеевич был особенно весел, по русскому обычаю в этот день прощали друг друга, целовались, мирились, если обидели когда-то друг друга словом или делом. Встречаясь даже на улице, хотя бы никогда прежде не видались, целовались, приговаривая: "Прости меня, пожалуйста"; другой отвечал: "Бог тебя простит".

Ученица: Наверняка Александр Сергеевич певал и песни подблюдные, хороводные, бывая в Михайловском, Захарове, Тригорском. Редкий праздник на Руси обходился без хороводов.

Алексей Олейников - Евгений Онегин. Графический путеводитель обложка книги

47 %

Аннотация к книге "Евгений Онегин. Графический путеводитель"

Для тех, кому школьная программа по литературе всегда казалась скучной, а стихи Пушкина не трогали душу и сердце. Именно для вас в первую очередь журналист и учитель литературы Алексей Олейников создал этот графический путеводитель по величайшему роману, а художница Наталья Яскина нарисовала живые и очень атмосферные иллюстрации. Герои "Евгения Онегина" будто бы оживают и переносятся в наше время для того, чтобы рассказать нам всё о быте и нравах прошлого века.
Сколько стоил костюм Онегина? Дорого ли было жить в Петербурге? Почему письмо Татьяны было невообразимым нарушением этикета? Ответы на эти и многие другие вопросы мы узнаем из путеводителя по "энциклопедии русской жизни". Ещё один повод обсудить одну из главных книг школьной программы и сделать шаг в исчезнувшее время, чтобы ощутить дух пушкинской эпохи со всеми её сложностями и противоречиями.
Для среднего и старшего школьного возраста.


Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Порадовать эта книга может только тех, кто никогда и ничего о романе "Евгений Онегин" не читал. Всех остальных она очень огорчит. В приличных изданиях принято всё-таки указывать первоисточники, из которых черпаешь информацию. В этом случае авторы решили, что это необязательная "мелочь", поэтому огромные фрагменты из Комментария Ю.М. Лотмана, идеи А. Минкина, высказанные в "Немом Онегине", находки Римаса Туминаса, использованные в спектакле театра им. Е.

Порадовать эта книга может только тех, кто никогда и ничего о романе "Евгений Онегин" не читал. Всех остальных она очень огорчит. В приличных изданиях принято всё-таки указывать первоисточники, из которых черпаешь информацию. В этом случае авторы решили, что это необязательная "мелочь", поэтому огромные фрагменты из Комментария Ю.М. Лотмана, идеи А. Минкина, высказанные в "Немом Онегине", находки Римаса Туминаса, использованные в спектакле театра им. Е. Вахтангова, преподносятся как свои. Мягко говоря, это дурной тон. Особенно "радуют" фактические ошибки, которые допускает автор - учитель литературы. "Друзья (Ленский и Онегин) часто бывают в доме Лариных" (стр.8). Хочется спросить: что такое в представлении А. Олейникова "часто"? Знаменитое письмо Татьяна пишет после первой (!) встречи. Во время второй - выслушивает "урок" Онегина. Третья встреча происходит на именинах Татьяны. Всё. Сама героиня пишет: "Поверьте: моего стыда // Вы не узнали б никогда, // Когда б надежду я имела // Хоть редко, хоть в неделю раз // В деревне нашей видеть вас. Но. " В этом-то и "фишка", и роковая ошибка, что влюбляется Татьяна не в человека, которого видит ЧАСТО и успевает узнать, а в человека, которого видела один раз и с которым не обмолвилась ни словом. Вот они, французские романы! Очень жаль, что наличие корректора и редактора не спасло книгу от небрежного (если не сказать пренебрежительного) подхода к информации. Скрыть



– Наша книжка вообще во многом идет от картинки. То есть это не традиционная модель, когда текст первичен и иллюстрируется художником, а наоборот: иногда придумывалось некоторое графическое решение разворота или какой-то темы, и уже к нему писался текст комментария. Поэтому у нас именно графический комментарий, графический путеводитель. Полноценный симбиоз иллюстрации и текста.

– Как встретились писатель, иллюстратор и издательство? Вы же до этого были знакомы с Алексеем Олейниковым?

– Вы с Алексеем работали параллельно?

– Да. Это же не художественная книжка, где автор написал сказку, а художник ее проиллюстрировал. Тут все надо было придумывать вместе. В какой-то момент мы вышли на более или менее приличный механизм работы. Алексей Олейников сделал план, структуру, то есть определился, сколько будет тем и, соответственно, разворотов. Я под каждую тему делала эскиз разворота, он под это писал тексты, и потом я уже приводила все это к общему знаменателю.

Evgeniy Onegin_illustr 1

– Можно много чего из материальной культуры найти в музее. Я фотографировала и рисовала с собственных фотографий.

Для меня еще один нескончаемый источник – это кино, с него вообще классно рисовать. Да, мы можем нагуглить сколько угодно людей в костюмах, но, как правило, это все неживое, статичное. Если фильм хороший, если там хороший оператор, хорошая постановка кадра, то это еще и про атмосферу. Можно рисовать и по плохому кино: использовать его просто как источник образов материальной культуры той или иной эпохи. Там, конечно, тоже могут быть неточности, потому что это работа художника по костюмам, и ради решения каких-то конкретных художественных задач там могут быть искажения исторической реальности, но это живое, люди двигаются, они в образе.

Не бойтесь ниоткуда срисовывать. Если вы не просто копируете, а перерабатываете, то в этом нет ничего предосудительного. Но все же лучше срисовывать у живописцев и графиков, чем у иллюстраторов. Иллюстрация – это часто переработка чего-то, иллюстратор уже переработал либо живописный материал, либо еще какой-то. И когда мы начинаем друг друга копировать, это очень заметно.

– Как вы обычно готовитесь к работе над книгой? Насколько глубоко вы погружаетесь в тему?

– Когда я работаю над книжкой, это меня целиком затягивает. Я стараюсь изучить эпоху максимально, насколько возможно, чтобы не допустить каких-то дурацких ошибок. Но, с другой стороны, мы же говорим не про научную иллюстрацию. Места вашему собственному восприятию, вашей образной интерпретации всегда много.

Evgeniy Onegin_illustr 2

– На ваш взгляд, связано ли рисование с натуры с иллюстрацией?

– В каких-то случаях это, возможно, несвязанные вещи: есть иллюстраторы, которые рисуют только по воображению, есть те, кто классно рисует с натуры, но им очень сложно перейти в иллюстрацию. Мне кажется, иллюстрация достовернее и убедительнее, когда художник в какой-то мере опирается на натурное рисование. Мне всегда заметно, если иллюстрация ‒ это чистая стилизация, без опоры на натурное рисование. Я говорю не о реалистичном или академичном рисунке. Но когда художник наблюдает и рисует, это очень здорово потом ощущается в итоговой картинке, пускай даже она до предела стилизованная и упрощенная.

– Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает рисовать с натуры?

– Пообщаться? Не знаю… А вот погулять по Петербургу того времени, понаблюдать за людьми, послушать, как они говорят, было бы здорово. Я думаю, это примерно как на другую планету слетать. Очень все по-другому. Представить, как на самом деле выглядела повседневная жизнь 200 лет назад, невозможно. Собственно, наша книжка и есть попытка такого путешествия во времени, авторский взгляд.

Evgeniy Onegin_illustr 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет исследование по роману А.С.Пушкина "Книжная полка Евгения Онегина". В ней представлены материалы об авторах, которые упоминаются в романе в связи с читательскими редпочтениями главного героя, анализируется связь содержания произведений с описываемой эпохой и личностью Евгения Онегина. Определяется выбор произведений как попытка найти своё место в жизни.кроме того, уделяется внимание публицистической деятельности А.С.Пушкина.

Государственное учреждение образования


Научно-исследовательская работа

КНИЖНАЯ ПОЛКА ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА

Барановская Карина Игоревна,

Научный руководитель Алексеева И.М., учитель русского языка и литературы

д.Боровка, 2014

I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3

1.1.Литературное образование, полученное Онегиным 3

1.2.Чтение как способ найти своё место в жизни …6

1.3. Евгений Онегин после путешествия по России 9

1.4.Популярные журналы и альманахи первой половины XIX века 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Таким образом, цель нашей работы – исследование эволюции духовного мира Евгения Онегина через его литературные интересы.

Для достижения данной цели мы решали следующие задачи:

Проследить, каких авторов упоминает А.С.Пушкин в связи с Онегиным.

Проанализировать связь литературных интересов Онегина с изменениями, происходящими в его жизни.

Познакомиться с комментариями литературоведов к роману А.С.Пушкина.

Изучить историю журналов и альманахов, издававшихся в 20-х годах XIX века, и предположить, какие из них мог читать Онегин.

К сожалению, наше поколение о большинстве авторов из библиотеки Онегина даже не слышали тем более не знают , о чём их произведения, каковы их герои. Поэтому в исследовании нас интересовали не столько биографические данные писателей, поэтов, философов, сколько проблемы их творчества.

Методы исследования:

I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.1.Литературное образование, полученное Онегиным

Мы все учились понемногу

Чему –нибудь и как –нибудь…

Однако круг интересов Онегина был весьма широк:

. Имел он счастливый талант:
С ученым видом знатока
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…

Классическое образование предполагало знание латыни, древнеримской и древнегреческой литературы, вероятно, это было связано с тем, что именно эти высокоразвитые культуры оставили после себя примеры философских трактатов , литературы.

Хотя во времена Пушкина эти языки вышли из моды , но Онегин:

…знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
…………………………….
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.

Децим Юний Ювена́л (ок. 60 — ок.127) — римский поэт-сатирик. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг. В первой сатире Ювенал обличает пороки современного ему общества и излагает своё мнение о них: эта сатира является программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам. Автор уделяет внимание воспитанию, показывая огромное влияние на детей образа жизни их родителей. Сатиры его исполнены патриотических чувств.

Евгения не заботили и не волновали чувства, им в его жизни отводилось далеко не первое место. В любовь он не верил, а считал возможной только науку страсти нежной, - самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.

Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом.

Поскольку разочарованный Онегин не верит в существование идеалов, он и бранит автора буколик- пастушьей поэзии.

1.2.Чтение как способ найти своё место в жизни

Как женщин, он оставил книги.
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.

Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя судят друг о друге через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость) , а Онегин не верит чувствам Татьяны, он продолжает считать любовь сказкой. Онегину кажется, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных чувств.

Библиотеку Онегина мы видим глазами Татьяны, потому что она своей чувствительной душой могла понять, каким противоречивым характером обладает герой. Та литература, которую Т.Ларина находит на полках библиотеки Онегина, совершенно не похожа на любимые Татьяной сентиментальные романы XVIII века. Здесь она познакомилась с литературой европейского романтизма начала XIX века:

Но показался выбор их

Разлюбивший чтение Онегин сделал исключение для книг Байрона и еще двух-трех романов. Просматривая эти книги, Татьяна обратила внимание на пометки, сделанные Онегиным "то кратким словом, то крестом, то вопросительным крючком". Благодаря этим пометкам ей начал раскрываться действительный (а не придуманный) Онегин - "москвич в Гарольдовом плаще", пародия на героев Байрона. Здесь же были произведения Матюрена, Б.Констана, Шатобриана, Ш. Нордье.

Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

В черновиках Пушкина есть два варианта описания книжной полки Онегина:

Однако ж несколько творений

С собой в дорогу он возил.

Юм, Робертсон, Руссо, Мабли,

Барон д'Ольбах, Вольтер, Гельвеций,

Лок, Фонтенель, Дидро, Ламот,

Гораций, Кикерон, Лукреций…

Трое римлян— это поэты Квинт Гораций Флакк (63—8 до н. э.) и Тит Лукреций Кар (ум. 55 до н. э.), а также государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.). Кикерон, вместо обычной русской формы Цицерон.

Любимых несколько творений

Он по привычке лишь возил —

Мельмот, Рене, Адольф Констана…

В чистовом варианте романа это звучит так:

Да с ним еще два-три романа,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Что объединяет все произведения и как характеризует этот выбор Онегина?

Герои этой литературы – мрачные, озлобленные, холодные, разочарованные во всём люди. Разве не похож на них Е.Онегин, читавший эти книги и находивший близкие ему мысли и чувства? Как видим, все эти авторы писали о героях, чей внутренний мир очень близок душевному состоянию Онегина.

Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он? Ужели подражанье,

1.3. Евгений Онегин после путешествия по России

Евгений Онегин отправился в четырёхлетнее путешествие, когда в его жизни наступил настоящий кризис:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел

Чем нынче явится? Мельмотом,

Гарольдом, квакером, ханжой…

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Staёl, Биша, Тиссо,

Прочёл скептического Белля,

Прочёл творенья Фонтенеля,

Эдуард Гиббон (1737–1794) — английский историк. Онегин мог читать воспоминания Гиббона во французском переводе (1793), издании, которое было в библиотеке Пушкина.

Такой калейдоскоп авторов, героев показывает нам, в какой глубокий поиск погружена душа героя.

1.4.Популярные журналы и альманахи первой половины XIX века

Живя в России и не зная её, герой не может найти твёрдую почву под ногами. Пушкин пишет, что Онегин :

Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы.

Где поучения твердят,

Где ныне так меня бранят,

А где такие мадригалы

Себе встречал я иногда…

Нам стало интересно узнать, какие издания были популярны в России 20-х годов 19 века. Возможно, некоторые из них автор романа и имел в виду. В первом десятилетии 19 века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: либерального, консервативного, буржуазного. Остановимся лишь на нескольких.

В 1818 г. появился журнал "Благонамеренный" А. Е. Измайлова, о котором А.С.Пушкин упоминает в романе:

Эпоха А.С.Пушкина отмечена появлением многих альманахов, их выпускают друзья и враги поэта. Альманах — (от араб.альманах – календарь), сборник произведений, объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку. Содержит произведения разных авторов, выходит обычно непериодически.

Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. Такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д. Пушкин оставил более пятидесяти статей в печати и столько же в рукописях.

В процессе нашего увлекательного исследования мы пришли к следующим выводам:

тема книги, чтения проходит через все произведение и играет определяющую роль в поведении и судьбе героев романа;

книги формируют мировоззрение героев, обусловливают их отношение к окружающему миру;

изменения жизненных обстоятельств ведут к смене читательских интересов, книги помогают понять, какая глубокая духовная жизнь сопровождает героев;

показано отношение автора к современной ему литературе как к неспособной по-настоящему заинтересовать читателя, воспитать его;

Пушкин показывает, что увлечение зарубежной литературой – следствие неразвитости русской прозы. Впоследствии он сам начнёт восполнять этот пробел, и после Пушкина наступит золотой век русской литературы.

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая.

История русской журналистики: Хрестоматия. – М., 1991.

Читайте также: