Доклад а п ершова программирование вторая грамотность

Обновлено: 02.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Используемые ресурсы:

1. шаблон презентации для учителя к данному уроку

Основная идея. В этом году исполнилось 35 лет знаменитой речи советского академика Андрея Петровича Ершова “Программирование - вторая грамотность”, с которой он выступил в качестве заглавного доклада на 3-й Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении в Лозанне (Швейцария). Многое идеи Андрея Петровича актуальны и сегодня, некоторые - опередили время на десятилетия. Например, он считал, что программирование является средством “выражения органической способности человека. ”, программирование формирует “новое представление о гармонии человеческого ума…”

Предлагается совместное обсуждение командой учащихся одного из тезисов доклада в формате мозгового штурма . Более того, школьникам предстоит открыть для себя некоторые страницы истории школьного курса информатики и узнать, что именно Андрей Петрович “уговорил” М.С. Горбачева в школах СССР ввести курс “Основы информатики и ВТ” и стал одним из авторов первого учебника информатики.

Краткое описание . После краткого вступительного слова учителя, обучающиеся делятся на 5 групп, каждая из которых получает карточку с одним из тезисов лекции А.П. Ершова (слайды 6-10 шаблона презентации). В течение определенного времени обучающиеся знакомятся с содержанием тезиса, иллюстрациями, обсуждая сформулированные на карточке вопросы и интерпретируя высказывания с учётом реалий дня сегодняшнего и перспектив развития программирования как индустрии (с одной стороны) и как средства самовыражения (с другой). После этого каждая группа делится своими умозаключениями, включая в обсуждение одноклассников.

Информационно-организационное обеспечение. При входе в класс обучающиеся получают карточку с номером группы и занимают место за соответствующим столом.

Расстановка столов и стульев должна обеспечивать формат группового обсуждения. Если в классе нет возможности переставить столы (например, они стоят по периметру вдоль стен), школьники могут образовать круги для обсуждения, используя только стулья.

В качестве иллюстративного материала используется мультимедийная презентация. Слайды 5-9 распечатываются и используются в качестве раздаточного материала (карточек).

Планируемые результаты.

Такой формат беседы предполагает формирование у обучающихся следующих умений:

● критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

● вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на них источником;

● выявлять и прогнозировать причинно-следственные связи;

● подтверждать вывод собственной аргументацией;

● принимать позицию собеседника, различать в его речи: мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы);

● определять свои действия, которые бы способствовали продуктивной коммуникации;

● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения и др.

Для справки:

Модальность (от лат. modus — мера, способ) — семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности.

Рекомендации по организации обсуждения

Сведения, выделенные курсивом и заключенные в круглые скобки, озвучиваются учителем при наличии временного ресурса.

При условии ограниченности временного ресурса учитель должен четко соблюдать временные рамки, отведенные на конкретный этап.

Сценарий урока

Вступительное слово учителя (слайды 2-5).

Слайд 1 - логотип акции “Час кода”

Дорогие ребята, сегодня мы вместе с тысячами школьников из разных городов нашей страны мы примем участие в акции “Час кода”. Вы убедитесь, чтобы стать востребованным специалистом необходимо изучать информатику и программирование. Это увлекательно и интересно, а также делает Вас успешными в жизни.

Причастность к акции может стать дополнительным мотивом к деятельности.

(Например, сибирский язык-транслятор Альфа, получили мировую известность: материалы по нему представлены в Музее вычислительной техники США.)

Тезис “Программирование - вторая грамотность” предполагает некую полемику: так ли программирование важно в жизни человека как грамотность (умение читать и писать)? Именно в этом контексте будет обсуждаться проблема.

(Кстати, Андрей Петрович Ершов был не только замечательным учёным, учителем и борцом за свои идеи, но и выдающейся, разносторонне одаренной личностью: он прекрасно играл на гитаре и пел, писал стихи, переводил на русский язык английских поэтов, в частности, Редьярда Киплинга.)

Иллюстративный ряд и факты, озвученные педагогом, позволяют создать образ, с одной стороны, уникального ученого и незаурядной личности, с другой - человека неравнодушного к судьбе своей Родины, уделяющего много внимания подрастающему поколению.

Слайд 4.

А. П. Ершов получил письмо Президента Международной федерации по обработке информации Пьера Бобилье с приглашением выступить с заглавным докладом, открывающим пленарное заседание 3-й Всемирной конференции Международной федерации по обработке информации и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении.

Конференция состоялась в июле 1981 г. Местом проведения стала Лозанна (Швейцария). И Андрей Петрович был единственным ученым, представляющим Советский Союз. Тем более ответственной представлялась Андрею Петровичу его миссия на этой конференции. (Выступление А.П. Ершова в свое время получило широкий резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках мира!)

Этот факт свидетельствует о международном признании не только личных достижений А.П. Ершова, но и нашей страны в популяризации программирования среди школьников.

Прогнозируемый личностный результат - уважение к истории своей страны.

Слайд 5.

Визуальный ряд несет дополнительную смысловую нагрузку.

Поэтому в процессе мозгового штурма обучающимся предлагается наряду с интерпретацией тезисов, “декодировать” идеи художника, используемые им ассоциации.

Подготовка к мозговому штурму

Многие из проектов Андрея Петровича опережали время настолько, что получили реальное воплощение совсем недавно. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми тезисами его лекции.

Каждая группа должна внимательно прочитать фрагмент лекции, проанализировать его содержание с учётом реалий дня сегодняшнего и перспектив развития программирования как индустрии (с одной стороны) и как средства самовыражения (с другой) , высказать собственное отношение к тезису и ответить на предлагаемые вопросы.

Очень хотелось, чтобы вы задумались, почему такую метафору выбрал Андрей Петрович. Насколько его идеи воплощены в жизнь? Что дает сегодня навык программирования?

У вас есть 4 минуты. Пожалуйста, выберите спикера (спикеров), которые представят мнение группы. И давайте примем правила нашей работы! Только соблюдая их, мы сможем работать эффективно и получить результат:

● Никакой критики! Все идеи хороши, все идеи нам важны!

● Умеем слушать и слышать!

● Фиксируем идеи (работаем с раздаточными листами!)

● Помогаем друг другу. Мы - команда!

Перечень дополняется школьниками и утверждается голосованием.

Определяется ключевая задача деятельности обучающихся, а именно, необходимость интерпретации текста лекции с позиций реалий сегодняшнего дня.

Таким образом, акцент делается на рефлексивно-оценочную деятельность. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Поэтому утверждение правил – это один из обязательных элементов подготовки к мозговому штурму.

Командам выдаются карточки

Мозговой штурм

Обучающиеся обсуждают задания на карточках, генерируя идеи. Спикеры выбираются по завершении обсуждения. Возможно, это будут те ребята, ключевые идеи которых (ответы на вопросы, аргументы и т.п.) поддержаны большинством членов команды.

В процессе обсуждения формируются важные познавательные (критический анализ текста, вербализация эмоций, резюмирование идей, аргументация) и коммуникативные (умение слушать и слышать собеседника, принимать его позицию) универсальные учебные действия.

Представление результатов обсуждения

Слайд 6 (группа №1).

Как программирование влияет на развитие умственных способностей человека и способствует его самовыражению?

Ключевая идея: навыки программирования позволяют реализовать различные творческие идеи, раскрыть потенциальные способности человека, способствуют самовыражению и успешной социализации.

2 мин. * 58 групп = 10 мин

Слайд 7 (группа №2).

● Почему художник использовал такие образы?

Ключевая идея: каждый оператор в программе описывает какое-то действие. И, наоборот, желая запрограммировать какое-то действие, мы выбираем набор команд - “слов”.

Слайд 8 (группа №3).

В какие устройства сегодня вставлены микропроцессоры? Как это изменило характер взаимодействия человека с изделием?

● Какие ассоциации были переданы на рисунке?

Ключевая идея: достаточно привести ряд бытовых приборов: стиральная машина, мультиварка, телефон и т.п. Взаимодействуя с этими устройствами, человек программирует режим их работы

Слайд 9 (группа №4).

● Насколько прав оказался Андрей Петрович?

А вы можете предсказать профессии будущего? Как они связаны с программированием?

Ключевая идея: профессии будущего однозначно будут связаны с программированием средств, сопровождающих деятельность человека в сети…

Слайд 10 (группа №5).

● Какие ассоциации возникают с рисунками?

Ключевая идея: мы, действительно, живем в “мире программ”. Достаточно вспомнить рабочее место юриста, бухгалтера, учителя, врача,

Подведение итогов

Ершов цитирует профессора Сеймура Пейперта, который предсказывал всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, когда машина станет интеллектуальным орудием (инструментом) , применяемым ребенком с той же непосредственностью, с какой он использует калькулятор и карандаш, но с гораздо большим разнообразием.

Сегодня и обучение программированию может осуществляться с гораздо большим разнообразием, наша акция – тому подтверждение!

Участие в акции “Час кода” и изучение программирования, словами академика Ершова, ускорит ваше интеллектуальное развитие, повысит активность, сделает вас лучше подготовленным к профессиональной деятельности.

А теперь самое приятное… Занятия программированием не только нужны и полезны, но еще могут быть приятными, веселыми и интересными - акция “Час кода” тому подтверждение. И теперь КАЖДЫЙ из вас может получить УДОВОЛЬСТВИЕ от погружения в мир программ и попробовать себя в роли программиста: придумывать алгоритмы и писать программы.

Архив Галактики

"Суть проблемы в том, чтобы признать, что программирование требует от человека несколько особого взгляда на мир, его потребности и эволюцию, особой моральной подготовленности к своему долгу. Программист - это солдат технической революции и как таковой должен обладать революционным мышлением."
А.П. Ершов

Вторая грамотность: видение А.П. Ершова

Разное время рождает разные лозунги. Но порой они возвращаются. Вот такой феномен и произошел с лозунгом "Программирование - вторая грамотность".
Принадлежит он Андрею Петровичу Ершову, выдающемуся программисту и математику, советскому ученому. Его называют "отцом школьной информатики".

Свой доклад в 1981 году на Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО А.П. Ершов назвал "Программирование - вторая грамотность". Он рассматривал программирование как

По Ершову, мир программ - это огромный запас операционного знания, накопленный человечеством, в том числе в генофонде живых организмов. Последнее обстоятельство позволило ученому сделать вывод о сближении мира машин и мира живого, программы природы и программы, составленной человеком, и как следствие этого, о необходимости обучения детей законам программирования. Именно, законам, которые

В конце своего выступления А.П. Ершов продемонстрировал пример перехода от знания к действию для задачи возведения числа х в целую степень n, как пример фундаментализации программирования через рассуждения вслух и комментирование такого построения:

По Ершову, вторая грамотность – это не только умение писать команды, но и воспитание человека, решительного и предусмотрительного одновременно.

Эти идеи нашли отражение в других работах А.П. Ершова, в частности, в статье "О человеческом и эстетическом факторах в программировании". Главный тезис статьи:

В статье отмечается элитарность программистов, однако и говорится о необходимости сделать искусство программирования общим достоянием.

В публикациях о школьной информатике А.П. Ершов обосновывает строение курса, исходя из следующих принципов:
- разделение и сочетание "теоретического" и "операционного" умения (речь идет о теоретических знаниях и практических умениях);
- антропоцентрический подход (отождествление учащимися себя с исполнителем алгоритмов);
- апелляция к повседневному опыту (бытовые примеры, из школьной практики и т. д.) и др.

Он подчеркивает важность отдельного осознания понятия алгоритма и существования системы обозначений для выражения алгоритмов (посредством алгоритмического языка), дает схему алгоритмизации и решения задач.

Таким образом, А.П. Ершов акцентирует внимание на формирование у учащихся пооперационного стиля мышления, умения планировать действия для решения задачи и таким образом, делает более упор на алгоритмизации, как инструменте планирования.
Программирование выступает в роли результата действий при преобразовании алгоритма в систему команд, то есть программу.

Что сегодня означает лозунг "Программирование - вторая грамотность"

Вспомним, при каких обстоятельствах возродился интерес к программированию и произошло второе рождение данного лозунга.

Главные причины, на которые делается акцент в иностранной пропаганде, ссылка:
- программирование - это просто;

- программирование учит мыслить; творить; развиваться; быть гражданином; зарабатывать; контролировать.
Западная установка направлена на формирование новой элиты с "суперсилой", позволяющей им создавать программы и задавать тон в образовательном контексте, что и происходит в данном случае в мире.

Кодирование - процесс написания программного кода, скриптов, с целью реализации определённого алгоритма на определённом языке программирования, ссылка

Узнаете? То самое программирование, которое мы наблюдаем на обозначенных выше ресурсах, представляет собой не что иное, как кодирование.
Получается, что кодирование - вторая грамотность?

Не будем спешить с выводами. Пока ясно, что мы имеем дело с кодированием. И ясно, что кодирование не может быть второй грамотностью.

Программирование включает в себя кодирование, а также проектирование программы, построение алгоритмов, разработку структур данных и т.д. – все то, что называется "программная инженерия" (software engineering), ссылка. Именно такое программирование и имел в виду А.П. Ершов. Именно такое программирование мы наблюдаем в школьном курсе информатики.

Computer Science, информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений, ссылка. Это именно наука, освоение которой требует обучения в высших учебных заведениях.

Таким образом, раннее обучение программированию, или языкам программирования на самом деле сводится с кодированию, или формированию умений и навыков написания программного кода.
Кодирование не может являться второй грамотностью.

Что же тогда может быть названо второй грамотностью?
Коллеги, приглашаю к разговору.


Публикации на Галактике:
Копосов Д.Г. Практикум по LabVIEW, ссылка
Пирог Т.Г. Движение "Код-Класс" - сеть открытых клубов программирования для детей, ссылка
Алексеева Е.В. Ю.А. Первин: все лучшее - детям, ссылка
Ярмахов Б.Б. Информатизация себя, ссылка
Ярмахов Б.Б. Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 24. На все четыре стороны, ссылка
Ливенец М.А. MIT App Inventor: пинг-понг в кармане, ссылка
Ливенец М.А. Педагогические практики мобильного обучения: где искать?, ссылка
Подуст Т. IT-лето 2010
Годунова Е.А. Итоги акции. Поиск ведут знатоки, ссылка

Презентация на тему: " Программирование Free Pascal Файлы (упрощенное изложение) Программирование – вторая грамотность. А.П.Ершов." — Транскрипт:

1 Программирование Free Pascal Файлы (упрощенное изложение) Программирование – вторая грамотность. А.П.Ершов

2 Файлы в языке программирования используются для -ввода информации для обработки в программу; -хранения в них полученных результатов.

3 Имена файлов, как правило, имеют длину до 8 символов, а расширения - до 3. Имена файлов, как правило, имеют длину до 8 символов, а расширения - до 3. Например input.dat output.dat input.txt output.txt task.inp task.out

4 Для того, чтобы работать с файлом необходимо для него: 1. Объявить в разделе описаний Var; 2. В программе связать переменную с физическим файлом на диске; 3. Инициировать вид работы с файлом: чтение, запись или дополнение; 4. Выполнять чтение (в первом случае) или запись (во втором и третьем случае) в файл; 5. Закрыть файл.

5 Объявление файла: Примеры: Var t:text; f:file of integer; m:file of real; ….

6 Связывание файловой переменной с физическим файлом на диске осуществляется командой assign(, ); Пример: var t:text; i:integer; begin assign(t,'c:\work1\a01.txt');

7 Инициирование вида работы с файлом одной из команд: Reset(файловая переменная); для чтения (открывается файл и указатель устанавливается на начало. Если файла не существует возникает ошибка); Rewrite(файловая переменная); для записи (открывается файл и указатель устанавливается на начало. Если файл существует он очищается); Append(файловая переменная); для дозаписи (открывается файл и указатель устанавливается на последнюю запись).

8 Команды чтения из файла read(файловая переменная, список переменных); readln(файловая переменная, список переменных); Каждый раз указатель смещается на число прочитанных записей. Команды записи в файл write(файловая переменная, список переменных); writeln(файловая переменная, список переменных); Каждый раз указатель смещается на последнюю запись.

9 Команды закрытия файла close(файловая переменная); Если команда в программе отсутствует, то файл закрывается автоматически вместе с завершением программы.

10 Логическая величина eof(файловая переменная) используется для проверки достижения конца файла и является сокращением от end of file

11 Логическая величина eoln(файловая переменная) используется для проверки достижения конца строки файла и является сокращением от end of line

12 Рассмотрим программу. Какую задачу она решает? program a01; var t:text; i:integer; begin assign(t,'c:\work\a01.txt'); rewrite(t); randomize; for i:=1 to 100 do writeln(t,random(100)-50); close(t) end.

13 Рассмотрим программу. Какую задачу она решает? program a02; var t,t1:text; x:integer; begin assign(t,'c:\work\a01.txt'); assign(t1,'c:\work\a02.txt'); reset(t); rewrite(t1); while not eof(t) do begin read(t,x); write(x:5); if x>0 then x:=sqr(x) else x:=-x; writeln(x:5); writeln(t1,x); end; close(t);close(t1); end.

14 Заготовка для решения задач Program …; var … t:text; begin assign(t,…in'); reset(t); close(t); … assign(t,…out'); rewrite(t); … end; close(t); end.

Гост

ГОСТ

Андрей Петрович Ершов родился 19 апреля 1931 года. Известен как советский учёный, один из пионеров системного и теоретического программирования, один из первых программистов СССР, создатель Сибирской школы информатики (наряду с Н.Н. Яненко, Г.И. Марчуком, А.А. Ляпуновым), автор работ, которые имели огромное влияние на развитие и формирование вычислительной техники во всём мире.

Биография

Андрей Петрович родился в Москве.

Андрей Петрович обучался в Московском государственном университете на механико-математическом факультете, который окончил в 1954 году. В начале 1950-х годов в СССР не было специальности программиста. А.П. Ершов стал одним из первых программистов, которые получили специальное образование. Научным руководителем Ершова был А. Ляпунов. Закончив в 1957 году аспирантуру механико-математического факультета Ершов стал во главе отдела теоретического программирования Вычислительного центра АН СССР.

Научная деятельность

А. Ершов написал и в 1958 году опубликовал свою первую монографию, которую сразу же издали за границей.

Педагогическая и научная деятельность впоследствии была связана с Новосибирским Академгородком, в который Ершов переехал в 1960 году. А. Ершов руководил созданием таких языков программирования, как Альфа, Альфа-6, а также трансляторов с них.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1966–1972 годах является руководителем создания программно-аппаратной системы разделения времени АИСТ в Сибирском отделении АН СССР.

Педагогическая деятельность

С 1970-х годов активно занялся педагогической деятельностью. Вместе с коллективом научных сотрудников нескольких институтов и школьных преподавателей проводит эксперименты, исследования и разработки, направленные на школьную информатику.

А. Ершов организовывает и участвует во многих учёных группах, международных конференциях, главных редколлегиях иностранных и советских научных журналов, является активным деятелем Международной федерации по обработке информации. Ершов в 1965 году становится членом Ассоциации ВТ, а в 1974 году – почётным членом Британского общества по ВТ.

В 1987 году А. Ершов становится председателем Научного совета АН СССР по кибернетике.

Институту систем информатики, премии молодым учёным Сибирского общества РАН, студенческой стипендии и аудитории в Новосибирском государственном университете присвоено имя Ершова.

Умер Андрей Петрович в возрасте 57 лет 8 декабря 1988 года в Москве.

Награды

Награжден Премией имени академика Крылова за существенный вклад в теорию смешанных вычислений.

Читайте также: