Дисциплинарное судебное присутствие доклад

Обновлено: 18.05.2024

В результате изучения настоящей главы студент должен:

знать: место Дисциплинарного судебного присутствия в судебной системе РФ, его компетенцию, особенности судопроизводства;

уметь: анализировать и толковать правовые нормы, касающиеся орга­низации и компетенции Дисциплинарного судебного присутствия;

владеть: юридической терминологией применительно к анализиру­емой теме, навыками аналитической работы с нормативными правовыми актами.

Дисциплинарное судебное присутствие— самостоя­тельный федеральный судебный орган[133], состоящий из ше­сти членов — трех судей Верховного Суда РФ и трех судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж рабо­ты в качестве судьи в Верховном Суде РФ или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет.

Не могут выдвигаться на должности членов Дисципли­нарного судебного присутствия Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, а также судьи, входящие в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ и в состав Совета судей РФ.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия изби­раются соответственно на Пленуме Верховного Суда РФ и Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ тайным голо­сованием на конкурсной основе — не менее двух претенден­тов на одну вакансию.

Вносить предложения о кандидатурах в члены Дисци­плинарного судебного присутствия вправе все судьи, вхо­дящие в состав Пленума соответствующего Суда, в том чис­ле путем самовыдвижения.

Избранными в состав Дисциплинарного судебного при­сутствия считаются судьи, получившие наибольшее коли­чество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Вер­ховного Суда РФ или Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ.

Срок полномочий членов Дисциплинарного судебного при­сутствия — три года (одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд).

Члены Дисциплинарного судебного присутствия осу­ществляют свои полномочия без освобождения от долж­ности судьи Верховного Суда РФ или Высшего Арби­тражного Суда РФ, но они освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседа­ний Дисциплинарного судебного присутствия.

В компетенцию Дисциплинарного судебного присут­ствия входит:

1) рассмотрение жалоб граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ или решением квалифи­кационной коллегии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинарных проступков (далее — заявители), на ука­занные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассмотрение обращений Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за со­вершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда соответствующей квалификационной коллегией су­дей было отказано в удовлетворении представлений пред­седателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

График проведения заседаний утверждается Дисципли­нарным судебным присутствием, а местом проведения за­седаний является Верховный Суд РФ или Высший Арби­тражный Суд РФ.

Основанием для рассмотрения дел является поданная за­явителем жалоба или обращение Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, отвечающие установленным требованиям.

Поступившая жалоба (обращение) регистрируется Се­кретариатом Дисциплинарного судебного присутствия[134] и вместе с прилагаемыми к ней документами передаются члену Дисциплинарного судебного присутствия для реше­ния вопроса о принятии жалобы (обращения) к производ­ству.

Дела могут рассматриваться не менее чем пятью члена­ми Дисциплинарного судебного присутствия.

В каждом судебном заседании секретарем ведется про­токол в письменной форме; наряду с протоколом ведется аудиозапись, которая приобщается к протоколу.

Производство по делу ведется на русском языке в от­крытом судебном заседании[135].

Лицами, участвующими в деле, являются:

а) заявитель, т.е. лицо, направившее в Дисциплинарное судебное присутствие жалобу (обращение);

б) заинтересованные лица, т.е. квалификационная кол­легия судей, принявшая оспариваемое решение, а при рас­смотрении обращения — также судья, в отношении которо­го отказано в прекращении полномочий судьи.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в де­ле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительной причине, не является препятствием к рас­смотрению дела.

В ходе судебного заседания заслушивается выступление судьи-докладчика, а затем по существу жалобы (обраще­ния) заслушиваются лица, участвующие в деле, их пред­ставители, свидетели, председатель суда, направивший представление в квалификационную коллегию судей о до­срочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, исследуются доказа­тельства по делу, разрешаются ходатайства.

Пределы проверки жалоб (обращений):

- при рассмотрении дела по жалобе заявителя суд не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе;

- при рассмотрении дела по обращению Председателя Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ суд проверяет решение квалификационной коллегии судей, с которым не согласен заявитель, в пределах оснований и доводов, изложенных в обращении.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений мо­жет быть принято одно из следующих решений:

1) об удовлетворении жалобы и отмене решения соот­ветствующей квалификационной коллегии судей (полно­стью или в части);

2) об удовлетворении обращения и о прекращении пол­номочий судьи;

3) об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Решение Дисциплинарного судебного присутствия

по жалобе или обращению принимается открытым голо­сованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия в условиях закрытого совещания членов Дисциплинарного судебного присутствия. При рав­ном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение — отклоненным; никто из судей не вправе воз­держиваться от голосования.

Решения Дисциплинарного судебного присутствия принимаются именем Российской Федерации, вступают в законную силу немедленно после оглашения, являются окончательными и обжалованию не подлежат (могут быть пересмотрены Дисциплинарным судебным присутствием по вновь открывшимся обстоятельствам).

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте место Дисциплинарного судебного при­сутствия в судебной системе РФ.

2. Каков состав Дисциплинарного судебного присутствия и как он формируется?

3. Какие требования предъявляются к членам Дисциплинар­ного судебного присутствия?

4. На какой срок избираются члены Дисциплинарного судеб­ного присутствия?

5. Назовите компетенцию Дисциплинарного судебного при­сутствия.

6. Каковы особенности судопроизводства в Дисциплинарном судебном присутствии?

7. Каков порядок принятия решений по рассматриваемым делам членами Дисциплинарного судебного присутствия?

Рекомендуемая литература

1. Воронов, А. Ф. О Дисциплинарном судебном присутствии, судебной системе, видах производства и разделении властей // Законодательство. — 2010. — № 10.

2. Осин, В. В. О Дисциплинарном судебном присутствии и за­щите прав граждан // Адвокат. — 2010. — № 2.

4. Фоков, А. П. О Регламенте Дисциплинарного судебного при­сутствия // Российский судья. — 2010. — № 3.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).

Статья 2. Состав Дисциплинарного судебного присутствия

1. Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

2. Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 3. Требования, предъявляемые к члену Дисциплинарного судебного присутствия

1. Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации не менее пяти лет.

2. Кандидатами в члены Дисциплинарного судебного присутствия не могут выдвигаться Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, а также судьи, входящие в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

Статья 4. Порядок избрания членов Дисциплинарного судебного присутствия

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации или Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 5. Осуществление членом Дисциплинарного судебного присутствия своих полномочий. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия

1. Член Дисциплинарного судебного присутствия осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Член Дисциплинарного судебного присутствия освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

2. Срок полномочий члена Дисциплинарного судебного присутствия - три года.

3. Полномочия члена Дисциплинарного судебного присутствия могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 и 6 - 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

4. В период осуществления своих полномочий член Дисциплинарного судебного присутствия не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

5. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия утверждается совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Дисциплинарного судебного присутствия

1. Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

2. По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Статья 7. Порядок рассмотрения Дисциплинарным судебным присутствием жалоб и обращений

1. Жалобы и обращения рассматриваются Дисциплинарным судебным присутствием после изучения представленных Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации материалов по указанным жалобам или обращениям, а также сведений, характеризующих заявителя, в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

3. Жалобы и обращения должны быть рассмотрены Дисциплинарным судебным присутствием в течение двух месяцев со дня их поступления в Дисциплинарное судебное присутствие.

4. Если в отношении заявителя имеются сведения, требующие дополнительной проверки, то рассмотрение его жалобы приостанавливается Дисциплинарным судебным присутствием до окончания указанной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

Статья 8. Заседания Дисциплинарного судебного присутствия и порядок принятия решений

1. Заседания Дисциплинарного судебного присутствия проводятся председательствующим, который избирается из числа членов Дисциплинарного судебного присутствия на каждом заседании в соответствии с Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

2. Заседание Дисциплинарного судебного присутствия считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов Дисциплинарного судебного присутствия.

3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия. При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение - отклоненным.

4. Члены Дисциплинарного судебного присутствия не вправе воздерживаться от голосования.

5. Голосование членов Дисциплинарного судебного присутствия по принимаемому решению осуществляется в отсутствие заявителя, приглашенных и иных лиц.

6. Решение Дисциплинарного судебного присутствия оформляется в письменном виде, подписывается членами Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривавшими соответствующие жалобу или обращение, и оглашается в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

7. Решение Дисциплинарного судебного присутствия публикуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Член Дисциплинарного судебного присутствия вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению Дисциплинарного судебного присутствия.

9. Решение Дисциплинарного судебного присутствия является окончательным и обжалованию не подлежит.

Статья 9. Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 10. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на обеспечение деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

2. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия подлежит утверждению не позднее девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального конституционного закона.

3. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия избирается не позднее одного месяца со дня утверждения Регламента Дисциплинарного судебного присутствия.

4. Срок полномочий Дисциплинарного судебного присутствия исчисляется со дня избрания пяти его членов.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

1. Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

2. Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации или Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1)рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Билет 21. Присяжные заседатели и их функции. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Составление списков кандидатов в присяжные заседатели. Формирование коллегии присяжных заседателей.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.




3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта представление о необходимом числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов от соответствующих муниципальных образований.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию путем случайной выборки установленного числа граждан.

4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, который подписывается руководителем и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели.

8. Запасной список кандидатов подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов публикуются в СМИ соответствующего муниципального образования и содержат только ФИО кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения.

12. Изменения, внесенные в списки кандидатов, публикуются в СМИ.

14. Финансовое обеспечение осуществляется из средств федерального бюджета.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

1. Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

2. Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации или Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

1)рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Билет 21. Присяжные заседатели и их функции. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Составление списков кандидатов в присяжные заседатели. Формирование коллегии присяжных заседателей.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта представление о необходимом числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов от соответствующих муниципальных образований.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию путем случайной выборки установленного числа граждан.

4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, который подписывается руководителем и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели.

8. Запасной список кандидатов подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов публикуются в СМИ соответствующего муниципального образования и содержат только ФИО кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения.

12. Изменения, внесенные в списки кандидатов, публикуются в СМИ.

14. Финансовое обеспечение осуществляется из средств федерального бюджета.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).

Статья 2. Состав Дисциплинарного судебного присутствия

1. Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

2. Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 3. Требования, предъявляемые к члену Дисциплинарного судебного присутствия

1. Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации не менее пяти лет.

2. Кандидатами в члены Дисциплинарного судебного присутствия не могут выдвигаться Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, а также судьи, входящие в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

Статья 4. Порядок избрания членов Дисциплинарного судебного присутствия

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. При выдвижении кандидатов в члены Дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход: не менее двух претендентов на одну вакансию. Избранными в состав Дисциплинарного судебного присутствия считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов судей, присутствовавших на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации или Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 5. Осуществление членом Дисциплинарного судебного присутствия своих полномочий. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия

1. Член Дисциплинарного судебного присутствия осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Член Дисциплинарного судебного присутствия освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

2. Срок полномочий члена Дисциплинарного судебного присутствия - три года.

3. Полномочия члена Дисциплинарного судебного присутствия могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3 и 6 - 10 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

4. В период осуществления своих полномочий член Дисциплинарного судебного присутствия не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

5. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия утверждается совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Дисциплинарного судебного присутствия

1. Дисциплинарное судебное присутствие в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, осуществляет следующие полномочия:

1) рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - заявители), на указанные решения квалификационных коллегий судей;

2) рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

2. По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимает следующие мотивированные решения об:

1) удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей;

2) удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Статья 7. Порядок рассмотрения Дисциплинарным судебным присутствием жалоб и обращений

1. Жалобы и обращения рассматриваются Дисциплинарным судебным присутствием после изучения представленных Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации материалов по указанным жалобам или обращениям, а также сведений, характеризующих заявителя, в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

3. Жалобы и обращения должны быть рассмотрены Дисциплинарным судебным присутствием в течение двух месяцев со дня их поступления в Дисциплинарное судебное присутствие.

4. Если в отношении заявителя имеются сведения, требующие дополнительной проверки, то рассмотрение его жалобы приостанавливается Дисциплинарным судебным присутствием до окончания указанной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

Статья 8. Заседания Дисциплинарного судебного присутствия и порядок принятия решений

1. Заседания Дисциплинарного судебного присутствия проводятся председательствующим, который избирается из числа членов Дисциплинарного судебного присутствия на каждом заседании в соответствии с Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

2. Заседание Дисциплинарного судебного присутствия считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов Дисциплинарного судебного присутствия.

3. Решение Дисциплинарного судебного присутствия по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия. При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение - отклоненным.

4. Члены Дисциплинарного судебного присутствия не вправе воздерживаться от голосования.

5. Голосование членов Дисциплинарного судебного присутствия по принимаемому решению осуществляется в отсутствие заявителя, приглашенных и иных лиц.

6. Решение Дисциплинарного судебного присутствия оформляется в письменном виде, подписывается членами Дисциплинарного судебного присутствия, рассматривавшими соответствующие жалобу или обращение, и оглашается в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

7. Решение Дисциплинарного судебного присутствия публикуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Член Дисциплинарного судебного присутствия вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению Дисциплинарного судебного присутствия.

9. Решение Дисциплинарного судебного присутствия является окончательным и обжалованию не подлежит.

Статья 9. Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия

Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Дисциплинарного судебного присутствия осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 10. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Федерального конституционного закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на обеспечение деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

2. Регламент Дисциплинарного судебного присутствия подлежит утверждению не позднее девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального конституционного закона.

3. Первый состав Дисциплинарного судебного присутствия избирается не позднее одного месяца со дня утверждения Регламента Дисциплинарного судебного присутствия.

4. Срок полномочий Дисциплинарного судебного присутствия исчисляется со дня избрания пяти его членов.

Коновалов С.Г., студент 2-го курса МГУ им. Ломоносова.

Шестнадцатого марта 2010 г. было сформировано и приступило к исполнению своих полномочий Дисциплинарное судебное присутствие (далее - ДСП) - новый судебный орган. Идею создания органа с подобными функциями и названием , по-видимому, подсказала история судоустройства в России: как известно, с 20 мая 1985 г. в Российской империи действовало Высшее дисциплинарное присутствие Правительствующего сената , рассматривающее дела о дисциплинарных нарушениях председателей и членов судебных палат, председателей окружных судов и др. Возникает вопрос, что же стало причиной появления ДСП сейчас, век спустя после ликвидации Высшего дисциплинарного присутствия?

Полетаев В. Приступили к исполнению полномочий члены новой структуры - Дисциплинарного судебного присутствия // Российская газета. 17.03.2010.
Это сходство отмечают также, например, Ю.Н. Туганов и В.К. Аулов в статье "Краткий правовой анализ основных новелл проекта федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" // Вестник ЧитГУ. N 6. 2009. С. 100.
ПСЗ. Собр. 3-е. Т. V. СПб., 1887. N 2959.

Вероятно, первым стимулом к созданию ДСП стало вступление Российской Федерации в Совет Европы. В этой организации уже на момент вступления действовал такой акт, как Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 г. N R (94) 12 "О независимости, эффективности и роли судей", в которых оговаривалось создание специальных органов для применения дисциплинарных взысканий и механизмов в отношении судей . Следующий шаг был предпринят лишь в 2008 г., когда на VII Всероссийском съезде судей, 2 декабря, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил о необходимости создания "единого дисциплинарного органа, который бы мог рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей" . Мнение Президента Российской Федерации поддержали председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов и Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин. Через некоторое время Президент России внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о ДСП, после корректировки которого и был принят Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" (далее - ФКЗ) .

Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. Январь. N 1.
Фоков А.П. О Дисциплинарном судебном присутствии // Российский судья. 2010. N 3.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФКЗ, он вступил в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования, т.е. 10.03.2010.

С момента принятия Закона прошло уже больше года, но научных работ, посвященных функционированию ДСП, практически нет. Малочисленные статьи, посвященные данной теме, были опубликованы преимущественно до вступления в силу ФКЗ, вследствие чего практика работы ДСП и вовсе не подвергалась научному анализу. Между тем существует множество проблем, связанных как с законодательством о ДСП, так и с практикой его функционирования , некоторые из которых будут освещены в данной работе.

Это отмечает и А.В. Юдин: "Процессуальные аспекты функционирования Дисциплинарного судебного присутствия" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. N 2.

Как уже было отмечено, ДСП, согласно ФКЗ, является судебным органом. Эта формулировка была уточнена ч. 3 ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в котором ДСП названо федеральным судом. На мой взгляд, это вполне справедливо, ведь его деятельность соответствует доктринальному пониманию категории "осуществление правосудия" , а правосудие осуществляется только судами. Тем не менее данная норма создала ряд коллизий в законодательстве. Так, согласно ч. 2 ст. 128 Конституции Российской Федерации, "судьи других (не КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ. - С.К.) федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации". В ФКЗ же говорится, что члены ДСП избираются. Существует мнение, что здесь нет противоречия, так как они - уже судьи ВС РФ и ВАС РФ. С этим трудно согласиться, ведь это самостоятельный суд, а не подразделение какого-либо высшего суда. Кроме того, дискуссионным является вопрос о том, какой из перечисленных в Конституции Российской Федерации видов судопроизводства осуществляет ДСП.

Об этом см. подробнее: Воронов А.Ф. О дисциплинарном судебном присутствии, судебной системе, видах судопроизводства и разделении властей // Законодательство. 2010. N 10.

Особого внимания заслуживает вопрос о месте ДСП в судебной системе Российской Федерации. В ФКЗ "О судебной системе" ДСП не отнесено ни к системе судов общей юрисдикции, ни к системе арбитражных судов. Тем не менее этот орган во многом связан с упомянутыми системами. Во-первых, члены ДСП избираются из числа судей ВС РФ и ВАС РФ из числа судей ВС РФ и ВАС РФ. Кроме того, обращения в ДСП могут направлять лишь председатель ВС РФ и председатель ВАС РФ. Финансирование ДСП также осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. ДСП даже проводит свои заседания поочередно в здании ВС РФ и ВАС РФ, да и Регламент ДСП, один из главнейших источников норм, регулирующих деятельность ДСП, формируется ВС РФ и ВАС РФ. Здесь налицо зависимость нового суда. Профессор Т.Г. Морщакова справедливо отметила, что нарушается и независимость судей, которые вряд ли посмеют перечить своему председателю из боязни самим "стать кандидатом на дисциплинарку" . Прогноз Т.Г. Морщаковой подтвердился: единственное обращение председателя ВС РФ, поступившее в ДСП, было удовлетворено.

Правосудие или инструмент в руках власти? Интервью с Тамарой Морщаковой, бывшим судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

На данный момент деятельность ДСП оценивается весьма неоднозначно. Одни авторы расценивают ее в целом как удачную, другие - видят преимущественно негативные моменты . Но все сходятся в одном: особый дисциплинарный суд нужен, но нынешнее законодательство о ДСП нуждается в существенной переработке. Сложно согласиться с тем, что в ФКЗ "все нарушено, что только можно нарушить" , но нарушения действительно налицо, и законодатель не должен обходить их вниманием. Уже сейчас высказываются самые различные предложения: по расширению прав граждан, по усилению позиции судей, по созданию целой системы судов и т.д. Некоторые из этих предложений представляются абсурдными и малореализуемыми, но все они, по моему мнению, должны быть рассмотрены законодателем, и лучшие из них должны быть учтены при формировании нормативной базы. На данном же этапе тема функционирования ДСП требует более детального доктринального анализа.

См., напр.: Осин В.В. Судьи для судей // Домашний адвокат. 2010. N 6.
Цит. по: Самарина А. Судебное удвоение. Дисциплинарное присутствие, уверены эксперты, будет дублировать существующий аналогичный орган // Независимая газета. 30.09.2009.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: