Доклад главы минтруда антона котякова

Обновлено: 30.06.2024

О мерах поддержки социальных работников стационарных учреждений и дополнительных выплатах семьям с детьми.

Код для вставки в блог

Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств

По министерствам и ведомствам

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом "Поиск"

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Публикуем доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на совещании с Президентом по вопросам ситуации на рынке труда.

Уважаемый Владимир Владимирович!

По данным Росстата, уровень безработицы по методологии Международной организации труда в марте составил 5,4 процента – это менее 4,1 миллиона человек. Напомню, на пике, в августе, уровень безработицы составлял 6,4 процента, или 4,8 миллиона, наших граждан.

Вы поставили перед нами цель в текущем году вернуть уровень занятости на допандемические показатели. Хочу сказать, что в 2019 году численность занятого населения составляла почти 72 миллиона человек. Восстановительный процесс на рынке труда идёт. По состоянию на конец марта удалось увеличить численность занятых на 644 тысячи человек.

Для достижения целевого показателя, о котором я уже сказал, нам необходимо обеспечить занятость ещё почти 975 тысяч человек. Для этого во всех 85 субъектах Российской Федерации сформированы региональные программы с комплексами мер по восстановлению занятости и с учётом локальных особенностей рынка труда конкретного субъекта.

По каждому региону установлен свой целевой показатель и свой индивидуальный набор конкретных мероприятий. Это содействие в перепрофилировании работников, организация временной занятости для приобретения дополнительных навыков, это помощь в трудоустройстве, дополнительные преференции при открытии собственного дела. При этом необходимо, чтобы на региональном уровне работа по восстановлению занятости проводилась в плотном взаимодействии с экономическим блоком. Ключевое условие для роста занятости – это, конечно же, создание рабочих мест.

Остановлюсь более подробно на двух федеральных программах восстановления занятости, которые стартовали в конце марта текущего года, – это обучение безработных граждан и субсидирование найма. При разработке этих программ мы руководствовались тремя базовыми принципами.

Первое – это удобство для наших граждан и работодателей.

Второе – это непосредственно запрос работодателей и локального рынка труда.

И третье – это стимулирование регионов к более активной работе с работодателями, соискателями и образовательными организациями.

Самый большой спрос показывают сельскохозяйственные и производственные предприятия, транспортные компании, негосударственные образовательные и медицинские организации. В центре занятости подбирают персонал под заявленные работодателем требования и направляют соискателей на собеседование. После приёма на работу работодатель дистанционно передает в Фонд социального страхования сведения о трудоустройстве конкретного работника. Фонд без дополнительных документов от работодателя поэтапно выплачивает субсидии через один, три и шесть месяцев.

С начала действия программы – я напомню, это с конца марта – трудоустроено уже восемь тысяч человек. При этом сейчас наём идёт более активно, чем в первые недели, а в некоторых регионах, например, в Тульской области, заявки уже превысили плановые показатели, которые мы планировали изначально. Субсидирование помогает трудоустроиться в том числе гражданам предпенсионного возраста, одиноким и многодетным родителям, гражданам с инвалидностью. Я хочу сказать, что на данный момент у нас 22 процента от общего числа трудоустроенных – это именно граждане этих категорий.

Отдельное направление – это помощь в трудоустройстве граждан из бедных семей. Зачастую отсутствие работы в таких случаях связано с целым комплексом проблем: не хватает документов, недостаточно знаний для трудоустройства, необходима помощь в решении каких-то бытовых вопросов. В таких ситуациях мы с гражданином заключаем социальный контракт. Хочу сказать, что за три месяца с начала года заключено уже почти 35 тысяч социальных контрактов, пять тысяч граждан с помощью этого инструмента создают или развивают своё собственное дело, немногим более двух тысяч человек организуют личное подсобное хозяйство, почти 10 тысяч социальных контрактов заключено для поиска работы. То есть до конца года этим механизмом для трудоустройства смогут воспользоваться в общей сложности 80 тысяч человек.

В целом с учётом мер федеральной поддержки и региональных программ по восстановлению занятости ситуация на рынке труда в региональном разрезе выглядит следующим образом.

В 17 регионах допандемические показатели по числу занятых уже достигнуты. В 40 субъектах численность занятых восстанавливается по прогнозу или с небольшим опережением. Большинство из этих субъектов – лидеры по использованию федеральных мер поддержки. Так, например, Республика Башкортостан, Крым, Ростовская область – одни из самых активных по субсидированию найма. В числе лидеров по числу заявок на обучение – Республика Татарстан.

Восстановление рынка труда в одинаковых экономических условиях зачастую происходит быстрее в тех регионах, где органы занятости занимают проактивную позицию.

В 24 субъектах Российской Федерации в последние месяцы численность занятых незначительно сократилась. Эти колебания мы преимущественно связываем с сезонным фактором.

Но, Владимир Владимирович, в четырёх регионах ситуация сложная. Здесь мы видим плохую динамику по достижению целевых показателей. Также мы видим, что общее количество занятых снижается даже по отношению к показателю прошлого года. Это Республика Коми, Марий Эл, Алтайский край и Псковская область. Все эти регионы на особом контроле Минтруда. Отсутствие положительной динамики свидетельствует о том, что региональные программы по этим субъектам требуют существенной корректировки. Эту работу мы планируем вести не только со службами занятости, но и с финансово-экономическим блоком, а также работодателями непосредственно на местах в этих субъектах Российской Федерации.

Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.

Управление здоровьем

Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.

Управление обучением


Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.

Управление документами

Сервис находится в разработке.

Наши проекты

Публикации


С 1 марта вступают в силу требования Федерального закона от 21.07.2021 № 311-ФЗ, который внес изменения в Трудовой кодекс РФ. Закон обязывает.

Законодательство


Статистика

Реальные зарплаты россиян в 2022 году будут расти опережающими по отношению к ВВП темпами. По итогам года они могут увеличиться на 4,5 %, спрогнозировали.

Специальная оценка условий труда

По результатам специальной оценки условия труда отнесены к вредным условиям труда 4 степени. Может ли работодатель, исходя из своего финансового положения, предоставлять только денежную.

Доклад главы Минтруда России Антона Котякова на церемонии подписания Генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 2021-2023 годы

2 апреля 2021 г.


Доклад главы Минтруда России Антона Котякова на церемонии подписания Генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством на 2021-2023 годы

Генеральное соглашение, подписанное в 2018 году, стало драйвером развития социально-трудовой сферы в минувшие три года. Совместными усилиями, несмотря на те сложности, с которыми мы сталкивались, был реализован целый ряд по-настоящему прорывных вещей. Как мы и договаривались ранее, в предыдущем Генеральном соглашении, мы существенно продвинулись в регламентировании новых форм занятости. Принят закон о дистанционной работе, о котором сейчас уже упоминал Александр Николаевич, свыше 3 миллионов наших работников сейчас работают дистанционно. И в рамках дальнейшей работы трехсторонней комиссии мы продолжим мониторинг правоприменительной практики.

Еще один пункт прошлого Генерального соглашения — это внедрение электронного кадрового документооборота. Эксперимент по кадровому документообороту завершится 15 ноября 2021 года. За этот период мы совместно с нашими партнёрами подготовим необходимые изменения в Трудовой кодекс, а также подготовим технологическую платформу для дальнейшей его реализации. Планируем, что уже к концу этого года сможем вводить полномасштабно электронный документооборот.

Одним из основных направлений нашей совместной деятельности является, конечно же, создание рабочих мест, обеспечение занятости населения в Российской Федерации. В условиях пандемии благодаря совместной работе и тем мерам, которые Правительство оказывало непосредственно предприятиям и нашим безработным гражданам, нам удалось избежать существенного роста безработицы за счет совместных усилий. Многие шаги в части поддержки занятости были предложены именно нашими социальными партнерами. В этом году в дополнение к тем направлениям совместной деятельности, которые были в прошлом, мы запустили две программы: программу по обучению для безработных граждан и программу субсидирования найма. Хочу сказать, что уже сегодня буквально за несколько дней мы получили более трех тысяч заявок на переобучение наших граждан, стоящих на учете в центрах занятости, а также более 600 заявок на субсидирование предприятий, субсидирование найма, граждан, которые потеряли работу в прошлый год.

Владимир Владимирович, мы продолжим нашу совместную эффективную работу в рамках подписанного сегодня соглашения на три года. Считаем, что одним из основных направлений нашей совместной деятельности станет полномасштабное внедрение электронного кадрового документооборота, формирование требований к отраслевым системам оплаты труда и, конечно же, совершенствование активной политики занятости — от новых стандартов работы центров занятости до дальнейшего развития системы профессиональных квалификаций.

Я со своей стороны хочу поблагодарить наших партнеров за совместную работу. Уверен, что работа в рамках нового Генерального соглашения будет такой же плодотворной и позволит нам улучшить положение работников и работодателей.

По Вашему поручению Минтрудом совместно с заинтересованными ведомствами, Агентством стратегических инициатив, WorldSkills Россия, экспертами разработана программа содействия молодёжной занятости до 2030 года.

Владимир Владимирович, вначале несколько слов о ситуации на рынке труда.

По данным Росстата, в августе насчитывалось 72,3 миллиона занятых россиян, что почти на 400 тысяч выше допандемических показателей. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизился и составил 4,4 процента.

Восстановлению занятости способствовали меры по экономической поддержке предприятий, направленные на сохранение трудовых коллективов, федеральные программы обучения и субсидирования найма, а также региональные программы по содействию занятости. Кроме того, особо отметил бы, что наблюдается тенденция замещения российскими гражданами вакансий, на которые прежде привлекались иностранные работники. С учётом этих факторов в региональном разрезе ситуация следующая.

51 субъект Российской Федерации уже достиг или превысил допандемические уровни занятости, в 24 регионах занятость достигла уровня 98–99 процентов от допандемических уровней, в 10 субъектах численность занятых пока более чем на 2 процентных пункта отстаёт от допандемических показателей.

Низкий уровень вовлечённости молодёжи в экономику – это проблема, с которой на определённом этапе столкнулись многие развитые страны. Международная организация труда обращает особое внимание на эту возрастную категорию, а именно – от 15 до 25 лет, это период формирования долгосрочных трудовых установок, время профессиональных проб и устройства на первую постоянную работу. В этой возрастной категории уровень занятости составляет около 27 процентов, притом что в Соединённых Штатах Америки этот показатель соответствует уровню 46 процентов, в Германии – 48 процентов, а в еврозоне в целом – более 32 процентов. В странах с высоким уровнем молодёжной занятости действуют системные меры поддержки трудоустройства молодёжи. Мы проанализировали опыт Германии, Франции, Великобритании, США, Бельгии и других стран. В них действуют такие меры, как субсидирование найма, производственное обучение, раннее профориентирование, программа трудовой мобильности для отдельных профессий.

Разработанная программа содействия молодёжной занятости сформирована на основе, как я уже сказал, международного опыта, потребностей рынка труда России до 2030 года и опыта восстановления занятости после кризиса на рынке труда 2020 года. Условно программа делится на четыре основных направления.

Первое направление программы – это формирование эффективных карьерных траекторий молодых людей. Отмечу, что в рамках этого направления предлагается создать публичную биржу навыков совместно с Национальным агентством развития квалификаций, совместно с WorldSkills Россия. И на портале работы в России мы сейчас уже оцифровали базы вакансий по всей стране, планируем доработать систему, чтобы публично предоставлять сведения о том, какие конкретно навыки работодатели ждут от соискателей, как меняются эти требования с течением времени, сколько стоят на рынке те или иные компетенции.

Следующее мероприятие – это расширение программы по профориентированию. Агентство стратегических инициатив в пилотном режиме ведёт работу по раннему профориентированию, это промышленный туризм, знакомство с работой различных организаций. Совместно с Минпросвещения, Росмолодёжью и Ростуризмом предлагаем масштабировать этот опыт. Такая практика позволит молодым людям выйти за рамки профессионального опыта семьи и лучше понимать современные условия труда в различных сферах.

Ещё одна мера в этом блоке – это упрощение найма подростков. На сегодняшний день развитие цифровых технологий и креативных индустрий позволяет совсем молодым ребятам зарабатывать на своих увлечениях: писать программные продукты, фотографировать, вести блоги, выполнять заказы в области дизайна или графики. И мы предлагаем для подобной работы упростить наём подростков, это запрос родительской общественности. Для этого потребуются изменения в законодательство, и их внесение позволит подросткам подрабатывать в свободное от учёбы время, монетизировать свои навыки и развивать деловые качества, которые в перспективе могут им потребоваться для трудоустройства в будущем.

В общей сложности различными профориентационными мероприятиями за три года мы планируем охватить 5 миллионов молодых людей и обеспечить подработку для 500 тысяч подростков ежегодно.

Второе направление программы молодёжной занятости – это усиление практических навыков у студентов. Это, во-первых, развитие предпринимательских компетенций. Трудовые установки молодых людей на сегодняшний день показывают, что почти половина из них хотела бы работать на себя. Поэтому по предложению АСИ предлагается открыть обучение предпринимательским компетенциям по выбору учащегося вне зависимости от основного направления обучения.

В-третьих, мы предлагаем изменить подход к формированию контрольных цифр приёма. Мы подробно проработали этот вопрос с нашими коллегами из Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения, предлагается учитывать при распределении контрольных цифр приёма на бюджетные места перспективную потребность рынка труда. Молодые люди, которые учатся за счёт бюджета, справедливо ожидают востребованности в экономике после завершения обучения. Также предлагаем к следующей приёмной кампании обеспечить публичный доступ к рейтингу образовательных программ по эффективности трудоустройства выпускников. Это позволит родителям и абитуриентам выбирать направления обучения с учётом перспектив на рынке труда.

Уже сегодня результаты мониторинга становятся основой для управленческих решений. Так, Миннауки расширило перечень показателей эффективности ректоров вузов, в ТОП-5 ключевых индикаторов включён показатель трудоустройства выпускников, также результаты трудоустройства выпускников и уровень их заработной платы учитываются при распределении контрольных цифр приёма на бюджетные места. Предлагается распространить эту практику и на среднее профессиональное образование. И здесь бы я хотел обратить Ваше внимание, Владимир Владимирович: мы предлагаем передать полномочия по установлению контрольных цифр приёма в этих учреждениях на федеральный уровень.

Третье направление программы молодёжной занятости – это создание условий для совмещения образования и трудовой или предпринимательской деятельности. Основные мероприятия этого блока – это поддержка предпринимательских инициатив, упрощение работы во время учёбы и использование волонтёрской деятельности в качестве опыта первой работы. Мероприятия этого блока позволят охватить до 100 тысяч студентов ежегодно.

Четвёртое, заключительное направление программы – снижение молодёжной безработицы. Это, во-первых, субсидирование трудоустройства молодёжи. Это мероприятие внесено в программу по предложению регионов и наших социальных партнёров. Оно охватит такие категории соискателей, как молодые люди, которые в силу жизненных обстоятельств не завершили обучение в колледжах или вузах, выпускники, которые за полгода после завершения вуза или колледжа не устроились на работу, и молодые люди с инвалидностью вне зависимости от наличия профессионального образования.

Третье направление в этом блоке – это содействие трудовой мобильности. Ежегодно предлагается обеспечить переезд не менее 2 тысяч молодых специалистов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные субъекты. Прорабатываются изменения в закон о занятости, которые должны упростить участие работодателя в программах трудовой мобильности. Это позволит формировать привлекательные условия для молодых людей за пределами регионов проживания.

Всего мероприятия четвёртого направления программы позволят трудоустраивать 190 тысяч молодых людей ежегодно.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Программа согласована всеми заинтересованными ведомствами, включая Министерство финансов. К 2030 году она позволит почти на четверть увеличить вовлечённость молодёжи в экономику. Прошу поддержать предлагаемую программу содействия молодёжной занятости.

К сервису уже подключено почти 100 тысяч организаций, и численность персонала в этих организациях превышает 12 миллионов человек, что соответствует показателю в 20 процентов от всех занятых в Российской Федерации. Теперь организации в режиме реального времени предоставляют сведения о кадровой ситуации, а поступающие данные агрегируются в разрезе регионов, отраслей, системообразующих предприятий.

По данным оперативного мониторинга, мы видим, что всё больше предприятий активно используют инструменты удалённой занятости, и сейчас порядка 7,5 процента занятых граждан работают именно в таком режиме.

Для работающих граждан старше 65 лет с начала апреля введён упрощённый порядок оформления больничных листов именно в целях обеспечения их самоизоляции. Все необходимые для этого сведения Фонд социального страхования получает от работодателя напрямую без участия самого человека. Больничный лист оформляется дистанционно сразу же на две недели. Гражданин получает денежные средства напрямую, не дожидаясь даже закрытия больничного листа. Такой возможностью на сегодняшний день уже воспользовалось более 530 тысяч наших граждан.

Для граждан, которые в текущей ситуации теряют работу, введены дополнительные меры поддержки. Увеличен максимальный размер пособий по безработице. Ранее он составлял восемь тысяч рублей, сейчас этот размер увеличен до уровня прожиточного минимума и составляет 12 тысяч 130 рублей.

Для того чтобы люди, оставшиеся без работы, могли пользоваться мерами социальной поддержки, изменяется принцип расчёта среднедушевого дохода. Из доходов семьи, в составе которой на сегодняшний день есть безработный, исключаются доходы от трудовой деятельности, полученные им за прошлый период. Такая методика будет действовать до конца года и применяться при назначении ежемесячных выплат на детей в возрасте от трёх до семи лет, выплат в связи с рождением первого, второго ребёнка, государственной социальной помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Хочу отметить, что все вводимые дополнительные меры поддержки, они востребованы гражданами, их порядок максимально упрощён. Например, за назначением ежемесячной выплаты в размере пяти тысяч рублей на каждого ребёнка в возрасте до трёх лет у нас уже сейчас, на данный момент обратилось более одного миллиона семей, имеющих право на материнский капитал.

Читайте также: