Диагностика инклюзивной образовательной среды и ее субъектов доклад

Обновлено: 02.07.2024

- пространственно-предметный компонент (помещение, оборудование, материалы; материально-техническое, эстетическое обеспечение занятий);

- социальный компонент (пространство межличностного взаимодействия между учащимися, педагогами, психологами, администрацией и типы этого взаимодействия);

- технологический компонент (рефлексивная оценка психологических и дидактических оснований определения целей, содержания и методов обучения, в том числе на материале авторских образовательных программ)

Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием определяет право каждого ребенка на выбор места обучения и образовательного маршрута. В связи с этим система образования оказывается перед необходимостью решения целого комплекса задач. Инклюзивное образование будет иметь позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательном учреждении качественно новой, инклюзивной образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей специально организованные условия (пространственно-предметные, социальные, технологические) для развития и социализации обучающегося с ОВЗ, соответствующие его индивидуальным возможностям и особым образовательным потребностям. Практический опыт образовательных учреждений показывает, что внедрение инклюзивного образования сегодня сталкивается не только с трудностями организации доступной среды (физическая доступность образовательного учреждения, специальные средства обучения и специальное оборудование). Наиболее сложными в решении оказываются проблемы социально-психологического характера, включающие сложившиеся стереотипы образования, неготовность участников образовательного процесса (учителей, детей, родителей) принять новые принципы образования, недостаток комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта инклюзивного образования и др. Поэтому в качестве одного из основных факторов построения эффективной модели инклюзивного образования по праву можно считать готовность образовательных систем к изменениям, которая отражается, прежде всего, в степени сформированности инклюзивного мышления педагогов, специалистов и руководителей образовательных учреждений и, как следствие, в способности к проектированию инклюзивной образовательной среды для реализации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей. Философия инклюзии предполагает, что в центре внимания педагога находится класс как разнородная группа учеников, которая требует дифференцированного подхода в обучении. Инклюзивная модель образования предполагает создание такой образовательной среды, которая удовлетворяла бы образовательные потребности всех обучающихся: детей с ОВЗ; детей, не имеющих проблем в развитии; детей группы риска и с трудностями адаптации.Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя и детей-инвалидов, определяет широкую вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. п.). Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий, начиная с общих условий, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптации конкретного ребенка в соответствии с его образовательными возможностями . В связи с этим создание инклюзивной образовательной среды требует от педагогов и специалистов образовательных организаций высокого уровня профессиональной компетентности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Организация инклюзивной среды в образовательном учреждении будет возможна при условии решения следующих задач:

— повышение уровня психологической готовности детей с ОВЗ и их родителей к обучению в условиях общеобразовательного учреждения и готовности детей с нормативным развитием и их родителей к совместному обучению;

— создание психологически безопасной образовательной среды для эффективной адаптации всех детей;

— повышение профессиональной компетентности и психологической готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ и их родителями;

— адаптация образовательной программы, учебной нагрузки, средств и методов обучения к возрастным и индивидуальным возможностям и образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ;

— организация эффективного комплексного сопровождения детей с ОВЗ и других категорий детей в условиях инклюзивного образования;

— повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ на разных возрастных этапах;

— организация продуктивного диалога с родителями детей с ОВЗ, привлечение их к участию и сотрудничеству в создании условий и проектировании содержания образования детей с ОВЗ;

— поиск и использование всех возможных ресурсов для обеспечения необходимых условий реализации инклюзивной практики (сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, привлечение специалистов различного профиля, всестороннее использование государственной поддержки и ресурсов некоммерческих организаций и др.).

Таким образом, инклюзивная образовательная среда — это одновременно и особая единица социальной среды, и вид образовательной среды, которая имеет специфическую структуру и содержание, позволяющие решать задачи совместного обучения различных категорий обучающихся посредством обеспечения динамического соответствия условий среды (доступная среда; дифференциация, индивидуализация и вариативность организации и содержания образовательного процесса; психологическая безопасность образовательной среды и др.) индивидуальным возможностям и образовательным потребностям каждого обучающегося.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое – ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать себя в Своей руке.

Второе – ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье – ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое – твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое – на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Хотелось бы дать определение: что же это такое – нарушение зрения?

Нарушение зрения – это психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.

Так как зрение у этих детей остается ведущим анализатором, возникающее утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Темп работы слабовидящего ребёнка значительно отстает от темпа работы остальных учеников, что часто приводит к неуспеваемости и психическому дискомфорту ребёнка. Поэтому если у вас в объедении или в классе есть такой ребенок, обязательным условием работы с ними является рациональное построение учебных занятий, ограничение зрительных нагрузок, применение корригирующих и тифлотехнических средств, а также организация специальных коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психофизическом развитии.

В целях лучшей ориентировки при работе с карточками на листе срезается нижний правый угол. Это ориентир: верх - низ, право - лево.

Так как продолжительность занятия 2 часа, я разбиваю урок на несколько частей:

- организационный момент – 5 минут

- объяснение нового материала – 10 минут

- практическая часть – 10 минут

- физкультминутка – 5 минут

- продолжение практического занятия за компьютером – 15 минут

- гимнастика для глаз – 3-5 минут

- продолжение практического занятия за компьютером – 10 минут

- оценивание практических работ – 5-7

- развлекательная игра – 15-20 минут

- - работа с карточками - 10 минут

- фронтальный опрос – 10 минут

- закрепление изученного материала и выводы- 5-7 минут.

Для гимнастики глаз перед каждым рабочим местом на стене есть необходимые плакаты. Если у детей есть необходимость, то они могут самостоятельно делать гимнастику (после своего выступления я вам раздам материалы для гимнастики глаз и разработку методики работы со слабовидящими учениками).

На каждом этапе занятия педагог должен обращать внимание на каждого, уметь работать индивидуально, знать физическое и психическое развитие каждого. Иногда приходится менять этапы урока из-за возникающих проблем со здоровьем и самочувствием этих учащихся.

Для этого занятия строится на следующих принципах:

-Принцип индивидуального подхода;

-Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

-Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;

-Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

-Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Для того чтобы дети этой категории чувствовали себя комфортно, развивались и становились личностью, надо с ними дополнительно заниматься. Провести диагностику, работать с психологами, делать различные упражнения для улучшения зрения.

Свою выступление хочу закончить фразой:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассмотрены задачи, основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивного образования, функции педагогического коллектива. В том числе приводится модель организации образовательной инклюзивной среды.

Модель взаимодействия субъектов

в инклюзивной образовательной среде

Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.

Преподаватель кафедры ООГД Канищева Л.И.

Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.

Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.

Задачи инклюзивного образования Адаптация и интеграция в общество Общение со сверстниками Уверенность в себе Деятельность педагога сегодня должна быть направлена на формирование, так называемых, основных умений XXI века. К ним относятся: В связи с этим педагог все чаще в своей работе вынужден задумываться над тем, как организовать творческую работу студентов на своем уроке. Воспитание отзывчивости и толерантности у детей без ОВЗ Полноценное образование Понимание обществом проблем инвалидности

Задачи инклюзивного образования

Адаптация и интеграция в общество

Общение со сверстниками

Уверенность в себе

Деятельность педагога сегодня должна быть направлена на формирование, так называемых, основных умений XXI века. К ним относятся:

В связи с этим педагог все чаще в своей работе вынужден задумываться над тем, как организовать творческую работу студентов на своем уроке.

Воспитание отзывчивости и толерантности у детей без ОВЗ

Полноценное образование

Понимание обществом проблем инвалидности

Восемь принципов инклюзивного образования Инклюзивное образование Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек имеет право на общение и быть услышанным Каждый человек способен думать и чувствовать Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике. Подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотно- шений Для обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Все люди нуждаются друг в друге

Восемь принципов инклюзивного образования

Инклюзивное образование

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

Каждый человек имеет право на общение и быть услышанным

Каждый человек способен думать и чувствовать

Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.

Подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотно- шений

Для обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Все люди нуждаются друг в друге

Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.

Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.

Основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды признание инклюзии как эффективного пути реабилитации ребенка с ОВЗ; использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми; равноправное участие всех членов команды во время коррекции УВП, ответственность за результаты общей работы; четкое распределение ролей всех членов команды; стремление педагога к овладению знаниями и методиками смежных наук.

Основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды

  • признание инклюзии как эффективного пути реабилитации ребенка с ОВЗ;
  • использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми;
  • равноправное участие всех членов команды во время коррекции УВП, ответственность за результаты общей работы;
  • четкое распределение ролей всех членов команды;
  • стремление педагога к овладению знаниями и методиками смежных наук.

Субъекты инклюзивной образовательной среды обучающийся с ОВЗ, который по результатам обследования ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах; остальные обучающиеся коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ; родители ребенка с ОВЗ и других детей; педагогический коллектив ОУ. Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.

Субъекты инклюзивной образовательной среды

  • обучающийся с ОВЗ, который по результатам обследования ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах;
  • остальные обучающиеся коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ;
  • родители ребенка с ОВЗ и других детей;
  • педагогический коллектив ОУ.

Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ ? Специализированное ОУ для детей с ОВЗ ОУ Выбор родителями образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования ребенком. Рекомендации специалиста о выборе образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования. Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике. Выводы ПМПК о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в развитии и отклонений в поведении. Обследование ребенка ПМПК для выбора условий обучения. Желание родителей и ребенка с ОВЗ.

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Специализированное ОУ для детей с ОВЗ

Выбор родителями образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования ребенком.

Рекомендации специалиста о выборе образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования.

Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.

Выводы ПМПК о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в развитии и отклонений в поведении.

Обследование ребенка ПМПК для выбора условий обучения.

Желание родителей и ребенка с ОВЗ.

Типы субъект–субъектного

взаимодействия:

Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.

Модель организации инклюзивной образовательной среды 1. Планирование учебно-воспитательного процесса 2. Учебный процесс Индивидуальная коррекционная траектория 5. Коррекция Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий. 3. Контроль 4. Анализ

Модель организации инклюзивной образовательной среды

1. Планирование учебно-воспитательного процесса

2. Учебный процесс

Индивидуальная коррекционная траектория

Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.

Модель взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды Ребенок с ОВЗ администрация ОУ; преподаватели; психолог; социальный педагог; педагоги дополни-тельного образования. Развитие Адаптация Забота и поддержка семьи Социализация Педагоги- ческий коллектив Дети без ОВЗ Родители Контроль и забота семьи

Модель взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды

Ребенок с ОВЗ

  • администрация ОУ;
  • преподаватели;
  • психолог;
  • социальный педагог;
  • педагоги дополни-тельного образования.

Забота и поддержка семьи

Социализация

Педагоги- ческий коллектив

Контроль и забота семьи

Функции педагогического коллектива в инклюзивной образовательной среде создание единой психологически комфортной образова-тельной среды для детей с разными стартовыми возможностями; разработка системы психолого-педагогического сопро-вождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве; методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ); разработка индивидуальных коррекционных маршрутов; обеспечение ОУ необходимым оборудованием для создания безбарьерной среды; повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.

Функции педагогического коллектива в инклюзивной образовательной среде

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменения или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.

1. Основные принципы инклюзивного образования.

. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:

1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален

2. Каждый человек способен чувствовать и думать

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.

5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.

6. Разнообразие усиливается, то есть ребенок с ОВЗ должен быть достаточно подготовлен в плане познавательного и личностного развития к обучению в массовом образовательном учреждении.

2. Признаки и условия организации инклюзивной образовательной среды.

Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, выделяют следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие:

– принятие философии инклюзии;

– наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);

– преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

– наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций для детей с разным стартовым уровнем;

– наличие примерных учебных планов и т. п. ;

– наличие УМК, дидактических материалов;

– подготовка педагогических работников, включенных в инклюзивный процесс, в том числе специалистов сопровождения.

Для того чтобы образовательная среда могла создать условия, обеспечивающие возможность инклюзивной практики, она должна обладать следующими признаками:

• гибкость, готовность к изменениям; •

• мобильность и эффективность управления; •

• преобладание гуманистических ценностей;

• индивидуализация образовательного процесса, учет возможностей и потребностей каждого ребенка;

• наличие ресурсов для реализации индивидуального образовательного маршрута

К необходимым условиям организации инклюзивной образовательной среды

– организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;

– организации временного режима обучения;

– организации рабочего места ребенка с ОВЗ;

– технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Организационное обеспечение образовательного процесса

– организации инклюзивной образовательной среды

– создание инклюзивной культуры в организации

– взаимодействие с внешними организациями и родителями,

– реализацию образовательных программ с учетом особенностей и возможностей детей;

– обеспечение детям с ОВЗ возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана;

– специальное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

– применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения всех субъектов инклюзивной практики;

– адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ

Условиями успешного функционирования инклюзивной образовательной среды, по О. Шпеку (2003, являются пять следующих позиций:

1. Необходимы взаимные усилия со стороны особого ребенка и группы по обоюдному изменению и сближению в процессе совместной жизни, деятельности, образования.

2. Инклюзия предполагает определенные требования к пространственно-временной общности, в которую включается ребенок с особыми образовательными потребностями: не любая общность готова и способна к социальной ответственности за результат инклюзии.

3. Учреждение, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих воспитанников в разные сферы жизни – досуговые, правовые, образовательные и другие.

4. Успешность инклюзии в определенных социальных общностях зависит от их способности выстроить соответствующую социальную сеть, включающую более крупные общности в разных местах пребывания и жизни особого ребенка.

5. Социальное сближение ребенка с особыми образовательными потребностями и обычных детей не означает пренебрежение индивидуальными, сущностными особенностями участников процесса инклюзии.

3. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования.

Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

1. Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

3 Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждение сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиле воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4. Право на бесплатное питание;

5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

5. Технологии построения инклюзивного образовательного процесса.

1. Планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого результата.

2. Программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика.

3. Сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным результатом как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг, так и при подведении итогов.

4. Коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Говоря о технологиях инклюзивного образования, то мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей, то есть безбарьерного образования. Н. В. Борисова выделяет две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса:

технологии проектирования и программирования;

технологии командного взаимодействия учителя и специалистов;

технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.

Основная идея инклюзивного образования — мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учета образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для детей в образовательном процессе, все участники включаются в проектирование изменений, которые создают более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования.

6. Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивного образования

На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.

Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:

• все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;

• родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду. Они полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей, проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении, включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;

• специалисты психолого-педагогического сопровождения участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами, воспитателями; имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его и активно их используют в профессиональной деятельности;

• руководители образовательных учреждений создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей, принимают активное участие в формировании инклюзивной политики и тактике, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе, понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями;

• члены администрации образовательного учреждения понимают свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, связанную с их основным функционалом, взаимодействуют со всеми участниками психолого-педагогического сопровождения по вопросам, связанным с эффективной организацией образовательного процесса, совместно с другими членами коллектива реализуют инклюзивную образовательную политику, разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования, владеют информацией о достижениях детей с ОВЗ, инновационной работе педагогического коллектива в деле развития инклюзивной практики;

• координаторы по инклюзивному образованию в Управлении образования города, краевом центре, методическом центре своевременно получают информацию (статистическую и качественную) о детях с ОВЗ, своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.


В статье раскрывается сущность понятия инклюзивного образования.Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интеграция.

Одним из факторов благополучного развития современного социума является уровень образования населения. Получение качественного образования в наши дни может эффективно осуществляться лишь при достаточной социализации всех членов общества. Однако существует такая категория людей, которая испытывает трудности при изучении и усвоении традиционной образовательной программы – это лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания и комплексное сопровождение в условиях образовательного учреждения. Решением этой проблемы стало инклюзивное образование. Получая образование именно среди здоровых сверстников, дети с особыми образовательными потребностями могут приобрести, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться.

Указанное понятие также нашло отражение в работе Казаковой Л.А. На взгляд автора, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья – это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития [6].

Еще одно определение инклюзии дает в своей работе В. Зарецкий. Инклюзию он понимает, как возможность устранить фактор социальной депривации и возможность для ребенка с ОВЗ получить социальный опыт, без которого проблемы социальной адаптации в будущем могут не позволить ему реализовать себя, свой потенциал [7, с. 33].

По мнению О.С. Когана и Г.А. Ямалетдиновой, инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к особым нуждам всех лиц с ОВЗ. Инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для лиц с ОВЗ в доступных школах и образовательных учреждениях, процесс ликвидации всех барьеров и раскрытия личностного потенциала каждого учащегося [8, с. 22].

Идея инклюзивного образования, с точки зрения С.В. Алехиной, состоит в том, что для получения качественного образования детям с особыми образовательными потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Не менее важно такое взаимодействие и детям, не имеющим ограничений в своем развитии или здоровье [5, с.72].

Таким образом, можно заключить, что понятие инклюзивное образование достаточно многогранно. Его можно понимать как обеспечение равного доступа к образованию, совместное обучение и воспитание, как процесс развития образования и взаимодействие детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками.

На основании проделанной работы выведем свое понятие инклюзивного образования. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий обеспечение равного доступа к образованию людям с особыми образовательными потребностями, гармоничное взаимодействие людей с ОВЗ и здоровых людей, а также приобретение равного социального опыта и навыков и активизацию процессов личностного саморазвития.

Список используемой литературы.

КубасовО.П. Интеграция в образовании: сущностная характеристика // Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 70-77.

Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина [ и др.]. – Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 – 95.

Коган О.С., Ямалетдинова Г.А. Сущность и понятие инклюзивного образования в сфере доступного туризма // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. – 2015. – № 3. – С. 22-24.

Читайте также: