Доклад бытие и сознание

Обновлено: 02.07.2024


1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.

2.Формирование научно-философского понятия материи.

3.Проблема сознания в философии.


1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.

1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием "субстанции".
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.

Категория "МАТЕРИЯ" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ "МАТЕРИЯ", каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).


Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.

2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.

3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.

3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.

Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую - идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:

1. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:

1. ФИЗИКАЛИЗМ - крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.


- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

- Понятие "материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время - это атрибуты материи.

- Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Благодарю.
Ноумен - это не "реальное", а "умопостигаемое".
С "материей" тоже не так всё просто. Известное у Ленина начинается со слов "философская категория". А затем, после ОР, следует интересная фраза "данная в ощущениях".
Если разворачивать от этого центрального пункта, то приходим к триаде: сравнение двух порождает третье. Здесь "сравнение" необходимое "действие" для порождения материи.
Отсюда интересный вывод: материя - уровень движения субстанции. На этом уровне движения субстанции мы и существуем, способом рефлексии сравнения.

"- Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том"
Убеждённость человека связана с устойчивостью рефлексии, которая есть в циклах бытия. Устойчивость повторения циклов "индицируется" ВЕРОЙ, от которой родится "уверенность" в повторении будущего цикла.
Спасибо. Надеюсь ещё прочитать Ваши исторические заметки.

Спасибо.
Горизонты философского восприятия и осмысления безграничны.
Это доказал ещё Диоген "из бочки".

Я бы согласился с Вами.
Но для объёма головы внешний мир великоват, потому его безграничность кажущаяся. Даже для бочки, которая заведомо больше головы.
Две трети жизни человек борется за жизнь для себя, и для других. Последнюю треть осмысляет прожитое, если успевает. А то так по инерции и продолжает бороться.
Философия имеет дело с формами вещей, а не самими вещами. Человек наполняет формы своим внутренним отношением, выстраивая схемы действия окружающего, а потому и познаёт его адекватно формам. На схемы ёмкости мозга хватает. Если бы нас учили этим схемам в школе, то к концу жизни мы бы уже примерно знали о жизни всё.
Но тогда жить было бы не интересно.
С каждым рожденьем происходит новизна в рождающемся. Но для мира эта новизна запланированная, предопределённая. А потому называем её "кажущейся новизной".
Вопрос о "новизне реальной")))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.

Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает

определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним

свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм

жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы

деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие,

сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является

противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них

толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Основные философские подходы к пониманию бытия

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как

нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Парменида. Сущность его философской позиции заключается в проведении

принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и

между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым.

Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания.

Диалектика у Гераклита – концепция непрерывного изменения, становления, которое

мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно

категориям, но не является родовым понятием.

Интерпретация бытия в рационалистической и иррационалистической философских

Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и

природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию,

исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым – как причину

Но в метафизике Декарта берет начало иной способ истолкования бытия, при

котором бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, то есть

анализа самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму

человеческого существования, бытия культуры, социального бытия.

В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и

весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного

к конкретному. Абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в

своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает

отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность

бытия составляет идеальное.

У немецкого философа Ф. Ницше понятие бытия толкуется как обобщение

понятия жизни. Он стремится преодолеть рациональность философского метода.

Понятия не выстраиваются у Ницше в систему, а предстают как многозначные

Понятие сознания

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии.

Оно обозначает высший уровень психической активности человека как социального

осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих

ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и

чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при

последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе

психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание

есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических

условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении

(с помощью языка) с другими людьми.

Сознание как философская проблема

открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении.

Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек

должен погрузиться внутрь себя.

содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец,

слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание

- это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и

свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем

природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового

духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти

сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания

выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные

явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных

образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной

ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и

эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы

познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на

мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и

переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен

переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на

клеточно-тканевом уровне организации материи осуществление общих функций

5. Источником сознания выступает, вероятно, и космическое

информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание

Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе

идеи (как у объективных идеалистов ), и не сам по себе мозг (как у вульгарных

материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая

человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата –

головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Объективное и субъективное в сознании.

Идеальность сознания

Сущностью сознания является его идеальность, которая выражается в том,

что составляющие сознания образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем

предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующим поколениями -

прежде всего способностью отражать в материальных формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношении материи и

сознания, отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью, идеальное есть ни

что иное, как материальное, пересаженное в человек голову и преобразованное в

Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее

- материя или сознание. Материя - объективная, а сознание -

субъективная реальность.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой

его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и

порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное

отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его

компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в

нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств,

своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как

особой и единой личности.

Бессознательное и его место в духовной жизни человека

Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов,

операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде

психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система

процессов, качественно отличных от явлений сознания.

Понятие общественного сознания, его структура

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий,

взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых

отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных

отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с

возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как

продукт социальных отношений.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться,

потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и

активно-творческой.

Общественная психология и идеология, массовое сознание

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые,

зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой.

Политическое сознание. Политическое сознание формируется с появлением

классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с

возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения

классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а

также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей

являются экономические отношения общества.

Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с

политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и

политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает

значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны

Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся

нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В

основе нравственного сознания находится категория нравственности.

Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль

возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе,

и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в

быту, в труде, в личных отношениях. Мораль поддерживала общественные устои

жизни, формы общения.

Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм общественного

сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры,

оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру

эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды,

идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория

Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является одной

из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность

его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание являлось

ведущей формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий,

вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания,

морали, религия значительно уступает свои позиции.

Естественно-научное сознание. В эпоху НТР оно активно вторгается во все

сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой. При

всей сложности содержания науки следует помнить, что наука - явление духовного

характера. Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке.

Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на

социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как

экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства,

Экологическое сознание.

Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

бытия и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа

Сознание как философская проблема Сознание в контексте антропогенеза Язык и сознание Структура сознания Объективное и субъективное в сознании Самосознание Бессознательное и его место в духовной жизни человека Понятие общественного сознания, его структура Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь Общественная психология и идеология, массовое сознание Формы общественного сознания Заключение Список литературы

Категория бытия в философии

В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире.Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей.Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. Основные философские подходы к пониманию бытия Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.

Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] [л. 5] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[19], вступают в определенные общественные

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие)

Всеобщие, формальные понятия бытия (бытие-объектом, бытие-Я, в-себе-бытие) Бытие, как постигнутое, становится тут же определенным бытием. Поэтому в ответ на вопрос, что есть бытие, нам представляются различные виды бытия (vielerlei Sein): эмпирически действительное в пространстве

1. Бытие-Я как эмпирическое существование, как сознание вообще, как возможная экзистенция.

Основной вопрос философии: бытие и сознание

7. Основной вопрос философии: бытие и сознание

4. Человеческая эмансипация и историческая миссия пролетариата. Сознание и бытие, идеальное и материальное. Социалистическая революция и преодоление отчуждения

Рудольф Эйслер Сознание и бытие

Рудольф Эйслер Сознание и бытие Объекты, которые мы считаем входящими в состав внешнего мира, являются, как известно, комплексами качеств; по отношению к познающему субъекту, их можно охарактеризовать, как содержания сознания, но трансцендентные факторы, образующие из

Сознание-бытие

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание] Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью[16], вступают в определенные общественные и

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.Бытие —

Бытие определяет сознание?

Бытие определяет сознание? Кажущийся "трезвый реализм" основного принципа исто­рического материализма подкупает многих. Даже люди, высту­пающие против марксистского тоталитаризма, находят порой этот принцип наименее спорной частью марксизма[7]. Между тем, этот принцип


Оглавление

  • Введение
  • Возникновение философии, ее понятие и основные функции
  • Философия как мировоззренческое знание
  • Основной вопрос философии: бытие и сознание
  • Мифология как начальная форма мировоззрения
  • Философия Древнего Востока

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основной вопрос философии: бытие и сознание

В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании).

Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

1. Материализм (основатель Демокрит) — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Материя существует реально, независимо от сознания; является самостоятельной субстанцией; развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; сознание определяется материей (бытием).

Особое направление материализма — вульгарный материализм (Фохт и др.), представители которого абсолютизируют роль материи, исследуют материю с точки зрения физики, математики и химии, игнорируют сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

2. Идеализм — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

• субъективный идеализм (Беркли, Юм): идеи (образы) материальных вещей существуют только в разуме человека, через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни идей не существует.

3. Дуализм (Декарт) — течение философии, сторонники которого признавали равное существование двух противоположных и взаимосвязанных сторон единого бытия — материи и духа. Материальные вещи происходят от материальной субстанции, идеи — от духовной. В человеке соединяются одновременно обе субстанции.

4. Деизм (французские просветители XVIII века) — направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления:

1. Эмпиризм/сенсуализм (основатель Ф. Бэкон) — направление философии, представители которого считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) — особое направление, сторонники которого считали, что мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

4. Гностицизм (как правило, материалисты) — философское течение, сторонники которого считают, что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

Читайте также: