Договор государственного займа доклад

Обновлено: 04.07.2024

Под договором займа — понимается договор, в силу которого одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, определённые родовыми признаками, а последний обязуется возвратить первому такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Сторонами договора займа — являются займодавец (тот, который передает деньги или вещи в заем) и заемщик (тот, который принимает это имущество). Сторонами договора займа, по общему правилу, могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.

Систематическое выступление лица займодавцем требует от него статуса лицензированной кредитной организации.

Предмет займа — составляют деньги (наличные деньги и безналичные денежные средства) или вещи, подлежащие возврату займодавцу.

При вещном займе предметом служат заменимые вещи, которые определены родовыми признаками и обычно являются потребляемыми вещами.

В отличие от отношений по аренде и ссуде заемное обязательство предполагает возврат не той же самой, а такой же вещи. Кроме того, вещи передаются заемщику в собственность, тогда как при аренде и ссуде – во временное пользование.

Сущность и значение. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей в собственность заемщика. Т. е. переход предмета займа в собственность другой стороны является особенностью именно договора займа и отличает его от схожих соглашений (аренды, ссуды).

Договор займа возлагает обязанность только на заемщика, оставляя за займодавцем право требования. Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Если эти факты подтвердятся, то договор займа будет считаться незаключенным или заключенным на меньшее количество заемных средств.

Договор заключается на определенный срок или без указания на него.

По своей юридической природе договор займа является:

1. Реальным (т. к. считается заключенным с момента передачи заемщику денег или других вещей).

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Возмездным (но может быть безвозмездным).

Возмездный заем — сопровождается обязанностью заемщика уплатить проценты на сумму займа.

Безвозмездный заем — является беспроцентным.

Договор займа рассматривается в качестве возмездного, даже если в нем не содержится условие о процентах.

Однако законом или договором может быть прямо установлена беспроцентность займа.

В то же время договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в двух случаях:

  • при бытовом займе между гражданами на сумму, не превышающую 50 МРОТ, и заем не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
  • при займе, предметом которого выступают вещи, определенные родовыми признаками.

3. Односторонним (т. к. устанавливает обязанности лишь для заёмщика).

Форма. Форма договора займа подчиняется общим для сделок требованиям (в частности, это статьи 158, 159, 160, 161 ГК РФ).

Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в 10 раз установленный законом МРОТ, а в случае, когда займодавцем является ЮЛ, — независимо от суммы

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заёмщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Существенные условия и содержание. Заключение договора займа предполагает передачу денег или вещей, сопровождаемую соглашением о возврате полученных средств.

Таким образом, существенными условиями и содержанием договора займа являются:

  • предмет договора займа;
  • возмездность или безвозмездность займа; указываются размеры процентов, а при отсутствии этого пункта в договоре – проценты определяет закон (статья 809 ГК РФ);
  • права и обязанности сторон; односторонне обязывающий характер договора займа определяет и содержание обязанностей лишь заемщика: он обязан возвратить полученное по договору и выплатить проценты, если заем возмездный;
  • возврат в порядке и в сроки, оговоренные сторонами и закрепленные в договоре. Если срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования о возврате. Этот срок может быть изменен договором.

Исполнение и прекращение. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в предусмотренные договором срок и порядке.

Сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком в любое досрочное время. В возмездном займе – сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца.

Займодавец со своей стороны также вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов при невыполнении заемщиком предусмотренных договором обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшения его условий.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сумма займа считается возвращенной либо в момент ее фактической передачи займодавцу (“из рук в руки”), либо в момент зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

    • Высшее экономическое образование.
    • 15 лет работы в банке.
    • Независимый эксперт.
    • Финансовый аналитик.
    • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

    Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

    1. В чем суть государственного кредита
    2. Зачем нужен госзайм
    3. Особенности кредитования
    4. Что учитывают при выдаче госкредита
    5. Основные виды госкредитов
    6. Плюс и минусы государственного займа
    7. Принципы государственного кредитования
    8. Управление госкредитом

    В чем суть государственного кредита

    Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

    Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

    • выпустить новые деньги;
    • выйти на рынок кредитования.

    Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

    Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

    Зачем нужен госзайм

    У государственного кредита несколько основных функций:

    • распределительная;
    • контрольная;
    • регулирующая.

    Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

    Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

    Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

    Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

    Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

    По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

    Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

    Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

    Особенности кредитования

    Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

    1. Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
    2. В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
    3. В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.

    Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

    Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

    К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

    Принять участие в кредитовании могут:

    Со стороны государства С другой стороны
    Кабинет Министров Банки
    Центральный банк Физические лица
    Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
    Местное самоуправление ООО и акционерные общества

    Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

    Что учитывают при выдаче госкредита

    При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

    1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
    2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
    3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
    4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

    Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

    Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

    Основные виды госкредитов

    Государственные кредиты бывают:

    • централизованные;
    • децентрализованные.

    Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

    Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

    Внутренний Внешний
    Межбюджетный Межгосударственный
    Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
    Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

    По сроку различают три вида госзаймов:

    • краткосрочные – до 1 года;
    • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
    • долгосрочные – от 5 лет и дольше.

    Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

    Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

    1. Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
    2. Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
    3. Постепенное уменьшение суммы выплаты.

    Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

    • правительство РФ;
    • правительство субъектов РФ;
    • местные органы управления.

    По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

    • процентные;
    • выигрышные;
    • процентно-выигрышные;
    • беспроигрышные;
    • целевые.

    В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

    Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

    1. В валюте страны кредитора.
    2. В эквиваленте валюты страны заемщика.
    3. Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.

    По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

    Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

    Плюс и минусы государственного займа

    Преимущества государственного кредитования:

    1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
    2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
    3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
    4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

    Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

    Недостатки государственных займов:

    • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
    • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

    Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

    Принципы государственного кредитования

    При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

    1. Добровольность.
    2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
    3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
    4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
    5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

    Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

    Управление госкредитом

    Система управления государственным кредитом в России направлена на:

    • уменьшение стоимости долга для заемщика;
    • эффективное использование привлеченных средств;
    • создание системы учета и контроля;
    • усиление инвестиционного характера займов;
    • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
    • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
    • определение приоритетов кредитной политики государств;
    • обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

    Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

    Основные способы регулирования государственного долга:

    1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
    2. Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
    3. Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
    4. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
    5. Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
    6. Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
    7. Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

    Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

    Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

    Увеличение внутреннего долга приводит к инфляции

    Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

    Занимать друг у друга деньги могут как граждане, так и компании. В этом случае стороны заключают договор займа. В нем прописывают размер суммы и процентов, срок, в который нужно вернуть средства, ответственность за нарушение обязательств и другие существенные условия.

    После заключения соглашения заемщик получит деньги под проценты (или без них) и обязуется их отдать в оговоренный срок.

    Договор займа между физическими лицами

    Если один человек одолжил другому деньги в размере более 10 минимальных заработных плат, в этом случае заключать договор нужно только письменно.

    После составления письменного документа заверять его необязательно. Достаточно будет в самой бумаге поставить подписи одного или двух свидетелей.

    Заверять такое соглашение у нотариуса нужно в том случае, если в долг дается крупная сумма. В такой ситуации займодатель получает возможность:

    • получить юридически грамотный договор;
    • претендовать на совершение нотариальной исполнительной надписи, в результате которой сумма долга будет взыскана нотариусом в бесспорном порядке при невозврате заемщиком денег полностью или частично в установленные договором сроки. Для этого нужно будет представить специалисту подлинник удостоверенного соглашения.


    Предмет договора

    Договор займа между физическими лицами должен включать в себя несколько обязательных положений, без которых он может быть признан недействительным.

    В первой части соглашения о займе нужно обязательно указать паспортные данные двух сторон и их точные места проживания. ФИО следует прописать полностью и без сокращений.

    Затем обязательно указывается размер ссуды сначала в цифрах, а затем в скобках — словами. После этого в договоре надо отразить, в какой форме были переданы деньги (наличными или на счет в банке). В следующей части соглашения прописывается срок возврата займа (месяц пишется словами, а год и дата — цифрами).

    Если при подписании стороны не указали конкретную дату возврата, заемщик обязан будет рассчитаться с собственником денег в течение 30 календарных дней после того, как они будут затребованы.

    Обязательно в конце соглашения следует отразить, каким образом будут возвращены деньги. Если получатель ссуды хотел бы погасить долг досрочно, чтобы не составлять затем дополнительное соглашение, лучше в изначальном документе указать, что кредитор будет не против этого.

    Порядок расчета и уплаты процентов

    При заключении договора стороны могут договориться о любом проценте, который получатель ссуды будет уплачивать за пользование средствами. Если процентная ставка не указана, то, в соответствии со ст. 809 ГК РФ, будет использоваться ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ и действующая на момент составления соглашения. Порядок начисления процентов следует также отразить в документе.

    Обязательным условием договора займа будет отсутствие процентов, если стороны договорились о том, что за использование денег ссудополучатель ничего платить не будет.

    Ответственность сторон

    За невыполнение условий договора установлена ответственность. В первую очередь она связана с несвоевременным погашением займа и предусмотренных по нему процентов. Для этого в документе предусматривается размер пени, который не может превышать 100% от общей суммы занятых денег. Неустойка взыскивается за каждый просроченный день до полного погашения всего долга.

    Для того, чтобы исключить различные непредвиденные ситуации, которые непосредственно влияют на невозможность выполнения сторонами условий договора по независящим от них причинам, в соглашении предусматриваются форс-мажорные обстоятельства, к которым относятся стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Если такая ситуация наступает, в течение определенного времени, которое прописано в соглашении, одна сторона уведомляет другую о случившемся.

    Если такой пункт исключить, займодавец в случае наступления форс-мажорных обстоятельств может не возвратить свои деньги, а заемщик будет платить пени за нарушения сроков погашения долга.

    Разрешение споров

    Чтобы уменьшить вероятность острых конфликтов и избежать при этом существенных разногласий в вопросах трактовки и исполнения условий, указанных в соглашении, лучше всего при его подготовке обозначить порядок своих действий.

    Следует сделать все необходимое, чтобы спор мог разрешиться мирным способом. Он подразумевает направления сторонами обоюдных претензий.

    Оптимальным вариантом будет договоренность о сроках ответа на претензию и о порядке обращения в арбитражный суд по месту жительства ответчика в случае невозможности разрешения споров мирным путем.

    Изменение и досрочное расторжение договора займа

    Если стороны хотели бы изменить договор, они должны руководствоваться нормами закона. Как правило, условия изменения документа прописываются в дополнительном соглашении. Подписав его, стороны признают тем самым, что оно становится неотъемлемой частью основного документа. Таким же образом последний может быть расторгнут.

    Если одна из сторон грубо нарушает условия, по требованию второй стороны документ может быть досрочно расторгнут.

    Виды договора займа между юридическими лицами

    Как занять денег и не попасть впросак?

    В соответствии с первым параграфом гл. 42 ГК РФ юридические лица, независимо от их формы собственности и правового статуса, имеют право заключать между собой договоры займа.

    Если соглашение заключено в устной форме, это противоречит нормам ст. 808 ГК РФ. Там сказано, что компании обязаны заключать письменный договор независимо от суммы займа. В обратном случае соглашение не будет иметь юридической силы.

    Стороны вправе добавлять в договор свои пункты, не предусмотренные законом. Новые положения не должны противоречить нормам законодательства.

    После подписания договора стороны могут заверить его нотариально. Это позволит в случае невозврата денег быстрее истребовать их у другой стороны или взыскать нанесенный ущерб через суд. Этими же статьями предусмотрены и некоторые из видов займов, которые могут использовать юридические лица.

    Договор займа с предоставлением залога

    Это достаточно распространенный вид договора. Заключая его, заемщик доказывает кредитору свою платежеспособность. До момента погашения заложенное имущество может храниться у любой из сторон.

    При составлении такого вида соглашений следует внимательно и детально описать все находящееся в залоге имущество с учетом его износа и возможных недостатков. Объекты недвижимости должны оценить независимые эксперты, стоимость имущества отражается в договоре залога.

    Документ залога составляется отдельно и может стать приложением к основному соглашению, о чем делается соответствующая запись. Отдельно он существовать он не может.

    Если ваша компания одолжит другой деньги на меньшую сумму, чем цена заложенного имущества, налоговые органы могут расценить такие действия как противоправные.

    Заем с поручителем

    Как и договор займа с залогом имущества, договор с поручительством составляется в виде отдельного документа, который будет приложением к основному соглашению. На основании него другая компания гарантирует возврат взятых в долг денег в случае, если заемщик по каким-то причинам сделать этого не сможет. Таких компаний-поручителей может быть несколько, что отражается в договоре. Деятельность поручителя регулируется гл. 49 ГК РФ.

    Если соглашение о поручительстве относится к договору процентного займа, поручитель может погашать как основной долг, так и предусмотренные проценты.

    Все условия погашения должны быть отражены в документе.

    Реальный, возмездный договор односторонне обязывающего займа

    Если был заключен такой вид договора, обязанность по возврату долга в первую очередь возникает у должника. Реальность соглашения подразумевает вступление его в силу только после передачи денег заемщику, а возмездность предусматривает возврат ссуды на указанных в договоре условиях в течение строго обозначенных там сроков.

    Беспроцентные и процентные договоры займа

    Условия о внесении процентов, которые будут платой за пользование деньгами, обязательно указываются в соглашении. Там же отражается размер процентов и способ их начисления. Если стороны предусмотрели проценты, то вместе с основным долгом заемщик выплачивает образовавшуюся дополнительную сумму.

    Начисляться проценты могут не только на всю сумму основного займа, но и иными способами, которые стороны указали при заключении соглашения. Возвратить ссуду и проценты можно путем погашения равными платежами (ежемесячно, ежеквартально) или же единовременным платежом (например, в конце года). Если деньги возвращаются частями, то к основному соглашению прикладывается график платежей, которого заемщик должен придерживаться.

    Беспроцентные займы выдаются не так часто и нередко привлекают внимание налоговых органов, которые могут начать проверку компании по поводу подозрения в отмывании денежных средств.

    Чтобы обезопасить себя, лучше всего при заключении договора указывать хотя бы небольшие проценты.

    Бессрочные и краткосрочные займы

    Валютный заем

    Если компания захотела взять в долг деньги в иностранной валюте, закон этого делать не запрещает. Но к учету такие средства принимаются исключительно по курсу ЦБ РФ на момент подписания соглашения. Это относится не только к выдаваемым, но и возвращаемым займам.

    Наличными деньгами

    Заем траншами

    Такой вид займа используется недавно. С его помощью можно рассчитывать на получение денег частями. Для получения средств составляется договор. В течение оговоренного времени (к примеру, трех лет) юридическое лицо равными или другими частями постепенно получает деньги. Этот вид займа не всегда применяется для крупных сумм или длительного срока кредитования. Его используют, когда определенная сумма нужна не сразу, а в течение определенного времени, например, для строительства объекта.

    Погашаются взятые транши таким образом, как было указано в договоре. Это может произойти после перечисления всей суммы или же частями после получения каждого транша.

    Договор займа между физическими и юридическими лицами

    ГК РФ не запрещает сделки такого типа между физическими и юридическими лицами. Главное, чтобы уставом компании не было запрещено выдавать кредиты и займы. Они могут быть нецелевыми или целевыми, с уплатой процентов и беспроцентными. Все условия предоставления денежных средств надо четко и понятно прописать в договоре.

    Чтобы выдавать в долг деньги, которые компания сама получила по договору займа, нужно приобрести лицензию на занятие банковской деятельностью.

    Ответственность за нарушение договорных отношений

    Заключая договор займа, обе стороны должны согласовать все условия и обязательства друг перед другом. Если пункты соглашения нарушаются, вторая сторона имеет право на взыскание долга по договору займа и компенсацию ущерба с учетом полного восстановления прав.

    Меры ответственности в этом случае могут быть предусмотрены как самим соглашением, так и нормами законодательства.

    Это может быть не только взыскание всей суммы задолженности, но и предусмотренной договором или законом неустойки. Кроме того, компания, чьи права были нарушены, сможет взыскать проценты за пользование чужими деньгами. В любое время договор займа при существенном нарушении условий сделки может быть досрочно расторгнут.

    Если имеются основания, нарушающие закон физические или юридические лица могут быть привлечены к:

    • административной ответственности за незаконное получение денег. Физлицам грозит штраф до двух тыс. руб., а юрлицам — до 30 тыс. руб.
    • уголовной ответственности за мошенничество (возможен штраф до 500 тыс. руб. или срок до 10 лет), а также за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, за него предусмотрен штраф до 200 тыс. руб. или срок до двух лет.

    Чтобы восстановить свои гражданские права, взыскать причитающиеся деньги и возместить ущерб, заинтересованное физическое или юридическое лицо должно обратиться в суд. Этими вопросами занимаются суды общей юрисдикции по месту нахождения или жительства ответчика. Чтобы привлечь нарушителя к административной или уголовной ответственности, пострадавшее лицо должно подать заявление в прокуратуру или местное отделение полиции.

    Помочь правильно составить жалобу в случае нарушения прав при заключении подобных сделок помогут юристы компании Правовед.ру. Обратившись к нам по указанным на сайте телефонам или непосредственно в онлайн-режиме, вы сможете на основании предоставленного образца правильно составить соглашение и предотвратить возможные конфликты между сторонами.

    Грамотный специалист окажет все необходимые услуги по взысканию задолженности в рамках правового поля. В их перечень входят:

    Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.

    Бланк договора займа

    Рекомендации по подготовке договора займа

    Под займом понимается передача денежных средств другому лицу на возмездных условиях. Субъектами такой сделки могут являться частные лица и предприятия, а максимальный предел по сумме передаваемых средств законом не ограничен. Выделим основные моменты, которые нужно учитывать физ. лицам при оформлении займа:

    • если сумма передаваемых средств превышает 10 000 руб., а сторонами сделки выступают физические лица, оформление письменного соглашения является обязательным требованием закона;
    • предметом сделки могут выступать не только деньги, но и иное имущество, имеющее родовые признаки, а также ценные бумаги (их оценка осуществляется по взаимной договоренности сторон);
    • расписки о передаче денег в долг приравниваются по юридической силе к договору;
    • для частных лиц договор займа носит безвозмездный характер, если иное не будет прямо указано в тексте соглашения.

    Условия договора

    Для оформления нужно учитывать два существенных условия, предусмотренных ГК РФ:

    • предмет сделки — согласованная сумма денежных средств, определенное количество ценных бумаг, конкретные вещи и предметы;
    • порядок возврата предмета займа, в том числе срок передачи денежных средств или имущества обратно собственнику.

    Исходя из норм ГК РФ и положений судебной практики, в тексте соглашения указываются также следующие пункты:

    • дата и место составления документа;
    • подробные сведения об участниках сделки (Ф.И.О., паспортные данные и т. д.);
    • предмет сделки;
    • срок действия и порядок возврата денежных средств/имущественных активов;
    • условия о возмездном характере, если стороны согласовали эти условия;
    • ответственность за нарушение условий соглашения;
    • порядок урегулирования разногласий и споров.

    Хотя для наступления правовых последствий займа достаточно передачи денег и оформления простой письменной расписки, только при составлении договора можно учесть все перечисленные нюансы. Оптимальным вариантом будет являться оформление полноценного договора, а расписку нужно составить для подтверждения факта передачи денег или имущества.

    Ответственность за нарушение условий договора

    Порядок и условия ответственности за нарушение пунктов соглашения стороны должны определить самостоятельно. Выделим самые распространенные варианты штрафных санкций, которые используются по данному виду сделок:

    • повышенные проценты или штраф за просрочку возврата займа;
    • повышенные проценты или штраф за просрочку уплаты вознаграждения.

    Оформление договора беспроцентного займа между физическими лицами

    ГК РФ рассматривает займы между гражданами как беспроцентные сделки, если сумма передаваемых средств или стоимость имущества не превышает 100 тыс. руб. Поэтому для оформления займа без возврата процентов на сумму более 100 тыс. руб. такое правило нужно прямо указать в договоре.

    Текст договора займа без процентов будет составляться по общим правилам за исключением соответствующего пункта о выплате процентов. Это касается и передачи имущественных активов. Такие сделки также по умолчанию признаются беспроцентными, если иное прямо не указано в договоре.

    Читайте также: