Доклад эколого экспериментальные проекты как средство экологического воспитания

Обновлено: 04.07.2024

Мое педагогическое кредо – слова восточного мудреца: “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”. И я стараюсь придерживаться этих слов.

Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Моя работа направлена на развитие опытно-экспериментальной деятельности детей и решения следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
  • расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу А.И.Ивановой “Живая экология” и технологию З.Ф.Аксёновой – "Войди в природу другом". Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – "Хочу все знать", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).

Поэтому основными положениями моей программы стали:

  1. Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  2. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
  4. Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому свою работу с детьми я веду по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

    Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.):

– тематический блок “Животный мир”;
– тематический блок “Растительный мир”

– тематический блок “Земля”;
– тематический блок “Воздух (небо);
– тематический блок “Вода”

Знания и навыки даю детям не только во время специально организованных опытов с объектами природы, но и во время совместной деятельности с детьми, а также самостоятельной деятельности дошкольников и работы с родителями воспитанников. Дети подмечают многое: особенности строения растений, животных, их поведение и многое другое. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.

Опыт, накопленный мною при проведении работы по экологическому воспитанию, позволил выделить основные виды экспериментальной деятельности, которые и были включены в каждый тематический блок для реализации поставленных задач, которые явились методами реализации программы. Ими стали:

– элементарные опыты;
– экологические проекты;
– проблемные и поисковые ситуации;
– моделирование объектов природы.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной деятельности родителей с детьми дома. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.

Для коллег-воспитателей была разработана памятка по планированию работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного дошкольного возраста, разработана памятка по проведению экспериментов, даны рекомендации по оборудованию уголков экспериментальной деятельности, подобраны речевые-логические задачи для создания проблемных ситуаций.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

В своей программе по опытно-экспериментальной деятельности “Хочу все знать” я определила критерии оценки уровня развития знаний, умений и навыков у дошкольников.

Углубленная работа по организации опытно-экспериментальной деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Опыт отслеживался с сентября 2004 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателя.

Диагностика, проведённая в сентябре 2006 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей,
Средний уровень — 4 детей,
Высокий уровень — 0 детей.

После проведения работы на основе моей программы, работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.

Диагностика, проведённая в январе 2008 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок,
Средний уровень — 8 детей,
Высокий уровень — 15 детей.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Во все времена матери учили, учат своих детей тому, что на их взгляд пригодится ребенку в жизни. Так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности.

Человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Подобное умение необходимо воспитывать с детского возраста. (слайд №2)

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.

Самым приемлемым методом работы с дошкольниками является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности детей с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме

Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.

• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

• Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

• Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.

• Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей,

• Следовать экологическим правилам в доступных формах для ребёнка. (слайд №3)

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строилась следующим образом:

• Материал давался не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.

• Создавалась ситуация успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей. (слайд №4)

Наибольшее применение в моей работе находит проектная деятельность.

Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка. (слайд №5)

Система педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы. (слайд №6)

Тем самым воспитывается у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируется представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников. (слайд №9)

Анализируя результаты работы пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому воспитанию наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической, проектной и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знаний полученные ранее, становятся необходимые им, так как помогают решать практическую задачу и потому усваиваются легче и быстрее. (слайд №10)

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умениями целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. (слайд №11)

Условия, которые были созданы-это уголок, природы, уголок проведения опытов, наблюдение, проекты, чтение художественной литературы, рассматривание работ художников, огород на окне, поделки из природного материала, способствовали тому, что у детей повысился интерес к природе. (слайд №12)

Знания детей природоведческого характера достигли того уровня, при котором они могут сравнить, обобщать, различать. Дети стали эмоционально активны на занятиях, у них сформирован свой стиль поведения и деятельности в природе, значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. (слайд №13)

Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно – гуманное отношение к величайшей ценности – жизни. (слайд №14)

В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается в дошкольном возрасте.

Слайд 2

Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %.

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи к ее охране, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Слайд 3

Цель эколого-экспериментальных проектов: Создание условий для формирования экологической культуры детей, формирование у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе.

Слайд 4 - 5

Задачи:

1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;

2. Развивать у детей познавательный интерес в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, и др. в процессе познания природной картины мира;

4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

6. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явления природы.

7. Учить проявлять творчество и фантазию при изображении объектов природы;

8. Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

Научить ребенка любить и беречь природу дело сложное.

В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, введением ФГОС дошкольного образования, были пересмотрены формы и методы работы с детьми - дошкольниками, отобраны наиболее адекватные их возрасту.

Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, что является наиболее естественным и эффективным способом развития в дошкольном возрасте.

Одним из ведущих видов деятельности является познавательно - исследовательская.

Поэтому в вопросах экологического воспитания детей, необходимо применять эколого – экспериментальные проекты.

Слайд 6

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает такие мыслительные операции, как:

-анализ (наблюдая за объектом природы, дети рассматривают и изучают их строение);

-сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов);

-умение устанавливать взаимосвязь (дети находят механизмы приспособления к сезону и к среде обитания);

-обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков)

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к природе и навыков экологически грамотного поведения. Гораздо важнее воспитать у детей познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в природе все взаимосвязано.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию нужно начинать проводить с младшей группы.

Слайд 7 - 9

Слайд 10-11

В старшем дошкольном возрасте все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

Рекомендуется проводить с дошкольниками экскурсии в парк или лес.

Слайд 12

Организация эколого-экспериментальных проектов предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи. Читать Слайд

Слайд 13

Например, проводить совместные занятия с детьми и родителями, на которых они проделывают опыты с водой, воздухом, проводят исследования. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. ФОТО С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 14

Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятиям. ФОТО КОЛЛЕКЦИЙ

Слайд 15

В результате организации экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к исследованию природы.

Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Читать слайд (На слайде).

Слайд 16 Фото экспериментов

Эколого – экспериментальные проекты вызывают у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, эколого – экспериментальные проекты, как специально организованная деятельность, способствуют становлению целостной картины мира дошкольника. Исследовательская работа подводит их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде. Через экспериментирование решаются многие задачи экологического воспитания детей. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает детям успешно развивать творческие способности и в школе.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания. Презентация на заданную тему содержит 16 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

Задачи экологического воспитания в группах старшего дошкольного возраста Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами, Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Составляющие исследовательской деятельности: Составляющие исследовательской деятельности: выявление проблемы, выработка и постановка гипотезы, наблюдения, опыты, эксперименты, суждения и умозаключения сделанные на основе опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Задачи 1.Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). - знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление). 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение). 3.Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода переходит в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, их отличие друг от друга; воздух его давление и сила) 4.Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. 5.Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода, растения, животные) для удовлетворения своих потребностей. 6.Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. 7.Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Читайте также: