Цимбалы белорусский музыкальный инструмент доклад

Обновлено: 19.05.2024

Музыкальный инструмент цимбалы

Цимбалы — один из древнейших и самых распространенных музыкальных инструментов мира.

Что такое цимбалы

Класс — струнный ударный музыкальный инструмент. Относится к хордофонам.

Наибольшую популярность сохраняет в восточной Европе. Особо выделяются венгерские цимбалы, активно использующиеся в национальном творчестве венгров.

Венгерские цимбалы

Венгерские цимбалы

Строение представляет собой корпус с деками. Популярный материал корпуса — дерево, но встречаются и другие варианты.

Между декой натянуты струны. Стальные струны разбиты в группы по 3. Струны звучат в унисон. Басовые струны покрыты медью. Установлены в группы по 3 штуки, также настроены в унисон.

Особенности звукоизвлечения

В основе игры на цимбалах лежит техника специального молоточка. С помощью него по струнам инструмента наносятся удары, что вызывает их колебание и звучание. Если после удара струны не приглушиваются, то вибрации распространяются на соседние струны, что вызывает гул. Кроме молоточка можно использовать деревянные палочки.

Разновидности

Цимбалы делятся на концертные и народные. Отличаются размером и способом фиксации.

Нижняя часть народных — 75-115 см. Верхняя — 51-94 см. Бока — 25-40 см. Ширина — 23.5-38 см. Высота — 3-9 см. Эта разновидность считается компактной и удобной для перемещения. Способ фиксации — ремешок, крепящийся на плече или шее музыканта.

Нижняя часть концертных — 1 метр. Верхняя — 60 см. Боковые части — 53.5 см. Высота 6.5 см. Ширина — 49 см. Фиксация — ножки с обратной стороны корпуса. Отличительная особенность концертных моделей — наличие демпфера. Предназначение — быстрое прекращение колебания струн. Демпфер выполнен в виде педали. Чем сильнее цимбалист нажимает на педаль, тем сильнее глушится звук струн.

Игра на цимбалах

История цимбал

Первые прототипы цимбал были обнаружены у месопотамских народов. Первые рисунки похожих инструментов датируются IX тысячелетием до н. э. Принадлежность — народ вавилонян. Ассирийские изображения были сделаны в VII веке до н. э. Шумерский вариант изображен на рисунках IV-III веков до н.э.

Древние варианты характеризуются корпусом треугольной формы. Первоначальная форма делала инструмент похожим на модифицированную арфу.

Схожее изобретение появилось и в Древней Греции. Монохорд был устроен по одному принципу с современными цимбалами. В основе конструкции — резонаторный ящик. Форма — прямоугольная. Серьезное отличие заключалось в наличии всего одной струны. Монохорд использовался в науке для исследования музыкальных интервалов.

Изначально европейцы использовали цимбалы в сольных композициях. В XVI веке инструмент получил аккомпанирующее применение, а позже проник в ансамбли. Первое использование в оперном искусстве — 1753 год, Испания.

В 1700х годах немцами была разработана своя версия, под названием хакбретт. Примерно в это же время Панталеон Гебенштрайт модифицировал цимбалы. В его варианте появились клавиши. Модель названа паталеоном в честь имени создателя. В будущем изобретение Гебенштрайта превратится в современное фортепьяно.

В России инструмент известен в XV-XVI веках. В письменных хрониках содержится сведения об его использовании при царском дворе. Известные российские цимбалисты тех лет: Милентий Степанов, Андрей Петров, Томило Бесов. Немецкий вариант обрел популярность в XVIII веке среди элит.

Современный вариант цимбал появился в конце XIX века. Изобретатель — Йожеф и Венцель Шунда. В XX веке была проведены незначительные модификации конструкции. Цель изменений — повышение надежности, долговечности и громкости звучания.

Музыкальный инструмент цимбалы

Реконструкция инструмента

Первые реконструкции классических цимбал произведены в 20х годах XX века. Авторы реконструкции — Д. Захаров, К. Сушкевич.

Задача при реконструкции — восстановление прежней формы и конструкции. Извлекаемый звук должен быть громким, насыщенным и четко разделенным на октаву. Вид молоточков был пересмотрен. Их длина была уменьшена. Таким образом музыкант может самостоятельно приглушивать звенящие струны.

Реконструированный Захаровым и Сушкевичем вариант стал использоваться на концертах до 60х годов. Тогда были проведены очередные изменения конструкции. Задача изменений — расширение диапазона звучания. Цель была достигнута установкой двух новых подставок. Авторы изменения — В. Крайко и И. Жинович.

Из-за усовершенствования конструкции вес хордофона значительно увеличился. Чтобы убрать нагрузку с коленей исполнителя, к нижней части корпуса стали приделывать 4 ножки. Таким образом инструмент стало возможным устанавливать на стол.

Техники игры

При звукоизвлечении музыкант может задействовать всю руку или одну кисть. Может применяться техника тремоло. Тремоло — быстрое повторение одного звука.

Современные исполнители используют расширенную технику игры. Удары палочкой проводятся не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук схож со звучанием кастаньета. Также используется прием игры флажолетом, глиссандо, вибрато и сурдиной.

Белорусские цимбалы

Цимбалы в странах мира

Индийский вариант называется сантурой. В качестве струн сантуры используется трава мунджа. Палочки изготавливают из бамбука. Применяется в народном музыкальном творчестве.

В Украине в 1922 году Леонидом Гайдамаком исполнялись концерты с использованием цимбал. Интересный факт: в выступлениях задействованы 2 уменьшенных инструмента. Варианты малого размера были созданы для облегчения транспортировки.

С 1952 года в Молдове преподаются уроки игры на цимбалах в Кишиневской консерватории.

Как выглядят цимбалы?

Известные цимбалисты

Аладар Рац — венгерский музыкант. Один из самых выдающихся цимбалистов в истории. Среди его наград Кошутовская премия 1948 года, звания заслуженного и выдающегося артиста Венгрии.

Музыкант был родом из цыганской семьи. По традициям, в возрасте трех лет ему предложили научиться играть на любом музыкальном инструменте. Рац решил обучаться игре на цимбалах.

Своими достижениями Аладар Рац популяризировал цимбалы в первой половине XX века. Инструмент стал восприниматься серьезно и использоваться на концертах.


Цимбалы — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Цимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.


У ассирийцев был свой инструмент триганоном, похожий на примитивные цимбалы. Он имел треугольную форму, был девятиструнным, звук извлекался при помощи ударов палочек.
Цимбалоподобные инструменты существовали в Древней Греции — монохорд, Китае — чжу.
В Индии роль цимбал выполнял — сантур, струны которого делали из травы мунджа, а играли бамбуковыми палочками. Кстати, по мнению историка Н. Финдейзена цимбалы в Европу принесли цыгане. Именно этот кочевой народ в V веке н.э. начал свой исход из Индии пополнив ряды малороссов, белорусов и других славянских племен.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.


Большую роль в усовершенствовании цимбал сыграл венгерский мастер В. Шунда, он увеличил количество струн, усилил раму, добавил демпферный механизм.При дворах русских князей цимбалы появились в конце XV века. В 1586 году королева Англии Елизавета, сделала подарок русской цапице Ирине Фёдоровне в виде музыкальных инструментов. Среди них были и цимбалы инкрустированные золотом и драгоценными камнями. Красота и звучание инструмента, просто очаровали царицу. Большим поклонником цимбал был и царь Михаил Фёдорович. При его дворе играли цимбалисты Милентий Степанов, Томило Бесов и Андрей Андреев.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны знаменитый цимбалист Йоган Баптист Гумпенхубер, развлекал придворную знать своей виртуозной игрой, удивляя всех чистотой исполнения.
Большое признание, цимбалы получили на землях Украины, войдя в музыку народного творчества. Струны в цимбалах сначала натягивали по одной, две для каждого тона , а то и по три — хоры струн. Цимбалы имели диапазон от двух с половиной до четырех октав.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.


фото инструмента цимбалы

Разновидности

Цимбалы делят на две разновидности: народные и концертно-академические. В процессе своего существования этот музыкальный инструмент изменялся и совершенствовался.

Оба этих инструмента представляют собой форму правильной равнобокой трапеции. По размеру корпуса народные цимбалы могут варьироваться.

У фольклорных цимбал предусмотрены три, а иногда две подставки: с правой стороны — басовая; с левой стороны — голосовая. Они делят струны на квинты и кварты. В результате этого появляется звукоряд, который состоит из трех регистров. Сверху, рядом с основными подставками, располагается маленькая дополнительная, которая предназначена для одного ряда струн. Профессиональные цимбалы имеют шесть подставок: две основных и четыре дополнительных (нижнюю и три верхних), которые делят струны на интервалы (секунды, терции и квинты).

Инструменты различаются между собой количеством рядов струн, числом струн в одном ряду, их длиной и сечением. Народные цимбалы имеют чаще всего звукоряд в объеме 2-2.5 октав. В основе лежит диатоника с хроматизмом некоторых ступеней. Академический инструмент имеет более расширенный и хроматизированный звукоряд.

краткое описание цимбал

Особенности звукоизвлечения

Что такое цимбалы в народном и профессиональном исполнительстве?

И профессиональные, и народные исполнители держат молоточки между пальцами (указательным и средним), остальные пальцы собраны в кулак. Молоточки народных исполнителей ничем не обшиваются, музыканты играют деревом по металлу. Профессиональная музыка более требовательна к исполнению. Необходимо динамическое и тембральное разнообразие звуков. Поэтому у академических цимбалистов молоточки обшиты замшей, при этом используется немного ваты. Обшивка молоточков — определяющий момент в звукоизвлечении. Если она слишком жесткая - звук получается резкий и неприятный. Напротив, если она слишком мягкая – звук неясный, глухой.

значение слова цимбалы

Что такое цимбалы в народной традиции

Народные цимбалы отличаются следующими характерными особенностями:

  • открытые струны не глушатся;
  • правая и левая рука имеют строгую функциональность: правой исполняют мелодию, левой - аккомпанемент;
  • молоточки не обшиваются;
  • при игре цимбалы кладут на колени, либо держат на специальном подвесе.

Необходимость в совершенствовании инструмента

Конструкция и художественная функция народных цимбал, которые использовались в сельской местности, не изменялась. Совершенствование профессиональных цимбал зависело от социальной среды. В городской среде приобщение исполнителей к профессиональному академическому искусству, а также требования, предъявляемые к профессиональному исполнительству, привели к необходимости реконструкции этого музыкального инструмента. Впоследствии это отразилось на исполнительском уровне.

цимбалы музыкальный инструмент

Реконструкция инструмента

Цимбалы - музыкальный инструмент, который неоднократно видоизменялся с целью совершенствования.

Реконструкцией цимбал народной традиции в 1920-е годы занимались Д. Захар и К. Сушкевич. Они приводили звучание этого инструмента в соответствие с требованиями академического исполнительства.

В процессе реконструкции цимбалы претерпевали следующие изменения:

  • диапазон расширился до трех октав;
  • изменилось внутреннее устройство инструмента, улучшились акустические характеристики, тембр стал более насыщенным;
  • изменились форма и устройство молоточков, в том числе появилась возможность использовать прием глушения звучащих струн, что сделало исполнение более выразительным;
  • весь диапазон инструмента был полностью хроматизирован в поступательном движении, что облегчило техническую сторону исполнительства;
  • было создано целое семейство цимбал: прима, альт-тенор, бас и контрабас.

мужчина и женщина играют на цимбалах

Определение цимбал как инструментов современности

Цимбалы после реконструкции стали широко использоваться как на концертной сцене, так и в учебно-педагогической практике. В результате этого сформировалось и стало активно развиваться исполнительское и педагогическое мастерство музыкантов, играющих на этом инструменте. Композиторы создали интересный репертуар для цимбалистов различного уровня подготовки.

Что такое цимбалы, используемые в современной практике? В середине 1960-х годов возникла необходимость реконструкции инструмента, с целью раскрепощения корпуса исполнителя. Манера игры, при которой музыкант держал цимбалы на коленях, ограничивала его технические возможности. В результате инструмент стали устанавливать на три ножки, которые вкручиваются в его корпус. Появилась возможность полноценно использовать все регистры музыкального инструмента, что способствовало развитию исполнительской техники цимбалистов.

Cimbalom small 001 Белорусские инструменты народные инструменты: цимбала, дуда

Так сложилась традиционная культура Белоруссии, что многие события жизни (и радостные, и грустные) не обходились без музыкального аккомпанемента. Позже некоторые умельцы играть сделали выступления в праздники и будничные вечера своей профессией. Еще позже появились объединения этих музыкантов – ансамбли. В своей работе мастера использовали исключительно белорусские инструменты, народные инструменты жителей восточной Европы.

Виды национальных инструментов в Белоруссии

Родословная этих инструментов тянется еще с конца 19-го века, когда ансамбли зарабатывали на хлеб насущный игрой на свадьбах, праздниках и просто народных гуляньях. Традиционными для белорусов являлись:

Это основные, вспомогательными выступали гармошки, дудочки и бубны.

Скрипка и цимбалы – струнные инструменты, что выдают звуки при помощи смычка (это скрипка) или ударов деревянных палочек (это цимбалы). Такие инструменты сложно назвать белорусскими национальными, ведь применяются они во многих музыкальных композициях народов мира.

Dudy 220312 7 300x272 Белорусские инструменты народные инструменты: цимбала, дуда

А вот белорусская трехрожковая дуда – это уже символ национального стиля. Звук на этом инструменте выходит из отверстий трубки путем прохождения воздуха по стволу. Вообще в 19-м веке живая музыка с использованием дуды была признаком богатства празднества, ведь услуги дударя стоили не дешево. На свадьбы дударя приглашали в качестве посаженного отца.

Свадьба была настоящим испытанием для музыкантов. Существовала традиция: если игра цимбалиста пришлась по вкусу молодым, невеста повязывала на музыкальный инструмент поясок. Этот поясок был частью свадебного наряда. Позже именно по количеству привязанных поясков судили о качестве игры музыканта и всего ансамбля в целом.

Изначально для внешнего антуража музыканты использовали дудочки и бубны. Но позже на их смену пришли гармошки. Они создавались мастерами в аутентичном белорусском стиле и имели соответствующую национальную раскраску с колоритными узорами и орнаментами. Как правило, корпус делался из натурального дерева, клавиши – из кости, а меха - из кожи. Украшали гармошку узоры, нанесенные краской или прибитые в виде металлических накладок. Все это ручная работа народных умельцев.

Интересно, что даже инструменты для создания гармошек мастера делали, бывало, тоже вручную. Звуковые панели, которые непосредственно при нажатии на клавиши извлекали звук, заказывали за границей. Чаще в Германии. Потом мастер крепил эти панели к деревянному корпусу, устанавливал костяные клавиши, украшал резьбой и металлическими накладками. В последнюю очередь крепились кожаные меха.

Все это соединялось не гвоздями и шурупами, а с помощью специального клея, рецепт которого знал мастер. Для дальнейшего использования клей хранился в банке из жести в теплом месте (чаще под лампадкой). Подгонялось все до последнего миллиметра с помощью специального деревянного молоточка - киянка или доўбня.

Кроме ансамблей немало на территории современной Белоруссии было и музыкантов, что путешествовали сами и сами определяли свой репертуар. В их арсенале были скрипки, лютни, дудки и балалайки.

История и эволюция музыкальных инструментов

Начало 20-го века ознаменовано не только кровопролитной Первой мировой войной, но и появлением новых музыкальных инструментов в Белоруссии.

Попав в Европу, белорусские солдаты привезли с собой, как завоеватели кларнет. Кларнет представляет собой духовой инструмент в виде деревянной трубки с клавишами. Он очень простой в вопросах обучения игре и не сложный для перевозки.

002ptfbp 300x228 Белорусские инструменты народные инструменты: цимбала, дуда

Война отложила свой отпечаток и на музыкальное искусство. Народные ансамбли начали использовать и традиционно военные инструменты – барабаны с тарелками и колотушкой.

Вторая мировая война прошла как смерть с косой по белорусским землям. Многие из музыкантов так и не вернулись с поля битвы. Потому играть просто не кому было. В эти нелегкие годы голос скрипки просто утих.

Белорусские инструменты народные инструменты в 20-м веке пополнились еще одним достоянием. По сути это охотничий рог, что использовался во время действий в лесу. Но пищик (так его называли) стал настоящим открытием для музыкантов и в ансамбле в унисон с другими инструментами звучал превосходно.

В 40-50-х годах начали появляться умельцы, что способны играть на разных инструментах. Сейчас их называют люди-оркестры.

Национальные черты музыки и музыкальных инструментов

Принадлежность к созданию на территории Белоруссии выдавали аутентичные металлические накладки, своеобразная резьба, перламутровые с блестками клавиши и белый ромб в украшении инструмента.

Умение владеть тем или иным инструментов люди получали зачастую от родственников. Это была наука, что передавалась от деда к отцу, от отца к сыну и так далее. Занятия музыкой были не регулярными, ведь помимо игры люди трудились на полях и фабриках, позже в колхозах и на заводах. Музыкальных школ в нашем понимании тогда еще не было.

Музыкальная культура Белоруссии многогранна и уникальна, она обладает неповторимым колоритом и яркими национальными чертами. А музыкальные инструменты только способствуют в формировании ее исключительной и особенной.

Читайте также: