Действия российского миротворческого контингента на территории южной осетии в августе 2008 г доклад

Обновлено: 17.05.2024

ЦХИНВАЛ, 8 авг — Sputnik. В ночь на 8 августа 2008 года, грузинские войска атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвал. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых к тому времени приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

Как начиналась война

Во второй половине дня 7 августа Цхинвал и его окрестности подверглись артиллерийскому обстрелу со стороны грузинских сел Никози и Эргнети из крупнокалиберных орудий.

В 15.45 военные наблюдатели от Грузии покинули расположение Объединенного штаба миротворцев и наблюдательные посты.

В 19.40 к народу Грузии обратился президент Михаил Саакашвили. Он заявил, что вечером в четверг отдал приказ всем грузинским вооруженным подразделениям не открывать ответного огня в зоне конфликта.

В 22.35 7 августа, то есть через три часа после заявления Саакашвили, Грузия начала наступательную операцию против Южной Осетии.

В 23.15 начались боестолкновения и обстрел с применением гранатометов и минометов.

В 23.45 начался залповый огонь реактивных систем залпового огня "Град".

© Sputnik / Саид Гуциев / Перейти в фотобанк Разрушения в городе Цхинвале, подвергшемуся нападению грузинских войск

В 0.20 8 августа подключилась ствольная артиллерия.

С 1.20 на фоне артиллерийской канонады началось продвижение грузинских войск в восточной части Цхинвала.

"Восстановление конституционного порядка"

В ночь на 8 августа командующий миротворческими операциями Объединенного штаба Минобороны Грузии Мамука Курашвили заявил телекомпании "Рустави-2", что грузинская сторона приняла решение о "восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта".

Утром грузинская авиация нанесла удары по Южной Осетии.

В результате ночного обстрела с грузинской стороны был поврежден ряд зданий на территории штаба российских миротворцев в Цхинвале. Сгорело здание парламента Южной Осетии, был разрушен комплекс правительственных зданий, горели многоэтажные жилые корпуса и другие строения в центре города.

В сторону Цхинвала выдвинулась колонна грузинских танков и пехота.

К середине дня грузинские войска, несмотря на сопротивление югоосетинских подразделений, взяли под свой контроль часть Цхинвала и восемь югоосетинских деревень.

Операция по принуждению к миру

В условиях сохраняющейся прямой угрозы жизни российских граждан в Южной Осетии, в соответствии с правом на самооборону, во второй половине дня 8 августа Россия направила в Южную Осетию дополнительные силы для поддержки российских миротворцев и защиты мирных жителей.

В 15.00 президент РФ выступил по российскому телевидению с заявлением в связи с ситуацией в Южной Осетии. Дмитрий Медведев, в частности, подчеркнул, что в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как президент РФ он обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились. В сложившихся обстоятельствах Российская Федерация была вынуждена предпринять операцию по принуждению Грузии к миру, а также для защиты российских граждан, находящихся в Южной Осетии.

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Южная Осетия доказала всему миру, что ничто не может сломить волю южных осетин в их борьбе за свою свободу. Статья Олега Иванникова.

В феврале 1992 года руководство Грузии ввело на территорию Южной Осетии многочисленные вооружённые формирования, усиленные бронетехникой и артиллерией. Цхинвал был взят в жёсткую осаду. Со слов тех, кто прошёл через этот ад, даже простая попытка выйти на улицу была равносильна подвигу. Грузинские вояки расстреливали всех и вся.

Оба эти события имели широкий общественный резонанс, и именно они во многом предопредели Дагомысскую встречу и последующее принятие решения о создании ССПМ и вводе российских миротворцев в зону конфликта.

В те дни решался вопрос выживания целого народа, и русский солдат принёс на землю Южной Осетии мир, безопасность и веру в завтрашний день. Кстати, первыми в зону конфликта прибыли десантники 76 дивизии ВДВ ВС России, дислоцированной в Пскове. В те далёкие 90-е никто и подумать не мог, что спустя 16 лет псковские десантники опять придут на помощь многострадальной Южной Осетии и своими действиями внесут серьёзный вклад в успешное проведение операции по принуждению Грузии к миру.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В 1992 году российская армия стала непреодолимым препятствием на пути реваншистских устремлений грузинского руководства, избравшего в качестве национальной политики ненависть к негрузинскому населению Грузии.

За всё время выполнения российскими военнослужащими миротворческой миссии в Южной Осетии они всегда воспринимались и грузинским, и осетинским населением Республики как гарант стабильности и безопасности в этом непростом регионе.

Грузинское руководство потратило немало усилий для срыва миротворческой операции, для чего в отношении российских миротворцев устраивались многочисленные провокации.

После прихода к власти в январе 2004 года Михаила Саакашвили милитаристские настроения в Грузии существенно активизировались. Уже в августе 2004 года была предпринята неудачная попытка покорить Южную Осетию силой. Но все последующие события наглядно указывали на то, что грузинское руководство не сделало правильных выводов из августа 2004 года.

Общий итог миротворческий кампании, безусловно, позитивный. Российские военнослужащие с честью выполнили все возложенные на них задачи. В августе 2008 года батальон сделал даже больше, чем от него можно было требовать: половина личного состава несла службу на блок-постах и не имела возможности организованно вступить в бой. Оставшиеся в миротворческом городке солдаты и офицеры проявили личное мужество и массовый героизм. Грузинская армия так и не смогла взять расположение российского батальона штурмом. При этом миротворцы оттянули на себя большие силы грузинской армии, что, несомненно, способствовало общей победе над агрессором.

Хотелось бы отметить некоторые аспекты деятельности российского миротворческого контингента, которые бросались в глаза не только военным специалистам, но и простым обывателям:

- грузинские миротворцы, по сравнению с российскими, были гораздо лучше вооружены: БМП-2 против российских БМП-1, полноценные АКМ м АК-74 против российских АКСУ-74, большое количество ПК, ГП-25 и РПГ-22,26;

- грузины не давали своему батальону засиживаться на месте: режим несения службы на блок-постах не позволял организовать эффективную боевую подготовку, что отрицательно сказывалось на общей боеготовности батальона. Поэтому грузинская сторона использовала любую возможность для более частой смены своего подразделения;

- российский батальон менялся примерно два раза в год. Такие промежутки нахождения в зоне конфликта существенно понижали боевые возможности российского подразделения;

- Грузия всегда вводила в зону конфликта только элитные части: форма, экипировка, вооружение – всё было организовано по высшему разряду. Этот фактор умышленно использовался для оказания морального давления на российских миротворцев и население Южной Осетии. От России службу в Южной Осетии нёс 135 омсп. Это хорошая часть, с богатыми боевыми традициями, но, как показал опыт миротворческой операции, к подобным задачам целесообразнее привлекать подразделения, обученные ведению боевых действий в составе небольших групп. В условиях отсутствия визуальной и огневой взаимосвязи между российскими блок-постами, личный состав, несущий на них службу, должен был быть обучен действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил, в составе отделение-взвод. На сегодняшний день этим требованиям наилучшим образом соответствует боевая подготовка подразделений ВДВ;

- в Южной Осетии нет мусульманской религии. Южные осетины, в отличие от своих северных братьев, исповедуют только православие. Российский миротворческий батальон формировался в городе Прохладный (Кабардино-Балкарская Республика РФ), поэтому среди российских миротворцев было достаточно много мусульман. Этот фактор без большого энтузиазма воспринимался местным населением, хотя и не оказывал решающего влияния на отношение местного населения к российским миротворцам.

В принципе, миротворческая операция подтвердила тезис о том, что в зоне конфликта обеспечить мир может только та военная сила, которая на порядок лучше подготовлена и вооружена, чем участники конфликта.

Надеюсь, что уникальный опыт, приобретённый в ходе миротворческой операции в Южной Осетии, был тщательного изучен, обобщён и нашёл своё отражение в соответствующих наставлениях или разделах боевых уставов.

Сегодня правопреемником российского миротворческого контингента по праву можно считать 4 ВБ ВС РФ, которая является гарантом военной безопасности Южной Осетии от любых посягательств со стороны Грузии. Для этого российское соединение обладает всем необходимым.

Только безответственный или ненормальный человек может себя тешить мыслью, что в вооружённом столкновении с ВС России у грузинской армии есть какие-либо шансы. С точки зрения международного права, нападение на российских военнослужащих, находящихся на территории Южной Осетии в соответствии с действующим двусторонним договором между Россией и Южной Осетией, автоматически означает объявление войны Российской Федерации, со всеми вытекающими последствиями.

В принципе, в августе 2008 года российская армия по-настоящему и не воевала, она просто наотмашь слегка толкнула противника. Введённые в Южную Осетию боевые соединения только начали разворачиваться, когда поступил приказ на прекращение огня и начался переговорный процесс. Части и подразделения, принявшие участие в боевых действиях, как правило, направлялись в бой с большим текущим некомплектом, сразу после совершения тяжелейшего марша по незнакомой местности, не имея возможности обслужить технику и вооружение, тем более дать время людям на отдых. И даже в таких условиях грузины бежали, бросая на ходу и импортное вооружение и красивую американскую форму. От полного краха Грузию спасло быстрое вмешательство ЕС и добрая воля руководства России. Второй раз может не повезти.

Комментарии читателей (0):


Средства массовой информаций "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна признаны иностранными агентами в России.

ИА REX — российское информационное агентство, не иностранный агент

ИА REX — международное экспертное сообщество. Мы ориентированы на информирование аудитории о событиях в России и за рубежом, знакомим читателей с мнением независимых экспертов, их реакцией на эти события.

Допускается свободное некоммерческое использование материалов с обязательной ссылкой на ИА REX. Подробнее см. правила использования.

© 2009-2022 Информационное агентство REX

Свидетельство о регистрации СМИ выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Основанием для миротворческой деятельности Российской Федерации в зоне грузино-осетинского конфликта являются Сочинское соглашение 1992 года, а также решения Смешанной контрольной комиссии (СКК), созданной в соответствии с упомянутым соглашением.

Основанием для миротворческой деятельности Российской Федерации в зоне грузино-осетинского конфликта являются Сочинское соглашение 1992 года, а также решения Смешанной контрольной комиссии (СКК), созданной в соответствии с упомянутым соглашением. В Южной Осетии российские войска вместе с грузинскими и осетинскими военными входят в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне конфликта. В состав ССПМ входят три миротворческих батальона. Каждая сторона – грузинская, российская и осетинская, имеют право на размещение в зоне конфликта миротворческого батальона в составе не более 500 военнослужащих. Но, кроме этого, они также могут дополнительно разметить еще 300 военных с разрешения СКК.

Сочинское соглашение

После продолжавшегося 18 месяцев вооруженного конфликта между Грузией и Юной Осетией представители России, Грузии и Южной Осетии 24 июня 1992 г. подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта.

Ключевые решения Сочинского соглашения:

Учреждается Смешанная Контрольная Комиссия в составе представителей Российской Федерации, Грузии, Северной Осетии и Южной Осетии, которая будет осуществлять свои функции во взаимодействии с группой военных наблюдателей

Создаются смешанные силы по установлению мира и поддержанию правопорядка по согласованию сторон

Решения и постановления СКК

В ходе заседания СКК 12 июля 1992 г. стороны договорились зоной конфликта считать местность радиусов 15 км от центра г. Цхинвали, коридором безопасности считать полосу местности шириной 14 км вдоль административной границы бывшей Юго-Осетинской автономной области по 7 км по обеим сторонам границы.

С 1997 года мандат ССПМ и роль в них Российской Федерации не менялись.

Дальнейшее развитие событий

С приходом к власти в Грузии в 2004 г. М.Саакашвили попытки Тбилиси распространить свою юрисдикцию на Южную Осетию активизировались. В июне-августе 2004 г. в зоне грузино-осетинского конфликта произошло обострение, спровоцированное грузинской стороной, предпринявшей попытку решить проблему военным путем.

5 ноября 2004 г. в Сочи при российском посредничестве состоялась встреча премьер-министра Грузии З.Жвания и президента Южной Осетии Э.Кокойты. По ее итогам было подписано заявление, в котором, в частности, закреплялось прекращение огня и фиксировалось намерение вывести все остающиеся в зоне конфликта вооруженные формирования, кроме ССПМ.

В этот же день МИД России выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что данное решение грузинских парламентариев чревато ростом напряженности в зоне конфликта, подтвердил, что российская сторона будет продолжать действовать исходя из собственной ответственности за поддержание стабильности и безопасности в регион, высказался в пользу сохранения действующего переговорного формата.

20-21 февраля 2006 г. в Москве состоялась консультативная встреча российского, югоосетинского и североосетинского сопредседателей СКК. Принято заявление, в котором выражается озабоченность в связи с деструктивной политикой Грузии и провокациями в отношении российских миротворцев, а также содержится призыв к грузинской стороне отказаться от линии на слом существующего формата СКК и подрыва ССПМ, воздержаться от перевода в практическую плоскость вопроса о прекращении миссии миротворцев, приступить к совместной разработке документа о гарантиях безопасности и невозобновлении военных действий и совместной программы действий по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Обострение ситуации в августе 2008 года

Вовлеченность России в грузино-югоосетинский конфликт обусловлена ролью российского миротворческого контингента в зоне конфликта.

7 августа 2008 г. Российская Федерация в соответствии со своей миротворческой ролью и как сторона, возглавляющая объединенное военное командование ССМП, достигла договоренности с грузинской и югоосетинской сторонами о проведении встречи на высоком уровне для поиска выхода из обострившейся обстановки. Вопреки договоренностям, Грузия начала наступательную операцию на Цхинвали, вынуждая российских миротворцев дать незамедлительной ответ.

В ночь на 8 августа 2008 года, когда весь мир следил за открытием летних Олимпийских игр в Пекине, Грузия решила военным путем вернуть под свой контроль отделившуюся от нее еще в начале 90-х годов прошлого века Южную Осетию. Начался вооруженный конфликт, который продлился 5 дней и закончился полным поражением Грузии. После этих событий Россия окончательно признала независимость Южной Осетии и Абхазии, практически поставив крест на мечтах грузинского руководства о возвращении данных республик в состав страны.

Подвиг миротворцев в Цхинвале

Примерно через 2 часа после начала утреннего обстрела из стрелкового оружия, то есть около 7 часов утра, грузинские военные подвели к позициям российских миротворцев 2 танка. Один из них укрылся в полуразрушенном здании, которое выполняло роль укрытия, а второй спрятался в перелеске. Рядом с танками расположились снайперы. Первыми же выстрелами танки уничтожили одиноко стоявшую и не стрелявшую БМП российских миротворцев. В машине погибли механик-водитель рядовой Антон Марченко и наводчик-оператор Александр Шмыгановский. После такого развития событий, миротворцы, которые располагались в своих окопах на нижней позиции наблюдения вдоль границы, отступили к зданию базы. Уцелевшие БМП миротворцев, установив дымовую завесу, также стали отходить к базе.

Приказ об открытии ответного огня российские миротворцы получили ближе к 8 часам утра. В этот момент грузинские войска уже вели наступательные действия с использованием пехоты. Одновременно с этим территорию базы из укрытий расстреливали грузинские танки. Практически вся техника миротворцев была уничтожена огнем противника. Приобретенные на Украине ОБТ Т-72, оснащенные современной израильской электронной начинкой, превратились в настоящих снайперов. С первых же выстрелов без пристрелки они поражали технику миротворцев, даже несмотря на то, что некоторые БМП были глубоко вкопаны в землю.


В одной из БМП погиб механик-водитель Кублан Гиматов. А около 11 часов дня в БМП на территории базы погибли наводчик-оператор рядовой Полушкин и механик-водитель Александр Яско. Относительно долго вела огонь только БМП оператора-наводчика Радиона Асанова, но и ее, в конце концов, уничтожили огнем из танка. К счастью на тот момент Радион Асанов уже покинул машину и продолжил бой.


Трое суток сумел продержаться миротворческий батальон, находясь в достаточно плотном кольце окружения. 3 суток российские миротворцы, многие из которых никогда до этого не участвовали в боевых действиях, вели бой с вышедшим к Цхинвали противником. Российские миротворцы стали настоящим камнем преткновения для грузинских военных, которые, обладая значительным численным преимуществом, так и не сумели захватить расположение миротворцев. При этом грузинские военные, нарушая все нормы международного права, подвергли позиции миротворческого контингента артиллерийскому и минометному обстрелу, обстрелу из танков и стрелкового оружия, налетам штурмовой авиации.

Неоценимую помощь миротворцам оказали 4 танка, который смогли прорваться к ним 9 августа. Один из них практически сразу же был подбит, еще один танк получил повреждения, с него стравили давление. При этом боезапас с него был перенесен на другой танк. Один из прорвавшихся танков закрывал собой вход в казарму миротворцев, не давая грузинам подобраться с обратной стороны и завалить единственный выход. При этом танки, израсходовав боекомплект, из боя не выключились. Один из них продолжал пугать грузинскую пехоту одним своим видом и агрессивными перемещениями.

Потери российского миротворческого батальона составили 10 человек убитыми и 2 пропавшими без вести. Многие из тех, кто находился в городке миротворцев, получили ранения разной степени тяжести. Командир батальона миротворцев подполковник Константин Тимерман был награжден званием Героя России. Во время боя он был ранен, но не покинул позиций, отказавшись от госпитализации, и продолжил командование батальоном. Сообщается, что подполковник лично уничтожил 6 единиц живой силы противника.

При распаде Советского Союза обострились этнические противоречия между некоторыми народами, населяющими территории бывших союзных республик. Долгие годы тлевший конфликт между Южной Осетией и Грузией вспыхнул с новой силой, когда президент Грузии Михаил Саакашвили при поддержке западных деятелей провозгласил стремление к объединению Грузии и Южной Осетии. Он пытался с помощью давления добиться от правительства России вывести в досрочном порядке войска, оставшиеся там после распада Советского Союза и выражал недовольство тем, что не может контролировать территории двух автономных республик. Все это говорит о том, что президент Грузии долго готовился и планировал это нападение. Надо сказать, что в то время Южная Осетия и Абхазия являлись сторонниками России и существовали как автономии в составе Российской Федерации. Более 80% южноосетинского населения имели российские паспорта.

Район Южной Осетии, граничащие с Грузией неоднократно подвергались обстрелам. Взаимные перестрелки не могли привести ни к чему хорошему. Несмотря на то, что по традиции все войны прекращались на время проведения Олимпиады, 8 августа 2008 года перед открытием летних Олимпийских игр, неожиданно и вероломно грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, обстреляв из артиллерийских орудий приграничные южноосетинские деревни и села. В столице страны Цхинвале начались вооруженные столкновения. Саакашвили подгадал так вторжение, что на данный момент в Москве никого из руководства не было. Путин был в Пекине, Медведев проводил отпуск на Волге, Сердюков, бывший на тот момент Министром обороны, тоже отсутствовал.

Уже 7 августа Грузия начала обстрел осетинских территорий из оружия крупного калибра. Утром 8 августа ее войска вошли в Цхинвал при поддержке танков, авиации и артиллерии. Грузинские солдаты с гордостью снимали и выкладывали в сеть видео, где видно как горят машины и жилые дома гражданского населения. В результате обстрелов погибли около 2 тыс. человек.

Двое суток российские миротворческие войска и местные ополченцы сдерживали натиск грузинских агрессоров. Но 9 августа по распоряжению главы страны российские войска вошли на территорию агрессора для защиты гражданского населения и миротворцев, пострадавших в этом конфликте. Подразделения 58 общевойсковой армии первыми прошли через Рокское ущелье и вступили в противостояние с грузинскими войсками. Основные силы российской армии подтянулись уже 10 августа. Доблестные грузинские солдаты не оказывали серьезного сопротивления и отступали так быстро, что российская армия захватила более 60% военной техники противника и подошла к Тбилиси на расстояние 35 км, вызвав приступ паники в Грузии и на Западе. В Кремль полетели просьбы убрать войска с территории суверенного государства и не захватывать Тбилиси. Собственно, Россия и не собиралась никого захватывать. 12 августа Грузия была принуждена к миру. Уже 16 августа президентами России и Франции подписан договор о мирном урегулировании, и в октябре российские войска были выведены с территории Грузии.

Что же произошло в 2008 году? И какова роль России в этом конфликте? Западные политики обвиняют Россию в агрессии и вмешательстве во внутренние дела Грузии. Грузия была и остается националистическим государством по той причине, что на ее территории ущемлялись права южных осетин и абхазцев. И это доказанный факт. Грузия провела две военные кампании против своих национальных меньшинств, предъявила территориальные претензии своим соседям, и России в том числе. Россия должна была отдать Грузии Сочи с прилегающими районами по мнению грузинских политиков. Отсюда напрашивается вывод, что такое агрессивное государство не может существовать рядом с границами России. Ни одно государство в мире не потерпит подобного соседства. Россия признала Абхазию и Южную Осетию. Грузия вводит свои войска на территорию Южной Осетии. Что должна была сделать Россия? Защитить своих союзников и принудить Грузию к миру, как сделало бы любое демократическое государство. Только так. Завоевывать Грузию не было надобности, равно как и те государства, которые после выхода из состава СССР кричат о российской агрессии. Брать на баланс и кормить развалившиеся страны Россия не собирается. По этой причине после принуждения к миру Грузии, российские войска выведены с ее территории. Подписаны мирные соглашения.

Символом этой войны с моральной точки зрения можно считать российского солдата, который один встал перед колонной грузинских войск, и никто не посмел сделать хотя бы шаг или выстрел в его сторону. Все просто. Это был воин страны, которая начала свое возрождение в 2008 г.

Читайте также: