Доклад дистанционное обучение в музыкальной школе

Обновлено: 17.06.2024

Бесплатный конструктор сайтов для учителей Войти

Круглый стол "Завершение учебного года в условиях дистанционного обучения. Действия руководителя и коллективов ДШИ" Смотреть

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (материалы вебинара 27.03.2020)

Низовцева В.К. Возможности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДШИ и ДМШ Ссылка

АртФонд – хранилище учебно-методических материалов на портале ресурсного обеспечения детских школ искусств РФ Ссылка

Опыт дистанционной работы Переславской ДШИ: Посмотреть

Опыт организации страницы сайта и процесса дистанционного обучения в Екатеринбургской ДШИ № 1: Посмотреть

Альтернативный урок по специальности для учащихся младших классов ДШИ "Музыкальный инструмент. Фортепиано". Методическая разработка преподавателя ДШИ им. Н.Н. Алмазова г. Ярославля Ильиной Ольги Владимировны. Посмотреть

Альтернативный урок по специальности для учащихся средних и старших классов ДШИ "Музыкальный инструмент. Фортепиано". Методическая разработка преподавателя ДШИ им. Н.Н. Алмазова г. Ярославля Ильиной Ольги Владимировны. Посмотреть

Материалы, предоставленные Некрасовской ДХШ имени И. М. Асташкина:

Опыт преподавательской и методической работы преподавателя фортепиано ДШИ имени Л. В. Собинова Марии Казанцевой:

Опыт преподавателя фортепиано ДШИ имени Л. В. Собинова Екатерины Бобровой

Распевка от педагога по вокалу ДШИ имени Л. В. Собинова Елены Сокольской

часть 1.

часть 2.

Воспитании менталитета у детей посредством участия в народной песне, сказке, мюзикле. Интерактивная лекция преподавателя по вокалу ДШИ имени Л.В. Собинова Елены Сокольской

Фонопедические упражнения от преподавателя ДШИ имени Н.Н. Алмазова Марии Амитиной и методика Русской школы эстрадного вокала "Свобода и воля"

Эстрадные распевки от преподавателя ДШИ имени Н.Н. Алмазова Марии Амитиной.

Часть 1

Распевки от преподавателя ДШИ имени Н.Н. Алмазова Марии Амитиной. Часть 2 "Вокальные упражнения для малышей"

ВложениеРазмер
plyusy_i_minusy_distatsionnogo_obucheniya.docx 28.61 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе

Автор статьи – концертмейстер

колледжа им. В. К. Мержанова при

ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

и преподаватель ДМШ

им. С. М. Старикова

при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

Клеймёнов Борис Борисович

Дистанционное обучение включает в себя все виды обучения на расстоянии: сюда входит и заочная форма обучения, и видеокурсы, и электронные учебники, в том числе и интерактивные, и общение через онлайн-занятия и социальные сети. Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.

Виды дистанционного обучения к каждому учащемуся подбираются индивидуально. В основе дистанционного обучения могут лежать как самостоятельные занятия ученика по разработанной программе с дальнейшими видеоотчётами учащихся и видео-инструкциями преподавателя, так и онлайн-уроки, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения. Подобный формат обретает популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов.

Дистанционное обучение имеет свои, ярко выраженные характерные черты, которые несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительные черты дистанционного обучения:

  1. гибкость — учащиеся в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, на своём компьютере, в удобном месте и в удобном темпе, в спокойной обстановке;
  2. низкая себестоимость - экономия денег на проезд и питание;

Отрицательные черты дистанционного обучения:

недостаточная разработанность системы обратной связи (контроля учебного процесса);

сложность получения практического опыта;

задание на дистанционном обучении максимально вырастает в объёме, на детей ложится колоссальная нагрузка, что пагубно отражается на их здоровье;

основная доля нагрузки автоматически ложится на родителей учащихся, родители объясняют, проверяют и контролируют степень и качество выполнения задания ребёнком.

В данных условиях встаёт вопрос не только о возможности приобретения новых знаний, умений и навыков, но и закреплении старого материала. Осуществить контроль за выполнением заданий невероятно тяжело. Разрабатывая концепцию дистанционного обучения с применением онлайн-технологий необходимо учитывать объём и качество задания, временные и технические ресурсы, степень подготовки и т.д.

С марта 2020 года, в связи с эпидемией коронавируса и переходом на дистанционное обучение, в ряде регионов России ввелась цифровая образовательная среда для проведения онлайн-занятий. Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость подготовки электронных платформ, создания базы для дистанционного обучения. На сегодняшний день существует ряд популярных онлайн-платформ, о которых речь пойдёт ниже.

Учи.Ру – хорошая и удобная платформа, в которой присутствует бесплатный вариант использования, что даёт возможность использовать её во многих школах в период введения режима самоизоляции. Также есть вариант ведения группового онлайн-обучения с несколькими участниками. В число преимуществ этой платформы входят также повышение качества образовательных материалов, доступность и освоение материала без пробелов, лёгкость в использовании, рост интереса к обучению. Единственный недостаток – платформа не готова к большому наплыву участников и может ''зависать”.

Zoom – это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников . Эта онлайн-платфрма имеет много преимуществ. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Но бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию или видеоурок только 40 минут. Остальное затраченное время следует доплачивать.

С одной стороны, эти сайты выглядят не столь солидно и убедительно и скорее подходят для личного общения, чем для удалённой работы, как вышеописанные предыдущие системы, с другой, у них есть масса преимуществ:

– доступность, популярность и массовая распространённость практически среди всех слоёв населения;

– невысокая стоимость и мобильность (можно использовать просто гаджет);

– возможности онлайн-показов, выход на разнообразные мастер-классы, различные аудиозаписи, видеоуроки со стационарного компьютера, переписка, аудио- и видеозаписи, фото- и видеоотчёты, нотный материал, большие тексты, презентации и т.д.;

– возможности для индивидуальной и коллективной работы с помощью бесед;

– лёгкий контроль и неограниченность во времени.

Облегчённой версией можно также считать создание бесед в телефонном приложении Вайбер и WhatsApp . Минусами можно считать короткий объём информации, невозможность текстового документа и ограниченность видеоматериала.

Экстренный переход на дистанционное обучение ДМШ и ДШИ в четвёртой четверти 2019-2020 учебного года потребовало от всех (педагогов, обучающихся, родителей) моментального перестраивания, перехода на новые формы работы. В первые же дни выявились определённые трудности, возникли вопросы и проблемы разного характера. Но постараюсь подвести итоги.

В связи с этим возникают новые виды работы на уроке:

1. Работа с аудиозаписями ( Для учеников как фортепианного отделения, так и для других отделений) на уроке "Специального фортепиано", так и на уроке " Фортепианный ансамбль " (где ученик игра ет свою партию под запись второй партии ). Появляется ещё и в озможность у ученика записывать урок на видео и слушать= СЛЫШАТЬ себя со стороны.

2 . Возможность использовать онлайн – занятия, как факультативную платформу, виртуальный класс для изучения дополнительных предметов, расширяющих музыкально – творческий кругозор детей:

а) факультативные уроки – азы по фортепианодляяя освоенияя музыкальной грамоты.

б) Конкурсы в рамках родительских собраний через формат видеоконференций на тему: "Лучшее исполнение этюда", онлайн-концерт класса.

в) Дистанционное участие в олимпиадах и конкурсах и анализ результатов.

г) Интерактивные игры, фильммы, викторины, тесты и другие мультиедйные музыкальные компьютерные технологии (МКТ) , способствующиие по вышению и стимулированию интереса к занятиям.

3. Мультимедийные технологии интенсивнее внедряются как в жизнь наших учеников, так и в классический фортепианный класс. По сравнению с традиционными формами обучения новые музыкальные компьютерные технологии (МКТ) обладают преимуществами: демонстрация информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности. ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям:мультипликация , движение, звук, и т.д.

Музыкальные компьютерные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, разнообразия материала, облегчение его усвоения материиала и повышение эффективности обучения в целом :

- энциклопедии : изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображения; ;

- музыкальные редакторы : создание музыки , где у ченик созда ет композицию, используя наприер, программу музыкального редактора Note Worthy Composer.

- игровые программы : прослушивание и анализ музыкальных произведений с помощью Cartoon Classics.

- программы-тесты и викторины : MyTest, Excel, онлайн сервисы Revision Quiz Maker, Testmoz и др. контролирующие пр ограммы. EarMaster.School — инструмент для тренировки и развития музыкального слуха. NoteTrainer — программа для формирования у начинающих музыкантов навыков чтения нот.

- демонстрационные (обучающие слайд-шоу или видео-фильмы);

Любая из музыкальных программ позволяет в комплексе решать основные задачи музыкального обучения учащихся и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения.

Однако, применяя новые технологии на уроке фортепииано , нужно помнить о том, что это урок общения с искусством. И так важно не подменить его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум.

Обучать музыке детей только дистанционно невозможно; как бы ни развивались IT технологии; человеческий фактор, а именно – наличие живого общения учеников с преподавателем в школе – ключ успешности образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской музыкальной школе по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной и нелепой.Кто -то осуждал педагогов проводящих занятия по Skype, говоря, что в таком формате невозможно научить игре на инструменте, поставить руку и т.д. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде пандемии заставили всех нас взглянуть на это по-новому. Это был вызов нам. Справимся ли, сможем ли.

К чести преподавателей музыкальных школ, хочется сказать, что каждый из них, независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и занялся поиском вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн-платформ, подбор оптимальных, проведение обучающих видеоконференций для преподавателей.

для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно. Нужно было мотивировать и дисциплинировать учащихся.С первого же дня проводились все уроки, причем с очень хорошей явкой учащихся! Мы столкнулись с проблемами, но и научились многому решаю эти проблемы

Наши занятия проводятся в режиме видеосвязи: групповые – в формате уроков-видеоконференций на базе платформы Skype,ZOOM, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype,ZOOM, Viber, WhatsApp). Почти всё, как в классе, только удаленно. Оказывается, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно! Как выяснилось, многие ребята с утра ждут заветного звонка от преподавателя музыкальной школы по видеосвязи.

Конечно, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателей немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы подходят для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, виртуальный метроном, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателей не менее 1,5-2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков их ждет еще и проверка выполненных домашних заданий. В итоге рабочий день длится с утра до позднего вечера.

Да, тяжело, да, непросто.Дистанционное обучение – это не только отказ от привычных форм работы, но и новые возможности, иные способы взаимодействия. И, безусловно, можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение. Главная задача наших педагогов состояла в том, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям. старались проводить их в игровой нетрадиционной форме. Ведь для кого-то, то чем он занимается в музыкальной школе станет главным в жизни, профессией.

Дети лишились публичных концертов и выступлений, но это не значит, что накопленный за год багаж пропадет впустую. С этой целью наши педагоги мотивировали детей на участие в онлайн-конкурсах, где они становились лауреатами и дипломантами.Это очень важно, чтобы поддерживать себя в форме и не расслабляться.

Безусловно, дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению, но оно может стать временным решением в условиях карантина. Конечно, мы все мечтаем о скорейшей победе всего мира над коварным вирусом, завершении карантинных мероприятий и возвращении к живому общению с нашими учениками.

Тем не менее, сейчас – историческое время: мы осваиваем совершенно новый формат построения образовательного процесса – дистанционное обучение. И хотя сегодня многие из преподавателей все еще чувствуют неуверенность и даже страх на этом пути, пройдет время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали!

Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской музыкальной школе по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной и нелепой.Кто -то осуждал педагогов проводящих занятия по Skype, говоря, что в таком формате невозможно научить игре на инструменте, поставить руку и т.д. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде пандемии заставили всех нас взглянуть на это по-новому. Это был вызов нам. Справимся ли, сможем ли.

К чести преподавателей музыкальных школ, хочется сказать, что каждый из них, независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и занялся поиском вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн-платформ, подбор оптимальных, проведение обучающих видеоконференций для преподавателей.

для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно. Нужно было мотивировать и дисциплинировать учащихся.С первого же дня проводились все уроки, причем с очень хорошей явкой учащихся! Мы столкнулись с проблемами, но и научились многому решаю эти проблемы

Наши занятия проводятся в режиме видеосвязи: групповые – в формате уроков-видеоконференций на базе платформы Skype,ZOOM, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype,ZOOM, Viber, WhatsApp). Почти всё, как в классе, только удаленно. Оказывается, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно! Как выяснилось, многие ребята с утра ждут заветного звонка от преподавателя музыкальной школы по видеосвязи.

Конечно, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателей немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы подходят для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, виртуальный метроном, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателей не менее 1,5-2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков их ждет еще и проверка выполненных домашних заданий. В итоге рабочий день длится с утра до позднего вечера.

Да, тяжело, да, непросто.Дистанционное обучение – это не только отказ от привычных форм работы, но и новые возможности, иные способы взаимодействия. И, безусловно, можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение. Главная задача наших педагогов состояла в том, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям. старались проводить их в игровой нетрадиционной форме. Ведь для кого-то, то чем он занимается в музыкальной школе станет главным в жизни, профессией.

Дети лишились публичных концертов и выступлений, но это не значит, что накопленный за год багаж пропадет впустую. С этой целью наши педагоги мотивировали детей на участие в онлайн-конкурсах, где они становились лауреатами и дипломантами.Это очень важно, чтобы поддерживать себя в форме и не расслабляться.

Безусловно, дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению, но оно может стать временным решением в условиях карантина. Конечно, мы все мечтаем о скорейшей победе всего мира над коварным вирусом, завершении карантинных мероприятий и возвращении к живому общению с нашими учениками.

Тем не менее, сейчас – историческое время: мы осваиваем совершенно новый формат построения образовательного процесса – дистанционное обучение. И хотя сегодня многие из преподавателей все еще чувствуют неуверенность и даже страх на этом пути, пройдет время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали!

Читайте также: