Добро и зло в мировых религиях доклад

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жаков Каллистрат Фалалеевич

Впервые публикуется текст лекции выдающегося коми ученого и писателя Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926), прочитанной им в г. Риге в 1924 г. и посвященной взглядам различных религий на добро и зло.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жаков Каллистрат Фалалеевич

It is first published lecture Komi outstanding scientist and writer Callistratus Falaleevicha Zhakov (1866-1926), delivered to them in Riga in 1924, devoted to the views of various religions into good and evil.

ДОБРО И ЗЛО В РЕЛИГИЯХ НАРОДОВ И В ЖИЗНИ* К.Ф.ЖАКОВ

Впервые публикуется текст лекции выдающегося коми ученого и писателя Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926), прочитанной им в г. Риге в 1924 г. и посвященной взглядам различных религий на добро и зло.

Ключевые слова: язычество, христианство, буддизм, лимитизм

K.F. ZHAKOV. GOOD AND EVIL IN RELIGION OF PEOPLE AND THEIR LIFE

It is first published lecture Komi outstanding scientist and writer Callistratus Falaleevicha Zhakov (1866-1926), delivered to them in Riga in 1924, devoted to the views of various religions into good and evil.

Key words: Paganism, Christianity, Buddhism, limitizm

ДОБРО И ЗЛО В РЕЛИГИЯХ НАРОДОВ И В ЖИЗНИ*

Эта лекция посвящается Марии Яковлевне** ангелу-хранителю моему. Эта лекция ее собственность.

24-го февраля 1924 г.

- Это можно, только ты не волнуйся. Из всех твоих волнений ничего не выйдет, ибо ты не там живешь, где следовало бы.

- Кто этот Иов многострадальный?

- Это ты, сын мой, ты - Иов многострадальный. Ты изучил науки, философии, религии, дошел ты до познания Бога, и проповедовал ты двадцать лет, и более. И что же вышло? Покрыт ты проказой в глазах умных людей, и сидишь ты на пепле вне

** Мария Яковлевна Заринь - секретарь Общества лимитив-ной философии Латвии, ближайший помощник и спутница жизни К.Ф.Жакова в последние годы его жизни.

селения людского, вне радости жизни, в презрении у ученых мужей, в качестве сумасшедшего в глазах дельцов. Да, ты - Иов многострадальный.

Да, сын мой, не там ты живешь, где следовало бы. Ты должен быть в Азии, а не в Европе. Европе Бога не надо, религии не надо.

- Золото, благополучие, горючие газы, колониальная политика. И Европа обречена на гибель, как древние греки и римляне. Люди останутся в Азии. Поэтому беги, беги отовсюду, до гор Уральских, и далее в Азию. Беги, беги, пока еще жив. Здесь бесполезны посевы дум великих, ничего не вырастает. Но ты не волнуйся, только беги, беги отовсюду до гор Уральских, и еще далее в Азию.

Исполняя долг перед Богом, сегодня расскажу я тебе о добре и зле в религиях народов и жизни. Только слов моих не забывай.

Европа Бога никогда не любила и законов твердых не имела. Вот почему азиаты иудеи берут вверх повсюду, руководя социалистами, коммунистами, разбойниками, хищниками. У иудеев есть закон. Есть солидарность. Иудей-банкир, и иудей-коммунист, и иудей-буржуй, и иудей-социалист, и иудей-черносотенец, и иудей-анархист - все подчиняются закону Моисея и заветам его.

Теперь перейдем мы к рассказу нашему о добре и зле.

Эти слова книги Бытия списаны с мудрости аккадийцев. А как у них говорится?

Высшее существо, от кого произошли все боги, был Илу (в Ассирии - Ильма, Ен), он носил национальное имя, и Ма-ассури значит земля Ассури. Этому таинственному Богу храмов не воздвигали.

Из него произошла божественная триада:

1. Ану (Оапнес у греков) - первобытный хаос, первое истечение из бот. субот*.

2. Бэл - демиург, организатор мира.

3. Ао (Бин) - бог-сын, разум управляющий и оживляющий мир Ану от Ила.

Каждому божеству соответствовало отражение (женское божество):

Билита - мать богов - Бэл,

Таоуфа - великая госпожа - Ао.

Второе истечение (эманация):

1. Самас - солнце.

3. Новая форма Ао или** Бино - бог неба и атмосферы.

Далее боги планет.

2. Меродах (Юпитер).

5. Небо (Меркурий).

Меродах (Юпитер) - проявление Бэл.

Адор - огонь - Геркулес, сын Зодиака.

Небо - Бог разума.

От Иштар - Астарта***.

Вначале был беспорядок, Бэл привел в порядок.

Эаханг (Сана) - Ану, приняв вид рыбоподобного вещества, научил людей письму и наукам. (Бе-рос).

Бог ветра и бури Адад и бог солнца Шамаш поведали тайну Ану, Энлиля и Эа людям.

Значит, с людьми имели дело первобытный хаос (дух зла) (змий в раю) и Адад - бог огня.

И все произошло от Первопричины Илу. Значит, добро и зло от Бога-Первопричины.

Были боги добрые и злые. Но они - от Первопричины. Откуда зло? От Бога-Первопричины. Такой ответ дают аккадийцы и кушиты. Значит, первичное понятие зла - это темнота. И Бог-первопричина при помощи света озаряет темноту. Очевидно, зло - проблема Бога-Первопричины. Мировое, космическое зло - это его проблема.

Второе понятие. Во время солнечных затмений солнце борется с темнотой, с темным чудовищем. Очевидно, Бог добра [и] света борется с Богом зла. Лето борется с зимою, с холодом. Отсюда миф о борьбе Ормузда (света) с Ариманом (с темнотой). Но и Ормузд, и Ариман - оба от Бога-первопричины.

Второе понятие о зле - астрологическое. «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом. Между ними пришел и сатана, злой

Кто здесь Господь?

Господь - Бог грома и молнии.

Планеты и звезды. Между ними сатана, злой дух. Очевидно, это одна из планет, может быть, Сатурн, бог смерти. Красный дракон в Апокалипсисе - это Марс, бог войны.

Евангелие от Луки глава 10. 18.

Значит, и падающие небесные тела могли быть злыми духами, но в этом случае зло было проблемой*** для добрых богов, и они побеждали.

Третье понятие о зле. Злые боги - это боги других народов или боги прошлых времен.

С принятием христианства народы стали считать своих былых богов бесами. Змей, соблазнивший Еву, был бог минувших времен, побежденный богом солнца и огня. И в этом случае Зло было проблемой*** для преодоления.

Значит, слава мира в руках дьявола, только надо поклониться ему. Поставил Иисуса на крышу храма и предлагал броситься вниз и этим фокусом удивить мир. Богочеловек отверг все эти блага. Если бы был просто человек, пожелал бы и славу, и величие, и хлебы, чтобы подкупить людей, и тайны фокусов, чтобы ослепить народы. Но он отверг.

Так же Мара, бог чувственной любви, искушал Будду.

Затем зло понимали как причину болезней. В древности болезни объяснялись как следствие дел злых духов. Дух входил в человека и порабощал его.

**** Евангелие от Луки, глава 4. 1-6.

был низкий, а при новом хозяине голос писклявый. Это раздвоение личности.

Наконец за 6 веков до рожд[ения] Христа Гаутама-Будда объявил, что всё Бытие, и всякое Бытие, и земное и небесное, действительное и загробное - всякое Бытие - зло и страдание. И стал учить, что надо не-быть, выйти из цепи Бытия, при познании того, что все иллюзии, сон, обман, и при помощи аскетизма, уничтожая в себе всякое желание. Значит, и в этом случае зло было проблемой*.

И как понятие зла менялось у народов, так изменялось и понятие добра.

6. всякое преодоление,

8. ощущение Божественного,

И, наконец, для Будды добро - небытие. И все эти виды добра - решение проблемы жизни, проблемы* Божественной или человеческой.

Буддийское понимание добра.

(Христианское, философское, этическое, научное).

Буддизм есть северный и южный. Северный в Китае, в Тибете, в Японии. Южный - на Цейлоне. Северный буддизм считает Будду Богом-спасителем и повествует о его бесчисленных перевоплощениях. Особливо любопытны рассказы о предсуществованиях Будды.

Умиляется царь невиданным зрелищем и, выслушавши объяснение мудрого животного, освобождает его от смерти и затем отказывается от истребления каких бы то ни было живых тварей.

2. Другой раз грядущий Будда, бодхисатва, был Богом Индрою. Напали асуры на богов. Неожиданно было нападение, стремителен натиск, боги бежали. Бежал и Индра. Но вот он замечает, что от сотрясения его колесницы падают с деревьев гнезда лесных пташек, и убиваются малые птенцы. Жалко их стало и, чтобы не губить их, рискуя сам погибнуть от настигающих врагов, Индра колесницу останавливает. Спешились и спутники, ободрились. Грянул новый бой, и победа увенчала подвиг сострадания к меньшим братьям**.

3. В другой раз бодхисатва-отшельник отдает себя на съедение тигрицы, готовой с голода растерзать новорожденных детенышей.

Так, северный буддизм добром считает сострадание, милосердие, великодушие, милостыни. Обратные явления - зло. И за добро есть награда, и за зло - наказание.

4. Повесть о мудром зайце Шаше.

И вот однажды в день упосаты, Бог Сакка, чтобы испытать мудреца, явился сам к лесным мудрецам в виде кочующего брамина и стал просить пищи.

Выдра отдала ему семь рыбок, забытых кем-то на берегу и подобранных ею. Шакал уступил пару кусков вяленого мяса ящерицы** да крынку кислого молока, которые он хитроумно стащил в шалаше полевого стража, а обезьяна угостила странника связкою манговых плодов. У одного зайца не было ничего пригодного для путника: сено не про него, а рису, сезама и бобов - где их взять в пустыне? И вот заяц решает накормить гостя своим мясом. Он просит развести костер и, отряхнувшись, чтобы, не ровен час, не погубить мелкую тварь в шерсти своей, прыгает в огонь, приглашая гостя изжарить его и съесть. Бог отказывается от жертвы и повелевает, чтобы луна отныне и до века носила на челе своем изображение мудрого зайца.

Эти буддийские нравственные сказания повлияли на все народы. Сказки народные о правде и кривде, о трех братьях, о мачехе и падчерице, о морозке, стариках мудрых, живущих в лесу, о женщинах хитроумных, тоже проживающих в дремучих борах. Это все переделки и заимствования из буддийских источников, повествующих о перевоплощениях Будды.

О непротивлении злу.

(учение сев[ерного] буддизма)

Таков принцип буддийский непротивления злу. Отсюда всевозможные повести и сказки у разных народов о мудрых царях.

Добро и путь спасения доступны для каждого.

(по сев[ерному] буддизму)

Добро по учению Христа.

«Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится.

Не судите, да не судимы будете.

Вот такая жизнь - добро, противоположная -

Апостол Павел [обращался] к римлянам: Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками. Через Христа верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постигает потому, что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Добро и зло по лимитизму.

1. Лимитизм есть кристаллизованный опыт человечества.

2. Лимитизм есть связь всех мнений, всех наук, всех опытов, всех философий, всех религий.

3. Лимитизм ни с кем и ни с чем не спорит.

4. То что есть, то есть, но есть возможное и первопричинное.

6. Есть то, на что указываете вы, но есть еще и другое. И многое иное.

7. Можно смотреть на предмет с разных сторон, и вести бесконечные споры. Но что такое сам-то предмет, взятый в целом?

8. Что существует истинно, и что существует субъективно?

9. Что существует для тела, и что для души, и что для разума, и что для сказки, и что для доброго.

10. Где вселенское миропонимание, где вселенское мироощущение?

11. Где слезы, где радость, где проза, где поэзия, где насыщение всех и каждого, и всех категорий.?

И полон его амбар, и много всего у него. И садов, и жилищ, и планет, и солнц, и пространств, и бесконечностей. Зовите Его, маните Его к себе чистотой помыслов, и делами добрыми надеждой, верой, и любовью. И Он придет, и спросите Его, кто Он такой. И ответит Он. И услыхав ответ его, вы обезумеете как цапля при виде луны, и не захотите ничего более.

Вы попробовали Его, на язык положили Бога, и нашли, что он слаще всего. И скажите: О! Он! Он!* И захотите быть в единстве с Ним. Это Бог, и Нирвана, и Христос, и спасение, и насыщение духа, и причина жизни, и цель ее.

Здесь абсолютное добро. Бесконечное во всех смыслах нельзя узнать исчерпывающе. Но и абсолютного незнания тоже нет. Есть приближение, есть касание, есть познание влияния Бесконечного на конечное.

Сумму углов треугольника* я не могу доказать без допущения бесконечных параллельных линий. Влияние их я знаю. Так и Его. Дела Его мы видим повсюду. Без Него не было бы [ни] единства природы, ни единства человека, ни единства жизни, ни закономерности, ни взаимного влияния конечных вещей.

Он существует, и мы познаем и ощущаем. И познание есть знание отношений по всем категориям, и познание есть как откровение (для внешних чувств и для внутреннего глаза). Мудрость есть синтез познаний и откровений. И это все добро. Мы касаемся к Бытию телом и душою, и разумом, и сказкой-мечтой, и любовью. И только ли это? В человеке, кроме этих категорий есть первопотенци-альное ядро. И оно, семя первичное касается к Первопричине Бытия. (Это экстаз религиозный). Так. Все узлы Гордиевы из него и в нем. Узлы Гордиевы неразрешенные - зло, но решение в нем, и это - добро. Зло загадка, и ее решение - добро.

Лимитизм есть философия любви Вселенской, любви и дружбы национальной и международной, философия и мудрость дружбы между людьми. Нужно взять тяготы друг друга и дружно нести, стремясь к Богоощущению, к Богопознанию, к Богооправданию, к Боговыявлению, к Богомыс-лию.

И изучая священное писание Вселенной, и мудрость звезд, планет, живых тел, созидать жизнь людей согласно тексту Бытия и возможного, и Пер-вовозможного. И это добро.

Лимитизм есть библия человечества, открытая нам Богом для утешения от скорби Вселенской, от скорби национальной, от скорби семейной, от скорби индивидуальной.

Для этого открыт Богом лимитизм. Он указывает на ступени лестницы восхода.

Ступени лестницы восхода.

2. Система философий.

3. Система религий.

4. Утоление души.

5. Утоление разума.

6. Исполнение сказки.

7. Утоление любви чистой, потенциальной.

8. Насыщение духа в Боге.

с. Совместная деятельность, кооперация, самосознание национальное, самосознание общечеловеческое, самосознание Единства с Богом.

И это добро и преодолеет зло.

Внутренняя жизнь космоса.

(Индивидуализация, карма разных видов силы общества).

Из Первопотенциала (из его тенденций разного вида) возникли разные космические состояния (планы).

1. Космическая, потенциальная любовь кдру-гому, и жажда ее* (доброе).

2. Жажда потенциальная творчества** (план прекрасного).

. Закономерность внутренняя и знание ее (план разума).

4. Воля к жизни (план психического).

Материализация внутренних состояний космоса.

Из тенденции всемогущества - элементы материи, и точки пространства и моменты времени.

1. Первый синтез материи с волей - живое индивидуальное.

2. Второй синтез - связь разума с волей и с материей - разумное живое существо.

3. Третий синтез - связь сказки с разумом, с душевным, с телесным, и возникает искусство.

4. Четвертый синтез - связь любви чистой со всеми категориями, возникает нравственное, животное, нрав человека.

5. Пятый акт проявление через все эти состояния индивида - Первопотенциального, и это Богочеловек.

Так человек во плоти может жить в разных состояниях на земле (в разных планах, в разных небесах). И это добро. Власть низших сторон над высшими (сумасшествие). Безнравственность - это зло). И это наша задача воспитания.

Так и в обществе надо будить разумное из его потенциала, и прекрасное, и божественное. Общество должно быть Богочеловеческим. В обществе поэтому надо различать - силы реальные, потенциальные, Первопотенциальные. Проявление высших сторон - добро. Уход их - зло. Общество надо воспитывать. Современное зло бесконечно велико.

2. Незнание системы наук.

3. Односторонность взглядов.

4. Безбожие, невежество в области религиозного сознания.

5. Беспредельное честолюбие и славолюбие современников.

6. Мания величия и болезнь души и нервов.

7. Иудейский всемирный капитал,

8. И его орудие - социализм и коммунизм.

9. Их съезды и шумиха.

10. Крики и лозунги демагогов.

11. Хаос парламентской жизни, уменьшение авторитета государственной власти.

12. Потеря чувства законности.

Средства от зол.

1. Распространение системы наук, системы философий и системы религий, т.е. лимитизма.

2. Необходим подъем религиозного чувства и познания.

3. Всякая религия (даже шаманизм) лучше безбожия.

4. Необходим национализм углубление национального самосознания.

5. Союз народов на равных правах.

6. Увеличение кооперативности.

7. Учреждение школы политической деятельности с тем, чтобы не получившие аттестата политической зрелости, не могли быть избираемы в парламент.

8. Политическая мудрость должна быть основана на сокровенной истории народов, на священных писаниях народов, на их тайных желаниях.

Вожжова Виктория Александровна

Учебно-исследовательская работа по основам мировых религиозных культур на тему:

Авторы: ученица 4а класса Крутевич Ангелина.

Руководитель: учитель начальных классов Вожжова Виктория Александровна.

сл. Больщая Орловка

II . Основная часть

2.1. Что такое добро и зло. 4-6

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей……………………………………………………. 6-7

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира……………………………………………….7-10

  • Библия о происхождении добра и зла.
  • Обозначение добра и зла в христианстве.
  • Обозначение добра и зла в иудаизме.
  • Обозначение добра и зла в исламе.
  • Обозначение добра и зла в буддизме.

III. Практическая часть

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования………………………………………10-11

Я задумалась над вопросами: что означают понятия добро и зло , почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, как стать добрым человеком?

  • определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;
  • расширить знания о таких качествах, как добро и зло;
  • формировать представления о добре и зле в разных религиозных культурах;
  • подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Объект исследования: добро и зло.

  • если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.
  • наблюдение;
  • сбор необходимой информации;
  • анкетирование;
  • анализ, обобщение.

II . Основная часть

2.1. Что такое добро и зло?

Чтобы узнать, что такое добро и зло я обратилась в библиотеку. В библиотеке из энциклопедий, словарей я узнала следующее:

  1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.).
    ЗЛО
    1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только зло. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3ло берет. Иметь (держать) зло на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.)

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

ДОБРО, добра, мн. Нет, ср.

1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.

2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам, добра желаю. Из этого добра не выйдет. Нет худа без добра. Пословица. От добра добра не ищут. Пословица.

3.Доброе дело, добрые поступки. Делать много добра.

1. Дурное, греховное, вредное; противоп. добро. Причинить Зло. Сделать Зло. Большое Зло. Платить злом за добро. Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое Зло. Пушкин.

2. Беда, напасть, несчастье (книжн. устар.). Это Зло еще не так большой руки. Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.

3. Злость, злое чувство, досада, преимущ. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (разг.). Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла. Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.

А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

2.2. Энциклопедия мудрых мыслей.

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство

этого высказывание великих мыслителей.

2.3.Понятия добра и зла в религиях мира.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги, равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало только добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии

В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!”

В представлении иудаизма , борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача иудея - бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (это удаётся лишь праведникам), то можно хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки - величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир.

Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире по воле Бога. Он указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости.

Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других.

Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

Воздаяние: мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим — вечные муки ада.

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро - действия, которые уменьшают страдания.

Зло — это страдание, которым пронизана вся жизнь: муки рождения (ведь ребенок всегда плачет, когда входит в этот мир), болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста — это именно освобождение от страдания.

Путь зла отдаляет нирвану: убийство, воровство, гнев, ложь, грубость. Одно из самых плохих деяний в буддизме - это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем ещё больше боли. Гнев обычно вызывается каким-нибудь пустяком, однако его последствия поистине ужасны. Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, — сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев.

III. Практическая часть.

В опросе участвовали 20 человек.

14 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Для 6 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

3.2. Анкетирование и результаты анкетирования

Прежде, чем приступить к творческой работе я решили провести в классе анкетирование. Обучающиеся 4а в ходе анкетирования должны были ответить на следующие вопросы:

1.Верите ли вы в добро?

2.Каковы истоки вашей доброты?

3. Часто ли вы совершаете добрые поступки?

В ходе анкетирования были получены следующие результаты.

На вопрос № 3. Часто ли вы совершаете добрые поступки? – ответы также были неоднородными:

Почти никогда – 0.

Данные также представлены в виде круговых диаграмм.

3.3. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

(Приложение 3. Дерево добрых дел.)

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.

СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение
2.О добре и зле
3.Трактовка зла и порока в мировых религиях
3.1.Буддизм
3.2.Иудаизм
3.3.Христианство
3.4.Ислам
4.Взгляды некоторых философов-моралистов
4.1.Сократ
4.2.Эпикур
4.3.Кант
4.4.Милль
4.5.Ницше
4.6.Толстой
4.7.Швейцер
5.Заключение

1.Введение.

Этика - это раздел философии, изучающий феномен морали. Хотя у каждого человека есть в сознании некоторое представление о морали, именно в рамках этики оно раскрывается в отчетливое понятие. Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, соответствующим неким глубинным законам человеческого бытия. Такое выяснение заранее предполагает, что эти законы реально существуют. Предметом этики является сам человек, но не человек, каким он является здесь и теперь, а каким он должен быть в свете морального закона. Моральные законы требуют от человека возрастать в своей человеческой сущности, становиться всё более человеком. Этика рассматривает человека как субъекта морали - как моральное существо, способное поступать, считаясь с моральным законом. История этики знает много этических систем, каждая из которых предлагает свой подход к исследованию ситуации морального выбора и своё объяснение, и обоснование феномена морали. Можно сказать, что каждая этическая система - это некий путь к пониманию или объяснению этого феномена. Существование многих этических систем отнюдь не означает существования многих моральных истин. Речь идёт о разных способах их постижения и истолкования. В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора, не обусловленного никакими природными или социальными законами.

2. Добро и зло.

3. Трактовка зла и порока в мировых религиях.

3.1. Буддизм.

Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Под блаженством (счастьем) в самом общем смысле понимается трудно определимое состояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает свою внутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой, когда он полностью доволен и не хочет ничего другого, когда он, говоря образно, может просто остановить часы, ибо он - вне времени и ничего лучше того, что он уже имеет, не бывает. Страстям угодить не возможно. И как бы ни относиться к ним, ублажать ли их льстиво, подавлять ли беспощадно, или сочетать лесть с суровостью в разных пропорциях, они не изменят своей тёмной иррациональной природы. Будда, как он считает, переводит деятельность на новую основу, когда лишается смысла то или иное отношение к страстям, когда страсти вообще исчезают в качестве предмета, через отношение к которым человек определяет свою нравственную идентичность. В основе жизнеучения Будды лежат четыре благородные истины, открывшиеся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей. Вот они: есть страдание; есть причина страдания (не качество желаний, а само их наличие является источником страданий); и есть прекращение страданий - нирвана; есть путь, ведущий к прекращению страдания, - правильная срединная дорога. Нравственное совершенствование по-буддийски можно истолковать как движение от индивидуалльно-личностной определённости к абсолютно-безличному началу. В учении Будды есть такое понятие metta, переводимое на русский язык как любовь, отсутствие ненависти. Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевший вражду в себе, чувственную привязанность к миру и которое реализуется в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.

3.2. Иудаизм.

3.3. Христианство.

3.4. Ислам.

4.Взгляды некоторых философов-моралистов.
4.1. Сократ

4.2. Эпикур.

С именем Эпикура связана одна из важнейших традиций философской этики, получившая название эвдемонизма. Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой - таков моральный пафос учения Эпикура. Он понимает счастье как самодостаточность индивида. Для достижения такого состояния, считает Эпикур, человек должен жить незаметно, свернуть свое бытие до безмятежного покоя. Человеку, как и вообще всем живым существам, свойственно стремиться к наслаждению (удовольствию) и избегать страданий. И, казалось бы, человеческое бытие не заключает в себе никакой тайны: живи в свое удовольствие - вот и вся мудрость. Однако в опыте жизни удовольствия теснейшим образом переплетены со страданиями. Одно переходит в другое. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. За удовольствия приходится платить. Стремлением к удовольствиям человек восполняет какой-то недостаток, устраняет душевный или телесный дискомфорт. Наслаждение нельзя определить иначе, как отсутствие страданий. Учитывая, что под наслаждением понимается отсутствие страданий, единственный признак полноты наслаждений - полное отсутствие потребности в них. Это такое состояние, при котором живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему. Идеал Эпикура - независимость индивида от мира, вернее, та безмятежность, тот внутренний покой, свобода, которая обретается в результате этой независимости. Эпикур делит удовольствия на три класса: а) естественные и необходимые (прежде всего элементарные телесные потребности); б) естественные, но не необходимые (например, изысканные яства); в) неестественные и не необходимые (честолюбивые замыслы). Естественные и необходимые желания легко удовлетворяются; человек, способный ограничить себя этим крайним минимумом, независим от обстоятельств, случайных превратностей судьбы.
Окружающий мир входит в человека не только непосредственно - через страдания, но и опосредованно - через страхи. Если страдания нейтрализуются культурой удовольствий, то страхи - культурой философского мышления. Философское мышление освобождает от трех основных страхов. Во-первых, от страха перед богами. Этот страх порожден лживыми домыслами, будто боги вмешиваются в человеческую жизнь. Во-вторых, философское познание освобождает от страха перед необходимостью. Природная необходимость не является, по мнению Эпикура, всепоглощающей. Рабский страх перед судьбой является предрассудком, тиски природной необходимости не сжаты плотно. В-третьих, философское познание делает человека свободным от страха перед смертью. Смерть, говорит Эпикур, не имеет к нам никакого отношения. Ведь она есть отсутствие ощущений, а все хорошее и плохое заключено в ощущениях.

4.3. Кант.

4.4. Милль

4.5. Ницше

4.6. Лев Николаевич Толстой.

4.7.Альберт Швейцер.

5.Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что изложенные в данной работе взгляды на соотношение добра и зла, не исчерпывают данной темы. Эта работа даёт обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вечных вопросов. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, психофизиологическими особенностями индивида, особенностями социального положения и многими другими факторами. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек имеет законные основания видеть мир таким, каким видит. Так же, как невозможно запретить испытывать те или иные чувства в ответ на жизненные ситуации, так невозможно заставить человека изменить своё этичексое мировоззрение. Можно лишь предложить что-то лучше, совершеннее и ближе к истине. И любой вправе принять или отвергнуть, либо иметь свое особое мнение по поводу этого "лучшего". Говорится не зря, что люди идут добровольно только под иго любви. Впрочем, человека легко обмануть, но рано или поздно жизнь расставит всё по своим местам. Мировоззрение, построенное на иллюзии, рухнет как те самые замки на песке.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная (работа с книгой, рассказ, работа с дидактическим материалом, демонстрация, практическая работа, беседа).

Методы: частично-поисковый, иллюстративно-репродуктивный.

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок № 9 “Добро и зло.”).
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник “Основы мировых религиозных культур” - 4 класс.

I. Актуализация знаний.

1. Звучит песня из мультфильма. Песня маленького Мука “Дорогою добра” сл. Ю. Энтина муз. М. Минкова ( слайд 1).

- Какая хорошая, добрая песня! - слайд № 2. Как прекрасно жить в мире, где все люди любят и понимают друг друга, умеют прощать обиды, поддержат, помогут в трудную минуту, порадуются твоим успехам. Все религии мира, все правила этики ведут человека по дороге добра. Ребята, скажите, что такое добро? Какого человека мы называем добрым?

(учащиеся отвечают с места).

II. Целеполагание и мотивация.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества и рассмотрим понятия добра и зла, греха и покаяния в разных религиях.

III. Изучение нового материала.

1. Работа со словарем и фронтальная беседа с учащимися.

- Все религии мира выясняют вопрос о добре и объясняют людям, что значит быть добрым. Давайте рассмотрим, как объясняется лексическое значение слов: добро, добрый, добродетель в Толковом словаре С. И. Ожегова.

Работа со словарем ведется индивидуально, через 2-3 минуты ребята с места комментируют лексическое значение слов, приводят примеры.

Материалы из словаря С. И. Ожегова (слайд № 3).

1. Делающий добро другим, отзывчивый, выражающий эти качества. Добрый человек. Доброе сердце. Добрые глаза. Он добр ко мне.

2. Несущий благо, добро, благополучие. В добрый час. Добрые известия.

3. Хороший, нравственный.

4.Дружески близкий, милый. Наши добрые друзья.

5. Хороший, безукоризненный, отличный. Пожелание доброго здоровья. Добрый конь. Добрый молодец.

6. Безукоризненный, честный. Доброе имя.

- Добро – Все положительное, хорошее, полезное; противоположное зло. Желать добра. Сделать много добра людям.

- А что означает ребята - поминать добром?

(ответы учащихся: вспоминать с благодарностью, с хорошим чувство)

- Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность (слайд №4).

Добродетельный – высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Добродетельный человек, поступок.

Библия о происхождении добра и зла.

Первые люди Адам и Ева жили в раю. Они знали Бога лично и постоянно общались с ним. Человек должен был управлять миром, был прекрасен и бессмертен. Все дозволялось человеку, кроме одного: нельзя было вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Но человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Дьявол, принявший образ змея, убедил Еву попробовать запретный плод. Нарушив волю Господа, Ева согрешила. Потом она дала попробовать плод и Адаму. Связь между Богом и людьми прервалась. Люди перестали быть бессмертными и были изгнаны из рая. Еве было определено в болезни рождать детей и находиться в подчинении у мужа. Адаму было назначено в поте лица трудиться все дни его жизни. Непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Первородный грех – это первый грех, который совершили Адам и Ева. В дальнейшем люди уже потеряли прямую связь с Богом и были открыты для воздействия зла. Даже ветхозаветные праведники не могли исцелить человека от первородного греха. Нужен был Спаситель, который искупил бы человеческие грехи и освободил людей от власти зла.

- Бог никогда не забывал о человеке. Его любовь к раскаявшемуся грешнику не знает границ. Не случайно одно из значений слова “грех” - ошибка, погрешность. Об отношении Бога к грешному человеку написано в Евангелии, в притче о блудном сыне.

Притча о блудном сыне. (Евангелие).

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель и ученики делают выводы.

- В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова “зло” в православии есть синоним – “грех”. Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть. После ошибки каждый слышит голос совести: “Так нельзя, исправься!” (слайд № 8).

Мусульмане также рассуждают о добре и зле (слайд № 9). О моральных качествах человека можно прочитать в главной книге мусульман, Коране. В Коране слово “добро” повторяется много раз. Добрые дела нужны всегда и всем. Их совершают для друзей и близких, для знакомых и незнакомых, для всех, кто нуждается в помощи. “Если вы творите добро, то совершаете его для себя”, - написано в Коране. Ребята, объясните, как вы понимаете эти слова? (Добро всегда отзовется добром. Оно вернется к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.) Послушайте дагестанскую притчу о добре, определите ее главную мысль.

Притча о добре (слайд № 9)

Учитель предлагает творческое задание: Ребята, объясните смысл этой притчи. Продолжите притчу, как вы думаете, что произойдет дальше?

чащиеся работают самостоятельно, продолжая домысливать сюжет притчи. Через 5-7 минут по желанию они рассказывают, что они придумали).

Послушайте стихотворение великого поэта Саади. Он жил в 13в., но его размышления о судьбе человека, об отношении к миру не устарели и сегодня.

(Ученик читает наизусть стихотворение) - слайд № 10.

Когда добро и мир несем мы людям,
То и в земле спокойно спать мы будем.
Ты здесь о жизни будущей своей
Заботься, не надейся на друзей.

Все, что имеешь, миру открывай
И в землю, словно клад, не зарывай.

Мудрец, благодеяний грех чуждаться!
Твори добро, чтоб после не нуждаться.

Иди, давай бальзам больным сердцам,
Кто знает, вдруг больным ты будешь сам.

Мусульмане стараются быть добрыми и щедрыми (слайд № 11). Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху.

3. Добро и зло в буддизме.

В буддизме добро и зло всегда идут вместе (слайд № 12). Маленький Гаутама (Будда) жил в прекрасном гармоничном мире, который искусственно создал ему отец. Но четыре встречи разрушили гармонию, перевернули всю его жизнь. Из первой встречи со стариком Будда узнал, что есть на свете старость. Вторая встреча раскрыла, что существует болезнь. После третьей встречи юноша осознал, что все люди смертны. Четвертая встреча с отшельником открыла путь избавления от бед. Гаутама оставил своих близких и поехал прочь из родного дома, чтобы избавить мир от страданий и зла. В буддизме зло – это болезни и беды, ссоры, старость, смерть. Человек может избавиться от зла, если достигнет духовного просветления и перерождения. У буддистов это называется состоянием нирваны.

Давайте послушаем джатаку ( притчу) буддистов, сформулируем ее главную мысль и объясним, как здесь раскрывается понятие добра.

Джатака об одиноком слоне (слайд № 13) - ребята читают по ролям.

Давным-давно в Гималаях жил прекрасный белый слон. Все восемьдесят тысяч гималайских слонов сошлись и сделали его вожаком. Но недолго он правил слонами, увидев в стаде грех, он удалился и стал жить один. Он никогда не выходил из леса, чтобы не вытоптать посевы земледельцев.

Однажды один из жителей Варнаваси заблудился в чаще. Слон, вы уже догадались, что это был переродившийся Будда, привел человека к себе, накормил его досыта вкусными плодами, посадил его на спину и привез в город. Горожане удивились такому чуду, все восторгались красотой и силой слона. Спасенного человека уже считали погибшим. Но, кажется, никто не обрадовался ему, кроме ростовщика, который ждал долг. Подойдя к слону, ростовщик потрогал его клыки и сказал, обращаясь к спасенному:

- Эти клыки – настоящее сокровище!

Слон покачал головой, словно соглашаясь с этой оценкой, а затем удалился с царственным достоинством.

Спасенный отправился на рынок, чтобы узнать, сколько стоят бивни живого слона. Он очень обрадовался, когда понял, что они дорогие.

Вскоре спасенный вернулся в лес и нашел там убежище одинокого слона.

- Ты снова заблудился? – воскликнул удивленный Будда в образе слона.

- Нет, - ответил человек. – Я пришел к тебе за помощью. Я бедный человек, мне не на что жить. А у тебя два клыка, которые стоят очень дорого. Отдай мне один клык, я его продам и буду кормиться, а ты можешь обойтись одним.

- Что ж, - сказал слон. - Сходи за пилой.

- Я ее захватил, я знал, что ты добрый слон и поможешь мне.

Слон подогнул ноги, чтобы человеку было удобно работать. А спасенный отпилил сначала один клык, а потом ,подумав, и другой.

- Ты не думай, - сказал слон, - что клыки мне не дороги. Знай, с их помощью можно достигнуть спасения и просветления.

Но человек, кажется, не понял смысла сказанного. Он спрятал бивни в мешок и зашагал к городу, даже не поблагодарив слона.

В городе он продал клыки, рассчитался с ростовщиком и некоторое время жил в роскоши на оставшиеся деньги. Когда они закончились он снова пошел в лес отыскал слона и сказал ему:

- Почтенный! Я продал твои клыки, но деньги пришлось отдать за долги. Мне снова не на что жить. Дай мне остатки твоих клыков.

- Возьми, - сказал слон, опускаясь на землю.

Он спилил клыки и отправился восвояси. Вскоре он снова пришел к слону и потребовал корни его клыков. Слон молча лег на землю. Отбив корни клыков, негодяй ушел. Слону было очень больно, но он не пошевелился и не застонал. Человек шел и думал, что купит он на вырученные деньги. Но шел он не далеко. Земля, которая выдерживает тяжесть гор дрогнула под его ногами. Из трещины в земной коре вырвалось пламя в форме хобота, и злого человека швырнуло в преисподню.

А Будда произнес: “Глаза неблагодарного повсюду так и рыскают. Людская жадность низкая.”

IV. Первичное закрепление.

Беседа по вопросам.

- Как называется непослушание человека Бог?

- Что значит быть добрым?” (слайд № 15)

- Легко ли быть добрым? Аргументируйте свое мнение примерами, которые вы услышали сегодня на уроке.

V. Домашнее задание (по выбору) – слайд № 16.

Напишите сочинение в форме эссе на тему:

“Быть добрым не всегда бывает просто”.

VI. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята самостоятельно заполняют карточки, продолжая предложения

“О добре рассуждают во всех религиях, потому что. ”

Скажите, что было на уроке самым: (слайд № 18):

Используемый учебный материал:

1. Книга для учителя (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., “Просвещение”, 2010.

“Основы мировых религиозных культур” (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений) Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., “Просвещение”, 2010.

А. И. Немировский “Мифы и легенды Древнего Востока” М., “Просвещение”, 1994.

3. Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

Понятия добра и зла в христианской философии. Амбивалентность образа дьявола как следствие этического дуализма. Воля Бога как источник нравственных ценностей в религиозной этике. Этический монизм в христианстве. Роль Христа в решении проблемы добра и зла.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.03.2010
Размер файла 21,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вологодский государственный педагогический университет

Реферат по философии

Проблема добра и зла в христианской философии

Выполнил: студентка 3 курса

Вологда 2008 год

План

    Вступление
    • Бог и дьявол
    • Добро и зло
    • Теодицея
    • Грех и добродетель
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Вступление

    Добро и зло - наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства, качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий. Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

    Уже первобытная мифология не скупилась на выразительные средства, изображая место и роль добра и зла в мировой драме. Для классовой цивилизации с ее обостряющимися антагонизмами эта тема приобрела еще большую важность. От идеологии, объединяющей разные народы и социальные группы ждали разъяснений, как правящие миром силы относятся к человеку, дружественно или враждебно, кто в этом мире "свои" и кто "чужие", с чем следует сражаться и что поддерживать. Отсюда возникла проблема происхождения добра и зла, важнейшая в религии и этике.

    Если в безрелигиозном сознании добро рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некоей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть благо, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди могут не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они могут придти к Богу как высшему благу.

    Бог и дьявол

    Своеобразный компромисс между подчеркиванием силы и слабости зла был найден христианством. Первопричиной зла здесь выступает не Бог, а менее могущественное сверхчеловеческое существо - дьявол, падший ангел. Дьявол изображен в Библии и сочинениях отцов церкви антагонистом Бога. Вместе с другими отпавшими ангелами он низринут на землю, где старается установить и увеличить свое царство. Убеждение, что "мир во зле лежит", является общим и для гностицизма, и для христианства. Различие состоит в том, что последнее отрицает роль дьявола в творении мира и придает его власти более эфемерный характер. Верховный владыка зла и подчиненная ему нечистая сила способны, вселяясь в людей, вызывать у них бешенство, одержимость, а также физические немощи и болезни. Но главным оружием дьявола в борьбе за души людей является обман, искушение, соблазн. К себе он заманивает земными благами, подобием всемогущества, призрачной властью. Сатана властен только над теми человеческими душами, которые сами отступились от Бога и склонились к нему. Правда, и в отношении их он ведет себя не совсем последовательно: вместо награды за измену богоотступники получают нестерпимые адские муки.

    В фигуре дьявола христианство попыталось совместить и силу, и слабость зла. В афористической форме противоречивая сущность дьявола выражена словами Мефистофеля из "Фауста": "Я часть той силы, которая всегда хочет зла, а творит добро". Дьявол вовлекает в свои сети тех, кто не проявил религиозной и нравственной стойкости. Таким образом, при всей злобности и омерзительности он фактически совершает благое дело: жестоко наказывает вероотступников и грешников, косвенно воспитывая у прочих твердость духа. Злобою своей дьявол, безусловно, страшен, но в бессильных потугах перевернуть божественный миропорядок он выглядит не столько страшным, сколько смешным. Зло, которое само себя разоблачает и развенчивает, перестает быть угрожающим, оно производит комический эффект.

    Амбивалентность образа дьявола есть необходимое следствие этического дуализма. Возведя зло к универсальному принципу, культура старалась соединить несоединимое: силу и бессилие, неукротимую энергию и внутреннюю ничтожность. Таким и получился дьявол. Его нельзя было изображать слишком могущественным, ибо тогда он стал бы равным Богу и привлекал бы на свою сторону тех, кто поклоняется силе. Но нельзя было преувеличивать и его тщедушность, ибо тогда никто не стал бы воспринимать его всерьез. В противовес этическому дуализму, персонифицирующему зло, сформировался монистический подход к ценностному содержанию мира. В этом подходе субстанционально только добро, зло же есть отпадение от бытия или ничто: недостаток, отсутствие, лишенность. Если в дуализме аморальность была переходом из одного враждующего лагеря в другой, то в монизме она была истолкована как уход в "никуда", как самоуничтожение.

    Религиозная этика считает, что нравственные ценности - нормы, принципы, идеалы, понятия о добре и зле, как и способность человека им следовать - даны ему Богом. Именно поэтому они имеют абсолютный, вечный и неизменный характер и общезначимое, одинаковое для всех содержание. Вообще авторитет морали в религиозных нравственных учениях опирается на представление о всемогуществе и всеблагости Творца. Бог оказывается необходимой инстанцией, придающей морали ее объективность, всеобщность, духовную возвышенность и благородство. Люди же с их приверженностью простым житейским интересам, подчиняющиеся своим желаниям и страстям, обусловленным их телесностью и чувственностью, не в состоянии без помощи Всевышнего ни выработать единого и правильного понимания добра и принципов истинной человечности, ни следовать им. Таким образом, источником нравственных ценностей и требований в религиозной этике является воля Бога, не просто определяющая их содержание, а буквально создающая его своим волением. В соответствии с идеями христианства, добро не может быть равноправно злу, добро выше и изначальней, оно лежит в основании мира.

    Добро и зло

    Христианскую традицию, отвергающую манихейское учение о противостоянии добра и зла как двух полярных начал, хорошо воспроизводит онтология Максима Исповедника: "Любовь есть божественная сила, стягивающая и связывающая воедино весь космос и всякую вещь, существующую в нем, высшую и низшую… Порок создан из того же материала, что и добродетель. Нет природных сил души и тела, которые были бы плохи сами по себе, они становятся злом лишь тогда, когда принимают… форму извращения". Иными словами, зло представляет собой испорченное добро.

    Выводя зло из ничего, теология надеялась его обессилить. Будучи ничтожным, зло не имеет силы, чтобы соперничать с Богом. Тот, кто восстает против божественной справедливости, наносит ущерб не ей, но себе. Враждебность происходит не от силы, а от немощи, ничтожности, поэтому неизбежно оборачивается против себя. Идея саморазрушения и самонаказания зла является очень важной для христианского умонастроения. Проходящий красной нитью через Новый завет мотив непротивления, любви к своим врагам может быть понят адекватно лишь в том случае, если мы примем во внимание эту идею. Как поучал апостол Павел, "если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья". Предоставляя врага самому себе, христианин ожидал его поражения. То, что возникло из ничего, не нужно уничтожать, следует только удерживать себя от его соблазнов.

    Нравственный порок сродни тьме и потому предпочитает ее свету. В Библии разъясняется, что "всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтоб не обличились дела его, потому что они злы". Сокрытая от людских глаз аморальность преуспевает, а при свете гибнет. Здесь, похоже, уловлена существенная характеристика зла, по крайней мере, лицемерного его аспекта.

    Истинное благо - это соединение человека с Богом. Поэтому добро есть то, что направляет человека ко Всевышнему, что ведет его по трудному пути разъединения с материальным чувственным миром и слияния с духовным Абсолютом. Отсюда следует, что все отвлекающее людей от Господа, уводящее их в конкретику материального бытия - зло.

    Теодицея

    Христианская этическая система указывает моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека. Тем самым мораль рассматривается в контексте моральной теологии, а понятие морального добра опирается на Священное Писание.

    Для христианства зло принципиально вторично, потому что мир творится одним-единственным Богом, явленным в трех лицах. Бог есть благо и бытие, он сотворяет мир из-за любви, потому зло не может быть присуще его детищу. Однако откуда же оно тогда взялось? Если Бог - абсолютное добро, безущербное благо, то почему кругом столько страданий? Может быть Господь все-таки зол? Нет, это исключено. Но тогда, возможно, он не всесилен и не справился с некими злыми началами, возникшими помимо его воли? Это предположение тоже отпадает, ибо Всевышний вездесущ и всемогущ, мир находится под его неусыпным контролем, и ни один волос не упадет с головы человека без воли Божьей. Тогда откуда же ненависть и жестокость? Так в христианской философии веками обсуждается проблема теодицеи - богооправдания в вопросе о наличии в мире зла. Теодицея должна была ответить на два вопроса:

    1) откуда возникает зло?;

    2) почему Бог его терпит?

    Одно из решений этой проблемы вновь приводит от монотеизма к некоему варианту двойственности мира. В соответствии с ним, Бог творит мир из Ничего, и негативная природа Ничто примешивается к совершенному Божьему творению, порождая временность, смертность, старение и прочие скверные вещи, включая все виды морального зла. Однако это объяснение может навести на мысль, будто Ничто - это явление, не подвластное Богу.

    Чтобы избежать такого ненужного казуса, теология предлагает другое объяснение происхождения зла: зло порождено гордыней и неверным употреблением свободы. Первое, еще "дочеловеческое" зло возникло в результате зависти и гордыни. Светлый ангел Люцифер, или Денница, вознамерился занять место Творца. Он-то и начал борьбу со Всевышним, переманив на свою сторону целый сонм неустойчивых ангелов, которые теперь стали приспешниками богоборческой силы. Люцифер из светлого ангела становится дьяволом, претендуя на чужое место. Его обуревают тяжкие страсти, свойственные моральному злу - жажда эгоистического самоутверждения, враждебности к созданному Господом миру, зависть к важнейшему атрибуту Бога - способности творить. В том-то все и дело, что дьявол - не Бог, он не способен созидать и умеет только красть то, что создается Богом. Кроме того, он сам - тварь, а не Творец, он принципиально вторичен и, в конечном счете, подчинен Божьей силе и провидению.

    Причиной, сыгравшей роль пускового механизма зла, стала свобода, которую Господь дал сотворенным им духам. И той же свободой он наделил человека. Бог не желал создавать "оловянных солдатиков", которые были бы автоматически покорны его воле. Он творил человека в полном смысле слова по своему образу и подобию, наделяя его свободой и способностью к любви.

    Человеку была дана возможность выбирать - предаться Божьей воле или следовать иными путями, отзываться на иные призывы. Адам не выдержал экзамена. Он нарушил божественный запрет, поддался искушению змия, пожелал "ведать добро и зло", как Всевышний. Свобода и гордыня вторично породили зло, низвергнув Адама в бренный мир, где его потомки сполна вкусили боль, старость, смерть, ненависть и жестокость. Версия, приписывающая происхождение зла свободе, снимает с Бога ответственность за зло и переносит его на тварей - духов и людей, проявивших бунтарство.

    У христианских авторов встречается еще одна точка зрения, согласно которой для того, чтобы увидеть действительность в ее истинном свете, надо подняться над человеческой личностной точкой зрения, возвысить и расширить свое восприятие до божественной позиции, обнимающей все существующее, тогда мы убедимся, что зла нет, что на самом деле все прекрасно и благостно, замечательно и совершенно, но наша частная позиция заставляет нас видеть только черноту, переживать негативное так, словно оно не есть элемент гармонии. Глубоким недостатком такой точки зрения является призыв выйти за рамки человеческого, чтобы пережить доброту мира. Получается, что пока мы существуем в теле, пока наш горизонт - это человеческий горизонт, мы обречены на зло и страдание, и только озарение святого способно преодолеть тесные рамки нашей земной позиции. Благо выступает как находящееся за пределами человеческого.

    Искупительная жертва Христа Спасителя, совершенная на кресте, раскрыла людям смысл человеческих страданий и указала им, что добро на Земле неизбежно подвергается страданию. Показала также, что жизнь есть подвиг и долг, но долг высший и прекрасный, дающий человеку непреходящее счастье. Таким образом, крест, который в своей жизни должен нести каждый христианин является не только испытанием и печалью, но и великой радостью. Ибо это - путь к небу, к горним высотам, к духовной красоте, восстание от нравственных падений и искупление души. Вот почему христианство, рассматриваемое в глубочайшей своей основе, есть религия креста, то есть страдания Добра для победы над Злом. Она учит своих последователей побеждать зло добром и страдать с радостным убеждением в том, что страдание - это и есть тот прекрасный процесс, которым совершается искупление человека. Кроме того, этот крестный путь искупления или совершенствования, путь страдания указывается не для одного человека, но для всего мира. Добро везде достигается путем страданий, вынести которые могут только люди, свято уверовавшие во Христа. Крест Христов на Голгофе символизирует сущность, преобразующую все печали человечества в вечную радость, Зла в Добро. Таким образом христианская религия утверждает положительное решение вопроса о Зле. Зло не только не служит отрицанием промысла Божьего, но дает высший пример особенно могущественного и поразительного обнаружения его в мире, становясь главным орудием Добра.

    Грех и добродетель

    В качестве высшего блага христианская этика принимает возвращение к Богу после отпадения, произошедшего в результате первородного греха. Моральное зло - это совершаемый человеком грех, ибо этим он сам создает себе препятствие на пути возвращения к Нему. Тем самым зло не позволяет достичь высшего блага и поэтому не может использоваться как средство к его достижению. Абсолютизм христианской морали определяется тем, что любое моральное нарушение есть грех, препятствующий достижению высшего блага, то есть безусловное зло.

    Ортодоксальное христианство поняло человеческую аморальность как грех. Как раб своему господину человек должен служить Богу каждым помыслом, деянием и членом. Грех есть уклонение от такого служения. Идолопоклонник, например, вверяет себя вместо творца тварям или бесам; блудник отбирает свое тело у бога и отдает блуднице; самоубийца намеревается по своему усмотрению распорядиться жизнью, принадлежащей богу. Основу греховности, вообще, составляет претензия на некую самостоятельность, стремление уподобиться богу, присвоив его познавательные и творческие способности. Подлинная свобода связывается христианством с подчинением божественной воле, а зло трактуется как извращенное употребление свободы, своеволие и гордыня. В отрицательной оценке гордости тенденция этического монизма видна особенно отчетливо. Осуждению подлежит уверенность в собственных силах, независимости, ценности. Именно поэтому религия осуждает не только жестокость, агрессию, явные пороки, которых не приемлет и светское сознание, но и то, чем безрелигиозное сознание гордится: рост материального богатства, экспансию техники, достижение всеобщего комфорта, балующего человеческие чувства, постоянные хлопоты о телесном здоровье. Даже общение и познание могут выступать существенными препятствиями на пути к вечной жизни и соединению со Всевышним, если они заслоняют трансцендентное. Как бы не была сильна земная любовь, она тоже обязана потесниться для того, чтобы уступить место более значимому переживанию - любви к Богу.

    Этический монизм, свойственный христианству, требует не разрушать что-либо, а укреплять и соврешенствовать то, что уже существует. Это мировоззрение, лишая зло онтологического статуса, выставляет его пустым, тщедушным, ничтожным, подчеркивает тем самым силу, величие и привлекательность добра. Если зло происходит из небытия и возвращается в него обратно, то в нем не может быть ничего притягательного. От него веет отчужденностью, холодом и скукой. Превращение аморальности в ничто способствует ее идейному и эмоциональному развенчанию.

    Заключение

    Теологические концепции связывали добро с проявлениями божественной воли, рациональные - с всесилием человеческого разума, натуралистические - с естественной природой человека или более общей проблемой сохранения и продолжения жизни.

    Читайте также: