Доклад философия средних веков и эпохи возрождения

Обновлено: 18.05.2024

Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 3 вариант.docx

Философия средневековья и эпохи Возрождения

  1. Основный черты и главные направления средневековой философии.

Начало зарождения - Римская империя в I-V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в V-ХIII вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью. Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое восприятие человека внутри одной христианской традиции. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной
жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именноздесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. Вэтом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.

Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):
1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим– следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого– следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;
4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.

Античная, средневековая и ренессансная философии серьёзно отличаются друг от друга. Основа этого отличия лежит в распределении главных концептов.

Касательно античной философии и её конечного концепта, можно говорить, что на заключительном этапе он сформировался в виде Единого Блага. Средневековая философия на главные позиции вышел Бог. А философия Ренессанса предполагала, что ключевой фигурой стал человек и гуманизм.

Сторонники Возрождения считали, что они занимаются возобновлением античной культуры, прежде всего в философской науке и литературном творчестве. Хотя на самом деле, гуманизм Ренессанса обращён не только к эпохе Античности, но и к Новому времени. Именно поэтому, очень часто можно услышать мнение, что эпоха Возрождения – это начальный этап Нового времени.

Хронология философских направлений

Философские направления не имеют чётких хронологических границ. Дело в том, что разные исследователи по-разному определяют некоторые периоды развития философии. Так, некоторые утверждают, что окончание античной философии тесно связано с роспуском философских школ и именем византийского императора Юстиниана, который это сделал. Это произошло в 529 г. Однако стоит отметить, что в это время уже говорилось о христианской философии, основоположником которой является Августин Аврелий (354-430). В силу этого, можно с уверенностью говорить, что средневековая философия началась в V в. Ещё сложнее установить рамки её угасания и заката, точно так же как и начало ренессансной философии. С долей сомнения можно утверждать, что ренессансная началась в XV в., а философия Нового времени в XVII в. Таким образом, пусть и немного размыто, но хронологические рамки всех периодов философии установлены.

Средневековая философия

Средневековая философия формировалась и существовала в непростых исторических условиях. Достаточно драматичные события сопровождали её на протяжении всего периода. В 395 г., когда Римская империя была поделена на Западную и Восточную, начался массовый отток греческих философов из Рима, т.к. Греция стала принадлежать Восточной Римской империи. Далее произошёл распад Западной империи, а в 476 г. и вовсе Рим оккупировали немецкие племена. Таким образом, все первоисточники греческой философии были безвозвратно утеряны. И только спустя несколько веков, главные работы Платона и Аристотеля переведут на латинский язык.

Все эти исторические перипетии наложили негативный отпечаток на развитие философии и освоение философского наследия.

Говоря о христианской философии, можно выделить два основных этапа её развития: патристику и схоластику.

Патристика – это период, в который была создана христианская теология, основанная на активности отцов церкви и её основателей.

Представители этого направления выступали против философии. Среди ярких представителей Юстин Мартир Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан. Они утверждали, что философия не нужна, однако спустя некоторое время сами же убедились в том, что без неё сложно бороться с различными ересями, поскольку именно посредством философии создаются канонические теологические формы.

Проблема заключалась в том, что в Средневековье теология использовала философию в своих корыстных целях, чтобы укрепить собственные позиции. Любая попытка предпочесть философию теологии пресекалась на корню. Философия тем временем продолжала существовать, но только благодаря теологии и во благо теологии.

Обе теоретические системы: и философия, и теология носили метафизический характер. В результате их откровенного противостояния невозможно было выявить победителя в силу того, что они выходили за пределы науки, в которой можно было провести их сравнение и установить истину.

Средневековая философия. Основные представители и их идеи

Хронологически средневековая философия делится на несколько этапов:

  • Патристика II – VI вв.
  • Первая фаза схоластики VII – X вв.
  • Вторая фаза схоластики XI – XII вв.
  • Арабская философия X – XII вв.
  • Еврейская философия XII – XIII вв.
  • Третья фаза схоластики XIII в.
  • Четвёртая фаза схоластики XIV в.

Патристика II – VI вв.

Основными представителями этого направления являются Аврелий Августин и Северин Боэций. Первый в качестве основных идей выдвигал положения о том, что вера важнее разума, но он актуален, т.к. может быть её обоснованием. Говорил, что знание имеет силу лишь в контексте веры, и человек не способен распоряжаться собственной свободой, которую ему даровал Бог без воли к добру.

Боэций в свою очередь продвигал идеи совершенства Бога и то, что совершенное предшествует несовершенному. Именно поэтому Бог – причина бытия.

Первая фаза схоластики VII – X вв.

Ключевым представителем этого этапа был Скот Эриутена, который в рамках неоплатонически ориентированной теологии приписывал разуму особую роль.

Вторая фаза схоластики XI – XII вв.

Среди представителей этого периода Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр. Первый придерживался идей Августина, при этом считал, что бытие Бога можно доказать на диалектическом уровне следующим образом: каждый имеет идею Бога – значит он есть.

Второй представитель приписывал схоластическому методу диалектический характер, тем самым утверждая, что универсалии являются концепциями, которые не имеют объективных аналогов.

Арабская философия X – XII вв.

Арабская философия была представлена Ибн Сином и Ибн Рушдом. Син говорил, что мир подобен Богу и он вечен. В своих идеях он сочетал неоплатонизм с аристотелизмом. А Рушд различал истины религии и истины философии, следуя при этом идеям неоплатонизма.

Еврейская философия XII – XIII вв.

Её приверженец Маймонид, который в основном следовал идеям Аристотеля, т.е. ценил разум, в том числе его роль в обосновании веры.

Третья фаза схоластики XIII в.

Главным представителем третьей фазы схоластики был Фома Аквинский. Он под эгидой теологии пытался объединить науку и философию. Много работал над переводами теологии на манер аристотелевской философии. Утверждал, что Бог – наивысшая форма первопричины и конечная цель. Именно он вывел пять доказательств существования Бога.

Четвёртая фаза схоластики XIV в.

Представителем этого периода был Уильям Оккам. Он говорил о невозможности доказать существование Бога, однако следует признать его как волевой акт. Понятия, по его мнения, это не отображение реальных вещей, а всего лишь знаки. Главный принцип его – стремление к простейшим вещам и пренебрежение необязательными понятиями.

Всё вышесказанное говорит о том, что главным предметом споров является непосредственное отношение к философии, где с одной позиции говорилось о мегаконцепте или другими словами о Боге, а с другой позиции шёл разговор о природе микроконцептов, универсалий и их форм существования. В первой ситуации лидирующие позиции занимала религиозная составляющая.

Итогом этих полемик стало создание двух вариантов религиозной философии:

Сегодня аристотелианская религиозная философия преобладает в католицизме и протестантизме. В свою очередь, неоплатоническая является ключевой для православия, что определяется её византийской историей. Относительно науки стоит отметить, что в ней не содержатся сведения относительно какого-либо мегаконцепта.

Дискуссия об универсалиях основана на проблеме понимания природы концептов, имеющих объективную, ментальную и языковую валентность. В Средневековье велась полемика между реалистами, концептуалистами и номиналистами.

Реалисты (Гильом из Шампо, Фома Аквинский) были приверженцами мнения о том, что у универсалий есть объектная валентность иными словами общее присуще самим вещам. Резко против этого мнения высказывались концептуалисты (Абеляр и его стороннники), которые полагали, что универсалии обладают ментальной валентностью в силу своей абстрактности. Номиналисты (Росцелин, Оккам) же не признавали ни объектную, ни ментальную валентность универсалий. Они придерживались мнения, что универсалии – это знаки вещей.

С точки зрения современной науки, дискуссия об универсалиях весьма спорна, т.к. валентность и форма существования научных понятий должна быть определена в составе отдельных наук.

Религиозная философия синкретически сочетает в себе религиозные и философские концепты. Если глубоко разбираться в исследованиях, то можно заметить, что неправы и те, кто отвергает философское содержание описанных средневековых концептов, и те, кто всецело включают их в философию.

Кроме того, стоит обратить внимание на средневековое мировоззрение, которое стало колыбелью для множества новаций. Здесь нужно особое внимание уделить пафосу высокой моральности. Христианская религия отражает его как нечто совершенное, сродни Богу, то, что поможет его любить и надеяться на возращение Творца.

Ренессансная философия. Основные идеи и представители

Философия эпохи Возрождения стала неким трамплином, посредством которого обновилось концептуальное содержание философии. Кардинально изменился объект исследования. Философия стала обращать внимание на проблему человека. Из этого можно сделать вывод, что вся ренессансная философия носит антропологический характер.

Для этого периода характерно обновление идей неоплатонизма, аристотелизма, эпикуреизма, скептицизма. Но так или иначе основной фокус концентрировался на проблеме человека.

В Средние века говорили о том, что Бог создал человека и акцент делался на Боге, а в эпохе Ренессанса в этой фразе акцент перенёсся на человека.

Антропологический акцент философии

Множество факторов способствовало укреплению антропологического характера философии. Здесь и рост и развитие крупных городов и промышленных центров, и развитие политической сферы жизни, и интенсификация университетского образования. Свою роль сыграло и ослабление влияния церкви, а также её обновление после контрреформации. Философия выходила на лидирующие позиции со своими принципами гуманизма, принятием творческой составляющей человеческой жизни и ориентации на эстетическое отношение к действительности. Всё это отразилось в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Вильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти, Тициана Вечеллио и др.

Однако особый интерес вызывают не столько деятели искусства, сколько мыслители, которые трудились в эпоху Возрождения.

Основные идеи философов эпохи Возрождения

Николай Кузанский

Николай Кузанский говорил о том, что в Боге всё сходится – и максимум, и минимум. Бог – это всё. Он придерживался в этом отношении идей пантеизма и говорил о существовании противоположностей. А дух человека выступает в этом контексте помощником в развитии математики и естествознания.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи утверждал, что начиная с опыта, для начала стоит установить причины. Все данные, полученные опытным путём, необходимо осмысливать математически. Учёный всегда должен полагаться на этику, а передача полученных научных исследований лицам, которые способны на зло, просто немыслима.

Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли говорил, что ключевым ориентиром в политике выступает не индивидуальное, а общественное благо, во имя которого иной раз приходится прибегать к непопулярным мерам. Традиционное представление о морали не подходит для государя, он, прежде всего, должен добиваться максимальной полезности своих действий.

Мишель Монтень

Мишель Монтень выступал за самые простые воззрения – скептицизм в философии и христианство в религии. Он придерживался мнения о том, что моральные истины открываются личностями. Более того, пытался выработать естественные правила жизни, которые основывались на чистоте, простоте и порядочности.

Философия Ренессанса просуществовала до 1600 г. После семилетнего заключения на Площади Цветов был сожжён Джордано Бруно. Это и стало конечной точкой философии Возрождения. Католическая церковь считала Дж. Бруно еретиком, поскольку под влиянием философии Н. Кузанского он стал пантеистом. В основе его идей – Бог – мировое целое. На основе деятельности этих двух фигур, ярко прослеживается трансформация знания. Ведь Н. Кузанский был папским кардиналом и епископом, а Дж. Бруно квалифицировался католической церковью как инакомыслящий.

Галилео Галилей также был сожжён инквизицией. Хотя он имел огромные связи и влияние в церковном мире.

Г. Галилей автор фразы: "А всё-таки она вертится!".

С его новаций начиналось Новое время. Более того, сравнивая идеи предшественников из Средних веков и Ренессанса, сразу видится решительный выход за пределы философии Платона и Аристотеля. Это было нечто предельно новое и незнакомое, подготовка к этому процессу длилась девятнадцать веков. Что примечательно, что за последующие три века будет сделано в философии гораздо больше того, чем было сделано за девятнадцать. Таким образом, в XX в. наблюдается интенсивное развитие философской мысли.

Основные положения философии Средневековья и Ренессанса

Стоит отметить, что средневековая философия оказала серьёзное влияние на экономическую составляющую общественной жизни по двум направлениям: в понимании её в контексте этики и в выражении божественного порядка.

Даже несмотря на то, что философские концепции Средневековья и Возрождения были заблуждениями, они привели экономическую теорию к определённым трансформациям. Во многом средневековые представления о формировании средней цены или аморальности ростовщичества кажутся элементарными, но не значит, что не остаются актуальными до сих пор.

Если говорить об этической валентности экономической теории, не лишним будет упоминания понятия божественного порядка в контексте христианской этики. Всё потому, что он считается совершенно естественным и не зависит от человека. В силу этого появилось представление о естественном законе, которое характерно для периода Нового времени.

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Философия средних веков 6
- Религиозно философские прозрения Августина Блаженного
- Христианская философия Фомы Аквинского
2. Философия эпохи Возрождения
- Философско-политический реализм Никколо Макиавелли 13
3. Сравнительная характеристика философии средних веков и философии эпохи Возрождения 18
Заключение………………………………………………………………… 20
Список литературы…………………………………………………. 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

178274_77CF9_sravnitelnaya_harakteristika_filosofii_srednih_vekov_i_filos.doc

Введение………………………………………………………… …………. 3
1. Философия средних веков 6
- Религиозно философские прозрения Августина Блаженного

- Христианская философия Фомы Аквинского

- Философско-политический реализм Никколо Макиавелли

Целью данной работы является изучение характеристики философии средних веков и философии эпохи Возрождения.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.[1] Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков.[2] Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Средневековье условно делится на три основных периода:

Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).

Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XV веков).

Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).

Философия средних веков.

Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453).

Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все определяет в конечном счете Бог, а не природа, физис, как в античности (античность в этом плане была космо- или природоцентрична). Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце. Философия выступала служанкой теологии. Служанка эта, правда, была не во всем послушна. Под внешним религиозным смирением нередко кипели отнюдь не религиозные страсти.

Средневековое мышление отличалось также психологической самоуглубленностью. "Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя", - призывал Аврелий Августин. Психологическая самоуглубленность проявлялась прежде всего в огромной роли, как считалось, очищения и искренности для душевного спасения человека. Об этом свидетельствует также и такой способ экзистенциального философствования той поры, как исповедь. Она принимала форму философского произведения, чему подтверждением - "Исповедь" уже упоминавшегося Августина.

К типологическим чертам средневекового мышления определенно относится историзм (правда, эсхатологический), обусловленный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цикличности, т. е. регулярной повторяемости событий во времени, средневековье было проникнуто ожиданием страшного суда, размышлениями о конечной цели земной судьбы человека, мира в целом.

Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Все явления мира - знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и "светского", и религиозного - мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания - комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения. Философствование осуществлялось в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования. Комментирование предопределило книжное изучение мира. Так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды.

Предельной реальностью для средневекового человека был Бог, ближайшей - его Слово. "Вначале было Слово. ". Мир есть ничто иное, как воплощение этого Слова. Он мыслился существующим потому, что было сказано, что он существует. Вещи в своем бытии вещают.

Сквозная тема средневековой философии - соотношение знания и веры. Тут наблюдается развитие от "верую, чтобы понимать", через "понимаю, чтобы верить", до двойственной или двойной истине (взаимная независимость истин философии и богословия). В 1512 г. 5-ый Латеранский собор римской католической церкви "положил конец" дискуссии о двух истинах, провозгласив принцип "истина истине не противоречит".

Средневековая философия квалифицируется в целом как схоластическая. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующейся соединением догматики с рационалистической методикой, прежде всего ее формально-логическим инструментарием. Буквальный же смысл термина "схоластика" - "школьная, учебная" философия, преподаваемая в университетах и школах. Все, кто занимался науками и особенно философией в средние века, были "схоластиками". В то время это звание было почетным, близким по смыслу понятию "ученый теоретик". И сегодня английское scholar обозначает ученого-гуманитария в отличие от scientist - ученого-естественника. Вообще же схоластика в широком (и негативном) смысле слова - символ оторванности от жизни, пустого словопрения, эстетствующего теоретизирования.

Религиозно философские прозрения Августина Блаженного.

У истоков средневековой философии стоит фигура Аврелия Августина - "Святого", "Блаженного" (354-430).

В вопросе "разум или вера?" у Августина не было колебаний: конечно, вера, а точнее - превосходство веры над разумом. Вера должна предшествовать пониманию ("верь, чтобы понимать") и быть критерием всех доступных нам истин. Истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истины разума ограничены, неполны. Истину можно найти только "влечением сердца", т. е. верой, которая важнее разума.

Проблема всех проблем для Августина - человек, но не сам по себе, а как образ и подобие Бога. Тайну этого образа и подобия разгадает "лишь тот, кто познал самого себя". В античности свобода являлась свойством разума: выбор фактически определялся познанием, был как бы его логическим продолжением, завершением, следствием. У Августина свобода есть свойство воли: разум познает, но выбирает все-таки воля. Воля же лишь тогда подлинно свободна, когда она не причиняет зла, наоборот - добродетельна, ориентирована на благо. Но что такое зло, и что - добро, благо? Августин считает, что в сущности своей зло - это любовь к самому себе, а благо - любовь к Богу, служение Христу.

"Две разновидности любви, - пишет Августин, - порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая возносит самоё себя, вторая - Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога". Град земной, основателем и царем которого является сам дьявол, состоит из тех, кто видит цель своего существования только в здешней, земной жизни (почему и называется земным градом), кто ограничивает свою жизнь мирскими благами и заботами, кто живет "по человеку" ("по плоти"), а не "по Богу" ("по духу"), кто стремится к господству и власти над себе подобными. Словом, это "великая разбойничья организация" - реальное, земное государство.

Град небесный составляют, помимо ангелов и самого Бога - царя этого града, люди праведного, богоугодного образа жизни, странники, пилигримы, те, кто культивирует внеземные ценности и идеалы, кто готов ограничиться как можно меньшим числом земных вещей и благ, кто принимает их лишь как предмет пользования, но не любви или наслаждения. Праведники не увлекаются земными благами и не забывают о своих обязанностях перед Богом. Речь фактически идет о церкви. Будучи домом сына Божьего, она может рассматриваться как видимый представитель града небесного. Хотя сам Августин исходил из их несовпадения.

Основной характеристикой средневековой философии Западной Европы является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.

Несмотря на то, что первый период развития средневековой философии – патристика – хронологически совпадает с эпохой античности, по своей тематике он относится уже не к античной, а к средневековой культуре. Необходимость размежевания с античной традицией, стремление к защите христианского учения от язычества, укрепление его с помощью античной мысли задают пафос философствования этого времени. Отцы Церкви, чьи произведения позднее стали считаться концептуальной основой христианского учения, решали проблему соотношения христианства и античного философского наследия, используя язык неоплатоников. Последнее привело к тому, что в христианском учении они заметили и вывели на первый план такие идеи, как догмат о Троице, учение о примате души над телом и духовного над тварным.

Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий (354-430 н. э.). Его пронизанные неоплатонизмом произведения являются одним из основных источников средневековой мысли. Кроме того, в его размышлениях об опыте, сознании и времени уже присутствуют подходы, во многом задающие тематику философствования Нового времени и современности.

Августин предлагает собственное решение значимого для всей средневековой традиции вопроса о соотношении веры и знания: в вере человек может развивать свои познавательные возможности, знание же подтверждает веру. Поиск предпосылок познания приводит Августина к убеждению в том, что знание обосновывается внутренней самодостоверностью сознания. В поисках знания не следует идти наружу. Углубившись в себя самого, человек найдет надындивидуальные и вневременные истины (например, идею единства, представление о равенстве, принципы логики), источником которых является не чувственный опыт, а божественное излучение (иллюминация).

Философия эпохи схоластики

• при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

• используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

• при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики - Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях. Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды, реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

• крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

• крайний номинализм (от лат. nomen - имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

• умеренный реализм, который опирался на аристотелевскую традицию - роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225-1274), предпринявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео логия (богословие) и философия не могут прийти к различным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для самостоятельного исследования вещей, которые не объясняются откровением. Это пространство и осваивает философия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат. Thomas - Фома) онтологии является полный порядок всего бытия. Каждому сущему предоставлено Богом его положение и определена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота (ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то что новоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

Философия эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения можно определить как переходную. Уходящая традиция средневековья сталкивается в это время с возникающей традицией Нового времени. В это время не создавались великие философские системы, характерные для более позднего времени, однако было предложено множество путей развития знания, оказавших влияние на последующую эпоху.

Философское переосмысление средневековой мысли происходило на фоне культурно-исторических преобразований, которые дают право характеризовать Возрождение как эпоху изобретений и открытий. Совершенствование навигационной техники привело к великим географическим открытиям. Эти открытия вызвали европейскую экспансию (расширение влияния) и, таким образом, привели к расширению знаний о других странах и народах. В это же время великий польский астроном и мыслитель Николай Коперник (1473-1543) обосновал гелиоцентрическую картину мира, изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1394-1468) дало возможность в невиданных до сих пор масштабах и с неслыханной скоростью распространять все культурное богатство, накопленное человечеством. Итальянский живописец и теоретик искусства Леон Батиста Алъберти (1444-1472) открыл принцип перспективы в живописи, что привело к началу новой эпохи в истории искусства.

Изменения в области военной техники привели к гибели рыцарского сословия. В то время как средневековый мир определялся иерархией сословий и господством церкви, в эпоху Возрождения был осуществлен переход к новому динамичному обществу, началось формирование государств.

Гуманистическое движение, начатое в Италии в XIV в. Франческо Петраркой (1304-1374) и Джованни Боккачо (1313-1375), распространилось по всей Ев ропе. Итальянская философия эпохи Возрождения была неразрывно связана с гуманистическим движением и отмечена новым прочтением Платона и Плотина. Большую роль сыграло в этом открытие Козимо Медичи (1389-1464) Платоновской Академии (1459), душой которой был Марсилио Фичино (1433-1499). Фичино перевел на латинский язык корпус сочинений Платона и Плотина. Благодаря этим переводам и сочинениям самого Фичино платонизм распространился по всей Европе. Другим значительным представителем ренессансного платонизма является Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).

Аристотелизм особенно активно возрождался в Падуанском университете. Его виднейшими представителями являются Пьетро Помпонацци (1462-1524) и Джакопо Дзабарелла (1589-?). В возрождении античного мышления большую роль сыграли идеи стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

Важнейшим достижением эпохи Возрождения является формирование основоположений современного естествознания на основании нового понятия науки и нового методического сознания, связанного с экспериментом и математическим доказательством. В области космологии трудились Н. Коперник, датский астроном Тихо Браге (1546-1601), немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630). Математизацию естествознания, при отказе от традиционных философских вопросов о сущности вещей, осуществил итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), согласно которому наука описывает квантитативные (исчисляемые) отношения.

Программу реформы прежней науки предложил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Цель науки он видел в том, чтобы заставить природу служить человеку, что должно было привести к прогрессу цивилизации, основанной на развитии науки и техники. Бэкону принадлежит также идея разделения науки и религии, хотя натурфилософского и естественнонаучного подходов он не разделял. Исходя из наблюдений и экспериментов, он разработал так называемую индуктивную логику.

В новой философии государства и права, появившейся в эпоху Возрождения, особое место занимает итальянский философ Никколо Макиавелли (1467-1527), обосновавший независимость политики от моральных и религиозных установок и указавший на фактическое разделение морали и политики в зарождающейся новоевропейской культуре. В трудах французского ученого Жана Бодена (1530-1596) были обоснованы понятия: суверенитет, естественная религия и толерантность. Голландский ученый Гуго Гроций (1583-1645), классик естественного права, главную роль в своей концепции отводил понятиям: естественное право, политический договор и суверенитет.

Реформация (широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в.), начатая в Германии Мартином Лютером (1483-1546), нашла огромное число сторонников. Светское поведение пап, их чрезмерные притязания на власть, недостаточное теологическое образование нижнего слоя клириков, неудовлетворительное состояние морали и общий упадок нравов были причинами требования обновления церкви. Следствиями Реформации стали глубочайшие изменения как в духовно-религиозной сфере, так и на политической карте Европы. Кроме того, изменению подверглись экономическая и социальная структуры европейского общества. Большое влияние имели также разновидности Реформационного движения, начатые Ульрихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564), обосновавшими учение об абсолютном предопределении человека и высоконравственном эпосе (характере) труда. События Реформации и Контрреформации привели к росту индивидуализма в европейской культуре.

Философия Средних веков. Философия эпохи Возрождения

Описание: Если переводить дословно то теоцентризм означает Бог в центре мира. Средневековый теоцентризм предполагает чёткую противопоставленность Бога и сотворенного им мира. Бог вечен неизменен и абсолютен. Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив.

Дата добавления: 2014-07-09

Размер файла: 1.5 MB

Работу скачали: 6 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

План:
1 ) Философия Средних веков ;

2 ) Философия эпохи Возрождения.

Сотворенный Богом мир конечен и неизменчив. Если Бог имеет причину в самом себе, то сотворённый мир имеет причину в другом – в Боге. Бог – это единственное начало, которое имеет причину в самом себе.
Бог трансцендентен по отношению к миру.
Из базового принципа философии вытекают все остальные принципы.
Вторым принципом философии Средних веков является креационизм ( от лат. creatio, род. п. creationis — творение ) – принцип творения. Согласно этому принципу, Бог сотворил мир из ничего.
Третьим принципом является принцип приоритета веры над разумом . Для Средневековой философии характерно негативное отношение и недоверие к человеческому разуму. Человеческий разум слаб, ограничен и не может достигнуть истинного. Истина может стать доступной человеку только в минуты откровения, когда Бог сам открывает свою вечную истину.




Разум должен быть принесён в жертву вере: человек должен отказаться от разума и только тогда он обретет истинную веру. Но, в свою очередь, вера – это абсурд. То есть человек должен отказаться от разума и прийти к абсурду, только тогда он обретёт истину.
Другим представителем апологетики является Юстин Мученик. Он утверждает, что философия, опирающаяся на разум и религия, опирающаяся на веру – это две ветви одного дерева. И философия, и религия постигают одну и ту же истину Бога, но разными способами: философия – с помощью разума, а религия – с помощью веры.



Бог находится в высшем мире и, согласно Августину, он является абсолютным всемогуществом и абсолютным добром. Бог трансцендентен миру. То есть Августин разрабатывает философскую метафизику, приспособляет её для сферы христианского учения, для религиозной сферы.



3 ) Схоластика – это период, когда появились идеологические школы, которые разрабатывали религиозную догматику.
Главной проблемой является спор об общих понятиях. Здесь общие понятия – это первоначала единичных вещей. Платон, как мы помним, говорил, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Сначала в высшем мире существуют понятия человека и идеи человека, а уже потом, в низшем мире, вытекают отдельные люди. Аристотель, как мы помним, с этим был не согласен.
Соответственно выделяются следующие направления по данной проблеме:
а ) Номинализм . Представителем является Уильям Оккам.




Номиналисты утверждают, что общие понятия сами по себе не существуют, существуют только отдельные предметы. А общие понятия – это только слова, которые обозначают предметы. Например, существуют отдельные люди, а человечество – это только слово, которым можно называть совокупность всех людей. Никакого человечества не существует, есть только отдельный человек. То есть именно Оккам из номиналистов исследует Аристотеля.
Если бы существовал человек как таковой и человечество. Тогда Бог не мог бы уничтожить одного человека, не уничтожив сразу всех людей, поскольку человек как общее понятие, если бы он существовал, то должен был бы присутствовать сразу во всех людях. Значит, если Бог уничтожает одного человека, то он уничтожает общее понятие и сразу всех людей.

б ) Реализм . Представителем является Фома Аквинский. Он является последователем Платона.




Аквинский утверждает, что общие понятия не только есть, они ещё и предшествуют единичным предметам. Общие понятия являются теми образцами, на основе которых возникают единичные предметы. То есть все единичные предметы – это итоги общих понятий. Каждый человек – это итог общего понятия и идеи человека.
в ) Концептуализм. Представителем является Пьер Абеляр.


Концептуализм пытается объединить номинализм и реализм. Если номинализм утверждает, что общие понятия существуют после вещей, а реализм утверждает, что общие понятия существуют до вещей, то концептуализм утверждает, что общие понятия существуют и до вещей, и после вещей, и в самих вещах.
Общие понятия до вещей – это ни что иное, как образцы ( идеи ) , по которым строятся эти вещи.
Общие понятия в вещах – это сущность каждой вещи.

Общие понятия после вещей – это результаты обобщения.


Рациональные доказательства бытия Бога по Фоме Аквинскому:
1 ) В этом мире всё постоянно течёт и движется. Источником движения одного предмета является другой предмет, однако источником этого предмета является третий предмет, движением третьего – четвёртый и так далее. Но этот ряд, согласно Фоме Аквинскому, не может быть бесконечным. Должен быть первый источник движения, который будет являться побудителем этого движения. И таким побудителем движения является Бог. Если бы Бога не было, тогда бы мир двигаться не мог. Следовательно, Бог существует.
2 ) Каждая вещь в этом мире имеет причину, однако причина этой вещи имеет другую причину, а причина этой имеет третью причину и так далее. Возникает вопрос: что является первой причиной возникновения ? Самой первой причиной является Бог, поскольку он является причиной самого себя. Следовательно, Бог есть.
3 ) В этом мире всё отличается по совершенству друг од друга: одна вещь более совершенна, другая, наоборот, менее совершенна. Но есть вещь более совершенная, чем эта совершенная вещь и так далее. Бог является тем, совершенством, совершеннее чего не может быть. Бог – это первичное абсолютное совершенство.
4 ) В этом мире у всего есть своя цель или назначение. Одна цель предполагает другую, другая – третью и так далее. Должна быть некая высшая цель, которая составляет цель всех целей и этой целью является Бог.

5 ) В нашем мире любая вещь может быть, а может и не быть. Она может существовать, а может и не существовать: сегодня этот предмет есть, а завтра его уже нет. Должен быть какой-то источник их существования, то есть должна быть такая вещь, без которой существование других вещей невозможно. Таким источником существования не может быть вещь, которая так же может не быть. Итак, необходима вещь ( сущность ) , которая необходима для существования других вещей и которая не может не быть. Такой сущностью является Бог. Бог есть источник существования всех отдельных вещей.

Общие выводы философии Средних веков:
1 ) Главным в Средневековой философии является разработка античной метафизики.
2 ) Бог занимает то место в Средневековой философии, которое у Платона занимали идеи, а у Парменида – бытие.
Бог это и есть бытие или первоначало с точки зрения философии Средних веков.

Читайте также: