Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов доклад
Обновлено: 02.07.2024
- пространственно-предметный компонент (помещение, оборудование, материалы; материально-техническое, эстетическое обеспечение занятий);
- социальный компонент (пространство межличностного взаимодействия между учащимися, педагогами, психологами, администрацией и типы этого взаимодействия);
- технологический компонент (рефлексивная оценка психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и методов обучения, в том числе на материале авторских образовательных программ)
Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием определяет право каждого ребенка на выбор места обучения и образовательного маршрута. В связи с этим система образования оказывается перед необходимостью решения целого комплекса задач. Инклюзивное образование будет иметь позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательном учреждении качественно новой, инклюзивной образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей специально организованные условия (пространственно-предметные, социальные, технологические) для развития и социализации обучающегося с ОВЗ, соответствующие его индивидуальным возможностям и особым образовательным потребностям. Практический опыт образовательных учреждений показывает, что внедрение инклюзивного образования сегодня сталкивается не только с трудностями организации доступной среды (физическая доступность образовательного учреждения, специальные средства обучения и специальное оборудование). Наиболее сложными в решении оказываются проблемы социально-психологического характера, включающие сложившиеся стереотипы образования, неготовность участников образовательного процесса (учителей, детей, родителей) принять новые принципы образования, недостаток комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта инклюзивного образования и др. Поэтому в качестве одного из основных факторов построения эффективной модели инклюзивного образования по праву можно считать готовность образовательных систем к изменениям, которая отражается, прежде всего, в степени сформированности инклюзивного мышления педагогов, специалистов и руководителей образовательных учреждений и, как следствие, в способности к проектированию инклюзивной образовательной среды для реализации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей. Философия инклюзии предполагает, что в центре внимания педагога находится класс как разнородная группа учеников, которая требует дифференцированного подхода в обучении. Инклюзивная модель образования предполагает создание такой образовательной среды, которая удовлетворяла бы образовательные потребности всех обучающихся: детей с ОВЗ; детей, не имеющих проблем в развитии; детей группы риска и с трудностями адаптации.Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя и детей-инвалидов, определяет широкую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. п.). Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий, начиная с общих условий, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в соответствии с его образовательными возможностями . В связи с этим создание инклюзивной образовательной среды требует от педагогов и специалистов образовательных организаций высокого уровня профессиональной компетентности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач:
— повышение уровня психологической готовности детей с ОВЗ и их родителей к обучению в условиях общеобразовательного учреждения и готовности детей с нормативным развитием и их родителей к совместному обучению;
— создание психологически безопасной образовательной среды для эффективной адаптации всех детей;
— повышение профессиональной компетентности и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ и их родителями;
— адаптация образовательной программы, учебной нагрузки, средств и методов обучения к возрастным и индивидуальным возможностям и образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;
— организация эффективного комплексного сопровождения детей с ОВЗ и других категорий детей в условиях инклюзивного образования;
— повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ на разных возрастных этапах;
— организация продуктивного диалога с родителями детей с ОВЗ, привлечение их к участию и сотрудничеству в создании условий и проектировании содержания образования детей с ОВЗ;
— поиск и использование всех возможных ресурсов для обеспечения необходимых условий реализации инклюзивной практики (сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, привлечение специалистов различного профиля, всестороннее использование государственной поддержки и ресурсов некоммерческих организаций и др.).
Таким образом, инклюзивная образовательная среда — это одновременно и особая единица социальной среды, и вид образовательной среды, которая имеет специфическую структуру и содержание, позволяющие решать задачи совместного обучения различных категорий обучающихся посредством обеспечения динамического соответствия условий среды (доступная среда; дифференциация, индивидуализация и вариативность организации и содержания образовательного процесса; психологическая безопасность образовательной среды и др.) индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого обучающегося.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Доклад на тему:
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.
Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.
Хотелось бы дать определение: что же это такое – нарушение зрения?
Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.
Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.
Так как зрение у этих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Темп работы слабовидящего ребёнка значительно отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому если у вас в объедении или в классе есть такой ребенок, обязательным условием работы с ними является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии.
В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх - низ, право - лево.
Так как продолжительность занятия 2 часа, я разбиваю урок на несколько частей:
- организационный момент – 5 минут
- объяснение нового материала – 10 минут
- практическая часть – 10 минут
- физкультминутка – 5 минут
- продолжение практического занятия за компьютером – 15 минут
- гимнастика для глаз – 3-5 минут
- продолжение практического занятия за компьютером – 10 минут
- оценивание практических работ – 5-7
- развлекательная игра – 15-20 минут
- - работа с карточками - 10 минут
- фронтальный опрос – 10 минут
- закрепление изученного материала и выводы- 5-7 минут.
Для гимнастики глаз перед каждым рабочим местом на стене есть необходимые плакаты. Если у детей есть необходимость, то они могут самостоятельно делать гимнастику (после своего выступления я вам раздам материалы для гимнастики глаз и разработку методики работы со слабовидящими учениками).
На каждом этапе занятия педагог должен обращать внимание на каждого, уметь работать индивидуально, знать физическое и психическое развитие каждого. Иногда приходится менять этапы урока из-за возникающих проблем со здоровьем и самочувствием этих учащихся.
Для этого занятия строится на следующих принципах:
-Принцип индивидуального подхода;
-Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;
-Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;
-Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;
-Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Для того чтобы дети этой категории чувствовали себя комфортно, развивались и становились личностью, надо с ними дополнительно заниматься. Провести диагностику, работать с психологами, делать различные упражнения для улучшения зрения.
Свою выступление хочу закончить фразой:
В презентации рассмотрены задачи, основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивного образования, функции педагогического коллектива. В том числе приводится модель организации образовательной инклюзивной среды.
Модель взаимодействия субъектов
в инклюзивной образовательной среде
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Преподаватель кафедры ООГД Канищева Л.И.
Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
Задачи инклюзивного образования
Адаптация и интеграция в общество
Общение со сверстниками
Уверенность в себе
Деятельность педагога сегодня должна быть направлена на формирование, так называемых, основных умений XXI века. К ним относятся:
В связи с этим педагог все чаще в своей работе вынужден задумываться над тем, как организовать творческую работу студентов на своем уроке.
Воспитание отзывчивости и толерантности у детей без ОВЗ
Полноценное образование
Понимание обществом проблем инвалидности
Восемь принципов инклюзивного образования
Инклюзивное образование
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек имеет право на общение и быть услышанным
Каждый человек способен думать и чувствовать
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.
Подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотно- шений
Для обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Все люди нуждаются друг в друге
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды
- признание инклюзии как эффективного пути реабилитации ребенка с ОВЗ;
- использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми;
- равноправное участие всех членов команды во время коррекции УВП, ответственность за результаты общей работы;
- четкое распределение ролей всех членов команды;
- стремление педагога к овладению знаниями и методиками смежных наук.
Субъекты инклюзивной образовательной среды
- обучающийся с ОВЗ, который по результатам обследования ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах;
- остальные обучающиеся коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ;
- родители ребенка с ОВЗ и других детей;
- педагогический коллектив ОУ.
Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
Специализированное ОУ для детей с ОВЗ
Выбор родителями образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования ребенком.
Рекомендации специалиста о выборе образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования.
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.
Выводы ПМПК о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в развитии и отклонений в поведении.
Обследование ребенка ПМПК для выбора условий обучения.
Желание родителей и ребенка с ОВЗ.
Типы субъект–субъектного
взаимодействия:
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Модель организации инклюзивной образовательной среды
1. Планирование учебно-воспитательного процесса
2. Учебный процесс
Индивидуальная коррекционная траектория
Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.
Модель взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды
Ребенок с ОВЗ
- администрация ОУ;
- преподаватели;
- психолог;
- социальный педагог;
- педагоги дополни-тельного образования.
Забота и поддержка семьи
Социализация
Педагоги- ческий коллектив
Контроль и забота семьи
Функции педагогического коллектива в инклюзивной образовательной среде
Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.
1. Основные принципы инклюзивного образования.
. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:
1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален
2. Каждый человек способен чувствовать и думать
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
6. Разнообразие усиливается, то есть ребенок с ОВЗ должен быть достаточно подготовлен в плане познавательного и личностного развития к обучению в массовом образовательном учреждении.
2. Признаки и условия организации инклюзивной образовательной среды.
Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, выделяют следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:
– принятие философии инклюзии;
– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);
– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;
– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций для детей с разным стартовым уровнем;
– наличие примерных учебных планов и т. п. ;
– наличие УМК, дидактических материалов;
– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.
Для того чтобы образовательная среда могла создать условия, обеспечивающие возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:
• гибкость, готовность к изменениям; •
• мобильность и эффективность управления; •
• преобладание гуманистических ценностей;
• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;
• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута
К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды
– организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
– организации временного режима обучения;
– организации рабочего места ребенка с ОВЗ;
– технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ
Организационное обеспечение образовательного процесса
– организации инклюзивной образовательной среды
– создание инклюзивной культуры в организации
– взаимодействие с внешними организациями и родителями,
– реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;
– обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана;
– специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
– применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики;
– адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ
Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003, являются пять следующих позиций:
1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.
2. Инклюзия предполагает определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.
3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни – досуговые, правовые, образовательные и другие.
4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.
5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии.
3. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.
Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
1. Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
3 Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.
Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей.
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.
В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:
1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. Право на бесплатное питание;
5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
5. Технологии построения инклюзивного образовательного процесса.
1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата.
2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика.
3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг, так и при подведении итогов.
4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:
технологии проектирования и программирования;
технологии командного взаимодействия учителя и специалистов;
технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.
Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.
6. Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования
На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.
Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
• все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
• родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;
• специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности;
• руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;
• члены администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом, взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики;
• координаторы по инклюзивному образованию в Управлении образования города, краевом центре, методическом центре своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ, своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.
Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.
Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.
Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.
Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.
В статье раскрывается сущность понятия инклюзивного образования.Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция.
Одним из факторов благополучного развития современного социума является уровень образования населения. Получение качественного образования в наши дни может эффективно осуществляться лишь при достаточной социализации всех членов общества. Однако существует такая категория людей, которая испытывает трудности при изучении и усвоении традиционной образовательной программы – это лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания и комплексное сопровождение в условиях образовательного учреждения. Решением этой проблемы стало инклюзивное образование. Получая образование именно среди здоровых сверстников, дети с особыми образовательными потребностями могут приобрести, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться.
Указанное понятие также нашло отражение в работе Казаковой Л.А. На взгляд автора, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития [6].
Еще одно определение инклюзии дает в своей работе В. Зарецкий. Инклюзию он понимает, как возможность устранить фактор социальной депривации и возможность для ребенка с ОВЗ получить социальный опыт, без которого проблемы социальной адаптации в будущем могут не позволить ему реализовать себя, свой потенциал [7, с. 33].
По мнению О.С. Когана и Г.А. Ямалетдиновой, инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к особым нуждам всех лиц с ОВЗ. Инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для лиц с ОВЗ в доступных школах и образовательных учреждениях, процесс ликвидации всех барьеров и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося [8, с. 22].
Идея инклюзивного образования, с точки зрения С.В. Алехиной, состоит в том, что для получения качественного образования детям с особыми образовательными потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Не менее важно такое взаимодействие и детям, не имеющим ограничений в своем развитии или здоровье [5, с.72].
Таким образом, можно заключить, что понятие инклюзивное образование достаточно многогранно. Его можно понимать как обеспечение равного доступа к образованию, совместное обучение и воспитание, как процесс развития образования и взаимодействие детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками.
На основании проделанной работы выведем свое понятие инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий обеспечение равного доступа к образованию людям с особыми образовательными потребностями, гармоничное взаимодействие людей с ОВЗ и здоровых людей, а также приобретение равного социального опыта и навыков и активизацию процессов личностного саморазвития.
Список используемой литературы.
КубасовО.П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика // Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 70-77.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина [ и др.]. – Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 – 95.
Коган О.С., Ямалетдинова Г.А. Сущность и понятие инклюзивного образования в сфере доступного туризма // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. – 2015. – № 3. – С. 22-24.
Читайте также: