Доклад это словарное слово

Обновлено: 17.06.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык и стар, и вечно нов -И это так прекрасно!

В огромном море - море слов -Купайся ежечасно!

А.Шибаев

Береза и собака, капуста и диван, интересно и коллекция. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из учебника русского языка для четвертого класса.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Как же запомнить столько слов? Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.

Проблема:

Цель:

Выяснить и изучить приемы запоминания словарных слов

Задачи исследования:

Изучить написание словарных слов, используя специальную литературу;

Узнать, что такое этимология;

Познакомиться с этимологическим словарем русского языка и научиться пользоваться им;

Выяснить, как знание этимологии помогает запоминать словарные слова;

Выяснить способы запоминания словарных слов;

Провести эксперимент по написанию словарных слов в классе и показать, как можно запоминать словарные слова;

Подготовить рекомендации по запоминанию словарных слов;

Предмет исследования: способы проверки и запоминания словарных слов

Участники исследования: одноклассники.

Методы исследования:

Анкетирование (опрос) с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных;

Работа со словарями: изучение, сравнение, обобщение;

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что некоторые словарные слова можно запомнить, не повторяя многократно, а зная их происхождение и используя приемы запоминания слов.

В ходе своих исследований я хотел бы заглянуть в тайны русского языка и открыть секреты рождения слов, узнать, как правильно писать словарные слова и как можно быстро их запомнить.

Глава 1. Теоретическая часть исследования. Этимология и другие способы запоминания слов. 1.1 Что такое этимология?

раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;

Этимология возникла в Древней Греции (здесь появился и сам термин étymologia, étymon - истина и logos - слово, что значит учение об истинном значении слова). Уже тогда многих ученых интересовало происхождение различных слов. В более поздние античные времена этимология считалась одной из частей грамматики, а значит, занимались ею исключительно грамматисты.

Средние века ничего не добавили в развитие интересующей нас науки. Происхождение многих слов трактовалось наивно и беспочвенно. В последующие века количество несостоятельных этимологий, основанных на фантазии их авторов, не уменьшалось. Так, например, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский (XVIII в.) считал, что название страны Норвегия — это искаженная форма от слова Наверхия (потому что, по его мнению, она расположена наверху, на севере). А Италия объяснялась им как Удалия, так как она удалена от России.

В XIX веке утвердился сравнительно-исторический метод (совокупность приёмов, которые позволяют доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории, сравнивая фонетику и грамматику). Этот метод дал возможность подходить к происхождению слов с научной точки зрения.Было бы интересно узнать, откуда появились некоторые слова? Кто их придумывает? Вот несколько интересных фактов .

Учёные редко сочиняют новые слова, но иногда им приходится это делать, когда они изобретают что-то новое! Ведь надо же это как-то назвать?

Сегодня происхождение слов можно узнать с помощью специального словаря, который называется этимологический. Назначение этимологического словаря — дать информацию о происхождении (этимологии) слов. Знакомясь с этим словарем, можно выяснить, в каком языке появилось слово, как оно менялось на протяжении длительного времени, в каком языке зафиксировано.

Язык — общественное явление. Возникновение слова и его жизнь в языке — изменения его произношения (и написания), значения, форм (спряжения или склонения), сохранение его в течение многих веков или исчезновение, или замена другим словом — связаны. С одной стороны, с историей языка, а с другой стороны — с жизнью народа-носителя языка, с развитием его материальной и духовной культуры, с природными условиями его обитания, с его социальным развитием, контактами с другими народами.

1.2 Словарные слова и этимология.

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко (это называется "врожденной грамотностью"). Другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение грамотным письмом. И если для написания одних слов существуют четкие правила, то другие слова никаким правилам не подчиняются и запоминать их приходится только путем многократных повторений (словарные слова).

Среди множества слов есть слова, являющиеся исключениями из правил, а также слова, для которых правила в принципе существуют, но применять их крайне сложно, например, слова, заимствованные из других языков. Даже взрослые, вполне образованные люди начинают испытывать неуверенность в правильности написания того или иного слова при составлении важных документов, писем и вынуждены прибегать к помощи орфографических словарей. Однако есть слова, усвоение правописания которых обычными способами затруднено, но может быть существенно облегчено с помощью этимологии.

Вот так к увлекательному рассказу получаем весомое облегчение правописания: возможность проверить безударные гласные в таких сложных, серьезных словах с помощью обычного компота.

Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуйбыл только формой повелительного наклонения глагола поцеловать. Ну, а целиной называется еще не паханная, не тронутая земля. Это слово образовано с помощью того же суффикса, что и равнина.

К словам привыкаешь день ото дня,А они первородного смысла полны..И когда я слышу: – Извини меня! –Это значит: – Исключи меня из вины!У слова цвет своего огня.Свое первородство. Свои рубежи.И когда я слышу: – Обереги меня! –Это значит: – Берегами меня окружи!У слова есть корни. И есть родня.Оно не подкидыш под сирым кустом.И когда я слышу: – Защити меня! –Это значит: – Спрячь меня за щитом!Вслушайся. Вникни. Не позабудь.У слова свой норов. Свое нутро.И если ты в эту проникнешь суть –Слово тебе сотворит добро.

Таким образом, этимология значительно упрощает написание некоторых трудных, словарных слов.

1.3 Ассоциации и графические образы-помощники в запоминании слов.

Метод ассоциаций — это основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же, как невозможно представить математику без цифр. Что же такое ассоциация? Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с зонтом человека — вы вспоминаете о дожде (иными словами, зонт ассоциируются с дождем), а когда вас спросят, с чем у вас связана зима, вы, скорее всего, скажете, что со снегом и морозом. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно услышать такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Данные различия связаны, прежде всего, с индивидуальным опытом каждого человека.

На самом деле, создание ассоциаций для запоминания — это целое искусство. Знаменитый американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842—1910) заметил: "Искусство хорошей памяти — это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить. ". Ассоциации играют важнейшую роль в запоминании словарных слов. Как это происходит? Для того, чтобы правильно написать орфограмму, нужно создать ассоциативный образ между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы не сомневаетесь. Созданный яркий ассоциативный образ поможет вспомнить написание данного словарного слова. Ассоциативная связь может устанавливаться по разным признакам.

Доклад предназначен для выступления на педсовете или методическом объединении.
Даны практические рекомендации.

Оценить 1190 0

Работа со словарными словами в начальной школе

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок. Учителем используется немало интересных и эффективных методов работы с этими словами. Это могут быть:

- устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);

- разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

- работа в парах, в группах, работа с карточками;

- подбор однокоренных слов и т.д.

Изучая слова с непроверяемыми написаниями в 4 классе можно убедиться в том, что правописание этих слов запоминается быстро, и не требует длительных тренировок в том случае, если изучение их происходит как слов-понятий, которыми пользуется человек в жизни.

При знакомстве с новым словарным словом работа проводится в такой последовательности:

- чтение слова с доски;

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

- проговаривание слова вслух;

- письмо слова в тетрадь;

- разбор слова по составу;

- подбор родственных слов;

-этимологический анализ (если возможно и необходимо);

- составление с данным словом словосочетания, предложения(устно или письменно).

Работа над словарным словом на различных этапахурока

1.Введения нового слова с непроверяемым написанием.

Эффективно использовать загадку как вид упражнений, например:

Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

Очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей

интерес к рассматриваемому языковому материалу, а следовательно, создаёт

благоприятные условия для запоминания слов. Рассмотрите краткий

этимологический словарик на основе труднопроверяемых написаний, который поможет сориентироваться при выборе приёмов объяснения нового словарного слова. Например, слова:

Толкование.1. Промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, велосипеды, станки, суда (автомобильный завод, судостроительный завод) или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыбоводный завод).

2. Приспособление для приведения в действие механизма.

Однокоренные слова. Заводец, заводчик, заводчане, заводской, заводишко.

Синоним.Фабрика

Пословицы и поговорки, Завод красен не планом, а его выполнением.

На нашем заводе брак не в моде.

Предложения.1. Мой отец работает на заводе.

2. В магазине было много игрушек с заводом.

3. Стране свою работу сдал прославленный завод.

4. Учитель повёл наш класс на завод.

Толкование.Тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемая для письма, рисования, черчения.

Однокоренные слова. Карандашик, карандашный.

Фразеологизм. Взять на карандаш - взять что-нибудь на заметку.

Загадки. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья. Чёрный Ивашка -

Палочкой этой Деревянная рубашка.

Могу построить я: Где носом поведёт.

Башню, дом, самолёт Там заметку кладёт.

И большущий пароход!

Толкование.Длинная коробочка, футляр для храпения ручек, карандашей, перьев и других письменных принадлежностей.

В этой узенькой коробке Портфель у меня

Ты найдёшь карандаши, Не велик и не мал:

Ручки, перья, скрепки, кнопки - Лежит в нём задачник,

Что угодно для души. Букварь и .

Толкование.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Однокоренные слова. Тетрадь, тетрадочка, тетрадный.

Пословицы и поговорки. В тетради не пером пишут - умом.

Тетрадь - зеркало ученика.

2.Запоминание нового слова.

Хорошему усвоению правильного написания способствует письмо по памяти или списывание, предполагающие опору на все виды памяти.

3.Первичное закрепление.

Трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить использовать тема данного урока.

4.Обобщение полученных знаний о слове.

Здесь можно использовать различные средства обучения. Грамматические игры, ребусы, кроссворды. Всё это содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти.

Необходима систематическая и целенаправленная работа над словарными словами, нужно чтобы одно и тоже слово учащийся использовал 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Поэтому, особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

2. Запишите слова, начинающие на букву р (т, м, о. )

3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

6. Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

Большой интерес у учащихся вызывает работа надсоставомслова.В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.

1. От данных слов образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

3. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

4. Найдите в тексте однокоренные слова.

5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

2. Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

5. Выпишите в три столбика слова из словаря: в 1-ый - слова женского рода, во 2-ой - слова мужского рода, в 3-ий –слова среднего рода.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми.

1. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение. (Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками - аллея).

3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания (Рисунок в книге -картинка).

4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Лексическиеупражнения дают возможность детям объяснить значения слов как прямые, так и переносные, выясняется многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

2. К предложенным словам подбери антонимы (весело, хорошо, девочка).

3. Назови одним словом (руководитель школы -.директор).

4. Найди в каждой строке лишнее слово. Подчеркни его (автомобиль, урожай, трамвай, самолёт).

Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.

Слово из словаря

При подаче нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул и тем самым оживить урок русского языка можно при помощи загадок и занимательных заданий.

Массу в тысячу грамм

Одаришь доброй вестью.

Нас водой не разольёшь –

Всегда мы всюду. (Вместе)

Солнце выглянуло вдруг –

Стало ярким всё. (Вокруг)

Запели звонко. (Девочки)

Мне запомнить нужно это,

Как зовем мы ту часть света,

Куда уходит солнце спать.(Запад)

В моей комнате стоит

И к себе меня манит.

Если вдруг устану

Ночи ждать не стану:

Лучше лягу я бочком

И забудусь сладким сном. (Кровать)

Кто приходит первым в класс,

Моет доску он для нас,

Все растения польёт,

Мусор с пола уберёт.

Следит за порядком,

Раздаёт тетрадки?(Дежурный)

Осень краску принесла

Цвета солнца и тепла.

Цвет тот золотистый,

Яркий и лучистый.(Жёлтый)

Не пошёл на лекцию,

Личную. (Коллекцию)

Удивляется мой брат:

Бумеранг летит. (Назад)

-Ты, Серёга, молодец! –

Похвалил меня. (отец)

Он и тёплый, он и ясный,

Денёк солнечный. (Прекрасный)

Лена с Машей возле дома

Лук сажают в лунки.

Это всё в моем альбоме

На моём. (Рисунке)

Подходит к дому Клава,

А Петр свернул. (Направо)

На краю деревни дом,

Под окном смородина.

Я родился в доме том –

Это моя. (Родина)

У меня есть дружок –

А с красавцем котом

Мы подружимся. (Потом)

Образование слов

Алфавит - название получилось из сложения греческих слов альфаибета(в произношении вита).

Берег - от индоевр. брег(высота).

Берёза - от белый.Буквально: дерево с белой корой.

Беседа - без + седа (без сиденья).

Богатый - от богъ(имущество).

Вокзал - от вокс + хал.л (Джейн Вокс - bXVIII в. владелица увеселительного заведения близ Лондона).

Воробей - от ворк(звук воркования), воробушек.

Ворона - от ворк(как и воробей).

Газета - первоначально так называли монету, за которую можно было купить газету (газета - от газа (сорока в Италии), так как на монете была вычеканена сорока).

Голубой - от голубь(цвета голубя).

Горох - от горх(тёртый).

Декабрь - от десять(в римском календаре декабрь - десятый месяц: год начинался с марта).

Деревня - от дерево.Буквально: место, очищенное от деревьев.

Дневник - от день.

Дорога - от дор(расчищенное место).

Железо - от g 2/ (жель - камень, кость (по функции и сходству).

Заяц - от заи, зая - прыгун.

Календарь - от календы- первые числа каждого месяца в римском календаре, когда должники платили проценты.

Капуста - от капут (голова).

Колесо - от коло(круг, что-нибудь вращающееся).

Корабль - от кораб (лёгкое судно, лодка), родственное с кора, короб. Буквально: судно, похожее на плетеную посудину.

Лопата - от утраченного лапа (лист). Буквально: широкая как лист.

Малина - от маленькая(или от малан- пятно, др.-инд.).

Медведь - медиведает.Буквально:мед едящий илизнающий, где мёд (медоед).

Народ - тот, кто народился (изначально на -приставка).

Облако - родственное обволакивать(окружать, одевать).

Огурец - от огур- зелёный.

Около - от коло- круг. Ср.:колесо.

Платок - от плат - кусок материи.

Портфель - от портер - носить.

Пшеница - от пшено, пшёнка.

Работа - от раб. Первоначально - тяжёлый, подневольный труд, рабство.

Редис - родственный слову редька. Буквально: корнеплод.

Рябина - от рябь, тот же корень у слов рябой, рябчик. Буквально: бурая, пёстрая.

Сапог - от сап - труба, голенище.

Снегирь - от снег. Птица названа так потому, что прилетает к нам с Севера вместе с первым снегом.

К словарному слову можно оформить таблицу:

Значение слова

Воробей - маленькая птичка с коричневато-серым оперением живущая обычно близ жилых строений.

Воробьинаястая.

Воробьиноегнездо.

Воробейпо лужице

прыгает и кружится. Перышки взъерошил, хвостик распушил. А.Барто

Произнеси слово правильно!

(рисунок воробья)

Однокоренные слова

Веселей на крыше.

Я веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.

Присматривайся к слову

Увидетьворобья.Пойматьворобья.Любоватьсяворобьем.

Серый, молодой, старый, пугливый, маленький, шустрый, проворный, драчливый, нарядныйворобей.

Вворобьяцелиться.

В воробья попасть.

За воробьем наблюдать.

К воробью подкрасться.К воробью подойти.

Загадки, пословицы, поговорки (сделать карман для вставок)

Когда так говорят?

Стреляный (или старый) воробей - омногоопыт - ном человеке, которого трудно обмануть, провести.

Воробью по колено- не-

большой по глубине. неглубокий, мелкий (о ручье, озере, речке и т.п.).

Воробьиный шаг - маленький, короткий шаг

Рекомендуемая литература

1. Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. -2004. -№3. -С. 35-38.

2. Головина Л. Использования материалов орфографического словаря па уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - № 7. -С. 49-г 51.

3. Жовнер Е. Изучение словарных слов // Начальная школа. - 1998. - № 7. -С. 82-83.

4. Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 9 - 16.

6. Конкина Ю. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 25 - 28.

7. Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. -2003.-№7.-С. 89-93.

8. Сидорова С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. -№ 10. - С. 44 - 48.

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Что такое словарное слово

словарные слова, примеры

Причины их появления

Правила русского языка, словарные слова

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Формы словарного слова

Разбор примера

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Большое место в обучении русскому языку в начальных классах занимает работа над словарными словами.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Много хлопот она доставляет учителям. Если проблема не решена, то она превращается в тяжёлый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее …

Научить писать ребёнка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

При знакомстве со словами ребёнку, как правило, отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащиесяся лишь предлагается списать и заучить его. Механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Да и память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они ещё не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить.

Работу над словарными словами можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память уч-ся, что даёт более высокую эффективность, чем изучение в традиционном порядке. Это достигается с помощью специальных приёмов обучения.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемым написанием должна быть положена активная учебная работа уч-ся. Учитель руководит ею, придерживаясь следующих условий, обеспечивающих эффективность этой работы:

  • активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • обучающий характер учебной деятельности;
  • регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Работа над словарными словами не становится нудной и трудной, а, наоборот, приносит радость детям от коллективной работы, от вклада каждого в общее дело. Она помогает значительно расширить объём трудных для написания слов, обогатить речь учащихся, развивать их воображение и творческое начало. Стихи содержат и определённый воспитательный потенциал. Занятия по данной методике развивают у детей внимание и память.

Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

МЕТОДИКА ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

Цель: научить правильно писать словарные слова.

Средство: использование метода ярких ассоциаций.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом.
  2. Изобразить словарное слово, связанное (объединённое) с ассоциативным образом (рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму).
  3. Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком .

Ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • форме;
  • действию;
  • назначению;
  • вкусу;
  • месту расположения;
  • материалу;
  • звучанию;
  • количеству и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная , педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. Поэтому, обращаясь к словарному слову, возвращаясь к его написанию, необходимо использовать разнообразные приёмы для повышения грамотного написания слов с непроверяемыми написаниями. Словарная работа на уроке – это всего лишь кусочек целостного урока. Урок – это гармоничная картина, хоть и составленная из разных кусочков, но представляющая собой нечто цельное, имеющее идею, тему, смысл, назначение. Если каждый последующий фрагмент развивает мысль предыдущего, то ученик усваивает материал легко и естественно. Работу души не зафиксировать на бумаге, но на каждом уроке надо увидеть:

  • сопереживание;
  • рождение доброго чувства;
  • первый творческий взлёт.

Читайте также: