Доклад без творчества нет учителя

Обновлено: 17.05.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение Андреапольская средняя общеобразовательная школа № 2, Андреаполь

Раздел: Без раздела

Все публикации автора

Все публикации автора

Педсовет для педагогов образовательного округа.

Место проведения: АСОШ № 2

План:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Представление собственного опыта работы педагогами школы в форме мастер-классов.
  3. Заключительное слово ведущего.
  4. Рефлексия.

Цель: Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.

-Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов и учащихся.

- поделиться с педагогами других школ своими наработками.

Вступление.

Вы знаете самую точную примету: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет?

Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько учителей!

Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура. Искусство, знание, труд, красота.

Основная часть.

Творчество - эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности - должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине. Игра расковывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам ребенка, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной.

Мастер-класс от учителя биологии

(Учитель высшей квалификационной категории рассказывает об использовании игр на уроках биологии в целях развития познавательного интереса к предмету и повышения учебном мотивации учащихся)

Мастер-класс от учителя русского языка и литературы

Ведущий: Краеведение и математика. Как совместить эти предметы?

Мастер- класс от учителя математики

Тема: Краеведческий материал на уроках математики.

Я не знаю большей красоты,
чем здоровье. (Г. Гейне)

Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

Мастер-класс от учителя английского языка

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка.

(Учитель высшей квалификационной категории не только рассказывает, но и проводит с педагогами разные физкультминутки на английском языке)

(Учитель высшей квалификационной категории не только рассказывает, но и проводит с педагогами разные физкультминутки на английском языке)

Ведущий: Проектную деятельность школьников необходимо рассматривать как проявление творческой деятельности. В нашей школе проектами учителя и ученики занимаются с 2007 года.

Мастер-класс от учителя истории

Тема: Проекты на уроках истории и обществознания.

Заключительное слово.

Подводя итоги, считаю, что педагог - это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Решение педсовета:

1. Рекомендовать педагогам школ образовательного округа использовать предложенные технологии на уроках и во внеурочной деятельности;

2. Организовать индивидуальные консультации по вопросам использования данных технологий.

Рефлексия.

Участникам семинара предлагается написать телеграмму, в которой 5 словами отразить свое эмоциональное состояние на семинаре.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (Марк Максимович Поташник)

ВложениеРазмер
bez_tvorchestva_net_uchitelya.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давы́дов Васи́лий Васи́льевич

Творческий учитель понимает, что:

Ученик имеет право на ошибку.

Учитель несет идею, в сотрудничестве рождается истина.

Учитель не передает знания, а помогает ученику сделать открытие.

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. ( Марк Максимович Поташник )

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке.

Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуиция, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Способности, благоприятствующие педагогическому творчеству

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом : Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке , начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога , который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Современный учитель, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами:

  • анализ педагогической ситуации;
  • проектирование результата в соответствии с исходными данными;
  • анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения результата;
  • оценка полученных данных;
  • формулировка новых задач.

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела.

Для чего нужны уроки труда или технологии в школе?

Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха.

Результативность моего педагогического творчества. (опыта).

  • Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.
  • Творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
  • При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
  • Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети становятся полноправными участниками образовательного процесса.
  • К праздникам учащиеся могут изготавливать подарки родным и близким людям.
  • Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот и очень хороший обмен опытом.
  • Лучшие работы ежегодно отмечаются дипломами и грамотами за участие в районной, краевых выставках декоративно-прикладного искусства.

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель: Бескова Т.И.

Мотивация деятельности педагогического коллектива по развитию и реализации творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе

1. Систематизировать теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”.

2. Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.

3. Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.

Форма проведения: “философский стол”

Методическое обеспечение: презентация

Введение в тему педсовета

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”.

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Теоретические знания педагогов по теме “Творчество учителя”

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).

С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности. В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.

Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых - психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д.

Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности. В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

· Создание нового или существенное усовершенствование известного;

· Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

· Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Следовательно, творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

“ Философский стол” методом коллективной мыследеятельности.

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:

· обобщение опыта учителя по определенной проблеме;

· передача учителем-мастером своего опыта;

· совместная отработка методических приемов;

· оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

8 заповедей творческой личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой вклад в конструктивное дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии. *

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

Первая творческая группа:

- Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству?

- Факторы, способствующие развитию творческой активности?

Способности: умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть;

способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.

Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда.

Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися.

Таким образом, творческий педагог обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа:

- Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески?

- Есть ли они у нас в училище?

- Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени.

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

· точность во всем

· умение слушать критику· внимание

· уверенность в собственных силах

· способность доводить дело до конца

· высокий общий уровень развития

· знание своего дела

Третья творческая группа:

- Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика?

- В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения.

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности. Определить уровень творческих умений учащихся на уроках можно посредством занятия-тренинга (памятка-рекомендация). Мы сегодня в малой степени затронем творческую деятельность учащихся, но этот тренинг поможет вам определить уровень сформированности репродуктивных или творческих умений.

Четвертая творческая группа:

- Методы и приемы творческой работы (примеры из практики).

- Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Практическое обоснование вопросов

· Выступления педагогов от творческих групп.

Подведение итогов педсовета

· Оценка деятельности участников педсовета, его результативность. 8 заповедей творческой личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

2.Систематическое создание ситуаций.

3.Организация исследовательской деятельности в

Для развития творческого мышления и творческого воображения предлагаются задания: -классифицировать объекты, ситуации, явления; -устанавливать причинно-следственные связи; -видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; -рассматривать систему в развитии; -делать предложения прогнозного характера; -выделять противоположные признаки объекта; -выявлять и формировать противоречия; -разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; - представлять пространственные объекты.

Для развития творческого мышления и творческого воображения предлагаются задания:

-классифицировать объекты, ситуации, явления;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

-рассматривать систему в развитии;

-делать предложения прогнозного характера;

-выделять противоположные признаки объекта;

-выявлять и формировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты.

Творческий учитель тот, кто: -преподает увлеченно, творчески планирует свою работу; -свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; -уважает личность ученика; -дифференцирует объем и сложность заданий; -побуждает учащихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учеников класса; -развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития; -содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления .

Творческий учитель тот, кто:

-преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;

-свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

-уважает личность ученика;

-дифференцирует объем и сложность заданий;

-побуждает учащихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учеников класса;

-развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития;

-содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления .


Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творчество- это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Основные этапы ребёнка на пути от способностей к таланту. 1.Игровой. 2.Проявление индивидуальности. 3.Рост. 4.Мастерство.

Основные этапы ребёнка на пути от способностей к таланту.

2.Проявление индивидуальности.

4.Мастерство.


Типы творческих ученических работ: - исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы); -сочинение(стихотворения, сказки, задачи, составление словарей); -художественное произведение; -техническое произведение(поделка, модель, макет, фигура); -зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование); -педагогическое произведение; -методологическое произведение.

Типы творческих ученических работ:

- исследование (эксперимент, серия опытов, собственное решение научной проблемы);

-сочинение(стихотворения, сказки, задачи, составление словарей);

-техническое произведение(поделка, модель, макет, фигура);

-зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование);

Творчество: Т -труд; В -вдохновение; О - оригинальность; Р - развитие; Ч -чувство; Е -единство целей и действий; С -сотворчество, созидание; Т -талант; В -время; О - основа педагогической деятельности

Е -единство целей и действий;

С -сотворчество, созидание;

О - основа педагогической деятельности

В мире творчества

В мире творчества





8 заповедей творческой личности 1.Будь хозяином своей судьбы. 2.Достигни успеха в том, что ты любишь. 3.Внеси свой вклад в общее дело. 4.Строй свои отношения с людьми на доверии. 5.Развивай свои творческие способности. 6.Культивируй в себе смелость. 7.Заботься о своем здоровье. 8.Не теряй веру в себя.

8 заповедей творческой личности

1.Будь хозяином своей судьбы. 2.Достигни успеха в том, что ты любишь. 3.Внеси свой вклад в общее дело. 4.Строй свои отношения с людьми на доверии. 5.Развивай свои творческие способности. 6.Культивируй в себе смелость. 7.Заботься о своем здоровье. 8.Не теряй веру в себя.

Читайте также: