Диалектика базиса и надстройки в философии маркса доклад

Обновлено: 02.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

"Счастлив в наш век, кому победа

далась не кровью, а умом"

Как говорил К.Маркс, отношения между людьми в обществе делятся на материальные и идеологические: существуют Базис и Надстройка (слова введены К.Марксом) – понятия, указывающие на две принципиально различные группы общественных отношений. Базис – это экономика и производственные общественные отношения. Надстройка – это совокупность идеологических отношений, учреждений, в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство – "формы общественного сознания". В разделении общественных отношений на Базис и Надстройку отражается особый характер производственных отношений – по отношению ко всем прочим они являются первичными. При некоторой самостоятельности – любая форма общественного сознания остается подчиненной Базису.

"В общественном производстве своей жизни, – говорит Маркс, – люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6,7).

Из положения о подчиненности Надстройки Базису следует, что только благодаря развитию Базиса развивается и все человеческое общество. Считается, что марксизм нашел доказательства, что капитализм – последняя форма "бесчеловечного" общества. Он должен исчезнуть и уступить место новым – человеческим формам Человечества.

Каждому экономическому Базису соответствует своя политическая Надстройка. Надстройка зависит от производительных сил общества, но связь эта не прямая. Считается, что если Базис и Надстройка не соответствуют друг другу, значит данная формация переживает кризис, и общество находится в стадии перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

В целом, делался вывод, что если существует прочный Базис, то у государства имеется прочная основа для его существования. И, как кажется, этот вывод не может быть оспорен. При этом считалось, что понимание Мира, общества и законов, по которым происходит развитие, – научное, верное. На самом деле в Надстройке есть как верное понимание реальности, так и ложное. Так, философия в значительной степени является философствованием, наука история даже о прошедшем не может правильно сказать, а тем более – объяснить, а тем более – прогнозировать будущее. Религии основаны на вере и поэтому источником знания быть не могут, мораль кто-то считает абсолютной, а кто-то – и относительной, и т.д.

Но если оглянуться назад, то можно заметить, что несмотря на столь прочную основу, надежный Базис, некоторые государства – даже Византия с ее Базисом и Надстройкой – закончили свое существование. Даже СССР – уж какие были Базис и Надстройка у него – куда девался СССР?

Академическая наука пока что далека от понимания смысла истории, от того, что история – не цепь случайных событий, а следствие того, что происходит в человеческом обществе, следствие нашего мышления и поступков. История для науки – описание прошедших событий, причем даже в этом для нее есть большие затруднения. А будущее для нее – вообще неопределенно и неоднозначно, историки пытаются заглянуть в будущее – и не видят его, потому что их видение – чисто материалистическое, одностороннее, они не видят главного, что оказывает влияние на исторические процессы, что определяет то или иное течение истории. И поэтому считают, что историю невозможно предсказать и что у людей мало возможности воздействовать на ее ход.

Говорят даже о нормальности войн, и даже их полезности, о том, что воинственность свойственна человеческой природе, что сильный всегда старается подчинить себе слабого, и т.д. И многие уверены: война – неизбежное зло. Еще говорят, что пока никто и нигде не придумал каких-то универсальных способов уберечь людей от разных бед, которых так много в истории. И жизнь как будто бы подтверждает выводы историков.

На самом деле история – не цепь случайных событий, а следствие того, что происходит в человеческом обществе. Это всегда понимали некоторые люди – философы, эзотерики, и это всё больше понимают все. "Когда вы читаете научную книгу по истории, то ясно чувствуете, что из истории культуры этих народов окончательно вынута душа, вынута внутренняя жизнь, что вам дается какой-то внешний снимок, внешний рисунок" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Зло войны есть знак внутренней болезни человечества… Мы все виноваты в той болезни человечества, которая высыпает войной" (Н.Бердяев, "Судьба России"). "Война не есть источник зла, а лишь рефлекс на зло, знак существования внутреннего зла и болезни. Такова природа всякого материального насилия – оно всегда вторично, а не первично" (Н.Бердяев, там же). "Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать как самостоятельное зло, как источник зла" (Н.Бердяев, там же). "История насквозь пропитана действующим в ней духом, на нем держится весь ее каркас. Не осознав этого, историк обречен на сизифов труд – любое его умственное построение, основанное на сделанной им подборке фактов, обязательно будет разрушено другой подборкой, сделанной его оппонентом" (Ю.Воробьевский).

С чем можно и поздравить историков, политиков, философов, экономистов, занимающихся этим сизифовым трудом уже тысячи лет. И сколько еще будут заниматься? Да ровно столько, пока не зададут сами себе простой вопрос: а как на самом деле? В чем смысл происходящего?

Считается, что существует Вселенная, а человеческая цивилизация как бы вставлена в нее, случайно появившись на Земле, и происходящие космические процессы могут уничтожить жизнь. На самом деле "Не история человечества есть часть истории природного мира, а история природного мира есть часть истории. В истории, а не в природе раскрывается смысл мировой жизни. Источники философии истории заложены не в греческой философии, а в Библии" (Н.Бердяев, "Смысл истории").

"Человечество призвано идти ввысь, а не устраиваться на равнине" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). Значит, Россия в чем-то стала отклоняться от своего пути восхождения, от своего предназначения, и ее стали поправлять Свыше, корректировать Путь. Эта корректировка бывает, а вернее, кажется порой очень жесткой. Но – "Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю" (Иер.4:27).

"Наполеон был орудием необходимости, восставшей на человеческий произвол" (Н.Бердяев, "Смысл истории"). "Существуют страны и народы, огромная роль которых в истории определяется не положительным, творческим призванием, а той карой, которую несут они народам за их грехи" (Н.Бердяев, "Судьба России").

Или – как у Вл.Соловьева.

"Панмонголизм! Хоть имя дико,

но мне ласкает слух оно,

как бы предвестием великой

судьбины Божией полно.

Когда в растленной Византии

остыл божественный алтарь

и отреклися от Месс ии

ие рей и князь, народ и царь –

тогда Он поднял от Востока

народ безвестный и чужой,

и под оружьем тяжким рока

во прах склонился Рим второй.

Судьбою павшей Византии

мы научиться не хотим,

И все твердят льстецы России:

ты – третий Рим! Ты – третий Рим!

Пусть так! Орудий божьей кары

запас еще не истощен.

Готовит новые удары

рой пробудившихся племен.

Как саранча, неисчислимы

и ненасытны, как она,

Нездешней силою хранимы,

идут на север племена.

Смирится в трепете и страхе,

кто мог завет любви забыть…

И третий Рим лежит во прахе…

а уж четвертому – не быть" (Вл.Соловьев, Панмонголизм").

Не всегда бывает понятно, почему "нездешние силы" охраняют народы, группы людей и отдельных людей, готовящих войны, теракты и т.д. Известно, что много покушений было на Гитлера, но каждый раз происходила какая-нибудь "случайность", и покушение срывалось. А с другой стороны, "нездешние силы", как кажется, не помогают в других случаях, когда погибают честные люди, которые могли бы сделать еще много доброго для всех людей.

На самом деле настоящим Базисом является духовность (не религиозность) общества, понимание смысла жизни и общей цели человечества, эволюция, рост – именно для этого и было создано человечество. а Надстройкой является всё остальное, в том числе и материалистический Базис – экономика. Это понимание Базиса справедливо как для государства, так и для любого коллектива и для каждого человека. И, исходя из этой точки зрения, уже понятными становятся процессы, происходящие в государствах, коллективах, в судьбах людей. Там, где общество шло по пути Восхождения – оно процветало, там где оно свои интересы ограничивало материальным, "богатством" – оно погибало. Сходят с исторической сцены в первую очередь государства-паразиты. В этом можно убедиться, например, на историческом материале.

И если СССР был разрушен, значит, духовный Базис у него был недостаточен. В чем состояла эта недостаточность? Она состояла в первую очередь в отказе от принадлежности к Миру Высшему, в отказе от признания духовного начала и в человечестве, и в каждом человеке, да и вообще в непризнании мира иного за пределами мира материального. А также – и в надежде в основном на свою экономику, науку, технику, на военную мощь и спецслужбы. Т.е. в конечном итоге от отказа от своего предназначения.

"Исполняющему Небесные Законы Богов Мать-Природа дарует жизненные силы, а Небесные Боги даруют Роду его счастье в сердце и богатство детьми". "Вы живите по законам РИТА и по законам Бога Рода – Творца Единого, ибо по этим законам живут все Миры и Земли, во всех Вселенных". (Славяно-Арийские Веды).

"Помните, чада Родов Расы Великой, что с человеком на Мидгард-Земле никогда ничего не происходит случайно, ибо случайность – это закономерность, определенная Роком и Божьими Законами. Все, что происходит в жизни человека, есть знамение Богов-Покровителей Рода, указывающее на деяния, сотворенные вами. А посему, со вниманием относитесь ко всему, что происходит вокруг вас". (Славяно-Арийские Веды).

" Помните, чада Расы Великой, что сколько бы добра вы ни умножили, какой бы великий достаток не имели, это не возвеличит вас над новыми Родами и не дарует могущество Роду вашему " (Славяно-Арийские Веды).

"У некоторых людей бывает велико стремление управлять всем миром, и они стараются в этом преуспеть. Но я не вижу в том никакой возможности. Ведь мир – это вместилище Дао (Бога) – прекрасного, неуязвимого! И нельзя управлять Им!" "И ничто так не губит, как стремление приумножать "земные" богатства!" (Лао-Цзы, "Дао-Дэ-Цзин".

"Слишком много рабства в мире и слишком подавлено каждое пламя сознания. Рабство и сознательная Иерархия, как день и ночь!" "Много соляных столбов раскинуто по лицу Земли. Не только жена Лота обернулась на прошлое, но бесчисленны эти взоры назад" (Агни Йога. ИЕРАРХИЯ ДУХА, 345, 347).

"А у вас и волосы на голове все сочтены" ( Лук.12:7).

" Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих " (Пс.144:17).

"Человек состоит из своих мыслей: каковы мысли, таков и он" (Бхагават-Гита).

" . Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома " (Коран, Сура 6:59).

" Кто видит Меня повсюду и все видит во Мне, того Я не покину, и он не покинет Меня " ( Бхагавад-Гита, Гл. 6, 30).

" Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны " ( Неем.9:33).

" О Партха, ни в этом мире, ни в следующем нет гибели для него; ибо делающий добро никогда не пойдет по пути скорби, о друг Мой " ( Бхагавад-Гита , гл 6, 40).

"Прежде чем решитесь на месть, выройте две могилы" (Конфуций).

“Если вы будете поступать по уставам Моим… то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой… и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно… и меч не пройдет по земле вашей. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча.

Если же не послушаете Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих… то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку…, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами” (Левит, 26:3-19).

Универсальные законы истории можно узнать из Новой Науки, Полного знания, как правильного понимания существующей реальности, в т.ч. исторической, или в первую очередь исторической:

  1. Организующее и Сверхразумное Начало в Мироздании – Бог, который создал Мироздание и все, что в нем, целенаправленным Актом Сотворения по определенному Плану и с определенной целью.
  2. Духовные Первоисточники есть данные Высшим Разумом человеку описание строения Мироздания, цели создания человека и руководство для его безопасной жизни и деятельности.
  3. Предназначение человечества – развитие, совершенствование, цель жизни – возвращение к истокам через возрастание духовности. Человек приходит в этот мир, чтобы сделать его и себя лучше.
  4. Душа человека бессмертна.
  5. Каждый человек и общество в целом не способно само, по своему плану, без поддержки Высших сил существовать и развиваться.
  6. Побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кому позволено. Нельзя уничтожить народ, идущий по пути развития.
  7. "Вавилонская башня не будет построена никогда" (Н.Бердяев). Что бы человек ни организовывал, ни планировал, ни создавал, в масштабах государства, организации, партии, семьи или в личном плане, всё у него развалится, если эти планы будут противоречить энергиям Вселенной.
  8. Совесть, нормы морали и нравственности у людей – есть усвоенные уроки Вселенной.

Это основные законы, законы гармонии с Вселенной: "Что на небе вверху – то и на земле внизу". История, если рассматривать ее в свете Полного знания, наглядно убеждает в справедливости этих законов. Правильное мировоззрение у каждого человека есть, оно у него в подсознании, но он о нем "забыл", а общество ему не напомнило, не научило его, по той простой причине, что само "забыло". Существующая система воспитания и образования такова, что ориентирует сознание на материальный мир. Это приводит к тому, что развитие общества идет намного медленнее, чем могло быть, повторение пройденного идет уже на протяжении сотен, а в чем-то и тысяч (!) лет. В истории человечества было много такого, через что оно не хотело бы еще раз проходить. Но путь к лучшей жизни один – через развитие. И если общество составляют самые разные люди, то у тех из них, кто не желает идти по пути развития, будет продолжаться хождение по замкнутому кругу с его войнами, революциями, перестройками, катастрофами природными и техногенными.

Неправильно считать, что история, как и судьба отдельного человека, непредсказуема, что нет никаких гарантий стабильности, благополучия. На самом деле такие гарантии есть , и очень четкие и абсолютно надежные, просто люди не видят этого. Гарантию дает Высший разум, а он еще ни разу не обманул. Люди пока многого не знают, и поэтому, если и делаются прогнозы на будущее, то они часто далеки от реальности. В то же время люди сами устраивают или притягивают различные катастрофы. Потому что проблемы и болезни у людей появляются как ответ на их негативные действия, и решать проблемы надо через выход на причину и устранение причины, любое другое решение проблемы есть ее временное отодвигание. Поскольку ошибки, приведшие к проблеме, не устраняются, проблема возвращается через некоторое время. Вселенная – это единый живой организм, и проблемы людей есть ответ Вселенной на их действия.

Наука история есть познание прошлого, а знание смысла истории, философия истории – есть построение будущего. В настоящее время можно и нужно перейти от истории проб и ошибок, истории войн, катастроф, эпидемий и других несчастий, какой история до настоящего времени является, к истории без войн, разумной, созидательной.

Идея коммунизма стара, как мир, хотя пути ее решения – разные. Коммунизм – вековая мечта человечества о справедливости, равенстве и братстве. Эта идея – в подсознании вообще каждого человека, и потому ей столько же лет, сколько человечеству. Отражение её – во всех религиях. И лучшие умы человечества старались претворить ее в жизнь.

Маркс ошибался, предлагая НАУЧНЫЙ анализ действительности и пути решения проблем общества. Такие ошибки очень дорого стоят, и эти ошибки еще продолжаются. "В начале было Слово" (Иоан.1:1), т.е. информация. "Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал" (А.Эйнштейн). А с информацией – проблема. Частью верное, а частью ложное представление о реальности представлено у нас в основу наших знаний о мире – в науку, в религии. А какие решения может принять человек, основываясь на неверной информации? Естественно, неверные. Это означает, что очень многое в нашей жизни мы изначально делаем неверно. А потом удивляемся, что хотели как лучше – а получилось как всегда.

Вышеизложенная концепция – обоснованная, и если ее принять и руководствоваться ей, то не будет конфликтов ни между государствами, ни между людьми, не будет эксплуатации человека человеком, будет мир и спокойствие на всей Земле.

Два пути познания и жизни есть у человека и у общества: подумать – и сделать как надо, и второй – не подумать, сделать как кажется правильным, а потом говорить, что хотели как лучше. Вторые тоже придут к истине, но позже, чем первые, и через набивание шишек. Будем ли мы продолжать ошибаться, или зададим простой вопрос: а как на самом деле?

Отчетливо видна помощь Горнего Мира нашим земным делам, например, на примере Кубинской революции. Уму (научному) непостижимо: Фиделю – 30 лет, Раулю – 25, Че Геваре – 28, с 79 повстанцами, не побоявшиеся начать борьбу против системы, на каком-то суденышке, даже не доплыли до берега Кубы. На острове они возглавили партизанскую борьбу, приведшую к победе в 1959 году Кубинской революции. За время правления Кастро на него планировалось более 600 (!) покушений. Ответственность ЦРУ за организацию некоторых из них признал даже сенат США. Почему провалились? Заслуги и нашей, и кубинской разведок?

Карл Маркс (1818—1883) Немецкий экономист и политический деятель. Основатель теории научного социализма, основоположник марксизма. Как один из завершителей классической политической экономии он оставил заметный след в истории экономической мысли.

Базис и надстройка (греч. basis - основание) - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику базиса и надстройки и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии" : "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание.

Таким образом, базис, по Марксу, - это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка - совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания").

Именно Марксу принадлежит большая роль в изучении органического строения капитала, который он делил на постоянный и переменный. Деление это происходит из двойственной природы труда. Это значит, что в процессе производства создаётся новая стоимость и одновременно сохраняется старая, т.е. окупаются и рабочая сила, и сырьё, и топливо или энергия, и производственные строения, и станки. В “Капитале” Маркс сказал об этом так: “Как…целесообразная производительная деятельность…, труд одним своим прикосновением воскрешает средства производства из мёртвых; одушевляя эти средства производства, он превращает их в факторы процесса труда и соединяется с ними в продукты”. Таким образом, труд присоединяет к стоимости сырья и орудий труда новую стоимость, а в своём полезном свойстве, как процесс производства, он переносит на продукт стоимость этих средств производства и таким образом сохраняет их стоимость в продукте. Отсюда двойственность результата труда, совершаемого в одно и то же время. Средства производства не утрачивают своей стоимости одновременно со своей потребительной стоимостью, т.к. вследствие процесса производства они утрачивают лишь первоначальную форму своей потребительной стоимости и только затем, чтобы в продукте приобрести форму другой потребительной стоимости. Поэтому средства производства переносят свою потребительную стоимость на продукт по частям, и только ту стоимость, которую утрачивают как средства производства. Например, станки полностью переносят свою меновую стоимость на производимые продукты в течение срока своей эксплуатации. Маркс установил, что средство производства никогда не отдаёт продукту больше стоимости, чем оно утрачивает в процессе труда вследствие уничтожения своей собственной потребительной стоимости. В “Капитале” на этот счёт Марксом указано, что “…известный фактор процесса труда, известное средство производства, целиком принимает участие в процессе труда, но лишь частью – в процессе образования стоимости”. Т.е «.…одно и то же средство производства как элемент процесса труда целиком входит в данный процесс производства, а как элемент образования стоимости входит частями”.

Из всего вышеописанного Марксом был сделан следующий вывод: “Изобразив те различные роли, которые различные факторы процесса труда играют в образовании стоимости продукта, мы тем самым охарактеризовали функции различных составных частей капитала в процессе его собственного возрастания. Избыток всей стоимости продукта над суммой стоимости элементов, участвующих в его образовании, есть избыток возросшего в своей стоимости капитала над первоначально авансированной капитальной стоимостью. ,,

Итак, та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет величины своей стоимости. Поэтому её называют постоянной частью капитала или постоянным капиталом.

Напротив, та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая в свою очередь может изменяться, быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно превращается в переменную. Поэтому её называют переменной частью капитала, или переменным капиталом.

Кроме вышеописанного строения капитала Маркс различал и стоимостное и техническое строение капитала. Если рассматривать строение со стороны стоимости, то оно определяется тем отношением, в котором капитал делится на постоянный и переменный, это – стоимостное строение капитала. А если рассматривать строение капитала со стороны материала, функционирующего в процессе производства, всякий капитал делится на средства производства и живую рабочую силу (в этом случае строение определяется отношением между массой применяемых средств производства и количеством труда, необходимого для их применения), это – техническое строение капитала. Они тесно взаимосвязаны: стоимостное строение капитала определяется техническим и отражает в себе изменения технического строения. И именно под стоимостным строением капитала Маркс подразумевал органическое в самой формулировке строения капитала.

Следующим шагом было введение нового важного понятия марксовой теории, а именно, нормы эксплуатации труда капиталом, которая равна отношению прибавочной стоимости к переменному капиталу. Затем Маркс переходит к анализу рабочего дня, когда время работы делится на время необходимое для производства необходимого продукта и дополнительного продукта. Время, затраченное на производство необходимого продукта капиталистом, оплачивается, а то время, которое рабочий изготавливает прибавочный продукт, он работает на капиталиста бесплатно. Следовательно, если капиталист увеличит рабочий день, возрастет дополнительный продукт, и следовательно норма эксплуатации. Вот почему, как объясняет Маркс, капиталисты всегда старались увеличить рабочий день. Но увеличивать рабочий день бесконечно невозможно, поэтому капиталисты увеличивают норму эксплуатации другим способом. Если невозможно увеличить прибавочное рабочее время, то почему бы не попробовать уменьшить необходимое рабочее время, которое есть не что иное, как время, в течение которого рабочий выполняет эквивалент своей заработной платы. Тогда возрастет добавочное время и соответственно продукт - прибыль капиталиста. Вот почему зарплата всегда приближается к прожиточному минимуму. Однако меньше минимума рабочему платить нельзя, и капиталист вынужден идти на повышение производительности труда рабочего. При повышении производительности труда, рабочий тратит меньше времени на производство необходимого продукта, а норма эксплуатации повышается.

Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Маркс имел ввиду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создаёт только переменный капитал. Кроме того, Маркс полагал, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению из-за уменьшения в общем капитале доли переменного капитала, обусловленного накоплением капитала. Таким образом, капитализм характеризуется экономическими кризисами, безработицей, снижением эффективности и поэтому должен быть заменён социализмом.

Маркс доводит до логического конца трудовую теорию стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им средств производства, рабочие должны изъять их в ходе революции.

Прошедший после смерти Карла Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны. Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.

Вопреки ожиданиям Карла Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.

История экономических учений, учебник для вузов, под ред. Проф. Адвадзе, 2004.

Базис и Надстройка — это важнейшие понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

Базис общества — это совокупность исторически определённых производственных отношений и материальных производительных сил. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определённый базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

С точки зрения антинаучного, идеалистического понимания истории, основу общественной жизни составляют те или иные формы общественного сознания, общественные идеи, нравственные или религиозные учения, политические или правовые теории, политические учреждения; экономические отношения, социальную структуру общества и всё общественное развитие в целом идеалисты объявляют зависимыми, производными от сознания, от идей, политических теорий и учреждений. Этому антинаучному, идеалистическому взгляду на общественную жизнь, на ход общественно-исторического развития был нанесён сокрушительный удар Марксом и Энгельсом, создавшими истинное, подлинно научное, материалистическое понимание истории — исторический материализм (истмат). Это было великим научным открытием, коренным переворотом в развитии теоретической мысли.

Производство материальных благ лежит в основе всей общественной жизни

Орудия производства и люди, приводящие их в действие и обладающие определённым производственным опытом, определёнными навыками к труду, составляют производительные силы общества; эти производительные силы образуют лишь одну необходимую сторону производства, способа производства. Другую его сторону составляют производственные отношения между людьми. Производство всегда является общественным производством. Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают между собой те или иные производственные отношения — взаимные отношения внутри производства. Процесс производства может осуществляться только в рамках производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, его реальный базис. Производительные силы и производственные отношения образуют две необходимые и нераздельные стороны способа производства, который является воплощением их единства в процессе производства материальных благ. Каков в данном обществе способ производства, таковы, в основном, и само общество, его идеи, взгляды, идеология, формы, политические учреждения.

Общественное бытие определяет общественное сознание

В обществе, разделённом на антагонистические классы, в основе борьбы общественных идей лежит классовая борьба. Так как в буржуазном обществе капиталистический способ производства обусловливает существование двух антагонистических классов (эксплуататорского — буржуазии и эксплуатируемого — пролетариата), то в этом обществе существуют и борются две противоположные идеологии: буржуазная, отстаивающая интересы господствующего класса, и враждебная ей пролетарская, социалистическая, выражающая и отражающая борьбу рабочего класса за свержение капиталистического гнёта и социалистическое переустройство общества в интересах всех трудящихся. Поскольку наряду с пролетариатом и буржуазией в капиталистическом обществе имеется ещё мелкая буржуазия (периодически угнетаемая крупной) то, кроме буржуазной и пролетарской идеологии, здесь существует ещё половинчатая мелкобуржуазная идеология, соответствующая промежуточному положению этих слоёв общества.

Выросшая на определённом экономическом, базисе, надстройка оказывает обратное влияние на породивший её экономический базис. Характер обратного воздействия надстройки на базис бывает различным: он зависит от социальной сущности экономического базиса и надстройки. Надстройка может действовать в направлении поступательного хода общественного развития и тем самым способствовать дальнейшему развитию производительных сил общества. Так обстоит дело в социалистическом обществе. Надстройка может являться тормозом для развития производительных сил, задерживать ход общественного развития. Так обстоит дело в современном капиталистическом обществе.

Рассматривая вопрос о государстве как политической надстройке, Энгельс в письме к Шмидту от 27 октября 1890 писал:

Современное буржуазное государство во всех своих формах и разновидностях — от парламентского до фашистского — является примером реакционной политической надстройки. Империалистическая политика и империалистические войны вызывают величайшие разрушения производительных сил. Наличие буржуазного государства — главная причина того, что прогнившее капиталистическое общество, несмотря на все свои противоречия, продолжает ещё существовать. Социалистическое государство, напротив, является великой революционной преобразующей силой, обеспечивающей развитие социалистического способа производства и общества в целом. Государства народной демократии также оказывают могучее прогрессивное воздействие на весь ход общественной жизни и обеспечивают строительство социализма.

Понятия базиса и надстройки служат методологической предпосылкой анализа любого конкретного общества. Однако сами по себе эти категории не содержат качественной характеристики определённых базисов и надстроек. Кроме того, следует учитывать, что

Такое же многообразие можно обнаружить и в надстройке в пределах одной формации. Специфический характер базиса и надстройки устанавливается в результате их конкретного исследования историческим материализмом и другими общественными науками.

«Надстройка порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Экономическую основу социалистического общества, свободного от классовых антагонизмов, составляет социалистический способ производства. Ему соответствует новая надстройка: советское социалистическое государство, советское право, социалистическая идеология. В условиях социалистического общества взаимоотношение базиса и надстройки существенно отличается от их взаимоотношения в эксплуататорском обществе. В противоположность буржуазному государству, лишь закрепляющему капиталистический способ производства, рождённый в недрах феодализма, советское государство —

диктатура пролетариата — возникает до установления социалистического способа производства и является необходимым политическим условием его создания.

Социалистический способ производства не может возникнуть стихийно, в недрах капитализма. Он возникает в условиях диктатуры пролетариата и составляет её материальную основу (Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., том 5, М., 1950, стр. 43).

Таким образом, можно выделить ключевое условие основания социалистического государства и социалистического способа производства — возникновение ещё на базисе капиталистического способа производства диктатуры пролетариата. Очевидно, что её возникновение невозможно в условиях культурной гегемонии правящего класса эксплуататоров, характерной для капиталистической надстройки. Одной из первоочередных задач коммунистов, как авангарда пролетарского движения, в условиях такой гегемонии является молекулярное, индивидуальное усилие по работе против консервативного культурного ядра традиций и предрассудков.

Вульгарный материализм и отрицание факта взаимовлияния базиса и надстройки противоречит принципам марксистской диалектики. Напротив, классиками марксизма подчёркивалась ключевая роль надстройки в сохранении базиса. Практиками же марксизма была наглядно продемонстрирована роль прогрессивных идей в деле работы против надстройки, вся суть которой сводится к сохранению статус-кво. Без прогрессивной идеи, слома закостенелой культурной гегемонии правящего класса, не будет диктатуры пролетариата. Без диктатуры пролетариата, не будет Революции.

«Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества. Их значение состоит в том, что они тормозят развитие общества, его продвижение вперед. Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества. Их значение состоит в том, что они облегчают развитие общества, его продвижение вперед, причём они приобретают тем большее значение, чем точнее они отражают потребности развития материальной жизни общества.

Падение “экономистов” и меньшевиков объясняется, между прочим, тем, что они не признавали мобилизующей, организующей и преобразующей роли передовой теории, передовой идеи и, впадая в вульгарный материализм, сводили их роль почти к нулю, следовательно, обрекали партию на пассивность, на прозябание.

Литература:

Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, М., 1935;

Энгельс Ф., [Письмо] Конраду Шмидту 5 августа 1890 г., там же, т. 28, [Л.], 1940;

Энгельс Ф., [Письмо] Конраду Шмидту 27 октября 1890 г., там же;

Энгельс Ф., [Письмо] Иосифу Блоху 21-22 сентября 1890 г. там же;

Энгельс Ф., [Письмо] Францу Ыерингу от 14 июня 1893 г., там же. т.29, [Л.], 1946;

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 4. [М.], 1938 (гл. 1);

Сталин И. В., Марксизм и вопросы языкознания, М., 1950.

Грамши А., Избранные произведения, т. 3, 1959.

Подпишитесь на наш канал в Telegram , чтобы читать лучшие материалы платформы и быть в курсе всего, что происходит на сигме.

Эти утверждения со стороны марксистов основаны на своеобразном понимании известных слов Маркса, которые дальше нами будут рассмотрены.

К Критике политической экономии:

Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства - от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Иными словами, мы должны тогда представить себе капиталистическую экономическую структуру, в которой идеологические формы, то есть политика, право, религия, философия или искусство работают не на выработку в обществе соответствующих капиталистическому базису и интересам класса капиталистов определённых форм сознания, а каждая из этих идеологических форм вырабатывали бы лишь специфическую, соответствующую интересам своего класса, форму общественного сознания.

Поэтому, в соответствии с логикой этих марксистов, политическая власть, право, философия или искусство, например, в капиталистическом обществе, капиталистическом государстве, могут противоречить интересам класса капиталистов. Но тогда надстройка в капиталистическом обществе, в том числе государственная власть, должна была бы защищать интересы не правящего класса капиталистов, а чьи-либо другие, что по понятным причинам невероятно с точки зрения марксизма.

В истории с надстройкой интересно то, что многие из современных марксистов осведомлены о зависимости её характера от характера того базиса, на котором она возвышается, то есть, те идеологические формы, о которых говорил Маркс и о которых пишут современные марксисты, всегда соответствуют качеству той экономической структуры общества, государства, в котором они существуют.

Следовательно, в капиталистическом государстве политическая, правовая, религиозная, философская или художественная формы идеологии не могут быть носителями никакой другой идеи, кроме как той, что соответствует интересам правящего класса капиталистов.

То есть в капиталистическом государстве идеологические формы являются носителями капиталистической, мелкобуржуазной идеологии, соответственно, форма сознания, которую стремятся сформировать эти идеологии – это капиталистическое общественное сознание. Не правовую, политическую или философскую формы общественного сознания, как утверждают современные марксисты, а именно ту, которая соответствует капиталистическому базису.

В конце концов, зная о зависимости общественного сознания от базиса, и утверждая существование правовой, политической или философской форм общественного сознания, марксисты следом обязаны были бы заговорить и о существовании правовой, политической и философской экономической структуры, базиса, что вступает в противоречие с тем, что существует в действительности и о чём говорит марксизм.

Но вместе с развитием новых производительных сил, в обществе возникает и иная форма общественного сознания.

Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка – это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения.

Как мы уже выяснили, К. Маркс, в отличие от современных марксистов, в своих работах отделял общественное сознание от надстройки , и делал он это, потому что в совершенстве изучил диалектику и прекрасно понимал последовательность течения борьбы противоположностей, в том числе, в общественном развитии.

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Читайте также: