Доклад для воспитателей на тему здоровый образ жизни

Обновлено: 22.04.2024

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология – наука о здоровье. Волеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие враги, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собою, с другими людьми, с обществом и природой.

Валеологическая воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:

Приоритетным направлением валеологического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья.

Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым вести ЗОЖ, он должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам имеет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем, дошкольного возраста, т.к. заботясь о здоровье и в всестороннем развитии детей, мы приучали прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.

Работу по здоровому образу жизни я начала со средней группы целью моей работы было:

1. Научить детей любить себя и свой организм, любить окружающих людей.

2. Знать, что от хороших и плохих поступков зависит их здоровье, здоровье окружающих.

3. Следить за своей речью, не произносить плохих слов.

- охрана и укрепление здоровья.

- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.

- организация полноценного питания.

- систематически во все времена проводить утреннюю гимнастику.

- пребывание на свежем воздухе.

- проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.

Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Одежда должна быть свободной, не стеснять движений, обувь должна соответствовать размером ноги. Ведь неудобная спадающая с ноги или слишком тесная обувь может стать причиной травм. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.

Большую работу по ЗОЖ проводила в разных видах в играх, на прогулке, в трудовой деятельности, на занятиях.

Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Проводила беседы:

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Учила соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на улицах.

Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой. Большое внимание уделяла закаливанию детей. Ежедневно провожу утреннюю гимнастику, послесоновую гимнастику, гимнастику для глаз, мытье рук и лица прохладной водой, самомассаж по А. М. Уманской, физкультурные минутки, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультурные занятия.

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: кататься на велосипеде, хорошо плавать, бегать не уставая, не мучится головными болями. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, глухого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научится заботиться о нем, не вредить своему организму и т.д. думаю, задачи, предусмотренные программой были выполнены, т.к. посещаемость детей в группе хорошая.

Надеюсь, что полученные знания будут способность развитых навыков и умений, которые позволяет детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для, жизни и здоровья. Поэтому, и родители и воспитатели должны дать детям качественные знания, а также сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.

ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.

Список использованной литературы

2. Н.И. Бочарова. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Москва, 2009

3. Л.Н. Золотухинаю. Гармония естества. Волгоград, 2007

4. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004

5. М.Н. Кузнецова. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Санкт-Петербург, 2010

6. В.Н. Лучихина. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Набережные Челны, 2003

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное

Выполнила: восптатель,

Крахмалёва С.А.

Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, а вернуть очень трудно.

Учёные утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определённым заболеваниям, экология и медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это значит, что основную ответственность за здоровых детей несут не только медицинские работники, но и воспитатели. Здоровье детей в руках каждого педагога-воспитателя, и каждый педагог обеспечивает тот микроклимат на уроках, который ведёт к сохранению здоровья детей.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Задача ДОУ и воспитателя сохранить и, по возможности, укрепить здоровье детей. В первую очередь эта задача реализуется через осуществление контроля над дозировкой различных заданий, над посадкой детей, их осанкой. Только здоровый ребёнок может успешно заниматься, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Занятия по формированию основ здорового образа жизни ежедневно начинаются с выполнения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением при открытых форточках. Комплекс упражнений специально подбирается по музыку. Дети с удовольствием выполняют физические и танцевальные упражнения. Ребята перестали опаздывать на утреннюю зарядку.

Целебная сила звука.

всем клеткам настроиться на работу.

оказывает положительный эффект при склерозе .

По сигналу воспитателя дети садятся за столики на стульчики свободно, спина ровная, руки на парте ладошками вверх, глаза закрыты. Звук поётся до тех пор, пока захочется вдохнуть. Упражнение выполняется 2-3 раза. Провожу его в начале каждого занятия. Целый день желательно работать с одним звуком, для достижения желаемого результата. Упражнение даёт положительный настрой на весь урок и день.

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функций, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот небольшой перечень основных направлений работы школы по этому вопросу.

Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения такой цели необходимо решить такие задачи как:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.


Содержание и формы организации ознакомления дошкольников

с основами ЗОЖ.

Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:

- музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

- уголок релаксации в кабинете здоровья;

Физкультурно – оздоровительная деятельность:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

- утренняя гимнастика (ежедневно)

- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)

- физкультурные занятия (3 раза в неделю);

- музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

- прогулки с включением подвижных игр;

- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)

- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Летняя оздоровительная площадка.

Реализация программы осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Занятия по формированию ЗОЖ необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяют сохранить специфику младшего школьного возраста.

Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с воспитателями является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья.

Утренняя гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.Дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и разнообразить используемы упражнения.

Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 0 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите ребёнка, откройте форточку или окно, включите музыку и набирайтесь бодрости, сил и здоровья.

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.

Здоровье малышей

Организация закаливания детей в группе.

Воздушные ванны

· В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

· Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);

· В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

Водные процедуры

· Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;

· Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.

Организация детей на прогулку

· Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;

· Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;

· Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;

· Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также один раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.

Ожидаемый конечный результат:

Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния вашего ребёнка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

самостоятельная деятельность детей;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы.

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Результаты работы.

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

План проведения педсовета:

3. Деловая игра (стар. воспитатель)

4. Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра)

6. Выработка решения педсовета.

Ход педсовета:

Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного воспитания).

У биологии жесткие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 – 8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 – 7 лет.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.

В средне по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растет. Приблизительно 20 - 27% детей относится к категории часто болеющих.

Показатели здоровья младших школьников ухудшаются в первые годы обучения, медики считают, что это происходит из-за повышенной нагрузки. У 17,6% выпускников школ наблюдается ослабление зрения, у 14,7% зафиксированы сколиоз и нарушение осанки.

Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.

Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует, увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей (В.Н. Артамонов, Р.Е. Матылянская и др.). Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

В нашей стране, к сожалению, долгое время не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.

На сегодняшний день наша задача – становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни. А для этого необходимо:

· Развивать у детей навыки личной гигиены;

· Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи , зубов и пр.);

· Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.

II Защита модели работы педагогов по формированию у воспитанников здорового образа жизни.

Для защиты модели создаются команды по возрастному составу детей. Модели составляются до проведения педсовета. Модель включает в себя:

- пути реализации;
- форму реализации;

- результат работы педагогов по формированию здорового образа жизни.

III Деловая игра.

За каждый правильный ответ начисляются баллы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.

1. Проблемные вопросы:

· Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?

(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)

· Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?

(Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма).

· Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?

· Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?

(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).

· Какая пища может укреплять организм человека?

(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)

2. Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.

Пословицы и поговорки

Будет здоровье – будет все.

Здоровье за деньги не купишь.

В здоровом теле – здоровый дух.

Здоровье дороже всего на свете.

Здоровье дороже всего на свете.

Здоровье – это движение.

Двигаюсь, значит, живу.

Береги природу для красоты и здоровья.

Береги платье с нову, а здоровье смолоду.

Болен – лечись, а здоров, так берегись.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.

Здоровому и врач не надобен.

Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.

Здоровью цены нет.

Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно.

Берегите здоровье друг друга,

Мы – природы малая часть,

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили на час.

Счастливец тот, кто добротой богат,

Кто сам цветет, чужому счастью рад,

Чужое счастье для людей хороших

Порой дороже собственных наград.

А тем, кто зол, всегда живется плоше,

Своим же злом они себя казнят.

Злость человека – тягостная ноша,

И наказание его и ад.

Мирза Шафи Вазех

3. Продолжи фразу:

- Процесс изменения форм и функций организма человека - ….(физическое развитие)

- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - …(спорт).

- Основное специфическое средство физического воспитания - …(физические упражнения).

- Детский туризм – это…(прогулки и экскурсии).

- Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…(основные виды движения).

4. в чем заключается проявление детского творчества на занятии физическим воспитанием?

(во включении элементов двигательной активности в сюжетно-ролевую игру;

в создании игровых образов на занятии;
в выделении личного времени ребенку для физической активности).

Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?
(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).

6. Проблемная ситуация

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

7. Конкурс рекламы

Каждой команде сделать рекламу оздоровительного напитка.

VI Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра)

VI Выработка решения педсовета.

Решение педагогического совета:

1. Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.

2. Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.

3. Пополнять физкультурный зал и физкультурные уголки в группах современным спортивным оборудованием

Читайте также: