Цифровые технологии в электроэнергетике доклад
Обновлено: 17.04.2024
Вся система электроэнергетики страны объединена в электроэнергетические си-стемы, которые имеют единое и централизованное руководство, с использованием раз-личных средств диспетчерского и технологического управления. Внедрение информационных технологий в электроэнергетической отрасли, прежде всего, связано с автоматизацией процесса сбора, обработки и отображения информации. Доступность зарубежных компьютерных и информационных технологий по-новому позволяет взглянуть на весь процесс проектирования и реализации программного обеспечения оперативно-информационных комплексов АСДУ для электроэнергетических предприятий, которые по своим качественным параметрам приближались к уровню систем, эксплуатируемых в электроэнергетике развитых зарубежных стран.
Содержание работы
Введение
1. ИТ-служба в системе управления энергокомпании
2. Разделение функций заказчика и подрядчика
3. Информационные системы электроэнергетики
4. Комплексные системы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP)
5. Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES)
6. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
7. Управление взаимоотношениями с клиентами Customer Relationships Management (CRM)
Список используемой литературы
Файлы: 1 файл
ИТ реферат.doc
Дата сдачи контрольной работы:
Отметка о зачете:
1. ИТ-служба в системе управления энергокомпании
2. Разделение функций заказчика и подрядчика
3. Информационные системы электроэнергетики
4. Комплексные системы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP)
5. Системы управления производством продукции – Manufacturing Execution Systems или Manufacturing Enterprise Solutions (MES)
6. Автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
7. Управление взаимоотношениями с клиентами Customer Relationships Management (CRM)
Список используемой литературы
В наше время повсеместно все с большим темпом во все сферы деятельности человечества входят компьютерные технологии. Темпы внедрения компьютерных технологий у нас в стране довольно высокие, этому есть простое пояснение: в нашей стране очень много квалифицированных специалистов по компьютерным технологиям, и пока не наблюдается нехватка их (как это наблюдается в развитых странах, например в США).
Вся система электроэнергетики страны объединена в электроэнергетические си-стемы, которые имеют единое и централизованное руководство, с использованием раз-личных средств диспетчерского и технологического управления. Внедрение информационных технологий в электроэнергетической отрасли, прежде всего, связано с автоматизацией процесса сбора, обработки и отображения информации. Доступность зарубежных компьютерных и информационных технологий по-новому позволяет взглянуть на весь процесс проектирования и реализации программного обеспечения оперативно-информационных комплексов АСДУ для электроэнергетических предприятий, которые по своим качественным параметрам приближались к уровню систем, эксплуатируемых в электроэнергетике развитых зарубежных стран. В соответствии с принятой классификацией современных задач управления в электроэнергетике успешно функционируют следующие информационные системы, обеспечивающие управление: локальный уровень управления (реального времени): ПА - автоматическая система (АС) противоаварийного управления, РЗА – релейная защита и линейная автоматика, АУПС – АС управления пропускной способностью, АРЧМ – АС регулирования частоты и перетоков мощности, АРН – АС регулирования напряжения, АОПМ – АС ограничения перетоков мощности, РАС – АС регистрации данных об авариях. Оперативный уровень управления: АСДТУ – автоматизированная система диспетчерско-технологического управле-ния, АСУПЭ - втоматизированная система управления производства эксплуатации и ремонта, АСУТП - автоматизированная система управления технологическим процессом. Тактический уровень управления: Корпоративная информационная система управления (КИСУ) ФСК; КИСУ АТС; КИСУ МЭС; КИСУ СО-ЦДУ; АСКУЭ – автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии. В основу работ по информатизации электроэнергетики должны быть положены следующие принципы: единая многоуровневая распределенная система управления электроэнергети-кой; соглашение о структуре управления электроэнергетикой, определяющее распре-деление функций управления; единое информационное пространство; интегрированная распределенная база данных; делегирование прав доступа к базе данных; единая вычислительная сеть реального времени; эволюционность внедрения . Целостность может быть обеспечена только единой системой управления.
ИТ-служба в системе управления энергокомпании.
- реструктуризация холдинга привела к появлению новых компаний целевой структуры, которые будут конкурировать между собой на свободном рынке электроэнергии. В этих условиях роль ИТ как важнейшего элемента системы управления компанией неизбежно возрастает и их начинают рассматривать как фактор конкурентного преимущества;
- формирование конкурентного рынка электроэнергии выдвигает новые, более динамичные требования к условиям информационного обмена. Соответствие требованиям рынка (например, требованиям, выдвигаемым НП АТС) приводит к реализации масштабных ИТ-проектов на предприятиях энергетики, таких как внедрение систем коммерческого учета электроэнергии, биллинга и т.п.
Для повышения качества управленческих процессов и достижения конкурентных преимуществ необходимо полноценное обеспечение информацией как отдельных подразделений, так и руководства компаний. В текущей ситуации и в будущем основной задачей информационных технологий будет поддержание горизонтальных и вертикальных информационных потоков на уровне, необходимом бизнес пользователям.
Автоматизация отдельных бизнес-процессов — важнейшая задача ИТ. Быстрое развитие сетей электросвязи с интернациональной структурой приводит к отказу от классических локальных рабочих информационных пространств предприятий. Эти тенденции ведут к развитию единого информационного пространства для всех субъектов рынка. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структуры, а также решение вопросов конфиденциальности информации и информационной безопасности, относятся к задачам информационного менеджмента, как и классическая функция обеспечения производственного процесса или разработки продуктов и услуг в сфере ИТ.
Сейчас информация на энергопредприятиях обрабатывается в самых разнообразных информационных системах, не всегда связанных друг с другом. Обеспечение широкой доступности информации из этих систем для всех сотрудников (а также внешних партнеров), создание информационно-аналитических систем, избирательное предоставление информации и облегчение тем самым принятия оперативных решений может стать критически важным фактором успеха для предприятий электроэнергетики. Высшему менеджменту энергокомпаний для оперативного управления предприятиями необходимы интеграция накопленной информации в едином хранилище данных и наличие систем обработки данной информации. Административная децентрализация может стать существенным барьером на пути решения задач по интеграции. Поэтому рациональным видится формирование в энергопредприятиях специализированных ИТ-подразделений, которые смогут управлять функцией ИТ и, которые, руководствуясь едиными технологическим и функциональным процессами обработки информации, построят информационное пространство реформированной электроэнергетики.
Деятельность в области ИТ можно разделить на два основных направления: локальные ИТ-сервисы в рамках хозяйствующего субъекта; интеграционные информационные сервисы. Основой для решения описанных выше задач будет формирование единых стандартов деятельности для всего информационного пространства энергетики России.
В настоящий момент в энергокомпаниях службы по предоставлению ИТ-услуг (сервисная ИТ-служба), как правило, находятся внутри организаций (инсорсинговая модель). Стандарт ориентирован на выведение таких служб в отдельные компании, но не предъявляет жестких требований и разрешает использование любых моделей.
Разделение функций заказчика и подрядчика предполагает, что служба заказчика, входящая в состав энергокомпании, с одной стороны, выступает поставщиком ИТ-услуг для ее бизнес-подразделений, а с другой стороны, является заказчиком для поставщиков ИТ-услуг как внешних при аутсорсинговой модели, так и внутренних при инсорсинговой модели. Задачи, решаемые службой заказчика, распределены по следующим направлениям:
- контроль удовлетворенности функциональных бизнес-подразделений энергокомпании предоставляемыми ИТ-услугами. Служба заказчика обязана понимать потребности бизнес подразделений и предоставлять необходимые функциональному заказчику ИТ-решения согласно договору на сервисное обслуживание и соглашению об уровне оказываемых услуг;
- управление поставщиками ИТ-услуг. Для этого необходим постоянный контроль и аудит деятельности поставщиков ИТ-услуг и формирование устойчивых партнерских отношений с поставщиками;
- управление ИТ-бюджетом. Служба заказчика должна обосновывать и представлять руководству энергокомпании единый ИТ-бюджет, что позволяет повысить прозрачность расходов на ИТ и сделать эти расходы более осмысленными и рациональными. После утверждения ИТ-бюджета служба заказчика обеспечивает его исполнение;
- управление технологиями и инновациями – обеспечение развития ИТ с учетом передовых технологий в соответствии со стандартами предприятия. Следование единой ИТ-политике позволяет снизить разнородность технологий и тем самым сократить издержки по их сопровождению;
- управление критически важными для бизнеса проектами и программами — существуют проекты и задачи, реализацию которых невозможно доверить внешним поставщикам; в данном случае планирование, организация работ по реализации, управление реализацией возлагаются на службу заказчика.
Основополагающие принципы построения службы заказчика на энергопредприятиях:
- в службе заказчика должны быть сконцентрировано управление по корпоративной ИТ-архитектуре, ИТ-стратегии, архитектуре приложений, технической ИТ-архитектуре предприятия;
- служба заказчика не должна развиваться в подразделение по предоставлению услуг; в службе заказчика не предполагается наличие кадров, занимающихся ИТ-разработками и непосредственным предоставлением ИТ-сервисов;
- служба заказчика должна обладать достаточным резервом опытных менеджеров проектов с хорошими знаниями специфики работы предприятия.
Сегодня во всем мире все более остро встает проблема управления постоянно развивающимися и усложняющимися информационными системами. Основные элементы рекомендуемой поставщикам ИТ-услуг системы управления ИТ-ресурсами изложены в библиотеке передового опыта организации ИТ (IT Infrastructure Library — ITIL), которая выросла из собрания лучших методов, существовавших в индустрии ИТ-услуг. Она предоставляет подробное описание наиболее важных видов деятельности служб ИТ, а также полный перечень сфер их ответственности, задач, процедур и контрольных списков действий, которые могут быть адаптированы для любой организации.
Основная особенность библиотеки ITIL — системный подход в области ИТ-сервисов. Вся деятельность разбита на 10 процессов, для которых определены основные цели и задачи: например, управления инцидентами, управления ИТ-финансами, управление непрерывностью ИТ-услуг, управление мощностями, управления уровнем услуг. В текущий момент на энергопредприятиях России эти процессы частично реализованы, но для повышения качества и эффективности обслуживания необходима реализация всех процессов. Об этом говорит опыт мировых лидеров ИТ-отрасли.
Один из важных принципов библиотеки ITIL — введение объективных, количественно измеряемых параметров для оценки качества сервисов, что позволит в будущем не только измерить реальные достижения, но и формировать направления дальнейшего развития.
Электроэнергетика – основная отрасль экономики, которая обеспечивает потребителей энергией. А значит, электроэнергетика является приоритетной отраслью экономики современных развитых стран, от надежного и эффективного функционирования которой зависят условия жизни их граждан. Сохранение качества и надежности электроснабжения потребителей в рамках новой структуры единой энергетической системы требует организации четкого оперативно-информационного взаимодействия между субъектами рынка и выполнения каждым из них определенных специфических функций и обязанностей. Кроме того, перспектива вхождения в европейскую, а впоследствии и в мировую энергетическую систему зависит от повышения качества и эффективности функционирования практически всех систем автоматического и автоматизированного управления в электроэнергетике. Таким образом, уже на начальном этапе формирования этого рынка необходимо обеспечить опережающее развитие технических и программных средств, способных удовлетворить рост информационных запросов его участников. Очевидно, что сегодня это невозможно без использования новейших компьютерных и информационных технологий, внедрения современного оборудования практически на всех уровнях систем диспетчерского и технологического управления.
1 Внедрение информационных технологий в энергетику страны.
Сегодня в России проводятся масштабные реформы в этой области, направленные на формирование полноценного конкурентного оптового рынка и розничных рынков электроэнергии. В частности, предусмотрено разделение бизнесов генерации, передачи и сбыта электроэнергии, а также вспомогательных производств, создание инфраструктуры этих рынков, включающей системных операторов, администраторов торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании.
Вся система электроэнергетики страны объединена в электроэнергетические системы, которые имеют единое и централизованное руководство, с использованием различных средств диспетчерского и технологического управления. Внедрение информационных технологий в электроэнергетической отрасли, прежде всего, связано с автоматизацией процесса сбора, обработки и отображения информации. Доступность зарубежных компьютерных и информационных технологий по-новому позволяет взглянуть на весь процесс проектирования и реализации программного обеспечения оперативно-информационных комплексов АСДУ (Автоматизированная система диспетчерского управления.) для электроэнергетических предприятий, которые по своим качественным параметрам приближались к уровню систем, эксплуатируемых в электроэнергетике развитых зарубежных стран. В соответствии с принятой классификацией современных задач управления в электроэнергетике успешно функционируют следующие информационные системы, обеспечивающие управление: • локальный уровень управления (реального времени): ПА - автоматическая система (АС) противоаварийного управления, РЗА – релейная защита и линейная автоматика, АУПС – АС управления пропускной способностью, АРЧМ – АС регулирования частоты и перетоков мощности, АРН – АС регулирования напряжения, АОПМ – АС ограничения перетоков мощности, РАС – АС регистрации данных об авариях.
Ведение групп учета, составление форм отчетных документов, просмотр отчетов по учету. Просмотр отчетов событий для оборудования, установленного на контролируемом пункте (отказы, наработка, несанкционированное вмешательство и т.п.). Тестирование отдельных компонентов системы. Оперативное отображение и доступ ко всем оперативным данным и обработка тревог. Система предоставляет достаточные средства авторизации доступа к данным системы, к конфигурации, на основании настраиваемых привилегий. Все изменения в конфигурации системы фиксируются на сервере системы со временем изменения и лица, сделавшего изменения. Обеспечивается возможность возврата к предыдущей конфигурации без потери информации и архивных данных.
Система обеспечивает единое время во всех частях системы. Обеспечена возможность автоматической или ручной корректировки системного времени, как на всех контролируемых пунктах одновременно (например, переход на летнее время), так и на каждом в отдельности, для счетчиков имеющих такую возможность.
Одна из важнейших задач генерирующих компаний, а также системного оператора в условиях рынка - обеспечение регулирования частоты и перетоков мощности. При этом участие электростанций в таком регулировании рассматривается как системная услуга и в то же время как весьма немаловажное условие ее подключения к электрическим сетям.
Применение компьютерных технологий в системе АРЧМ (автоматического регулирования частоты и активной мощности) позволило решить целый комплекс задач, недостижимых при использовании какой-либо другой техники. Новая система значительно повышает оперативность и точность регулирования частоты и мощности в энергосистеме, сводит к минимуму влияние человеческого фактора. Главная изюминка системы - решение специфических оптимизационных задач по распределению нагрузки на генераторы электростанции с учетом особенностей конкретного генерирующего объекта (ресурс агрегатов, основные характеристики, КПД, нежелательные зоны работы, технологические ограничения и др.). Применение подобных решений направлено прежде всего на снижение и выравнивание нежелательного износа весьма дорогостоящего первичного оборудования электростанции.
Если рассмотреть противоаварийную автоматику, то надежное электроснабжение потребителей находится в прямой зависимости от безаварийной эксплуатации высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) системного значения. Как известно, системные аварии, приводящие к повреждению оборудования ЛЭП и отключению потребителей, влекут за собой самые тяжелые последствия для энергосистемы. По всем правилам эксплуатация ЛЭП без автоматизированных систем противоаварийного управления запрещена. Однако большинство энергосистем сегодня оснащены устаревшими устройствами противоаварийной автоматики, выполненными на элементной базе 60-70-х годов прошлого века. Физический износ подобного оборудования и отсутствие комплектов ЗИП – только одна часть проблемы. Ограниченная функциональность устройств затрудняет эксплуатацию комплекса, а "жесткая" логика построения не позволяет реализовать более эффективные алгоритмы противоаварийного управления.
2 Роль информационных технологий в отраслях экономики.
Роль информационных технологий особенно велика в стратегических отраслях экономики, одной из которых является энергетика. Ведь чем сложнее производство, тем острее оно нуждается в большей автоматизации, происходящих в ней процессов. По мнению специалистов в области электроэнергетики развитие этой отрасли в настоящее время имеет ряд серьёзных проблем, что исключает эффективную работу всех электроэнергетических процессов. Всё генерирующее оборудование подверглось старению и износу. Это может привести к технологическим отказам, авариям.
Самой острой проблемой стабильной работы электросетей называют чрезмерное повышение рабочего напряжения до порой абсолютно недопустимых значений, в то время как электроэнергетика более всего нуждается в непрерывной, бесперебойной работе. Эксперты уже давно твердят о необходимости глобального внедрения инновационных технологий в энергетическую сферу и полной автоматизации электросетевого комплекса.
Чтобы перейти к модернизации электрогенерирующих компаний возникает необходимость в разработке высокотехнологических информационных решений. Так, при обновлении оборудования происходит повышение степени его надежной работы, значительная экономия топлива, а также уменьшается расход ресурсов на его обслуживание. Автоматизация технологических процессов повышает эффективность производства и позволяет гарантировать защиту внешней окружающей среды.
Учитывая специфику отрасли, уместно отметить, что в электроэнергетике не столь важны высокие скорости вычислений, сколь надежность и отказоустойчивость серверного и сетевого оборудования. Мониторинг состояния агрегатов, энергетическая логистика, контроль за поставками топлива и выработкой энергии - процессы протекающие непрерывно. Использование блейд- серверов, новейших отказоустойчивых систем хранения данных, систем резервного копирования данных, технологии кластеризации (построение кластеров из серверов) позволяет снизить количество точек отказа, дублировать и резервировать основные части ЦОД для обеспечения максимальной отказоустойчивости. При этом использование вертикального масштабирования серверов и СХД с функциями редупликации хранения, применение виртуализации дает возможность наращивать надежность информационных систем, избегая геометрического роста стоимости оборудования, стоимости хранения и эксплуатационных расходов.
Для обеспечения максимальной отказоустойчивости, защищенности от стихийных бедствий и техногенных катастроф создаются резервные территориально-распределенные ЦОД с синхронной и асинхронной репликацией данных по оптоволоконному каналу
Основными информационными задачами производства электроэнергии являются автоматизация систем технологических процессов и контроль над установленным оборудованием. Применение самых передовых технологий электрогенерирующими компаниями позволяет повысить результативность работы, обеспечить стабильность процессов и работы оборудования и повышать генерирующие мощности.
Будущее внедрение информационных технологий в российские энергетические компании вызвано необходимостью степени повышения фондоотдачи оборудования, которое эксплуатируется. Это приведет к интеграции коммерческого учёта тепла, которое поставляется и всех энергоресурсов, а энергораспределительные компании будут использовать автоматизированы системы расчетов с потребителями. Развитие инфраструктуры IT огромно и строится на создании автоматизированных комплексных систем управления, которые поддерживают обеспечение сбора и интеграцию информации технологического процесса при помощи баз данных текущего времени, формировании IT- модели объекта, которым нужно управлять, на решении задач контроля, управления и анализа энергетического оборудования на основе соответствующей модели.
Вследствие всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что главным фактором, который влияет на развитие информационных технологий энергетики России, является необходимость высокотехнологичного реформирования этой отрасли экономики.
Таким образом, развитие IT-технологий в энергетику, как и любую другую отрасль, приведёт к автоматизации всего комплекса, что повлечет за собой его более эффективную во всех смыслах работу.
Современный мир все больше опирается на цифровые технологии. В ближайшем будущем планируется даже создать целую цифровую метавселенную.
Цифровые технологии уже постепенно внедряются в различные отрасли производства и являются одним из конкурентных преимуществ. В банковской сфере ярким представителем современного цифрового банка является Тинькофф.
Не секрет, что отрасль электроэнергетики в России является достоянием еще советской эпохи с устаревшим оборудованием, которое все же постепенно обновляется благодаря специальным программам ДПМ и КОММод. Поэтому цифровая трансформация электроэнергетики в России и переход на использование современных технологий является актуальным направлением развития, которое способствует повышению рентабельности.
Для начала разберемся, что из себя представляет цифровизация. Простыми словами это перевод информации в формат, подходящий для обработки компьютером.
Зачем нужна цифровизация?
Информацию в цифровом виде гораздо проще анализировать, становится возможным использование технологии анализа больших данных (Big Data), искусственного интеллекта (AI), облачных вычислений и пр. Например, с помощью интеллектуального анализа данных на основе машинного обучения можно будет точнее прогнозировать необходимое количество электроэнергии для поставки в энергосистему.
Появляются дополнительные возможности для оптимизации работы энергосистемы за счет более точной балансировки нагрузки в режиме реального времени и расширенного мониторинга сети.
Благодаря созданию цифровых двойников энергетических объектов можно проводить виртуальные испытания, более точно спрогнозировать срок службы и изменение эффективности работы или даже полностью автоматизировать производство, что позволит существенно снизить себестоимость.
Повышается эффективность работы персонала и уровень безопасности (более быстрое реагирование на неисправности, более точный мониторинг работы оборудования, снижение количества ошибок из-за человеческого фактора).
И самое банальное, снижается количество использованной офисной бумаги, что способствует созданию образа компании, которая заботится об окружающей среде.
Для успешного осуществления цифровой трансформации необходимы следующие составные элементы:
доступная инфраструктура для внедрения цифровых технологий;
готовность компаний внедрять новые инновационные технологии в сформировавшиеся бизнес-процессы;
нормативно-правовая база, государственные проекты по поддержке цифровой трансформации;
частные и государственные инвестиции.
Международный опыт цифровизации
Обратимся к международному опыту цифровизации, т.к. в мире данное направление уже давно не новое.
Согласно оценкам Navigant Research размер рынка цифровых технологий в энергетике оценивается в пределах $53 млрд и в ближайшие 5 лет будет увеличиваться.
Повсеместная цифровизация является общемировым трендом. На данный момент в лидерах находятся западноевропейские страны, которые являются пионерами в области внедрения цифровых технологий.
В 2009 году компания NEXT запустила проект виртуальной электростанции (VPP - Virtual Power Plants), который представляет собой программу, позволяющую управлять большим количеством разрозненных объектов генерации электроэнергии в режиме единой электростанции. Энергетическая компания E.ON развивает направление умных домов. А компания Envision предоставляет программное обеспечение EnOS, которое собирает и обрабатывает данные об использовании оборудования, с помощью искусственного интеллекта создает цифровые модели энергетических объектов, позволяет прогнозировать объемы производства электроэнергии и нагрузки в режиме реального времени.
Процесс цифровой трансформации электроэнергетики в России
Минэнерго со своей стороны обязуется взять на себя разработку необходимой нормативно-правовой базы, обеспечение подготовки кадров, а также осуществление контрольно-надзорной деятельности.
АЦЭ принимает участие в разработке отраслевых стандартов, вносит предложения для изменения действующего законодательства, обеспечивает взаимодействие между участниками рынка для обмена информацией и совместного сотрудничества, помогает привлекать финансирование на внедрение новых цифровых технологий, участвует в НИОКР.
Основными стратегическими задачами в области цифровой трансформации, которые ставит перед собой АЦЭ, являются:
повышение эффективности текущих активов и издержек;
инвестиции в новые классы активов и развитие новых направлений услуг;
увеличение цифрового технологического потенциала.
За счет достижения поставленных задач к 2030 году планируется сформировать высококонкурентный рынок сбыта электроэнергии с выбором различных поставщиков, снижение уровня тарифного регулирования и большее количество инновационных бизнес-моделей.
уменьшить издержки и сроки на внедрение новых информационных систем;
увеличить уровень автоматизации бизнес-процессов;
повысить уровень доступности информации.
Резюме
Одними из ключевых трендов, оказывающими наибольшее влияние на развитие электроэнергетики в будущем, являются декарбонизация и переход на возобновляемые источники энергии и цифровизация, которая предполагает внедрение цифровых технологий в текущую операционную деятельность энергетических компаний, а также открывает возможности для развития новых бизнес-моделей на базе цифровых решений.
Международный опыт показывает, что на пути к цифровой трансформации необходимы совместные усилия всех участников: как государства (правительственные программы, законодательство), так и крупных энергетических компаний (внедрение цифровых технологий для текущей деятельности и развитие новых направлений).
Цифровизация открывает для энергетических компаний новые возможности для повышения эффективности ведения бизнеса (рентабельности): развитие новых направлений для увеличения выручки, так и снижение текущих операционных затрат и повышение производительности.
Цифровизация электроэнергетики довольно интересное и перспективное направление развития отрасли. Радует, что в России есть подобные инициативы и ведутся работы по цифровой трансформации. Но на данный момент каких-то реальных и интересных примеров по использованию инновационных технологий, увы, пока нет.
В статье рассматривается специфический программный продукт, предназначенный для автоматизации работы системы электроэнергетики. Кратко описаны цели внедрения, задачи, функции и особенности объекта исследования.
Ключевые слова:программный продукт, учет, автоматизация, анализ, база аварийности, система, интеграция.
Система должна использоваться в рамках многоуровневой структуры объекта электроэнергетики. При этом для обмена информацией между отдельными подразделениями компании предполагается использовать цифровые каналы связи, объединённые в общую корпоративную информационную вычислительную сеть (КИВС).
Основным назначением Системы является:
- уточнение ранее полученной оперативной информации по журналу отключений;
- уточнение ранее полученной оперативной информации по актам расследования;
- поиск и просмотр имеющихся данных с целью проведения анализа аварий, получения статистики, выявления рисков нарушения надежности функционирования;
- построение отчётов по журналу отключений и актам в форматах *.docx и *.xlsx, а также визуализация статистической информации посредством графиков и гистограмм, а также в виде многостраничных изображений (форматы *.pdf и *.tif);
- возможность редактирования встроенных классификаторов (предприятий, оборудования, учётных признаков нарушений и т. п.), с возможностью их выгрузки или приёма в (из) формате(а) *.xlsx;
- защита от опечаток в датах, отсутствия обязательных данных, исправлений данных после утверждения без соответствующего разрешения ведомственного контролирующего органа;
- выгрузка и приём справочных таблиц, профилей групп безопасности, конфигурации системы, а также актов расследования, как в целях резервного копирования, так и во время переноса данных между различными инсталляциями продукта.
Ввод, хранение информации по противоаварийным мероприятиям:
- последующее после утверждения акта сопровождение мероприятий;
- учёт выполненных, выполняющихся и невыполненных в установленный срок мероприятий;
- построение отчётов по мероприятиям в форматах *.docx и *.xlsx.
Кроме того, разработанный программный продукт должен быть рассчитан на современную структуру электроэнергетической области, выстроенной по признаку ведомственной подчиненности. В рамках этой структуры необходимо осуществить разграничение прав доступа между пользователями, как к различным блокам программы, так и к документам хранилища данных.
Поиск по документам должен осуществляться за счёт механизма фильтров по любым информационным полям, а блок анализа должен позволять создавать выходные формы различной конфигурации по запросам пользователя без участия программистов, что позволит существенно упрощает работу как пользователям, так и самим программистам.
Система должна предусматривать возможность администрирования системы, ведение протоколов работы пользователей.
В Системе должен обеспечиваться доступ неограниченного числа пользователей. Доступ к приложениям и архивам должен осуществляться посредством ролевой модели, в которой каждой группе безопасности соответствует набор прав доступа к различным блокам программы, необходимых для выполнениями поставленных им задач.
Целями создания Системы являются:
- выполнение требований Правил без потери имеющихся за прошедшие периоды баз данных;
- автоматизация процесса сбора, расчёта и анализа данных, используемых при расчёте Ключевых показателей эффективности деятельности персонала электросетевых компаний.
- автоматизация процесса сбора, расчёта и анализа данных, используемых при расчёте показателей уровня надёжности оказываемых услуг.
- расширение учитываемых параметров по каждому событию для возможности расчёта показателей, характеризующих эффективность деятельности компаний, и их сравнение как между собой (внутренний бенчмаркинг), так и с зарубежными аналогами (внешний бенчмаркинг).
- выстраивания системы раннего выявления системных (повторяющихся) причин технологических нарушений с целью разработки директивных материалов и учёта в системе управления активами.
- создание электронной системы, способной воспринимать, обрабатывать и ретранслировать информацию об отключениях без ограничений по объёму базы данных.
- реализация возможности интеграции данных по аварийности на уровне отчётности с SAP BI с целью создания единой для электросетевого комплекса аналитической системы.
Система предназначается для собственников, иных законных владельцев объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, либо эксплуатирующих организаций.
Система предназначена для автоматизации процесса ввода записей журнала отключений и актов расследования, а также их корректировки и дальнейшего всестороннего анализа результатов расследования причин аварий в соответствии с Правилами.
Система имеет трёхуровневую архитектуру программной модели:
- В качестве хранилища данных используется СУБД MS SQL Server 2008 R2.
- Уровень представления. В роли Web-клиента применяется браузер — Microsoft Internet Explorer (v.7 и выше).
Система представляет собой решение на основе Web-технологий, реализующее процессы сбора фактических данных, формирование консолидированных отчётов, аналитических отчётов по отключениям и аварийности на предприятиях, по мероприятиям для снижения аварийности.
Система автоматизирует следующие функции, необходимые в процессе учёта и анализа аварийности и повреждаемости оборудования и для проведения технических аудитов специалистами технических служб.
1. Функция администрирования.
2. Функция ведения журнала отключений.
3. Функция ведения актов расследования.
4. Функция фиксации изменений процесса выполнения противоаварийных мероприятий.
5. Функция хранения транзакционных данных и выборка из хранилища.
7. Функция интеграции данных для взаимодействия с другими автоматизированными информационными системами.
8. Функция создания выходных форм.
9. Функция блока анализа.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846. — С. 1–7.
Основные термины (генерируются автоматически): SAF, система, программный продукт, IIS, SAP, SQL, База аварийности, дальнейший всесторонний анализ, полученная оперативная информация, различный блок программы.
Читайте также: