Доклад глобальные информационные технологии

Обновлено: 07.07.2024

Уникальность информационных ресурсов в том, что это единственный вид ресурсов, который не расходуется в процессе производства.

Подвергаясь целенаправленной обработке и различного рода преобразованиям, информационный ресурс превращается в информационный продукт. Под информационным продуктом понимается

совокупность данных и знаний, сформированная производителем для распространения в вещественной или иной форме и обладающая определенной рыночной стоимостью.

Получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта называется информационной услугой

Две формы представления ИТ:

- в виде спецификаций ИТ (ИТ- спецификаций), например, в виде описаний функциональных возможностей и поведения систем ИТ, задокументированных в строго регламентированной форме;

- в виде систем ИТ (ИТ- систем), т.е. реализаций спецификаций ИТ.

Такая двойная сущность ИТ обусловливается существованием двух сфер деятельности:

· научно-методическую деятельность (разработка глобальных концепций, методов и моделей, парадигм и языков программирования, а также процесс стандартизации спецификаций ИТ).

· производство продуктов ИТ (систем ИТ) и их маркетинг.

Различают глобальную, базовую и конкретную информационные технологии.

· Глобальная ИТ включает модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе.

· Базовая ИТ ориентируется на определенную область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.). Базовая технология должна задавать модели, методы и средства решения информационных задач в своей предметной области.

· Конкретные ИТ задают обработку конкретных видов данных в задачах пользователей.


Технические средства (hardware) Программно-алгоритмическое обеспечение (software) Организационное обеспечение (orgware)
ЭВМ и переферийное оборудование Средства передачи данных Средства связи Организационная техника Математические. модели и алгоритмы Стандарты и эталонные модели Общесистемное ПО Прикладное ПО Базы данных Документация Орг. структура системы Кадровое обеспечение Административно-правовые регуляторы Нормативы, инструкции Диспетчеризация работ Учеба кадров

Истоки ИТ можно проследить, начиная с древнейшей истории человечества.

На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д.

Важнейшая предпосылка развития ИТ ‑ открытие способов длительного хранения информации на материальном носителе.

Пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад.


Первый этап развития ИТ связан с появлением письменности ( около 6 тыс. лет назад)

Он характеризуется появлением способов регистрации на материальных носителях символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление, длительное хранение и распространение знаний.

Древнейший способ письма - это пиктография: фиксация и передача мыслей с помощью картинок, изображения предметов. Следующий по времени способ - идеография: передача мыслей с помощью условных знаков. Так, в китайской письменности насчитывается до 40000 иероглифов.


Алфавит - это набор письменных знаков - букв - для передачи звуков речи на данном языке. (33 буквы – русский алфавит, 26 букв – английский алфавит)

Второй этап развития ИТ начался с изобретения книгопечатания.

Изобретение книгопечатания позволило придать массовый характер процессу накопления и распространения информации.

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе


Иоганн Гутенберг (между 1397 и 1400 – 1468) г. Майнц

1440 год считается годом окончательного изобретения книгопечатания.






Книгопечатание стимулировало развитие наук, ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей.

Компоненты ИТ

Уровни ИТ

Зафиксированные на материальных носителях знания, предназначенные для социального использования в обществе.

Уникальность информационных ресурсов в том, что это единственный вид ресурсов, который не расходуется в процессе производства.

Подвергаясь целенаправленной обработке и различного рода преобразованиям, информационный ресурс превращается в информационный продукт. Под информационным продуктом понимается

совокупность данных и знаний, сформированная производителем для распространения в вещественной или иной форме и обладающая определенной рыночной стоимостью.

Получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта называется информационной услугой

Две формы представления ИТ:

- в виде спецификаций ИТ (ИТ- спецификаций), например, в виде описаний функциональных возможностей и поведения систем ИТ, задокументированных в строго регламентированной форме;

- в виде систем ИТ (ИТ- систем), т.е. реализаций спецификаций ИТ.

Такая двойная сущность ИТ обусловливается существованием двух сфер деятельности:

· научно-методическую деятельность (разработка глобальных концепций, методов и моделей, парадигм и языков программирования, а также процесс стандартизации спецификаций ИТ).

· производство продуктов ИТ (систем ИТ) и их маркетинг.

Различают глобальную, базовую и конкретную информационные технологии.

· Глобальная ИТ включает модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе.

· Базовая ИТ ориентируется на определенную область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.). Базовая технология должна задавать модели, методы и средства решения информационных задач в своей предметной области.

· Конкретные ИТ задают обработку конкретных видов данных в задачах пользователей.


Технические средства (hardware) Программно-алгоритмическое обеспечение (software) Организационное обеспечение (orgware)
ЭВМ и переферийное оборудование Средства передачи данных Средства связи Организационная техника Математические. модели и алгоритмы Стандарты и эталонные модели Общесистемное ПО Прикладное ПО Базы данных Документация Орг. структура системы Кадровое обеспечение Административно-правовые регуляторы Нормативы, инструкции Диспетчеризация работ Учеба кадров

Истоки ИТ можно проследить, начиная с древнейшей истории человечества.

На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д.

Важнейшая предпосылка развития ИТ ‑ открытие способов длительного хранения информации на материальном носителе.

Пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад.


Первый этап развития ИТ связан с появлением письменности ( около 6 тыс. лет назад)

Он характеризуется появлением способов регистрации на материальных носителях символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление, длительное хранение и распространение знаний.

Древнейший способ письма - это пиктография: фиксация и передача мыслей с помощью картинок, изображения предметов. Следующий по времени способ - идеография: передача мыслей с помощью условных знаков. Так, в китайской письменности насчитывается до 40000 иероглифов.


Алфавит - это набор письменных знаков - букв - для передачи звуков речи на данном языке. (33 буквы – русский алфавит, 26 букв – английский алфавит)

Второй этап развития ИТ начался с изобретения книгопечатания.

Изобретение книгопечатания позволило придать массовый характер процессу накопления и распространения информации.

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе


Иоганн Гутенберг (между 1397 и 1400 – 1468) г. Майнц

1440 год считается годом окончательного изобретения книгопечатания.



Книгопечатание стимулировало развитие наук, ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Главная тенденция развития человечества в 21 веке – глобализация информационного общества. Этот процесс обусловлен глобализацией всемирного информационного пространства. Открытия в сфере IT повышают возможности управления страной, помогают развитию информационного обмена и оказанию различных государственных услуг. Ценность данных начинает возрастать с каждым годом, так как информация является стратегическим ресурсом. Современные информационные технологии, ускоренное развитие и продвижение которых приобретает характер революции в сфере информации, оказывают всё большее влияние абсолютно на все сферы жизнедеятельности общества. В данный момент происходит своеобразная информационная революция, итогом которой будет переход человечества на новый уровень своего развития. И лишь изучение IT технологий способно показать, какие будут последствия этой революции для человечества [1].

В процессе формирования глобального информационного общества можно заметить определенные тенденции, обусловленные развитием технологий. Одна из таких тенденций выражается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Подобная перспектива способна очень сильно повлиять на всё дальнейшее развитие общества. В результате глобализации и её развития произойдет значительная активизация в развитии и использовании интеллектуальных ресурсов странами третьего мира. Другая тенденция охватывает практическую направленность на решение проблемы нехватки IT обеспечения в слаборазвитых странах. В современном мире эта тенденция одна из важнейших в деле улучшения качества жизни человека.

На нынешнем этапе развития глобальное IT пространство определяется несколькими факторами: прозрачность, широкий охват населения, практическая возможность влиять на общество, обширный спектр потенциальных информационных воздействий, трудность выявления осуществляемых воздействий и устранение их отрицательных последствий.

У информационного общества возникает возможность собирать, копировать и распространять самую различную информацию, не извещая при этом её владельца. Подобные условия значительно влияют на способность защитить свои права на интеллектуальную собственность. Процедура защиты становится довольно дорогой, возникает масса сложностей технического и юридического характера. В современном мире всё чаще совершаются хакерские атаки, т.е. повышается доля попыток нелегального копирования данных и увеличивается распространение по сетям компьютерных вирусов. Теневой сбор данных без ведома владельцев, которым принадлежат эти файлы, также увеличивается с каждым годом.

Всё чаще появляются новейшие средства и технологии, которые помогают осуществлять самые разные типы информационного взаимодействия. Уже к сегодняшнему дню общество представляется всё более взаимосвязанным с информационно-коммуникационной точки зрения. Если раньше расстояние могло спокойно разделить людей, то сейчас технологии способны сокращать дистанции между людьми, какими бы большими они не были. Время с его основными характеристиками теряет свое прежнее значение, приобретая иную трактовку. А всё потому, что восприятие времени человеком в психологическом аспекте становится всё более динамичным.

Процессы глобализации, протекающие в информационном обществе, невозможно замедлить или остановить, так как в основе всех изменений лежат закономерности технологического и экономического развития. Однако возникает потребность в гуманизации глобализации. Все процессы требуют правового урегулирования. Первостепенное значение в такой ситуации появляется у международного информационного права. Предмет права – международные информационные отношения [3].

В ближайшее время можно ждать серьезного и довольно существенного повышения общего уровня образования. Так же должно вырасти качество профессиональной подготовки будущих специалистов самых разных специальностей. Для осуществления перехода на новый уровень общественного производства необходимо проводить расширение системы высшего образования. В итоге, произойдет всестороннее повышение качества развития потенциала всего человечества [2].

Период информационного общества требует создания абсолютно новых направлений и методов решения задач для обеспечения стабильности и сохранения идентичности, как духовной, так и национальной. Современное положение вещей нуждается в разработке все новых принципов и подходов, необходимых для обеспечения демократических трансформаций и разработки новейшей идеи, несущей в себе особое обращение государства к людям.

Среди наиболее важных векторов будущего проекта электронного государства в России выделяют:

б) видоизменение и почти полная трансформация государственных услуг, предоставляемых с помощью Интернета;

в) приспособление усовершенствованной бизнес среды с цель получения к ней доступа через мобильные устройства;

г) создание действенной и скоростной системы противодействия различным происшествиям с использованием технологий видеонаблюдения и различных сенсорных датчиков;

д) глобальный рост интереса широких масс общественности к процессу принятия политических решений с помощью социальных сетей;

е) обеспечение увеличения каналов взаимодействия государства и общества;

ж) унификация служб, предоставляющих услуги через Интернет.

Россия с каждым годом старается укрепить позиции по уровню развития электронного государства. Изучение феномена глобализации информационного общества подводит страну к стимуляции дальнейшего способствования развитию национальной юридической системы.

К середине XXI века человечество, скорее всего, окажется в совершенно новом информационном мире. Хотелось бы надеяться, что такая реальность будет хоть немного лучше или безопаснее той, в которой общество находится сейчас.

С точки зрения задачи, стоящей перед любой ИТ – получения на основе исходных данных новой информации (информационного продукта), можно выделить следующие виды информационных технологий [2,3]:

1. Предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии.

2. Обеспечивающие информационные технологии – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных областях для решения различных задач. Информационные технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных средств, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает необходимость приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу.

3. Функциональная информационная технология представляет собой модификацию обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая–либо из предметных технологий. Трансформация обеспечивающей информационной технологии в чистом виде в функциональную (модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом, так и самим пользователем.

Очевидно, что практическое приложение методов и средств обработки данных, составляющих основу информационных технологий, на сегодняшний день весьма обширно. В зависимости от степени общности применения все ИТ принято подразделять на глобальные, базовые и конкретные ИТ.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества в целом.

Базовая информационная технология предназначена для решения задач в определенной области человеческой деятельности ( производство, научные исследования, обучение и т.д.).

Конкретные информационные технологии реализуют задачи обработки данных при решении функциональных задач отдельных пользователей или ограниченных групп пользователей.

В последние годы, в связи с развитием собственно информационных технологий и, в особенности, методов и средств взаимодействия ИТ с пользователями, возникла ещё одна классификационная группа информационных технологий – так называемые новые информационные технологии.


В современном мире просто невозможно представить жизнь без информационных технологий, несмотря на то, что в самом недалеком прошлом человек и понятия не имел о них. В нашу жизнь они вошли прочно, применяются информационные технологии во всех сферах жизни человечества, выполняя особо значимую двойственную роль. Информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в форматизированном виде, пригодном для прикладного использования. И в нем сконцентрированы научные знания и материалистический опыт для осуществления общественных процессов, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. И с каждым днем с непомерной силой роль эта увеличивается. Это явление объясняется свойствами, которыми обладают информационные технологии.

Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации. [1, с.10]

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Кроме того, они упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. [2, с.34]

В информационном обществе огромную роль и значение на сегодняшний день играют системы распространения. Существуют межрегиональные и международные системы связи, позволяющие обмениваться информацией на больших расстояниях и территориях. Выросло и постоянно растет количество профессионально занятых людей сбором информации, ее переработкой и хранением. Чисто теоретически любой человек или же любая фирма являются потребителями информации. И это касается как коллективов людей, так и отдельных личностей. Перед тем как что-либо предпринять, нужно провести работу по сбору, переработке, анализу информации. И найти наиболее подходящее решение. Может потребоваться обработка больших объемов информации, и это порой окажется не под силу человеку без использования специальных машин. Компьютеры во всех сферах человеческой деятельности:

 ускоряют обработку информации в производственной и социальной сфере;

 помогают в принятии наиболее правильных, лучших одним словом — оптимальных решений;

 избавляют человека от скучной и рутинной работы.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста. Кроме того, одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:

 совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков, данных научно — педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

 совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

 создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно—учебную, экспериментально — исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

 создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.[3, с.26]

Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет, самый массовый и оперативный источник информации. В рядах стран с каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет. Например, по данным Internet World Stats, количество интернет — пользователей среди населения стран СНГ и Балтии представлено на рисунке 1.

C:\Users\4K-1314113927-309k\Desktop\Безымянный.jpg

Рис. 1. Проникновение интернета — доля людей, пользующихся интернетом среди населения страны

Многим людям на сегодняшний день невозможно представить свою жизнь без компьютера, да еще и подключенного к интернету. Существуют разные оценки этому. Одни поддерживают развитие виртуального мира — Интернета, а другие предупреждают о неизвестных последствиях. Но эти произошедшие в жизни изменения, повлияли и очень изменили жизнь человечества. Огромное множество полезной информации можно найти в интернете, практически не затрачивая на это времени. Сегодняшнее время — время огромных потоков информации, которую необходимо обрабатывать и хранить, эти вопросы решают компьютеры. Сидя за компьютером сегодня можно получить абсолютно любую информацию. Однако все хорошее имеет и так называемые обратные стороны — плохое. Глобальная сеть общедоступна. И у всякого имеется такая возможность, как залезть, или же влезть в чужую информационную систему. Сейчас в виду этого развивается законодательство, которой должно будет следить авторством информации, стоять на страже собственника информации. [5, с.17]

Информационные технологии сейчас проникают во все сферы производственной деятельности и делают возможным строить эффективную систему управления, обеспечивающее дальнейшее увеличение выполняемых работ, сокращения сроков, и также повышение качества работ. Под процессом понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение какой-либо цели. Процесс определяется выбранным человеком путем, т. е. стратегией и реализовываться с помощью различного набора средств и методов. Основным технологическим средством процесса переработки информации является персональный компьютер, который отчетливо повлиял на концепцию построения технологических процессов и их использования, и на качество информации в результате. Информационная технология — это процесс, который состоит из регламентированных правил выполнения операций, действий над данными, которые хранятся на компьютерах. Главная цель в информационных технологиях — получение нужной, необходимой человеку, т. е. пользователю информации путем направленных действий по переработке информации. Информационная система является средой, составляющие элементы которой это компьютеры, программные продукты, компьютерные сети, базы данных, технические средства связи и т. д. Основная цель информационной системы состоит в следующем это организация хранения и передачи информации.

В XXI веке образованный человек — это человек, хорошо владеющий информационными технологиями. Ведь сейчас все в большей степени деятельность людей зависит от их информированности, и способности эффективно использовать информацию. Современный специалист любого профиля в информационных потоках должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств. Основную роль в скором времени будет играть система распространения, хранения и обработки информации. Техника, благодаря которой многим людям стало гораздо легче — современные информационные технологии. [4, с.204]

Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.

Подводя итоги отметим, что значение информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И многие работодатели сегодня требуют от будущих потенциальных работников — новых кадров знание устройства ПК и умение пользования информационной средой.

Основные термины (генерируются автоматически): обработка информации, интернет, информационная система, информационное общество, информационное управление, информация, компьютер, компьютерная техника, передача информации, процесс, развитие, система распространения.

Читайте также: