Доклад федеральная служба страхового надзора

Обновлено: 05.05.2024

Проведен анализ создания и развития страхового надзора в РФ с 1887 по 2017 гг. Рассмотрены изменения и преобразования органов страхового надзора. Выявлены основные факторы реализации страхового надзора.

Ключевые слова

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН, ФИНАНСОВЫЙ МЕГАРЕГУЛЯТОР, СТРАХОВЫЕ ОБЩЕСТВА, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СТРАХОВОЙ НАДЗОР

Текст научной работы

Создание надзора и первые результаты деятельности

В 1887 году Министр Внутренних дел граф Дмитрий Андреевич Толстой поставил вопрос об установлении правительственного надзора за деятельностью страховых обществ (См.Рис.1) [2]. Так же был установлен надзор для иностранных обществ по страхованию жизни работающих в России.

Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Рисунок 1. Граф Дмитрий Андреевич Толстой

Руководителем разработкой Положения и организацией деятельности страхового надзора являлся Иван Николаевич Дурнов, который сменил графа Дмитрия Андреевича Толстого в 1889 году. Но уже с 1 июля 1894 года надзор был поручен Страховому Комитету.

Страховой Комитет был создан при Хозяйственном Департаменте Министерства Внутренних дел и состоял из двух Членов от Министерства внутренних дел, и двух Членов от Министерства Финансов. Председателем Страхового Комитета назначили руководителя Хозяйственного Департамента. Делопроизводство Страхового Комитета поручалось Страховому отделу. Сам Страховой отдел образовывался из Управляющего Отделом и шести ревизоров.

Основными обязанностями Страхового Комитета являлся контроль по соблюдению учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования, сохранностью и размещением капиталов, анализом финансовой отчетности, проведений ревизий и оценкой их результатов, рассмотрение жалоб, разработкой правовых и организационных аспектов страхового дела.

Страховые Общества же, имели такие обязанности, как предоставление Страховому Комитету ежегодных отчетов, балансов и статистических ведомостей, формирование резервов по видам страхования в установленных размерах, извещение о лицах, избранных страховыми агентами. Для того, чтобы возместить расходы по надзору за страхованием, для страховщиков установили в пользу Казны особый сбор, который проходил каждый год. Размер сбора один раз в три года пересматривали.

Государственный орган страхового надзора с 1894 по 1902 год разработал точные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, а также была проведена правовая экспертиза по страхованию жизни. Были введены новые виды страхования, такие как страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев, обязательное страхование парусных судов. Улучшается механизм обязательного губернского и земского страхования.

В 1904 году Страховой Комитет был отменен и уже вместо него учреждено Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам местного хозяйства.

Советский период страхового дела

Новейшая история страхового надзора

На современном этапе довольно регулярно происходили изменения органов страхового надзора [3; 4]. Хронология преобразований органов страхового надзора представлены в таблице 1.

Создание Госстрахнадзора России

Госстрахнадзор преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью изменена в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью

Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ

Создание Федеральной службы страхового надзора (ФССН).

Происходит реорганизация территориальных органов страхового надзора, создаются Инспекции по Федеральным округам.

Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности были переданы Банку России (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ).Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам.

Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена. В структуре ЦБ РФ

создан Департамент страхового рынка.

В 2014 году завершился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом

Анализ истории страхового надзора

Почему возникла необходимость создания страхового надзора? Этот вопрос интересует многих, и у каждого на него свой ответ. Изучив историю страхового надзора в России, можно придти к выводу, что необходимость в страховом надзоре возникала постепенно, исходя из ряда определенных причин. Одной из причин создания страхового надзора, было формирование страхового рынка в 1885 году, который состоял из акционерных страховых обществ и взаимных учреждений. Тогда начали поступать жалобы и заявления страхователей в Министерство Внутренних дел. Причиной этому послужило то, что страховщики нарушали Правила страхования и условия Уставов. Таким образом, возникла потребность в установлении для страховых обществ и учреждений правил поведения на рынке и контроля над их исполнением. Исходя из этой ситуации, можно сказать, что гражданское общество стало инициатором создания страхового надзора в России. Тут же возникает мысль, о том, какими вопросами занимался страховой надзор, сразу после своего создания? Страховой Комитет решал вопросы, по созданию правовых и организационных аспектов страхового дела, рассматривал жалобы, занимался анализом финансовой отчетности, сохранностью и размещением капиталов, назначал, проводил и давал оценку ревизиям, также ему поручались вопросы, связанные с контролем над соблюдением учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования. На Страховой Комитет возлагалось немало задач, но это было необходимо для развития только создавшегося страхового надзора.

В 1894 году государственный страховой надзор начал свою работу. Многим было интересно, через какое время будет видно результат работы надзора, и будет ли он положительным. За небольшой промежуток времени работы государственного органа страхового надзора, а именно с 1894 года по 1902год, были уже видны результаты его деятельности. Государственный орган страхового надзора разработал подробные формы финансовой и статистической отчетности, правила о размещении и хранение денежных средств, так же была выполнена правовая экспертиза правил по страхованию жизни всех страховых обществ. Были введены новые виды страхования:

  • страхование рабочих и пассажиров от несчастных случаев;
  • обязательное страхование парусных судов.

Так же улучшается система губернского и земского страхования, а для городских обществ взаимного страхования, чтобы облегчить процесс их учреждения, создали новый образец Устава. Государственный орган страхового надзора за 8 лет работы показал хороший результат. Много новшеств было введено, что повлияло на развитие страхового надзора.

После создания страхового надзора у страховых учреждений появились новые функции. Страховые общества были поставлены в более жесткие условия, при которых они выполняли и представляли Страховому Комитету ежегодные отчеты, балансы и статистические ведомости, формирования резервов по видам страхования в установленных размерах, информацию о лицах, избранных страховыми агентами. Обязательства, в которые были поставлены Страховые учреждения, улучшали качество страхового процесса.

С 1894 года структура страхового надзора начала изменяться. Это привело к тому, что в 1904 году Страховой Комитет признали недействительным, а вместо него создали Особое Присутствие по делам страхования и противопожарных мер Совета по делам хозяйства. Это привело к тому, что личный состав чиновников увеличился до 37 человек. И было введено 8 новых должностей — инспекторов по пожарной части. Целью введения новых должностей являлось снизить пожарные убытки, так как устройство пожарной части городских и земских самоуправлений было неудовлетворительно. В советский период страхового дела совсем не было конкуренции, а это говорит о том, что надзорный орган не имел все свойства в полной мере, которые должны были присутствовать у надзорного органа.

Изменения надзорного органа за 12 летний период истории отечественного страхового надзора происходило достаточно часто. Некоторые изменения были в лучшую сторону, какие — то ни к чему хорошему не приводили, но в 2014 году закончился процесс по созданию в России мегарегулятора финансового рынка, одной из функций которого является надзор за страховым делом. Сама идея о необходимости создания мегарегулятора финансовых рынков возникла в России довольно давно. Но идея о финансовом мегарегуляторе не является чем-то новым для мировой экономики, так как такой орган уже был создан в Норвегии, Канаде, Дании, Швеции, Великобритании, Японии, Австралии, Исландии и так далее. Создания финансового мегарегулятора влечет за собой следующие перспективы: создание более эффективной разработки нормативно-правовой базы, выявление и устранение системных рисков, повышение уровня взаимодействия с другими контролирующими органами в процессе борьбы с финансовыми правонарушениями и так далее. Одним словом создание финансового мегарегулятора повлияет положительно на финансовый рынок России.

Заключение

На сегодняшний день в России активно развивается страховой рынок. Страховые компании предоставляют новые страховые услуги. Страхование представляет собой совокупность экономических отношений по формированию страховых денежных фондов, которые направлены на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим или физическим лицам, каким либо несчастным случаем или неблагоприятным событием.

Сегодня положение органа страхового надзора в России является устойчивым, несмотря на то, что с 1991 года функции страхового надзора выполняли разные органы: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор Российской Федерации, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора, Федеральная служба страхового надзора, Инспекции по Федеральным округам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Служба Банка России по финансовым рынкам, Департамент страхового рынка. Эти все изменения ведут к поиску лучших путей исполнения страхового надзора.

Основными факторами, вызывающие необходимость реализации страхового надзора, являются:

  • важная роль страхования, как институт финансовой системы государства;
  • защита интересов страхователей.

Так же можно сказать о том, что создание финансового мегарегулятора в России являлось необходимостью для развития финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности введения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах. Все это наводит на мысли, что результаты работы финансового мегарегулятора не заставят себя ждать.

Список литературы

Цитировать


К основным функциям Федеральную службу страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ относятся:

· выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;

· ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов;

· контроль платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов;

· установление показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

· разработка нормативных и методических документов по страхованию.

Для того чтобы выполнять эти функции, надзорные органы наделены соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять установленную отчетность о страховой деятельности и информации о своем финансовом положении.

Необходимая информация может быть затребована от предприятий и организаций, в том числе и от банков, а также получена и от граждан.

При выявлении нарушений Федеральная служба страхового надзора принимает следующие меры (табл. 1).[9]

Меры, принимаемые при выявлении нарушений



Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности представляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случаях невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий вплоть до принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а также при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.


К основным функциям Федеральную службу страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов РФ относятся:

· выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;

· ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и реестра страховых брокеров;

· контроль за обоснованностью страховых тарифов;

· контроль платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения страховых резервов;

· установление показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

· разработка нормативных и методических документов по страхованию.

Для того чтобы выполнять эти функции, надзорные органы наделены соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять установленную отчетность о страховой деятельности и информации о своем финансовом положении.

Необходимая информация может быть затребована от предприятий и организаций, в том числе и от банков, а также получена и от граждан.

При выявлении нарушений Федеральная служба страхового надзора принимает следующие меры (табл. 1).[9]

Меры, принимаемые при выявлении нарушений

Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности представляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случаях невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий вплоть до принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а также при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является упраздненным исполнительным органом. Ранее он находился в ведении Минфина. Рассмотрим далее, какими полномочиями обладала Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

федеральная служба страхового надзора

Создание и упразднение

В соответствии с ФЗ от 27 ноября 1992 года (в редакции 31 дек. 1997-го) был образован контрольный Департамент при Минфине. По Указу Президента № 314 от 9 марта 2004 г. вместо него была сформирована Федеральная служба страхового надзора. В 2004-2011 гг. этот исполнительный орган контролировал исполнение указанного выше ФЗ. 4 марта 2011 г., по указу президента, он был присоединен к ФСФР с передачей последнему ее функций.

Деятельность Федеральной службы страхового надзора

К основным функциям рассматриваемого органа относили:

  1. Выдачу лицензий организациям, осуществлявшим страховую деятельность.
  2. Ведение Единого Госреестра предприятий, занятых в этой сфере.
  3. Контроль обоснованности установленных компанией страховых тарифов и надзор за обеспечением платежеспособности компаний, предоставлявших услуги.
  4. Утверждение правил по формированию и размещению резервов, показателей и учетных форм по операциям и отчетности.

Кроме этого, Федеральная служба страхового надзора РФ осуществляла выдачу в установленных в законодательстве случаях разрешений на:

  • увеличение объемов уставных капиталов действующих компаний за счет иностранных инвестиций;
  • совершение сделок при участии зарубежных лиц по отчуждению долей (акций);
  • открытие филиалов компаний с иностранными инвестициями.

федеральная служба страхового надзора фссн

В задачи исполнительного органа также входила разработка методических и нормативных документов, касающихся страховой деятельности в рамках его компетенции, а также обобщение практики деятельности компаний, подготовка и предоставление предложений по совершенствованию и развитию отраслевого законодательства.

Порядок выдачи лицензий

Федеральная служба страхового надзора осуществляет оформление разрешений на основании документов, предоставляемых компанией. К ним относят:

  1. Св-во о горсрегистрации, учредительные бумаги.
  2. Справки банковской организации о размере уставного капитала (оплаченного не менее минимума, установленного в законодательстве).
  3. Бизнес-план (экономическое обоснование работы).
  4. Правила по видам страхования.
  5. Расчеты тарифов.
  6. Информацию о руководителях и заместителях.

Перестраховщикам нет необходимости предоставлять бизнес-план, расчет тарифов и правила.

деятельность федеральной службы страхового надзора

Особенности разрешений

Федеральная служба страхового надзора осуществляла выдачу лицензий на проведение добровольного и обязательного обеспечения личных, имущественных рисков и ответственности. В лицензиях указывался конкретный вид услуги, которую организация может оказывать. Разрешения выдавались и перестраховщикам, если их деятельность связана исключительно с перестрахованием. Исполнительный орган мог отказать заявителю в получении лицензии. В качестве основания в таких случаях выступало несоответствие поданной документации установленным законодательствам требованиям. В случае выявления таких противоречий в ходе работы лицензированной компании, Федеральная служба страхового надзора могла приостановить, ограничить или отозвать разрешение. Последнее имело место при невозможности устранить нарушение.

Полномочия

Федеральная служба страхового надзора вправе:

федеральная служба страхового надзора Российской Федерации

Компетенция территориальных подразделений

Региональные инспекции были сформированы в соответствии с правительственным Постановлением № 609 от 26 июня 1993 года. Территориальные подразделения надзорной службы исполняют следующие функции:

  1. Осуществляют контроль над соответствием требованиям, установленных в законодательных и прочих нормативных актах отраслевого значения.
  2. Проводят проверку обоснованности установленных тарифов и обеспечение платежеспособности работающих в сфере страхования организаций.
  3. Контролируют порядок соблюдения правил по формированию и размещению резервов.
  4. Обобщают практику работы компаний, посредников и прочих участников рынка, направляют представления в федеральный исполнительный орган предложений по совершенствованию порядка надзора за исполнением отраслевого законодательства в страховой деятельности.
  5. Рассматривают жалобы и заявления от юрлиц и граждан по проблемам, касающимся нарушений требований нормативных актов.

федеральная служба страхового надзора РФ

Поскольку Федеральная служба страхового надзора передала свои полномочия ФСФР, то территориальные подразделения, сформированные в соответствии с указанным выше правительственным Постановлением, исполняют свои обязанности в рамках вверенных полномочий под руководством последней. В своей работе региональные представительства обеспечивают тесное взаимодействие с прочими исполнительными органами соответствующих субъектов.

Функции контроля в страховании РФ до 2013 года выполняла Федеральная служба страхового надзора. После упразднения полномочия в сфере надзора страхового дела перешли к Банку России.

О службе

Федеральная служба страхового надзора

Федеральная служба страхового надзора занималась контролем в области страхового дела РФ с 2004 года по 2013 гг. Орган находился в ведении Министерства финансов.

Структура ФССН

Федеральная служба страхового надзора состояла из следующих управляющих подразделений:

  • Надзор и контроль. Сфера деятельности отдела – обеспечение надзора за страховщиками, включая соблюдение требований, согласно ст.29 закона от 27.11.1992 №4015-1 о страховании.
  • Предварительный контроль. Компетенция – надзор над организациями, испытывающими трудности, назначение предписаний, временного руководства, проверка выполнения ранее предъявленных требований.
  • Учет и экономический анализ. Отдел занимался проверкой представленной страховщиками отчетности, анализом полученных данных и сроков. По итогам проверки в управлении учета и экономического анализа при ФССН выносили решение, были ли допущены ошибки в бухгалтерских документах, соблюдены ли сроки отчетности, будут ли предъявлены предписания страховщику.
  • Управление делами. Внешняя деятельность – предложения по развитию страхового дела в РФ, систематизация и публикация сведений о рынке страхования России, общение с прессой. Внутренняя политика: отчетность, публикации в СМИ.

История ФССН

Федеральная служба страхового надзора была не первым органом, контролирующим рынок страхования в стране. Первая федеральная служба была основана в 1894 году – это был страховой комитет при МВД.

В 20 веке в 1925 году Президиум ЦК КПСС утвердил образование нового федерального комитета – Госстраха, который позднее был переименован в Росстрахнадзор. Страхование в СССР нельзя назвать прогрессивным, поэтому надзорное ведомство просуществовало 71 год. Структуру реорганизовли лишь спустя 5 лет после распада Советского Союза и образования нового государства.

Создание в 2004 году

С 1996 года в государстве начинает формироваться фундамент страхования. В 1996 году полномочия федерального регулятора передаются Департаменту страхового надзора при Минфине. Это предшественник Федеральной службы страхового надзора. В 2004 году появился новая структура – ФССН.

Функции и деятельность ФССН до 2013 года

С момента основания и до упразднения федеральная организация занималась:

  • Контролем над соблюдением законодательства РФ. Один из методов заключался в проверке наличия лицензии и срока действия разрешения.
  • Контролем в сфере лицензирования страховщиков. Федеральная служба страхового надзора выдавала и аннулировала лицензии, накладывала ограничение и приостанавливала их действие. Аналогичные функции надзора связаны с выдачей и отменой квалификационных аттестатов. Подробнее о том, что делать в случае отзыва лицензии у страховщика, читайте на нашем портале.
  • Регулированием деятельности страховщиков: соблюдением законодательства, сроков предоставления отчетности, финансовых условий.
  • Проверкой бухгалтерской и иной отчетности страховых компаний и сроков представления документов.
  • Выдачей указаний страховщикам при несоблюдении требований законодательства РФ, нарушения сроков предоставления отчетности и экономических требований (достаточность капитала и активов).
  • Помощью в стабилизации финансового состояния страховых компаний. Начальный этап – назначение временного руководства, далее – финансовая поддержка, субсидирование, иногда – реорганизация.
  • Судебными разбирательствами со страховщиками, нарушающими законодательство РФ.
  • Участием в развитии страхового дела в РФ, обобщением и систематизаций сведений о страховщиках и рынке в целом, популяризацией страхования в стране.

Присоединение к ФСФР

В 2011 году в России началась реорганизация экономического рынка. Полномочия контроля перешли к регулятору и частично ФСФР. Но присоединение к ФСФР не было первоначальной целью.

Изначально Медведев предложил упразднить ФСФР и создать новую организацию – Федеральную финансовую службу (ФФС). ФФС должна была объединить в себе полномочия ФСФР и заниматься контролем на базе предыдущей государственной структуры – ФССН. Но в январе 2011 года в Минфине не поддержали инициативу. Тогда Медведев выдвинул новый проект, предусматривающий упразднение ФССН и передачу полномочий ФСФР и Минфину.

В результате реорганизации ФСФР оставили название и основные функции, структура осталась в ведении Министерства финансов РФ. Но нормотворческие функции фактически осуществлял Банк России, который в 2011 году постепенно становился мегарегулятором.

Упразднение

В 2011 году действующий надзорный орган был упразднен. Причиной упразднения является изменение концепции экономического рынка России. С 2011 года Д.А.Медведев продвигал идею создания единого объекта – мегарегулятора. В основе идеи была реорганизация ведомств, укрупнение действующей структуры и упразднение 70% организаций. Центробанк, как единственный регулятор в стране, должен был полностью контролировать финансовые потоки. Это удобно для граждан, которые теперь получили возможность подавать жалобы в единое ведомство, и для государства: сокращение числа организаций повлияло на рост доходов в бюджет.

После упразднения ФССН в 2011 году мегарегулятор исполнял надзор в страховом деле, частично разделяя функции с ФСФР. В 2013 году Центробанк стал единственным надзорным ведомством страны и продолжает выполнять контролирующие функции в 2022 году.

Надзор в страховании сегодня

Согласно п.3 ст.30 закона от 27.11.1992 №4015-1, действующим надзорным органом в государстве является Центробанк. Федеральный орган занимается:

  • Контролем над соблюдением законодательства.
  • Выявлением нарушений участниками страхового рынка и их устранением. Центробанк назначает предписание, если компания не соблюдает требования законов России. При несоблюдении санкции ужесточаются. Следующий этап – временное руководство, назначенное регулятором. Если и эти меры бессильны, то Банк России может отозвать лицензию.
  • Защитой прав и интересов клиентов страховых компаний и страховщиков, иных субъектов отношений и государства. Регулятор следит за всеми участниками рынка, предоставляя защиту на федеральном уровне.
  • Развитием экономики. Принятие новых законопроектов, изменений действующих актов в страховом деле невозможно представить без предварительного ознакомления и одобрения инициативы федерального надзорного органа.
  • Предупреждением финансовой неустойчивости страховщиков. Цель Центробанка – не только выявлять нарушения, но и сохранить стабильность рынка путем восстановления финансового благополучия социально значимых страховых организаций.

Выводы

Деятельность надзорного органа открытая, посмотреть результаты надзора Банка России в сфере страховых услуг граждане РФ могут в официальных источниках СМИ (на сайте Центробанка, например).

Федеральная служба страхового надзора предшествовала Банку Росси в сфере контроля над страховым делом. Важное по теме:

  • Орган был основан в 2004 году и выполнял свои функции до 2013 года.
  • Полномочия ФССН были те же, что и у действующего надзорного органа.
  • До упразднения (2013 год) службу присоединили к ФСФР (2011 год).
  • В связи с реорганизацией финансового рынка страны в 2013 году полномочия надзора в страховании перешли к Банку России.

Пишите в комментариях вопросы по теме, ставьте лайки и подписывайтесь на наш портал. Онлайн-юрист работает круглосуточно – не стесняйтесь уточнять интересующую информацию.

Читайте также: