Договор перевозки пассажира доклад

Обновлено: 15.08.2022

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

Перевозка грузов, пассажиров и багажа независимо от вида транспорта производится по договору перевозки (п. 1 ст. 738 ГК).

Договор перевозки груза (ст. 739 ГК) – соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

1) Перевозчик — субъект, выполняющий перевозку (в общем виде). Применительно к отдельным видам транспорта это понятие детализируется.

2) Грузоотправитель — лицо, от имени которого сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ. Им может быть любое лицо.

Предмет договора (в соответствии с господствующей в доктрине позиции) – деятельность перевозчика по доставке груза в место назначения, т.е. оказываемая перевозчиком услуга фактического характера.

Форма договора – простая письменная.

Договор перевозки пассажира (общее понятие) (ст. 740 ГК) – соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

– публичный (при перевозке транспортом общего пользования), т.е. перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест, а также ввиду болезненного состояния самого пассажира и т.п.

Этот договор может быть дополнен соглашением о доставке багажа. Договор перевозки багажа – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить багаж, сданный ему пассажиром, в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Право на заключение такого договора имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки.

Этот договор, в отличие от предыдущего, является реальным.

1) перевозчик. Характеристика перевозчика та же, что и относительно договора перевозки груза.

Предмет договора – услуги, оказываемые транспортными организациями по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения.

Форма договора. Заключение договора удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки пассажиров городским транспортом осуществляется путем совершения конклюдентных действий (например, посадка в автобус, проход через турникеты метро и осуществление платежа жетоном, магнитной карточкой или талоном).

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (документ на предъявителя со всеми вытекающими из этого последствиями). В билете ставится отметка о наличии багажа.

Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов, пассажиров и багажа. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, претензии и иски по перевозкам

Права и обязанности перевозчика груза:

1. Подать отправителю груз под погрузку в срок, установленный договором, исправные транспортные средства в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза (ч. 1 ст. 745 ГК).

2. Доставить груз с соблюдением условий транспортировки и срока доставки (ст. 746 ГК). Срок доставки определяется в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

3. Обеспечить сохранность груза в пути следования.

4. Выдать груз управомоченному лицу. Выдача груза производится в порядке, установленном специальным транспортным законодательством применительно к конкретному виду транспорта.

5. Уведомить получателя о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта, выдать груз в месте разгрузки.

6. Вправе удерживать груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ч. 4 ст. 744 ГК).




Пава и обязанности грузоотправителя:

1. Предъявить груз к перевозке в соответствии с условиями приема груза (тара, упаковка, маркировка и т.п.).

2. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 2 ч. 1 ст. 745 ГК).

3. Внести провозную плату и другие платежи (ст. 743, 744 ГК).

Права обязанности перевозчика пассажиров:

1. Доставить пассажира и багаж в пункт назначения в установленный срок (ст. 746 ГК).

2. При отказе пассажира от перевозки возвратить ему часть провозной платы.

Права и обязанности пассажира (общие в ст. 740 ГК):

1. Уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа.

2. Хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.

3. Соблюдать установленные правила перевозок.

4. Пассажир вправе:

– занять место в соответствии с билетом;

– перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

– перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

– сдавать багаж к перевозке за плату по тарифу;

– сделать одну остановку в пути, предупредив об этом перевозчика, с продлением срока годности билета;

– изменить один раз в течение поездки маршрут, не изменяя станции (порта) назначения;

–занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда;

– выехать более ранним рейсом, сделав отметку в кассе;

– отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования, получив частично деньги за неиспользованный билет.

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки предусмотрена ГК Республики Беларусь, иным транспортным законодательством, а также соглашением сторон.

Основные основания ответственности по договору перевозки грузов:

1. Несохранность груза;

Ответственность перевозчика за несохранность груза установлена только в форме убытков, объем которых законодательно ограничен и может не достигать даже реального ущерба (см. ст. 750 ГК).

Кроме возмещения ущерба перевозчик должен возвратить перевозочную плату, если она не входи в стоимость груза.

Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика, приводится в транспортном законодательстве.

2. Просрочка доставки груза.

За просрочку доставки груза (с учетом вины) ответственность наступает в форме штрафа, размер которого определяется транспортным законодательством. Если возникли в связи с просрочкой доставки груза и убытки, и неустойка - исключительная неустойка, но если при этом произошла порча груза, то взыскиваются в том числе и убытки, но только за порчу.

3. Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств, а отправитель – за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 748 ГК). В этих случаях ответственность наступает в виде исключительной неустойки. Примерный перечень оснований освобождения от ответственности по данному основанию установлен ч. 2 ст. 748 ГК.

4. За несвоевременную оплату грузоотправителем (грузополучателем) оказанной услуги (ст. 744 ГК Республики Беларусь).

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа

2. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (как владелец источника повышенной опасности).

3. Ответственность за сохранность (ст. 750 ГК) принятого к перевозке багажа и за просрочку в доставке (так же как и по договору перевозки грузов).

Предъявлению иска, вытекающего из нарушений по договору перевозки, предшествует обязательное обращение с соответствующим требованием (претензией) к нарушителю. Несоблюдение этого требования является основанием к отказу в предъявлении иска (ст. 751 ГК Республики Беларусь).

Форма претензии - письменная.

Срок исковой давности по договорам перевозки грузов –– 1 год с момента, определяемого транспортным законодательством (в основном с момента получения ответа на претензию, которой отказано в удовлетворения требования, либо требование удовлетворено частично, либо после истечения 30 дней с момента предъявления претензии, если на нее не получен ответ.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа независимо от вида транспорта производится по договору перевозки (п. 1 ст. 738 ГК).

Договор перевозки груза (ст. 739 ГК) – соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

1) Перевозчик — субъект, выполняющий перевозку (в общем виде). Применительно к отдельным видам транспорта это понятие детализируется.

2) Грузоотправитель — лицо, от имени которого сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ. Им может быть любое лицо.

Предмет договора (в соответствии с господствующей в доктрине позиции) – деятельность перевозчика по доставке груза в место назначения, т.е. оказываемая перевозчиком услуга фактического характера.

Форма договора – простая письменная.

Договор перевозки пассажира (общее понятие) (ст. 740 ГК) – соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

– публичный (при перевозке транспортом общего пользования), т.е. перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только при отсутствии свободных мест, а также ввиду болезненного состояния самого пассажира и т.п.

Этот договор может быть дополнен соглашением о доставке багажа. Договор перевозки багажа – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить багаж, сданный ему пассажиром, в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Право на заключение такого договора имеет только лицо, уже заключившее с транспортной организацией договор пассажирской перевозки.

Этот договор, в отличие от предыдущего, является реальным.

1) перевозчик. Характеристика перевозчика та же, что и относительно договора перевозки груза.

Предмет договора – услуги, оказываемые транспортными организациями по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения.

Форма договора. Заключение договора удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Заключение договора перевозки пассажиров городским транспортом осуществляется путем совершения конклюдентных действий (например, посадка в автобус, проход через турникеты метро и осуществление платежа жетоном, магнитной карточкой или талоном).

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (документ на предъявителя со всеми вытекающими из этого последствиями). В билете ставится отметка о наличии багажа.

Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов, пассажиров и багажа. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, претензии и иски по перевозкам

Права и обязанности перевозчика груза:

1. Подать отправителю груз под погрузку в срок, установленный договором, исправные транспортные средства в состоянии пригодном для перевозки соответствующего груза (ч. 1 ст. 745 ГК).

2. Доставить груз с соблюдением условий транспортировки и срока доставки (ст. 746 ГК). Срок доставки определяется в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

3. Обеспечить сохранность груза в пути следования.

4. Выдать груз управомоченному лицу. Выдача груза производится в порядке, установленном специальным транспортным законодательством применительно к конкретному виду транспорта.

5. Уведомить получателя о прибытии груза в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта, выдать груз в месте разгрузки.

6. Вправе удерживать груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (ч. 4 ст. 744 ГК).

Пава и обязанности грузоотправителя:

1. Предъявить груз к перевозке в соответствии с условиями приема груза (тара, упаковка, маркировка и т.п.).

2. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза (п. 2 ч. 1 ст. 745 ГК).

3. Внести провозную плату и другие платежи (ст. 743, 744 ГК).

Права обязанности перевозчика пассажиров:

1. Доставить пассажира и багаж в пункт назначения в установленный срок (ст. 746 ГК).

2. При отказе пассажира от перевозки возвратить ему часть провозной платы.

Права и обязанности пассажира (общие в ст. 740 ГК):

1. Уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа.

2. Хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.

3. Соблюдать установленные правила перевозок.

4. Пассажир вправе:

– занять место в соответствии с билетом;

– перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

– перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

– сдавать багаж к перевозке за плату по тарифу;

– сделать одну остановку в пути, предупредив об этом перевозчика, с продлением срока годности билета;

– изменить один раз в течение поездки маршрут, не изменяя станции (порта) назначения;

–занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда;

– выехать более ранним рейсом, сделав отметку в кассе;

– отказаться от договора до начала перевозки или в пути следования, получив частично деньги за неиспользованный билет.

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки предусмотрена ГК Республики Беларусь, иным транспортным законодательством, а также соглашением сторон.

Основные основания ответственности по договору перевозки грузов:

1. Несохранность груза;

Ответственность перевозчика за несохранность груза установлена только в форме убытков, объем которых законодательно ограничен и может не достигать даже реального ущерба (см. ст. 750 ГК).

Кроме возмещения ущерба перевозчик должен возвратить перевозочную плату, если она не входи в стоимость груза.

Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины перевозчика, приводится в транспортном законодательстве.

2. Просрочка доставки груза.

За просрочку доставки груза (с учетом вины) ответственность наступает в форме штрафа, размер которого определяется транспортным законодательством. Если возникли в связи с просрочкой доставки груза и убытки, и неустойка - исключительная неустойка, но если при этом произошла порча груза, то взыскиваются в том числе и убытки, но только за порчу.

3. Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств, а отправитель – за неиспользование поданных транспортных средств (ст. 748 ГК). В этих случаях ответственность наступает в виде исключительной неустойки. Примерный перечень оснований освобождения от ответственности по данному основанию установлен ч. 2 ст. 748 ГК.

4. За несвоевременную оплату грузоотправителем (грузополучателем) оказанной услуги (ст. 744 ГК Республики Беларусь).

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа

2. Ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (как владелец источника повышенной опасности).

3. Ответственность за сохранность (ст. 750 ГК) принятого к перевозке багажа и за просрочку в доставке (так же как и по договору перевозки грузов).

Предъявлению иска, вытекающего из нарушений по договору перевозки, предшествует обязательное обращение с соответствующим требованием (претензией) к нарушителю. Несоблюдение этого требования является основанием к отказу в предъявлении иска (ст. 751 ГК Республики Беларусь).

Форма претензии - письменная.

Срок исковой давности по договорам перевозки грузов –– 1 год с момента, определяемого транспортным законодательством (в основном с момента получения ответа на претензию, которой отказано в удовлетворения требования, либо требование удовлетворено частично, либо после истечения 30 дней с момента предъявления претензии, если на нее не получен ответ.

1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

Комментарии к ст. 786 ГК РФ

1. В п. 1 повторено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки пассажира. При сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа, которые в транспортном праве подробно регламентируются.

Правила перевозок на отдельных видах транспорта содержат подробные указания в отношении порядка перевозок багажа: перечень запрещенных к перевозке багажом предметов, предельный вес и размер перевозимых багажом вещей, особенности перевозок отдельных видов багажа и т.д.

2. О правовом статусе перевозчика в договоре перевозки пассажира см. коммент. к ст. 785 (п. 2).

5. При пассажирских перевозках имеют место случаи утраты пассажиром приобретенных билетов и багажных квитанций. Согласно правилам перевозок утраченные пассажирские билеты не возобновляются и уплаченные за билет деньги не возвращаются. При утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

6. В п. 3 названы лишь основные права пассажира, круг которых согласно транспортному законодательству значительно шире. На железнодорожном транспорте пассажир вправе, в частности, делать остановки в пути следования, продлить срок годности билета при болезни, изменить маршрут следования, выехать с ранее отходящим поездом и др. (ст. 128 УЖД). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.

7. Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 7 о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей, перевозки граждан и их багажа регулируются Законом о защите прав потребителей. Этот Закон существенно расширяет правомочия пассажира и усиливает защиту его интересов при перевозках.

Отношения по перевозке пассажиров и багажа могут регулироваться двумя видами договоров: договором перевозки и договором фрахтования транспортного средства соответствующего вида транспорта.

Предмет договора перевозки пассажира определен п. 1 ст. 786 ГК РФ. В соответствии с этой нормой по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

В отличие от договора фрахтования, договор перевозки, поскольку он предполагает перевозку транспортом общего пользования, является публичным, то есть договором, заключенным лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, и устанавливающим его обязанности по оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426, ст. 789 ГК РФ). Как и для иных публичных договоров, для договора перевозки пассажиров Правительством РФ и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти устанавливаются правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении такого договора.

Исходя из положений п.п. 1, 2 ст. 786, п. 1 ст. 790 ГК РФ к существенным условиям договора перевозки пассажира транспортом общего пользования могут быть отнесены:

- вид транспорта, которым осуществляется перевозка;

- маршрут перевозки (пункты отправления и назначения);

Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Если в договоре перевозки отсутствует хотя бы одно из существенных условий, такой договор признается незаключенным (постановление ФАС Московского округа от 14.03.2005 N КГ-А40/1243-05).

Срок доставки багажа определяется, как правило, временем следования транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, до пункта назначения (ст. 89 УЖТ, ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 1 ст. 95, п. 1 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Если при перевозке железнодорожным транспортом багаж подлежит перегрузке в пути следования, срок его доставки определяется временем следования по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены вагоны, предназначенные для перевозки багажа, грузобагажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. При перегрузке багажа с одной железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобилей срок его доставки исчисляется с прибавлением двух суток на перегрузку. Такая перегрузка осуществляется по соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату (ст. 89 УЖТ).

Как правило, вес и (или) размер багажа, который вправе перевозить пассажир, ограничиваются в соответствии с условиями перевозок пассажиров отдельными видами транспорта.

Так, при регулярных перевозках автомобильным транспортом пассажир вправе перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 сантиметров (п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Норма бесплатного провоза каютного багажа при морской перевозке пассажиров устанавливается перевозчиком в зависимости от типа судна, но не может быть менее 10 килограммов на одного пассажира (п. 16 Правил морской перевозки пассажиров, утвержденных приказом Минтранса России от 17.06.2015 N 190, далее - Правила морской перевозки).

Условия и порядок расторжения договора перевозки пассажира определяются правилами законодательства о перевозках отдельными видами транспорта.

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) на проезд железнодорожным транспортом не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае, если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ).

При перевозках воздушным транспортом, напротив, установление факта заключения договора воздушной перевозки пассажира в случае, если билет утрачен, неправильно оформлен или поврежден, возлагается на перевозчика, который обязан в этих целях немедленно принять все зависящие от него меры. Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета. В ином случае билет признается недействительным и пассажир к перевозке не допускается (п. 69 Правил воздушных перевозок). По существу аналогичные правила установлены в отношении перевозок пассажиров морским транспортом (п. 20 Правил морской перевозки), а также внутренним водным транспортом (п.п. 31, 32 Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140).

Отметим, что к отношениям по перевозке пассажиров и багажа в части, не урегулированной специальными нормами, применяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Внимание

С 01.01.2013 запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (ч. 1 ст. 5 названного федерального закона).

Читайте также: