Доклад фильмы как зеркало взросления

Обновлено: 07.07.2024

Фильмы влияют на человека — именно потому, кино перестало быть просто развлечением и стало рычагом влияния. Разбираемся как фильмы встраивают нам убеждения, романтизируют войны и заставляют страдать от собственной неидеальности.

Спор о том, чем же на самом деле является культура — рупором или отражением общества — не прекращается. Но предприимчивые продюсеры, маркетологи и политические лидеры уже давно смекнули, что современный человек подсел на иглу кинематографа. Они научились продавать через киношные истории все — от бутылочек Coca-Cola до кандидатов в президенты.

И мы покупаем, хотя даже не замечаем этого. Мы покупаем идеалы, ценности, увлечения и модель мира, влюбляясь и сопереживая главным героям.

Фильмы привлекают миллионы зрителей. Через культурные нормы, вплетенные в сценарий, они проникают в умы и сердца людей. Иногда лейтмотив картины бывает очевидным, и мы сразу можем распознать, какие ценности отстаивает фильм — либеральные или консервативные. Но в большинстве случаев, мы напитываемся идеями из фильма неосознанно — неизбежно погружаемся в историю, представленную на экране. Ведь иначе сидеть перед экраном несколько часов нет смысла.

Эми Клэр — антрополог и доктор социологических наук Технического университета Мюнхена в своей научной работе пишет, что часто, просматривая фильмы и сериалы, аудитория просто уходит от ответственности за свою собственную реальную жизнь.

Мы получаем иллюзию свободы, погружаемся в жизнь героев, идентифицируемся с ними, идеализируем их и не замечаем, в какой перекос при этом вступают наши собственные ценности и убеждения. Эти искажения, пишет антрополог, могут неосознанно ассимилироваться в наших умах, стать частью нашего мышления о реальности и жизни и соответственно — частью проблем.

Психолог Катерина Левин говорит , что идентификация — динамический процесс, не прекращающийся всю жизнь. А сама способность к идентификации обогащает личность. Психолог убеждена, что кино, особенно хорошее и гениальное кино, создает репрезентации. Они необходимы во взрослой жизни даже тем, кто может похвастать зрелость и сбалансированностью психики.

Двойные стандарты кинематографа

Когда мы смотрим фильм, то порой испытываем эмоции и переживания не менее, а иногда и более яркие, чем в реальной жизни. Мозг обрабатывает образы, с которыми мы уже успели себя идентифицировать. А организм вырабатывает гормоны, когда герой испытывает страх, ненависть или готов заняться любовью. На какой-то момент мы становимся единым целым с героем. И у этого явления есть две стороны — опасная и рациональная.

Опасность в том, что выбирая персонажа по душе и проникаясь его экранной жизнью, мы не замечаем немеренных логических искажений, допущенных в сценарии.

Эми Клэр пишет, что если проанализировать топовых мужских и женских персонажей в кино получится нереалистичный портрет личности. Чаще всего Голливуд эксплуатирует образ некоего альфа-самца или андердога, которому чужды социальные нормы и длительные отношения. Он — мизантроп, в которого часто влюбляется героиня-антипод — слабая, потакающая и беззащитная женщина.

В то же время сюжет часто разворачивается так, что холоднокровный герой рискует жизнью, чтобы спасти от физических и моральных угроз экранную пассию. А она же в свою очередь из целомудренной и уязвимой превращается в умелую искусительницу с сильным характером, силой воли и нередко завидной физической формой.

Стереотипное восприятие героя как успешного человека происходит только потому, что в кино лишь одна его социальная роль возводится в абсолют. А мы же воспринимаем его целостно, считая, что идеальный бизнесмен априори идеальный отец, муж, друг и сосед. Но это не так.

Что продают нам с экрана?

Обе эти стороны продают аудитории ценности, которые та либо принимает, идентифицируя себя с ними, либо отвергает, как нечто чужеродное.

В качестве рычага использует кино и правительство. На протяжении всей истории многие лидеры использовали силу кинематографа, чтобы добиться успехов в достижении своих целей. Например, во время Второй мировой войны и Гитлер, и Сталин использовали фильмы в качестве пропаганды и делали это эффективно. Но это не значит, что демократические режимы не делают то же самое.

Мишель выяснила, что после просмотра двух фильмов взгляды многих участников исследования изменились, и большинство из них выразили более высокий уровень доверия к правительству и стали более позитивно оценивать эффективность работы правительства.

Мыслить критически и смотреть кино осознанно

Это универсальный рецепт, который дают психологи. Да, никто не отменяет расслабленных вечеров и романтических комедий. Но специалисты все же советуют наблюдать, что именно нас очаровывает в героях и почему фильм так сильно увлекает.

Эксперты сходятся во мнении, что мы должны быть осторожны с тем, что черпаем из фильмов. Ведь даже самая незначительная вещь может для кого-то стать негативным триггером или карт-бланшем для поступков. Кинематограф формирует мир не меньше других институтов. Он двигает творчество, экономику, таланты, но одновременно вплетает в наше сознание целую плеяду разношёрстных убеждений.

Отследить все — практически нереально. Но подходить к контенту, который льется с экранов, осознанно — вполне возможно. Это значит, что всем нужно учиться мыслить критически и не позволять киноиндустрии полностью изменить то, кем мы являемся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Воспитатель: Жмыхова Е.Г.

В настоящее время в практике воспитания подростков востребованы новые технологии, позволяющие оптимально организовать социальное взросление. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях.

Способами организации таких возможностей могут быть технологии коллективных творческих дел, технологии социального проектирования и др. Хочется предложить для обсуждения ещё один эффективный способ создания модальностей взросления — синема-технологии.

Синема-технологии могут быть воплощены на практике в следующих формах:

— Синема-клуб ( для педагога дополнительного образования): когда инициативная группа детей организует периодически просмотр фильма и обсуждение социальной проблематики, представленной в фильме;

— классный кинозал, (вариант для классного руководителя): когда просмотр фильма и обсуждение социальной проблемы организуется в классе детей на очередном классном часе;

— школьная киноакадемия (вариант для заместителя директора по воспитательной работе): когда каждый класс выбирает фильм и социальную проблему, по которой предстоит организовать обсуждение и в течение учебного года каждый класс презентует кино-работу по социальной проблеме. Выбирается жюри Киноакадемии, которое оценивает лучшую реализацию синема-технологии.

Cinema (кино), как средство воспитания, нацелено на создание общности, совместности в жизни ребёнка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия. Cinema-технологии – это педагогические технологии, направленные на создание нового образа в сознании воспитанника посредством кинематографического произведения.

Как воспитательная технология сinema-технология представляет собой систему педагогических действий, направленных на достижение воспитательного результата. Результатом сinema-технологии является воспитание ценностных отношений подростка к окружающему миру и себе. Сinema-технология представляет возможность развивать ценностные отношения через воплощение в сознании человека нового образа (в данном случае , образа взрослости) .

Cinema-технология реализуется в следующих этапах:

Рефл е ксия.

Этап рефлексии направлен на осознание подростком собственной позиции по отношению к данной проблеме. На данном этапе в ходе групповой проблемной работы происходит поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом, по отношению к ближайшему социуму: своему городу, классу, дворовой компании).

В разработанном методическом пособии авторами данной технологии для педагогов-практиков представлены шестнадцать вариантов синема-технологий в соответствии с фильмами. Каждый фильм – своего рода зеркало взросления:

Безусловно, каждый из этих фильмов — неоднозначные жизненные истории и действия каждого из героев или антигероев – это повод для размышлений зрителей.

Список использованной литературы:

1.Фиофанова О.А. Взросление в зеркале синема: Методическое пособие по синемалогии в практике воспитания подростков. – Ижевск, 2007.

2. Фиофанова О.А. Синема – технология как средство воспитания. //Воспитание школьников, № 3, 2008.

3. Потапова К.А. Событийность воспитательной системы: CINEMA-технология как форма организации событий.

Научно-исследовательская работа

Жизнь современного человека невозможно представить без просмотра кинофильмов, сериалов, мультфильмов. Важно помнить, что все они являются не только развлечение, он оказывают серьезное воздействие на психику человека.

Информационное поле, в котором постоянно находится человек, имеет огромное влияние на его состояние, мировоззрение, особенности поведения. Фильмы, которые смотрит молодежь, играют очень большую роль на их развитие.

В настоящее время тема влияния современного кинематографа на молодежь предельно актуальна. Сегодня можно говорить о неконтролируемой подаче различной информации для аудитории посредством фильмов, а также отсутствии контроля над киноиндустрией, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на формировании нравственно-моральных ценностей молодежи.

Актуальность выбранной темы.

Актуальность данной темы обусловлена следующим: во-первых, социально-экономические и культурные трансформации нашего общества изменили кино, его формы взаимодействия с аудиторией, а также повлияли на формирование кинопредпочтений. Во-вторых, исследования показывают, что в процессе просмотра фильмов, зрители приобретают определенные ценностные ориентации, у них формируются социальные установки и интересы, конструируются жизненные планы и паттерны поведения. И, в-третьих, изучение процессов, связанных с созданием кино, важно потому, что в них отражается состояние самого общества, и при изменении кинопредпочтений можно говорить об изменении мировоззренческих структур тех или иных социальных групп.

Считается, что воспитание современной молодежи приходит в упадок: молодые люди в большей степени отдают предпочтение фильмам, а не книгам. Отдавая предпочтение фильмам, молодежь редко выбирает научное, историческое кино, а в большей степени они увлекаются художественными картинами различных жанров, которые нередко вызывают отрицательное психологическое воздействие, как на поведение человека, так и на развитие психики.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над киноиндустрией, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, а особенного молодежи, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей.

Объект исследования - процесс влияния кинематографа на психику молодежи.

Предмет исследования – кинематограф как инструмент воздействия на молодежь.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния кинематографа на молодежь.

Данная цель достигается последовательным решением следующих

· проанализировать современное кино с точки зрения формирования нравственных ценностей у молодого поколения;

· выявить сущность влияния кинематографа на психику молодежи;

· провести исследование и интерпретировать его результаты.

Проблемы, которые подвигли на создание работы:

1.Негативное влияние фильмов на поведение молодежи.

2.Слабо продуманные сюжеты различных фильмов и в том числе их качество.

Этапы реализации работы :

1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.

3.Самообразование разработчиков темы, актуализация знаний при консультативной помощи преподавателя.

5. Обработка результатов и выводы.

Методы исследования:

1.Теоретический (изучение литературы о кинематографии).

2. Социологический (анкетирование студентов колледжа).

3. Эмпирический (обработка и анализ полученных результатов).

4. Математический (построение диаграмм).

Любой фильм может чему-нибудь научить. А какой будет урок? Многое зависит от создателей.

Возникает вопрос: Почему современная молодежь предпочитает работы зарубежных режиссеров, а не наших? Этому способствует еще и тот фактор, что российский рынок почти заполонили фильмы зарубежного производства. Но по-прежнему лидирующее место занимает Америка. Молодое поколение также склонно считать зарубежную продукция лучше отечественной.

Основная часть . Что такое кинематограф?

Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей.

Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха. Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.

Кинематограф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Многие люди отождествляют себя с героями фильмов. Кино помогает коротать время, развлекаться, а иногда и думать. Существуют различные жанры: комедия, боевик, триллер, ужастик и др. Каждый человек может выбрать фильм для себя. Кино формирует мировоззрение, взгляды на жизнь. Влияние кино очень огромно. Но самое страшное, что это влияние незаметно. Через фильмы можно учить людей, как хорошим вещам, так и плохим.

В современной ситуации рубежа XX – XXI веков, когда на первый план

вышло визуальное восприятие и, воспользуемся выражением О. де Бальзака,"душа переселилась в глаза", кинематограф, став одним из значительных и неотъемлемых элементов современной культуры, занял ведущие позиции и в иерархии искусств. Использование медиальных технологий в распространении и потреблении кинопродукции обеспечило ему невиданный рост аудитории.

Существуют самые разнообразные функции кино: познавательная, идеологическая, развлекательная, духовная, религиозная, экономическая, нормативная и т. д.

Чем кинематограф является для человека?

На становление системы ценностей человека влияет множество факторов. Одним из таких факторов, оказывавший весьма существенное воздействие на мировоззрение и систему ценностей человека, является кинематограф.

Кинематограф представляет собой одно из видов искусства, которое с каждым днем уверенно развивается и за всю историю человечеству досталось множество шедевров кинопроката. Действие кино на человека может быть как положительным, так и отрицательным. И дело не в том, что фильмы оказывают на нас какое-либо влияние - это неоспоримо; а в том, что мы погружаемся в придуманный автором "киномир" и начинаем чувствовать себя подобно героям, которые находятся по ту сторону экрана. Зрительная стимуляция приводит к целому диапазону разнообразных эмоциональных состояний. То, что человек этому предается не в одиночестве, а в компании множества людей, делает представленный опыт доставляющим удовольствие, а также контролируемым.

Кино имеет колоссальное значение в развитии мировой культуры, ведь существует множество фильмов с самыми разными жанрами и направлениями. Это могут быть исторические или документальные фильмы, учебные фильмы, которые воссоздают историю, а также рассказывают о важных открытиях и научных исследованиях. Хорошо известен тот факт, что человек большую часть информации воспринимает через зрение. Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что кино способствует развитию образования. Тем более, что в наше время, большинству из нас не составит труда зайти на какой-нибудь интернет-портал и просмотреть нужный фильм онлайн, а не в кинотеатрах.

Кинематограф имеет огромное влияние на нравственное воспитание молодежи. Что же такое нравственное воспитание?

Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственных чувств, выработка навыков, привычек нравственного поведения.

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. Отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. Отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. Отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. Отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. Человеколюбие или гуманность

Любой фильм может чему-нибудь научить. А какой будет урок? Многое зависит от создателей.

Возникает вопрос: Почему современная молодежь предпочитает работы зарубежных режиссеров, а не наших? Этому способствует еще и тот фактор, что российский рынок почти заполонили фильмы зарубежного производства. Но по-прежнему лидирующее место занимает Америка. Молодое поколение также склонно считать зарубежную продукция лучше отечественной.

В данной работе выявляются особенности кинопредпочтений молодежи. В исследовании был использован метод анкетирования. Были опрошены студенты Курагинского филиала Минусинского сельскохозяйственного колледжа – 46 человек.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_3.jpg

Раза два в неделю-21%

Несколько раз в месяц-9,7%

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_4.jpg

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_6.jpg

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_5.jpg

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_7.jpg

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/10/21/s_5bcc561999e28/974438_9.jpg

Узнать что-то новое для себя-28,2%

Развлечься с друзьями-17,7%

Анализ анкетирования:

Таким образом , нам удалось определить, что нишу кино у наших обучающихся занимают картины зарубежного производства; а российское кино проигрывает.

Самым предпочтительным жанром кино является комедия. Это объясняется, прежде всего, тем, что главной целью посещения кинотеатра является отдых и развлечение. Следующими по популярности идут такие жанры, как фантастика, мелодрама и триллер.

А отечественный кинематограф как современный, так и советских времен в равных долях не является для участников опроса привлекательным (лишь 3—5 % респондентов высказываются в пользу данного вида кино). Возможно, это связано с его состоянием и развитием.

В ходе исследования было выявлено, что, при просмотре фильма, половина опрошенных руководствуется собственным выбором, хотя рекомендации друзей и жанровые предпочтения оказывают влияние на кинопросмотр.

На вопрос: что, по вашему мнению, необходимо изменить в кинематографе? Большинство участников опроса ответили, что стоит взять во внимание более реалистичные спецэффекты. Так же задуматься о сюжете, пытаясь поменять его более в лучшую сторону.

Кинематограф пытается показать обществу, как он считает современный мир. Исходя из этого, молодым людям навязывают другую реальность, и именно здесь идет психологическое воздействие, которое не всегда положительно влияет на развитие личности.

Вышедшие на мировые киноэкраны фильмы "Аватар" и "Сумерки" произвели без преувеличения эффект разорвавшейся бомбы. Миллионы поклонников по всему миру стали подражать героям вампирской саги и переодеваться в жителей планеты Пандора. Однако очень скоро обнаружился и неожиданный эффект: влияние современного кинематографа на психику некоторых неуравновешенных зрителей.

Таким образом, киноиндустрия оказывает огромное влияние на человека.

Очень важно, чтобы киноиндустрия, как отечественная, так и зарубежная, выпуская очередной шедевр, помнила не только об интересующих темах и проблемах молодежи, но и воспитании и образовании человека.

По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино.

В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?

Безусловно, кинематограф играет важнейшую роль в жизни ребенка, подростка и взрослого человека. Если же брать в основу фильм, который иллюстрирует в себе добро и зло, то невольно зритель задумывается о выборе. Зачастую фильм влияет на мировоззрение зрителя и заставляет на время принять себя в роли любимого героя.

Кинематограф будет развиваться, но важнее всего то, в какую сторону. Ведь именно он в большинстве случаев способен изменить выбор в жизни зрителя.

“Сильные” фильмы, как ледоколы во льдах, легко обеспечивают себе путь на экран, собирают громадные аудитории, надолго захватывают кинозалы.

“Слабым” среди них пробиться трудно. Все было бы просто, будь “сильные” всегда достойными, а “слабые” - плохими картинами. Чаще это не так.

“Сильный” фильм, как правило, - это захватывающий сюжет, обаятельные актеры, бойкие шлягеры в исполнении популярных певцов, экзотические места действия и множество иных приманок. В итоге многогранный и многозначный мир кино для значительной части зрителей сводится к участку до обидного малому: к развлечению.

Только при слиянии эстетического воспитания с нравственным можно

выработать у молодого человека гибкость и подвижность взгляда,

необходимые для полноценного восприятия современного искусства.

Воспитательная роль экранного искусства

порой представляется чем-то само собой разумеющимся, на самом деле

проблема достаточно сложна и не исследована во всей полноте. Фильмы

оказывают громадное влияние на молодежь, но механизм их воздействия не изучен. Как, каким образом повысить это влияние на молодежь? Пока не выработаны строго научные методы и рекомендации управления

воздействием кинематографа, процесс этот будет протекать стихийно.

В заключение хочется сказать, что кинематограф таит неисчерпаемые возможности использования его в данных целях. Просмотры фильмов дают молодежи представление об определенных типах поведения человека в обществе. Герои лучших произведений киноискусства,- люди сильного интеллекта, большой воли, цельного характера, находящиеся в центре главных проблем эпохи, отчетливо представляющие свой гражданский и человеческий долг.

Наша задача научиться разбираться в кинопродукции и искать в фильмах тот смысл, который нам нужен.

Кино - это не просто созерцание различных сюжетов и интригующих приключений, кино – самое массовое из искусств, а ведь чем более массовым является искусство, тем больше на него спрос, тем выше должны быть его критерии. Любые жанры, будь то комедия, мелодрама, боевик, если они адресованы народу, должны нести большую социальную нагрузку. Поэтому на современном этапе хотелось, чтобы кино рассматривалось не столько мощным средством индустриального развития, сколько, в большей мере, оставалось искусством, которое создано, чтобы делать нас лучше, нравственнее, умнее и добрее.

Поэтому кино играет важную роль в жизни и взрослых, и молодёжи как вид досуга, как советчик и помощник в решении жизненных проблем.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С..- М.: Просвещение, 1997. С. 17.


Во многих современных российских фильмах встречается герой, чья главная проблема — анестезированные, замороженные чувства, невозможность эмоциональной близости .

Вместе с тем существуют специфические социокультурные тенденции, уникальные для нашей страны. Как уже упоминалось выше, после падения железного занавеса в Россию с большим опозданием ворвался поток всех тех накопленных социальных изменений, которые переживал западный мир все предыдущие десятилетия. В итоге нам пришлось бурно проживать все пропущенные этапы, и этот процесс длится и по сей день.

В нашем обществе параллельно сосуществуют разные процессы, причем некоторые из них противоположны по своему психологическому смыслу. К основным из них я бы отнесла следующие.

Любопытно, что в последние годы переживает пик популярности спортивная драма. Причем речь идет не об индивидуальных, а о коллективных видах спорта. И если присмотреться внимательнее, то в структуре сюжета можно обнаружить триаду соцреализма по Зайцевой: Отец (Наставник, тренер), Сын (команда) и Дух (идеология общей победы, объединяющая команду в финальном рывке).

Спорт — идеальная форма, в которой можно размещать национальную гордость, патриотические чувства (в позитивном смысле этого слова), потребность во всеобщем единении.

2. Депрессивные феномены — пессимизм, пассивность, неверие в позитивный исход, невозможность мобилизовать энергию для удовлетворения индивидуальных потребностей, отказ от попыток что-либо изменить.

В тоталитарном прошлом нашей страны попытки индивидуации не раз пресекались, и начинающиеся процессы личностной сепарации и поиска индивидуального пути развития сталкивались с непреодолимыми преградами и заканчивались ничем. Мы помним, как

герой-шестидесятник с горящими глазами превращается в депрессивного невротика 1970-х с потухшим взором.

Интенциональность — устремленность, направленность на что-то во внешнем мире. В широком смысле интенциональность — это активная заинтересованность, устремленная вовлеченность во взаимодействие с миром.

Такая концепция несчастливого финала типична для нашей культуры и ее корни — далеко за пределами истории Советского Союза. С одной стороны, эта концепция в кино отражает наше реальное прошлое и настоящее, с другой — поддерживает существующее депрессивное поле. Драма в кино не только отображает, но и множит драму в жизни. И здесь уместен разговор о миссии искусства, которое несет в себе народные мифы и архетипы следующим поколениям.

Жанр драмеди — хорошая возможность честно взглянуть на наши культурные феномены и не впасть в депрессию.

Если мы не можем стать другими, то по крайней мере можем посмеяться над собой. Юмор ведь тоже оздоравливает.

Это классический тип героя в трехактной сценарной структуре, с драматургической аркой изменений.

Зачастую процесс сепарации, высвобождения агрессии и преодоления невротических оков проходит через перекос в противоположный полюс. И тогда человек, отталкиваясь от ограничивающих его привязанностей, проходит через нарциссический бунт, ставя свои личные интересы превыше всего, зачастую в ущерб отношениям.

Волна нарциссического бунта, прокатившаяся по миру в 1950–1970-е, дошла до нас после распада СССР, окончательно накрыла в 2000-е и продолжает бурлить и по сей день.

Еще один часто встречающийся тип запросов к психотерапевту, противоположный предыдущему: есть социальный успех, прекрасная карьера, внешне идеальная жизнь с хорошим уровнем достатка, а за всем этим — пустота, потеря смысла, одиночество и скука. Массовые явления дауншифтинга не что иное, как результат разочарования в нарциссических ценностях. Возвращение из дауншифтинга обратно в мегаполисы — показатель того, что и на Гоа, Бали и островах Таиланда не удается заполнить внутреннюю пустоту и обрести корни.

6. Пограничные феномены также не изжили себя. Ситуация существенно стабилизировалась по сравнению с 1990-ми, и тем не менее дисфункциональные отношения, зависимости от наркотических веществ и медикаментов, повсеместное нарушение границ, насилие, расщепление, амбивалентность, неспособность выдерживать близость и находиться в стабильных длительных отношениях как на уровне отдельных людей, так и на уровне всего государства присущи нам и по сей день. Отсутствие стабильного взрослого в период взросления и развития способствует формированию пограничного поля. Идеализация, а затем тотальное обесценивание советской власти (родителя), смена государственного устройства — все это вносит вклад в нынешние пограничные феномены. Пограничные отношения и пограничные герои часто встречаются в русском артхаусе.

Каждому этапу социокультурного развития свойственны свои ценности и подходы к воспитанию детей, что, в свою очередь, отражается на следующих поколениях, когда дети вырастают и строят собственные семьи.

Вместе с тем, учитывая опыт предыдущих эпох, главная психологическая потребность нашего времени не в проявлении агрессии для защиты границ и сепарации от привязанностей, а, наоборот, в поиске корней и глубоких привязанностей, в укоренении в отношения.

Сегодня мы не можем пускать корни, оставаясь на одном месте. Перемещаясь с места на место, мы можем найти свой дом в отношениях с близкими и любимыми людьми. Это дом, который всегда будет с нами.

Здесь важно напомнить тезис о том, что фильм успешен тогда, когда в его основе лежит история, вызывающая резонанс у широкой зрительской аудитории. Для этого необходимо понимать актуальный социокультурный контекст и те ключевые фигуры нашего времени, которые волнуют нынешних зрителей. Хороший фильм вскрывает глубокий пласт конфликтов и переживаний зрителя и дает ему определенную форму этих переживаний.

И тут возможны два подхода: либо фильм предлагает какой-то выход из переживания, либо он просто отражает определенную социально-психологическую проблему.

Создавать истории, только вскрывающие глубинные психологические проблемы современного общества или к тому же исцеляющие, — это вопрос ценностей самого автора.

Читайте также: